Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Бугаева Ольга Олеговна

Рабочая программа по окружающему миру с внутрипредметным модулем "Юный исследователь" УМК "Перспектива" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx69.11 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда

средняя общеобразовательная школа № 30

                                                                                               Утверждена приказом

                                                                                               директора

                                                                                               МАОУ СОШ № 30

                                                                                               Приказ №  ____от __________  2017 г.

                                                                                               Директор МАОУ СОШ № 30

                                                                          _________________/М.О.Максимова/

Рабочая учебная программа

«Окружающий мир»

базовый уровень, 3 класс

/адаптированная на основе

Примерной программы общеобразовательных учреждений «Окружающий мир, 3 класс»;

 УМК «Перспектива»

 под ред. А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой/

        

Составитель:

Бугаева О.О., учитель начальных классов МАОУ СОШ № 30,

Первая квалификационная категория

Калининград 2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе:

1.Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в    Российской Федерации» (пункт 2.7, статья 32)  

2.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

3.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

4.Планируемых результатов начального общего образования;

5.Базисного учебного плана МАОУ СОШ № 30;

6.Устава МАОУ СОШ № 30

7.Примерной  образовательной программы «Окружающий мир» Плешаков А.А., Новицая М.Ю, УМК Перспектива.

Цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:

  1. формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  2. духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:

  • уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
  • понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
  • модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

          Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благородной страны и мира вокруг.

           Программа знакомит учащихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. В связи с особенностями климата и процессом протекания осеннего периода на территории Калининградской области сначала изучается раздел «Осень», потом раздел «Вселенная, время, календарь». При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и сохранения здоровья детей в течение года. Программа нацеливает на осуществление экологического воспитания младших школьников, на развитие у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края.

         

Место предмета в базисном учебном плане

        Программа  рассчитана  на  68 часов (в т.ч. внутрипредметный образовательный модуль «Юный исследователь» - 10 ч, межпредметный модуль «Семейный альбом» 2 часа, межпредметный модуль «Путешествие по родному краю» - 2 часа),  по  2 часа  в  неделю.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ обучения по курсу «Окружающий мир» 3 КЛАСС

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы:

— овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;

— проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с отечественным наследием, входящим в Список ЮНЕСКО;

— представление о ценностях многонационального общества на основе сопоставления материальной и духовной культуры традиционного Дома;

— доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме Списка Всемирных духовных сокровищ;

— целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение двух взаимно связанных метафорических образов: Мир как дом; Дом как мир;

— представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций;

— представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);

— внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца прилежного ученика;

— мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные);

— интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.;

— готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям*;

— личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, необходимых для будущего России*;

— эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах народного творчества, знакомство с Всемирным наследием, Всемирными духовными сокровищами;

— понимание и сопереживание чувствам других людей на основе знакомства с основами семейной жизни*;

— представление об этических нормах через формулирование правил экологической и семейной этики;

— представление об этических нормах через формулирование правил нравственного общения людей друг с другом в ходе знакомства со Всемирным природным и культурным наследием;

— потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;

— соблюдение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников в ходе проектной и внеурочной деятельности;

— установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Обучающийся научится:

— понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

— сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

— выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

— планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

— планировать свои действия в течение урока;

— фиксировать в конце урока удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств,

разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам / неуспехам;

— оценивать правильность выполнения заданий, используя критерии, заданные учителем;

— соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

— контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;

— в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Обучающийся научится:

— понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;

— выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

— использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

— понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

— анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, пословицы и поговорки с выделением отличительных признаков;

— классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

— сравнивать объекты по различным признакам;

— осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, загадок и пр.;

— устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

— строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

— проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов, сочинении загадок;

— моделировать различные ситуации и явления природы.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Обучающийся научится:

— включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов;

— формулировать ответы на вопросы;

— слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

— высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

— проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;

— признавать свои ошибки, озвучивать их;

— употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

— понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

— строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

— готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;

— составлять рассказ на заданную тему;

— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

— продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:

— характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование);

— определять тип справочной и научно-познавательной литературы;

— работать с планом местности и его видами, с масштабом;

— ориентироваться относительно сторон света;

— показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и части света по силуэтам;

— перечислять отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой;

— перечислять правила ответственного туризма;

— перечислять правила пользования личным и общественным транспортом;

— определять номера телефонов для вызова «скорой помощи», полиции, пожарной части;

— приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества;

— характеризовать строение Солнечной системы и названия планет;

— характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере;

— показывать на карте водные объекты;

— характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе;

— характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека;

— характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы, находить в атласе-определителе животных, живущих в почве;

— приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные и цветковые растения;

— перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия, необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп, роль животных в жизни человека;

— различать группы животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных;

— характеризовать природные сообщества на примере леса;

— характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого;

— характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное сообщество, природное сообщество водорослей, береговых растений, червей, моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей;

— определять взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах;

— перечислять правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми;

— определять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов, красного угла в старинном доме (с учётом разных культурных традиций);

— перечислять традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях;

— определять терминологию родства в применении к членам своей семьи;

— определять значение своего имени;

— характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов;

— характеризовать основные правила гигиены;

— характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире;

— оказывать себе и другим людям первую помощь;

— перечислять народные правила и традиции здорового образа жизни, народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье;

— определять потребности развития своего внутреннего мира и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности;

— толковать смысл эмблемы Всемирного наследия;

— узнавать на фотографии строения ансамбля Большого

Кремлёвского дворца;

— определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России;

— определять местоположение Египта, Греции, Иерусалима, Китая на одном из материков, показывать на карте названные город и страны, так же как и их столицы;

— характеризовать природные особенности и культурные достопримечательности перечисленных зарубежных городов и стран, узнавать их на фотографиях;

— составлять список Всемирных духовных сокровищ как

общечеловеческих ценностей, свободно разделяемых людьми разных национальностей и конфессий.

СОДЕРЖАНИЕ  ТЕМ   УЧЕБНОГО  КУРСА

3 класс (68 ч)

1. Радость познания (12 часов)

 Изучение окружающего мира. Изучение способов исследования окружающего мира. Освоение правил подготовки к путешествию. Изучение плана местности, географической и политической карты мира. Термины и понятия: Географическая карта мира, измерение, измерительные приборы и инструменты, карта мира, лабораторное оборудование, масштаб, моделирование, наблюдение, опыт, план местности, политическая карта мира, способы исследования, справочная литература: атлас, путеводитель, словарь, энциклопедия; увеличительные приборы.

Путешествуя, познаём мир Путешествие как средство познания окружающего мира. Изучение туризма и его видов. Изучение средств познания мира: транспорт, информация, связь. Термины и понятия: Путешествие, средства информации и связи, транспорт:  водный, воздушный, космический, сухопутный; туризм, виды туризма: экотуризм, путешествия с приключениями, культурный туризм, ответственный туризм, сельский туризм, спортивный туризм, экологически рациональный туризм.

2. Мир как дом (25 ч)

Мир неживой природы. Изучение природных объектов: твёрдые тела, жидкости, газы, их свойствах, классификация. Ознакомление с образом «мир как дом» в представлении древних людей. Изучение небесных тел, строения Солнечной системы. Изучение воздуха: состав, свойства; значение для людей, животных, растений. Изучение воды: свойства, значение для живых организмов. Освоение способов изображения природных стихий в народном творчестве. Изучение полезных ископаемых, использование их человеком. Термины и понятия: Азот, вещество, вода, воздух, газ, газообразное состояние, гранит, горные породы, жидкость, жидкое состояние, звёзды, карьер, кислород, круговорот воды в природе, месторождение, минералы, минеральные соли, перегной, планеты, плодородие, полезные ископаемые, почва, природный объект, скважина, смесь газов, Солнечная система, твёрдое состояние, твёрдое тело, углекислый газ, шахта.

Природные сообщества. Изучение природных объектов: твёрдые тела, жидкости, газы, их свойствах, классификация. Ознакомление с образом «мир как дом» в представлении древних людей. Изучение небесных тел, строения Солнечной системы. Изучение воздуха: состав, свойства; значение для людей, животных, растений. Изучение воды: свойства, значение для живых организмов. Освоение способов изображения природных стихий в народном творчестве. Изучение полезных ископаемых, использование их человеком. Термины и понятия: Азот, вещество, вода, воздух, газ, газообразное состояние, гранит, горные породы, жидкость, жидкое состояние, звёзды, карьер, кислород, круговорот воды в природе, месторождение, минералы, минеральные соли, перегной, планеты, плодородие, полезные ископаемые, почва, природный объект, скважина, смесь газов, Солнечная система, твёрдое состояние, твёрдое тело, углекислый газ, шахта. 

Мир живой природы. Изучение разнообразия растений, их роли для жизни на Земле. Освоение способов символического изображения плодородной земли и растений в народном творчестве. Изучение разнообразия животных, необходимых условий для их жизни. Изучение способов размножения животных разных групп. Изучение цепи питания каждой группы животных. Термины и понятия: Водоросли, всеядные животные, головастики, детёныши, земноводные, иглокожие, кислород, мальки, мировое дерево, млекопитающие, моллюски, мхи, насекомоядные, невидимые нити, папоротники, паукообразные, пресмыкающиеся, птенцы, ракообразные, растительноядные, стихия, углекислый газ, хвойные растения, хищные животные, цветковые растения, цепи питания.

3. Дом как мир (22 ч) 

Родной дом. Изучение устройства старинного дома. Изучение традиций гостеприимства, принятых в старину и в современном обществе. Термины и понятия: Гость, дымокур, землянка, изба, княжеское (княженецкое) место, красный угол, матица, мир, мирская сходка, опечек, Отчизна, отчий дом, печь, полати, порог, почётный гость, традиционное жилище, чум, шалаш, юрта, яранга.

Семья. Изучение традиционной терминологии родства и способов составления родословной. Изучение взаимоотношений в семье, традиций воспитания детей. Термины и понятия: Бракосочетание, брат, внук, двоюродный брат, деверь, дочь, дядя, жена, золовка, зять, изба, колыбель, кормилец семьи, муж, невестка, обряд, обычай, племянник, род, родословное древо, родство, рукобитье, свататься, сваты, свекровь, свёкор, свояченица, сноха, супруги, сын, тётя, тесть, тёща, упряжь, хозяйка семейства, шурин.

Домострой. Изучение традиций управления домашним хозяйством в старину. Изучение семейного бюджета. Термины и понятия: Банкноты, большак, большуха, бюджет, деньги, домоводство, домострой, копейка, монета, нумизматика, рубль, семья, семейный бюджет, семейный доход, семейный расход, упруг, чеканить монету, экономика.

Организм человека. Изучение строения человека (внешнее, внутреннее). Изучение строения и функций систем внутренних органов человека. Изучение основных правил гигиены. Изучение строения органов чувств и правил их гигиены. Изучение правил здорового образа жизни и правил оказания первой помощи себе и другим людям. Термины и понятия: Барабанная перепонка, бронхи, верхние и нижние конечности, вкусовые сосочки, внешнее и внутреннее строение тела, внутреннее ухо, выделительная система, газовая служба, гигиена, глаз, глазное яблоко, глотка, головной мозг, головокружение, градус, дисплей, дыхательная система, желудок, здоровье, здравствуйте, зрачок, зрительный нерв, йод, кишечник, кровеносная система, кровеносные сосуды, лёгкие, лечебная физкультура, мышцы, наружное ухо, наружный слуховой проход, нервная система, нервы, носовая полость, обморожение, обморок, обоняние, опорно-двигательная система, ожог, орган, осанка, осязание, перегревание, печень, пищеварительная система, пищевод, порез, правильное питание, пожарная охрана, пульс, режим питания, ротовая полость, ртуть, сердце, сетчатка, сигналы, система органов, скелет, скорая медицинская помощь, спинной мозг, среднее ухо, температура тела, термометр, травма, трахея, ухо, ушиб, ушная раковина, шкала.

4. В поисках Всемирного наследия (9 ч)

Всемирное наследие России. Введение понятия «Всемирное наследие». Изучение объектов Всемирного культурного и природного наследия России. Оформление и представление презентации объекта культурного (природного) наследия. Термины и понятия: Байкал, благословение, Всемирное наследие, Всемирное культурное наследие, Всемирное природное наследие,, духовный, историко-культурный памятник, кремль, кремлёвская стена, Московский Кремль, музей-заповедник, презентация, пресная вода, собор, целлюлозно-бумажный комбинат, шедевр.

Сокровищница Всемирного культурного наследия. Изучение объектов Всемирного культурного наследия Греции, Египта, Китая. Изучение духовного наследия Иерусалима. Изучение Всемирного духовного наследия. Термины и понятия: Акрополь, гробница, духовный, духовные сокровища, египетская пирамида, иероглиф, Иерусалим, мудрец, проект, скрижали, сокровище, сокровищница, фараон.

ТРЕБОВАНИЯ  К УРОВНЮ   ПОДГОТОВКИ

Учащиеся должны знать:

— характерные признаки лета, осени, зимы, весны в неживой природе, в жизни травянистых растений, деревьев и кустарников, насекомых, птиц, зверей;

— названия и важнейшие отличительные признаки изученных грибов, растений, насекомых, птиц, зверей и других животных;

— некоторые экологические связи в природе;

— особенности сезонного труда людей и его зависимость

от сезонных изменений в природе;

— изученные правила поведения в природе;

— особенности охраны здоровья в разное время года;

— народные названия месяцев;

— народные приметы и присловья о временах года;

— дни-погодоуказатели, характерные для климата своего края;

— главные календарные праздники народов своего края.

Учащиеся должны уметь:

  • показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и части света по силуэтам;
  • приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные и цветковые растения;
  • перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия, необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп, роль животных в жизни человека;
  • различать группы животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных;

— проводить наблюдения в природе по заданиям учебника;

— различать изученные растения, грибы, насекомых,

птиц, зверей и других животных (в природе, гербарии, на рисунке или фотографии);

— объяснять на примерах  некоторые экологические связи;

— выполнять изученные правила поведения в природе;

— выполнять правила охраны здоровья в разное время года;

— разыгрывать народные игры, характерные для разных времен года и связанные с главными календарными праздниками народов своего края;

— загадывать и отгадывать загадки народов своего края о явлениях живой и неживой природы;

— рассказывать 2—3 сказки о животных из устного творчества народов своего края. 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Окружающий мир  3 класс» (68 ч)

Наименование разделов/

тем

Всего часов

Формы

контроля

всего

теория

Практика

«Радость познания»

12ч

Проверочные, самостоятель-ные работы,

тесты,

контрольные работы

«Мир как

дом»  

25ч

16ч

«Дом как мир»  

22ч

15ч

«В поисках Всемирного наследия»  

  9 ч

ИТОГО 

в т.ч. внутрипредмет-

ный образовательный модуль «Юный исследователь»

межпредметный модуль «Семейный альбом»

межпредметный модуль «Путешествие по родному краю»

68ч

10ч

2 ч

2 ч

48ч

20ч


ТЕМАТИЧЕСКОЕ  КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  

КУРСА «Окружающий мир, 3 КЛАСС»

3  класс, базовый уровень. 2017-2018 учебный год.

    УМК Перспектива, 68 часов, 2 часа в неделю.

    Учитель Бугаева О.О.

№ уро

ка

Тема/

Тема урока

К-во

часов

Дата

Стандарт/содержание

Оснащение

Тип урока

Тип и формы контроля

«Радость познания» 12 часов

1

Свет знания.

 1ч

Дать представление о том, что стремление

к творческому познанию окружающего мира есть отличительная черта человека.

Уч-к  ч. 1,

р/т  № 1.

К

Теоретический материал учебника стр. 4-7, р.т. стр. 4 № 3,4

2

ВПМ «Юный исследователь»

Как изучают

окружающий мир

1 ч

Способы познания мира: наблюдение, опыт, измерение,

моделирование, определение природных объектов. Измерительные приборы и инструменты, увеличительные приборы, лабораторное оборудование.

Уч-к  ч. 1,

р/т  № 1.

ПР

Теоретический материал учебника стр. 8-11, р.т. стр. 4 № 3,4

3

 Книга — источник знаний. Экскурсия №1 в школьную библиотеку.

 1ч

Научить детей пользоваться справочной литературой. Уметь разыскать необходимые сведения в словаре, справочнике, путеводителе.

Уч-к  ч. 1,

р/т  № 1.

К

Теоретический материал учебника стр. 12-15 , р.т. стр. 12 № 2,3,4

4

МПМ «Путешествие по родному краю» Отправимся на экскурсию

Экскурсия № 2.

1 ч

Важнейшие особенности различных организаций научно-

просветительского характера. Сведения о них в путеводи-

телях, Интернете. Посещение научно-просветительских организаций как способ познания природы и культуры.

Уч-к  ч. 1,

р/т  № 1.

ПР

Теоретический материал учебника стр. 16-19, р.т. стр. 4 № 3,4

5

О чём расскажет план

1 ч

План как источник информации об окружающем ми-

ре. План местности. Условные знаки плана. Масштаб. Планы для пешеходов и автомобилистов, туристические планы.

Уч-к  ч. 1,

р/т  № 1.

К

ПР

Теоретический материал учебника стр. 20-23, р.т. стр. 27 № 3

6

О чём расскажет план

Практическая работа № 1

7

Планета на листе бумаги.

1 ч

Дать понятие о карте, научить читать

карту мира, дать понятие о континенте (материке), познакомить с изображениями материков на карте мира.

Уч-к  ч. 1,

р/т  № 1.

ОНЗ

ПР

Теоретический материал учебника стр. 24-27 (ориентирование на карте), р.т. стр. 22№2,5,6

8

Планета на листе бумаги. Практическая работа №2

1 ч

9

Страны и народы

на политической карте мира.

Научить детей использовать познавательные возможности, которые предоставляет политическая карта мира (и карты отдельных материков); находить местоположение страны, её границы, её столицу, соседние с ней страны.

Уч-к  ч. 1,

р/т  № 1.

ОНЗ

Теоретический материал учебника стр. 28-31, р.т. стр. 25 № 3

10

Путешествуя, познаём мир.

1 ч

Путешествие как способ познания окружающего мира и

самого себя. Подготовка к путешествию. Роль источников

информации в подготовке к путешествию (справочная ли-

тература, беседы с опытными людьми, карты, схемы, планы городов, сёл и др.).

Уч-к  ч. 1,

р/т  № 1.

К

11

ВПМ «Юный исследователь»

Транспорт.

1 ч

Старинные и современные средства передвижения. Ви-

ды транспорта (сухопутный, водный, воздушный, косми-

ческий). Личный и общественный транспорт. Правила

пользования личным и общественным транспортом. Ис-

пользование общественного транспорта в просветительских целях.

Уч-к  ч. 1,

р/т  № 1.

К

12

Средства информации и связи.

Познакомить детей со старинными способами обмена информацией между людьми.

Уч-к  ч. 1,

р/т  № 1.

К

Теоретический материал учебника стр. 40-43, р.т. стр. 33 № 3,4

«Мир как дом»  25 часов

13

Мир природы

в народном творчестве.

Познакомить детей со способами отражения древней мысли человечества о единстве мира в разных

видах народного творчества.

Уч-к  ч. 1,

р/т  № 1.

К

Теоретический материал учебника стр. 46-49, р.т. стр. 34 № 2,3

14

Из чего состоит всё.

Практическая работа № 3

1 ч

Твёрдые тела, жидкости и газы. Вещества. Вода — растворитель. Различать природные объекты и созданные человеком предметы, объекты живой и неживой

природы, твёрдые тела, жидкости и газы.

Уч-к  ч. 1,

р/т  № 1.

К

15

Мир небесных тел.

Продолжить формирование научной картины мира, дать понятие о Солнце как о ближайшей к нам звезде, источнике света и тепла для всего живого на Земле.

Уч-к  ч. 1,

р/т  № 1.

Об.

Теоретический материал учебника стр. 54-57 , р.т. стр. 40 № 1,2,5

16

Невидимое сокровище

1 ч

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Уч-к  ч. 1,

р/т  № 1.

ПР

17

ВПМ «Юный исследователь»

Свойства воздуха

Практическая работа № 4

1 ч

18

Самое главное вещество

1 ч

Вода, её состояния. Распространение воды в природе, её

значение для живых организмов и хозяйственной жизни

человека. Свойства воды. Круговорот воды в природе.

Уч-к  ч. 1,

р/т  № 1.

ОНЗ

ПР

Теоретический материал учебника стр. 62-63

19

ВПМ «Юный исследователь» Свойства воды, Круговорот воды в природе. Практическая работа № 5

1 ч

20

Природные стихии

в народном творчестве.

Познакомить детей со способами изображения природных стихий (огонь, вода, воздух) в разных

видах народного творчества.

Уч-к  ч. 1,

р/т  № 1.

К

Теоретический материал учебника стр. 66-67,р.т. стр. 47 № 2,3

21

Кладовые Земли

ВПМ «Юный исследователь»

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Уч-к  ч. 1,

р/т  № 1.

ПР

22

Чудо под ногами.

Практическая работа № 6

Дать понятие о почве, её плодородии и значении для растений, животных и человека

Уч-к  ч. 1,

р/т  № 1.

ОНЗ

Теоретический материал учебника стр.74-76

23

Мир растений

1 ч

Разнообразие растений. Группы и виды растений. Особенности дыхания и питания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Уч-к  ч. 1,

р/т  № 1.

ОНЗ

ПР

24

МПМ «Путешествие по родному краю» Мир растений. Экскурсия № 3

1 ч

25

Плодородная земля

и растения в народном творчестве.

Познакомить детей со способами изображения плодородной земли и растений в разных видах

народного творчества.

Уч-к  ч. 1,

р/т  № 1.

Об.

Теоретический материал учебника стр.82-85,р.т. стр. 57 № 2,3

26

Мир животных

1 ч

Разнообразие животных. Группы и виды животных. Размножение и развитие животных разных групп. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Уч-к  ч. 1,

р/т  № 1.

ОНЗ

ПР

27

Мир животных.

Практическая работа №7

1 ч

28

Образы животных

в народном творчестве.

Познакомить детей со способами изображения животных в разных видах народного творчества.

Уч-к  ч. 1,

р/т  № 1.

К

Теоретический материал учебника стр. 90-93,р.т. стр. 65 № 3

29

Невидимые нити

в живой природе.

Дать понятие о группах животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепях питания, способах защиты животных.

Уч-к  ч. 1,

р/т  № 1.

Об.

Теоретический материал учебника стр. 94-97,р.т. стр. 66 № 2,3

30

Лес — волшебный дворец.

Лес — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные, грибы, бактерии).

Уч-к  ч. 1,

р/т  № 1.

ОНЗ

ПР

31

Лес — волшебный дворец. Практическая работа № 8

1 ч

32

Луг — царство цветов

и насекомых

Луг — единство живой и неживой природы. Природное сообщество луга, его отличия от сообщества леса; взаимосвязи в луговом сообществе. Круговорот веществ на лугу. Влияние человека на луговое сообщество.

Уч-к  ч. 1,

р/т  № 1.

ОНЗ

ПР

33

Луг — царство цветов

и насекомых. Практическая работа № 9

34

Водоём — дом из воды.

Водоём — единство живой и неживой природы. Природное сообщество водоёма, его отличия от сообществ леса и луга; взаимосвязи в водном сообществе. Круговорот веществ в сообществе водоёма. Влияние человека на водное сообщество.

Уч-к  ч. 1,

р/т  № 1.

ОНЗ

ПР

35

Водоём — дом из воды. Практическая работа № 10

36

Как сохранить

богатства природы.

Познакомить детей с представлением об охране природных сообществ как единого целого в мире.

Уч-к  ч. 1,

р/т  № 1.

ПР

Теоретический материал учебника стр. 116-119, р.т. стр. 81 № 2

37

Охрана природы

в культуре народов России и мира.

Пробудить в них стремление беречь родную землю, желание больше узнавать о старинных и современных способах экологически чистого образа жизни.

Уч-к  ч. 1,

р/т  № 1.

Об.

Теоретический материал учебника стр.120-123,р.т. стр. 82 № 1,2

«Дом как мир»  22 часов

38

ВПМ «Юный исследователь»

Родной дом — уголок отчизны.

Значения слова «мир». Правила совместной жизни в общем доме (в том числе в современном многоквартирном доме), в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми. Роль в жизни человеческих сообществ общих целей, дел и праздников, взаимной поддержки и доброжелательности по отношению друг к другу .

Уч-к  ч. 2,

р/т  № 2.

К

Теоретический материал учебника стр.4-11, р.т. стр.1,4, р.т. стр. 6 № 1,2

39

Свой дом — свой простор.

Экскурсия № 4.

1 ч

Трёхчастная структура старинного дома как образа Вселенной. Роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; их аналоги в устройстве старинного жилища народов.

Уч-к  ч. 2,

р/т  № 2.

ПР

40

В красном углу сесть —

великая честь.

Познакомить детей с эстетическим оформлением красного угла в доме, с его значением как центра духовной жизни семьи. Познакомить детей с традициями гостеприимства, принятыми в старину и в настоящее время.

Уч-к  ч. 2,

р/т  № 2.

К

Теоретический материал учебника стр.12-21,р.т. стр. 9 № 3,4, р.т. стр. 10 № 3,4

41

Побываем в гостях.

Экскурсия № 5.

Особое значение порога, центрального столба, почётно-

го места, наличие женской и мужской половины в доме — характерные черты традиционного жилища разных народов России и мира. Различия в устройстве жилища, обусловленные природно-климатическим и культурным своеобразием жизни людей. Традиции гостеприимства, принятые в старину и в настоящее время.

Уч-к  ч. 2,

р/т  № 2.

ПР

42

На свет появился — с людьми породнился.

Познакомить детей с традиционными терминами родства и свойства, принятыми в русской народной культуре.

Уч-к  ч. 2,

р/т  № 2.

К

Теоретический материал учебника стр.22-27,р.т. стр. 14 № 3

43

МПМ «Семейный альбом» Родословное древо.

Практическая работа № 11.

Способы составления родословного древа. Семейные династии; профессии членов семьи (рода). Семейные традиции трудолюбия и мастерства.

Уч-к  ч. 2,

р/т  № 2.

ПР

44

Муж и жена — одна душа.

Познакомить детей с представлениями о великой значимости супружеского союза мужчины и женщины, отражёнными в народных сказках.

Уч-к  ч. 2,

р/т  № 2.

Об.

Теоретический материал учебника стр. 32-39,р.т. стр. 18 № 2,4, р.т. стр. 20 № 2,3,4

45

Святость отцовства

и материнства.

Познакомить детей с представлениями о родительской любви, самоотверженности, жертвенности, отражёнными в народных сказках, пословицах.

Уч-к  ч. 2,

р/т  № 2.

К

46

 Добрые дети — дому венец.

Традиции воспитания девочки и мальчика, определяющие их дальнейшую судьбу как женщины и мужчины, матери и отца, отражённые в народных сказках, пословицах, в старинной и современной культуре воспитания детей и подростков, в том числе в культуре народов своего края.

Значение личного имени как нравственного образца для самосовершенствования его носителя.

Уч-к  ч. 2,

р/т  № 2.

К

Теоретический материал учебника стр. 40-47,р.т. стр. 22 № 2,4,

р.т. стр. 24 № 2,5,6

47

Детские игры —

школа здоровья.

Экскурсия № 6.

Народная игровая культура (в том числе своего края): раз

личные типы игр и игрушек (старинных и современных),

направленных на физическое, психическое, эстетическое, социально-нравственное, интеллектуальное развитие детей

Уч-к  ч. 2,

р/т  № 2.

ПР

48

Строение тела человека.

Общее представление о строении тела человека. Внешнее и внутреннее строение. Органы и системы органов. Опорнодвигательная,  пищеварителная, дыхательная, кровеносная, нервная системы, их роль

в жизнедеятельности организма

Уч-к  ч. 2,

р/т  № 2.

ОНЗ

Теоретический материал учебника стр.48-51,р.т. стр. 29 № 5,6

49

ВПМ «Юный исследователь» Строение тела человека.

1 ч

К

50

Как работает наш организм.

Дать основные сведения о функционировании опорно-двигательной, пищеварительной, дыхательной и кровеносной систем, о целостности организма человека.

Уч-к  ч. 2,

р/т  № 2.

ОНЗ

ПР

Теоретический материал учебника стр. 52-55,р.т. стр. 30 № 3,4,5

51

ВПМ «Юный исследователь»

Как работает наш организм. Практическая работа № 12.

52

Что такое гигиена.

Дать понятие о гигиене как науке о сохранении и укреплении здоровья.

Уч-к  ч. 2,

р/т  № 2.

К

Теоретический материал учебника стр.56-59,р.т. стр.35 № 2,3,4,стр. 37 № 4

53

Наши органы чувств

ВПМ «Юный исследователь»

Общее представление о строении и работе органов чувств. Гигиена органов чувств.

Уч-к  ч. 2,

р/т  № 2.

К

54

Школа первой помощи. Экскурсия № 7 в медицинский кабинет.

Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Измерение температуры тела человека. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах, обмораживании, перегревании

Уч-к  ч. 2,

р/т  № 2.

ПР

55

Здоровью цены  нет.

Практическая работа № 13

Познакомить детей с правилами здорового

образа жизни.

Уч-к  ч. 2,

р/т  № 2.

Об.

Теоретический материал учебника стр. 68-71,р.т. стр. 47 № 2

56

Дом  не велик,

а стоять не велит.

Познакомить детей с правилами управления домашним хозяйством.

Уч-к  ч. 2,

р/т  № 2.

ОНЗ

Теоретический материал учебника стр. 72-75,р.т. стр. 49 № 4

57

Семейный бюджет.

ВПМ «Юный исследователь»

Доходы и расходы семьи. Из истории денег. Денежные единицы разных стран. Монеты и банкноты Российской Федерации разного достоинства

Уч-к  ч. 2,

р/т  № 2.

К

58

МПМ «Семейный альбом» Мудрость старости.

Познакомить детей с образом достойной

старости, представленным в народных сказках.

Уч-к  ч. 2,

р/т  № 2.

К

Теоретический материал учебника стр.80-83, р.т. стр.55 № 3

59

Путешествие

к А. С. Пушкину.

Экскурсия № 8 в библиотеку.

История рода А. С. Пушкина как пример исследования се-

мейного родословия. Творческое наследие поэта и духовная преемственность поколений на основе духовного родства, на близости интересов, на продолжении доброго дела

Уч-к  ч. 2,

р/т  № 2.

ПР

«В поисках всемирного наследия»    9 часов

60

Всемирное наследие.

1 ч

Понятие «Всемирное наследие». Эмблема Всемирного наследия. Идея сохранения достопримечательностей природы и культуры разных стран как непреходящих ценностей для всего человечества. История создания

Списка Всемирного наследия. Дидактическая игра-путешествие к объектам Всемирного наследия России и мира

Уч-к  ч. 2,

р/т  № 2.

К

Теоретический материал учебника стр. 90-93,р.т. стр. 59 № 4,5

61

Московский Кремль.

Ансамбль Московского Кремля как объект Всемирного

культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Московского Кремля как образца воинской крепости, центра государственной власти, духовной святыни России

Уч-к  ч. 2,

р/т  № 2.

ОНЗ

62

Озеро Байкал.

Озеро Байкал как объект Всемирного природного наследия. Озеро Байкал на карте России. Уникальные особенности природы и экологические проблемы озера. Байкал как уникальный природный объект не

только России, но и мира.

Уч-к  ч. 2,

р/т  № 2.

ОНЗ

Теоретический материал учебника стр.100-103,найти информацию о озере Р.т. стр. 65 № 3

63

Путешествие в Египет.

Познакомить детей с природными и культурными достопримечательностями Египта, его столицы,

с египетскими пирамидами как объектом Всемирного культурного наследия.

Уч-к  ч. 2,

р/т  № 2.

ОНЗ

Теоретический материал учебника стр.104-107, найти информацию Египте Р.т. стр. 67 № 3,4

64

Путешествие в Грецию.

Познакомить детей с природными и культурными достопримечательностями Греции, её столицы,

с Афинским Акрополем как объектом Всемирного культурного наследия.

Уч-к  ч. 2,

р/т  № 2.

ОНЗ

Теоретический материал учебника стр.108-11, найти информацию, р.т. стр. 69 № 2 Р.т. стр. 70 № 4,5

65

Путешествие в Иерусалим.

Познакомить детей с ландшафтными и

культурными достопримечательностями Иерусалима и его Старого города как объектом Всемирного культурного наследия.

Уч-к  ч. 2,

р/т  № 2.

ОНЗ

Теоретический материал учебника стр.112-115

Р.т. стр. 73 № 4,5,6

66

Путешествие в Китай.

Познакомить детей с местоположением и

культурными достопримечательностями Китая и Великой Китайской стеной как объектом Всемирного культурного

Наследия.

Уч-к  ч. 2,

р/т  № 2.

ОНЗ

Теоретический материал учебника стр. 116-119, р.т. стр. 75 № 3,5 Р.т. стр. 76 № 6,7

67

Всемирные

духовные сокровища. 

Познакомить детей с образами людей, которые воплотили в себе лучшие человеческие качества.

Уч-к  ч. 2,

р/т  № 2.

Об.

Теоретический материал учебника стр.120-123,р.т. стр. 78 № 3,4,5

68

Повторение. Закрепление изученного материала в 3 классе.

1 ч

Уч-к  ч. 1, 2,

р/т  № 1, 2.

Об.

Итого по программе,

в т.ч. ВПМ «Юный исследователь»

МПМ «Семейный альбом»

МПМ «Путешествие по родному краю»

68ч

12ч


СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ

Список   обязательной литературы:

1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Изд 3-е. М., «Просвещение», 2014. – 127 с.

2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Изд 4-е. М., «Просвещение», 2014. – 80 с.

Список   дополнительной литературы:

1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Методическое пособие. 3 класс: пособие для учителя / Под. ред. А. А. Плешакова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014. – 224 с.

2. Плешаков А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. – М.: Просвещение, 2013. – 160 с.

3. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель. – М.: Просвещение, 2013. – 222 с.

4. Плешаков А.А. Зелёные страницы. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...