Технологическая карта проблемно-исследовательского урока по окружающему миру для 3 класса учителя МБОУ Школы №13 г.о.Самара Захаровой Н.М.
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Захарова Надежда Михайловна

Технологическая  карта проблемно-исследовательского урока по окружающему миру для 3 класса по теме "Приспособленность растений к условиям жизни".Урок формирует представление у учащихся о том, какую роль ирает среда обитания и строение растений в приспособляемости видов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта  проблемно – исследовательского   урока

 по  окружающему миру  в 3   классе

Учитель Захарова Н.М.

Тема урока: «Приспособленность растений к условиям жизни»

Проблемно – исследовательский урок

Тип урока: изучение нового материала

Цели:

  1. Формировать представления о том, какую роль играет среда обитания и строение растений в приспособляемости видов.
  2. Стимулировать интерес учащихся к самостоятельному поиску ответов на вопросы о законах приспособляемости растений к условиям жизни.
  3. Развивать познавательные, исследовательские и коммуникативные навыки в процессе изучения темы,
  4. Воспитывать любовь к окружающему нас миру.
  5. Воспитывать уважение и терпимость к чужому мнению при работе в группах.

Оборудование:

  •  Учебный видеофильм «Живая природа. Мир растений»;
  • Гербарии растений
  • Презентация  и рисунки различных видов растений
  • Макет «Ярусы леса»
  • Плакат «Грибы» (опята)

Ход урока

Создание ситуации интереса.

 – Ребята, вы любите смотреть фильмы? Давайте вспомним, какой отрывок видеофильма мы смотрели на предыдущем уроке. Понравился ли вам этот отрывок? Что вас заинтересовало?

Постановка проблемы

 – А как вы думаете, почему пальмы не растут в пустыне?

Учащиеся высказывают предположения.

 – Молодцы, дети! Очень интересные предположения вы высказали.

 – Давайте представим, что мальчик Костя живёт на юге. Он отправился на прогулку в шортах и футболке. А мальчик Рома живёт в холодной северной стране. В какой одежде он отправится на прогулку? Почему?

Формулировка гипотезы и задачи исследования

 – На растения влияет среда, в которой они живут. Каждое растение по – своему приспособилось к жизни на Земле. Давайте мы с вами попытаемся это исследовать. Для этого нам нужно составить план исследования.

Составление плана исследования

 – Итак, как называются условия, где живут растения? (Среда обитания).

 – На каких формах, частях растения отражается среда обитания? (На росте растения, на размере и цвете листьев, на строении корневой системы).

Учитель на доске составляет план.

     

 – Теперь исследуем на примерах данных растений, как они приспособились к условиям жизни.

Процесс исследования

Перед каждым ответом дети совещаются в паре.

  1. Коллективная работа.

а)  – Послушайте отрывок из стихотворения.

   И меж растений царствует война –

   Деревья, травы – вверх растут задорно,

   За свет и воздух борются упорно,

   А корни их, в земле неся свой труд,

   За почву и за влажность спор ведут.

 – Эти строки деда Чарльза Дарвина, Эразма, довольно полно открывают сущность происходящего в растительном мире.

    Без света жизнь растений невозможна. Хорошо заметна борьба растений за свет в лесу.

 – Рассмотрите макет («Ярусы леса»). Как растут растения в лесу? (Ярусами).

 – Почему так происходит? (Каждому виду растений нужно определенное количество солнечного света).

 – Совершенно верно.

       Учитель демонстрирует это высказывание

       на наглядном примере: освещает лампой

        макет «Ярусы леса».

 – Первый ярус образуют самые требовательные к свету деревья: сосна, берёза, дуб. Ниже располагаются деревья и кустарники, менее требовательные к условиям освещения, а ещё ниже, в условиях недостатка света, расположен ярус травянистых растений. К ним относятся: ландыш, кислица и др.

 – Итак, мы выявили одно из главных приспособлений растений к жизни – освещенность.

б)    Учитель показывает гербарии и

        рисунки растений с видами их приспособлений

        к среде обитания.

 – Проанализируйте, как приспособилась к условиям жизни седоватая полынь.

Седоватая полынь.

  1. Среда обитания – степь.
  2. Рост – низкий.
  3. Размер листьев – небольшие. Значит, меньше испаряют воды, что позволяет полыни жить в жарком климате.
  4. Цвет листьев – не ярко – зелёные, а седоватые, т.к. покрыты маленькими светлыми волосками. Волоски защищают лист от горячего ветра и сберегают влагу. Светлый цвет не случаен, он не даёт сильно нагреваться листу, отражая лишние лучи.
  5. Корень – длинный, уходит в глубь почвы, что позволяет полыни добывать воду глубоко под землей.

Клён, липа.

  1. Среда обитания – лес.
  2. Рост – высокий, ствол прямой.
  3. Листья – широкие, испаряют много влаги, т.к. растения не испытывают недостатка во влаге и тепле.
  4. Цвет листьев – зелёные, темно – зеленые, что говорит о достатке влаги и солнечного света.
  5. Корни уходят глубоко в глубь почвы и разветвляются вокруг на несколько метров, что позволяет добывать воду с большой поверхности земли.

 – Теперь расскажите о карликовой березе и полярной иве.

Карликовая береза, полярная ива.

  1. Среда обитания – тундра.
  2. Рост – невысокий, искривленные стволы, растения стелются по земле, т.к. не хватает тепла и света. Растения за короткое прохладное лето не успевают вырасти (Деревья в тундре чуть выше кустарников. Так, берёза в тундре маленькая, карликовая вырастает до 1 метра, а ива ещё меньше – 30 см).
  3. Размер листьев – маленькие, чтобы меньше испарять влаги. Это надо не для экономии влаги (т.к. в тундре её много), а для  того, чтобы не переохладиться  при испарении воды с листьев.
  4. Цвет листьев – зеленые, т.к. достаточно влаги.
  5. Корни – неглубокие, стелющиеся, ползучие. Летом в почве много воды, и растения стелются по земле, а корни не уходят в глубь – там вечная мерзлота.

Верблюжья колючка.

  1. Среда обитания – пустыня.
  2. Рост – невысокий, т.к. мало влаги.
  3. Вместо листьев – колючки, чтобы меньше испарять воды.
  4. Цвет – колючки гладкие и зелёные (Это колючие листья, хорошо приспособленные к жаре. Вырабатывают нужные вещества прямо в листьях, т.к. мало влаги.
  5. Корни – длинные, чтобы добывать влагу из глубины. Корни могут достигать 20 – 30 м.

в)           Учитель вывешивает плакат «Грибы»

   – Рассмотрите плакат.

   – Какие грибы изображены? (Опята).

   – Опята ядовитые? (Нет).

   – Они съедобны? (Да).

   – А рядом расположены ложные опята. Они несъедобные.

   – Съедобные опята похожи на ложные опята.

   – Итак, ещё один вид приспособления к жизни это сходство неядовитых растений с ядовитыми. Это маскировка.

г)  – В мире живых организмов идет постоянная борьба за жизнь. Растения теснят друг друга, ветками и листьями перехватывают свет и тепло, растительноядные животные поедают растения. Какая – то круговерть, в которой, наверное, и уцелеть невозможно от гибели?

     Если животные могут бегать или летать, то что делать растениям, которые и сдвинуться не могут с места? Им как быть? Сидеть на месте и ждать – «съедят, не съедят»???

    Как могут защищаться растения? Они ведь такие беззащитные.

   – Это только на первый взгляд. Рассмотрите рисунок. Как называется это растение? (Крапива).

   – Как она защищается? (Она больно обжигает).

   – А чем она обжигает? (На стебле и листьях крапивы есть маленькие волоски – иглы, они легко прокалывают кожу рук или языка животных, выделяя жгучую жидкость, которая и обжигает).

   – Посмотрите на следующую картинку. Что это? (Шиповник).

   – Какие у него средства защиты? (На стеблях веточках есть шипы – иглы, которые наносят болезненные раны).

   – А у полыни какое средство защиты? Ведь колючек нет? (В её листьях содержатся вещества, вызывающие горечь во рту, поэтому растения едят её неохотно).

   – Итак, мы выделили ещё один вид приспособления – это средство защиты у растений.

д).  – А если растение не имеет иголок, шипов, горечи, то как им быть? Съедят их животные и всё…?

Дети высказывают предположения.

   – Корни растений дают новые побеги и растение возрождается. Так растения спасаются от жары, после пожара или если их съели животные.

   – Приведите примеры таких растений. (Сливы, вишни).

   – Многие из вас видели среди лета, когда яблони или груши стоят как обожженные – это гусеницы съели листья. Но проходит время, и на деревьях появляются новые листочки. Жизнь продолжается.

    Это был ещё один вид приспособления – приспособительное поведение.

Физминутка

Физминутка

  1. Групповая работа.

   – А теперь мы разобьемся на группы. Каждая группа получит рисунок с изображением растения и попытается найти вид его приспособления к среде обитания.

Дети работают в группах,

а затем обсуждают виды приспособления.

На рисунках:

  • Кактус,
  • Ковыль,
  • Репейник,
  • Лианы.

Кактус. Нет листьев, имеет гладкую зеленую поверхность стебля с иглами. Это растение живёт в жарком климате – пустыне. Здесь мало влаги, а листья её много испаряют, поэтому это растение вырабатывает нужные ему вещества прямо в стеблях, поэтому они зелёные. Иголки – это средство защиты, чтобы не съели животные.

Репейник. Семена репейника покрыты густыми, жёсткими колючками, так что животные изранят губы и язык, если захотят съесть их.

Лианы. Широкие листья – сильное испарение воды. Значит, растёт во влажном климате, где много воды.

Ковыль. Растёт в степи. Узкие листья, чтобы испарять мало влаги. Длинный корень, чтобы добывать волу глубоко под землей.

Разгадывание кроссворда

Каждая группа получает задание: разгадать кроссворд.

   – Разгадайте кроссворд, в выделенных клетках получится название растения, которое очень интересно приспособилось к среде обитания.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

  1. Дотронься летом до ствола этого дерева. Он прохладный даже на солнцепеке. Это единственное дерево с белой корой, которое не нагревается на солнце. (Берёза)
  2. Сверху листья дерева зеленые, снизу – серебрист – серые. От малейшего ветерка листья переворачиваются, и дерево становиться то зеленым, то серым – переодевается. (Осина)
  3. Это хвойное дерево. Но зимой оно стоит голое, как лиственное. (Лиственница)
  4. Если тебе когда – нибудь понадобиться расколоть полено этого дерева, сделать это будет нелегко: топор увязнет в древесине. И ты поймешь, почему дерево так названо. (Вяз)
  5. Ягоды на этом дереве могут висеть всю зиму. И чем крепче прихватит их мороз, тем слаще они будут. (Рябина)
  6. Дерево с большими, красиво вырезанными листьями можно было бы назвать «музыкальным» - из его древесины изготавливают музыкальные инструменты. (Клён)
  7. В народе это дерево часто называют «сладким». Нет, конфеты на нем не растут. Но посмотри, как во время цветения дерева к нему летят пчелы. И мёд потом будет самый вкусный и душистый. (Липа)

   – Название  какого растения получилось в выделенных клетках? (Росянка).

   – Росянка – это растение – хищник. Растёт оно на болотистых почвах. Оно способно ловить насекомых. Верхняя сторона листьев росянки имеет множество красных волосков с прозрачными капельками жидкости, напоминающими росу. Сядет насекомое на такой листочек и приклеится к нему. Края листа завертываются, выделяется жидкость, которая переваривает насекомое. Когда от насекомого останутся лишь крылышки и лапки, лист вновь раскрывается.

   – А почему росянка питается насекомыми?

   – На болотах, где она живёт, очень мало питательных веществ и попавшие на ее листья насекомые служат ей дополнительным питанием.

 Рефлексия

   – Итак, вы увидели, как растения приспосабливаются к жизни в определенных условиях. Представьте себе, что условия неживой или живой природы резко изменилось. Что произойдет с растениями? (Они погибнут).

   – Так почему же пальмы не растут в пустыне? (Они не приспособлены к условиям пустыни).

   – Пальма растет во влажном климате. Это вечнозеленое растение.

   – Скажите, а только ли растения приспосабливаются к среде обитания? (Нет, приспосабливаются животные, человек).

   – Сегодня вы узнали важный закон природы. Сформулируйте его.

   Все растения (живые существа) приспосабливаются к условиям обитания. Способов приспособления очень много. Если эти условия изменяются, то растения (живое существо) может погибнуть.

Домашнее задание (дается дифференцированно)

1 уровень

     Нарисовать растение в среде его обитания. Указать виды приспособления к среде обитания.

2 уровень

     Сочинить рассказ (сказку) о каком –нибудь растении, о том, как оно приспособилось к среде обитания.