конспект урока-проект кейс-технология
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka-proekt_keys-tehnologiya.docx36.41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира.

Класс: 4

Программа: Школа России

Авторы: А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова

Тема урока: ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

  • иметь представление о понятии «зона арктических пустынь»;
  • знать местоположение зоны арктических пустынь на территории России; находить и показывать их на карте природных зон России;
  • знать представителей флоры и фауны .

Метапредметные результаты:

  • формулировать тему урока;
  • устанавливать зависимость природы арктических  пустынь от распределения тепла и влаги;
  • выявлять признаки приспособленности растений и животных к условиям жизни в арктической пустыне;
  • работать с разными источниками информации.

Личностные результаты:

  • понимать необходимость охраны зоны арктических пустынь.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Где-то на белом свете там, где всегда мороз,

Трутся спиной медведи о земную ось.

Мимо плывут столетья, спят подо льдом моря.

Трутся об ось медведи – вертится Земля.

Мы отправляемся с вами туда, где царство холода, снега и льда!

  1. Актуализация знаний.

Посмотрев фрагмент, думаю, вы легко догадаетесь, чему будет посвящена работа на нашем сегодняшнем уроке? 

Видеоряд «Зона Арктических пустынь».

Как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока?

Прослушиваю варианты. Объявляется тема.

Сегодня на уроке мы отправимся за Полярный круг, в зону арктических пустынь.

О чем начнем разговор? К бескрайним просторам арктических пустынь лежит наш путь. У нашей экспедиции строгий маршрут. Что бы вы хотели узнать об этой природной зоне?

Организация работы с кейсами.

Мы сейчас обозначили 4 основных вопроса, которых необходимо коснуться. Для подготовки выступлений вы разбиты на 4 группы.  Каждая группа подготовит  свое сообщение, связанное с нашей темой.

1 группа называется: Географы. Участники расскажут нам о том, где расположена данная природная зона, каковы климатические условия.

2 группа: Ботаники. Эта группа поможет разобраться, какие растения можно встретить в этой зоне.

3 группа: Зоологи нам поведают о животных, которые обитают в зоне арктических пустынь.

4 группа: Экологи расскажут нам о том, какие экологические проблемы угрожают данной природной зоне

На столах у вас лежат несколько источников информации и проекты выступлений. Изучив источники (на изучение дается 15 минут), вы должны будете заполнить пропуски в основных листах. Затем вы озвучите свои выступления.

Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика.  Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.

Оценивать работу группы мы будем по  10-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку.  Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 30 до 25 баллов получают «5», 25- 20 баллов- «4», низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно.

Группы, заработавшие менее 20 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.

Полнота информации

Слаженность работы группы

Презентация выступления

Итого

1-я группа

           

           

       

2-я группа

3-я группа

4-я группа

  1. Кейсы.

Кейс №1.

Источник №1: Учебник А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. Окружающий мир. 4 класс. Часть 1. Издательство «Просвещение», Москва, 2013. Стр. 81 - 82

Источник №2:  Климат  с долгой и суровой зимой, лето - короткое и холодное. Переходных сезонов в Арктической пустыне не существует. Во время полярной ночи – зима, а полярным днем – лето. Средние температуры зимы - -10 до -35°, опускается до -60°.

Температура воздуха летом чуть выше 0°С. Небо часто затянуто серыми облаками, идет дождь (нередко со снегом), из-за сильного испарения воды с поверхности океана образуются густые туманы.

Арктический климат формируется не только в связи с низкими температурами высоких широт, но также в виду отражения тепла от снега и корки льда. А ледяной и снежный покровы держатся около 300 дней в году.

Годовая сумма атмосферных осадков до 400 мм. Почвы пропитываются снегом и едва оттаявшим льдом.

 http://www.arctic-info.ru/Encyclopedia/Article/arkticeskaa-pystina

Источник №3: В самом центре Арктики, называемом Центральной Арктикой, расположен Северный полюс. В году только один день и одна ночь, которые длятся по несколько месяцев: в ночной период всё освещается луной, звёздами и фантастическими северными сияниями. Полярная ночь заканчивается в марте, и день постепенно вступает на несколько месяцев в свои права. Зима долгая и очень суровая, а лето слишком короткое и средней температурой +1- +3°холодное, со С. Но есть и более тёплые зоны, где летом на побережье, омываемом тёплым течением (Кольский полуостров), во время жаркого непродолжительного лета даже цветут нежные северные цветы.

http://webmandry.com/raznoe/priroda/prirodnaya-zona-arkticheskih-pustyn-harakteristika-geograficheskoe-polozhenie-pochvy-i-klimat-karta.html

Кейс №2.

Источник №1: Учебник А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. Окружающий мир. 4 класс. Часть 1. Издательство «Просвещение», Москва, 2013. Стр. 81 - 82

Источник №2.

        Территория арктических пустынь имеет несомкнутую растительность, которой покрыто около половины поверхности. Пустыня лишена деревьев и кустарников. Есть небольшие изолированные участки с накипными лишайниками на горных породах, мхами, различными водорослями на каменистых грунтах и травянистой растительностью — осоки и злаки. В условиях арктической пустыни встречаются некоторые виды цветковых растений: полярный мак, крупка, звездчатка, лисохвост альпийский, щучка арктическая, мятлик, лютик, камнеломка и др. Эти островки растительности выглядят как оазисы среди бесконечных льдов и снегов.

Почвы маломощные, с островным распространением в основном под растительностью. Свободные от ледников пространства скованы вечной мерзлотой, глубина протаивания даже в условиях полярного дня не превышает 30-40 см.

http://www.arctic-info.ru/Encyclopedia/Article/arkticeskaa-pystina

Источник №3.

Из-за суровых климатических условий с низкими температурами (зимой до - 60°С, а летом всего лишь до +3°С), растительный мир арктических пустынь совсем не богат. На ледяных пустынных поверхностях не встретишь кустарников, в основном только мох и лишайники, при этом не растущие сплошным покровом, а лишь по разбросанности местами.

Какие растения растут в арктических пустынях:

Камнеломка снежная

 

http://%D1%81%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D1%8B-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0.%D1%80%D1%84/sites/default/files/resize/images/shkolnikam/lisohvost_alpiyskiy-320x213.jpg

Лисохвост альпийский

http://%D1%81%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D1%8B-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0.%D1%80%D1%84/sites/default/files/resize/images/shkolnikam/lutik-320x213.jpg

Лютик Арктический

http://%D1%81%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D1%8B-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0.%D1%80%D1%84/sites/default/files/resize/images/shkolnikam/schuchka_arkticheskaya-320x240.jpg

Щучка арктическая

Мак полярный

Кейс №3.

Источник №1: Учебник А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. Окружающий мир. 4 класс. Часть 1. Издательство «Просвещение», Москва, 2013. Стр. 81 - 82

Источник №2:

В своем большинстве животный мир арктических пустынь представлен в виде птиц. Пернатая фауна тут представлена 124 различными видами обитателей неба, 55 из которых считают Арктику своим родным домом и гнездятся именно там. Среди таких оседлых северных птичек можно выделить розовую чайку, сибирскую гагу, кайру. Кстати, представители последнего вида предпочитают гнездиться на высотах различных скал, которые покрыты ледниками. Королевой среди постоянных жителей северного поднебесья является полярная сова

Животные зоны арктических пустынь, которые обитают на земле или ведут полуводный образ жизни, – это всего лишь 16 видов. Большая половина из них занесена в Красную книгу Российской Федерации. По этой причине охота в арктических пустынях строго запрещена, и каждый индивид, который здесь является представителем фауны, тщательно защищается правительством. Наиболее интересный житель региона – нарвал. Огромная рыба, которая достигает в длину 5 метров и весит более полутора тонн. Характерной чертой является длинный рог, который торчит изо рта. Это как бы зуб животного, однако свойственных ему функций он не выполняет. Ближайшим родственником этого вида является гренландский кит. Он куда массивнее нарвала, но не имеет такого огромного зуба. Питается планктоном и заплывает достаточно далеко в море. Следующее морское млекопитающее северных краев – это белуга или полярный дельфин. Обитает на больших глубинах океана и питается исключительно рыбой. Завершает наш список самый опасный северный подводный хищник – касатка. Помимо того что она пожирает более мелких обитателей северных вод и их берегов, она также опасна для белуг и нерп.

Наиболее популярные животные зоны арктических пустынь – это тюлени. Характерной чертой всех тюленей являются ласты, которые заменяют расходящиеся задние конечности. Они оканчиваются когтями, которые позволяют млекопитающим без труда передвигаться по заснеженной местности. Среди самых ярких видов тюленей можно выделить гренландского, морского зайца (самый большой и опасный из всех видов), тюленя обыкновенного и морскую нерпу. Последний вид характерен самыми малыми размерами, и вместе с тем все его представители очень подвижны. А вот ближайший родственник тюленя – морж, по совместительству является его опасностью. Моржи куда больше в размерах, имеют острые клыки, которыми они прорезывают лед и добывают себе из моря пищу. Также этот инструмент им необходим для наземной охоты. Они поедают мелких животных, в том числе и тюленей

Самые яркие животные зоны арктических пустынь – это полярные медведи. Они имеют исключительно белый окрас и плотную шерсть, что позволяет им переживать жуткий холод как на суше, так и под водой, которая просто ледяная. Помимо того что медведь является королем Арктики, он тут еще и самый опасный хищник. Поедает наземных животных и млекопитающих, которые мельче его по размерам. Также он опасен для рыб и животных, которые обитают в море. Не столь опасными, но не менее свирепыми на Севере являются полярные волки. Они очень красивые, имеют белый или бурый окрас и живут в стаях до 9 особей. Их добычей являются песцы, олени, иногда мелкие тюлени, а также все остальные наземные животные, которые меньше их по размерам.-

http://fb.ru/article/165088/jivotnyie-zonyi-arkticheskih-pustyin-foto-i-opisanie

 

Источник №3:

Ввиду скудной растительности, животный мир арктических пустынь относительно беден. Наземная фауна бедна: арктический волк, песец, лемминг, новоземельский олень, в Гренландии – мускусный бык. На побережье можно встретить ластоногих: моржей и тюленей.

Главным символом Арктики считаются белые медведи. Они ведут полуводный образ жизни, ключевыми участками суши для размножения белых медведей являются северное побережье Чукотки, Земля Франца-Иосифа, Мыс Желания на Новой Земле. На территории заповедника «Остров Врангеля» находится около 400 родовых берлог, поэтому его называют «родильным домом» медведя.

Самыми многочисленными жителями сурового северного края являются птицы. Это кайры, тупики, гаги, розовые чайки, полярные совы и др. На скалистых берегах летом гнездятся морские птицы, образуя «птичьи базары». Самая многочисленная и разнообразная колония морских птиц в Арктике гнездится на скале Рубини, которая находится в незамерзающей бухте Тихая у острова Гукера (ЗФИ). Птичий базар на этой скале насчитывает до 18 тысяч кайр, чистиков, моевок и других морских птиц.

  http://www.arctic-info.ru/Encyclopedia/Article/arkticeskaa-pystina

Кейс №4:

Источник №1: Учебник А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. Окружающий мир. 4 класс. Часть 1. Издательство «Просвещение», Москва, 2013. Стр. 81 - 82

Источник №2:

Климат теплеет, на карте зона арктических пустынь повсеместно заменяется тундрой. Это грозит вымиранием многих видов флоры и фауны, приспособленных к существующим температурным показателям. Жизнь коренных арктических народностей тоже находится под угрозой, ведь быт населения веками складывался в тесном взаимодействии с животным и растительным миром.- Главные источники загрязнения, усугубляющие экологические проблемы в зоне арктических пустынь, — это добыча полезных ископаемых и транспорт. В регионе также имеются военные базы и промышленные объекты, перерабатывающее природное сырье. В экосистему попадают: выбросы и стоки промышленных предприятий и коммунального хозяйства; продукты добычи и переработки углеводородного сырья (нефти, газа); тяжелые металлы и другие отходы металлургического производства; отдельные токсические вещества (фенол, аммиак и другие); многочисленные загрязнители с береговых военных баз; отходы судов, работающих на атомном топливе Специалисты утверждают, что значительный вред хрупкой экосистеме Арктики наносит охота. К примеру, браконьеры в акватории, относящейся к России, ежегодно добывают около 300 особей белого медведя

 http://fb.ru/article/162655/ekologicheskie-problemyi-v-zone-arkticheskih-pustyin-ekologicheskie-problemyi-i-ih-prichinyi

Источник №3:

Первая проблема - это проблема сохранности почвы. Она здесь практически отсутствует, но даже тонкий 1-2 см слой повреждается колесами и гусеницами (здесь распространен именно гусеничный транспорт). А почву в этом районе восстановить практически невозможно. 

Вторая - проблема захоронения ядерных отходов и ядерные испытания, которые здесь проводились ранее. Но проблемы радиоактивного загрязения будут еще сотни лет. 

Третья - загрязнение военными, но не ядерными отходами. 

Четвертая - загрязнение воды, рек, подземных вод и морей.

http://zovut.ru/prochee/ekologicheskie-problemy-v-zone-arkticheskix-pustyn-4-klass-okruzhayushhij-mir.html

  1. Работа в группах.

Учитель выполняет роль консультанта.

  1. Физминутка.

  1. Презентация выступлений.

Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного представителя от каждой группы. Эти ребята выступают на конференции, а остальные попробуют представить себя в роли путешественников, которые прибыли в зону арктических пустынь. И по окончанию каждого выступления вы можете задать вопросы землянам.

  1. Подведение итогов. Оценивание.

Итоги подводятся после выступления каждой группы.

Наш урок подошел к концу. На какие главные вопросы мы сегодня отвечали, о чем говорили?

Учитель предлагает вставить пропущенные слова в карточке:

Арктика – это огромное пространство … (Северного Ледовитого океана), с … (морями) и … (островами).  Солнце направляет на это пространство …(косые) лучи. Оно … (светит), но не греет. Зимой в Арктике … (полярная ночь). Дуют … (ветры), бушует … (пурга). Температура опускается до … (–60) градусов. Летом в Арктике … (полярный день), но … (тепла) тоже нет. Это зависит от географического … (положения) арктической зоны. На островах прямо на голых … (камнях) встречаются … (лишайники), они очень … (малы). Также приспособились к жизни на камнях … (мхи) и … (полярные маки). В толще воды, не покрытой … (льдом), большое количество … (водорослей).

Животных арктической зоны кормит … (море). Морскими водорослями питаются ... (рачки), а ими – … (рыбы). Основная пища птиц и животных – это … (рыба). На скалистых берегах собираются … (чайки), … (кайры) и … (гагарки), здесь они выводят … (потомство). Птиц с необычными клювами называют … (тупики).

Все звери – прекрасные – … (пловцы). От холода их защищает … (слой жира). Это … (моржи) и … (тюлени). На тюленей охотятся … (белые медведи). У них длинная густая шерсть … (белого) цвета и … (широкие) лапы, чтобы удобнее было … (передвигаться по льду и снегу).

Рефлексия.

У вас на столах лежат капельки. Прошу выбрать одну из них и показать мне.

Голубую, если урок понравился и вы во всем разобрались; зеленую, если урок понравился, но кое-что было непонятно; желтую, если урок не понравился, вы ничего не поняли.

Мне понравилось с вами работать. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-проекта по математикена по теме "Прямоугольник. Противоположные стороны прямоугольника"ивоположние

Урок-проект, на котором учащиеся вместе с учителем "стороят дом", выбирают знания, которые им для этого нужны, знакомятся с новыми. Выполняют практическую работу, убеждаются в важности математических ...

План-конспект урока-проекта по учебнику «Технология. 1 класс». Тема: «Посуда. Чайный сервиз».

Тема: «Посуда. Чайный сервиз».Цель темы:Научить технологии изготовления посуды из пластилина.Планируемый результатПредметные умения:Научить приемам лепки из целого куска пластилина....

Конспект урока - проекта по окружающему миру во 2 классе "Путешествие по России"

Познакомить детей с природой нащей страны, её разнообразием. Научить пользоваться физической картой России.Научить создавать совместный проект по теме "Путешествие по России"...

Конспект урока-проекта для 2 класса по теме:"Английская азбука"

Учащиеся выучили все буквы английского алфавита, научились писать некоторые слова. Урок -закрепление - это урок-проект. Учащимся будет интересно творчески работать в группах, они с гордостью представя...

Конспект урока-проекта кружка РиКО (Речь и культура общения)

Тема: Р.р. Обучение написанию объявления. Цель:  познакомить  с признаками структуры текста объявления как делового текста. Задачи:1.     учить самостоятельно создав...

Конспект урока-проекта по ознакомлению с окружающим миром

Урок-проект по окружающему миру. Тема: «Земля наш общий дом». В нем я затронула проблемы экологии и загрязнения окружающей среды....