Урок окружающего мира 4 класс УМК XXI век Учебник Н.Ф. Виноградовой "Урал – Каменный пояс".
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Грищенко Юлия Васильевна

 

Создание у учащихся целостного представления об Урале, его географическом положении и природных особенностях. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок Окружающего мира

Слайд 4

легенда Однажды гигантский мифологический змей , попытался опоясать землю. Но не справился с этой задачей, застыл и превратился в горную цепь , которая разделила Европу и Азию .

Слайд 5

УРАЛЬСКИЕ ГОРЫ

Слайд 6

Географическое положение На расстоянии 2500 километров тянутся с севера на юг параллельно друг другу горные цепи Урала. Своими северными отрогами эта горная область достигает берегов Карского моря , всегда покрытого льдами, а юге простирается до южных границ России.

Слайд 7

Географическое положение Уральский хребет делит территорию России на 2 неравные части: на запад от Урала – более 5 млн. кв. км – это Восточно - Европейская равнина, на восток – около 10 млн. кв.км – это Западно – Сибирская равнина.

Слайд 8

Гора народная

Слайд 11

Чем богат Урал Алмаз Зеленый изумруд Сапфир Топаз

Слайд 17

Загадки Каповой пещеры

Слайд 18

Наскальные рисунки

Слайд 19

Башкирский Национальный заповедник



Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

4 класс УМК XXI век

Учебник Н.Ф. Виноградовой

Урал – Каменный пояс

Цель урока: Создание у учащихся целостного представления об Урале, его географическом положении и природных особенностях.

Задачи:

Изучить особенности географического положения Урала и природных условий.

Продолжить работу по развитию навыков работы с географической картой.

Формировать умения анализировать.

Развивать умение видеть прекрасное.

Ход урока

  1. Организационный момент (

- Как называется раздел Окружающего мира, который мы изучаем несколько уроков? ( Родная страна от края до края)

- На прошлом уроке мы путешествовали по Западно –Сибирской равнине. Посмотрите слайды и подумайте о чем пойдет речь сегодня на уроке.

- О какой форме рельефа – мы будем говорить? (о горах)

. Работа с картой. Рабочая тетрадь с.16

Покажите друг другу какие горы расположены на территории России? (Алтай, Кавказ, Уральские горы, Саяны)

- С помощью оттенков какого цвета изображены горы  ( от темно-коричневого до светло- коричневого)

-Зачем используют на карте разные оттенки цвета. (Чем темнее коричневый цвет, тем выше горы.)

Посмотрите на карту.

- Какие горы самые высокие в России ( Кавказ Эльбрус – 5642м)

III. Работа с новым материалом.

- Как называются люди, которые отправляются в горы. (Альпинисты)

Где можно найти объяснения слова. ( В толковом словаре)

К любому путешествию нужно подготовится.  Давайте подберем снаряжение нашему альпинисту. (рисунок альпиниста на доске, у уч-ся карточки)

Возьмите карточку с название вещей и объясните, какие из них нам пригодятся в путешествии.

Карточки: - Удобная обувь ( чтобы не натереть ноги)

запас теплой одежды , солнечные очки, палатка, спальники, страховка: ледорубы, карабины, зажимы, веревки; фотоаппарат или видеокамера, запас  еды и воды, купальник, чемодан, игрушки PSP, много конфет, рация или телефон , школьная форма.

Толковый словарь русского языка Ушакова

АЛЬПИНИ'ЗМ, а, мн. нет, м.

Горный туризм. [По названию гор Альп.] ( Скалолазы)

 Обязательно с каждой группой должен идти инструктор, знающий маршрут. Альпинисты любят сложные маршруты о них стихотворение Георгия Ладонщикова  Какими по мнению автора должны быть альпинисты?

С горы видней.                                                       Тропки каменистые

По высоким кручам,                                             Любят альпинисты.

Где ночуют тучи,                                                    Им пути приятней

Где парят неслышно                                             Те, что потрудней.

Горные орлы,                                                         Для отважных в мире

Шли путем намеченным                                     Горизонты шире.

Мы с утра до вечера,                                            Говорят недаром,

Чтобы влезть на спину                                         Что с горы видней.

Каменной скалы.

Какими по мнению автора должны быть альпинисты?

IV.Работа с деформированным текстом.

Мы с Вами находимся у подножия самых старых гор на планете. Вообще о горах придумано немало легенд. Прочитайте одну из них, вставьте слова и мы узнаем, что это за горы.

Легенда

Однажды  _________________________________________________________

попытался опоясать  _____________________. Но не справился с этой задачей, застыл и превратился в _____________________________________ ,

которая разделила   ___________________  и  _______________ .

Слова для справки: Европа, земля,  Азия, гигантский мифологический змей, горная цепь.

Проверьте

- Найдите эти горы на карте?

- Какие это горы? (Уральские горы)

- Вспомните, в каком произведении герой отправился к Хозяйке Медной горы? (Бажов «Уральские сказы») Показ книги.

- Кто главный герой? (Данила - мастер)

- Что он изготовил? ( Каменный цветок)

Посмотрите  мастера  могут из драгоценных и полудрагоценный камней

изготовить  произведения искусств.

Покажите Уральские горы на карте.

Историческая справка.

Начиная с 13-14 веков Урал осваивался русскими землепроходцами. Сначала Урал называли Камень. Каменным поясом называли земли на Урале много веков назад. Уже в 17 веке эта территория получила название Урал, так переводится гора с башкирского языка.

V. Исследование.

- Сейчас вы проведете небольшое исследование с использованием географической карты и предложенных текстов.

VI.Физкультминутка.

Давайте вспомним стороны горизонта. (север, юг, восток, запад)

Работа в паре. Заполните пропуски.

Вариант 1.

На расстоянии 2500 километров тянутся с севера на юг параллельно друг другу горные цепи Урала. Своими северными отрогами эта горная область достигает берегов  _________________      _________, всегда покрытого льдами, а юге простирается до  южных  ________________  России.

Вариант 2.

Уральский хребет делит территорию России на 2 неравные части: на запад от Урала – более 5 млн. кв. км – это  ____________________________________ равнина, на восток – около 10 млн. кв.км – это __________________________

равнина. ( вы не перепутали на запад – Восточно- Европейская рав. , а на восток – Западно –Сибирская)

Обмен мнениями. 

Подчеркните что узнали нового?

Положите 1 рабочую тетрадь на середину парты. Прочитай соседу и покажи на карте.

VII. Работа с учебником с. 35-36

- прочитайте

- Что можно добавить к характеристике Уральских гор? (горы древние, не высокие)

Всегда ли они были такими. Есть мнение, что Уральские горы некогда являлись одними из самых высоких гор на планете Земля. Но на протяжении многих миллионов лет они постепенно разрушались, и сегодня представляют собой только сохранившиеся основания огромных гор.

-Докажите (сравните) высоту гор. г. Народная (народить) 1825 м

Эльбрус (Кавказ) – 5642м

- Найдите и прочитайте отрывок о природе Урала.

- А сейчас давайте полюбуемся величием Урала.

Презентация.

Урал обширная горная страна протянувшаяся от холодных вод Северного Ледовитого океана до теплых берегов Каспийского моря. Уральские горы единственные на земле разделяющие целый континент на две части света Европу и Азию.

Эта горная система является одной из древнейших в мире. Ученые утверждают, что сегодня мы видим остатки самых высоких гор на планете. (с  Солнце, ветер, вода и лед миллионы лет разрушали эти величественные горы. Все что когда то было скрыто на большой глубине, теперь оказалось практически на поверхности.  Полезные ископаемые Урала отличаются богатством и разнообразием видов  Здесь найдены многочисленные месторождения большинства металлов и драгоценных камней.

 Люди на Урале проживают со времен каменного века.

Ежегодно на Урал приезжает огромное количество туристов. Этот край нельзя не полюбить. Для любителей активного отдыха здесь настоящий рай. Здесь находятся одни из лучших горнолыжных курортов России. Урал не оставит равнодушными и любителей туристических походов. Тот, кто решит оторваться от цивилизации, будет очарован прекрасными  горными ландшафтами,   красотой величественных лесов,чистейших озер и стремительных рек. Обязательно стоит посетить Капову пещеру – удивительный археологический памятник и Башкирский Национальный заповедник.

 Кто хочет отправиться путешествовать в Уральские горы?

Возьмите листочек . На следующий урок постарайтесь приготовить Домашнее задание по выбору

I. Составьте рассказ по плану

Уральские горы

      1.Географическое положение

2.Возраст гор

  1. Природа гор. а) климат.

                          б) растительный мир

                          в) животный мир
II.
Подготовьте и оформите рекламный  буклет туристического маршрута по Уральским горам.

III. Подготовить сообщение  о уральских самоцветах.

IIX. Итог

Прикрепите флажки на гору.  Оцените свою работу на уроке.

Молодцы! Вы смогли поднять на самую вершину. Она покорилась вам. Я уверена  что вы и на всех остальных уроках  будите стремиться пониматься вверх и у вас это обязательно будет получаться.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира с презентацией по экспериментальному учебнику Л.М. Цветовой, 3 класс, на тему " Клетка"

Экспериментальный учебник по окружающему миру, автор Лариса Михайловна Цветова, изд-во "Мнемозина" МоскваПредлагаю конспект урока по данному учебнику с презентацией на тему  "Клетка", 3 класс...

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Флипчарт "Симметрия" к уроку окружающего мира по теме "Симметрия" по учебнику О. Поглазовой

Флипчарт к уроку окружающего мира во 2 классе по теме "Симметрия" по учебнику О. Поглазовой...

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

технологическая карта урока ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА с использованием электронной формы учебника тема: "Куликовская битва"

Данный материал будет полезен учителям, реализующим ФГОС, работающим с информационными технологиями....

Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"

Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...