Удивительный мир природы (Интеллектуально-познавательная игра)
план-конспект занятия по зож (3 класс)

Подина Наталья Владимировна

 

ЦЕЛЬ:  формирование экологических знаний, нравственно-ценностного отношения к природе, включение учащихся в разноплановую творческую деятельность экологического содержания.

Задачи:  обобщить и закрепить факторы влияния объектов живой и неживой природы на здоровье человека, способствовать развитию у учащихся убеждений о пользе здорового образа жизни, определения условий сохранения здоровья как самой главной ценности, формировать представление о правильном питании.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastoyashchiy_stsenariy.docx35.05 КБ

Предварительный просмотр:

Удивительный мир природы

(Интеллектуально-познавательная игра)

На доске

Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой

ЦЕЛЬ:  формирование экологических знаний, нравственно-ценностного отношения к природе, включение учащихся в разноплановую творческую деятельность экологического содержания.

Задачи:  обобщить и закрепить факторы влияния объектов живой и неживой природы на здоровье человека, способствовать развитию у учащихся убеждений о пользе здорового образа жизни, определения условий сохранения здоровья как самой главной ценности, формировать представление о правильном питании.

                                   ХОД ИГРЫ

  1. Есть просто храм.                                  

    Есть храм науки.                                          

    А есть ещё природы храм –                        

    С лесами, тянущими руки                          

    Навстречу солнцу и ветрам.                        

    Он свят в любое время года,                      

    Открыт для нас в жару и стынь,                                              

    Входи сюда, будь сердцем чуток,

    Не оскверняй её святынь.

         Меня назвали – царь природы,              

Но, разве, царь я облаков,                              

Светил, подземных вод, погоды,                  

Всех океанов, гор, лесов?                              

Нет, я всего лишь сын природы!                  

Один из множества сынов,                            

И, если, вдруг, ей будет трудно,                  

На помощь я придти готов.    

Человек! Он ведь тоже природа!
Он ведь тоже закат и восход,
И четыре в нем времени года,
И особый в нем времени ход,
И особое таинство света,
То с жестоким, то с добрым огнем!
Человек - он зима или лето,
Или осень с грозой и дождем?

ВЕДУЩИЙ:  Наше  мероприятие называется «Удивительный мир природы». Проходить оно будет в виде конкурсной игры между двумя командами.

Названия команд - это слово - отгадка моего вопроса.

 - Как называется наука, которая изучает живую природу? (Биология)

 - Как называется наука, которая изучает связи между живыми существами и окружающей их средой? (Экология)

(Команды получают таблички с названиями)

(В конце занятия команды  будут награждены грамотами «Знатоки природы»)

Представление жюри

  1.  КОНКУРС «РАЗМИНКА»

ЗАДАНИЕ: Ведущий по очереди задаёт вопросы каждой команде. Участникам необходимо быстро и правильно отвечать

    ВАРИАНТ  «А»

         ВАРИАНТ «Б»

1. Какая охота не приносит вреда животным?

2. Кто такой головастик?

3. Назовите, в каких состояниях встречается вода в природе?

4. Какую рыбу называют «речной акулой»?

5. Назовите пять птиц, зимующих в наших краях.

1.Какая самая маленькая птичка на Земле?

2.Как называется явление перехода воды из одного состояния в другое?

3. Перечислите газы, входящие в состав воздуха.

4. Чем полезны земляные черви?

5. Назовите пять речных рыб.

Подсчитать результаты

-А теперь отгадайте загадки

1.Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

          2.В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

- Без чего не может быть жизни на Земле? (Без воды и воздуха)         

          Словно крыша над землёю,

Голубые небеса,

          А под крышей голубою

Реки, горы и леса.

Вместе мы с тобой в ответе

За чудесное жильё,

Потому что на планете

Всё моё и всё твоё:

И пушистые снежинки,

И река, и облака,

И тропинки, и травинки,

          И вода из родника.

2.  КОНКУРС «ВОЗДУХ И ВОДА»

 

-Следующий наш конкурс так и называется «Воздух и Вода».

-Сейчас каждая команда получит свое задание.

1 команда  «Биологи»  Свойства воздуха и воды

1) Перечислите свойства воздуха. (Прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.)

2) Перечислите свойства воды. (Прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет запаха. Переходит из одного состояния в другое. При нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Вода растворяет многие вещества.)

2 Команда «Экологи»  Круговорот воды в природе и ее охрана

- Послушайте небольшую сказку. 

Жила-была река (экологическая сказка)

Жила-была река. Сначала она была маленьким веселым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берез. И все говорили, какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.

Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.

Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее берегах. В ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Речка тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?» - думала она.

Шло время. Люди все больше загрязняли Речку, и она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. Однажды по реке проплыл большой танкер, из которого вылилось много нефти. Покрылась река черной пленкой, стали ее жители – растения и животные задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река.

-На этом сказка не кончается, но мы остановимся. Почему так произошло?

-Вопрос для экологов.

2.Как происходит загрязнение воды?

Экологи отвечают на вопрос.

-Вопрос для всех учащихся.

-Почему нужно беречь воду?  

-Что для этого необходимо делать?

Итог  этого конкурса

3. КОНКУРС  «РАСТЕНИЯ»

(ЧЁРНЫЙ ЯЩИК)

Музыка из передачи «Что, где, когда?»

ВОПРОС: это растение привезено к нам из Европы. Сначала его выращивали на клумбах и любовались круглыми красными плодами. Сейчас это растение часто на нашем столе, особенно летом. Всем нравится свежий ароматный салат с его плодами. Что в чёрном ящике?box(2)

ВОПРОС: история этого растения насчитывает 5 тысяч лет. По легенде, для китайского императора Шеен Нанга развели костёр, чтобы нагреть ему воды. Рядом росли кусты, и несколько листьев упали в сосуд с горячей водой. Выпив эту воду, император почувствовал бодрость и крепость. Что это было? Ответ  в чёрном ящике.box(2)

ОТВЕТ:  

                          ПОМИДОР

ОТВЕТ:

                                       ЧАЙ

                                   

Каким общим названием можно объединить помидор и чай (растения).

-Растения на Земле встречаются повсюду.

Вы, слышали такое выражение «Растения – зеленая одежда Земли», а еще (ЛЕГКИЕ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ)

 Они образуют луга, леса, поля. Зеленый наряд делает нашу планету удивительной.

-Вы догадались, как будет называться наш следующий конкурс?

                                  (Растения)

- Как еще называют растения на нашей планете? - Что дают растения человеку? (ВИТАМИНЫ)

Витамины – просто чудо!

Столько радости несут:

Все болезни и простуды

Перед ними упадут,

Вот поэтому всегда

Для крепкого здоровья

Полноценная еда –

Важнейшее условие!

МУЗЫКАЛЬНАЯ  ПАУЗА «ПЕСНЯ ПРО ОВОЩИ»

Ягоды, фрукты, овощи – основные источники витаминов. А витамины очень  нужны нашему организму.

 Помни истину простую:

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или сок морковный пьет.

Витамин А – это витамин роста, помогает нашим глазам сохранить зрение. Найти его можно в молоке, моркови, зеленом луке.

 Очень важно спозаранку

Съесть за завтраком овсянку.

Витамин В делает человека бодрым, сильным, укрепляет сердце и нервную систему. Он есть в черном хлебе, в грецких орехах.

Рыбий жир всего полезней,

Хоть противный – надо пить.

Он спасает от болезней,

Без болезней – лучше жить!

Витамин Д делает наши ноги и руки крепкими, сохраняет наши зубы. Есть в яйце, сыре, молоке, рыбе.

 От простуды и ангины

Помогают апельсины,

Ну, а лучше съесть лимон,

Хоть и очень кислый он.

Витамин С помогает бороться с болезнями. Есть в картофеле, чесноке, капусте, во всех ягодах и фруктах

 ( «ЗЕЛЁНАЯ АПТЕКА»)

ЗАДАНИЕ: Один рассказывает про растение, остальные угадывают по количеству букв. (Поле чудес)

     ЧЕРНИКА

Улучшает зрение. Настой листьев эффективен при лёгких заболеваниях сахарного диабета. Свежая черника и сваренные из неё кисели полезны при заболевании желудка.

                      ШИПОВНИК

Богат витамином С. Плоды используются как поливитаминное средство при авитаминозе. Установлено, что с продвижением к северу содержание аскорбиновой кислоты в плодах увеличивается. «Апельсин севера».

                  МАЛИНА

Плоды и сок малины употребляются в качестве потогонного и жаропонижающего средства при простудах и лихорадках.

                        БОЯРЫШНИК

«Друг сердечный». Из боярышника получают ценное сердечное средство, улучшающее работу мышцы сердца.

           

                  МОЖЖЕВЕЛЬНИК

Обладает противомикробным средством. Древесина можжевельника, как и живое дерево, тоже выделяет вещества (фитонциды), убивающие всю вредную микрофлору вокруг себя.

                       

 ЧИСТОТЕЛ

Русское название чистотел получил благодаря своим свойствам исцелять различные заболевания кожи.

Свежим соком чистотела выводят бородавки, мозоли, веснушки, смазывают трещинки на пятках и на руках.    В связи со способностью

   КАЛИНА КРАСНАЯ

Калину собирают после первых морозов. Лекарственным сырьем служат почти все части растения, включая кору. Свежие ягоды и настои из них полезны при бессоннице, язвенных заболеваниях желудка и кишечника. Витаминный чай из плодов  калины обладает успокоительным действием. Отвар коры применяют при внутренних кровотечениях. Понижает кровяное давление.

                      ПОДОРОЖНИК

Свежие измельченные листья подорожника применяются при ранениях, ушибах, ожогах, укусах насекомых как кровоостанавливающе

 выводить бородавки, чистотел в простонародье еще называют бородавником.

Препараты чистотела обладают противовоспалительным, противозудным, противомикробным, ранозаживляющим действиями.

                     

                      ПУСТЫРНИК

Применяется в качестве успокаивающего средства, заменяющего валериану и дающего лучший эффект, чем ее препараты.

Настойка пустырника нормализуют сердечный ритм, увеличивают силу сердечных сокращений.

        

е средство. Подорожник обладает хорошим противовоспалительное свойством.

Настой из листьев подорожника обладает отхаркивающим свойством, благодаря чему и используется при лечении бронхитов, коклюша, бронхиальной астмы, туберкулеза легких.

Сок свежих листьев подорожника эффективен в лечении язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, хронических гастритов.

                             РОМАШКА

Познакомившись с этим цветком поближе, вы поймете, что аптечная ромашка способна заменить вам целый набор дорогостоящей косметики. Отваром ее ополаскивают волосы, смягчают и обеззараживают руки, отбеливают кожу, настоем — лечат горло, кишечник и воспаленные десны.

             

                           

                           4.  КОНКУРС «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ»

ЗАДАНИЕ: каждой команде даётся конверт, в котором пять пословиц, разделённых на две части. Необходимо каждой части найти соответствующую половинку.

1. В здоровом теле -здоровый дух

2. Курить - здоровью вредить.

3. Здоровье всего дороже.

4. Береги платье снову, а здоровье смолоду

5.Здоров будешь – всё добудешь.

1. Здоровье дороже денег.

2. Здоров будешь - всего добудешь.

3. Крепок телом - богат душой.

4. Болен - лечись, а здоров - берегись.
5. В здоровом теле - здоровый дух.

КОНКУРС «ЗАГАДКИ»

(Проводится со зрителями, пока команды выполняют задание «Собери пословицы»)

- Какой общей темой объединены эти пословицы? (ЗДОРОВЬЕ)

Как прожить нам много лет?
Как достичь больших побед?

Стать веселым и успешным,
И красивым быть, конечно!
Не брюзжать, не унывать,
Перед трудностью не пасовать!

Не бояться сквозняков,
Позабыть про докторов!
Есть один простой рецепт:
Здоровью – да!
Болезням – нет!

Дороже всего на свете - это жизнь и здоровье.  Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой.  Еще в Древней Руси говорили   «Здоровье дороже богатства».

- Здравствуйте, - говорим мы друг другу.  А это значит, что мы желаем друг другу  здоровья. Почему в приветствии всегда звучит пожелание друг другу здоровья? Потому что здоровье для человека самая главная ценность. Здоровье это бесценный дар, который преподносит человеку природа.  Слово  здравствуйте очень старое. Связано со словом дерево. Когда–то давно люди, произнося слово «здравствуйте», желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими как дерево, как дуб, например.

И теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.

Мы желаем вам, ребята,
Быть здоровыми всегда.
Но добиться результата 
невозможно без труда!
Постарайтесь не лениться –
Каждый раз перед едой,
Прежде, чем за стол садиться,
Руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь
Ежедневно по утрам.
И, конечно, закаляйтесь –
Это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите
По возможности всегда,
На прогулки в лес ходите,
Он вам силы даст, друзья!
Мы открыли вам секреты,
Как здоровье сохранить,
Выполняйте все советы, 
И легко вам будет жить!

Ведь наше здоровье в надежных руках!

- Какого человека называют здоровым?

(Сильного, крепкого, который  не болеет, физически и психически благополучен.)

- Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

 Чтобы быть здоровым, необходимо вести здоровый образ жизни.

(Человек занимается спортом, не имеет вредных привычек, соблюдает режим дня, не болеет, правильно питается.)

Занятия спортом и прогулки на свежем воздухе, купание летом в чистых водоемах, закаливание организма, соблюдение правильного режима дня, употребление большого количество растительной пищи мы сможем делать, если будем жить в гармонии с окружающим миром.

(ПРАВИЛО БУМЕРАНГА) Как мы будем относиться к природе, так же она нам и ответит.

  Опомнись, вздрогни, человек!

   Перед природой ты в долгу,

   И славен будет пусть твой век

   Травой душистой на лугу.

   И трелью птиц веселой, звонкой,

   И шумным плеском родника,

   И гроздями рябины тонкой,

   И синим глазом василька,

   И свежим ароматом трав,

   И рощи шумом, и дубрав...

ДЕРЕВО ЗДОРОВЬЯ

Каждый человек – хозяин своей жизни. На доске висит плакат, на котором изображено дерево без листьев и плодов. У каждого из вас есть листочки, цветные шарики со словами. Вам надо написать, что нужно делать, чтобы быть здоровым  на листочках и шариках, и мы с вами оформим наше ДЕРЕВО ЗДОРОВЬЯ.

Любите природу!
Храните природу!
Не жгите траву!
Не ломайте кусты!
Не сыпьте на землю всякую гадость. 
И даст вам природа здоровье и радость!

                                        ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

  • Предоставляется слово жюри.
  • Поздравление и награждение команд.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

экологическая игра "Удивительный мир природы"

Данное мероприятие проводилось в рамках "Недели экологии" в начальной школе. Принцип проведения игры напоминает правила "Своей игры". Класс делится на две команды. Каждая команда имеет право выбрать п...

Викторина "Хочу все знать!" (интеллектуально-познавательная математическая игра)

Этот материал можно использовать как для заключительного урока математики в 3 классе по теме "Итоговое занятие", так и во внеклассной работе, например, в группе продленного дня.Презентацию к этому мат...

Интеллектуально- познавательная командная игра «Счастливый случай» для 2 класса

Цель: создание условий для развития самореализации обучающихся в интеллектуально- развивающей деятельности.Задачи:Повышать мотивацию к интеллектуальному досугу, расширять кругозор.Развивать логическое...

«Формирование личностных результатов образования по ФГОС: интеллектуально-познавательные и интеллектуально-подвижные игры во внеурочной деятельности»

Цель вебинара: представление опыта формирования личностных результатов через игру посредством организации интеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных игр во внеурочной деятельности. ...

Интеллектуально - познавательная игра "Я буду дружить с природой"

Классный час «Я хочу дружить с природой»Цель: Формирование экологических знаний, активной, гуманной позиции по отношению к природе.Задачи:1. повышение экологической культуры у учащихся;2.Р...

Интеллектуально-познавательная игра "Природа просит защиты"

Систематизация знаний детей о животных и растениях, нуждающихся в защите....

Интеллектуально- познавательная командная игра «Счастливый случай»

Цель: создание условий для развития самореализации обучающихся в интеллектуально- развивающей деятельности.Задачи:Повышать мотивацию к интеллектуальному досугу, расширять кругозор.Развивать логич...