Главные вкладки

    План-конспект занятия по ЗОЖ (3 класс) на тему:
    Конспект занятия по курсу "Основы здорового питания" по теме « Чай – один из любимых напитков в наших семьях».

    Бобовникова Наталья Юрьевна

    Конспект занятия представлен в форме технологической карты  с этапами деятельности учителя и учеников, результатами формирования УУД. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_o_chae.docx32.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    Курс «Основы здорового питания».

    3 класс.

    Тема: « Чай – один из любимых напитков в наших семьях».

    Цели:

    -Развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками

    -Воспитывать целеустремлённость

    -Формировать целостный, социально-ориентированный взгляд на мир.

    -Формировать умения принимать и сохранять цели и учебную задачу

    -Формировать грамотного, квалифицированного, интеллектуального читателя на основе учебной стратегии «З-Х-У»

    -Формировать готовность слушать собеседника и вести диалог

    -Познакомить учащихся различными видами чая, его полезными свойствами,  историей его появления на Руси, с культурой его употребления

    -Научить различать качественный чай от некачественного.

    Оборудование:

    Словари, энциклопедии, хрестоматии, пособие по курсу «Наш край»

    Упаковки с чаем.

    Чайная утварь.

    Листы А-4

     

    Организация совместной деятельности на уроке.

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Результаты: формирование УУД

    Эмоциональное начало урока.

    Стадия вызова.

    Выход на тему урока в сотворчестве с учащимися через разгадывание загадки, диалога с использованием стратегии «З-Х-У»

    Учитель начинает урок с загадки.

    В брюхе – баня.

    В носу – решето,

    На голове – пупок,

     Всего одна рука,

    И та – на спине.

    Вопросы.

    -От какого слова образовалось слово чайник?  (чай)

    -Как вы думает,  какая тема нашего урока?

     

    Учитель предлагает записать в графу «Знаю» всё, что им известно о чае?

    Учитель в качестве помощника - фасилитатора помогает обобщить  знания детей по теме, используя сократический метод.

    Учитель предлагает записать в графу «Хочу узнать» то, что они хотели бы узнать о чае.

    Учитель записывает вопросы учащихся на доске, помогает сформулировать учебные задачи.

    -Познакомить с разнообразием чаёв и их полезными свойствами.

    -Научить, как правильно заваривать и пить чай.

    -Узнать об  истории появления чая на Руси.

    Отгадывают загадку  (чайник).

    (помогает им  наглядность, в классе оформлены столы с  предметами для чаепития, часть из которых была принесена учащимися для урока, тема которого не озвучивалась).

    Высказывают своё мнение, опираясь на наглядный ряд, на цели и задачи, которые стоят в программе кружка «Основы здорового питания». Формулируют тему урока: «Чай – один из любимых напитков в наших семьях».

    Работают индивидуально с таблицей «З-Х-У».

    Каждый участник разговора, прежде чем высказать своё мнение, повторяет  точку зрения предыдущего собеседника.

    Работают индивидуально с таблицей «З-Х-У».

    Учащиеся в свободной форме озвучивают свои вопросы по теме, формулируют учебные задачи с помощью учителя.

    коммуникативные

    познавательные

    регулятивные

    познавательные

    коммуникативные

    -учатся строить речевые высказывания в устной форме

    -прогнозирование

    -учатся  работать с таблицей

    -учатся слушать и слышать собеседника

       

    -формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу

    -учатся ставить вопросы

    -выделение цели

    Стадия осмысления содержания.

    Изучение нового материала посредством информационных листов.

    Формирование грамотного, квалифицированного, интеллектуального читателя на основе учебной стратегии «Тщательное чтение».

    Учитель раздаёт всем учащимся класса карточки под номерами от 1 до 6, которые представляю собой общий текст.

    Учитель предлагает детям объединиться в группы по одинаковым порядковым номерам, обсудить полученную информацию и поработать с таблицей «З-Х-У» в графе «Узнал».

    Учитель в качестве помощника - фасилитатора помогает обобщить  полученные знания детей по теме.

    Учитель выступает в роли лектора, опираясь на сведения из художественной литературы на информацию из интернета, рассказывает об истории появления чая на Руси.

    Учащиеся работают индивидуально со своей карточкой, отмечая карандашом новые для них сведения.

    Учащиеся в группах обсуждают содержания своих малых текстов и работают с таблицей «З-Х-У».

    Каждая группа (представители  или все участники) отчитывается о том, на какие вопросы они смогли ответить, что интересного узнали о чае, прочитав текст.

    Остальные учащиеся в это время фиксируют в таблице новые для них сведения в графе «Узнал».

    Учащиеся, прослушав учителя, фиксируют заинтересовавший их материал в таблице в графе «Узнал»

    личностные

    регулятивные

    познавательные

    коммуникативные

    -Учатся вести поиск и выделять  необходимую информацию.

    -развитие навыков сотрудничества

    -формируется умение слушать и вести диалог

    -развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками

    -учатся договариваться и приходить к единому решению

    -воспитание патриотизма

    -воспитание целостного взгляда на мир

    Стадия рефлексии.

    Проводится мозговая атака в форме «свободного плавания», но с опорой на записанные на доске вопросы.

    Учитель предлагает посмотреть, на какие вопросы мы смогли ответить на урок. Какие вопросы остались  без ответа.

    Учитель даёт задание написать мини – сочинение о чае. Для сочинения учащимися будет использоваться материал, который они  накопили в разделе «Узнал».

    А тех, кто очень заинтересовался данной темой, приглашает принять участие в проекте «Чай», в ходе работы над которым  дети постараются ответить на все интересующие их вопросы и выпустить информационный лист, который может быть представлен на родительском собрании и на школьном стенде.

    Учащиеся в свободной форме отвечают на вопросы и озвучивают те из них, которые остались без ответа.

    регулятивные

    познавательные

    коммуникативные

    -рефлексия

    -синтез, обобщение

    Приложение 1.

    Карточка 1.

    1. Китайские знатоки и любители чая издавна учили, что этот волшебный напиток имеет «холодную природу, а потому, когда пьешь чай на пустой желудок, он «охлаждает» селезенку и желудок, что подобно «проникновению в дом волка». В Китае даже говорят «не пить чай на пустое сердце».

    Но нужно учесть, что большое количество чая, выпитое перед едой, ведет к разжижению слюны, и пища начинает казаться безвкусной. Кроме того, временно снижается усвоение пищеварительными органами протеина. Так что, если вы все же решили выпить чай перед едой, то сделайте это за 20-30 минут до приема пищи.

    Не стоит пить чай и сразу после еды. Обильное питье в этот момент приводит к значительному снижению концентрации желудочного сока, а это замедляет пищеварение. А вот через 20-30 минут после еды – самое лучшее время для чая.

     Какой чай лучше всего пить – горячий или холодный? Слишком горячий чай очень вреден для горла, пищевода и желудка. Вообще, привычка к обжигающе горячим напиткам и блюдам приводит к болезням ЖКТ. Ученые провели исследования и выяснили, что систематическое употребление чая, температурой выше 62 градусов, приводит к патологии, как слизистой оболочки желудка, так и к другим его заболеваниям. Так что самая оптимальная и рекомендуемая учеными температура для чая - 56 градусов.

    Многие в жару пьют холодный чай, считая, что он отлично утоляет жажду. Но холодный чай тоже не стоит пить. По утверждениям тех же китайцев, холодный чай дает «застой холода и скопление мокроты».

    Карточка 2.

    2.Правило заваривания - главное: только черный чай, как наименее ценный и полезный, можно заливать кипятком. В остальных видах вы угробите кипятком все самое лучшее. Температура для заварки белого чая не должна превышать 60°, зеленого – 80°, красного и желтого – 70°. Не стоит настаивать чай слишком долго и заваривать по третьему разу.

    Не стоит слишком долго заваривать чай. Высокое содержание в крепком чае кофеина и танина может стать причиной головной боли и бессонницы. Если чай заваривать чересчур долго, чайные полифенолы и эфирные масла начинают самопроизвольно окисляться. Это лишает чай прозрачности, вкусовых качеств и аромата. Плюс, питательная ценность чая значительно снижается за счет окисления содержащихся в чайных листьях витаминов С и Р. и других ценных веществ. Долго настаиваясь, чай находится под воздействием окружающей среды, и в тепле, в его составе повышается содержание микроорганизмов - бактерий и грибков.

    Неправильно и заваривать чай многократно. После третьей-четвертой заварки в чайных листьях уже мало что остается. Экспериментальным путем доказано, что первый настой «вытягивает» из чайных листьев примерно 50% полезных веществ. Второй - 30%, а третий всего лишь около 10%. Четвертая заварка добавляет еще 1 -3%, но речь идет о полезных веществах. Если же продолжать заваривать чай дальше, то в настой поступают уже вредные составляющие. В чае их очень немного, и «выходят» они в последнюю очередь.

    Карточка 3.

    Чай в пакетиках - самый худший? Нет, различия, конечно, есть, но настолько тонкие, что заметить их способен лишь специалист-дегустатор (который, заметим, никогда не положит в чай сахар).

    Во всяком случае, не верьте, что:

    чай из пакетика частично теряет вкус и аромат – бумага действительно поглощает кое-какие вещества, но если пакетик настоится 3-4 минуты, никакой разницы вы не почувствуете;

    бумага дает привкус – если он и есть, то почти незаметен даже в чае без сахара, а в сладком и подавно;

    в пакетики кладут мелочь, отходы чайного производства. Неправда: лист в них действительно мелкий, но качество соответствует сорту;

    «пакетный» чай медленнее заваривается. Наоборот, быстрее: мелкий лист лучше взаимодействует с водой. Более четырех минут вам не понадобится;

    в пакетиках дороже. Только лишь из-за дополнительных затрат на изготовление самих пакетиков. Но ведь это плата дополнительное удобство!

    Карточка 4.

    4. Нельзя запивать чаем лекарства! Дубильные вещества в составе чая, расщепляясь, образуют танин. В итоге многие лекарства плохо усваиваются.

    Вчерашний чай пить не стоит, но и не выливать не нужно, так как его можно использовать, как наружное средство, так как, настоявшись за сутки, напиток содержит кислоты и фтор, которые препятствуют кровотечению из капилляров, и обладает многими другими полезными свойствами.

    Им можно полоскать полость рта при воспалениях и болях в языке, кровоточащих деснах, поверхностных повреждениях кожи. Полоскание рта утром перед тем, как чистить зубы, и после еды укрепляет зубы. Промывание глаз вчерашним чаем помогает уменьшить ощущения уставших глаз и покраснения.

    Употребление зеленого чая поможет снизать риск возникновения некоторых видов рака крови. Такой вывод был сделан японскими учеными из Медицинской школы при Университете Тохоку.

    Карточка 5.

    И черный и зеленый чай – с одного куста. Различия начинаются при обработке. В отличие от черного, зеленый не подвергается ферментации (биохимическая реакция, при которой под воздействием природных факторов (ветер, влага, солнечный свет и т.д.) чайный лист меняет свои свойства). Сортируются листья и по размеру: крупные, средние, мелкие и очень мелкие (крошка).

    Белый чай. Напиток из него получается бледно-желтого цвета с тонким травяным ароматом. Самый изысканный и самый целебный сорт. Поэтому, увы, и самый дорогой, широким спросом не пользуется

    Зеленый чай. Чрезвычайно полезен. Поначалу только он и шел в употребление. Как, когда и почему его вытеснил черный, загадка: зеленый лучше! Немного горьковат – в нем больше кофеина. Особенно ценны крупнолистовые сорта. Вообще-то зеленый чай не дешевле белого – 100 граммов элитного зеленого сорта стоят 700 долларов! Но тот, что мы видим в продаже, тоже уникален по содержанию витаминов, микроэлементов и питательных веществ

    Красный или оолонг - крупнолистовой чай, немного ферментированный. Желтый чай – разновидность красного. Фиолетовый - сильно ферментированный чай, чем и отличается от всех остальных. Почти такой же ферментации подвергается и самый популярный черный чай.

    Неправы те, кто считает, что байховый и черный чай – одно и то же. Название происходит от китайского «бай-хоа» – белая ресничка. В нем присутствуют первые маленькие листочки и нераспустившиеся почки. Чем их больше, тем выше ценность чая.

    Карточка 6.

    6. Как отличить хороший чай от подделки? Внимательно осмотрите упаковку – она должна быть герметичной, иначе улетучатся вкус и запах. К тому же чай притягивает влагу. И если в картонной коробке нет ни фольги, ни целлофанового пакета – перед вами подделка. Если цвет зеленого чая бурый или темно-серый – это брак. Не стоит покупать зеленый чай из Индии и Цейлона – там он некачественный, покупайте только китайский. А вот черный чай, наоборот, в Китае гораздо хуже индийского и цейлонского. Самый лучший из зеленых – крупнолистовой, чем меньше лист, тем хуже свойства чая. Красный чай (оолонг) бывает только крупным, мелколистовой – подделка.

    Чай боится сырости, холода и жары, посторонних запахов и света. Поэтому держать его нужно в сухом темном месте, при комнатной температуре и вдали от запахов. Лучше всего использовать жестяные «чайные» коробочки с не слишком плотной крышкой – чай должен «дышать». Подойдет и деревянная коробочка, только без лака и краски. Хороши керамические коробки и банки, но можно использовать и плотные двух-, трехслойные полотняные мешочки.

    Приложение 2. (материал для учителя)

    ТРАДИЦИИ РУССКОГО ЧАЕПИТИЯ

    В 1638 году русский посол Стариков привез от монгольского хана в подарок государю Московскому Михаилу Федоровичу четыре пуда чая. Поначалу терпкий и горький напиток не понравился царю и боярам. Однако было замечено, что он «отвращает от сна» во время долгих церковных служб и утомительного сидения в Думе боярской. Когда весь запас дареного чая был выпит и вкус его уже стали забывать при московском дворе, вновь свою роль сыграли дипломаты: посол наш — грек Сапфарий — привез чай из Китая. Теперь уже чай встретили в Москве, как старого знакомого, и в 1679 году был заключен с Китаем договор о поставках в Россию сушеной китайской травы. Потянулись по Кяхтинскому тракту караваны с чаем от Великой Китайской стены к стенам Московского Кремля.

    Долгое время чай отправлялся в Россию древними караванными трактами через монгольские степи. В известном смысле можно выразить сожаление, что в наши времена так не перевозят. При транспортировке чая в упаковке, специально приспособленной для погрузки на верблюдов, при следовании монгольскими степями с их воздухом (полное отсутствие влажности, особые эфирные элементы, идущие от степной растительности, и т.д.) ни вкус, ни «букет» чая не портился, как это нередко ' бывает в нынешних условиях перевозки.

    В России новый напиток приживался трудно: русские люди относились к нему настороженно, как, впрочем, и ко всему чужеземному. Да еще и пришел он с востока, откуда много веков приходили на Русь беды: то половцы, то татаро-монголы. Кроме того, очень уж дорог был китайский чай, а свои лесные чаи всегда под рукой. И только в начале XVIII века вошел чай в русский быт и стал нашим национальным напитком. Само чаепитие стало не просто утолением жажды, а своеобразным проявлением общественной жизни. За чаем решали семейные дела, заключали торговые сделки и брачные союзы, без чашки чая не обсуждали, кажется, ни один серьезный вопрос. Гиляровский оставил прекрасное описание старых московских трактиров. Где-нибудь в «Коломне» или «Лондоне» за чаем грелись извозчики, а крупные коммерсанты заключали сделки на десятки и сотни\тысяч рублей. Любимые трактиры были у артистов, писателей, художников. Встречи за чайным столом у Л.Н.Толстого в Ясной Поляне и Хамовниках вошли в историю русской культуры. Вот уже три столетия на Руси не обходится без чая ни одна встреча друзей, ни одно семейное торжество.

    А что такое русское чаепитие? Это, в первую очередь, духовная процедура. Ведь по японским или китайским меркам чай мы завариваем неверно, не говоря уже о правилах движения рук или взбалтывании напитка в чашке. Хотя спор о том, чей способ заварки лучше, кажется мне совершенно беспредметным — у каждого народа свои привычки, свои вкусы и свои обычаи. Но в эстетическое времяпрепровождение за приготовлением зеленого чая в утонченной японской атмосфере внесена этакая, присущая русским лихая бесшабашность. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.Даля глагол «чаевать» означает «проклажаться за чаем, пить его въ раздольи».

    В России — свой ритуал заваривания чая. Так, кипяток рекомендуется готовить в самоварах. Во всем мире самовар признан таким же русским сувениром, как матрешки, балалайка и деревянные ложки с хохломской росписью. Когда он появился на Руси, сказать трудно. Однако было это еще до появления чая, так как самовары изначально служили для приготовления горячего напитка — сбитня, появившегося у нас задолго до чая. Во второй половине XVIII века производство самоваров было налажено в Москве, Петербурге, Ярославле и Архангельске, а «самоварной столицей» стала Тула. И вскоре они стали неотъемлемой частью русского быта. Формы самоваров чрезвычайно разнообразны. Многие из них являются подлинными шедеврами русского декоративно-прикладного искусства. Кроме экономичности и красоты, в самоварах ценилась их «музыкальность». Перед закипанием этот нехитрый прибор начинал петь, и песня его, подобно стрекоту сверчка за печкой, придавала особый уют и интимность чайному столу.

    А как колоритны специальные грелки, которыми накрывают керамический заварочный чайник! Сшитые из плотного материала, они также являются настоящими образцами народного декоративного искусства. Им придают форму петухов, сказочных птиц или кукол-матрешек, «самоварных баб».

    Не меньшей гордостью хозяйки, чем самовар, был и чайный сервиз. Материал, из которого делают чайные сервизы (фарфор, фаянс), — прекрасная основа для художественной росписи. Посуда русских фарфоровых заводов украшает витрины многих музеев мира. Слава Поповского и Кузнецовского заводов ничуть не меньше известности изделий Фаберже.. Причем сделаны эти изящные чашечки, блюдца, серебряные ложечки и подстаканники, сахарницы, хрустальные графины и вазочки для варенья в начале 50-х годов нашего столетия. В трудное послевоенное время художники фарфоровых и стекольных заводов сумели сохранить традиции русского прикладного искусства.

     Ведь в последние годы все больше и больше проявляется интерес к русской посуде, национальному стилю в оформлении стола, столовой и чайной посуды. Все чаще можно встретить в ресторанах и кафе вышитые скатерти, самовары. Все больше открывается ресторанов, интерьеры которых оформлены под старину, вновь приобретают популярность чайные. Это не ностальгия по забытому прошлому, а настоятельная необходимость и потребность. В этом выражается наша любовь к прошлому, сохранению и изучению национальной культуры.

    Приготовление простого чая по-русски

    Чай засыпать в предварительно прогретый сосуд, залить кипятком на 5 минут, затем перелить в чайничек. Каждый из участников чаепития наливает себе в чашку готовой заварки и доливает ее кипятком из самовара. При желании добавляют молоко, сливки или лимонный сок. Чай пьют с сахаром вприкуску.

    Чай по-старорусски горячий

    Хорошо вымытый заварной фарфоровый чайник перед использованием сполоснуть кипятком и слегка подержать закрытым крышкой. Всыпать заварку в нужном количестве из расчета 0,5-0,75г на порцию и залить кипятком примерно на 1/3 чайника. Прикрыть на 5 минут крышкой и салфеткой так, чтобы носик чайника остался открытым, иначе чай запарится и изменит свой вкус. Затем долить в чайник доверху кипяток и перемешать. Разлить чай в порционные стаканы из расчета 50мл заварки на порцию и долить кипяток.

    Мед, варенье и сахар (лучше кусковой) подать к чаю отдельно. Так же отдельно можно подать к чаю горячие сливки или молоко с пенками, предварительно около часа томленные в керамическом горшочке в духовке.

    Старорусский ритуал чаепития

    Так как чай в те времена был недешев, очень важно было, кроме умения заварить вкусный чай, еще и не меньшее умение «не спить чай», т.е. разлить его так, чтобы каждый из присутствующих на чаепитии получил свою порцию чая одинаковой крепости, и плюс к этому хозяйка не допустила бы большой расход сухой заварки.

    Самовар ставился непосредственно на чайный стол либо на небольшой столик, приставленный в торце стола. Разливала чай только сама хозяйка, и только в случае крайней необходимости это действо доверялось старшей из дочерей, что соответствовало неписаному правилу – чай должен разливать всегда один и тот же человек, хорошо с этим делом знакомый.

    Пили чай из фарфоровой посуды, обязательно не доливая 1-2см от края чашки, что считалось хорошим тоном. В мещанских и купеческих семьях позволено было подавать чашки с горячим чаем на глубоких блюдцах, из которых его и пили вприкуску с сахаром или вареньем, держа блюдце в ладони с особым, показным шиком.

    Полные стаканы с чаем «до самого верха» подавались в трактирах, где пившее его простонародье считало вправе потребовать на свою копейку, чтобы стаканы наполнялись «всклянь», абсолютно полными.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по формированию здорового образа жизни «Если хочешь быть здоров - постарайся»

    Занятие по формированию здорового образа жизни у младших школьниковВ занятии использованы следующие моменты:1.Вступительное слово ведущего.2.Выход доктора Айболита.3.Чтение стихотворения С.Маршака «Ре...

    Конспект Занятия по формированию здорового образа жизни «Друзья здоровья»

    В занятии использованы следующие приемы:1. Вступительное слово.2.Чтение стихотворений К. Чуковского и Ю. Тувима.3.Вопросы к детям и уточнение ответов детей.4. Сюрпризный момент – получение письма.5.За...

    Конспект занятия по английскому языку на тему "Jungle animals".

    Конспект занятия с использованием игровых технологий составлен в соответствии с новыми требованиямиФГОС....

    Конспект занятия по внеурочной деятельности на тему «Органы питания. Здоровое питание»

    Конспект занятия по внеурочной деятельностина тему «Органы питания. Здоровое питание»...

    Конспект занятия по внеурочной деятельности на тему «Органы питания. Здоровое питание»

    Конспект занятия по внеурочной деятельностина тему «Органы питания. Здоровое питание»...

    Презентация к занятию по внеурочной деятельности на тему:"Губка Боб из пластилина"

    Презентация знакомит с пошаговой инструкцией выполнения поделки...

    Конспект занятия по внеурочной деятельности на тему: «Наш друг – светофор»

    Цель: прививать навыки безопасного поведения на дорогахЗадачи:Образовательные:содействовать развитию новой социальной роли младшего школьника как участника дорожного движения, формировать умения ...