Урок окружающего мира 4 класс УМК "Гармония". Тема: "Горные полезные ископаемые, их использование".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок по окружающему миру 4 класс по УМК "Гармония".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx32.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:   Горючие полезные ископаемые, их использование.

Цели.   Дать представление учащимся о горючих полезных ископаемых, расширить представление об их использовании, формировать умение определять полезные ископаемые по их признакам;

 развивать диалогическую и монологическую речь, логическое мышление, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

воспитывать бережное отношение к природе, чувства патриотизма.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» (авторы О. Т. Поглазова, Н. И. Ворожейкина;  коллекция полезных ископаемых; карточки с условными обозначениями полезных ископаемых; презентация в программе Power Point.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте их поприветствуем кивком головы.

  1. Целеполагание.

- Все ли готовы к уроку? Тогда вперёд! Сегодня продолжим изучать тайны полезных ископаемых, а каких – отгадайте загадки.

1. Без неё не побежит                 2. Росли на болоте растения,

Ни такси, ни мотоцикл,                  А теперь это топливо и удобрение.  

Не поднимется ракета.                     (Торф).

Отгадайте, что же это?

(Нефть).

3.На кухне у мамы помощник отличный.

Он синим цветком расцветает от спичек?

(Газ).

4.Он чёрный, блестящий

Людям помощник настоящий.

Он несёт в дома тепло.

От него в домах светло.

Помогает плавить сталь, делать краски и эмаль.

(Каменный уголь).

- В какую группу их можно определить?

- О каких полезных ископаемых будем говорить сегодня на уроке? (О горючих полезных ископаемых). Слайд 1.

- Как вы думаете, что мы должны выяснить при изучении данной темы?

(Какие полезные ископаемые относятся к данной группе? Какими свойствами обладают. Способ добычи. Значение, применение. Условное обозначение).                                                                                        

-Как вы понимаете слово «горючие»? (То, что способно гореть.)

3. Открытие новых знаний

- В жизни человеку очень нужно горючее, топливо. Раньше это решалось просто – рубите лес и берите дрова. И пришло время, когда леса стали исчезать с такой быстротой, что Западная Европа вообще «облысела». Человеку стало ясно, что полагаться на дрова нельзя. На помощь вновь пришли полезные ископаемые – теперь горючие.

(Слайд 2). Ученик 1. Давайте знакомиться, ребята. Я – каменный уголь, а это мои братья: младшенький – Торф, средний - Бурый уголь и антрацит.                                              

Мы образовались из остатков растений. Многие миллионы лет назад упавшие деревья первобытного леса занесло землей, на них наслаивалось все больше и больше осадков и обломков, земная кора то поднималась, то опускалась, и, в конце концов, бывший лес оказался глубоко в недрах Земли.

Там под воздействием высоких температур и колоссального давления деревья превратились в пласты каменного угля.   Самый древний уголь – антрацит, который образовался более двухсот миллионов лет назад. Антрацит при горении выделяет больше тепла и поэтому считается самым ценным.

                   

(Слайд 3). Ученик 2.  Примерно так же образовались я и мой средний брат – Бурый уголь. Я образуюсь на болотах и озерах из остатков растений. Во многих местах я образую слой толщиной в несколько метров. А за год образуется всего лишь 1миллиметр. Значит, чтобы образовались залежи, нужно очень много лет. Залежи торфа на болоте называют торфяники.                                                                                                                

Я используюсь как топливо в жилых домах. Для этого меня спрессовывают в небольшие бруски – брикеты. На фермах я служу подстилкой для домашних животных. Дело в том, что 1килограмм торфа может впитать до 20килограммов влаги. Кроме того, в торфе содержатся вещества, которые убивают болезнетворных бактерий.

Я – хорошее удобрение. Меня используют в сельском хозяйстве, садоводстве, цветоводстве, в тепличном хозяйстве. А на промышленных предприятиях из меня получают некоторые лекарства и другие нужные вещества, такие как спирт, уксус, технический воск, газ, кокс.

Торфяные ванны используют для лечения ревматизма и артрита. Торф используют для приготовления лекарств, которые используют при лечении почек, сердца, для защиты от отслоения сетчатки глаза и экземе.

В Финляндии уже существует одежда, ткани, изготовленные из торфа.

Обработанный торф применяется для поглощения нефти с поверхности океанов или побережья, для очистки сточных вод от вредных веществ. Для очистки воздуха применяется смесь торфа и активированного угля. Торфяные фильтры используются в аквариумах.

Верхний слой торфа используют в целлюлозно-бумажной промышленности для изготовления твердых сортов бумаги, картона.

Эскимосы строят свои жилища из двух слоев: внутреннего торфа и внешнего – снега, получают очень теплые домики.

Меня нужно использовать экономно, нужно оберегать от пожаров. Запомни, я очень медленно расту, а польза от меня очень большая.

Если я пролежу, нетронутым долго, то превращусь в Бурый уголь. Но, а чтобы стать настоящим Каменным углем, нужны уже миллионы лет.

Обычно торф добывается из самого поверхностного слоя земли.

Ученик 3.  Мы – угли, горючее полезное ископаемое. При горении мы даем много тепла. Вот почему нас используют в хозяйстве как топливо. Кроме того, мы служим сырьем для химической промышленности: из нас получают краски, пластмассы и другие ценные материалы.

Добывают нас в шахтах и карьерах.                                                        

В отдельных местах мы выходим на поверхность, тогда нас добывают открытым способом. Огромные экскаваторы снимают верхний слой земли, а затем и уголь, который грузят в вагоны или автомашины.

Ученик 1.  По запасам каменного угля наша страна самая богатая в мире. На Севере Урала, на острове Сахалин, в Кемеровской области (юг реки Оби).

У.   О каких полезных ископаемых рассказали ребята? (о каменном угле, торфе и буром угле).

Практическая работа.

        На каждой парте кусочки каменного угля, бурого угля, торфа, стакан с водой.

-  Перед вами лежат названные полезные ископаемые.

-  Найдите каменный уголь. По каким признакам вы его нашли? (Цвет, блеск.)

- Рассмотрите и назовите его свойства. (Чёрный, с заметным блеском, твёрдый, тяжелее воды, горюч). (Значок  )IMG_0001

- Найдите торф. По каким признакам вы его нашли?( Торф темно-коричневого цвета, состоит из остатков вымерших растений, которые хорошо видны невооруженным глазом).

-    Назовите его свойства.(Лёгкий, темно-коричневого цвета; впитывает влагу, хорошо горит). (Значок                )IMG_0001

                                     Проведем  опыты.

-  Как доказать, что торф легче воды, а каменный уголь - тяжелее?  ( Опустить их в воду и посмотреть, что произойдет).

Дети опускают в стакан  с водой сначала кусочек каменного угля, затем –  торф.

-  Что увидели? ( Кусочек каменного угля опустился на дно стакана, значит он тяжелее воды. А торф остался на поверхности, значит он легче воды).

-    Мы выяснили опытным путем, что каменный уголь – тяжелее воды, а торф – легче.

4. Физкультминутка

5. Продолжение изучения темы.

-  А вот ещё одна гостья к нам пришла. Да не одна, а со свитою.                          

Ученица 1.   (Слайд 4). Я - Нефть, по прозвищу «каменное масло». Посмотрите. Посмотрите, какая я черная, блестящая и маслянистая. Под землей около городов Абинска,  Хадыженска, Славянска – на – Кубани целые озера и даже моря Нефти. И не обижайте меня, я очень вспыльчивая, чуть что – сразу загораюсь. За это меня и ценили люди еще в глубокой древности. Да, да! Еще 4 тысячи лет назад мною заправляли светильники и даже лечили раны. А с изобретением машин вообще не стало никакого покоя, поднялся такой шум!

«Нефти!» - требуют самолеты, корабли, тепловозы, трактора, электростанции и заводы. Их двигатели работают на бензине, керосине, мазуте и других видах топлива. А получают все это из чего – из Нефти.

«Нефти! - требуют машины и механизмы. – Нам постоянно нужна смазка». А смазка – это тоже продукт из Нефти.                                                                          

«Нефти!» - требуют химзаводы, где изготавливают пластмассы, краски, взрывчатые вещества, лекарства, искусственные ткани, воск для свечей, моющие средства и даже удобрения.                                                                                                                        

Я, конечно, не хочу хвастаться, но из меня – Нефти – получают более двух тысяч видов различных материалов.

Показываю продукты переработки из нефти.

Учебник с. 95-96. Чтение текста.

              В разные районы страны и за границу нефть поступает по нефтепроводам. Это длинные подземные магистрали из труб. Кроме того, нефть перевозят по железным дорогам в цистернах и на особых судах – нефтеналивных танкерах. У нас в России нефть добывают на Кавказе, Тюменской области, на среднем Урале в северной его части.

-  Что вы узнали о нефти? (Маслянистая жидкость, темно-бурого цвета; горит; из нее получают бензин, керосин, мазут и т.д. Важнейшее полезное ископаемое, без которого невозможна современная жизнь. Добывают на буровых).

- Давайте некоторые её свойства  проверим.

 Практическая работа. (На каждой парте пробирка с нефтью.)

- Возьму пробирку с нефтью в руки, рассмотрите ее и установите важнейшее свойство, которое отличает нефть от других полезных ископаемых.

(Нефть – жидкое полезное ископаемое).

-   Сравним цвет каменного угля и нефти.  (Каменный уголь – черный, а нефть – темно-бурая).

-  Что вы можете сказать о запахе. (У нефти резкий, специфический запах).

- А как проверить, что нефть маслянистая жидкость? Давайте вспомним обычное масло, наши руки и наши тетрадки после них. Что образуется в результате всего этого? (Жирное пятно).

- Опрокинуть пробирку на вату и положить ее на лист бумаги.

- Смотрим на результат. Что у нас получилось в результате этого опыта? (На бумаге образовалось жирное пятно. Мы доказали, что нефть – маслянистая жидкость).

-  А какой опыт мы можем провести, используя нефть и воду? ( Опыт, который поможет выяснить, что легче вода или нефть).

- Как? (Добавить немного нефти в стакан с водой).

Учитель демонстрирует опыт, капает немного нефти в стакан с водой.

- Что видим? (Нефть растеклась по поверхности воды. А значит, она легче воды).

- О каких еще свойствах нефти мы узнали в результате опытов? (Имеет специфический запах и легче воды).

-  Какие негативные последствия могут возникнуть при добыче полезных ископаемых? (Слайд 5).

IMG_0001

Ученица 1.  (Слайд 6) Ах, извините, забыла представить моего спутника – это Газ. Он всегда со мной рядом.

Ученик 4.   Добрый день!                                          

Природный газ – хорошее топливо. Меня используют не только в быту, но и на электростанциях, в котельных на предприятиях, на заводах.

На предприятиях химической промышленности из природного газа получают пластмассы, волокна и другие ценные материалы.

Детали многих машин, трикотаж, ткани, обувь – все это Газ.

А сколько диких животных мы спасаем, подарив людям прекрасный искусственный мех. А представьте, что будет с людьми, если в домах исчезнет Газ. Да все просто останутся голодными.

По мнению ученых, природный газ, как и нефть, образовался из остатков растений и животных, которые когда-то жили на планете.

Чтобы добыть газ из-под земли, бурят скважины. От месторождений на тысячи километров проложены газопроводы, по которым газ поступает в разные районы нашей страны и за границу.

Хоть запасы газа в нашей стране большие. Но ничего нельзя расходовать бездумно.

Я легкий, бесцветный, без запаха.

И еще, будьте осторожны со мной. Со мной нужно обращаться осторожно, очень опасна утечка из газовой плиты. Помнишь, куда нужно звонить? (Газовая служба 04)     Газ добывают на севере Тюменской области, среднее течение Волги.                                                                      

-   Что узнали об этом полезном ископаемом?  (Газ легкий, бесцветный. Горючий).

   - Найдите условное обозначение природного газа на карте. IMG

- Что относим к горючим полезным ископаемым? (Слайд 7).

- А у нас в Забайкалье идёт добыча горючих полезных ископаемых?

6. Итог урока.

- Что вам на уроке понравилось?

- Что особенно удалось?

- Что вы получили от этого урока?

7. Рефлексия.(Слайд 8).

 Сегодня я узнал(ла)…

Было интересно…

Я выполнял(а) задания…

Я понял(а), что…

Теперь я могу…

Я научился(лась)…

У меня получилось…

Я смог(ла)…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Мне понравилось…

Домашнее задание.

- Запишите д\з в дневник стр. 94-97.

- Вы молодцы, я благодарю вас за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе "Полезные ископаемые"

Здесь представлены: конспект урока и презентация на тему "Полезные ископаемые". 3 класс "Школа России"...

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок по окружающему миру в 4-м классе по теме «Горючие полезные ископаемые» (Развивающая система обучения Л. В. Занкова)

Урок – исследование по теме «Горючие полезные ископаемые» разработан по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Он познакомит учащихся с группой горючих полезных ископаем...

Полезные ископаемые. Презентация к уроку окружающего мира. УМК "Школа России". 3 класс

Презентация к уроку окружающего мира "Полезные ископаемые". УМК "Школа России". 3 класс...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"

Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...