Урок окружающего мира 1 класс Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек. Первоцветы Адыгеи.
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

Жигилиева Елена Александровна

Развивать представление о живых и неживых природных богатствах; развивать потребность бережно относиться к природе и её богатствам, научить определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя; узнавать изученные природные объекты; понимать взаимосвязь между цветами и бабочками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novoy_shkole-novyy_urok_zhigilieva_e.a.rar2.84 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№ 7

План – конспект урока в  1 б классе

Тема урока:

 Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек.

  Первоцветы Адыгеи.

Разработчик:

учитель начальных классов

  МБОУ СОШ №7

Жигилиева Е.А.

п. Тульский

2016 год

План – конспект урока в  1 б классе

Тип урока: решение частных задач.

Учебник  « Окружающий мир 1 класс» Плешаков А.А.

Цели:

  1. Предметные:_ развивать представление о живых и неживых природных богатствах; развивать потребность бережно относиться к природе и её богатствам, научить определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя; узнавать изученные природные объекты; понимать взаимосвязь между цветами и бабочками.

 

2.Метапредметные:

А)     Коммуникативные:_ – формирование умения работать в парах и  малой

       группе; принимают другое мнение и позицию, допускают существование       различных точек зрения.

 

Б) Познавательные: формирование умения извлекать информацию из   иллюстраций, текста,   выявлять сущность, особенности объектов; формирование умения на основе анализа объектов делать выводы.

 

В) Регулятивные: формирование умения определять цель деятельности на уроке; умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать свои достижения на уроке и совместно с учителем давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Г) Личностные : формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, бережному отношению к материальным и духовным ценностям, целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Ход урока

Технология оценивания учебных успехов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность обучающихся к уроку, озвучивает
тему и цель урока, создает эмоциональный настрой.

Заходите, дети, в класс,

Прозвенел звонок сейчас.

Все тихонько быстро встали,

Подравнялись и собрались.     

И посмотрим на столы

Всё, что нужно принесли?

А теперь тихонько сели,

На меня все посмотрели.

Начинаем наш урок,

Рты закрыли на замок.

Слушают
и обсуждают тему урока

Актуализация знания и постановка учебной проблемы

Беседа по теме урока

Создание проблемной ситуации.

Слайд 2

- Дорогие ребята, сегодня на уроке мы отправимся в сказку. А я выступлю в роли сказительницы. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Стоит на опушке избушка, живет в избушке старушка. Любит она собирать травы целебные, первоцветы лекарственные для лечения – излечения детишек. Но вот однажды появилось в избушке странное существо: лохматое, чумазое, невоспитанное. Это была  вредная Злючка. Стала она озорничать безобразничать: все травы перепутала и разбросала. Старушка хотела собрать травки да «с испугу-перепугу» забыла,   как они называются. Давайте, ребятки, поможем бабушке и назовем растения.

Учитель показывает слайды с фотографиями. Слайд 3-6

 А где вы  встречали эти растения в природе? Возможно, они и сегодня встретятся на лугу.

Поиск выхода из проблемной ситуации

Учащиеся смотрят  слайды и отгадывают растения.

-В лесу, дома в огороде.

Устный  опрос

 

III. Изучение

нового материала

- Наша сказка-путешествие  продолжается на лугу, но прежде чем мы откроем учебник и выполним задания -     отгадайте загадку, кто это появился на нашей лужайке?

 Слайд 7

     Расту червяком, питаюсь листком,
    Потом обмотаюсь и засыпаю,
    Не ем, не гляжу, неподвижно вишу,
    Весной оживаю, как птичка порхаю.                                                                                                    (бабочка)

    Люди придумали о бабочках много сказок и легенд. В одной из сказок говорится,  что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька.  

 Наша динамическая пауза тоже посвящена бабочке.

 

Спал цветок и вдруг проснулся,                                                                                                                          Больше спать не захотел,                                                                                                                                               Шевельнулся, потянулся,                                                                                                                                        Взвился вверх и полетел,                                                                                                                                Солнце утром лишь проснется,                                                                                                            Бабочка кружится, вьется.

 

-Рассмотрите  1 картинку на с.46.

- Что изображено?

- Молодцы ребята, а сейчас мы будем работать в парах, но прежде чем начать работу, надо вспомнить правила работы в парах.

 -Покажите готовность вашей пары.

-Кто сидит на 1 месте работает на с.46, а кто сидит на 2 месте работает со с.88.

-Давайте попробуем определить цветы и бабочек и проверить свои ответы с помощью страницы для самопроверки.

- Давайте прочитаем вслух названия бабочек, цветов.

-Ребята, мы определили названия бабочек, но давайте обратим внимание на то, что названия могут подсказать ( Голубянка- голубого цвета; лимонница -желтого цвета; пестрянка -пестрая).

- Наше путешествие по лугу мы продолжим с помощью рабочей тетради.

- Сейчас мы разделимся на 2 группы для выполнения заданий повышенной сложности.

Давайте повторим правила работы в группе.

 

- Первая группа работают по заданию. №1. Вам нужно узнать цветы, которые вы только что определили, указать их названия( соединить линиями рисунки и названия), а оставшиеся объекты( которые вам неизвестны) следует определить с помощью атласа –определителя..

- Вторая группа вам нужно выполнить точно такое задание, только у вас работа с бабочками. Отметить бабочек галочкой, которые вы видели в природе.

- Как называется первый цветок? ( второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой)

- А какие названия цветов вы определяли с помощью атласа-определителя?

Работа со 2 группой.

- Как называется первая бабочка? ( вторая, третья, четвертая, пятая, шестая, седьмая)

- А какие названия бабочек  вы определяли с помощью атласа-определителя? Проверка работы групп с самооценкой.

- Молодцы ребята, справились с заданием.

- А сейчас, нам нужно выполнить следующее задание:

- Выполните задание под рисунком: отметить цветы галочкой, которые вы видели в природе

- Ребята, какие цветы(каких  бабочек) вам доводилось видеть в природе?

- Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием.

- А сейчас мы рассмотрим по учебнику следующие картинки, на этой же страницы.

-Рассмотрите рисунки.

-Что делают дети на левом рисунке?

- Что делают дети на правом рисунке?

- Оцените поведение детей на природе.

- Ребята, а вы знаете как вести себя  на природе? Какие правила вы знаете?

- Назовите их?

Слайд 9

Учитель раздает детям памятки о правилах поведения в лесу.

  1. Нельзя рвать цветы на лугу, в лесу. Букеты можно составлять из садовых растений, которые специально выращивают люди.

2. Нельзя ловить бабочек и убивать насекомых. Они не только нужны в природе, но и украшают ее.

3.Нельзя шуметь и включать музыку на природе, так как шумом можно распугать всех обитателей – насекомых, животных, птиц.

4. Нельзя оставлять после себя мусор. Если каждый человек оставит после себя хоть немного мусора на месте своего отдыха, то цветущий луг превратится в свалку.

5.  Нельзя брать из дикой природы ни яиц птиц, ни детенышей животных так, как в дальнейшем они все равно погибнут в неволе.

-Молодцы ребята, вспомнили и расширили свои знания о правилах   поведения   в природе.

- Мудрая Черепаха говорит: « Наблюдать, рисовать, фотографировать в природе очень интересно. Так можно узнать многие секреты природы.

А теперь еще одна динамическая пауза.

Утром бабочка проснулась.                                                                                                            Потянулась, улыбнулась.                                                                                                                                Раз – росой она умылась,                                                                                                                                          Два – изящно покружилась,                                                                                                                              Три – нагнулась и присела,                                                                                                                                  На четыре – полетела.                                                                                                                                        

 - А скажите,  почему нельзя рвать цветы? - Правильно, будет пусто и некрасиво без таких прекрасных цветов. А про многих из них есть легенды (красивые придуманные истории)

- Совершенно верно, насекомые и птицы питаются нектаром или пыльцой цветов, и без цветов они просто погибнут

- И в тюрьму хоть и не посадят, но могут оштрафовать, так как  многие цветы занесены в Красную книгу и охраняются законом

Слайд 11

-Ребята, а вы слышали, что существует такая Красная Книга.

- А что записывают в Красную Книгу?

А нужно ли охранять бабочек?

-Давайте рассмотрим некоторые виды бабочек, которые занесены в Красную Книгу.

Слайд 10

Слайд 12

- А теперь я хочу рассказать вам о растениях – первоцветах, которые занесены в Красную Книгу.

-В преддверии весенних праздников проблема сохранения первоцветов, занесенных в Красную книгу РФ, становится особенно актуальной. Именно в данный период учащаются случаи сбора и торговли редкими растениями.

Первоцветы - первые представители растительного мира, появляющиеся после долгой зимы. Они - символы весны,  просыпающейся жизни! Ежегодно в период весенних праздников уничтожаются сотни тысяч растений-первоцветов. Это редкие и исчезающие виды подснежников, цикламенов, морозника, крокусов и другие.

Слайд 13

- Бабочка.

Выполнение динамической паузы

- Бабочки, присевшие на цветы.

- При разговоре  нужно смотреть на собеседника.

-Говорить нужно в паре тихим голосом, чтоб не мешать работе других пар.

-Называть товарища только по имени.

Учащиеся открывают рабочие тетради.

-Договариваемся, кто какую роль будет выполнять.

- Определить цель  нашей работы.

- Работать вместе и не ссориться.

- Представить результат своей работы.

- Оценить свою работу в группе и работу группы в целом.

- Голубянка, лимонница, пестрянка.

Клевер, колокольчик, короставник, нивяник, лютик, ромашка, таволга.

Короставник, нивяник, таволга.

Адмирал, лимонница. крапивница, пестрянка, зорька, голубянка, желтушка.

Крапивница, адмирал.

Дети перечисляют названия цветов и бабочек, которых они видели в природе.

- Дети намусорили, шумят, ловят бабочек и рвут цветы.

-Дети ведут себя тихо, наблюдают за насекомыми и зарисовывают бабочек.

- Дети, изображенные на левом рисунке,  ведут себя неправильно.

- Нельзя шуметь, рвать цветы, уничтожать насекомых, брать птенчиков из гнезда. Нельзя мусорить.

Учащиеся цепочкой читают пункты памятки.

Выполнение динамической паузы.

- Будет пусто и некрасиво.                                                                                                                                        - Насекомые и птицы питаются нектаром и пыльцой.                                                                                   - Мама будет ругать.                                                                                                                                                 - Посадят в тюрьму.

Подготовленный ученик читает стихотворение Т. Собакина наизусть.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок…

Если все: и я, и ты –

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты…

И не будет красоты

И не будет доброты.

- Да.

- Названия исчезающих видов животных и растений.

  -Бабочка опыляет цветы, растения, и без этого у цветов не будет плодов и семян.- А если исчезнут с нашей планеты многие растения, то будет исчезать потихоньку и свежий воздух.- А еще бабочки – это корм для птиц. Если исчезнут все бабочки, то погибнут многие  птицы.

- Ну, и потом бабочки – это живые существа и они тоже хотят жить!

Дети рассказывают как сами иногда рвут первоцветы.

Называют первоцветы Адыгеи на слайдах презентации.

Устный опрос

Оценивание работы групп и учащегося в группе

IV.Рефлексия

- Ребята, мы прочитали, интересные факты о цветах и бабочках, почему  цветы и бабочки всегда рядом, как будто дружат? Расскажите о взаимосвязи  цветов и бабочек.

-Верно, ребята, цветы и бабочки не смогут жить друг без друга.

-Значит, если мы рвем цветы, мы не только цветам, но и бабочкам делаем плохо. А если ловим бабочек, делаем плохо и бабочкам, и цвета. Ведь они не могут жить друг без друга!

- А как вы думаете, только ли на лугу не нужно рвать цветы и ловить бабочек? Давайте договоримся, что не будем делать этого нигде в природе.

Выполнение теста в презентации.

-У вас на столах лежат смайлики, выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке.

Весёлый смайлик- Я хорошо разобрался в теме урока.

Грустный смайлик –Было трудно и ничего неясно.

Смайлик, который не грустит и не улыбается- остались вопросы и неясности.

- Ребята, я вижу, что большинство из вас хорошо разобрались в новой теме, я рада.

 

- Молодцы ребята, сегодня вы хорошо поработали на уроке.

Слайд 14

- Бабочки не могут жить без цветов, потому что питаются нектаром. Но и цветам плохо без бабочек, потому что бабочки опыляют их. Без этого у цветов не будет плодов и семян.

 

-Нельзя рвать цветы и на лугу, и на опушках леса, и в горах.

- Первоцветы, растущие в Адыгее, занесены в Красную Книгу и поэтому их нельзя рвать и продавать.

Выполняя задания теста дети хлопают при положительном выборе ответа.

- Оценивают свою работу на уроке с помощью смайликов.

Подготовленный учащийся читает наизусть стихотворение С.Вургун.

Давай пройдёмся медленно по лугу,
И “здравствуй”, скажем, каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться,
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица,
И доброе лицо им показать.

Коллективные ответы

Оценивание своей работы на уроке

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по Окружающему миру "Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?" 1 кл. УМК "Школа России"

Презентация содержит дополнительный уточнняющий материал к уроку "Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек" 1 кл. Окружающий мир А. А. Плешакова...

Конспект урока окружающего мира «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о цветах и бабочках луга; знакомство с правилами поведения на лугу; расширение кругозора детей.Цель урока (по выпускной квалификационной работе): ...

Конспект урока по окружающему миру "Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?" 1 класс

Конспект урока по окружающему миру "Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?" 1 класс. Программа "Школа России"...

Конспект урока окружающего мира «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?» (УМК «Школа России»,1 класс)

Цели деятельности учителя:  формирование представлений о разнообразие цветов и бабочек, необходимость сохранения природного окружения человекаПланируемые результатыПредметные:- знать правила пове...

Открытый урок окружающего мира. Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Открытый урок окружающего мира + презентация. 1 класс. Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?...

Технологическая карта урока по Окружающему миру «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?» (1 класс УМК Школа России)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование знаний о цветах и бабочках луга, дать представление об их взаимосвязи и правилах поведениия в лесу. Задачи урока...