Урок окружающего мира на тему "НАШИ ПРОЕКТЫ. ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Борисова Елена Викторовна

Урок был проведен в рамках городского семинара учителей начальных классов на тему «Место самооценки в учебно-воспитательном процессе».

 Оценить другого всегда проще, чем самого себя. Развивать адекватную самооценку у ученика начальной школы тоже нелегко, но необходимо, т. к. она развивает самостоятельность и другие полезные качества, нужные для дальнейшего обучения. А ещё это подготовка к адекватному восприятию того, как ребёнка оценивают и другие окружающие люди.

Возможно, я построила бы урок по-другому, не перегружая его выражением самооценки, но хотелось показать возможности использования самооценки на любом этапе урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4 классе

«Наши проекты.

За страницами учебника»

АНКЕТА «КАК Я РАБОТАЛ НАД ПРОЕКТОМ»

Ученик _________________

  1. Своей работой над проектом я
  • Доволен
  • Не доволен
  1. Представлять материал мне было
  • Легко
  • Трудно
  • Интересно 
  1. Участвовать ещё в проекте мне
  • Хочется
  • Не хочется
  1. Я ощущал себя
  • Уверенно
  • Неуверенно
  • Гордо
  • Испуганно
  • Комфортно

25.jpg

19.12.2016

Урок окружающего мира в 4 классе

«Наши проекты.

За страницами учебника»

АНКЕТА «КАК Я РАБОТАЛ НАД ПРОЕКТОМ»

Ученик _________________

  1. Своей работой над проектом я
  • Доволен
  • Не доволен
  1. Представлять материал мне было
  • Легко
  • Трудно
  • Интересно 
  1. Участвовать ещё в проекте мне
  • Хочется
  • Не хочется
  1. Я ощущал себя
  • Уверенно
  • Неуверенно
  • Гордо
  • Испуганно
  • Комфортно

25.jpg

19.12.2016



Предварительный просмотр:

Мини-сочинение на тему:

"Окружающая среда и я"

План.

  • Сначала мы рассуждали так…
  • Потом мы столкнулись с проблемой…
  • Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)…
  • Мы увидели (поняли)…Значит…
  • Теперь мы будем…

Мини-сочинение на тему:

"Окружающая среда и я"

План.

  • Сначала мы рассуждали так…
  • Потом мы столкнулись с проблемой…
  • Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)…
  • Мы увидели (поняли)…Значит…
  • Теперь мы будем…

Мини-сочинение на тему:

"Окружающая среда и я"

План.

  • Сначала мы рассуждали так…
  • Потом мы столкнулись с проблемой…
  • Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)…
  • Мы увидели (поняли)…Значит…
  • Теперь мы будем…

Мини-сочинение на тему:

"Окружающая среда и я"

План.

  • Сначала мы рассуждали так…
  • Потом мы столкнулись с проблемой…
  • Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)…
  • Мы увидели (поняли)…Значит…
  • Теперь мы будем…

Мини-сочинение на тему:

"Окружающая среда и я"

План.

  • Сначала мы рассуждали так…
  • Потом мы столкнулись с проблемой…
  • Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)…
  • Мы увидели (поняли)…Значит…
  • Теперь мы будем…

Мини-сочинение на тему:

"Окружающая среда и я"

План.

  • Сначала мы рассуждали так…
  • Потом мы столкнулись с проблемой…
  • Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)…
  • Мы увидели (поняли)…Значит…
  • Теперь мы будем…

Мини-сочинение на тему:

"Окружающая среда и я"

План.

  • Сначала мы рассуждали так…
  • Потом мы столкнулись с проблемой…
  • Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)…
  • Мы увидели (поняли)…Значит…
  • Теперь мы будем…

Мини-сочинение на тему:

"Окружающая среда и я"

План.

  • Сначала мы рассуждали так…
  • Потом мы столкнулись с проблемой…
  • Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)…
  • Мы увидели (поняли)…Значит…
  • Теперь мы будем…

Мини-сочинение на тему:

"Окружающая среда и я"

План.

  • Сначала мы рассуждали так…
  • Потом мы столкнулись с проблемой…
  • Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)…
  • Мы увидели (поняли)…Значит…
  • Теперь мы будем…

Мини-сочинение на тему:

"Окружающая среда и я"

План.

  • Сначала мы рассуждали так…
  • Потом мы столкнулись с проблемой…
  • Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)…
  • Мы увидели (поняли)…Значит…
  • Теперь мы будем…



Предварительный просмотр:

Синквейн «Я на уроке»

Синквейн «Я на уроке»

Синквейн «Я на уроке»

Синквейн «Я на уроке»

Синквейн «Я на уроке»

Синквейн «Я на уроке»

Синквейн «Я на уроке»

Синквейн «Я на уроке»

Синквейн «Я на уроке»

Синквейн «Я на уроке»



Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира.

«НАШИ ПРОЕКТЫ. ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА».

ХОД УРОКА

I   АКТУАЛИЗАЦИЯ И СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

2Мы живём на планете Земля. Давайте попробуем определить, какое место на Земле занимает каждый из нас. Для этого составим системный лифт и начнём мы с нашего класса, а остановимся на этаже планета Земля.

«класс →

второй этаж →

школа →

улица Советская →

город Мичуринск →

Тамбовская область →

Российская Федерация →

материк Евразия →

планета Земля».

Как произошло, что, начав говорить о классе, мы вдруг на своём системном лифте оказались на такой огромной планете? Какое место здесь занимаем мы с вами?

3Мы – маленькая частичка  планеты Земля.

Очень маленькая, её творение. Так кого же создала Земля, её природа, заботливого ребёнка или собственного губителя?

Будем разбираться.

II   МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для нас, землян, нет другой Родины, кроме нашей планеты Земля. А Родину нужно охранять – значит нужно охранять и нашу планету, её природу.

III     ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОНЯТИЙ, УСВОЕНИЕ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ ДЛЯ ОБЪЯСНЕНИЯ НОВЫХ ФАКТОВ И ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

4Сегодня у нас заключительный этап учебного проекта «Охранять природу – значит  охранять Родину». На протяжении 2 недель мы с вами работали над проблемными вопросами учебной темы. И вот сегодня мы подводим итог – защищаем свои проекты. Я вам всем желаю удачи и успеха. Итак, начнем!

5Природа создала много разных творений. Растения и животные в ней занимают особое место. 6Но многие из них теперь стали редкими. Они внесены в Красную книгу.

Такие Красные книги стали возникать в каждой стране и даже в областях.

7А вот поподробнее о Красной книге нашей области нам расскажет 1 группа

А вы запишите название темы проекта и дату издания Красной книги.

Выступления детей.

  1. 14Наша группа называется «Историки». Тема исследований нашей группы «История возникновения Красной книги Тамбовской области». Проблемный вопрос – Как создавалась Красная книга Тамбовской области? С какой целью?
  2. 9Много самых разных зверей, птиц, растений истребляли люди. Но, в конце концов, поняли, если не помочь природе, животные и растения будут гибнуть все больше. Чтобы это не случилось, ученые составили специальную книгу – Красную Книгу, которую называют Документом совести человека.
  3. 10Красный цвет книги - запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя. Красная книга сама не охраняет, а только предупреждает нас о необходимости остановиться, оглянуться и подумать о нашем отношении к природе,   о той опасности, которая подстерегает и её саму, и человека. Это книга о животных и растениях, которым грозит опасность исчезновения.
  4. 11В Тамбовской области заведена своя малая Красная книга. Она была опубликована в 2000 году авторским коллективом зоологов Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина и Мичуринского государственного педагогического института. В неё внесено 295 редких и находящихся под угрозой исчезновения животных.
  5. Этот документ имеет не только справочное значение. Он является основанием для принятия мер по охране животных и растений.
  6. 12За прошедшее время в окружающей среде произошли изменения. 69 видов животных Красной книги восстановили свою численность и не были включены в новое издание. Появились и такие животные, которые впервые попали в Красную книгу.

Охраняется Красной книгой, 

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий,

Ради света грядущих зарниц

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты.

Охраняются птицы,

Охраняются звери,

Охраняются даже цветы!

  1. 13Вывод: изучив литературу о Красной книге, мы пришли к выводу, Красная книга была создана людьми для спасения редких и исчезающих видов животных и растений.

Учитель  Большое спасибо группе «Историки».

У доски стоит макет Красной книги Тамбовской области (с чистыми страницами)

Учитель. Посмотрите, пожалуйста, это макет Красной книги Тамбовской области.  Почему его страницы пустые?

Мы сами их должны заполнить.

Составленная нами Красная книга будет храниться в нашем классе.

А вы должны будете записать в тетрадях не менее 5 наименований каждого вида растений и животных Красной книги Тамбовской области, а также попутно заполнить свой словарик и запомнить значение слов.

Слово предоставляется 2 группе.

Выступления детей.

  1. 14Ученик - Наша группа называется «Флора». Флора – это совокупность видов растений, населяющих какую-либо территорию

Учитель. Ребята, откройте тетради и запишите в словарик слово «Флора».

15Тема исследований нашей группы – «Растения, занесенные в Красную книгу Тамбовской области». Проблемный вопрос – Какие растения занесены в Красную книгу Тамбовской области? Где они встречаются? Каковы причины сокращения численности растений.

  1. 16Растения нуждаются в охране. Чаще всего причиной сокращения численности растений является разрушение мест обитания, загрязнение, прямое уничтожение в результате вспашки земли, выпаса скота, заготовки лекарственных и декоративноцветущих растений. Если мы не будем охранять растения, то карта нашей области будет выглядеть вот так.

На доске карта Тамбовской области бурого цвета. Рассказ детей, показ иллюстраций (на карте открываются полянки с цветами)

  1. Многие растения стали редкими,  а сбор полностью запрещен, в связи с внесением их в Красную книгу Тамбовской области.

Ученики записывают в словарь.

  1. 17Среди них брандушка разноцветная. Цветет как только сойдет снег. Вид, находящийся под угрозой исчезновения.                                                                     18Ветреница лесная. Цветет в мае-июне, растение встречается в Мичуринском, Тамбовском, Бондарском, Инжавинском, Сосновском районах.                                                     19Живокость клиновидная. Цветет в июне-июле. В 1999-2000 г.г. найден в Мичуринском, Никифоровском, Тамбовском, Инжавинском, Сампурском, Гавриловском районах.                                                                                                   20Ковыль перистый. Растение лекарственное, декоративное (пригодное для альпийских горок), летнецветущее.      
  2. 21Купальница европейская. Произрастает в Тамбовском, Мичуринском, Староюрьевском, Никифоровском, Сампурском, Инжавинском районах.                                                                                                                                 28Рябчик шахматовидный . Встречается на территории Воронинского заповедника. Растение декоративное. Цветёт в середине мая.                                                29Шпажник тонкий. Цветет в конце мая - июне. В конце XIX века считался "довольно обычным" растением для Тамбовской области. Сейчас встречается редко. В настоящее время места произрастания известны в Моршанском, Мичуринском, Никифоровском и Инжавинском районах.                                    30Черноголовка крупноцветковая. Цветёт в июне-сентябре. Самая крупная популяция обнаружена на территории Тамбовского района.
  3. 31Мы хотим, чтобы наша земля выглядела – вот как!      

Полностью открывает карту. Макет карты – цветущая поляна.

 32Изучив Красную книгу Тамбовской области и ряд других источников, мы пришли к выводу:  Во флоре области встречается немало видов, имеющих большое научное и практическое значение, но находящихся на грани исчезновения. Многие виды растений занесены в Красную книгу. Необходимо принимать меры по охране и восстановлению редких и исчезающих видов растений области.

Учитель: Хорошо, молодцы! Вкладывайте ваши работы в раздел «Растения».

Слово предоставляется 2 группе.

А остальные не забывают заполнять тетради и страничку словарика.

Выступления детей.

33Наша группа называется «ФАУНА»

Фауна – совокупность видов животных, обитающих на определенной территории)

Ученики записывают в словарь.

  1. 34Тема нашего исследования – Млекопитающие, нуждающиеся в нашей защите. Проблемный вопрос, – Какие млекопитающие занесены в Красную книгу Тамбовской области? Где они встречаются? Каковы причины сокращения численности животных.
  2. Животный мир Тамбовской области богат и разнообразен. Однако многие виды животных снижают свою численность и переходят в разряд редких и исчезающих. 35В Красной книге содержится информация о 295 таких видах животных. Чаще всего причиной сокращения их численности является разрушение мест обитания, загрязнение, прямое уничтожение.

Рассказы детей, показ иллюстраций

(маленькие картинки животных прикрепляются на карту)

  1. 36Бурому медведю присвоена категория – вероятно, исчезнувший в области вид. В конце XIX века бурый медведь не являлся редким видом в Тамбовской области. Продолжал изредка встречаться до конца 60-х годов XX века. Бурый медведь — это лесной вид. Одной из причин сокращения численности является прямое его истребление, а так же вырубка леса.               Картинка 
  2. 37Выхухоль – вид, находящиеся под угрозой исчезновения. Он занесён в Красную книгу нашей страны и Международного союза охраны природы. Выхухоль — ценнейший пушной зверёк, нигде, кроме России, не встречается. Так за выхухолем закрепилось название «русский». Выхухоль — наше национальное достояние, наша гордость.             Картинка
  3. 38В Красную книгу нашей области включен и большой тушканчик. В настоящее время, когда степи распаханы, он очень редок. Встречается в Первомайском, Уваровском и Знаменском районах.           Картинка
  4. 39Рысь. В XVIII и частично в XIX веках занимал всю территорию Тамбовской области. Начиная с 1993 года отмечается пребывание вида в Моршанском, Пичаевском и Сосновском районах.                   Картинка
  5. 40Степной сурок или Байбак был полностью истреблен. С 1984 года на территории Моршанского и Сосновского районов создана устойчивая популяция. Перечисленные виды животных — это только малая их часть, занесённая в Красную книгу Тамбовской области.            Картинка
  1. 41Вывод: Изучив Красную книгу Тамбовской области и ряд других источников, мы пришли к выводу: На территории Тамбовской области отмечены редкие виды млекопитающих. Составлен список млекопитающих, нуждающихся в особом внимании. Необходимо принимать меры по охране и восстановлению редких и исчезающих видов животных области

Звучит мелодия из передачи «В мире животных»

Хорошо, молодцы! Вкладывайте ваши работы в раздел «Млекопитающие».

Следующая группа, готовая защищать свой проект – это группа № 4

Выступления детей.

42Ученики. Наша группа называется «Орнитологи». Орнитологом называют человека, изучающего птиц.

Ученики записывают в словарь.

43Тема нашей исследовательской работы «Птицы, занесенные в Красную книгу Тамбовской области».  Проблемный вопрос, – Какие птицы занесены в Красную книгу Тамбовской области? Где они встречаются? Каковы причины сокращения численности птиц.

  1. 44В Тамбовской области обитает большое разнообразие птиц. Но некоторые из них 45занесены в Красную книгу: дрофа, стрепет, сокол-сапсан, балобан, орёл-змеятник, беркут, орёл-могильник, степной орёл, орлан-белохвост, скопа, цапля, 46аист, лунь и др.  Главная причина гибели многих птиц — разрушение природной среды их обитания. Расширение пастбищ для домашнего скота и посевных площадей, вырубка лесов, осушение болот, возникновение новых поселений, применение инсектицидов для борьбы с сельскохозяйственными вредителями — всё это отнимает у многих птиц последние метры обитания.
  2. 47Степной орёл – редкая охраняемая птица, вероятно, исчезнувший в области вид. И внесён не только в Красную книгу Тамбовской области, но и в Красную книгу России. Это перелётная, кочующая птица. В Тамбовской области встречается залётом. .            Картинка
  3. 48Змееяд (орел-змеятник), как показывает его название, питается преимущественно змеями и иногда ящерицами и лягушками. В настоящее время змееяд очень редок. В области бывает залетом. Отмечался в Моршанском, Сосновском, Пичаевском, Тамбовском и Кирсановском районах. По предварительным данным, в области гнездится не более 3-5 пар. .            Картинка
  4. 50Сизоворонка - Это одна из красивейших птиц наших лесов. У этой птицы есть второе имя – ракша. Сизоворонка встречается на опушках леса или старых дубовых рощ, часто в садах. Гнездятся сизоворонки в дуплах деревьев. .            Картинка
  5. 49Сокол-сапсан с глубоких времен служит символом смелости, отваги и удачи, используется как ловчая птица.  В условиях Тамбовской области гнездится на деревьях, используя гнезда других птиц. Питается преимущественно птицами, которых бьёт на лету. В Тамбовской области отмечены его гнездования в Галдымском лесничестве. .            Картинка
  1. 51Вывод: Изучив Красную книгу Тамбовской области и ряд других источников, мы пришли к выводу: На территории Тамбовской области отмечено 89 видов редких птиц. Составлен список птиц, нуждающихся в особом внимании. Необходимо принимать меры по охране и восстановлению редких и исчезающих видов птиц области

Учитель: Хорошо, молодцы! Вкладывайте ваши работы в раздел «Птицы»

Маленькие картинки птиц прикрепляются на карту

Посмотрите, как преобразилась карта нашей области, а ведь мы с вами рассказали о малой части растений и животных, которых надо охранять.

Большое влияние на состояние популяции животных и растений оказывает система особо охраняемых территорий, на которых спасают нашу природу.

Слово предоставляется группе «Спасатели».

Выступления детей.

  1. 52. Тема нашей исследовательской работы «Особо охраняемые территории Тамбовской области».  Проблемный вопрос, – Какие особо охраняемые территории организованы в Тамбовской области? Чем они занимаются?      
  1. 53 На территории Тамбовской области произрастает большое разнообразие растений и обитают всевозможные виды птиц и животных, каждый из которых биологически уникален. Его вымирание, исчезновение – невосполнимая утрата. На территории Тамбовской области расположены несколько природоохранных объектов: государственный природный заповедник «Воронинский», биологические заказники «Польновский», «Моршанский», «Хмелино-Кершинский».
  2. 54Воронинский заповедник. С целью сохранения отдельных видов растений  и 55животных в 1994 году на территории Инжавинского и Кирсановского районов был создан Государственный природный заповедник «Воронинский». Здесь зарегистрировано 43 редких вида растений Тамбовской области, встречаются и виды из Красной книги России. Многочисленны бобры, отмечается выдра, выхухоль, возросла численность лося, кабана, косули, обычен волк. А из птиц, занесенных в Красную книгу, - европейская белая лазоревка, европейский средний дятел, орлан-белохвост и другие.
  3. 56Создан биологический заказник "Нижневоронинский"                             Объектами охраны здесь стали выхухоль, норка европейская, выдра речная, косуля европейская, серый журавль. Работники заповедника и заказников ведут защиту животных от браконьерства. Большое внимание уделяется профилактике пожаров, борьбе со стихийными свалками, организуется подкормка и вакцинация животных. В области запрещена весенняя и ограничена осенняя охота, что позволило увеличить численность водоплавающих птиц, восстановить поголовье лося, дикого кабана, зайца-русака, серых куропаток, горностая. В планах руководства региона создание 11 новых особо охраняемых природных территорий на Тамбовщине.
  1. 57Вывод: На растительный и животный мир оказывает негативное воздействие деятельность человека. В результате сокращается численность многих видов животных и растений, и некоторые из них исчезают. На территории Тамбовской области расположены несколько объектов особо охраняемых территорий. Принимаемые природоохранные меры дают свои положительные результаты. Необходимо и в дельнейшем принимать меры по охране и восстановлению редких и исчезающих видов животных и растений области.
  2. 58И давайте не будем забывать, что сохранение природных богатств нашей Родины зависит от каждого из нас, от нашего отношения к каждому представителю растительного и животного мира и природе в целом.

Учитель: Спасибо, ребята, садитесь.

А теперь все возьмите на столах анкеты и оцените свою работу над проектом, музыка поможет вам настроиться.

Клип «Не рвите цветы»

Поставьте галочку рядом с выбранным ответом

АНКЕТА «КАК Я РАБОТАЛ НАД ПРОЕКТОМ»

  1. Своей работой над проектом я
  • Доволен
  • Не доволен
  1. Представлять материал мне было
  • Легко
  • Трудно
  • Интересно
  1. Участвовать ещё в проекте мне
  • Хочется
  • Не хочется
  1. Я ощущал себя
  • Уверенно
  • Неуверенно
  • Гордо
  • Испуганно
  • Комфортно

Соберите сои анкеты на край стола, потом мы их вложим в наши портфолио.

Все выступили. Я довольна вашей работой, горжусь тем, какие вы у меня молодцы.

Все хорошо поработали, а теперь пришло время отдохнуть и расслабиться.

  54   VI      ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ТАНЕЦ ДЛЯ РУК»

Звучит тихая музыка

Закройте глаза, расслабьтесь. Слушайте музыку и разрешите своим рукам танцевать так, как они хотят. Почувствуйте себя в лесу. Представьте себя кем-то или чем-то в природе: зверем, птицей, растением. Ваши руки волшебные. Они могут стать крыльями птицы, ветвями дерева, цветком. Вам хорошо и привольно у себя дома в лесу. Вы должны полностью расслабиться и позволить рукам делать то, что они хотят сейчас.

Музыка меняется.

А теперь почувствуйте, как ведёт себя тот, кем вы себя представили, когда в лес пришёл человек.

Музыка закончилась

Стоп, просыпаемся.

Кем ты был во время танца? Что ты чувствовал во время этого танца?

Опросить 2-3 человека.

Ребята, на перемене пообщайтесь и расскажите друг другу о том, что с вами происходило.

Все вы по-разному реагировали на появление человека. Так давайте попробуем предположить: деятельность человека в природе – это хорошо или плохо?

Ответы детей.

Итак, если деятельность созидательная, то есть направленная на сохранение природы, то это хорошо, а если разрушительная, то это плохо.

V   ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ И СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА

Давайте выполним упражнения и определим, что же такое созидательная деятельность в природе.

( ЭОР. Человек и природа. Природа и деятельность. Учебное упражнение № 1)

60  Составь правильные утверждения.

Созидательная деятельность человека в природе - это

   -  осушение болот

   -  вырубка леса

   -  строительство городов

   -  распашка земель

   -  создание заповедников (+)

   -  создание ботанических садов (+)

   -  охота

   -  браконьерство

   -  восстановление леса (+)

   -  создание питомников для разведения редких животных и растений (+)

ЭОР. Человек и природа. Охрана природы. Учебное упражнение № 2

61 Причины уменьшения численности животных на Земле.

Текст задания: Отметь самую главную причину уменьшения численности животных на Земле.

   - разрушение мест обитания (+)

   - охота и браконьерство

   - недостаток корма

ЭОР. Человек и природа. Охрана природы. Тест № 2

62 Найди способы решения проблем.

На экране слева в прямоугольниках написаны различные проблемы охраны окружающей среды. Справа – пустые прямоугольники, в которые надо расставить тексты, содержащие возможные варианты их решения. Тексты расположены внизу экрана.

Проблемы:

а). Исчезновение диких животных.

б). Загрязнение воздуха автомобилями.

в). Накопление бытовых отходов.

Варианты решения:

Создание заповедников. (а)

Разработка более совершенных двигателей. (б)

Переработка отходов. (в)

ЭОР. Человек и природа. Охрана природы. Тест № 3

63 Выбери правильный ответ.

Где принимаются самых строгие меры по охране растений и животных?
   - в заповедниках (+)

   - в заказниках

   - в национальных парках

   - в ботанических садах

ЭОР. Человек и природа. Охрана природы. Тест № 4

64 Отметь правильные утверждения.

а). Животных можно сохранить, создавая зоопарки.

б). Каждый человек может внести свой вклад в охрану природы. (+)

в). Существуют вредные и полезные животные и растения.

ЭОР. Человек и природа. Охрана природы. Тест № 4

65 Отметь правильные утверждения.

Ты поможешь сохранить природу, если будешь

   - экономно расходовать воду (+)

   - подкармливать зимой птиц (+)

   - сажать деревья (+)

   - соблюдать правильный режим дня

Учитель: Поднимите руку те, кто считает, что подтвердились наши предположения насчёт того, что деятельность человека в природе может быть разной.

Вы хорошо справились со всеми заданиями, а теперь поиграем, попробуем найти выход из проблемной ситуации.

VI   ВЫХОД ИЗ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

66  Игра называется «ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

Ваша цель - выработать план защиты окружающей среды

 Левая сторона работает над вопросом:  "Как люди должны заботиться об окружающей среде". Правая сторона работает над вопросом: "Как люди уничтожают окружающую среду". Каждый в своих тетрадях пишет не менее пяти предложений.

А лучше настроиться на работу вам поможет музыка.

Включается клип «Красная книга» 2 мин

А теперь разделимся на группы.

Каждая группа из получившихся у вас предложений составляет общие высказывания по темам и записывают их на полосках бумаги. Представитель каждой команды готовится представить всем нам результат коллективной  работы, и оформить его на доске в виде макета «рыбья кость». Итак, за работу. 

Включается продолжение клипа «Красная книга» 2 мин

 

Дети должны найти к каждому пункту результатов обсуждений первой группы соответствующий пункт из результатов обсуждений второй группы.

Перед тем, как представить нам результат своей работы, давайте определим проблему.

Пожалуйста, 1 группа, читайте свои высказывания и прикрепляйте свою рыбью кость к нашей рыбе.

Представители каждой группы зачитывают результаты своих обсуждений.

Эти результаты графически оформляются на доске в виде макета «рыбья кость».

Проблема решится

только сообща,

совместными усилиями всего мира.

Оцените получившийся у нас план и сделайте вывод: можно ли поодиночке справиться с этими проблемами?

Молодцы, вы выработали прекрасный план защиты окружающей среды.


VII   САМООЦЕНКА И РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Синквейн «Я на уроке»

Ребята, наш урок подошёл к концу. Давайте попробуем рассказать о себе, о том, что вы чувствовали, делали и составим синквейн на тему: «Я на уроке».

1 мин

Дети зачитывают свои синквейны

Ребята все вы хорошо сегодня поработали. Вот таким синквейном я оценила сегодня работу своего класса. Я сразу его оживлю.

67  Мой класс

размышляющий, уверенный

думал, старался, оценивал

положительно проявил себя на уроке.

молодцы.

Мой класс сегодня на уроке был размышляющим о проблемах защиты природы, достаточно уверенным в своих ответах,   Он думал, старался правильно отвечать, оценивал свою работу и свои переживания и поэтому положительно проявил себя на уроке. Молодцы.

Оценки за урок я поставлю в электронный журнал. Все получают «5». В неё входит не только ваша работа на сегодняшнем уроке, но и подбор материала, подготовка презентаций. Вы были дружными, старательными, вот поэтому у вас всё получилось.

68  VII   ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1. Написать или напечатать на белых листочках мини-сочинение на тему: "Окружающая среда и я" по плану. Но план у нас сегодня необычный в виде неоконченных фраз, которые вам нужно будет продолжить
  • Сначала мы рассуждали так…
  • Потом мы столкнулись с проблемой…
  • Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)…
  • Мы увидели (поняли)…Значит…
  • Теперь мы будем…
  1. Нарисовать своё настроение или понимание темы урока. Это должно быть рисование не для того, чтобы создать произведение искусства, а для того чтобы вы смогли оценить свои чувства, свои познания, возникшие на уроке, и выразить их с помощью рисунка, цвета. У кого-то настроение за весь урок не поменялось, а кто-то из вас смог испытать разные чувства. Из рисунков и сочинений мы устроим стенд: "Чем мы можем помочь нашей природе".

IX   ИТОГ УРОКА

А сейчас я хотела бы, чтобы вы некоторое время подумали о том, что здесь сегодня происходило…

Я хочу пожелать вам, чтобы вас всегда окружали зеленые растения, интересные животные. Чтобы вы дышали свежим воздухом, пили чистую воду и помнили, что это все было нужно любить и беречь, чтобы сохранить свою Родину такой же прекрасной.

Клип «Наш край» или «Моя Россия»

План урока.

Актуализация и создание проблемной ситуации

Системный лифт

Мотивация к учебной деятельности

Проверка Д/З.  Создание проблемной ситуации

Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий

Защита проектов

Физкультминутка

Танец рук

Первичное закрепление и создание ситуации успеха

ЭОР

Выход из проблемной ситуации

Игра «Защита окружающей среды»

Самооценка и рефлексия учебной деятельности

Синквейн «Я на уроке»

Домашнее задание

Сочинение,  рисунок

Итог урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 4 класс УМК XXI век Учебник Н.Ф. Виноградовой "Урал – Каменный пояс".

Создание у учащихся целостного представления об Урале, его географическом положении и природных особенностях....

Презентация составлена к уроку окружающего мира для 3 класса на основе учебника А.Плешакова ( " Школа России")

Данный ресурс можно использовать на уроках окружающего мира при обобщении раздела " Наша безопасность"...

Конспект урока окружающего мира для 2-го класса к учебника А.А. Плешакова. Тема: "Чистота - залог здоровья!"

Цели и задачи урока: познакомить учащихся с понятием «здоровый образ жизни»; сформировать у них представление о коже и ее функциях.Оборудование: цифровой микроскоп М~сгоше М1 -12-1.3 (1 на группу); ко...

Урок окружающего мира. 3 класс («Школа 2100»). Авторы учебника: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. Тема: Пернатые изобретатели.

Урок окружающего мира по теме «Пернатые изобретатели» в 3 классе занимает последнее место в изучении классов и видов животных. Это первый урок при изучении птиц. Следующий урок должен быть посвящен и...

Урок окружающего мира в 4-м классе по учебнику А.А.Плешакова «Жизнь леса»

Урок разработан по методу научной конференции, на которой работают группы детей, выполняющих роли зоологов, ботаников, микологов, экологов, промышленников, лесников. Используются приемы творческих про...

презентация к уроку окружающего мира 4 класс, программа "Школа России", учебник Плешакова ,"Малая родина -часть большой страны".

Малая родина-часть большой страны.Моя родина - Россия.Столица моей родины-Москва.Моя малая родина - Санк-Петербург? Где он находится? Какие животные, растения, реки, почвы, а главное символы и достопр...