Сценарий познавательной викторины «Поле чудес» Автор: Артемова О.Ю. педагог-организатор МУДО детский эколого-биологический центр, г.о Павловский Посад Московской области.
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Артёмова Ольга Юрьевна

Познавательная викторина адресована учащимся 3-4 классов и  позволяет в игровой форме расширить знания детей об окружающем мире, о живой природе, которая нас  вдохновляет, лечит, удивляет и радует.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pole_chudes16.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий     познавательной викторины  «Поле чудес»

Автор: Артемова О.Ю. педагог-организатор МУДО детский эколого-биологический центр, г.о Павловский Посад  Московской области.

Материал будет полезен  педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования,   учителям начальных классов.

Мероприятие  адресовано   учащимся 3- 4 классов.

Направлено на   расширение экологического кругозора.

Цель: Формирование у детей основ экологической культуры.  

Задачи: 

  1. Организация познавательного  досуга в каникулярное время.
  2. Развитие общего культурного уровня подрастающего поколения, стимулирование их творческой активности.      
  3. Создание комфортных условий для развития интеллектуальных и творческих способностей        

      4.Привлечение широких масс учащихся к разнообразным формам деятельности

Предварительная  подготовка:

-составление положения о проведении конкурса

- составления сценария  мероприятия

-подготовка и подбор дидактического и методического материала

- подготовка раздаточного материала для конкурсов

- оформление актового зала

 

-техническое и музыкальное обеспечение программы, запись фонограмм презентация к игре, фильм «Природа Подмосковья»

-приобретение призов, грамот.

Оборудование:

- тематические рисунки, стенды, наглядная  агитация

 -бумага,   авторучки

- компьютер, мультимедийный проектор, микрофоны

Видеофильм о природе «Зимующие птицы»

- игровой барабан

-стулья, столы.

Литература:

  1. Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева, С.В. Машкова. Юный эколог. 1-4 классы. Волгоград, «Учитель», 2011
  2. О.Е. Жиренко, Л.Н. Яровая, Л.П. Барылкина, Т.И. Цыбина. Внеклассные мероприятия. 4 класс. 3 издание. Москва, ВАКО, 2008
  3. Дмитриев Ю.Д., Пожарницкая Н.М. Твоя Красная книга.2—е изд.- М: Мол.гвардия, 1986.
  4. Материалы по ведению Красной книги Московской области. Выпуск 1. Москва-Одинцово, 2013, 64с.
  5. Интернет-ресурсы
  6. Блог «Подмосковье», www.podmoskovje.com

Ход мероприятия.

 Зал оформлен  в осенней  экологической тематике. На экране    заставка «Поле чудес» звучит музыка. В зале сидит зрители, родители, педагоги, участники игры.

Ведущий:  Добрый день, наши уважаемые ребята, педагоги, родители,  мы рады приветствовать вас в дни осенних каникул с целью познавательного досуга в нашем Центре. Сегодня у нас в гостях игра «Поле чудес». Кто из вас смотрит  по телевизору  эту игру? (ответы зала) Чем она вам нравится?  (ответы зала) Хотите тоже поиграть в «Поле чудес»? (ответы зала)  Тогда   отгадайте загадку.  Источник жизни, красоты, здоровья на нашей земле. (ответы зала) Правильно, тема нашей игры  ПРИРОДА, сегодня мы будем говорить о   представителях мира     природы - животных и растениях.

Правила игры  надеюсь,  всем вам знакомы. Давайте еще раз их повторим.
Игра проходит в три тура, в каждом из которых участвуют 3 игрока из 4 ОУ города и района. Представители  команд победители 1 и 2 полуфиналов выходят  в финал.  Я загадываю слово с указанным на табло количеством букв. Игроки каждой тройки по очереди крутят барабан. Кто крутит первым – желание  игроков.  На барабане могут выпасть сектора с различным числом очков,
 количество    которых  не влияет на ход игры  или специальные сектора:

Приз (П) — игрок может сделать выбор: взять приз и покинуть игру или продолжить игру.
Сектор (+) — по желанию,  игрок может открыть любую букву.
Банкрот (Б) — очки, набранные игроком, сгорают, а ход переходит к следующему игроку.
Ноль (0) — набранные очки не сгорают, но ход передаётся другому игроку.

Для  каждой  команды  имеется  трафарет с алфавитом, на котором   наш помощник будет отмечать все названные  вами буквы, чтобы не повторяться.
Игрок называет букву алфавита, которая, как он считает, присутствует в заданном слове. Если такая буква есть, то она открывается на табло, а игрок получает выпавшее количество очков и
может крутить барабан ещё раз. При неверном ответе ход переходит к следующему игроку. Если игрок знает слово, то он может назвать его сразу, не угадывая по буквам. Если рискнет назвать слово, но ошибется,  хоть в одной букве, покидает игру.
За три последовательно угаданные буквы две шкатулки - одна с призом, другая пустая.  Побеждает игрок, первым отгадавший всё слово. Игроки, победившие в 1 и  2   туре, выходят в финал. Победитель финала получает главный приз.  И еще одно правило - зрители не должны подсказывать.
                               
  ( Музыка из телепередачи «Поле чудес»)

 

Для первого тура игры  приглашаются  3-и участника   из МОУ СОШ № …   Посовещавшись, вы даете право первому участнику крутить наш игровой барабан. 

Задание первой тройке игроков.

 1.Обладая красивым внешним видом и  приятным запахом, это растение имеет широкое применение в медицине, как  бактерицидное и противовоспалительное средство при ангине, заболеваниях слизистой оболочки рта, порезах и гнойных ранах. ( Календула)

 Задание второй  тройке игроков 

 Ведущий: Крутите барабан. Ваш ход.

2.  Насекомоядное животное. Вся жизнь   происходит  вне дневного света, близка  кротам,    приспособлено к водной стихии, хороший пловец. Прожорлива (выхухоль).

Задание третьей  тройке игроков

3.Эта птица является самым глубоководным ныряльщиком, способной находить и охотиться за пищей  ныряя  на глубину до 100 метров, известны случаи  рекордной 200метровой отметки. (Пингвин)

Задание четвертой  тройке игроков

4. Из  почек это дерева наши предки делали натуральную фиолетовую краску, а  из листьев - желтую. Это  дерево лучше других очищает воздух от пыли, за год до 30 кг пыли и сажи.  Что же это за дерево?(тополь)

Физминутка

 Ребята, давайте с вами  немного взбодримся и поиграем в игру «Веселый зоопарк» Я называю характеристики, а  вы   показываете соответственные движения, быстро, не путаясь.

Итак:  Животные  бывают  высокие ( поднимаем руки вверх)

- Толстые  (руки в стороны)

 - Маленькие  (показываем  одной рукой у колена)

- Быстрые  (трясем всем телом)

- Хищные (гримаса)

-Добрые ( улыбаемся)

Ведущий: Молодцы. Продолжаем нашу игру.

Задание пятой   тройке игроков

5. Рацион этой лесной и незаметной  птицы разнообразен - тля, мухи, клопы, а также их личинки и яйца,  любит себя побаловать ягодами. Шустрая, непоседливая, а 12  крупных перьев на хвосте выделяют ее среди лиственных и  хвойных деревьев. Отличается тем, что  делает гнезда в виде шалашика  на земле, в густой траве, на пнях. Кто она?  (Пеночка)

Задание   шестой   тройке игроков

6.Свежие, измельченные листья  этого растения - лучшее средство от укусов пчел, ос, и других насекомых. Листья растирают в руках и прикладывают к месту укуса.

( Подорожник)

Задание   седьмой    тройке игроков

7. В средние века считали, что если ветви этого дерева прикрепить к дому или воротам, то злые духи будут обходить его стороной. Позднее, на Руси закрепился обычай выносить и прислонять к стволу     дерева  больных, потому что аромат ягод способен отогнать болезнь. Дерево также способно снимать стресс. ( рябина)

Задание   восьмой   тройке игроков

8. Птица самая ненасытная среди птиц. Вечный жор, она ест каждые 10 минут,  съедая больше своего  веса, и много пьет.  Мозг у птицы с зернышко риса.  (колибри)

Ведущий: Спасибо за внимание. 1 тур нашей игры окончен, и мы определили для себя   8 финалистов, которые продолжат  борьбу в финале.

Игра на внимание «Капуста, редиска»

 Игра со зрителем.  

Ведущий произносит слово капуста и поднимает раскрытые кисти рук вверх, когда произносит слово редиска – кисти рук вниз. Дети слушают  ведущего и повторяют движения.  Ведущий путает детей, называя слово, а движения рук несоответствующие слову. Кто ошибается, выходит из игры, остаётся самый внимательный.   Спасибо за внимание.

Я приглашаю первую четверку игроков, это ребята из  ОУ …. Кто первым будет крутить барабан,  мы определим с помощью цифрового жребия.

Вопросы к игрокам в течение игры на момент перехода хода или смены игроков.

- Не только люди обладают даром речи, правда? А кто еще может с нами разговаривать? Правильно, книги. Однако есть такая книга, которая кричит! Как она называется? ( Красная книга)

- Почему она «Красная»?

- О чем рассказывает «Красная книга?»

- Почему  на земле исчезают  животные и растения?

- В чем поможет нам «Красная книга»?

- Что может каждый из нас  сделать полезного для природы?

- Что конкретно сделал ты, твои близкие и друзья?

 

Задание 1 команде  финалистов.

1.В старину это растение называли «лекарством от 99 болезней». Настой пили при ушибах, чтобы сохранить на долгие годы здоровье. В традиционной медицине его применяют при кашле, слабости сердца, головных болях, ангине, для лечения ран. (Зверобой)

 Ведущий: Итак, победителем игры становиться ….

Задание 2  команде  финалистов.

2.Сок этого растения применяется в народной медицине, на его основе делают лекарственные препараты для удаления мозолей и бородавок,  лечения кожаных заболеваний. Зацветает оно с прилетом ласточек (чистотел)

Ведущий:   Победителем игры становиться ….

( возможен вариант суперигры)

Древние греки считали это растение пищей бедняков, поэтому людям, его употребляющим, был воспрещён вход в храм Афродиты Ливийской. Тем не менее,  Пифагор назвал его царём среди приправ. Воины Древнего Рима жевали его перед боем. В Англии перед петушиными боями растение давали поклевать петухам, чтобы они задорнее дрались.   (чеснок)

Ведущий: Наша игра окончена. Благодарим  наших конкурсантов  за  участие.  Понравилась ли  вам игра?

 Какие вопросы не вызвали у вас  затруднений?   

Какие вопросы показались трудными? Почему?

 Узнали  сегодня что-то нового для себя?

Игра оказалась познавательной для каждого из вас?

 Есть ли желающие в зале попробовать себя  в качестве игроков?  Хорошо. Вопрос адресую залу.

***Вид этой  небольшой   многоножки  вызывает страх.  Поэтому ее образ очень часто  используют современные  кинематографисты, с целью воссоздания чего-то страшного и  ужасного, желания сделать фильм более жутким.  Она ядовита,  приходится родственницей скорпиону (сколопендра).

( Игра с залом. Ведущий работает с каждым ребенком, который поднимает руку и желает высказаться)

Уважаемое жюри оформляет  наградные документы, мы с вами посмотрим видеофильм  о зимующих птицах.  Спасибо вам за внимание.

Демонстрация фильма.  

Музыка. Награждение.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1 (  спорные ситуации)

  Вопросы:

 

1.Ягоды, полезные витамином  С можно собирать даже из-под снега (клюква)

2.У  этого животного  самое большое кровяное давление, а сердце весит  10 кг.  Время сна составляет  не более 10 минут.  (жираф)

3.У этой птицы самое большое количество перьев,  это приблизительно 25 тысяч штук, а еще, если одна из птиц стаи  больна,  стая не полетит на зимовье в теплые края, будет ждать выздоровления сородича. (лебедь)

4.Это насекомое обладает самым большим мозгом по отношению к своему телу. Живет в соответствии со строгой семейной иерархией. Всегда найдет дорогу к своему дому. (Муравей)

5.Какое дерево зацветает позже всех? (липа)

6.У этого растения плоды горьковатые на вкус, содержат много витаминов. Ему посвящены песни, стихи. (калина)

7.Это растение издавна входит в число наиболее распространенных лекарственных растений. В Древней Греции его листья и молодые ветви применялись для лечения людей и лошадей. Но потом об этом растении постепенно забыли. И лишь в последние три-четыре десятка лет оно вновь получило широкое применение. Ягоды этого растения содержат витамины группы В, большое количество витамина С.  (облепиха)

8.С уважением и благодарностью вспоминаем мы Древнюю Грецию. Там более двух с половиной тысяч лет назад были проведены первые Олимпийские игры – праздник мира, мужества и красоты. Одной из наград победителям был венок из растения, у которого ценны и корешки, и вершки, и семена. Этот пряный овощ имеет «каменное» имя, так как в переводе с греческого означает «камень». Этим именем называли мальчиков в надежде, что они будут стойкими к невзгодам, крепкими, как камень.      (петрушка)

9.Об этом растении мы вспоминаем обычно тогда, когда у нас болит горло: покупаем в аптеке настойку для полоскания. Лекарство готовят из листьев, которые обладают целебными свойствами. Родина этих деревьев – Австралия. Растут они очень быстро и нередко достигают стометровой высоты. Запах листьев этих деревьев отпугивают комаров. Листва у этого дерева не опадает ежегодно, но зато кора вздувается пузырями, свёртывается и падает на землю, и тогда стволы делаются голыми и гладкими. Поэтому в народе это дерево называют «бесстыдницей».Что это за дерево?   (эвкалипт)

10.Острые шипы – характерная особенность этого кустарника. В Южном Казахстане это растение образует в горной местности непроходимые заросли. По народным поверьям, эти колючие кустарники не подпускают к себе посторонних, а потому способны защитить человека от злых духов, насылающих болезни. Древние тюрки, размахивая над колыбелью заболевших детей колючими ветками, пытались таким образом выгнать из жилища злых духов и вместе с ними болезни. Особенно ценным оказалось это растение в годы Великой Отечественной войны: оно помогло многим раненым воинам. Плоды его употреблялись в свежем виде, а из сухих мололи муку. Из такой муки в госпитале выпекали хлеб. Назовите это растение.        (боярышник)

11.У каких растений нет корней, стеблей, листьев, и цветов. ( водоросли)

12.У этого насекомого  ухо находится на ноге (кузнечик)

13.Стадо этих животных, похожих на быков, может обратить в бегство даже львов.(буйвол)

14.Какая самая маленькая птица обитает в нашей стране? (королек)

15.У какой птицы самый длинный язык? (дятел)

16.У этой птицы нет своей песни, она подражает пению других птиц. (скворец)

17.Эта рыба плавает не горизонтально, а вертикально. (конек)

18.Птица, которая может  кричать по-кошачьи. (иволга)

19.Какая птица делает себе  в гнезде подстилку из рыбьих костей? (зимородок)

20.Этот представитель флоры считается предвестником начала лета. ( колокольчик)

21.Кто может пить ногой (лягушка).

22.В Древней Руси  были известны целебные  свойства этого пахучего растения. Но это не единственное его свойство: растение используют в производстве мыла, мазей, кладут в чай, охраняют одежду от моли (душица).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение об XI открытой городской эколого-биологической конференции «Юные исследователи» 2016-2017 уч. г. для учащихся 1-4 классов ОУ Санкт-Петербурга.

Данное положение определяет проведение и участие в конференции. Особенностью этого года является проведение мероприятия в течении трёх дней, возможность участия для иногородних жителей (конкурс являет...

Городская эколого-биологическая конференция для учащихся 1-4 классов Санкт-Петербурга "Юные исследователи"

Положение о городской эколого-биологической конференции "Юные исследователи" 2017-2018 уч. г....

Статья - «Возможности детских певческих голосов младшего школьного возраста» Авторы-педагоги: Орехова С. Г.,Ларина Т.А., концертмейстер, педагог-организатор Егиазарян С.С.

Данная статья даст возможность учителям музыки, педагогам вокала, акцентировать своё внимание на особенности певческого голоса детей младшего школьного возраста. Учитывать возрастные характеристики го...

Методическая разработка экскурсии в Эколого-биологический центр г. Туапсе

В методической разработке представлен материал проведения экскурсии на территории ЭБЦ с включением методических пособий...