Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса.
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Новожилова Алевтина Леонидовна

Рабочая программа и тематическое планирование для 1 класса. УМК "Школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1zh_okr.mir_.docx66.04 КБ

Предварительный просмотр:

        

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 547

Красносельского района Санкт-Петербурга

РАССМОТРЕНА

ПРИНЯТА

УТВЕРЖДЕНА

Руководитель МО

_________________

Протокол № _____

На Педагогическом совете

Протокол №_______

Директор ГБОУ СОШ № 547

_________________/А.Г. Малая/

Приказ от «___»_________2017

№_______

«___»__________2017

«__»__________2017

Рабочая программа

по окружающему миру для 1ж класса

Срок реализации программы: 2017/2018 учебный год

Программу составила:

Новожилова Алевтина Леонидовна,

учитель начальных классов, высшая категория.

Санкт-Петербург

2017


  1. Пояснительная записка

  Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Нормативно-правовые документы

Рабочая программа предмета «Окружающий мир» составлена на основе нормативных документов:

Федеральный закон №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарта начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарта начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.12.2012 №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарта начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 2014 г. №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников на 2015/2016 учебный год, рекомендованных, допущенных, к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 г. № 968 «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Устав ГБОУ СОШ № 547. Учебный план ГБОУ СОШ № 547 Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год.

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в ГБОУ СОШ 547 Санкт-Петербурга

Цели и задачи программы

Основная цель обучения по предмету «Окружающий мир» - представить в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически грамотные правила взаимодействия со средой обитания: нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества: исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).

Целями изучения предмета «Окружающий мир» в 1-2 классах является обеспечение успешной адаптации к школе, формирование знаний об объектах окружающего мира и развитие интереса к окружающему миру.

Задачи:

- формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействии в системе «человек — природа — общество»,

- воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней;

- понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

«Окружающий мир» — предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

• устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек — природа — общество»;

• осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;

• подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни,

• подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

• Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.

Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое  событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.

Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.

Общая характеристика учебного предмета

В основе построения курса лежат следующие принципы:

1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчлененность восприятия окружающсго мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных-сторон действительности в их взаимосвязи, так как её отсутствие рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегели Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек — природа — общество», и более частные составляющие этой системы:  «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность» и др.

2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения;! предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

Актуализация знаний предполагает их отбор с учете специфики социальных ролей данной возрастной категории социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.

3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.  Именно поэтому большое внимание в программе (и, соответственно, в учебниках) уделяется общекультурным сведениям — о творческой деятельности людей, научных открытиях, литературе, архитектуре, искусстве, великих ученых, деятелях искусства и т. п. В программе 3 - 4 классов для реализации этого принципа введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».

4. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализует через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать действия с установленными нормами поведения в окружающей среде. При этом действие принципа распространят на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям (социальная экология).

5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможностъ успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т. п. Все это обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и облегчает усвоение естественнонаучных и обществоведческих понятий.

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии.

• Человек как биологическое существо: чем человек сличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено темами: «Мы — школьники», «Твое здоровье» (1 класс); Кто ты такой» (2 класс); «Земля — наш общий дом» (3 класс); «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс).

• Я и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темами: «Ты — первоклассник», «Мы и вещи» ( I класс); «Кто живет рядом с тобой» (2 класс); «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс); Человек и общество» (4 класс).

• Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темами: "Родная природа» (1   класс),   «Мы  —  жители  Земли» (2 класс), «Родная страна: от края до края» (3 класс), «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс).

• Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить Родину, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темами: «Родной край», «Наша страна – Россия» (1 класс), «Твоя Родина — Россия» (2 класс), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).

• История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, культура, техника и искусство в нашей стране. Это содержание представлено разделом «Путешествие в прошлое (историческим сведения)», который имеется во всех темах программы 2 класса, а также специальными историческими темами «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)», «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс); «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).

 «Окружающий мир» — предмет особый. Его изучение требует использования нетрадиционных форм организации усиления  роли  занятий,  которые  проходят вне  класса (в уголке природы, на пришкольном участке, в парке, музее, физкультурном или игровом зале и пр.).

Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их — оживить знания школьника, которые получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.

Место предмета в учебном плане

В 1 классе курс предмета «Окружающий мир» рассчитан на 66 часов (33 учебные недели). В соответствии с Учебным планом МОУ Лаголовской оош на изучение окружающего мира в 1 классе выделено 2 учебных часа в неделю.

Планируемые результаты освоения предмета

К концу обучения в 1 классе учащиеся научатся:

  • воспроизводить своё полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
  • различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улице;
  • ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
  • различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;

—различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;

  • определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; характеризовать кратко сезонные изменения;
  • устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
  • описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
  • сравнивать домашних и диких животных.

К концу обучения в 1 классе учащиеся могут научиться:

—        анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;

—различать основные нравственно-этические понятия;

  • рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
  • участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.

Личностные результаты представлены двумя группами. Первая относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребёнка как школьника:

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

- высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками.

Другая группа личностных результатов передаёт социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

- формирование основ российской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

- воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, к своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

- понимание роли человека в обществе, принятие норм поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасности с учётом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:

- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, измерение);

- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяют рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:

- под интеллектуальными действиями понимается способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.);

- под регулятивными действиями понимается владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

- под коммуникативными действиями понимается способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира: владение рассуждением, описанием, повествованием.

Учебно – тематический план

Содержание

учебного

материала

Распределение часов

Всего

Теория

Тестовые работы

Раздел 1.

Родная природа

30

29

1

Раздел 2.

Ты - первоклассник

8

8

Раздел 3.

Родная страна

19

18

1

Раздел 4.

Ты и вещи

2

2

Раздел 5.

Ты и твоё здоровье

5

5

Итоговое повторение

2

1

Итого

66

63

3

Содержание программы 1 класс (66 ч)

Раздел 1. Родная природа(30 ч)

Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди. Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).

Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4-5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4-5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3-4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.

Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.

ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).

Универсальные учебные действия

Описывать сезонные изменения в природе. Создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы. Определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предложенной последовательности. Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы.

Описывать внешние признаки растения. Характеризовать условия роста растения. Выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей.

Различать животных по классам (без термина). Сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных. Различать животных по месту обитания.

Раздел 2. Ты – первоклассник (8 ч)

Ты — первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.

Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.

Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.

Универсальные учебные действия

Определять время по часам с точностью до часа.

Описывать назначение различных школьных помещений. Конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке.

Раздел 3. Родная страна (19 ч)

Название города (села), в котором мы живём. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, швея, экскурсовод и др.). Уважение к труду людей.

Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.

Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.

ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования общественным транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.

Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.

Универсальные учебные действия

Различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; составлять краткий рассказ па тему «Что делают  в...».

Называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек.

Различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы.

Реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями.

Анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения. Воспроизводить домашний адрес, правила дорожного движения и пользования транспортом. Различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице.

Составлять небольшой рассказ о своей семье. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

Раздел 4. Ты и вещи (2 ч)

Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.

ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.

Универсальные учебные действия

Классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т. д.). Ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта. Строить небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов.

Раздел 5. Твоё здоровье (5 ч)

Забота о своём здоровье и хорошем настроении. Гигиена ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.

Солнце, воздух, вода — факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом. Режим дня.

Универсальные учебные действия

Демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.

Экскурсии Сезонные экскурсии «Времена года»: в теплицу, в парник, в хозяйство по выращиванию цветов и т. п. (по выбору учителя с учётом местных возможностей). Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учётом местных особенностей).

Практические работы Уход за комнатными растениями и животными уголка природы, работа с аквариумом.

Календарно – тематическое планирование по окружающему миру

I четверть (17 часов)

№ урока

Дата

Тема урока

Освоение

предметных

знаний (базовые понятия)

1.

Введение. Этот удивительный мир

Неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди. Мир

природы, вещей, людей. Что такое окружающий мир? Как можно объединить

разные предметы и объекты

окружающего мира?

2.

Давай познакомимся

Ты – первоклассник. Твои новые друзья.

Кого называют друзьями.

Увлечения детей, игры.

Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно

оценивать

деятельность сверстника

и свою, радоваться успехам друзей; правила поведения на уроке:

подготовка

рабочего места, правильная осанка, гигиена письма,

внимательность, сдержанность,

аккуратность

3.

Мы -школьники

Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др.

Уважение к труду работников школы, учителя, уборщицы Оказание посильной помощи взрослым
в подготовке
к уроку, уборке
класса, дежурстве в столовой и др.


4.

Правила поведения в школе

Первоклассник должен знать и выполнять правила поведения
в школе.

Коллективные игры на перемене

5.

Сентябрь – первый месяц осени

Изменения,
которые происходят осенью в период золотой осени: листопад, состояние неба, погода, цветение растений в осенних
цветниках.

Наблюдения за изменениями в природе, определение причины и следствия отдельного явления, ответы на вопросы по теме наблюдения

6.

Что нам осень подарила

Сад, огород, цветник осенью. Особенности внешнего вида разных овощей и фруктов:
форма, цвет, вкусовые качества, способ употребления в пищу, польза. Составление описательного рассказа.

Работа с таблицей «Календарь сбора ягод»

7.

Грибная пора

Богат осенний лес: грибы,

орехи, ягоды

рябины, калины, брусники. Сравнение

грибов, плодов разных
растений.

Работа с текстом и таблицей: календарь
сбора грибов. Классификация объектов по разным признакам

8.

Семья

Что такое семья? Моя семья: ее члены, их труд, семейные обязанности.

Как мы понимаем
слова «Семья крепка ладом»?

9.

Любимые занятия. Воскресный день

Чем любят
заниматься
члены семьи в свободное время?

Театр, музеи, концерты, загородные поездки – любимый
досуг многих семей.

Чтение книг
и рассказывание любимых сказок – часть досуга.

Хозяйственный труд
в семье.

Домашние
дела

10.

Как из зерна получилась булка

Народная мудрость гласит: «Худ обед, когда хлеба нет». Хлеб – главное богатство людей. Для того чтобы хлеб был в каждом доме, трудятся люди разных профессий

11.

Человек и домашние животные

Домашние
и дикие животные: различия. Профессии людей, ухаживающих за животными (пастух, доярка, конюх, птичница). Как заботиться о домашних
животных

(уход, кормление, прогулка)

12.

Октябрь уж наступил

Лес (парк)
изменился.

Листопад
почти закончился.
Небо неприветливо, хмуро. День пасмурный. Птиц мало.

Перелетные птицы (кроме водоплавающих) уже улетели в теплые страны.

Животные укрылись
в своих зимних жилищах

13.

Птицы осенью

В октябре
улетают дрозды, скворцы, трясогузки.

На водоемах еще можно встретить
лебедей,
гусей, уток.

Объяснение слов, выделенных в тексте. Проблемная
задача «Почему одни
птицы улетают на юг,
а другие –

остаются?»

14.

Явления природы

Все, что происходит вокруг нас в природе
(дождь, снег, град, туман,

гроза и др.), –

явления природы. Они
зависят от времени года,
погоды, особенностей

той или иной
местности.

Листопад, снегопад, таяние снега, ледоход

15.

Где ты живёшь?

Мы живем
в городе (поселке, селе). Что такое дорога? Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду? Наша дорога в школу идет мимо
(через, рядом, около…).

На ней расположены
знаки дорожного
движения

16.

Правила дорожного движения

Улица (дорога): тротуар, обочина,
проезжая часть, мостовая. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках, правила

пользования транспортом. Дорожные знаки.

Домашний адрес. Безопасная дорога
от дома
до школы

17.

Ты и вещи

Кто делает
разные вещи: профессии людей (слесарь, портниха, столяр, гончар). Классификация предметов по заданному признаку.

Правила отношения к вещам и окружающим пред-
метам.

Понятия-антонимы:

«аккуратный
– неаккуратный»,
«бережливый – расточительный (небережливый)»

II четверть (15ч)

№ урока

Дата

Тема урока

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

1

Кто работает ночью

Профессии людей, которые
работают ночью, значение их труда для общества

2

Твои помощники – органы чувств

Забота о своем здоровье
и хорошем
настроении. Что такое здоровье
Хорошее состояние
органов чувств
показатель
здоровья.

Как человек воспринимает мир с помощью органов чувств.

Правила охраны зрения,
слуха, вкуса

3

Правила гигиены

Гигиена зубов, ротовой полости, кожи.

Охрана органов чувств:
зрения, слуха, обоняния и др. Зачем нужны правила гигиены? Почему человек должен их соблюдать? Понятия-антонимы: «аккуратный – неаккуратный»,

«чистоплотный – нечистоплотный
(чистюля –

грязнуля)»

4

О режиме дня

Что такое режим дня и зачем он нужен? Определение времени по часам как условие правильной организации труда
и отдыха.

Понятия-
антонимы: «организованный – неорганизованный»
Режим дня первоклассника

5

Урок в спортивном зале

Будем развивать силу,
ловкость
и быстроту.

Физическая культура.

Правила
закаливания

6

Ноябрь – зиме родной брат

Изменения
в природе
в ноябре.

Характеристика предзимья: признаки ненастной погоды, завершение листопада, исчезновение насекомых, мелких зверьков.
Лесные новости. Понятия «золотая осень»,
«предзимье», «середина
осени»

7

Дикие животные

Где живут дикие звери? Жизнь диких животных
поздней
осенью.
Различение
животных

по внешним
характеристикам. Названия животных
и их детенышей. Чтение
дополнительных текстов
о диких
животных

8

Звери - млекопитающие

Звери – меньшие «братья»
человека.

Характерные особенности зверей – млекопитающих: кормление
молоком детенышей.

Различные представители этого класса: медведь, заяц, лиса, летучая мышь, дельфин,
кит и др. Классификация: домашние– дикие

животные

9

Что мы знаем о птицах

Классификация птиц
по признаку «перелетные – зимующие», отличительные особенности этих птиц. Зависимость наступающего сезона и поведения
птиц. Причины
сезонных перелетов птиц: отсутствие пищи, холода

10

Родной край

Характерные особенности разных населенных
пунктов: город, село (общее, различное). Наш населенный пункт – часть нашей страны России

11

Дом, в котором ты живёшь

Описание зданий разных функциональных значений: учреждение, жилой дом
городского
и сельского
типа. План квартиры.

Рассказывание о квартире
Маши (учебник, с. 81).

Понятия «двухкомнатная квартира», «прихожая», «кухня», «ванная», «туалет». Определение здания по вывеске

12

Зачем люди трудятся

Зачем люди
трудятся? Знакомство с выражением «рабочие руки».

Развитие речи: составление описательного рассказа.

Объяснение слов «Слава честному
труду!»

13

В декабре, в декабре все деревья в серебре

Сезонные
изменения
в начале зимы: снегопад, цвет снега, мороз, оттепель, снежинки.

Декабрь – первый месяц
зимы

14

Какая бывает вода

Вода – вещество. Свойства
воды: текучесть,
прозрачность,

бесцветность. Вода – растворитель различные состояния воды (пар, град, туман, иней, роса,
лед, снег).

Понятия:
«тело»,

«вещество»

15

Итоговый контрольный тест за I полугодие


III четверть- 18 часов

№ урока

Дата

Тема урока

Освоение предметных знаний

1.

Январь – году начало, зиме – середина

Изменения
в природе
в январе.

Определение деревьев

по силуэту.

Понятия:

«лиственные», «хвойные
деревья»
(по результатам наблюдений). Практическая работа: наблюдение за срезанной
веточкой сирени, поставленной в воду, –

запись наблюдений
(начало наблюдения, время раскрытия почек,
появление
листочков, окончание
наблюдения – ветки распустились
полностью)

2.

Хвойные деревья

Хвойные деревья: особенности,
отличия от лист-венных. Ель, сосна, кедр

и др. – вечнозеленые деревья. Хвойные деревья, которые сбрасывают на зиму листву
(сибирская лиственница)

3.

Жизнь птиц зимой

Птицы в зимнем лесу:
названия,
особенности внешнего вида, голосов.

Зависимость питания птицы от строения клюва.

Составление ответа на вопрос, основан-ный на наблюдении: каких птиц можно встретить зимой. Рассказывание о внешнем

виде птиц, повадках, образе
жизни.

Птицы хищные и растительноядные. Чтение текстов учебника

4.

Наша страна - Россия

Наша страна – Россия,
Российская

Федерация. Москва –
столица РФ. Символика

России: гимн, флаг, герб

5.

Богата природа России

Разнообразие и богатство природы России: леса,
реки, горы. Ориентировка по карте: значение  цвета, определение по символам
(знакам) пред-ставителей
животного
мира и места их обитания на территории нашей страны

6.

Мы - россияне

Россия – страна многонациональная

Особенности народа: язык, искусство,
обычаи

7.

Народная сказка и народная игрушка

Прикладное искусство народов

 России: сравнение,
различия, общие черты.

Художественные промыслы разных
народов
России.

Рассказывание
«Как мастер делает игрушку».

Раскрашивание животных из сказки «Колобок»

8.

Февраль – месяц метелей и вьюг

Февраль –
третий месяц зимы. Зима
в разгаре.

Снега много, стоят морозы. Февраль – месяц метелей и ветров.

В лесу идет своя жизнь

9.

Звери - млекопитающие

Звери имеют волосяной
покров, передвигаются
и питаются в зависимости
от условий

жизни.

Среди зверей есть насекомоядные, растительноядные, хищные и всеядные

10.

Наш уголок природы. Животные и растения уголка природы

Уголок природы – место
обитания многих животных, но, несмотря на это, они остаются дикими животными. Чтобы
животное
чувствовало
себя хорошо, нужно знать, как оно живет в естественных условиях, чем питается, кто его враги

11.

Комнатные растения

12.

Мы – граждане России

Граждане
России имеют права и обязанности. Почему человек должен выполнять свои обязанности.

Рассуждение на тему «Для
чего нужно учиться?»

13.

Правила поведения

Развитие
диалогической речи: культура разговора
по телефону. Правила дружбы (повторение). Как разрешать
споры и ссоры

14.

23  февраля – День защитника Отечества

Как можно встретить праздник «День защитника
Отечества» в семье, как проявить внимание
к родным

и близким

15.

8 Марта – праздник всех женщин

Как можно встретить праздник в семье, как проявить внимание к родным и близким

16.

Март - капельник

Изменения в жизни
природы ранней весной.

Характеристика марта: на-
родное название

месяца – «капельник»; появление
проталин,

таяние снега

17.

Птичьи разговоры

Жизнь птиц весной: прилет, гнездование, птичьи «разговоры». Правила отношения к птичьим гнездам. Народная
примета
«жаворонки»

18.

Контрольный тест за 3 четверть


IV четверть –16 ч

№ урока

Дата

Тема урока

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

1.

Если хочешь быть здоров,закаляйся!

Для того чтобы быть здоровым, нужно
правильно
организовывать свой день, много времени проводить на свежем воздухе,
закаляться.

Занятие спортом тоже закаляет человека.

Объяснение смысла выражений

2.

Здоровая пища

Какая пища
полезна. Как правильно питаться.

Полезный
завтрак.

Витамины
для нашего

организма.

Продукты

на ужин

3.

Какое бывает настроение

От чего зависит настроение человека. Каким оно
бывает.

Что нужно делать для того,
чтобы настроение было
хорошим.

Характеристика разных видов настроения: радостно,
весело, грустно, плакать
хочется и др.

4.

Апрель - водолей

Сезонные
изменения
в разгар весны: что происходит на водоеме, есть ли в парке снег, появились ли весенние цветущие растения
и трава

5.

Экскурсия в весенний лес (парк)

Наблюдения
за сезонными изменениями
в окружающей действительности:
ледоход,
водоем, первоцветы, трава

6.

Жизнь насекомых весной

Календарь
появления

насекомых
после зимнего покоя: комаров, бабочек, пчел, муравьев и др. Их разнообразие.

Развитие речи: описание
насекомых

7.

Весенние работы

Весной на полях, огородах,

в садах и цветниках начинаются весенние работы: убирают прошлогоднюю листву,
белят деревья, сажают овощи, разбивают
цветники

8.

Кто работает на транспорте

Сходство
и различие
разных видов транспорта:
воздушный,

водный, наземный; пассажирский, личный; электрический и работающий

на бензине
(керосине);

грузовой,
легковой.

Профессии:
машинист,
водитель, летчик, капитан, борт-проводник, кондуктор

9.

День космонавтики

Россия – страна, которая открыла миру космос.

Первый спутник Земли, первый космонавт, полеты
в космос, первая женщина-космонавт

10.

Май весну завершает,лето начинает

«Май весну завершает, лето начинает» –
так говорят

в народе.

Изменения

в природе

11.

Жизнь земноводных весной

Лягушки и жабы – земноводные: общие
черты и различие. Жизнь
земноводных весной. Развитие лягушки.

Понятия «земноводные»,
«головастики», «развитие»

12.

Животное – живое существо

Обобщение
полученных представлений: любое животное живет
(существует) – дышит, питается, передвигается, спит, строит жилище, дает потомство

13.

Природе нужны все!

Природа –
среда обитания всех живых существ
на Земле, ее нужно беречь. Красная книга России

14.

Итоговый контрольный тест№ 3

15.

Работа над ошибками

Правила поведения на дороге. Пешеходный переход. Ролевая игра «Я – регулировщик».

16

Ты - пешеход

Дорожные знаки: подземный переход, велосипедное движение разрешено, велосипедная дорожка, проход запрещен, проход
разрешен, остановка транс-

порта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему мирудля 4 класса по системе " Начальная школа 21 века"

В "Программу" включены такие разделы, как: " Пояснительная записка", Принципы, положенные в основу построения курса", " Средства обучения", " Формы и средства контроля", " Виды контроля", "...

Рабочая программа по окружающему миру1 класс "Школа России"ФГОС

Материал включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Состален в соответствии с Положением о рабочей программе  и авторской программы "Школа России"....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...