Рабочая программа,Тематическое планирование"Окружающий мир" 4 класс"Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Захарова Светлана Владимировна

программа по окружающему миру 4 класс"Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_.doc197.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

Программа по окружающему миру для 4- г  класса составлена на основе следующих документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года №273 (с последующими изменениями и дополнениями)
  2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план, примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 №1312»;  
  4. Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 22.09.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

5.Примерная программа начального общего образования.

6. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. С.В.Анащенкова. М.Просвещение. 2014.

Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания основных образовательных программ.

Программа содержит следующие разделы:

  1. Пояснительная записка, в которой конкретизируется, на основе каких документов разработана программа.
  2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
  3.  Содержание учебного предмета, курса.
  4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение  каждой темы.    

Цели изучения предмета

        -формирование         у         младших         школьников         целостной         картины         природного         и

социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственноэтических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми;  

-воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности. Задачи изучения предмета

 -социализация ребёнка;  

-развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;  

-формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять);   -воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.  

Место курса предмета  в базисном учебном  плане

В Федеральном базисном образовательном плане на изучение окружающего мира в 4 классе начальной школы отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов за  учебный  год.

Преподавание предмета «Окружающий мир» в 4-г классе осуществляется по следующим учебникам: Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир, М.Просвещение , 2014г

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих способностей:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Предметные результаты

У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:

  • понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

Содержание учебного предмета, курса.

 Земля и человечество (9 ч.)

Введение. Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце. Планеты солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день, ночь и времена года? Звездное небо - великая книга природы. Мир глазами географа. Что изучает география? Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Мир глазами историка. Что такое история? Когда и где? История - путешествие в глубь времен. Карта-помощница.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Сын или покоритель? Экологические проблемы. Лечить планету сообща.

Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Природа России (10 ч.)

Равнины и горы России

Восточно-Европейская,  Западно - Сибирская равнины, Среднесибирское плоскогорье. Уральские, Кавказские, Алтайские горы, Саяны, вулканы Камчатки. Моря, озера и реки России. Балтийское, Черное, Каспийское моря, озеро Байкал, Ладожское и Онежское озера. Реки Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур и др. Зона Арктических пустынь. Царство льда и снега. Арктика и человек.

Тундра. Природа тундры. Тундра и человек.

Леса России. Лес и человек

Тайга, смешанные и широколиственные леса. Роль леса в природе и жизни людей. Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов. Что зависит от каждого из нас?

Зона степей. Природа степей. Степи и человек. Пустыни. В пустыне вовсе не пусто. Пустыни и человек. У Черного моря

Природа черноморского побережья Кавказа. Человек у моря. Экологическое равновесие

Родной край – часть большой страны (15 ч.)

Наш край. Географическое положение. Границы. Столица. Поверхность нашего края. Надо ли охранять поверхность? Водоемы нашего края. Значение водоемов и их охрана. Наши подземные богатства. Земля - кормилица

Полезные ископаемые: гранит, известняк, песок и глина, торф, уголь, железная руда, нефть, природный газ и др. Охрана подземных богатств. Какие бывают почвы? Охрана почвы.

Леса, луга и пресные водоемы нашего края. Лесные этажи. Животные нашего леса. Нужны ли лесу грибы? О лесной подстилке и микроорганизмах. Луг - природное сообщество. Луга и человек. Жизнь пресного водоема. Разнообразие жизни в водоеме. Если вмешается человек...Растениеводство и животноводство в нашем крае

Сорта культурных растений. Отрасли растениеводства. Незаметные защитники урожая. Породы домашних животных. Отрасли

«Страницы всемирной истории» (5 ч.).

Начало истории человечества. Мир древности: далекий и близкий. Древний Египет. Древняя Греция и древний Рим. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Время отважных путешественников. Что оставило нам Новое время? Новейшее время: история продолжается сегодня.

 «Страницы истории России» (20 ч.).

Жизнь древних славян во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси. Страна городов: путешествие в древний Киев и древний Новгород. Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Нашествие Батыя, Князь Александр Невский. Русь расправляет крылья.

Как возрождалась Русь. Московский князь Иван Калита. Куликовская битва. Путешествие в древнюю Москву.

Иван III. Иван Грозный. Мастера печатных дел. Первопечатник Иван Федоров. Врата учености. Патриоты России.

Петр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года. Нашествие Наполеона на Россию. Бородинская битва. На войну с Наполеоном поднялся весь народ. Страницы истории XIX века.

Царь-освободитель. Петербург и Москва. Технические новшества. Россия вступает в XX век. Последний русский царь. Россия в первой мировой войне. 1917 год. Гражданская война. Страницы истории 20-30-х годов. Новое государство - Советский Союз. Страна-труженица.

Великая война и великая Победа. «Все для фронта! Все для победы!» Героическая летопись Великой Отечественной..

« Современная Россия» (9 ч.).

Основной закон России. Ты живешь в России. Конституция - основной закон России. Что такое права человека. «Дети имеют право на особую защиту и помощь». Важный документ - конвенция о правах ребенка. Мы - граждане России. Что такое права и обязанности гражданина? Президент России. Федеральное собрание и правительство Российской Федерации. Славные символы России. Такие разные праздники. Путешествие по России. По Дальнему Востоку. На просторах Сибири. По Уралу. По северу европейской России. Драгоценное ожерелье старинных русских городов. На Волге. По югу России. Страна, открывшая путь в космос. Первые в космосе. «Это наша с тобой биография!».                                                                                       

                                                                                            Человек и природа

  • Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
  • Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
  • Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
  • Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
  • Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
  • Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
  • Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
  • Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
  • Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
  • Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
  • Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
  • Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
  • Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
  • Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
  • Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
  • Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
  • Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
  • Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
  • Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

                                                                                       Человек и общество

  • Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
  • Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
  • Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
  • Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
  • Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
  • Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
  • Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
  • Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
  • Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
  • Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
  • Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
  • Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
  • Россия на карте, государственная граница России.
  • Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
  • Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
  • Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
  • Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
  • История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
  • Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

                                                                                        Правила безопасной жизни

  • Ценность здоровья и здорового образа жизни.
  • Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
  • Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
  • Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. Д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
  • Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
  • Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
  • Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

Тематическое планирование

п/п

Наименование раздела ( темы),

тема урока

Кол – во

часов

Дата

План

Факт

Раздел «Земля и человечество»    (10ч )

1.

Мир глазами астронома.

Стартовая диагностика

1

01.09

2.

Планеты Солнечной системы.

Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца»

1

04.09

3.

Звёздное небо – Великая книга Природы.

Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного мира»

1

08.09

4.

Мир глазами географа.

Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте»

1

11.09

5.

Мир глазами историка

1

15.09

6.

Когда и где?

Практическая работа №4 «Знакомство с историческими картами»

1

18.09

7.

Мир глазами эколога

1

22.09

8*.

Природное сообщество «Водоем». Экскурсия №1

1

25.09

9.

Сокровища Земли под охраной человечества.

Всемирное наследие

1

29.09

10.

Сокровища Земли под охраной человечества.Международная Красная книга.

Тест № 1

1

02.10

Раздел «Природа России»        (11ч )

11.

Равнины и горы России.

Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России»

1

06.10

12.

Моря, озёра и реки России.

Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России»

1

09.10

13.

Природные зоны России.

Практическая работа № 7 «Поиск и показ на карте природные зоны России»

1

13.10

14.

Зона арктических пустынь.

Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике»

1

16.10

15.

Тундра.

Практическая работа №9 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре»

1

20.10

16.

Леса России.

Практическая работа №10 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов»

1

23.10

17*.

Растения и животные леса. Экскурсия № 2

1

27.10

18.

Лес и человек.

Проверочная работа №1

1

30.10

19.

Зона степей.

Практическая работа №11 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей»  

1

10.11

20.

Пустыни.

Практическая работа №12 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь»

1

13.11

21.

У Чёрного моря.

Практическая работа №13 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков».

Тест № 2  

1

17.11

Раздел «Родной край – часть большой страны»     ( 13 ч.)

22.

Родной край – часть большой страны.  Экскурсия №3

1

20.11

23.

Наш край.

Практическая работа №14 «Знакомство с картой родного края»

1

24.11

24.

Поверхность нашего края

1

27.11

25.

Водные богатства нашего края

1

01.12

26.

Наши подземные богатства.

Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств»

1

04.12

27.

Земля - кормилица

1

08.12

28.

Жизнь леса.

Практическая работа №16 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание»

1

11.12

29.

Жизнь луга.

Практическая работа №17 «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание»

1

15.12

30.

Жизнь в пресных водах.

Практическая работа №18 «Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и их распознавание»

1

18.12

31.

Растениеводство в нашем крае.

Практическая работа №19 «Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание»

1

22.12

32.

Проверим себя и оценим свои достижения.

Промежуточная диагностическая работа

1

25.12

33.

Животноводство в нашем крае

1

12.01

34.

Презентация проектов.( тема по выбору учащихся)

Тест № 3

1

15.01

Раздел «Страницы Всемирной истории»    ( 5 ч.)

35.

Начало истории человечества

1

19.01

36.

Мир древности: далёкий и близкий

1

22.01

37.

Средние века: время рыцарей и замков

1

26.01

38.

Новое время: встреча Европы и Америки

1

29.01

39.

Новейшее время: история продолжается сегодня.

Тест № 4

1

02.02

Раздел «Страницы истории России»    (20 ч.)05.02

40.

Жизнь древних славян

1

09.02

41.

Во времена Древней Руси

1

12.02

42.

Страна городов

1

16.02

43.

Из книжной сокровищницы Древней Руси

1

19.02

44.

Трудные времена на Русской земле

1

23.02

45.

Русь расправляет крылья

1

26.02

46.

Куликовская битва

1

02.03

47.

Иван Третий

1

05.03

48.

Мастера печатных дел

1

09.03

49.

Патриоты России

1

12.03

50.

Пётр Великий

1

16.03

51.

Михаил Васильевич Ломоносов

1

19.03

52.

Екатерина Великая.

Проверочная работа №2

1

23.03

53.

Отечественная война 1812 года

1

02.04

54.

Страницы истории XIX века

1

06.04

55.

Россия вступает в XX век

1

09.04

56.

Страницы истории 1920 – 1930-х годов

1

13.04

57.

Великая война и великая Победа

1

16.04

58.

Великая война и великая Победа

1

20.04

59.

Страна, открывшая путь в космос.

Тест № 5

1

23.04

Раздел «Современная Россия»   (  9 ч. )

60.

Основной закон России и права человека

1

27.04

61.

Мы – граждане России

1

30.04

62.

Славные символы России

1

04.05

63.

Такие разные праздники

1

07.05

64.

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. Итоговая диагностическая работа 

1

11.05

65.

Путешествие по России(по Дальнему Востоку, на просторах Сибири)

1

14.05

66.

Путешествие по России(по Уралу, по северу европейской России)

1

18.05

67-68.

Путешествие по России(по Волге, по югу России)

2

21.05-25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 1-4 классы (Школа России) с планированием для 1 класса

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы Школа России...

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием для 2 класса ("Школа России")

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, технология для учащихся 2 класса ("Шко...

календарно- тематическое планирование к рабочей программе по русскому языку 2 класс "Школа России"

календарно- тематическое планирование к рабочей программе по русскому языку 2 класс "Школа России"...

Программа по окружающему миру с календарно-тематическим планированием для 3 класса Школа России

Программа по окружающему миру с календарно-тематическим планированием, с УУД по каждому уроку для 3 класса Школа России...

Рабочая программа,Тематическое планирование"Математика" 4 класс"Школа России"

Программа по математике для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Календарно-тематическое планирование - окружающий мир. УМК "Школа России". 1 класс.

Календарно-тематическое планирование предмета «Окружающий мир» разработано с учетом возможностей программы «Школа России» и ориентировано на работу по учебно-методическому комп...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В.   УМК &laqu...