Перед каждым ответом дети совещаются в паре. - Коллективная работа.
а) – Послушайте отрывок из стихотворения. И меж растений царствует война – Деревья, травы – вверх растут задорно, За свет и воздух борются упорно, А корни их, в земле неся свой труд, За почву и за влажность спор ведут. – Эти строки деда Чарльза Дарвина, Эразма, довольно полно открывают сущность происходящего в растительном мире. Без света жизнь растений невозможна. Хорошо заметна борьба растений за свет в лесу. – Рассмотрите макет («Ярусы леса»). Как растут растения в лесу? (Ярусами). – Почему так происходит? (Каждому виду растений нужно определенное количество солнечного света). – Совершенно верно. Учитель демонстрирует это высказывание на наглядном примере: освещает лампой макет «Ярусы леса». – Первый ярус образуют самые требовательные к свету деревья: сосна, берёза, дуб. Ниже располагаются деревья и кустарники, менее требовательные к условиям освещения, а ещё ниже, в условиях недостатка света, расположен ярус травянистых растений. К ним относятся: ландыш, кислица и др. – Итак, мы выявили одно из главных приспособлений растений к жизни – освещенность. б) Учитель показывает гербарии и рисунки растений с видами их приспособлений к среде обитания. – Проанализируйте, как приспособилась к условиям жизни седоватая полынь. Седоватая полынь. - Среда обитания – степь.
- Рост – низкий.
- Размер листьев – небольшие. Значит, меньше испаряют воды, что позволяет полыни жить в жарком климате.
- Цвет листьев – не ярко – зелёные, а седоватые, т.к. покрыты маленькими светлыми волосками. Волоски защищают лист от горячего ветра и сберегают влагу. Светлый цвет не случаен, он не даёт сильно нагреваться листу, отражая лишние лучи.
- Корень – длинный, уходит в глубь почвы, что позволяет полыни добывать воду глубоко под землей.
Клён, липа. - Среда обитания – лес.
- Рост – высокий, ствол прямой.
- Листья – широкие, испаряют много влаги, т.к. растения не испытывают недостатка во влаге и тепле.
- Цвет листьев – зелёные, темно – зеленые, что говорит о достатке влаги и солнечного света.
- Корни уходят глубоко в глубь почвы и разветвляются вокруг на несколько метров, что позволяет добывать воду с большой поверхности земли.
– Теперь расскажите о карликовой березе и полярной иве. Карликовая береза, полярная ива. - Среда обитания – тундра.
- Рост – невысокий, искривленные стволы, растения стелются по земле, т.к. не хватает тепла и света. Растения за короткое прохладное лето не успевают вырасти (Деревья в тундре чуть выше кустарников. Так, берёза в тундре маленькая, карликовая вырастает до 1 метра, а ива ещё меньше – 30 см).
- Размер листьев – маленькие, чтобы меньше испарять влаги. Это надо не для экономии влаги (т.к. в тундре её много), а для того, чтобы не переохладиться при испарении воды с листьев.
- Цвет листьев – зеленые, т.к. достаточно влаги.
- Корни – неглубокие, стелющиеся, ползучие. Летом в почве много воды, и растения стелются по земле, а корни не уходят в глубь – там вечная мерзлота.
Верблюжья колючка. - Среда обитания – пустыня.
- Рост – невысокий, т.к. мало влаги.
- Вместо листьев – колючки, чтобы меньше испарять воды.
- Цвет – колючки гладкие и зелёные (Это колючие листья, хорошо приспособленные к жаре. Вырабатывают нужные вещества прямо в листьях, т.к. мало влаги.
- Корни – длинные, чтобы добывать влагу из глубины. Корни могут достигать 20 – 30 м.
в) Учитель вывешивает плакат «Грибы» – Рассмотрите плакат. – Какие грибы изображены? (Опята). – Опята ядовитые? (Нет). – Они съедобны? (Да). – А рядом расположены ложные опята. Они несъедобные. – Съедобные опята похожи на ложные опята. – Итак, ещё один вид приспособления к жизни это сходство неядовитых растений с ядовитыми. Это маскировка.
г) – В мире живых организмов идет постоянная борьба за жизнь. Растения теснят друг друга, ветками и листьями перехватывают свет и тепло, растительноядные животные поедают растения. Какая – то круговерть, в которой, наверное, и уцелеть невозможно от гибели? Если животные могут бегать или летать, то что делать растениям, которые и сдвинуться не могут с места? Им как быть? Сидеть на месте и ждать – «съедят, не съедят»??? Как могут защищаться растения? Они ведь такие беззащитные. – Это только на первый взгляд. Рассмотрите рисунок. Как называется это растение? (Крапива). – Как она защищается? (Она больно обжигает). – А чем она обжигает? (На стебле и листьях крапивы есть маленькие волоски – иглы, они легко прокалывают кожу рук или языка животных, выделяя жгучую жидкость, которая и обжигает). – Посмотрите на следующую картинку. Что это? (Шиповник). – Какие у него средства защиты? (На стеблях веточках есть шипы – иглы, которые наносят болезненные раны). – А у полыни какое средство защиты? Ведь колючек нет? (В её листьях содержатся вещества, вызывающие горечь во рту, поэтому растения едят её неохотно). – Итак, мы выделили ещё один вид приспособления – это средство защиты у растений.
д). – А если растение не имеет иголок, шипов, горечи, то как им быть? Съедят их животные и всё…? Дети высказывают предположения. – Корни растений дают новые побеги и растение возрождается. Так растения спасаются от жары, после пожара или если их съели животные. – Приведите примеры таких растений. (Сливы, вишни). – Многие из вас видели среди лета, когда яблони или груши стоят как обожженные – это гусеницы съели листья. Но проходит время, и на деревьях появляются новые листочки. Жизнь продолжается. Это был ещё один вид приспособления – приспособительное поведение. |