Конспект занятия по курсу "Основы здорового питания" по теме « Чай – один из любимых напитков в наших семьях».
план-конспект занятия по зож (3 класс) на тему
Конспект занятия представлен в форме технологической карты с этапами деятельности учителя и учеников, результатами формирования УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Курс «Основы здорового питания».
3 класс.
Тема: « Чай – один из любимых напитков в наших семьях».
Цели:
-Развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками
-Воспитывать целеустремлённость
-Формировать целостный, социально-ориентированный взгляд на мир.
-Формировать умения принимать и сохранять цели и учебную задачу
-Формировать грамотного, квалифицированного, интеллектуального читателя на основе учебной стратегии «З-Х-У»
-Формировать готовность слушать собеседника и вести диалог
-Познакомить учащихся различными видами чая, его полезными свойствами, историей его появления на Руси, с культурой его употребления
-Научить различать качественный чай от некачественного.
Оборудование:
Словари, энциклопедии, хрестоматии, пособие по курсу «Наш край»
Упаковки с чаем.
Чайная утварь.
Листы А-4
Организация совместной деятельности на уроке.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты: формирование УУД |
Эмоциональное начало урока. Стадия вызова. Выход на тему урока в сотворчестве с учащимися через разгадывание загадки, диалога с использованием стратегии «З-Х-У» | Учитель начинает урок с загадки. В брюхе – баня. В носу – решето, На голове – пупок, Всего одна рука, И та – на спине. Вопросы. -От какого слова образовалось слово чайник? (чай) -Как вы думает, какая тема нашего урока?
Учитель предлагает записать в графу «Знаю» всё, что им известно о чае? Учитель в качестве помощника - фасилитатора помогает обобщить знания детей по теме, используя сократический метод. Учитель предлагает записать в графу «Хочу узнать» то, что они хотели бы узнать о чае. Учитель записывает вопросы учащихся на доске, помогает сформулировать учебные задачи. -Познакомить с разнообразием чаёв и их полезными свойствами. -Научить, как правильно заваривать и пить чай. -Узнать об истории появления чая на Руси. | Отгадывают загадку (чайник). (помогает им наглядность, в классе оформлены столы с предметами для чаепития, часть из которых была принесена учащимися для урока, тема которого не озвучивалась). Высказывают своё мнение, опираясь на наглядный ряд, на цели и задачи, которые стоят в программе кружка «Основы здорового питания». Формулируют тему урока: «Чай – один из любимых напитков в наших семьях». Работают индивидуально с таблицей «З-Х-У». Каждый участник разговора, прежде чем высказать своё мнение, повторяет точку зрения предыдущего собеседника. Работают индивидуально с таблицей «З-Х-У». Учащиеся в свободной форме озвучивают свои вопросы по теме, формулируют учебные задачи с помощью учителя. | коммуникативные познавательные регулятивные познавательные коммуникативные -учатся строить речевые высказывания в устной форме -прогнозирование -учатся работать с таблицей -учатся слушать и слышать собеседника
-формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу -учатся ставить вопросы -выделение цели |
Стадия осмысления содержания. Изучение нового материала посредством информационных листов. Формирование грамотного, квалифицированного, интеллектуального читателя на основе учебной стратегии «Тщательное чтение». | Учитель раздаёт всем учащимся класса карточки под номерами от 1 до 6, которые представляю собой общий текст. Учитель предлагает детям объединиться в группы по одинаковым порядковым номерам, обсудить полученную информацию и поработать с таблицей «З-Х-У» в графе «Узнал». Учитель в качестве помощника - фасилитатора помогает обобщить полученные знания детей по теме. Учитель выступает в роли лектора, опираясь на сведения из художественной литературы на информацию из интернета, рассказывает об истории появления чая на Руси. | Учащиеся работают индивидуально со своей карточкой, отмечая карандашом новые для них сведения. Учащиеся в группах обсуждают содержания своих малых текстов и работают с таблицей «З-Х-У». Каждая группа (представители или все участники) отчитывается о том, на какие вопросы они смогли ответить, что интересного узнали о чае, прочитав текст. Остальные учащиеся в это время фиксируют в таблице новые для них сведения в графе «Узнал». Учащиеся, прослушав учителя, фиксируют заинтересовавший их материал в таблице в графе «Узнал» | личностные регулятивные познавательные коммуникативные -Учатся вести поиск и выделять необходимую информацию. -развитие навыков сотрудничества -формируется умение слушать и вести диалог -развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками -учатся договариваться и приходить к единому решению -воспитание патриотизма -воспитание целостного взгляда на мир |
Стадия рефлексии. Проводится мозговая атака в форме «свободного плавания», но с опорой на записанные на доске вопросы. | Учитель предлагает посмотреть, на какие вопросы мы смогли ответить на урок. Какие вопросы остались без ответа. Учитель даёт задание написать мини – сочинение о чае. Для сочинения учащимися будет использоваться материал, который они накопили в разделе «Узнал». А тех, кто очень заинтересовался данной темой, приглашает принять участие в проекте «Чай», в ходе работы над которым дети постараются ответить на все интересующие их вопросы и выпустить информационный лист, который может быть представлен на родительском собрании и на школьном стенде. | Учащиеся в свободной форме отвечают на вопросы и озвучивают те из них, которые остались без ответа. | регулятивные познавательные коммуникативные -рефлексия -синтез, обобщение |
Приложение 1.
Карточка 1.
1. Китайские знатоки и любители чая издавна учили, что этот волшебный напиток имеет «холодную природу, а потому, когда пьешь чай на пустой желудок, он «охлаждает» селезенку и желудок, что подобно «проникновению в дом волка». В Китае даже говорят «не пить чай на пустое сердце».
Но нужно учесть, что большое количество чая, выпитое перед едой, ведет к разжижению слюны, и пища начинает казаться безвкусной. Кроме того, временно снижается усвоение пищеварительными органами протеина. Так что, если вы все же решили выпить чай перед едой, то сделайте это за 20-30 минут до приема пищи.
Не стоит пить чай и сразу после еды. Обильное питье в этот момент приводит к значительному снижению концентрации желудочного сока, а это замедляет пищеварение. А вот через 20-30 минут после еды – самое лучшее время для чая.
Какой чай лучше всего пить – горячий или холодный? Слишком горячий чай очень вреден для горла, пищевода и желудка. Вообще, привычка к обжигающе горячим напиткам и блюдам приводит к болезням ЖКТ. Ученые провели исследования и выяснили, что систематическое употребление чая, температурой выше 62 градусов, приводит к патологии, как слизистой оболочки желудка, так и к другим его заболеваниям. Так что самая оптимальная и рекомендуемая учеными температура для чая - 56 градусов.
Многие в жару пьют холодный чай, считая, что он отлично утоляет жажду. Но холодный чай тоже не стоит пить. По утверждениям тех же китайцев, холодный чай дает «застой холода и скопление мокроты».
Карточка 2.
2.Правило заваривания - главное: только черный чай, как наименее ценный и полезный, можно заливать кипятком. В остальных видах вы угробите кипятком все самое лучшее. Температура для заварки белого чая не должна превышать 60°, зеленого – 80°, красного и желтого – 70°. Не стоит настаивать чай слишком долго и заваривать по третьему разу.
Не стоит слишком долго заваривать чай. Высокое содержание в крепком чае кофеина и танина может стать причиной головной боли и бессонницы. Если чай заваривать чересчур долго, чайные полифенолы и эфирные масла начинают самопроизвольно окисляться. Это лишает чай прозрачности, вкусовых качеств и аромата. Плюс, питательная ценность чая значительно снижается за счет окисления содержащихся в чайных листьях витаминов С и Р. и других ценных веществ. Долго настаиваясь, чай находится под воздействием окружающей среды, и в тепле, в его составе повышается содержание микроорганизмов - бактерий и грибков.
Неправильно и заваривать чай многократно. После третьей-четвертой заварки в чайных листьях уже мало что остается. Экспериментальным путем доказано, что первый настой «вытягивает» из чайных листьев примерно 50% полезных веществ. Второй - 30%, а третий всего лишь около 10%. Четвертая заварка добавляет еще 1 -3%, но речь идет о полезных веществах. Если же продолжать заваривать чай дальше, то в настой поступают уже вредные составляющие. В чае их очень немного, и «выходят» они в последнюю очередь.
Карточка 3.
Чай в пакетиках - самый худший? Нет, различия, конечно, есть, но настолько тонкие, что заметить их способен лишь специалист-дегустатор (который, заметим, никогда не положит в чай сахар).
Во всяком случае, не верьте, что:
чай из пакетика частично теряет вкус и аромат – бумага действительно поглощает кое-какие вещества, но если пакетик настоится 3-4 минуты, никакой разницы вы не почувствуете;
бумага дает привкус – если он и есть, то почти незаметен даже в чае без сахара, а в сладком и подавно;
в пакетики кладут мелочь, отходы чайного производства. Неправда: лист в них действительно мелкий, но качество соответствует сорту;
«пакетный» чай медленнее заваривается. Наоборот, быстрее: мелкий лист лучше взаимодействует с водой. Более четырех минут вам не понадобится;
в пакетиках дороже. Только лишь из-за дополнительных затрат на изготовление самих пакетиков. Но ведь это плата дополнительное удобство!
Карточка 4.
4. Нельзя запивать чаем лекарства! Дубильные вещества в составе чая, расщепляясь, образуют танин. В итоге многие лекарства плохо усваиваются.
Вчерашний чай пить не стоит, но и не выливать не нужно, так как его можно использовать, как наружное средство, так как, настоявшись за сутки, напиток содержит кислоты и фтор, которые препятствуют кровотечению из капилляров, и обладает многими другими полезными свойствами.
Им можно полоскать полость рта при воспалениях и болях в языке, кровоточащих деснах, поверхностных повреждениях кожи. Полоскание рта утром перед тем, как чистить зубы, и после еды укрепляет зубы. Промывание глаз вчерашним чаем помогает уменьшить ощущения уставших глаз и покраснения.
Употребление зеленого чая поможет снизать риск возникновения некоторых видов рака крови. Такой вывод был сделан японскими учеными из Медицинской школы при Университете Тохоку.
Карточка 5.
И черный и зеленый чай – с одного куста. Различия начинаются при обработке. В отличие от черного, зеленый не подвергается ферментации (биохимическая реакция, при которой под воздействием природных факторов (ветер, влага, солнечный свет и т.д.) чайный лист меняет свои свойства). Сортируются листья и по размеру: крупные, средние, мелкие и очень мелкие (крошка).
Белый чай. Напиток из него получается бледно-желтого цвета с тонким травяным ароматом. Самый изысканный и самый целебный сорт. Поэтому, увы, и самый дорогой, широким спросом не пользуется
Зеленый чай. Чрезвычайно полезен. Поначалу только он и шел в употребление. Как, когда и почему его вытеснил черный, загадка: зеленый лучше! Немного горьковат – в нем больше кофеина. Особенно ценны крупнолистовые сорта. Вообще-то зеленый чай не дешевле белого – 100 граммов элитного зеленого сорта стоят 700 долларов! Но тот, что мы видим в продаже, тоже уникален по содержанию витаминов, микроэлементов и питательных веществ
Красный или оолонг - крупнолистовой чай, немного ферментированный. Желтый чай – разновидность красного. Фиолетовый - сильно ферментированный чай, чем и отличается от всех остальных. Почти такой же ферментации подвергается и самый популярный черный чай.
Неправы те, кто считает, что байховый и черный чай – одно и то же. Название происходит от китайского «бай-хоа» – белая ресничка. В нем присутствуют первые маленькие листочки и нераспустившиеся почки. Чем их больше, тем выше ценность чая.
Карточка 6.
6. Как отличить хороший чай от подделки? Внимательно осмотрите упаковку – она должна быть герметичной, иначе улетучатся вкус и запах. К тому же чай притягивает влагу. И если в картонной коробке нет ни фольги, ни целлофанового пакета – перед вами подделка. Если цвет зеленого чая бурый или темно-серый – это брак. Не стоит покупать зеленый чай из Индии и Цейлона – там он некачественный, покупайте только китайский. А вот черный чай, наоборот, в Китае гораздо хуже индийского и цейлонского. Самый лучший из зеленых – крупнолистовой, чем меньше лист, тем хуже свойства чая. Красный чай (оолонг) бывает только крупным, мелколистовой – подделка.
Чай боится сырости, холода и жары, посторонних запахов и света. Поэтому держать его нужно в сухом темном месте, при комнатной температуре и вдали от запахов. Лучше всего использовать жестяные «чайные» коробочки с не слишком плотной крышкой – чай должен «дышать». Подойдет и деревянная коробочка, только без лака и краски. Хороши керамические коробки и банки, но можно использовать и плотные двух-, трехслойные полотняные мешочки.
Приложение 2. (материал для учителя)
ТРАДИЦИИ РУССКОГО ЧАЕПИТИЯ
В 1638 году русский посол Стариков привез от монгольского хана в подарок государю Московскому Михаилу Федоровичу четыре пуда чая. Поначалу терпкий и горький напиток не понравился царю и боярам. Однако было замечено, что он «отвращает от сна» во время долгих церковных служб и утомительного сидения в Думе боярской. Когда весь запас дареного чая был выпит и вкус его уже стали забывать при московском дворе, вновь свою роль сыграли дипломаты: посол наш — грек Сапфарий — привез чай из Китая. Теперь уже чай встретили в Москве, как старого знакомого, и в 1679 году был заключен с Китаем договор о поставках в Россию сушеной китайской травы. Потянулись по Кяхтинскому тракту караваны с чаем от Великой Китайской стены к стенам Московского Кремля.
Долгое время чай отправлялся в Россию древними караванными трактами через монгольские степи. В известном смысле можно выразить сожаление, что в наши времена так не перевозят. При транспортировке чая в упаковке, специально приспособленной для погрузки на верблюдов, при следовании монгольскими степями с их воздухом (полное отсутствие влажности, особые эфирные элементы, идущие от степной растительности, и т.д.) ни вкус, ни «букет» чая не портился, как это нередко ' бывает в нынешних условиях перевозки.
В России новый напиток приживался трудно: русские люди относились к нему настороженно, как, впрочем, и ко всему чужеземному. Да еще и пришел он с востока, откуда много веков приходили на Русь беды: то половцы, то татаро-монголы. Кроме того, очень уж дорог был китайский чай, а свои лесные чаи всегда под рукой. И только в начале XVIII века вошел чай в русский быт и стал нашим национальным напитком. Само чаепитие стало не просто утолением жажды, а своеобразным проявлением общественной жизни. За чаем решали семейные дела, заключали торговые сделки и брачные союзы, без чашки чая не обсуждали, кажется, ни один серьезный вопрос. Гиляровский оставил прекрасное описание старых московских трактиров. Где-нибудь в «Коломне» или «Лондоне» за чаем грелись извозчики, а крупные коммерсанты заключали сделки на десятки и сотни\тысяч рублей. Любимые трактиры были у артистов, писателей, художников. Встречи за чайным столом у Л.Н.Толстого в Ясной Поляне и Хамовниках вошли в историю русской культуры. Вот уже три столетия на Руси не обходится без чая ни одна встреча друзей, ни одно семейное торжество.
А что такое русское чаепитие? Это, в первую очередь, духовная процедура. Ведь по японским или китайским меркам чай мы завариваем неверно, не говоря уже о правилах движения рук или взбалтывании напитка в чашке. Хотя спор о том, чей способ заварки лучше, кажется мне совершенно беспредметным — у каждого народа свои привычки, свои вкусы и свои обычаи. Но в эстетическое времяпрепровождение за приготовлением зеленого чая в утонченной японской атмосфере внесена этакая, присущая русским лихая бесшабашность. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.Даля глагол «чаевать» означает «проклажаться за чаем, пить его въ раздольи».
В России — свой ритуал заваривания чая. Так, кипяток рекомендуется готовить в самоварах. Во всем мире самовар признан таким же русским сувениром, как матрешки, балалайка и деревянные ложки с хохломской росписью. Когда он появился на Руси, сказать трудно. Однако было это еще до появления чая, так как самовары изначально служили для приготовления горячего напитка — сбитня, появившегося у нас задолго до чая. Во второй половине XVIII века производство самоваров было налажено в Москве, Петербурге, Ярославле и Архангельске, а «самоварной столицей» стала Тула. И вскоре они стали неотъемлемой частью русского быта. Формы самоваров чрезвычайно разнообразны. Многие из них являются подлинными шедеврами русского декоративно-прикладного искусства. Кроме экономичности и красоты, в самоварах ценилась их «музыкальность». Перед закипанием этот нехитрый прибор начинал петь, и песня его, подобно стрекоту сверчка за печкой, придавала особый уют и интимность чайному столу.
А как колоритны специальные грелки, которыми накрывают керамический заварочный чайник! Сшитые из плотного материала, они также являются настоящими образцами народного декоративного искусства. Им придают форму петухов, сказочных птиц или кукол-матрешек, «самоварных баб».
Не меньшей гордостью хозяйки, чем самовар, был и чайный сервиз. Материал, из которого делают чайные сервизы (фарфор, фаянс), — прекрасная основа для художественной росписи. Посуда русских фарфоровых заводов украшает витрины многих музеев мира. Слава Поповского и Кузнецовского заводов ничуть не меньше известности изделий Фаберже.. Причем сделаны эти изящные чашечки, блюдца, серебряные ложечки и подстаканники, сахарницы, хрустальные графины и вазочки для варенья в начале 50-х годов нашего столетия. В трудное послевоенное время художники фарфоровых и стекольных заводов сумели сохранить традиции русского прикладного искусства.
Ведь в последние годы все больше и больше проявляется интерес к русской посуде, национальному стилю в оформлении стола, столовой и чайной посуды. Все чаще можно встретить в ресторанах и кафе вышитые скатерти, самовары. Все больше открывается ресторанов, интерьеры которых оформлены под старину, вновь приобретают популярность чайные. Это не ностальгия по забытому прошлому, а настоятельная необходимость и потребность. В этом выражается наша любовь к прошлому, сохранению и изучению национальной культуры.
Приготовление простого чая по-русски
Чай засыпать в предварительно прогретый сосуд, залить кипятком на 5 минут, затем перелить в чайничек. Каждый из участников чаепития наливает себе в чашку готовой заварки и доливает ее кипятком из самовара. При желании добавляют молоко, сливки или лимонный сок. Чай пьют с сахаром вприкуску.
Чай по-старорусски горячий
Хорошо вымытый заварной фарфоровый чайник перед использованием сполоснуть кипятком и слегка подержать закрытым крышкой. Всыпать заварку в нужном количестве из расчета 0,5-0,75г на порцию и залить кипятком примерно на 1/3 чайника. Прикрыть на 5 минут крышкой и салфеткой так, чтобы носик чайника остался открытым, иначе чай запарится и изменит свой вкус. Затем долить в чайник доверху кипяток и перемешать. Разлить чай в порционные стаканы из расчета 50мл заварки на порцию и долить кипяток.
Мед, варенье и сахар (лучше кусковой) подать к чаю отдельно. Так же отдельно можно подать к чаю горячие сливки или молоко с пенками, предварительно около часа томленные в керамическом горшочке в духовке.
Старорусский ритуал чаепития
Так как чай в те времена был недешев, очень важно было, кроме умения заварить вкусный чай, еще и не меньшее умение «не спить чай», т.е. разлить его так, чтобы каждый из присутствующих на чаепитии получил свою порцию чая одинаковой крепости, и плюс к этому хозяйка не допустила бы большой расход сухой заварки.
Самовар ставился непосредственно на чайный стол либо на небольшой столик, приставленный в торце стола. Разливала чай только сама хозяйка, и только в случае крайней необходимости это действо доверялось старшей из дочерей, что соответствовало неписаному правилу – чай должен разливать всегда один и тот же человек, хорошо с этим делом знакомый.
Пили чай из фарфоровой посуды, обязательно не доливая 1-2см от края чашки, что считалось хорошим тоном. В мещанских и купеческих семьях позволено было подавать чашки с горячим чаем на глубоких блюдцах, из которых его и пили вприкуску с сахаром или вареньем, держа блюдце в ладони с особым, показным шиком.
Полные стаканы с чаем «до самого верха» подавались в трактирах, где пившее его простонародье считало вправе потребовать на свою копейку, чтобы стаканы наполнялись «всклянь», абсолютно полными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия кружка английского языка по теме "Мое любимое время года", 3 класс
Фрагмент занятия кружка английского языка для учеников 3 класса по теме "Мое любимое время года"(рассчитан на 15-20 минут)...
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/20/picture-93283.jpg)
Конспект Занятия по формированию здорового образа жизни «Друзья здоровья»
В занятии использованы следующие приемы:1. Вступительное слово.2.Чтение стихотворений К. Чуковского и Ю. Тувима.3.Вопросы к детям и уточнение ответов детей.4. Сюрпризный момент – получение письма.5.За...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/22/picture-716256-1482409859.jpg)
Конспект занятия по внеурочной деятельности на тему «Органы питания. Здоровое питание»
Конспект занятия по внеурочной деятельностина тему «Органы питания. Здоровое питание»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/22/picture-716256-1482409859.jpg)
Конспект занятия по внеурочной деятельности на тему «Органы питания. Здоровое питание»
Конспект занятия по внеурочной деятельностина тему «Органы питания. Здоровое питание»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/27/picture-1025540-1522172866.jpg)
Конспект занятия-викторины на основе лексической темы "Дикие животные нашей страны".
Данное занятие проводилось 20 апреля 2016 года в ЦССВ "Южный" с детьми разного возраста (бывший детский дом 8 вида № 9).Занятие подготовлено и проведено учителем-логопедом Скворцовой Т.В. и ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/02/picture-1182322-1572678719.jpg)
Конспект занятия для подготовительной группы на тему "Наша армия сильна"
Продолжать расширять представления детей о Российской армии...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/02/picture-1182322-1572678719.jpg)
Конспект занятий для подготовительной группы по теме "Я здоровье берегу - сам себе я помогу"
Расширять представления о здоровом образе жизни; воспитывать стремление вести здоровый образ жизни...