Деревья твоего двора
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) на тему

Чуприна Ирина Валерьевна

Открытое мероприятие внеурочной деятельности "Земля - наш дом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия26.2 КБ
Файл Презентация к занятию2.5 МБ

Предварительный просмотр:

Цели:

Обучающие: расширить представление о многообразии деревьев, дать преставление о понятиях хвойное и лиственное растение, обратить внимание на разницу осенних изменений в жизни этих групп растений, познакомить с представителями этих групп растений, показать роль человека в жизни дерева.
Развивающие: развивать навыки классификации, развивать мышление, речь, мелкие мышцы пальцев, память, эмоциональное и эстетическое восприятие природы.
Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к растениям своего двора, своей улицы, пришкольного участка, воспитывать внимательность, наблюдательность, любознательность, любовь к природе.
Оборудование:  цветная бумага, ножницы, клей, ватман, толковый словарь, мультимедийный проектор.

Ход занятия

I  Орг. момент

Актуализация знаний

1) Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. 

(Дерево с листьями.)

                                                   слайд 1

2)Захожу я в зимний лес
Встретил Чудо из чудес.
Зелёное, могучее,
Но чересчур колючее
(Ель.)

3)Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой.

( Береза)

На экране появляются слова деревья, ель, берёза.

II. Постановка учебной задачи

– Как связаны между собой эти слова ? (это деревья)

 - Как вы думаете о чем мы будем говорить сегодня на занятии? ( о деревьях)

Итак, ребята, тема нашего занятия: "Деревья моего двора". Сегодня мы с вами поговорим о многообразии дереьев,об их значении в природе,узнаем как классифицируются деревья, работать будем дружно, помогать друг другу и активно отвечать.

Послушайте удмуртскую легенду :   слайд 2

   " Жила когда-то в дремучем лесу старая и мудрая Ель. Звали её Мать Леса. Говорят, с неё начинался лес, а может быть сама Земля. Ель подпирала Небо, чтобы оно не упало на Землю. Солнце отдыхало на её ветвях. Из-под её корней нарождался робкий родник, чтобы потом превратиться в могучую Белую Каму. Издалека приходили люди, чтобы поклониться ей".

III. Знакомство с новой темой

– А кто из вас знает, что такое дерево?

(Ответы детей.)

Обратимся к толковому словарю. слайд 3,4

Дерево – это растение, у которого один прочный ствол, он ветвится кверху и образует крону.

– Где растут деревья?

(Ответы детей.)

Вывод: деревья растут в лесу, в саду, на улицах и так далее.

– Чем деревья отличаются между собой?  слайд 5,6

(Ответы детей.)

Вывод: они отличаются размером стволов, формой, окраской листьев, цветом и толщиной коры и тем, что на них созревает.

– Для чего нужны  деревья? слайды 7-10

(Ответы детей.)

– На какие 2 группы можно разделить деревья? Обращаем внимание на существенные признаки. (На экране расположены картинки с изображением деревьев). Учитель показывает на них и называют названия деревьев, а также к какой группе их можно отнести. На экране появляются слова “лиственные”, “хвойные”. слайд 11

 III. Первичное закрепление. Продолжение работы по теме. "Давайте поиграем". На листах задания, которые надо выполнить.

1. Если название этой геометрической формы прочитать справа налево, то получится название лиственного дерева.

(учитель демонстрирует куб (бук))

После правильного ответа статья о буке с иллюстрацией помещается в стенгазету.

2. В Тамбовской губернии это дерево наряжали лентами и бусами, одевали в платья, приделывли косу. Когда это дерево полностью одевали, девочка подлезала к нему под юбку, брала за ствол и двигалась впереди хоровода, создавалось впечатление, что дерево пляшет само. Что это за дерево?

берёза. Статья о берёзе помещается в стенгазету.

Игра «Угадай, какое слово пропущено?»
Детям нужно подобрать подходящие по смыслу имена существительные, сочетающиеся с именами прилагательными березовый, березовая.
Березовый … (гриб, сок, веник, лист, пень…)
Березовая… (листва, роща, кора, аллея, береста…)

 3. В том лесу, не в огороде,
  Только осень на подходе,
Новый у нее наряд,
Бусы красные висят.

Дрозд, снегирь, другая птица,
Могут ею угоститься,
Как усилится мороз,
Возрастёт на пищу спрос.

Ответ: Рябина. Статья о рябине помещается в стенгазету

4. Какое дерево на Руси считалось самым надежным материалом для строительства домов?

(сосна) Текст о сосне помещаетс в газету

Игра "я знаю пять названий деревьев..."

Девочкам и мальчикам предлагается поработать в группе. Каждая команда вытягивает жребий "лиственные деревья", "хвойные деревья", совещаются, выбирают водящего. Водящий называет пять деревьев нужного вида, отбивая ритм мячиком.

(ель, сосна, туя, пихта, лиственница, кедр, тис, можжевельник, кипарис, криптомерия)

(береза, тополь, каштан, липа, осина, ива, ольха, дуб, ясень)

5.  Из какого дерева делают спички?

(Из осины.) Статья об осине помещается в газету

IV Физминутка

Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветер тише, тише,
Деревце все выше, выше.

 "Давайте поиграем" (продолжение)

6. Вроде сосен, вроде елок,
   А зимою без иголок.

Ответ: Лиственница. Статья о лиственнице помещается в газету.

7.  Это дерево – желанный гость всех парков и улиц городов. Его резные листья так красивы в осенний листопад! У него крепкая древесина, ее широко применяют в токарном и столярном деле, в машиностроении, а также изготовляют музыкальные инструменты. В городах это дерево энергично усваивает из воздуха различные вредные вещества.Листья осенью у него краснеют.

Ответ: клен. Статью о клёне помещают в газету.

8.   Не загадка это даже, 
      Сразу назовем, 
      Если только кто-то скажет - 
      Желуди на нем!
    Ответ (Дуб)

V. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Игра: "Собери свой листочек".

Дети делятся на три команды . Из кучки листьев каждый ученик выбирает свой листочек, согласно условию игры.

1-ая команда - кленовые

2 - ая команда - дубовые

3 -я команда березовые

После того, как вселисточки будут собраны, дети наклеивают их на газету

VI Развитие речи. Слайд 12

Прочитайте пословицы и  приметы о деревьях:

В лесу много рябины — осень будет дождливой, если мало — сухо.

Зимою сосна зеленее кажется.

Если у клена листья распускаются позже, чем у березы, то лето будет засушливое.

 Кабан хоть и сыт, а мимо желудя не пройдет. 
 Много желудей на дубе - к лютой зиме.

В том году мы с вами сажали дерево в аллее первоклассников. Кто помнит, что это было за дерево? Давайте, ребята, и в этом году внесем вклад в озеленение нашей планеты.

Посмотрите , семена какого это дерева (дуба)? Как они называются? (желуди)

Дети с учителем сажают желуди в ящики с землей.

VII Презентация "Необычные деревья" (мультфильм "Деревья")

«Одинокий дуб»
Автор сказки: 
Ирис Ревю

На краю дороги стоял старый, одинокий дуб. Крепко стоял, надёжно. Не страшны ему были ни сильные порывы ветра, ни хлёсткие ливни, ни вьюжные метели. Усталые путники любили отдыхать у большого ствола, звери и птицы лакомиться дарами дуба – желудями, семенами. Если кто-то в лесу заболевал, то принимал отвар из коры дуба, и быстро выздоравливал.

Но вот однажды злая волшебница Молния ударила прямо в сердце дуба, и он затрещал, застонал и раскололся надвое. Звери и птицы в ужасе разбежались, кто куда. И только маленький Бельчонок не испугался, не убежал; он спрятался неподалёку.

Как только Молния удалилась в своё Молниеносное государство, Бельчонок нашёл недалеко от поверженного дуба несколько желудей, закопал их в землю, и только после этого вернулся домой.

Через некоторое время на месте старого дуба выросло несколько молодых, тоненьких дубков. А место это со временем стали называть: «Беличья тайна».

Прочитайте стихотворение. Слайд 13

Итог занятия. Рефлексия. Выставка стенгазеты. Слайд 14

- Что нового вы узнали на занятии?

- А что больше всего понравилось?

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №18 имени И. Я. Илюшина

Занятие по внеурочной деятельности

по курсу «Земля – наш дом»

«Деревья твоего двора»

Учитель начальных классов:

Чуприна Ирина Валерьевна

2015 – 2016 учебный год


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

д ерево е ль берёза

Слайд 7

Значение деревьев для жизни Земли

Слайд 11

лиственные хвойные

Слайд 12

В лесу много рябины — осень будет дождливой, если мало — сухой. Зимою сосна зеленее кажется. Если у клена листья распускаются позже, чем у березы, то лето будет засушливое. Кабан хоть и сыт, а мимо желудя не пройдет. Много желудей на дубе - к лютой зиме.

Слайд 13

У страны есть богатства немалые, Недр земных не учесть чудеса, Но важней очень многих, пожалуй, Для дыханья Земли – леса! В них здоровья и мудрости кладези, В них несказанная краса, В них источник естественной радости, Это – жизни основа — леса!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект «Моё дерево». Бережное отношение и уход за окружающими нас деревьями.

Цель проекта : «Воспитание бережного отношения к деревьям как к живым существам, сопереживание им, понимание  необходимости их охраны, основанной не на лозунгах- призывах, а на собственных наблюдениях...

Проект "Деревья школьного двора" с учащимися первого класса

Проект создан с учащимися певого класса после экскурсий по школьному двору....

Проект "Деревья школьного двора"

Проект для учащихся, воспитанников 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. Цели, задачи, план проведения, участники, анализ....

защита проекта "Деревья школьного двора"

Ход мероприятия-праздника (отчет) о работе по проекту "Деревья школьного двора". Для учащихся, воспитанников 4 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида....

презентация к защите проекта "Деревья школьного двора"

Дополнение к мероприятию - защита проекта (отчет о работе) "Деревья школьного двора". Для учащихся, воспитанников 4 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида....

Деревья нашего двора

Деревья нашего двора. Презентация для 1 класса. Окружающий мир....