НПК "Для чего животным нужен хвост"
проект по окружающему миру (1 класс) на тему

Лиснюк Людмила Владимировна

Доклад по теме "Для чего  животным нужен хвост".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachem_zhivotnym_hvost.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2  г. Пугачёва Саратовской области»

ДОКЛАД

«Зачем животным нужен хвост?»

            Автор: Соколов Кирилл -  ученик 1 «Б» класса

Руководитель: Лиснюк Людмила Владимировна - учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 2 города Пугачева Саратовской области»

г. Пугачёв 2015г

Оглавление

  1. Введение …………………………………………………………………………..   3
  2. Основная часть ……………………………………………………………………   3-4
  1. Детские писатели о хвостах.
  2. Систематизация хвостов:
  • Хвост – показатель настроения
  • Хвост – орган активной защиты и нападения
  • Хвост – орган пассивной защиты
  • Хвост – покрывало
  • Хвост – орган передвижения и балансирования
  • Хвост – орган опоры
  1. Заключение ………………………………………………………………………    4
  2. Список литературы  ……………………………………………………………...    4
  3. Приложения ………………………………………………………………………    5 - 6

Исследовательская работа

«Зачем животным нужен хвост?»

        Введение.        

        Задумывались ли вы когда-нибудь, зачем животным хвосты? Когда меня об этом спросили, я не задумываясь, ответил: «Чтобы шить шапки». И никак не мог понять, почему все смеются. Потом мы все стали перечислять, зачем же животным хвосты: для красоты, для защиты… на этом наши знания иссякли. Я подумал, что и другие дети не знают, зачем животным хвосты, поэтому решил собрать о них как можно больше информации.

Гипотеза: Хвост это орган животных, который помогает им приспособиться к условиям существования и выжить.

Цель: Узнать значение хвостов.

Детские писатели о хвостах.

Оказывается, многие писатели в своих книгах рассказывают о хвостах различных животных. Я посетил городскую библиотеку и в читальном зале прочитал несколько книг о животных. Вот что я узнал.

В. Бианки. Лесные домишки. Рассказ «Хвосты»

Брюхоног - «У меня и хвоста- то нет: это ведь брюхо моё, я его сжимаю да разжимаю,- только так и ползу»

Рыба - «Хвост у меня - руль. Видишь: надо мне повернуться хвост вправо, поворачиваю; надо налево - я влево хвост кладу».

Рак - «Ножки у меня слабые, тонкие, я ими грести не могу. А хвост у меня широкий и сильный. Я как шлёпну хвостом по воде, так меня и подбросит».  

Дятел – «Уперся Дятел крепким,  жестким своим хвостом в кору, размахнулся всем телом да как стукнет носом по суку – только щепки полетели»

Оленуха – «Вот погонится за нами Волк. Я в лес кинусь – прятаться. И оленятки за мной. Только им меня не видно между деревьями. А я им белым хвостиком машу, как платочком: «Сюда бегите, сюда!» Они видят – беленькое впереди мелькает,- бегут за мной. Так все и убежим от Волка»

Лиса – «Погонятся за мной собаки, живо меня бесхвостую поймают, а хвостом я их обману».

Корова – ей хвост нужен, чтобы отпугивать надоедливых мух.

В. Бианки. Чей нос лучше. Рассказ «Задери хвост»

Медведь – «Чтобы не спугнуть добычу нужно не шуршать, вот для чего медведю такой маленький хвост».

Николай Сладков Лесные тайнички. Рассказ «Отчего у лисы длинный хвост».

Лиса. Длинным лисий хвост становится от любопытства

Так детские писатели объясняют детям значение хвоста для животных. В научной литературе объяснения более подробные.

2.2. Владимир Сутеев написал сказку, по которой снят мультфильм.

Систематизация хвостов.

Я попытался классифицировать хвосты по их назначению.  

Хвост – показатель настроения.

Я посетил ветеринарную клинику и вот что я узнал. У некоторых животных хвост служит средством выражения настроения. Так, например, собаки виляют хвостом, когда они испытывают удовольствие или радость (при виде своего хозяина), и поджимают хвост от страха (при плохом с ним обращении). Точно так же ведут  себя при соответствующих обстоятельствах дикие родичи собак – волки, шакалы, лисицы, песцы.

О настроении кошек можно судить по движениям хвоста. Известно, что при раздражении или недовольстве они нервно взмахивают хвостом и бьют им из стороны в сторону. Подобным образом поступают также дикие звери из семейства кошачьих – львы, тигры, леопарды, ягуары и др.

Хвост – орган активной защиты и нападения.

Лошадям и коровам хвост очень нужен для того, чтобы отгонять садящихся им на спину и бока различных насекомых (мух, оводов, слепней). Хвостом обмахиваются и другие копытные животные – ослы, зебры, куланы, а из жвачных – антилопы, буйволы, яки, бизоны и др.

                                                                                                                                                               

У одних из них хвосты покрыты длинными волосами, а у других оканчиваются волосяной кисточкой. В обоих случаях, прикасаясь к поверхности тела в тех местах, куда трудно дотянуться концом морды или коснуться ногами, эти животные получают возможность защитить себя от назойливых насекомых, отпугивая их взмахами хвоста.

У других животных хвост используется для защиты более энергично. Если он обладает мощной мускулатурой, то нередко выполняет роль бича, которым животное отбивается от нападающих хищников. Вместе с тем такой хвост у ряда животных оказывает существенную помощь при нападении на добычу и служит подспорьем в овладении жертвой.

В качестве примера можно назвать крупных ящериц варанов и некоторых крокодилов, у которых хвост выполняет двойную функцию, являясь одновременно и органом защиты, и органом нападения.

Хвост – орган пассивной защиты.

Особый интерес представляет так называемая хвостовая автотомия (самокалечение). В этом случае животное спасает свою жизнь ценой потери хвоста или его кожного покрова. Так, например, у кавказской саламандры и некоторых ящериц хвост, оказавшись в пасти хищника, активным сокращением мышц обламывается в определенном месте позвоночника и остается в зубах врага. Этот обломок отвлекает внимание преследователя, заставляет его остановиться, а тем временем жертва успевает скрыться. Впоследствии утраченная часть хвоста восстанавливается (регенерирует). У некоторых мышей, тушканчиков и сонь хвостовые позвонки остаются невредимыми, а вместо обламывания происходит соскальзывание кожного футляра, который в критический момент легко отрывается, давая возможность схваченному за хвост зверьку уйти от врага.

Хвост - покрывало.

У некоторых животных наблюдается сильное развитие хвоста, густо покрытого длинными волосами. Он служит им надежным укрытием, предохраняя от охлаждения или непогоды во время сна или отдыха. В этом случае животные сворачиваются в клубок и накрываются хвостом. Подобное поведение характерно, например, для таких обладателей пышных хвостов, как лисица-огневка, песец белый, белка обыкновенная, соня-полчок, бурундук, куница лесная, кошка дикая, росомаха и многие другие звери нашей страны.

Хвост – орган передвижения и балансирования.

Во время бега лисица пользуется своим длинным хвостом как рулем и балансиром, делая на полном ходу резкие повороты и поддерживая при этом равновесие. Хвост помогает лисице также во время нападения на добычу: она может, используя движения задних ног и хвоста, бросать свое туловище вперед, вбок, вниз и вверх.

Длинный хвост тушканчика помогает ему поддерживать равновесие, особенно при резких поворотах. Рыбы и морские млекопитающие используют хвост для передвижения.

Хвост – орган опоры.

Дятел использует хвост для опоры, когда он лакомится в своей столовой или ищет насекомых. Кенгуру опирается на свой хвост, когда отдыхает.

II. Выводы.

Проведя небольшое исследование, я подтвердил свою гипотезу. Действительно, хвост это орган животных, который помогает им приспособиться к условиям существования и выжить. Животные используют хвост для удовлетворения своих жизненных потребностей.        

Литература:

1. Бианки, В. Лесные домишки [Текст] / В. Бианки. – М.: Книги Искателя, 2002. – 76 с.: цв.ил. – (Библиотека школьника)

2. Бианки, В. Чей нос лучше? [Текст] / В. Бианки. – М.: Детская лит., 2002. – 218 с.: ил. – (Школьная библиотека)

3. Скребицкий, Г. Длиннохвостые разбойники [Текст] / Г. Скребицкий. - М.: Детская лит., 2002. – 285 с.: ил. – (Школьная библиотека)                                                                                                           4. Сладков, Н. Лесные тайнички [Текст] / Н. Сладков. - М.: Детская лит., 2002. – 397 с.: ил. – (Школьная библиотека)                                                                                                                                5. http://clubhome.narod.ru/world/vso_0002.htm

Приложение

        Приложение

Варан. (Длина тела – 1,5 – 2м). Во время охоты вараны нападают на грызунов, птиц, ящериц, молодых черепах, оглушая их ударом хвоста. При встрече с человеком или хищным зверем (волк, шакал) вараны отбиваются хвостом, нанося чувствительные удары по врагу.

Нильский крокодил. (Длина тела – 4 – 6м, половина -     хвост).                                     Во время охоты подстерегает крупных зверей у водопоя, сбивает их хвостом, а затем тащит в воду. 

Чёрный кайман. (Длина тела – 4м). Охотится на водоплавающих птиц и крупных млекопитающих на берегу, а на рыб в воде. Заметив добычу, он изгибается дугой и концом сильного хвоста подбрасывает жертву ко рту, что даёт ему возможность схватить добычу зубами и утопить, а затем на берегу проглотить. Если это рыба, то кайман убивает её ударом хвоста, подбросив из воды в воздух.

Кавказская саламандра. (Длина тела – 20см).  Обладает очень длинным хвостом, который отбрасывается и даёт возможность скрыться. 

Прыткая ящерица (длина тела – 28см), зелёная ящерица (длина тела – 20см), веретеница (длина тела – 50см), желтопузик. Будучи схваченными за хвост, сокращают хвостовые мышцы и обламывают позвоночник, оставляя часть хвоста в пасти хищника.

Лисица рыжая. Во время сна, сворачивается калачиком и, подобрав к животу ноги, укрывается хвостом. Причём её нос находится на основании верхней части хвоста, где расположена благоухающая железа, издающая запах, похожий на аромат фиалки.  Некоторые учёные предполагают, что пахучие выделения этой железы действуют на обоняние лисицы, делая его более острым. Зимой лиса не прячется в нору даже в сильные морозы и спит, укрываясь своим пушистым хвостом, как меховым одеялом.

                                                                                                                                                                                                           Белка обыкновенная (Длина тела - 32см, хвоста – 31см). Хвостом белка накрывается, когда укладывается в своё гнездо, чтобы согреться. Он играет роль парашюта (обеспечивает мягкую посадку), балансира и руля.

Бурундук. (Длина тела – 10см, хвоста – 15см). Спят, свернувшись клубочком, спрятав мордочку на брюшке и перегнув через спину пушистый хвост на голову.

Куница лесная. (Длина тела – 58см, хвоста – 26см). Пушистый хвост куницы служит ей хорошим покрывалом, согревающим зверя.

                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: литературного чтения. Система РО Л.В.Занкова Учебник под редакцией В.Ю. Свиридовой, Класс: 2 «А» Тема: Д.Н. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост

Работа над произведением развивает  речь учащихся, обогащает их  словарный запас, формирует оценочное суждение, учит понимать содержание сказки через анализ поступков героев, учит...

Для чего котам хвосты?

Первый проект Даши, интересная работа, рекомендуется для детей дошкольного и младшего школьного возраста...

Сказка о животных. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Цель: сравнение  литературной (авторской) сказки с народной; осознанное восприятие  содержания текста, оценка его характера.Задачи: развивать навыки осознанного, правильного, выразитель...

Конспект занятия "Зачем животным нужен хвост?"

Данное занятие может проходить в форме командной игры. Рекомендовано для детей в возрасте от 7 до 12 лет. Может быть использовано в работе педагогов дополнительного образования эколого-биологической н...

Сказка "Почему у павлина такой красивый хвост?"

Сказка, написанная моей дочерью - Горшковой Светланой - ученицей 3 класса "А" ГБОУ СОШ № 800. Может использоваться на уроке литературного чтения в качестве примера создания волшебной сказки....

Урок литературного чтения по программе" Перспективная начальная школа" по теме "Рифмы. Удивительные хвосты" 1 класс

Тема. Рифмы. Шуточные стихотворения. Цель урока. Создание условий для формирования  метапредметных умений средствами урока «литературное чтение». Задачи урока.1. Познакомить обучающихся...