урок-исследование по окружающему миру по теме "Вода"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Попова Валентина Степановна

урок-исследование по теме "Вода" проводится по любой образовательной системе. Задачи проекта- исследования:

  - познакомиться со свойствами воды

  - понаблюдать за изменением воды

  - понаблюдать за водой в различных состояниях. Учащиеся разделены на группы. Каждая группа выполняет задания и создает страницу книжки-малышки, которая является продуктом исследования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-issledovanie.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ» с. Усть-Кулом

Учитель начальных классов Попова Валентина Степановна

 Урок по проектно-исследовательской деятельности

Окружающий мир. Тема урока: «Вода»

Паспорт проектной работы

Название исследования:   Вода.

Руководитель (консультант) проекта: Попова Валентина Степановна

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа: окружающий мир

Учебные дисциплины, близкие к теме предмета: литературное чтение .

Состав учащихся, их возраст:  3 класс, 9 лет.

Тип проекта- исследования: предметный, краткосрочный, групповой.

Цель исследования: Вода

Задачи проекта- исследования:

  - познакомиться со свойствами воды

  - понаблюдать за изменением воды

  - понаблюдать за водой в различных состояниях

Вопросы проекта - исследования: вода, ее свойства, состояния воды

Оборудование: стаканы с водой (по количеству групп), воронки, фильтры, песок, соль, сахар, мел, стиральный порошок,  ложечка,  штатив, спиртовка, блюдце, стеклышко, снег, лед.

Аннотация: учащиеся разделены на группы, на столе каждой группы оборудование, кроме штатива, блюдца, стеклышка  и спиртовки. Перед уроком было дано задание: «Где можно встретить воду? Для чего нужна вода? Можно ли прожить без воды? Посчитать, сколько воды употребили за сутки?»

Продукт проекта - исследования: книжка-малышка о воде

Критерии оценки каждой группы:

- качество выполнения;

- самостоятельность работы над исследованием;

- умение отвечать на вопросы;

- умение ставить вопросы;

- убедительность презентации.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

1.  Научатся определять свойства воды и ее состояния.

2.Получат возможность научиться извлекать из разных источников нужную информацию.

Метапредметные результаты: 

Регулятивные УУД:

Управление  своим поведением и своей деятельностью;

определение цели;

умение действовать по плану;  

выполнение данных указаний;

Познавательные УУД:

Умение ориентироваться в полученных знаниях;

умение перерабатывать информацию и донести ее другим;

осуществлять подведение под понятие на основе распознания объектов;

 выделения существенных признаков;

Коммуникативные УУД:

Строить понятные для партнёра высказывания;

Навыки сотрудничества – умение работать в группе, в паре, понимать других;

Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Воспитание бережного отношения к воде

Оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

Ход урока:

  1. Орг. момент: Всем нам надо потрудиться,

                             Постараться, не лениться,

                             Все узнаем мы тогда,

                            Для чего нужна вода!

  1. Актуализация знаний:

 - Что вы знаете о воде?

 - Какая бывает вода?

 - Где можно встретить воду?

 - Для чего нужна вода?

 - Можно ли прожить без воды?

 - Сколько вы употребили воды за сутки? ( каждый учащийся  дома  составил карточку, сколько выпил воды и когда).

 - Почему у всех разные цифры? ( у каждого человека разная потребность в воде)

 -  Что интересного узнали о воде?

II. Операционно-исполнительский этап.

  1. Организация исследовательской деятельности.

- Что лежит у вас на партах?

- Ваши предположения, почему вам предложены эти предметы? (выдвижение гипотез)

- Да, мы сегодня будем исследовать воду. А что можно исследовать у воды? (проблемная ситуация) – выдвижение гипотез.

- По ходу исследования вы будете оформлять книжки-малышки, делать записи или рисунки. Выберите в группе дизайнера, оформителя, художника и писателя.

1 исследование:  посмотрите внимательно на воду и скажите, какая она (прозрачная, через нее видны другие предметы). Попробуйте изобразить это в рисунке.

2 исследование: понюхайте воду, попробуйте ее на вкус ( без вкуса, без запаха).

3 исследование: на столе у каждой группы есть разные вещества.   Определите, что это за вещества разными способами  (на запах, на цвет, на вкус) У первой группы – сахар, у второй – соль, у третьей – мел, у четвертой – стиральный порошок, у пятой - песок.

- Для чего эти вещества? Что с ними можно сделать? (попробовать растворить в воде).

 - Что увидели? (некоторые предметы «исчезли», некоторые нет)

 - Какое это свойство воды? Чем является вода для некоторых веществ? (растворителем)  Когда это свойство воды человек применяет в жизни?         (при стирке, питье чая, приготовлении еды, мытье посуды и т.д.)

- Изобразите это свойство воды в своих книжках.

4 исследование:

- Какие предметы не растворились? (песок, мел)

- Как очистить воду от этих веществ? (предположения детей)

- Существуют специальные фильтры, с помощью которых на заводах, фабриках, очищают воду, которую уже использовали здесь же. А в домашних условиях также можно очистить воду с помощью фильтров.

- И мы сейчас изготовим самый простейший из фильтр ( готовим фильтр из нескольких слоев промокательной бумаги. Положите этот фильтр в воронку и медленно начинайте пропускать воду в другой стакан через фильтр. Что произошло?  (вода стала чистой)

- Как оформить этот этап работы в ваших книжках? (нарисовать фильтр)

5 исследование:

- Где вы видели воду? (в реках, озерах, лужах, в море, ручье и т.д.). Просмотр слайдов различных источников воды.  Всякая ли вода пригодна для питья? Можно ли пить воду, в которой растворили соль, сахар, мел, песок, стиральный порошок?  (не всегда). Какой вывод можно сделать? (не всякая вода пригодна для питья). Нарисуйте это предложение.

6 исследование:

- В каком виде вы видели воду? Можно ли сказать, что снег и лед – тоже вода? Докажите это, проделайте что-то с о снегом и со льдом, чтобы они превратились в воду ( все группы получают кусочек льда, комочек снега)

- Что вы сделали, чтобы превратить снег и лед в воду? (нагрели). Какой вывод можем сделать? (при нагревании снег и лед превращаются в воду).

- Зарисуйте этот процесс. (группы схематично зарисовывают). А как сделать так, чтобы вода превратилась в лед или снег? (в лед мы можем превратить, заморозив воду, а в снег нет, это происходит в облаках). Что произойдет с бутылкой, если в ней заморозить воду? (бутылка разобьется ). (показ бутылки с водой, которая разбилась). А почему разбилась бутылка, что произошло с водой? (при превращении в лед вода расширяется) . Нарисуйте этот пример.

7 исследование:

- Что мы еще можем сделать с водой? (Нагреть ее). Что происходит с водой в чайнике, когда вы кипятите чай? (выходит пар) Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, понаблюдаем за водой. которую будем нагревать. Что видим? (поднимается пар). На спиртовке нагреваем воду в стаканчике, подкладываем стеклышко, наблюдаем, как появляется пар. Касаясь стеклышка, пар превращается в воду. Что вы можете сказать из увиденного?

(стеклышко холодное, пар касается воды и превращается обратно в воду). Какой вывод можем сделать? (при нагревании вода расширяется, при охлаждении превращается пар в воду). Зарисуйте эти наблюдения.

- Нужно ли беречь воду?

- Придумать плакат о бережном отношении к воде

III. Оценочно-рефлексивный этап                         

 - Какие книжки-малышки у вас получились?

 - О чем можно узнать из них про воду?

 -  Какие исследования понравилось  проводить?

 - Что узнали нового?

 - С кем понравилось работать?

 - Кто справился со всеми заданиями?

    Итог урока. Самооценка детьми собственной деятельности, работы группы.

 Домашнее задание:  сделать страничку для своей книжки -  про воду интересные факты, как беречь воду.

Литература, использованная  при подготовке к уроку:

1. Окружающий мир « Наша планета Земля», 2 класс,  авторы: А.А.Вахрушев и др.

2. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов)

3. Сборники самостоятельных и контрольных работ (авт. А.А.Вахрушев и др.)

4. Методические рекомендации для учителя (авт. А.А.Вахрушев)

5. Проектные задачи в начальной школе.- М.: Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-исследование по окружающему миру "Птицы и их клювы"

Урок  по  окружающему  миру,   где  учащиеся  знакомятся  с  общей  схемой  исследования,  выполняют  работу,  которую  делают ...

Урок - исследование по окружающему миру "Комнатные растения". 2 класс.

Урок - исследование по окружающему миру во 2 классе по теме "Комнатные растения"....

Урок окружающего мира "Родной край - часть России". Урок-исследование.

К данному уроку учащиеся 4 класса занимались исследовательской работой: подбирали материал о родном крае из дополнительных источников (краеведческий музей, местная газета, книги о родном крае)...

Интегрированный урок-исследование по предмету окружающий мир и математика. Тема урока: Почему нужно правильно питаться. Из чего состоит наша пища.

Тип данного урока - урок исследование. На уроке дети исследуют состав продуктов и решают уравнения на нахождение каллорий в утреннем завтраке....

Учебно-методическая разработка "Урок-исследование по предмету «Окружающий мир» Тема урока: «Кто такие звери?»"

Урок-исследование по предмету «Окружающий мир»Тема урока:  «Кто такие звери?»Цель урока: познакомить с внешним строением и разнообразием зверей; учить  отличать звере...

Конспект урока - исследования по окружающему миру 1 класс "Где зимуют птицы". Школа России. Анализ урока.

Конспект урока - исследования  по окружающему миру 1 класс "Где зимуют птицы". Школа России....