Интеллектуальная игра "Природа - это удивительный мир"
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Аллахвердиева Гюльар Азизулла кызы

Расширение и углубление знаний детей о животном и растительном мире природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intellektualnaya_igra_ekologicheskoe_assorti.doc71.5 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx2.9 МБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра "Природа – это удивительный мир".

Цели:

  1. Расширение и углубление знаний детей о животном и растительном мире природы.
  2. Развитие познавательной активности и любознательности.
  3. Воспитание бережного отношения к природе и потребности в охране окружающей среды.

Оборудование:

  1. Мультимедиа.
  2. Рисунки по темам: “Растения”, “Рыбы”, “Животные”, “Птицы”.
  3. Призы всем участникам.
  4. Мольберты.

Ход занятия

1 этап. Организационный. 

Педагог: “Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас состоится интеллектуальная игра “Природа – это удивительный мир”.

"Счастье - быть с природой, видеть её, говорить с ней".

Л.Н. Толстой

Посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир нас окружает: леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце. Это природа. Наша жизнь неотделима от нее. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.

В ходе игры вам будут предложены конкурсные задания, в которых вы покажите свои знания о природе, а также умения рассуждать, доказывать, делать выводы.

Все конкурсы нашей игры будет оценивать жюри в составе (представление жюри).

Для нашей игры необходимы две команды, они у нас есть. Вот 1 команда, вот 2 команда. Ребята, вам нужно придумать название команды и выбрать  капитанов.                                                                                                                                      Дети выбирают капитанов команд.

Я желаю успеха обеим командам.

Итак, начинаем нашу игру.

2 этап. Конкурсные задания.

I. Тема “Рыбы”                                                                                                             Если команда отвечает самостоятельно, без подсказки, получает три бала, после первой подсказки – два балла, с помощью другой команды – один балл.

1. Задание для первой команды.

Педагог: “Итак, внимание! Первый вопрос: у этой рыбы фантастическая жадность. В ее желудке находят не только других рыб, но и мышей, мелких и средних птиц, а еще часы, монеты – видимо она принимает их за рыбку с яркой чешуей. Ребята, что это за рыба?”.

Подсказка: Это речная хищница. На ее зеленом теле есть полоски и пятна. У нее очень острые зубы.

Помощь другой команды:

Стой плотва и караси!
И пощады не проси!
Я хозяйка здесь в пруду –
На охоту я иду
(щука).

Задание для второй команды.

Педагог: “Это самая большая из пресноводных рыб, обитающих в реках России. У нее нет чешуи, предпочитает жить на дне водоема, где ее часто не отличишь от бревна. Ребята, а это что за рыба?”.

Подсказка: У этой рыбы есть усы.

Помощь другой команды:

Говорят, один рыбак,
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался
…(сом).

Подведение итогов конкурса. Слово жюри.

Педагог: “Ребята, на земле около 200 тысяч видов разных рыб. Какие рыбы вы знаете? (Ответы детей.) Многие из них обитают в наших реках: щука, налим, таймень, хариус, пескарь, окунь. Рыба приспособлена к тому месту, в котором живет. И лишь тогда в реках будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство. Так давайте же с вами, ребята, не будем засорять водоемы, а будем бережно относиться к богатству природы”.

2. Конкурс художников “Нарисуй рыбу”.

Педагог: “Ребята, каждой команде надо нарисовать рыбу с завязанными глазами.

Молодцы, все постарались, рыбы получились замечательные, как живые.

Благодаря юным, талантливым художникам, у нас поднялось настроение и мы готовы к новому конкурсу”.

II. Тема “Животные”                                                                                                                     За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

По очереди педагог задает командам вопросы о животных.

1. Конкурс «Узнай зверя по голосу»

- волк                                                                                                                                                         - медведь

2. Конкурс “Пантомима”.

Педагог: “Сейчас каждая команда получит карточку с изображением животного. Вы должны изобразить это животное без слов так, чтобы его узнала другая команда”.

Педагог предлагает детям карточки с изображением животных: зайца, лисы, лося, лягушки.

Подведение итогов. Слово жюри. 

Педагог: “Молодцы ребята. Ребята, а вы знаете, что животные играют большую роль в природе, без них многие растения не могли бы размножаться и расти. А какие животные водятся в наших лесах? (Ответы детей). А вы знаете, что некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой. Если их не охранять, не помогать им, то они тоже могут погибнуть. Например, волк, лось, которые обитают в наших лесах”.

III. Конкурс капитанов.                                                                                            Собрать из букв названия животных. За каждое название 2 балла. Тому, кто соберет быстрее еще 1 балл. Каждому капитану выдаются карточки с заданиями.

БРУСКА  (барсук)

ОБКАСА  (собака)

ВЮРДЛЕБ (верблюд)

МВДЕЬЕД  (медведь)

IV. Тема “Птицы” 

Конкурс среди команд “Вопросы о птицах”.

Педагог:

1. Птичий домик. (Гнездо)

2. Ночная птица. (Сова)

3. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. Что это за птица? (Сорока)

4. Нос птицы. (Клюв)

5. Кто спит вниз головой. (Летучая мышь)

6. Любимое лакомство снегирей. (Ягоды рябины)

7. Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)

8. Птица, которая прилетает к нам с первым снегом? (Снегирь)

9. Перед какой погодой птицы перестают петь? (Перед дождливой)

10. Какая птица подбрасывает своё яйцо в другие гнёзда? (Кукушка)

11. Зимуют ли птицы в скворечниках? (Нет)

12. С прилётом каких птиц считаемы начало весны? (Грачей)

13. Дышит ли птенец в яйце? (Да)

14. Какие птицы самые быстрые. (Стрижи)

Участники команд по очереди называют птиц, за правильный ответ – 1 балл.

2. Загадки о птицах с показом слайдов.

Демонстрация слайдов с загадками о птицах. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. Эта птица любит море.

 Жить привыкла на просторе.

 В море синее нырнет -

 Рыбку в клюве принесет.

 Что за птица? Угадай - ка!

 Знают все, что это. (Чайка.)

2. Всю ночь летает —

 Мышей добывает.

 А станет светло —

Спать летит в дупло. (Сова.)

3. В клетке целый день сидит,

 И под нос себе твердит,

 Но услышав двери скрип,

 Он кричит "Филипп-Филипп",

 Кеше пить быстрее дай,

 Кто же это - (Попугай.)

4. Перья черные и с блеском,

 Может быть довольно дерзким,

 Всё – вредителям конец!

 Имя птице той — … (Скворец.)

5. Этой белокрылой птице

 В зоопарке не сидится.

 Чтобы люди улыбались,

 К ним летит со свёртком ...(Аист.)

6. Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Кто она? …(Ворона)

7. Солнце греет у порога

И растаяли сугробы,

Потекли рекой ручьи,

Прилетели к нам … (Грачи)

8. Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поёт, поёт … (Жаворонок)

Подведение итогов. Слово жюри. 

Педагог: “Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее – холод или голод? Почему? Действительно, для птиц зимой страшнее голод, т.к. ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек, которые живут в нашем краю, выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время. Что вы можете сделать для птиц? (Ответы детей.) А что мы с вами уже сделали? (Ответы детей.) Не забывайте о птицах, ребята, зимой”.

V. Музыкальная пауза «Воробьиная песенка»

VII. Тема “Растения”

1. Конкурс загадок. 

Когда идешь тропинкою, куда не бросишь взгляд –
В полях белеют шарики на тонких стебельках.
Сквозные, серебристые, они, как пух, легки.
Стоят чуть-чуть качаются от ветерка с реки. (Одуванчик)

Педагог: “Да, ребята, это желтый одуванчик – маленькое, луговое солнышко. Уйдет большое солнце за тучи – и луговое солнышко тоже спрячется, с головой укроется зеленым “платочком””.

Тонкий стебель у дорожки, на конце его сережки.
На земле лежат листки, маленькие лапушки.
Нам он, как хороший друг, лечит раны ног и рук!
(Подорожник)

2. Конкурс “Кто быстрее соберет картинку”.

Командам раздается разрезанные картинки с изображениями лекарственных растений: одуванчик, подорожник.

Педагог: “Ребята, чья команда быстрее соберет и назовет это растение. Что общего между этими растениями? (Ответы детей.) А вы знаете, что это не простые растения, а лекарственные. Корень одуванчика возбуждает аппетит, лечит болезни почек, печени. А если вы поранили ногу – сорвите листок подорожника, приложите его к больному месту, и вы сразу почувствуете, как боль постепенно утихает. Нельзя без необходимости рвать эти лекарственные растения”.

“Берегите Землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листья повилики,
На тропинке солнечные блики,
Ястреба парящего на поле,
Полумесяц над речным простором,
Ласточку мелькающую в жите,
Берегите Землю! Берегите!”.

3 этап. Итоговый. 

Педагог: “Ребята, как здорово, что мы сегодня, хоть на несколько минут, окунулись в мир природы, во все многообразие ее животного и растительного мира. Убедились в том, что природа и человек – это одно целое. Человек живет на Земле в постоянном окружении растений и животных, ведь не зря говорят, что природа – это наш дом. И очень важно, чтобы вы, ребята, научились любить, ценить и охранять природу. И тогда жизнь станет для вас богаче и интереснее. Вы не будете равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не погубит птицу”.

Подведение итога всей конкурсной программы. Слово жюри. Награждение детей. 

Педагог: “Спасибо, ребята, за участие в игре “ Природа – это удивительный мир ”, гостям спасибо за присутствие на нашей конкурсной программе. До свидания”.

Воспитатель ГПД:                       /Аллахвердиева Г.А../

Самоанализ мероприятия                                                                                  «Природа – это удивительный мир»

Структурные компоненты: 

  1. Игровой замысел                                                                                                            2.  Познавательное содержание                                                                             3.  Игровые действия                                                                                                4.  Оборудование                                                                                                       5.  Результаты игры

Цели: 

  1. Расширение и углубление знаний детей о животном и растительном мире природы.
  2. Развитие познавательной активности и любознательности.
  3. Воспитание бережного отношения к природе и потребности в охране окружающей среды.

Игровой замысел  – участие в конкурсах.

Познавательное содержание игры – играют две команды. В ходе игры детям будут предложены конкурсные задания, в которых они  покажут свои знания о природе, а также умения рассуждать, доказывать, делать выводы.

 За каждый правильный ответ получают 1 балл.

Игровые действия: две команды участвуют в разных конкурсах, чтобы стать победителем игры.

Оборудование: 

1.  Мультимедиа.

  1.   Рисунки по темам: “Растения”, “Рыбы”, “Животные”, “Птицы”.
  2.   Призы всем участникам.

Результаты игры:  повышение уровня знаний                                                             Данное открытое мероприятие прошло в школе, присутствовали родители, учителя, методист школы. Игра прошла очень интересно, ребятам понравилось.

Вывод: Игра, ученье и труд являются основными видами деятельности ученика. Игра готовит ребенка как к учению, так и труду. Ошибаются те, кто считает, что игра лишь забава и развлечение. В ней заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. Игра развивает у детей наблюдательность, оказывает влияние на умственное развитие учащихся, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение. Все без исключения включились в соперничество, старались, чтобы стать победителем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ АССОРТИ Познавательно - развлекательная игра

Слайд 2

«СЧАСТЬЕ – БЫТЬ С ПРИРОДОЙ, ВИДЕТЬ ЕЁ, ГОВОРИТЬ С НЕЙ» л.н. тОЛСТОЙ

Слайд 3

« рыбы»

Слайд 4

У этой рыбы фантастическая жадность. В её желудке находят не только других рыб, но и мышей, мелких и средних птиц, а ещё часы, монеты – видимо она принимает их за рыбку с яркой чешуей.

Слайд 5

Эта самая большая из пресноводных рыб, обитающих в реках России. У неё нет чешуи, предпочитает жить на дне водоёма, где её часто не отличишь от бревна.

Слайд 6

КОНКУРС ХУДОЖНИКОВ «Нарисуй рыбу»

Слайд 7

«ЖИВОТНЫЕ »

Слайд 8

КОНКУРС «УГАДАЙ ЗВЕРЯ ПО ГОЛОСУ»

Слайд 9

КОНКУРС «ПАНТОМИМА»

Слайд 10

БРУСКА – БАРСУК ОБКАСА – СОБАКА ВЮРДЛЕБ – ВЕРБЛЮД МВДЕЬЕД – МЕДВЕДЬ

Слайд 11

«ПТИЦЫ»

Слайд 12

Эта птица любит море. Жить привыкла на просторе. В море синее нырнет - Рыбку в клюве принесет. Что за птица? Угадай - ка ! Знают все, что это…

Слайд 13

Всю ночь летает — Мышей добывает. А станет светло — Спать летит в дупло.

Слайд 14

В клетке целый день сидит, И под нос себе твердит, Но услышав двери скрип, Он кричит "Филипп-Филипп", Кеше пить быстрее дай, Кто же это - ?

Слайд 15

Перья черные и с блеском, Может быть довольно дерзким, Всё – вредителям конец! Имя птице той — …

Слайд 16

Этой белокрылой птице В зоопарке не сидится. Чтобы люди улыбались, К ним летит со свёртком ...

Слайд 17

Окраской – сероватая, Повадкой – вороватая, Крикунья хрипловатая – Известная персона. Кто она? …

Слайд 18

Солнце греет у порога И растаяли сугробы, Потекли рекой ручьи, Прилетели к нам …

Слайд 19

Хочет – прямо полетит, Хочет – в воздухе висит, Камнем падает с высот И в полях поёт, поёт …

Слайд 20

РАСТЕНИЯ

Слайд 21

Когда идешь тропинкою, куда не бросишь взгляд – В полях белеют шарики на тонких стебельках. Сквозные, серебристые, они, как пух, легки. Стоят чуть-чуть качаются от ветерка с реки.

Слайд 22

Тонкий стебель у дорожки, на конце его сережки. На земле лежат листки, маленькие лапушки. Нам он, как хороший друг, лечит раны ног и рук!

Слайд 23

Не огонь, а жжётся, в руки не даётся. Выросла под ивой. Звать её…

Слайд 24

Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год!

Слайд 25

КТО БЫСТРЕЕ СОБЕРЁТ КАРТИНКУ?

Слайд 26

Берегите Землю! Берегите! Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листья повилики, На тропинке солнечные блики, Ястреба парящего на поле, Полумесяц над речным простором, Ласточку мелькающую в жите, Берегите Землю! Берегите!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эти удивительные сталактиты

Исследовательская работа посвящена изучению таких удивительных и загадочных природных образований как сталактиты и сталагмиты. В ходе исследований мы пытались найти ответы на вопросы: при каких услови...

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

«Формирование личностных результатов образования по ФГОС: интеллектуально-познавательные и интеллектуально-подвижные игры во внеурочной деятельности»

Цель вебинара: представление опыта формирования личностных результатов через игру посредством организации интеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных игр во внеурочной деятельности. ...

Удивительный мир природы (Интеллектуально-познавательная игра)

ЦЕЛЬ:  формирование экологических знаний, нравственно-ценностного отношения к природе, включение учащихся в разноплановую творческую деятельность экологического содержания.Задачи:  обо...

Интеллектуальная одаренность, методика работы с интеллектуально одаренными детьми в системе дополнительного образования

Интеллектуальная одаренность, методика работы с интеллектуально одаренными детьми в системе дополнительного образования...

Тренировочная таблица «Интеллектуальный бой по русскому языку» - интеллектуально-развивающая игра для учащихся начальной школы

Методическое пособие по русскому языку "Интеллектуальный бой по русскому языку" предназначено  для обучающихся начальной школы. Это -  комбинирование игровых технологий и технологи...