Конспект урока-проекта кружка РиКО (Речь и культура общения)
план-конспект занятия (3 класс) по теме

Растунцова Валентина Сергеевна

Тема: Р.р. Обучение написанию объявления.

Цель:  познакомить  с признаками структуры текста объявления как делового текста.

 

Задачи:

1.     учить самостоятельно создавать устные и письменные объявления;

2.     формировать умение анализировать и редактировать тексты, стимулировать речемыслительную деятельность посредством коммуникативной игры;

3.     воспитывать корректность, вежливость в речи и поведении;

4.     учить самостоятельно создавать устные и письменные объявления.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: презентация, проектор, интерактивная доска

Предполагаемый результат: самостоятельные и грамотные высказывания детей в виде устных и письменных объявлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_riko3oc.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Р.р. Обучение написанию объявления.

Цель:  познакомить  с признаками структуры текста объявления как делового текста.

Задачи:

  1. учить самостоятельно создавать устные и письменные объявления;
  2. формировать умение анализировать и редактировать тексты, стимулировать речемыслительную деятельность посредством коммуникативной игры;
  3. воспитывать корректность, вежливость в речи и поведении;
  4. учить самостоятельно создавать устные и письменные объявления.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: презентация, проектор, интерактивная доска

Предполагаемый результат: самостоятельные и грамотные высказывания детей в виде устных и письменных объявлений.

Этапы урока.

  1. Организационный момент.
  2. Целеустановка.
  3. Повторение ранее изученного о тексте.
  4. Формирование представления о письменном объявлении.
  5. Создание самостоятельных текстов письменных объявлений, анализ деятельности.
  6. Выполнение заданий
  7. Формирование представления об устном объявлении, создание текстов, анализ.
  8. Обобщающая игра с последующим обсуждением результатов.
  9. Подведение итогов урока.

1 этап — целеполагание

Ход урока

  1. Организация на урок.
  2. Сегодня мы продолжаем изучать большой  раздел на занятиях  РиКО «Тексты» Вы уже знакомились с этим понятием на уроках русского языка, вы работаете с текстами на уроках литературного чтения, , окружающего мира.
  3. Тексты представляют собой многообразие речевых жанров. Какие речевые жанры вы знаете?  ….
  4. Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним речевым жанром, но прежде чем мы запишем тему, я предлагаю отгадать риторическую загадку.

(Звучит песня В. Шаинского “Пропала собака”). 

Учитель:

- Что висит на заборе? (Листок)

- Что написано на листке? (Пропала собака)

  1. У.- Как по-другому можно назвать этот листок?
  2. Д.-Объявление

А) Учитель: (слайд 1)

- Сегодня на уроке мы будем учиться писать необычный текст. Это будет объявление. Кто знает, что такое объявление?

Учитель:Арина работает сегодня с толковым словарём

-что же там написано?

Объявление  - это официальное извещение о чём-нибудь. Дать в газету, на доску объявлений, передать по  радио.

 -  Да. В   толковом  словаре  русского языка С.И. Ожегова написано:

 (слайд 3)

Учитель:

-  В современном мире человеку очень легко найти нужную информацию или  передать её  другим: это через радио, телевидение, газеты, интернет, телефон, рекламу, информационные стенды и доску с объявлениями (слайд 4).

Учитель:

- Где можно увидеть информационные стенды и доску объявлений?

Ребята нашего класса получили задание и познакомились с объявлениями в нашем селе ( Вова и Света)

- Какую информацию можно узнать или передать с их помощью?

Б)  Учитель:

- Объявления  развешиваются в определённых местах, специально отведённых для этого. Нельзя развешивать объявления там, где вам удобно и хочется: на зданиях, игровых площадках, подъездах.  Это портит их внешний вид и загрязняет улицы.

-  Объявления развешиваются на информационных стендах и досках с объявлениями. Они устанавливаются в людных местах, где каждый заинтересовавшихся человек может найти себе необходимую для себя информацию или оставить её для других:  возле зданий  почты, сбербанка, магазина, больницы и на  остановках общественного транспорта. (Слайд 5)

В) Учитель: 

- Если человеку необходимо что-то срочно продать  или приобрести: дом, квартиру, собаку, мебель и т.д., а  может быть   найти своего щенка, котёнка, то для этого необходимо дать объявление.

- Чтобы вашим объявлением заинтересовалось как можно больше людей, необходимо указать точные приметы кого-либо или чего-либо.

- Как вы понимаете слово  «примета»?Слайд 6

Учитель:

-  В   толковом  словаре  русского языка С.И. Ожегова написано: Вова(читает)

Примета  –   отличительное свойство, признак, по которому можно узнать кого-нибудь или что-нибудь (слайд 7). 

Учитель:

Сейчас мы проведём исследование.

- какие приметы  собаки описываются  в песенке « Пропала собака»  

(слайд 8).

 (прослушивается 1 куплет и припев

3. Подготовка к сочинению  объявления.

А)   Языковые особенности текста.

-  Какие приметы щенка указал  мальчик? (слайд 9)

 «Щенок белоснежный,

лишь рыжие пятна и кисточкой хвост.

Он очень занятный,

 совсем ещё глупый,

 доверчивый пёс»

- Можно ли отыскать щенка по этим приметам? Почему нет?

Учитель:

Объявление  – это текст. В содержании текста должен находиться материал, отвечающий на вопросы: (слайд 10)

Где? Когда? Что случилось?

Кто? или Что? Какой?

Куда сообщить?  Или  К кому обратиться?

Исследователи (работа в группах) Выделите нужные

Слова  в объявлении

Задание для 1 группы( на столах тексты -карточки)

Затем анализ

Б)  Примерные тексты объявлений для анализа (Слайд 11)

Учитель:

- Прочитайте объявление, которое написала Света.

Помогите найти! (заголовок)

30 сентября около станции метро «Сокол»

потерялась собака.

Небольшая, беленькая, стриженая,

шерсть как у барашка, уши висят.

Просьба к тем, кто видел или подобрал нашу собаку,

позвонить по телефон: 2-30-90.

Слайд 11- проверка

Учитель:

-Можно по этому объявлению найти собаку? Почему?

- Да.В   нём указано: Кто потерялся? Когда?

- Имеются приметы собаки?

- Куда  необходимо обратиться, если собака найдена?

2 группа

- Прочитайте следующее объявление, которое написал  Толик (слайд 12)

Найдена собака

Породы французский бульдог, чёрной масти,

короткошёрстный.

Очень тоскует по хозяину.

Обращаться по адресу:

ул. Берёзовая, дом 27, кВ. 19.

Учитель:

- Можно это объявление назвать полным?

-Нет

-А что необходимо  добавить ещё?

- Правильно. Где и когда была найдена собака?

В)  Составление объявления по плану (слайд 13) (2 группа)

 (Заслушиваются 2-3 ученика)

3 группа.

         Внимание! Внимание!

                8 февраля

Пропала собака спаниель по кличке Барбос.

Вернуть Ивановой.

Награду гарантируем.

-  Всё правильно в этом объявлении?

- Добавьте , с чем не согласны.

3 этап

- Сейчас вы будете писать самостоятельно объявления. Мы в классе тоже сделаем доску объявлений.-Это будет  небольшим результатом нашей исследовательской работы на нашем занятии сегодня, Т.е. наш проект.Приготовьте фломастеры.

Игра « Сыщики»-Начинаем!Узнайте, кто это?

Как можно озаглавить текст?

(«Объявление», «Помогите найти!»,  «Найдена…», «Куплю», «Продам» «Внимание!»  «Приходите все!»   « Удивительное рядом!» т.д.)

  • 1 группа  Учу всем наукам. Из птенцов за короткое время делаю птиц высокого полета. Прошу учесть, что занятия провожу исключительно ночью! Ух!

  • 2 группа. “Помогу всем, у кого сломался будильник,”

  • 3 группа. “Надоело ползать. Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?” 

- используйте план написания объявления.

Объявление( План у каждого на столе)

Где? Когда? Что случилось?

Кто? или Что? Какой?

Куда сообщить?  К кому обратиться?

Г)  Орфографическая подготовка

Вставь пропущённые в словах буквы: (слайд 14)

Наш…л,    с…бака, пот…рял, об…явление, адр…с, ул..ца, обращ…ться, зв..нить,  т..л..фон.

4 этап.

Физкультминутка для кистей рук   (слайд 15-21)

Дети выполняют 5 видов упражнений, каждое   упражнение по 8-10  раз (слайд 15-21).

  1. Написание объявления и его проверка.

 (план - слайд 22, проверка – слайд 23)

Учитель:

- Прочитайте ещё раз  план и приготовьтесь к   написанию своего объявления.  

А)Учащиеся пишут объявление  по плану и проверяют написанное.

Учимся  располагать материал в объявлении ; выделять цветом  цветом и шрифтом.

Проверка:

К оценке письменных объявлений. Игра “Сыщики” 

  • Чье объявление, на ваш взгляд, оказалось наиболее удачным? Почему вы так считаете?
  • Чья информация была передана наиболее точно?
  • Чей текст составлен оригинальнее? Как это удалось?
  • Удалось ли решить речевую задачу?

На доску объявлений.

5 этап

Б) Объявления в газетах

  • Прохожий, остановись! (Объявления- сообщения)

  • Приходите все! ( Объявления приглашения)  Спешите!   1 группа.             1.гр.                        

  • Торопитесь! ( Объявления- афиши)      2гр.                        
  • « Покажи товар лицом…» (Реклама)     3 гр.

-Найти, вырезать, повесить на доску объявлений.

На дом:

Посторонним вход воспрещён!                                   Объявления предостережения, объявления запреты. (Написать всем ).

  • Продолжим оформление доски объявлений.
  1. Этап – Рефлексия

Если было интересно, легко на уроке- синий цвет

Если иногда были трудности- зелёный цвет

Если не разобрался в теме, было не очень интересно- красный цвет.

  1. Спасибо за работу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по курсу « Речь и культура общения» Тема «Весёлые рассказы»

Мы пока только мечтаем о выпускнике школы, который умел бы общаться, слушать и говорить так, чтобы его слушали, умел оценивать чужую и свою речь, умел словесно импровизировать и постоянно совершенство...

Рабочая программа кружка "Речь и культура общения. Художественное чтение" (для детей 3-4 класса)

Работа кружка предполагает организацию активной речевой деятельности учащихся, используя различные методы: ролевые игры, театрализацию, анализ ситуаций взаимодействий, решение проблемных ситуаций, а т...

План - конспект урока "Речь и культура общения". 2 класс Азбука поведения.

"Азбука поведения"  - тема в 1, 2, 3, 4 классах - очень важна и актуальна.. (формы приветствия, прощания, благодарности, извинения, просьбы ....).Ребята не только знакомятся с понятиями, но и уча...

План - конспект урока "Речь и культура общения " 1 класс. Разговор без слов.

Основные задачи курса "Речь и культура общения" - развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы личности ребенка. Только в процессе общения со взрослыми, сверстниками ...  происходит ста...

План - конспект урока "Речь и культура общения" 3 класс Грустно и смешно (драматический жанр)

Урок "Речь и культура общения" - урок говорения, общения, раскрепощения. На уроке - надо слушать и слышать друг друга. Мудрец сказал: "Лучше слушать, чем говорить". Почему?  "Бог создал один язык...

План - конспект урока " Речь и культура общения" 4 класс Пишите письма!...

Учащиеся с большим  интересом знакомятся с эпистолярным жанром - жанром письма. Эпистолярный жанр - средство общения и эмоционально-чувственного развития личности.   В литературе эпист...

Рабочая программа кружка"Речь и культура общения"

Программа курса"Речь и культура общения"...