Конспект занятия по курсу « Речь и культура общения» Тема «Весёлые рассказы»
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Мы пока только мечтаем о выпускнике школы, который умел бы общаться, слушать и говорить так, чтобы его слушали, умел оценивать чужую и свою речь, умел словесно импровизировать и постоянно совершенствовать свою речь.

Начинать это приближение к современному речевому идеалу нужно как можно раньше.

Речевая культура – это не просто умение говорить и писать правильно, но и хорошо, эффективно общаться, учитывая с кем, кому, с какой целью, что и где ты говоришь.

В сущности, программа «Речевая культура» закладывает основы школьной риторики.

Задача программы – помочь детям осмыслить их речевую культуру и умение общаться. Основу программы составляют коммуникативные умения, формируемые на базе элементарных речеведческих сведений. Таким образом, на уроках речевой культуры большая часть времени отводится активной речевой деятельности учащихся. Дети учатся говорить, слушать, сочинять.

Выпускник начальной школы должен овладеть следующими умениями:

  • определять соответствие громкости и темпа устного высказывания ситуации общения;
  • использовать громкость, тон и темп, как средства выразительности устной речи;
  • отличать текст от набора предложений, определять тему и основную мысль текста (сформулированную прямо и не сформулированную автором);
  • составлять элементарное и развёрнутое рассуждение-объяснение, рассуждение-доказательство, описание, сравнительное описание, свою краткую биографию;
  • писать письма разным адресатам, поздравления, приглашения, а так же составлять объявления;
  • употреблять в речи общепринятые слова и выражения культурного общения -  приветствия, прощания, благодарности, просьбы, приглашения к знакомству, извинения, отказ в просьбе.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по курсу « Речь и культура общения».

Тема «Весёлые рассказы».

Цели:

  1. познакомить учащихся с таким видом литературных произведений как «Весёлые рассказы».
  2. развивать и обогащать речь учащихся путём выделения средств выразительности устной речи (сравнения, просторечные слова, фразеологизмы), используемых автором;
  3. воспитывать дружелюбие, тактичность в общении, умение смеяться по-доброму, видеть «настоящее смешное» в жизни.

  1. Организационный момент.

— Здравствуйте ребята! Перед началом нашего занятия я хотела бы узнать о вашем настроении. Вы можете рассказать о нём, поставив «смайлик» на «Экран настроения». (Приложение№1)

  1. Постановка цели. Актуализация знаний.

— Наше занятие я хочу продолжить стихотворением В. Кудрявцева.

Читает ученик.

Придумать хочу я                  Чтоб самых угрюмых

Такие машинки,        Они рассмешили.

Чтоб делать умели                Чтоб рассмешили

Живые смешинки,        Сестру мою, рёву,

Чтоб эти смешинки,         И нашу бодливую

Повсюду смешили,        Зорьку – корову.

— Зачем люди придумывают весёлые истории, рассказы, стихи?

— Вам наверняка знакомы весёлые произведения. Сегодня на нашем уроке мы познакомимся с некоторыми из них, узнаем, что лежит в основе весёлых произведений, как автору удаётся написать смешное произведение.

Ученик читает стихотворение.

Для поднятья настроенья            А возьму я в руки  книжку

Я не буду, есть варенье,        Про Дениску и про Мишку,

Я не буду ,есть печенье        Вместе с этой доброй книжкой

И конфет я не хочу.        Посмеюсь и пошучу.

— Героями, каких произведений были Дениска и Мишка?

(Первый слайд.)

— Кто автор этих произведений?

(Второй слайд.)

— Послушайте, как автор писал о своей книге и  её героях

.

  1. Знакомство со средствами выразительности устной речи.

— Наше знакомство с автором и героями его произведений мы начнём с чтения рассказа «Сверху вниз, наискосок».

Чтение рассказа учителем.  ( Приложение №2).

— Скажите, вам было смешно?

— А героям рассказа?

— Как автору удалось вызвать улыбку и смех читателей?

— Какие слова и выражения показались вам смешными?

— А вы знаете, ребята, что эти слова и выражения можно разделить на разные группы?

 (Третий, четвёртый, пятый слайд.)

Учитель читает определения, дети приводят примеры, которые затем появляются на слайдах.

— Сравнения, просторечные слова и фразеологизмы – средства выразительности устной речи. Благодаря этим словам и выражениям рассказ получился весёлым, даже смешным.

— А что лежит в основе весёлого рассказа? (Смешной случай).

VI .Первичное закрепление новых знаний.

— Смешного и нелепого вокруг нас много, но видеть смешное, к сожалению, могут не все. А ещё сложнее рассказать о смешном. Ведь о забавном случае можно рассказать совсем неинтересно, а можно так, что все от души будут хохотать над услышанным. Но Виктору Драгунскому это всегда удавалось замечательно.

— Давайте прочитаем отрывок из произведения В.Драгунского.

 (Шестой слайд.)

 Чтение по ролям. ( Приложение №3).                .

— Я вижу, что вам было весело, когда вы читали этот отрывок.

— Посмотрите на иллюстрацию к тексту. Какой отрывок текста на ней изображён?

 ( Проверка по шестому слайду.)       

— А теперь, я предлагаю вам самостоятельно найти средства выразительности устной речи, которые использовал автор и записать их в таблицу. (Сказать о повторах).

Самостоятельная работа. Дети заполняют таблицу.

Сравнения

Просторечные слова

Фразеологизмы

(Проверка по седьмому слайду.)

VI. Применение знаний и способов деятельности.

1. — Мы убедились, что смешное можно передать словами, но оказывается смешное можно передать и рисунками.

— А как называется сборник смешных рисунков? (Комиксы).

— Мастером создания детских комиксов является датский художник Херлуф Бидструп.

Рассмотрите рассказ в рисунках. Найдите его начало, середину, конец

(Приложение №4).

— Могло ли такое случиться на самом деле? Что автор преувеличил? Для чего?

2. -— Смешные весёлые произведения издавна слагались на Руси. Русский народ любил шутку и в русском фольклоре можно найти много забавных произведений.

-— Назовите эти жанры устного народного творчества.

-— На уроках литературного чтения мы знакомились  с такими произведениями и даже сочиняли свои собственные.

Дети читают докучные сказки. (Приложение №5).

3. -— Но не только наши предки любили пошутить. Хочу познакомить вас с творчеством английского народа.

(Восьмой слайд.)        

-— Это название появилось благодаря городу Лимерику. Такие стихи там можно услышать и по сей день. (Продолжение слайда.)

-— Назовите средства выразительности устной речи в этом стихотворении.

VII. Подведение итогов занятия.

-— Итак, мы завершаем наше весёлое занятие. Давайте вспомним, что лежит в основе весёлых  рассказов?

(Слайд – итог.)

-— Что использует автор, чтобы развеселить читателя?

VIII. Рефлексия.

-— Ребята, каким стало ваше настроение после занятия? Покажите его на «Экране настроения».  (Приложение №6)

-— Я очень хочу, чтобы это радостное, весёлое настроение сохранилось у вас надолго.

-— Думаю, в этом нам поможет и песенка  двух друзей Дениски и Мишки «По секрету всему свету» композитора Владимира Шаинского на слова Михаила Танича.

На фоне первого слайда звучит песенка, и дети подпевают.



Предварительный просмотр:

Приложение №1.

Экран моего настроения.

Начало занятия.

J

L

K

K

L

K

J

K

K

K

K

K

L

K

K

Приложение №6.

Экран моего настроения.

Конец занятия.

J

J

J

J

J

J

J

J

J

J

J

J

J

J

J



Предварительный просмотр:

Приложение №2

Виктор Драгунский «Сверху вниз, наискосок»

Во дворе, где жили Дениска, и его друзья был ремонт. Ребятам очень нравилось смотреть, как весело и слаженно работают девушки-маляры. Однажды, когда девушки ушли обедать, вся ватага ребятишек собралась у бочонка с краской и насосом. Им так хотелось попробовать, побежит ли краска тонкой струйкой. Если они покачают насос. Мишка стал качать, а Дениска взял шланг в руки. И вот что случилось дальше...

Вдруг из шланга побежала краска! Мишка обрадовался и как закричит:

— Крась скорей! Скорей крась что-нибудь!

— Ура! — закричала Алёнка. — Пошло! Пошло — поехало! — и подставила ногу под краску.

Я сразу закрасил ей ногу от колена до пальцев. Тут же, прямо у нас на глазах, на ноге не стало видно ни синяков ни царапин! Наоборот, Алёнкина нога стала гладенькая, коричневая, с блеском, как новенькая кегля.

Мишка кричит:

— Здорово получается! Подставляй вторую скорей! И Алёнка живенько подставила вторую ногу, а я моментально покрасил ее свёрху донизу два раза.

Тут Алёнка прямо завизжала от восторга:

— Давайте, люди добрые! Красьте с головы до пят! Я буду настоящая индейка.

Тогда Мишка приналёг на насос и стал качать во всю ивановскую, а я стал Алёнку поливать краской. Я замечательно её покрасил: и спину, и ноги, и руки, и плечи, и живот, и трусики. И стала она вся коричневая, только волосы белые торчат.

Я спрашиваю:

— Мишка, как думаешь, а волосы красить?

Мишка отвечает:

— Ну, конечно! Крась скорей! Быстрей давай! И Алёнка торопит:

— Давай-давай! И волосы давай! И уши!

А Мишка прямо вошёл в азарт, качает насос как заводной. И только покрикивает:

— Крась, давай! Скорей давай! Вон и дверь новая на парадном, давай, давай, быстрее крась!

И тут дверь вдруг раскрылась. И из неё вышел наш управдом Алексей Акимыч в белом костюме.

Он прямо остолбенел. И я тоже. Мы оба были, как заколдованные. Главное, я его поливаю и с испугу не могу даже догадаться отвести в сторону шланг, а только размахиваю сверху вниз, сверху вниз. А у него глаза расширились, и ему в голову не приходит отойти хоть на шаг вправо или влево...

А Мишка качает, и знай себе, ладит свое:

— Крась, давай, быстрей давай!

А Алёнка сбоку вытанцовывает:

— Я индейка! Я индейка!

Ужас!



Предварительный просмотр:

Приложение №3

Виктор Драгунский «Где это видано, где это слыхано?»

И мы с Мишкой вышли немножко вперед. Мишка был белый как стена. А я ничего, только во рту было сухо и шершаво, как будто там лежал наждак.

Борис Сергеевич заиграл. Начинать нужно было Мишке. Потому что он пел первые две строчки. А я должен был петь вторые две строчки. Вот Борис Сергеевич заиграл, а Мишка выкинул в сторону левую руку, как его научила Люся, и хотел было запеть, но опоздал, и, пока он собирался, наступила моя очередь, так выходило по музыке. Но я не стал петь, раз Мишка опоздал. С какой стати!

Мишка тогда опустил руку на место. А Борис Сергеевич громко и раздельно начал снова.

Он ударил, как и следовало, по клавишам три раза, а на четвертый Мишка опять откинул левую руку и наконец, запел:

Папа у Васи силён в математике,

Учится папа за Васю весь год.

Я сразу подхватил и прокричал:

Где это видано, где это слыхано, —

Папа решает, а Вася сдаёт?!

Все кто был в зале, рассмеялись, и у меня от этого стало легче на душе. А Борис Сергеевич поехал дальше. Он снова три раза ударил по клавишам, а на четвёртый Мишка аккуратно выкинул левую руку в сторону и ни с того ни с сего запел сначала:

Папа у Васи силён в математике,

Учится папа за Васю весь год.

Я сразу понял, что он сбился! Но раз такое дело, я решил допеть до конца, а там видно будет. Взял и допел:

Где это видано, где это слыхано, —

Папа решает, а Вася сдаёт?!

В зале было тихо — все, видно, тоже поняли, что Мишка сбился, и подумали: « Ну что ж, бывает, пусть дальше поёт».

А музыка в это время бежала всё дальше и дальше. Но Мишка был какой-то зеленоватый.

И когда музыка дошла до места, он снова вымахал левую руку и, как пластинка, которую «заело», завёл в третий раз:

Папа у Васи силён в математике,

Учится папа за Васю весь год.

Мне ужасно хотелось стукнуть его по затылку чем-нибудь тяжёлым, и я заорал со страшной злостью:


Где это видано, где это слыхано, —

Папа решает, а Вася сдаёт?!

— Мишка, ты, видно, совсем рехнулся! Ты что в третий раз одно и тоже затягиваешь? Давай про девчонок!

А Мишка так нахально:

— Без тебя знаю! — И вежливо говорит Борису Сергеевичу:

Пожалуйста, Борис Сергеевич, дальше!

Борис Сергеевич заиграл, а Мишка вдруг осмелел, опять выставил свою левую руку и на четвёртом ударе заголосил, как ни в чём не бывало:

Папа у Васи силён в математике,

Учится папа за Васю весь год.

Тут в зале все прямо завизжали от смеха ... А Мишка стоит с раскрытым ртом, как будто сам на себя удивляется. Ну а я, пока суд да дело, докрикиваю:

Где это видано, где это слыхано, —

Папа решает, а Вася сдаёт?!

Тут началось что-то ужасное. Все хохотали как зарезанные, а Мишка из зелёного стал фиолетовым. Люся схватила его за руку и утащила к себе. Она кричала:

— Дениска, пой один! Не подводи! Музыка! И!...

А я стоял у рояля и решил не подвести. Я почувствовал, что мне стало всё равно, и, когда дошла музыка, я почему-то тоже выкинул в сторону левую руку и совершенно неожиданно завопил:

Папа у Васи силён в математике,

Учится папа за Васю весь год.

Я даже плохо помню, что было дальше... Вокруг все просто падали от смеха...


Заполни таблицу

Сравнения

Просторечные слова

Фразеологизмы

Заполни таблицу

Сравнения

Просторечные слова

Фразеологизмы

Заполни таблицу

Сравнения

Просторечные слова

Фразеологизмы



Предварительный просмотр:

Приложение №4

Херлуф Бидструп

Весёлые рассказы в картинках



Предварительный просмотр:

Приложение №5

Творческие работы учащихся

Докучные сказки

Жила – была кошка.

Расскажу я сказку немножко.

Пошла кошка погулять.

Буду сказку продолжать.

Нашу кошку звали Сима.

Вот и сказки половина.

Нагулялась и пришла –

Вот и сказка вся.

Якушев Дима

Ёж колючий был в лесу.

Он наткнулся на осу.

Что оса сказала?

Начинай сначала.

Егорченкова Оля

Жил – был дед,

Ел щи в обед

И хотел прожить сто лет.

Это сказочки начало.

Не начать ли всё сначала?

Моисеенков Денис


У лягушки две макушки,

А у жабы ничего.

У кобылы длинный хвост,

У собаки чёрный нос,

У котёнка есть колбаска.

Хороша ли моя сказка?

Стебеньков Андрей

Жили – были два котёнка.

Вот и сказка началась.

На двоих одна кофтёнка.

Кто носил нам не понять.

Будем снова начинать!

Яшина Саша

Жили – были два соседа,

Два соседа – людоеда.

Оба ели на обед мясо, сало,

винегрет.

Что-то сказка скучной стала.

Не начать ли всё сначала?

Горбачёв Саша


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Презентация к внеклассному занятию по курсу «Речь и культура общения» Тема: Весёлые рассказы Виктора Драгунского

Слайд 3

Для поднятья настроенья Я не буду, есть варенье, Я не буду, есть печенье И конфет я не хочу. А возьму я в руки книжку Про Дениску и про Мишку, Вместе с этой доброй книжкой Посмеюсь и пошучу.

Слайд 5

Виктор Драгунский

Слайд 6

Сравнение Это образное выражение, в котором сопоставляются два предмета, понятия или явления с целью пояснить один из них при помощи другого. Стала.., как новенькая кегля; качает насос, как заводной; были, как заколдованные.

Слайд 7

Просторечие Слово или выражение, которое не входит в норму литературной речи и имеет оттенок упрощения, грубоватости. Завизжала от восторга; остолбенел.

Слайд 8

Фразеологизм Это устойчивое, целостное словосочетание, которое употребляется как готовая речевая единица. Во всю ивановскую; в голову не приходит; знай себе ладит.

Слайд 9

Где это видано, где это слыхано? А я стоял у рояля и решил не подвести. Я почувствовал, что мне всё равно, и, когда дошла музыка, я почему-то тоже выкинул в сторону левую руку и неожиданно завопил: Папа у Васи силён в математике …

Слайд 10

Сравнения Просторечные слова Фразеологизмы Стал белый, как стена; Как пластинка Как будто там лежал наждак Хохотали, как зарезанные Выкинул, вымахал, откинул (руку); ударил по клавишам, поехал дальше; рехнулся, заголосил, завопил С какой стати! Суд да дело Падали от смеха…

Слайд 11

Л ú мерик Это английский вариант нелепицы, небылицы. Жила-была дама приятная, На вид совершенно квадратная. И кто бы с ней не встречался, От души восхищался: «До чего ж эта дама приятная!»

Слайд 12

В основе весёлого рассказа лежит смешной случай из жизни. Средства выразительности устной речи сравнение просторечие фразеологизм

Слайд 14

Источники Драгунский В.Ю. Денискины рассказы. – М.: Малыш, 1968. – 276 с. Речевые уроки: Кн. Для учителя нач. классов/Т. А. Ладыженская, Р. И. Никольская [ и др. ] под ред. Т. А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1995. – 159 с. [ Электронный ресурс ] URL : http : //www.fantasyflash.ru (дата обращения 14.10.2009) [ Электронный ресурс ] URL : http : //www.puzkarapuz.ru (дата обращения 14.10.2009)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по курсу "Основы здорового питания" по теме « Чай – один из любимых напитков в наших семьях».

Конспект занятия представлен в форме технологической карты  с этапами деятельности учителя и учеников, результатами формирования УУД....

Конспект занятия по курсу ОРКСЭ в 4 классе. Тема: Добро и зло (урок №1)

Воспитание детей было и остаётся самым трудным видом деятельности в мире. Что может быть сложнее и ответственнее, чем воспитать в человеке Человека?...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речь и культура общения"

Программа внеурочной деятельности «Речь и культура общения» имеет общекультурную направленность развития личности.Актуальность данной программы в том, что она направлена на решение задач воспитания и ...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе. Составление рассказа по сюжетной картине «Мы играем в кубики»

Тема: "Составление рассказа по сюжетной картине: «Мы играем в кубики"Задачи:- Связная речь: учить детей рассматривать картину; формировать умение отвечать на вопросы (по...

Конспект занятия по курсу Внеурочной деятельности "Мой Город" Тема: Торговля в Санкт-Петербурге. Гостинный двор

Консппект занятия по ВНД "Мой Город" для занятия с обучающимися 1 класса коррекционной школы для детей ФГОС НОО ОВЗ ЗПР...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ НА ТЕМУ: «Весёлый мяч здоровья»

Задачи: I. Образовательная – закрепить полученные знания, умения, навыки раскроя и шитья:Последовательность выполнения задания.Умение правильно располагать лекала на ткани.Выкраивать детали...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звуки р, рь».

Цель: упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р изолированно в чистоговорках, в словах и предложениях.Задачи:Образовательные:-подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через ...