Конспект урока математики "Когда длина пройденного пути одинаковая", 4 класс, ПНШ
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Конспект урока математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: математика

Класс: 4

Тема урока: «Когда длина пройденного пути одинаковая».

Цели урока: закрепить решать задачи на движение, узнать новый вид задач.

Планируемые результаты

  • предметные: уметь решать задачи на движение, уметь делать выводы, знать формулы нахождения s,v,t, знать зависимость времени от скорости, при условии, что длина пути одинаковая.
  • личностные: формирование положительной мотивации к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.

Тип урока: УИПЗЗ

Оборудование: учебник математики (А.Л.Чекин, 4кл., 2 часть), презентация.

Этап урока. Методы и приёмы.

Хро

номет

раж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг.момент

≈1

Приветствие учителя.

Приветствовать учителя, настраиваться на работу.

 Р: настраиваться на работу.

Постановка учебной задачи и её решение

Словесн.: устный опрос.

Практич.: письменные задачи, формулировка выводов.

Словесн.: актуализация знаний.

Словесн.: определение темы и цели урока.

≈10

- Ребята, чего вы ждёте от сегодняшнего урока?

- Поделитесь своими мыслями.

- Подготовьте тетради к работе: запишите дату.

- Вы уже знакомы с задачами на движение.

- Какие математические термины-величины участвуют в задачах на движение?

- Между данными величинами существуют определённые зависимости. Вспомним их.

- Для этого решим несколько простых задач про интересный подводный мир.

- В тетрадь записывайте только решение с наименованием, ответ не писать.

Скорость акулы 36км в час. Какое расстояние она может преодолеть за 2 часа? (36 · 2 = 72 км)

- Как узнали расстояние?

- Прекрасные пловцы дельфины за 3 часа проплыли 180км. Какую скорость дельфины могут развивать в воде? (180 : 3 = 60км за час)

- Как узнать скорость?

- Скумбрия может развивать скорость до 20км в час. За сколько часов она преодолеет расстояние в 100км? (100 : 20 = 5часов)

- Как узнать время?

- Как вы можете видеть, все три величины находятся в определённой зависимости друг от друга.

- Над какой темой работали на предыдущем уроке? (когда время движения одинаковое.

- Тема сегодняшнего урока: когда длина пройденного пути одинаковая.

- Наша цель: выяснение того, в какой зависимости друг от друга, находятся скорость и время при одинаковой длине пройденного пути.

- Это проблема урока, которую мы должны разрешить. Опираясь на ранее полученные знания, умение наблюдать, делать выводы, я думаю, мы достигнем поставленной цели и откроем новое правило. Оно вам пригодится при решении более сложных задач на движение.

Актуализировать знания, отвечать на вопросы.

Выполнять практическое задание.

Определять тему и цель урока.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.

Р: целеполагание.

Решение частных задач

Практич.: работа с таблицей.

Практич.: выведение и запись формул.

Практич.: заполнение таблицы.

Словесн.: анализ заполненной таблицы.

Практич.: письменное задание, работа с учебником.

Словесн.: актуализация знаний.

Практич.: работа с учебником и в тетрадях, решение задачи, работа у доски.

Практич.: работа над задачей, работа по вариантам, работа у доски.

Словесн.: ответы на вопросы, формулировка вывода.

Практич.: работа по таблице, выполнение заданий из учебника.

Словесн: ответы на вопросы, формулировка вывода.

Практич.: работа над задачей, работа самостоятельно.

Словесн.: ответы на вопросы, формулировка выводов, работа с правилом.

Практич.: письменное задание.

Словесн.: ответы на вопросы, формулировка выводов.

≈30

- Ребята, вы участвовали когда-нибудь в соревнованиях по бегу?

- Смысл этих соревнований в том, что все начинают движение в один и тот же момент, преодолевают одно и то же расстояние.

- Но есть тот, кто приходит к финишу первым.

- От чего это зависит?

- У него была скорость быстрее, чем у остальных, следовательно, времени он затратил меньше.

- А будут ли у спортсменов скорость движения и время одинаковые?

- Сегодня на уроке мы сформулируем зависимость движения от времени, затраченного на движение, при условии, что длина пути одинаковая.

- Откройте тетрадь на печатной основе с.31, найдите № 57.

- Рассмотрите таблицу.

- Что вы можете сказать о длине пути? Какая это величина? (постоянная)

- Дополните таблицу недостающими данными.

- Нужно найти время движения автомобиля, скорость мотоцикла и вертолёта, время движения скоростного поезда.

- Как найдём время движения автомобиля? По какой формуле?

- Как найдём скорость мотоцикла? По какой формуле?

- Как найдём скорость вертолёта? По какой формуле?

- Как найдём время движения поезда? По какой формуле?

- Заполните таблицу самостоятельно.

- Проверим.

- Теперь вам нужно по данной таблице определить, скорость какого транспортного средства в 2 раза больше, чем скорость мотоцикла? (поезда)

- Как вы это выяснили?

- Определите, время, какого транспортного средства в 2 раза меньше, чем время мотоцикла? (поезда)

- Как вы это выяснили?

- Случайно ли, что при ответе на оба вопроса речь идёт об одном и том же транспортном средстве?

- Проверим замеченную зависимость скорости и времени для других двух средств: автомобиля и вертолёта.

- Во сколько раз скорость вертолёта больше скорости автомобиля?

- Как вы это выяснили?

- Сравните время вертолёта и автомобиля.

- Какой вывод можно сделать? (Чем больше скорость, тем меньше время и наоборот. Во сколько раз больше скорость, во столько же раз меньше время и наоборот.)

- Откройте учебник с.42, найдите №143.

- Прочитайте условие задачи.

- Теперь решим эту задачу.

- Начертим таблицу, в которую запишем дистанцию, время и скорость.

- Можно ли сразу ответить, во сколько раз увеличилось время, затраченное пловцом на втором километре дистанции? (в 2 раза)

- Как узнали?

- Почему это могло произойти? (скорость уменьшилась)

- Но мы ведь пока не знаем скорость.

- Но можем ли мы, исходя из времени ответить, во сколько раз уменьшалась скорость на втором километре, по сравнению с первым? (тоже в 2 раза)

- Почему?

- Давайте найдём скорость и проверим, правы ли мы были.

- Работайте в тетрадях, кто-то один у доски.

- Мы знаем, что длина пути 1 км, а время 20 и 40 минут, как найдём скорость?

- Теперь выполним сравнение скоростей.

- Во сколько раз она уменьшилась?

- Сделайте вывод (увеличение времени приводит к уменьшению скорости во столько же раз)

- Ребята, а можно ли было дать ответ на эту задачу, просто используя закономерность? (можно было)

- Теперь выполним №144.

- Запишите формулу, в которой скорость v выражается через пройденный путь s и время t.

- Какую формулу записали? (v=s:t)

- Как изменится скорость, если время увеличить в 3 раза, а длину пути не менять? (уменьшится в 3 раза)

- Давайте проверим, правы ли мы были, возьмём время 20 минут, а путь 120км, и выясним скорость (120:20=60км/мин)

- Теперь возьмём время 60 минут, путь так же оставим 120км, выясним скорость (120:60=20км/мин)

- Теперь сравните время в этих двух выражениях (увеличилось в 3 раза)

- Сравните скорости (уменьшилась в 3 раза)

- Ещё раз сделайте вывод (во сколько раз увеличивается время, во столько раз уменьшается скорость)

- Теперь в заключении выполните №145 самостоятельно.

- Проверьте решение по эталону.

Отвечать на вопросы учителя, формулировать своё мнение, предполагать

Применять формулы для заполнения таблицы.

Формулировать способ нахождения скорости, времени и расстояния.

Отвечать на вопросы учителя, рассуждать.

Выполнять из учебника, отвечать на вопросы учителя, актуализировать знания.

Формулировать свои мысли, работать над задачей, работать у доски и в тетрадях.

Работать над задачей, формулировать свои мысли, работать по вариантам, работать у доски, делать выводы по задаче.

Выполнять задания по таблице, формулировать свои мысли, отвечать на вопросы учителя, делать вывод.

Работать над задачей, отвечать на вопросы, выводить правило и записывать его.

Работать с учебником над письменным заданием, отвечать на вопросы, подводить итоги.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем.

П: дополняют и расширяют знания.

Р: осмысляют учебный материал.

П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Итог урока. Рефлексия

Практич.: подведение итогов, рефлексия, самооценка.

≈5

- Какую цель мы поставили на уроке?

- Как вы думаете, мы её достигли?

- Как узнать скорость?

- Как узнать время?

- Как узнать расстояние?

- Если увеличивается время в … раз, то скорость…? (уменьшается во столько же раз)

- Если уменьшается скорость в … раз, то…? (увеличивается время во столько же раз)

- Есть те, кто не понял тему урока?

- Оцените свою работу на уроке, поставив себе на полях оценку за урок.

- Спасибо за урок!

Отвечать на вопросы учителя, подводить итоги, анализировать и оценивать свою работу на уроке.

Р: понимание      причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями" ( по учебнику "Математика. 4класс" (авт. - Л.Г. Петерсон))

Урок построен с применением технологии деятельностного метода. В ходе урока осуществляется групповая (в том числе и в паре) работа учащихся....

Конспект урока математики «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями» (4 класс)

Конспект урока математики «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями» (4 класс)...

Конспект урока по математике в 1 «А» классе (I отделение) на тему: «Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине»»

Конспект урока разработан для учащихся 1-х классов с нарушением слуха (1 отделение)...

Конспект урока математики Повторение пройденного: "Что узнали? Чему научились?" (УМК Школа России, 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема урока: Повторение пройденного: «Что узнали?Чему научились?»Цели деятельности учителя: закрепление и обобщение знаний о единицах длины, массы, площади...

Конспект урока математики "Сети линий. Пути." (2 класс)

Цели деятельности учителя: Повторение и закрепление знаний о сети линий и пути.Планируемые результатыПредметные:-знать способы перемещения по сетям линий;-уметь перемещаться по путям разными способами...

Тема: Когда длина пройденного пути одинаковая

Цель урока:  выведение правила зависимости друг от друга скорости и времени движения при постоянной длине пути.Планируемые результаты:Метапредметные: контролировать свою деятельность по ходу или ...