Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 4 классе, УМК "Гармония"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему

Ковалевская Татьяна Михайловна

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 4 классе, УМК "Гармония" расчитано на 2 часа в неделю. Данное планирование содержит региональный компонент по Ставропольскому краю и часы ПДД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_okruzhayushchiy_mir_4_klass.doc174 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

Силькунова О.В.____________

«_____»_____________2017 г.

           

Г.Пятигорск

муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение средняя общеобразовательная школа № 28

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ  

ДЛЯ 4 «Б» КЛАССА УМК «Гармония»

70  ЧАСОВ В ГОД (2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)

Планирование составлено на основе рабочей программы по окружающему миру  УМК «Гармония»  

учителем высшей категории Ковалевской Т.М..

(рабочая программа утверждена:  приказ №______ от ___________________________)

2017 год

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру, 4 класс

Дата

Тема (тип урока)

                    Планируемые  результаты

Виды деятельности

Формы организации

учебной деятельности

Домашнее задание

предметные

Личностные  метапредметные            (УУД)

                                                  Ориентирование в пространстве и во времени . (16ч)

1

Как человек познает окружающий мир.  

ПДД №1Остановочный и тормозной путь автомобиля. (изучение нового)

Актуализировать знания учащихся об окружающем мире, проверить, что они запомнили, чему научились. Наблюдения – основной метод познания окружающего мира. Источники информации о прошлом: учебный, научно популярный и художественный тексты, иллюстрации, картины художников, музейные экспонаты. Наука археология, её способы познания прошлого человечества.

Периодически повторяющиеся природные явления - основа счёта времени (физического). Сутки, причина изменения длительности светового дня в течение суток в разных местах Земли.

Умение ориентироваться на местности, определять стороны горизонта по Солнцу, Полярной звезде, местным признакам. Умение определять и обозначать направление ветра в соответствии со сторонами горизонта. Какими способами можно изобразить местность. Как составляют план местности. Как изображаются на нём отдельные объекты.

Какие сведения о земном шаре должны быть отражены на его модели. Какие условные линии и точки обозначены на глобусе. Что можно увидеть на глобусе и карте полушарий Земли.

Познавательный интерес к изучению природы планеты Земля, прошлого человечества. Понимание важности знаний о прошлом своего государства и родного края. Умение оценивать своё знание и незнание, ставить учебно-познавательные задачи, выбирать способы их решения.

Умение высказывать свои предположения, проверять их правильность, аргументированно отвечать на вопросы. Участвовать в обсуждении спорных мнений, принимать аргументы одноклассников, не совпадающие с собственными выводами. Умение работать с рисунками-схемами.

Умение сотрудничать, обсуждать варианты взаимодействия, распределять работу при решении практических задач. Умение выполнять тестовые задания разных типов, оценивать свои знания, выявлять и восполнять пробелы. Развитие пространственного мышления, познавательного интереса к извлечению информации, представленной в условно-знаковой и модельной форме, коммуникативных способностей. Умение декодировать (и кодировать) информацию, находить соответствие разных форм информации. Умение самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в дополнительной литературе, анализировать, сравнивать и обобщать её.

Читают текст, выделяют новые понятия и объясняют их. Рассматривают иллюстрации и обсуждают, что изображено.

Соотносят даты событий, записанные арабскими и римскими цифрами, дату и век, когда происходили события, дополняют пропуски в записи последовательности веков, находят и исправляют ошибки в записях, отмечают условными знаками даты исторических событий на «ленте времени». Оценивают своё знание по изучаемой теме, ставят познавательные задачи: узнать, чем карта отличается от плана местности, какую информацию и как можно представить с помощью географических, исторических карт. Сравнивают и различают план местности и географическую карту, физическую и историческую карты, объясняют, что и как изображают на разных картах. Рассматривают физическую карту, называют её условные знаки, анализируют информацию, данную на физической карте с помощью послойной окраски, декодируют условные знаки карты. Обобщают и систематизируют знания, осуществляют самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений.

Индиви дуальная работа

Работа в парах и группах

Фронтальная работа

У.с. 4–5;

2

Как человек познает окружающий мир. Находки археологов. (изучение нового)

У.с. 6–10;

3

Как человек научился считать время. (изучение нового)

У. с. 11–17;

4

Какие часы изобрел человек. (изучение нового)

У.с. 18–21;

5

Как считают время в истории. Какие бывают календари. (изучение нового)

У.с. 22–23;

6

Как изображают течение времени. (изучение нового)

У.с. 24–27;

7

Ориентирование на местности. Какие бывают ориентиры. (изучение нового)

У.с.28–39;

8

Стороны горизонта. (изучение нового)

У.с.30–33;

9

Путешествие с компасом. Что такое компас. Как пользоваться компасом. (изучение нового)

У.с.34–35;

10

Ориентирование по компасу Путешествие с компасом. (изучение нового)

У.с.36–37;

11

Как изображают предметы и местность. Масштаб. (изучение нового)

У. с. 38-42;

12

План местности. ПДД №2 Дорожная разметка. (изучение нового)

У  с. 43–47

13

Что изображают на картах.

РК №1Карта Ставропольского края. (изучение нового)

У.с.48–51

14

Что и как изображают на исторической карте. (изучение нового)

У.с.52–54

15

Как изображают земной шар. (изучение нового)

У. с. 55–57;

16

Что можно увидеть на глобусе и карте полушарий. (изучение нового)

У. с. 57–60;

Путешествие в космос (3 часа)

17

Путешествие в космос. Солнце и звезды. (изучение нового)

Строение солнечной системы. Объекты солнечной системы. Отличие планет и звезд.

Умение самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в дополнительной литературе, анализировать, сравнивать и обобщать её. Умение высказывать свои предположения, проверять их правильность, аргументированно отвечать на вопросы. Участвовать в обсуждении спорных мнений, принимать аргументы одноклассников, не совпадающие с собственными выводами.

Рассматривают карту звездного неба, называют находят звезды и созвездия, анализируют информацию, данную карте. Читают текст, выделяют новые понятия о солнечной ситеме.Обобщают и систематизируют знания, осуществляют самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений.

Индивидуальная работа

Работа в парах и группах

Фронтальная работа

Уч . с. 61–65;

18

Земля – планета Солнечной системы.  (изучение нового)

Уч.с. 66– 70;

 

19

Исследование космоса. (изучение нового)

Уч. с. 71–74;

Путешествие по поверхности и недрам России (7 часов)

20

Россия на географической карте. (изучение нового)

Географическое положение России, крупнейшие равнины и горные системы, расположенные на её территории. Океаны и моря, омывающие территорию России, её крупнейшие реки и озёра.

Представление о разнообразии горных пород, из образовании. Представление о разнообразии свойств минералов, составляющих горные породы.

Представление о работе геологов, о способах добычи полезных ископаемых, об экологических проблемах, возникающих при их добыче и перевозке.

Какие полезные ископаемые используют в строительстве. Из каких горных пород выплавляют металлы, какими свойствами они обладают, как используются.

Какие экологические проблемы связаны с добычей и транспортировкой нефти.

Умение организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (с коллекцией горных пород, проведение опыта, практической работы по карте). Умение работать с разными источниками знаний (учебный текст, научно-популярный текст, иллюстрации, коллекции, эксперимент). Умение представлять полученную информацию в схематической и условно-знаковой форме.

Умение проводить наблюдения, выполнять опыты согласно составленному плану, по инструкциям учителя или данным в учебнике.

Коммуникативные способности, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, готовность сотрудничать при обсуждении и выполнении проектной работы: выбирать форму участия, находить источники дополнительной информации, готовить сообщение, изготавливать условные знаки, демонстрировать опыт.

Оценивают свои знания по изучаемой теме и ставят познавательные задачи: узнать, как образовался торф, каменный уголь, нефть, природный газ, какими свойствами они обладают, где используются, какие экологические проблемы возникают при освоении их месторождений. Выделяют основную мысль каждого абзаца учебного текста, рассматривают иллюстрации, приводят примеры использования горючих ископаемых в народном хозяйстве и в быту, обсуждают возникающие экологические проблемы, предлагают способы их решения. Находят на карте России месторождения каменного угля, нефти, природного газа. Исследуют свойства торфа, угля, нефти, делают выводы по результатам опытов. Систематизируют знания, готовят презентацию одного из опытов (по выбору).

Индивидуальная работа

Работа в парах и группах

Фронтальная работа

Уч.с. 77–79

21

Какой была первая карта  России. (совершенствование  знаний)

Уч.с. 80–81; сообщение

22

Кладовые Земли. (изучение нового)

Уч. с. 82–87;

23

Как используют полезные ископаемые. (изучение нового)

Уч. с. 88–91;

24

Из чего и как выплавляют металлы. ПДД №3 Виды транспорта. Опознавательные знаки транспортных средств. (изучение нового)

Уч. с. 92–93

25

Где и как используют  горючие ископаемые. (изучение нового)

Уч. с. 94–97;

26

Безграничны ли запасы полезных ископаемых.    РК №2 Полезные ископаемые СК. (изучение нового).

Уч. с. 98–100;

Путешествия по экосистемам (11 часов)

27

Природа России . РК №3 Природные зоны СК. (изучение нового)

Знания о природных условиях в разных природных зонах, о соотношении длительности дня и ночи в разные времена года. Знания о растительном и животном мире и их приспособляемости к природным условиям. Умение находить научные ошибки в тексте, работать с таблицами, классифицировать природные объекты, выполнять тестовые задания разных типов.

Представление о природных сообществах. Растительный и животный мир пресных водоёмов, взаимосвязи живых существ, цепи питания. Значение озёр, рек для жизни человека, негативное влияние людей на природное сообщество, возникающие экологические проблемы, пути их решения.

Проверить уровень предметных и метапредметных знаний и умений.

Эмоциональное, эстетическое восприятие природы, воображение и фантазию, логическое мышление – умение выявлять причинно- следственные связи. Участвовать в коллективном обсуждении поднимаемых проблем, слушать, дополнять, комментировать высказывания одноклассников. Понимание важности экологических знаний, грамотного и безопасного поведения в природе. Умение работать с разными источниками знаний, обобщать и систематизировать собранную информацию.

Эмоциональное, эстетическое вос- приятие природы, желание сохранять чистоту, красоту и гармонию природы. Осуществлять самоконтроль (взаимоконтроль), фиксировать достигнутые результаты, участвовать в оценке выполненных учебных заданий, адекватно воспринимать оценку учителя.

Ставят познавательные и учебные задачи – узнать, какие природные зоны находятся на территории нашей страны, какие группы растений и животных обитают в разных природных зонах, каковы их взаимосвязи, какая деятельность людей может нарушить природное равновесие. Читают учебные тексты, рассматривают иллюстрации, составляют образ природной зоны. Обсуждают, какую информацию о природных сообществах  они получили, выделяют существенные признаки..

Выполняют задания в тестовой тетради, проверяют свои предметные знания и метапредметные умения. Преобразуют словесную ин-формацию в другие формы (табличную, схематическую, модельную, предметную и графическую). Находят и исправляют ошибки, оценивают результаты учебного труда по изученному разделу.

Индивидуальная работа

Работа в парах и группах

Фронтальная работа

Уч. с. 101–105;

28

Суровая Арктика. (изучение нового)

Уч.с. 106–113;

29

Ранимая тундра. (изучение нового)

Уч.с. 114–123;

30

Россия-страна лесов. ПДД №4 Что надо знать о перекрестках? (изучение нового)

Уч. с. 124–133;

31

Степные просторы. (изучение нового)

 

Уч. с. 134–140;

32

Чем занимаются жители степей. РК № 4 /Красная  книга СК. (изучение нового)

Уч. с. 141–142; сообщение

33

Жаркие пустыни. ПДД №5 Когда ты становишься водителем. (изучение нового)

Уч. с. 143–150;

34

Природа гор. (изучение нового)

Уч. с. 150–155;  

35

Жизнь в пресных водоёмах.  (изучение нового)

Уч. с. 156–163;  

36

Болота, их значение для природы и человека. (изучение нового)

Уч. с. 164–168;

37

Жизнь луга. (изучение нового)

Уч. с. 169–173;

Путешествие в прошлое России.  (21 час). 

38

Откуда пошла Русь. Восточные славяне, их соседи. (изучение нового)

Какие науки изучают прошлое человечества, какими способами.

Когда и как образовалось Древнерусское государство. Какой была Русь при первых великих князьях.

Какие изменения произошли на Руси после её крещения.

Какие изменения произошли на Руси в середине XII века. Почему распалась Русь.

Почему Русь подверглась в XIII веке нашествию врагов. Кто напал на Русь с юго-востока, сколько лет продолжалось монгольское иго.

Как Москва стала центром возрождения Руси.

Обобщить и систематизировать знания о событиях, произошедших на Руси в IX–XVI веках. Проверить уровень предметных и метапредметных знаний и умений, наметить дальнейшие пути повышения качества знаний и умений.

Что изменилось в Российской империи к концу XIX века. Какую историческую дату и как отметили в России в XIX веке.

Какие революционные события произошли в России в начале XX века.

Как образовался Советский Союз, какие республики вошли в него.

Как жилось людям в Советском Союзе.

Как началась Великая Отечественная война, кто напал на Советский Союз. Какие основные сражения с фашистскими захватчиками произошли на его территории.

Что происходило в родном краю во время войны 1941– 1945 годов.

Какой вклад внесли его жители в победу над врагом.

Какими были послевоенные годы в нашей стране,

Как возникла угроза атомной войны. Каких мирных успехов добился СССР.

Почему в Советском Союзе началась перестройка. Каким стало государственное управление. Какие права и обязанности граждан зафиксированы в современной Конституции

Сбор и систематизация информации о родном крае и подготовка к презентации своей исследовательской работы.

Патриотические чувства к своей Родине, интерес к её богатой событиями истории, понимание важности исторических знаний.

Интерес к истории своего государства, познанию исторических процессов.

Оценивать изучаемые события, действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним.

Умение устанавливать связи между событиями, их причины и последствия.

Умение анализировать и комментировать информацию, обсуждать с одноклассниками полученные сведения, делать выводы.

При работе с учебной статьёй выделяют основную информацию, новые понятия, обсуждают причины поражений и побед русских дружин, высказывают своё мнение. Рассматривают изображения осадных орудий монголов, предполагают, как они действуют.

Анализируют иллюстрации, описывают события, изображённые на них. Работают с картой: описывают направления военных походов ордынцев и русских дружин, место Куликовской битвы.

Извлекают нужную информацию, представленную в разной форме, преобразовывают её из одной формы в другую, устанавливают соответствие, работают с исторической картой (в тестовой тетради). Кратко пересказывают своими словами события XVIII века, информацию, собранную из текста, иллюстраций, карты, Интернета.

Обсуждают изучаемые события, выявляют их причины и последствия, выражают своё отношение к ним, кратко пересказывают собранную информацию.

Индивидуальная работа

Работа в парах и группах

Фронтальная работа

Уч. с. 4–9;  

39

Государство Русь. (изучение нового)

Уч. с. 10–19;  

40

Как менялась Русь. ПДД №6 Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам. (изучение нового)

Уч. с. 20–25;

41

Как распалась Древняя Русь. (изучение нового)

Уч. с. 26–33;

42

Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII веке. (изучение нового)

Уч. с. 34–41;  

43

Как объединяли и освобождали Русь. Куликовская битва. (изучение нового)

Уч. с. 42–47;  

44

Когда Русь освободилась от ордынской зависимости. (изучение нового)

Уч. с. 48–53;  

45

Россия в XVII.  (изучение нового)

Уч. с. 54–60;  

46

Как образовалась Российская империя. (изучение нового)

Уч. с. 61–65;  

47

Что изменилось в России за время правления Петра I. (изучение нового)

Уч.с. 66–68;

48

Развитие Российской империи. Правление Екатерины II. (изучение нового)

Уч. с. 69–73;  

49

Россия в XIX  веке. (изучение нового)

Уч. с. 74–81;  

50

Годы «великих потрясений». Образование СССР. (изучение нового)

Уч. с. 82–86;

51

Какие преобразования произошли в СССР в 20-30е годы XX века. (изучение нового)

Уч. с. 87–92;  

52

Великая Отечественная война. РК № 5 /История Пятигорска. (изучение нового).

Уч. с. 93–97;  

53

Великая Отечественная война. ПДД №7 Государственная инспекция безопасности дорожного движения.(совершенствование знаний)

Уч. с. 98–104;  

54

Трудные  послевоенные годы. (изучение нового). 

Уч. с. 105–109;  

55

Современная Россия. (изучение нового)

Уч. с. 110–114;  

56

Государственное управление, законы современной России. (изучение нового)

Уч. с. 115–117;  

57

Кем и чем гордится Россия. (изучение нового)

Уч. с. 118–120;

58

Кем и чем гордится Россия. Р/К №6. СК в годы Вов. (совершенствование знаний)

Подготовить сообщение

Путешествие по материкам и  океанам Земли (12 часов)

59

Океаны Земли. (изучение нового)

Какое значение имеет Мировой океан для обитателей Земли. Чем отличаются океаны друг от друга. Чем они знамениты. Какие группы живых существ обита- ют в морях, как они взаимосвязаны.

Кто и когда открывал континенты Земли. Кто исследовал их природу, в чём её особенности. Каков растительный и животный мир материков, их приспособляемость к природным условиям. Как живёт, чем занимается коренное население. Какие экологические проблемы возникают по вине человека.

Сколько стран образовалось на Земле, какие из них самые крупные. Сколько народов живёт на Земле, какие из них самые многочисленные. С какими странами у России есть общие границы. Какие памятники культуры имеют мировое значение.

Проверить усвоение основных предметных и метапредметных знаний и умений.

Интерес к познанию природы Земли, экологическое мышление, экологическую культуру. Умение оценивать своё знание и незнание вопросов, изучаемых по теме урока, ставить познавательные задачи. Умение извлекать информацию в  учебном тексте, иллюстрациях.

Умение анализировать и комментировать информацию, обсуждать с одноклассниками полученные сведения, высказывать своё мнение. Умение сотрудничать, работая в группе.

Интерес к изучению стран мира, их культуры. Осознание важности мирного сосуществования народов мира, понимание важности бережного отношения к памятникам всемирного наследия. Сотрудничать при выполнении проектной работы.

Интерес к жизни ближайших соседей, понимание важности толерантного отношения к гостям, бывшим соотечественникам.

Работают с картой полушарий, находят и показывают океаны, их проливы, моря, крупные острова, характеризуют их географическое положение.

Рассказывают о великих географических открытиях. Характеризуют и сравнивают материки, описывают их растительный животный мир, отмечают их особенности. Работают с картой полушарий, глобусом и контурной картой, находят и показывают материки, наиболее крупные географические объекты (горы, пустыни, реки, озёра), описывают их географическое положение, прокладывают маршруты великих путешественников, наносят географические объекты на контурные карты. Сравнивают условия жизни коренных народов разных континентов. Обсуждают экологические проблемы планетарного масштаба, делают вывод: сохранение чистоты воздуха, воды, природы нашей плане- ты, мирного сосуществования народов мира – важнейшая задача всего человечества.

Индивидуальная работа

Работа в парах и группах

Фронтальная работа

Уч. с. 122–130;  .

60

Океаны Земли. Жизнь в море.(изучение нового)

Уч. С. 130-142

61

Крупнейший материк Земли.  (изучение нового)

Уч. С. 136-139

62

Крупнейший материк Земли.  (изучение нового)

Уч. С. 140-142

63

Как открывали Африку. ПДД №8 Что мешает вовремя увидеть опасность на дорогах. (изучение нового)

Уч. С. 143-146

64

Кто открывал  Америку. (изучение нового)

Уч. С. 147-150

65

Кто исследовал  Австралию. (изучение нового)

Уч. С. 151-156

66

Кем была открыта Антарктида. (изучение нового)

Уч.с. 157-162

67

Страны и народы мира.  Китай. ПДД №9 Итоговое занятие. (изучение нового).

Уч. с. 163–167.

68

Страны и народы мира.  США. (совершенствование знаний)

Уч. с. 168–170.

69

Живая планета - Земля. РК №7/Проблемы экологии в СК. (изучение нового)  

Уч. с. 171–173;.

70

Итоговый  урок.ПДД №10 /Итоговое занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России"  по новым стандартам с УУД...

Календарно- тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка.   Данное планир...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс

Представлено планирование уроков по учебнику Поглазовой О.Т. (комбинированный курс) в 4 классе...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс "Школа 2100"

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс расчитано на 2 часа в неделю, всего 68 часов...

календарно - тематическое планирование по окружающему миру 3 класс

развёрнутое календарно - тематическое планирование по окружающему миру составлено на основе программы "Начальная школа 21 века" автор Н.Ф.Виноградова...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 2 класс

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Программа" ГАРМОНИЯ" 2 КЛАСС АВТОР: О. Т. ПОГЛАЗОВА...