Интеллектуальная викторина "Знатоки природы"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Викторина для учащихся 4 класса. Способствует формированию представлений о живой и неживой природе. Развивает логическое мышление, быстроту реакции, умение работать в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_igry.docx272.31 КБ

Предварительный просмотр:

Цели.

  • Закрепить и расширить знания о живой и неживой природе.
  • Прививать любовь к природе.
  • Воспитывать экологическую культуру.
  • Развивать внимание и речь детей.
  • Прививать навык работы в коллективе.
  • Оптимизировать процесс обучения за счет придания ему интерактивного характера.

ХОД  ВИКТОРИНЫ

I. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ.

– Ребята, расшифруйте тему нашего урока, разгадав ребус.

– Правильно, это природа.

Природа – сказочный мир, полный загадок и тайн. И только любознательным она открывает свои тайны. Чтобы понять её, нужно разбираться в многообразии растительного мира, хорошо знать повадки животных.   Сегодня мы проведём турнир знатоков природы. В нём примут участие пять  команд. Участники  должны проявить эрудицию, остроумие, сообразительность, смекалку, также быть очень внимательными и дружными, чтобы прийти к победе.

Дом – это наша планета Земля,
На которой прекрасны леса и поля.
В этом доме мы с вами живем,
День поработаем, ночь отдохнем.
Утро приходит, солнце встает,
Так год за годом время идет.
Для меня в этом мире нет непогоды.
Хочу изучать я законы природы.
А мне, человеку, нужна красота,
Как птице в полете нужна высота.
Себя ты законы заставь изучить,
Чтобы природу потом не лечить.
Чтобы жить по законам природы
Их нужно, конечно же, знать!
Нужны для этого годы и годы,
Чтобы частицей ее себя ощущать!

Представление жюри.

Учитель: . Давайте познакомимся.

II. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД. 

1 команда – «Садоводы».

Капитан: Усманова Нигина

2 команда – «Защитники растений»

Капитан:  Мещерякова Виктория

3 команда- «Юные экологи»

Капитан:  Жариков  Даниил

4 команда- «Защитники природы»

Капитан:  Ивлютина  Ника

5 команда-"Друзья природы":

Капитан: Смолина  Алевтина

 

III. Разминка. «В мире животных!» За каждый правильный ответ 1 балл

  1. Полосатая лошадка. (Зебра)

Кем  питаются цапли? (Лягушками)

Какое насекомое притворяется мертвым при нападении? (Бабочка)

Какая рыба по внешнему виду напоминает шахматную фигуру? (Морской конёк)

  1. Самая быстроногая птица? (Страус)

Самое крупное животное на суше? (Слон)

Какие рыбы имеют оружие на носу? (Рыба-меч, рыба-пила.)

У кого уши на ногах? (Кузнечик)

  1. Не зверь, не птица, а нос как спица? (Комар) 

Какие рыбы имеют усики? (Сом, сазан, усач, карп)

Самый известный строитель плотин? (Бобр) 

Кто любит лакомиться кусочками несоленого сала? (Синицы)

  1. В иголках, словно ёж, как зовётся рыба? (Ёрш)

Вредная домашняя бабочка?  (Моль)

Кто кукует у кукушки – самка или самец? (Самец)

Какое животное меняет окраску? (Хамелеон)

  1. Что теряет лось каждую зиму? (Рога) 

У какой рыбы острые треугольные зубы? (Пиранья)

Какие насекомые живут семьями? (Муравьи. Пчелы)

Птенец какой птицы не знает своей матери? (Птенец кукушки.)

IV. Конкурс   «Почтовый ящик»

     Один человек из каждой команды вытягивает по конверту и вместе с командой готовит ответы на вопросы. Сначала вы зачитываете вслух письмо, затем сообщаете свой ответ.

       Вопросы, содержащиеся в конвертах:

У меня есть четыре ноги, два глаза и позвоночник. Я – зелёного цвета и могу жить в воде и на суше. Мой язык находится на кончике рта. Я выстреливаю языком, чтобы поймать насекомых – мою основную еду. Я хорошо плаваю. Зимою я сплю, зарывшись в ил на дне пруда.  (Лягушка)

Я самое большое животное из всех, которые когда-либо жили на Земле. Я больше трёх доисторических динозавров и вешу столько, сколько весят 33 африканских слона. Я слышу и разговариваю с себе подобными на расстоянии до 60 км. Это происходит потому, что в воде звук распространяется лучше, чем в воздухе. Моё тело имеет очень толстый слой жира, который согревает меня в ледяных водах океана.  (Голубой кит)

«Гнездо, которое строит зверек, называется «ЧАЙНО». Сначала зверёк сплетает из тонких веток и прутьев основание гнезда, затем делает стены, а сверху – крышу. Дома у зверька тепло и чисто. Внутри своё жилище хозяйка выстилает мхом-лишайником, сухими травинками, листьями и шерстью.  В таком гнезде обычно один или два выхода, которые в сильные морозы хозяйка затыкает лёгким лишайником». (Белка)

Это самое высокое животное в мире. Но в его шее всего 7 позвонков, как в шее человека. Ест он преимущественно листья. Если он хочет достать траву, ему нужно широко расставить ноги, чтобы достать головой до земли. 

(Жираф)

«Наша родина - Антарктика. Основную часть жизни мы проводим в море, а для размножения выходим на берег, где образуем большие колонии. Самки несут яйца, а присматривают за яйцами самцы, нося их в своих лапах, чтобы они не касались холодного льда. В самые жестокие морозы мы собираемся в кружок. Кто мы?» (Пингвины)

«У меня головка в чёрной шапочке, спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко-жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, ем всё: зёрнышки, крошки хлеба, варёные овощи. Но особенно я люблю несолёное сало. Догадались, кто я?». (Синица)

«У меня жёлтые надкрылья с чёрными полосами. От врагов я защищаюсь едкой жидкостью с неприятным раздражающим запахом. Люблю лакомиться зеленью томатов, баклажанов, но больше всего люблю картофель. А детки мои – личинки красного цвета – очень прожорливы. Кто я?».  (Колорадский жук). 

Он отлично переносит суровый климат, морозы, засуху. Летом он выдерживает без воды 5 дней, а зимой – 20. После столь продолжительной жажды он выпивает до 120 литров воды. (Верблюд.)

У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами. (Заяц)

Французский натуралист Жорж Луи Бюффон так охарактеризовал этих животных: «Мерзкий лик, дикий вид, устрашающий голос, невыносимый запах, коварный нрав». Живут эти животные стаями. Этих зверей называют санитарами леса. (Волки.)

V. Конкурс.  Игра «Четвёртый лишний».  Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?

Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …

Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …

Осина, липа, дуб, ель. Так как …

Липа, осина, клён, яблоня. Так как …

Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

VI. Конкурс капитанов. «Да-нет»

Вопросы:

1. Верите ли вы, что бабочка трижды меняет своё обличье, прежде чем стать взрослой? (Да. Сначала – гусеница, далее гусеница превращается в куколку, а из куколки вылетает бабочка).

2. Верите ли вы, что зайцу с горы бежать удобнее? (Нет. задние ноги у зайца длиннее. Поэтому ему удобнее бежать в гору, а с горы он скатывается.)

3. Верите ли вы, что самая крупная и высокая трава на земле – банан? (Да).

4. Верите ли вы, что липкий сок, который выделяют хвойные растения, называется смолой? (Да.)

5. Верите ли вы, что кошку в народе называют «врачом без диплома»? (Да.)

6.  Верите ли вы, что в переводе с итальянского слово «помидор» означает «золотое яблоко»? (Да.)

7 .Правда ли, что крокодилы могут взбираться на деревья? (Нет)

VII. Ребусы.

тигрРебусы в картинках с ответами

VIII. Своя игра.

IХ. Обобщение.

- Вы много знаете о природе и поняли, как важно бережно относиться к ней. Постарайтесь, пребывая на природе, пользоваться правилом: прежде чем что-то сделать, подумай, не навредишь ли ты природе. А может, без этого ты сможешь обойтись?

Земля – наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Всё на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеёк, и кудрявая берёза. А вокруг столько жестокости, равнодушия к природе. Леса, реки, луга оказываются на краю гибели. И наша задача – предотвратить всё это.

Больших проблем пока не решить, но кое-что вы можете сделать: посадить дерево, подкармливать птиц и зверей зимой, взять под охрану муравейник, поляну. Тогда лес отблагодарит вас своей щедростью.

Подведение итогов

Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На проталинках солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите землю! Берегите!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра"Знатоки природы" 1 КЛАСС

Методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся начальной школы...

интеллектуальная игра "Знатоки природы"

Игра - конкурс предназначена для учащихся 3 классов. Она расширяет кругозор, развивает творческие способности учащихся,воспитывает экологическую культуры школьников....

Интеллектуальная игра по окружающему миру «Знатоки природы»

     Интеллектуальная игра по окружающему миру                  ...

Сценарий интеллектуальной игры "Поле чудес" для учащихся 1-2 классов. Тема "Весна в природе"

Сценарий  может быть использован на уроках окружающего мира или во внеурочной деятельности....

Интеллектуальная игра "Природа и мы"

Игра призвана  помочь детям в приобретении и закреплений знаний о природе...

Презентация устного журнала к интеллектуальной игре "Знатоки природы"

Предлагаю вашему вниманию презентацию к устному журналу "Насекомые"....

Интеллектуальная игра "Природа - это удивительный мир"

Расширение и углубление знаний детей о животном и растительном мире природы....