"Мир растений"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Цель урока: познакомить  с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений.

Задачи урока:

  1. Сформировать у учащихся представление  о разнообразии растительного мира.

Познакомить с отличительными признаками основных групп растений.

  1. Умение различать группы растений по их существенным признакам.

Образовательные технологии:

  1. Педагогика сотрудничества.
  2. Здоровьесберегающая.
  3. Информационно-коммуникативная.
  4. Проблемно-исследовательская.

Методы обучения на уроке: исследовательский метод; объяснительно-иллюстративный; репродуктивный.

Организационные формы урока: индивидуальная; групповая; фронтальная.

Оснащение урока:

  • учебник, рабочие листы;
  • фотографии  представителей каждой группы растений: водоросли, мхи, папоротник, хвойные и цветковые растения;
  • гербарий;
  • текст о каждой группе растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_rasteniy.docx25.65 КБ
Office presentation icon mir_rasteniy.ppt818 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе с детьми с ОВЗ.

Тема: Мир растений

Цель урока: познакомить  с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений.

Задачи урока:

  1. Сформировать у учащихся представление  о разнообразии растительного мира.

Познакомить с отличительными признаками основных групп растений.

  1. Умение различать группы растений по их существенным признакам.

Образовательные технологии:

  1. Педагогика сотрудничества.
  2. Здоровьесберегающая.
  3. Информационно-коммуникативная.
  4. Проблемно-исследовательская.

Методы обучения на уроке: исследовательский метод; объяснительно-иллюстративный; репродуктивный.

Организационные формы урока: индивидуальная; групповая; фронтальная.

Оснащение урока:

  • учебник, рабочие листы;
  • фотографии  представителей каждой группы растений: водоросли, мхи, папоротник, хвойные и цветковые растения;
  • гербарий;
  • текст о каждой группе растений.

Ход урока

I. Организация класса

Мы отправляемся с вами в удивительное царство – это царство растений. В волшебном царстве, Растительном государстве растительный мир называют ещё флорой. В этом государстве приветствует нас сама богиня Флора, она бережно охраняет своё царство. Флора в римской мифологии - богиня цветов и весны. [Слайд 2]

 (Информационно-коммуникативная) 

II. Изучение нового материала

1. Актуализация знаний

Каких представителей этого царства вы видите? (Шиповник, сосна, тополь, смородина, одуванчик, папоротник) [Слайд 3]

К какой группе растений их можно отнести? [Слайд 4]

Учащиеся называют соответствующие группы растений и в результате рядом с фотографией появляются названия групп.

Царство растений пришли вы познать,

Их тайны и загадки придётся отгадать.

Вы многое уже знаете  о   растениях и, наверное, сможете определить, где верное высказывание  о растениях, а где нет?

Учащиеся высказывают свои предположения. Возникает спор. Учитель подчёркивает разногласия, усиливает противоречия.

Какие утверждения верны, а какие нет?

Опять нет единого мнения, что же нам делать, чтобы узнать, где ошибка?  (Изучить эти группы растений.)  (Проблемно-исследовательская) 
[Слайд 5,6,7,8,9]

2. Постановка учебной задачи

Найти существенные отличительные признаки каждой группы растений. Значит, какому вопросу мы посвятим наше исследование?

Где  правда, а где вымысел, легенда, ложь.
Без науки о растениях не поймёшь.

Какая наука изучает растения? (Ботаника)

Сегодня в Царстве растений вы будете в роли ботаников. (Педагогика сотрудничества)

1-я группа будет изучать водоросли, 2-я – мхи, 3-я – папоротники, 4- я – хвойные растения, 5-я – цветущие деревья, кустарники, травы.

3. Планирование работы

На столах у вас лежат фотографии, гербарий представителей растений этой группы, учебники, текст о данной группе растений и таблица, которую надо заполнить. Как настоящие учёные, составим план работы. Что нам нужно сделать, чтобы найти ответ на вопрос?

План

  1. Прочитать текст
  2. Рассмотреть гербарий, фотографии
  3. Заполнить таблицу, отметив какие части (органы) имеют растения - представители этой группы.

4. Обмен информацией

Эта таблица представляет собой объединение всех таблиц, которые группы заполняли в своих рабочих листах. Таким образом, после отчёта групп на доске появляется таблица, где отмечено, имеет растение  орган или не имеет.

[Слайд 10]

Одновременно с представлением работ дети переносят данные о существенных признаках группы растений в единую таблицу.

Физкультминутка (Здоровьесберегающая)

Игра  «Деревья,  кустарники, травы»  (при  назывании  дерева дети вытягивают руки вверх, встают на  цыпочки, чтобы  показать, какие  деревья  высокие, кустарник – руки разводятся  в стороны ( кусты  широкие), травы – присаживаются  на  корточки (травы низкие)

Колокольчик,  облепиха,  осина,  тополь,  малина, тимофеевка, кедр, астра, подосиновик,  липа,  дуб, огурец,  смородина,  подснежник,, берёза.

5. Составление схемы

Внимательно посмотрите на таблицу. Как много групп растений мы с вами выделили!

Каждая обладает определёнными признаками. А можем ли мы объединить какие-то группы по признаку сходства?

Как  представить это в виде схемы? Какие группы растений мы отнесём к нецветковым?

[Слайд 11]

III. Обобщение по теме

Какие  группы растений могут встречаться в Царстве растений?

[Слайд 12]

Цветковые имеют корень, стебель, лист, цветок, плоды с семенами. Нецветковые не имеют цветов. К ним относятся водоросли, папоротники, мхи, хвойные. Водоросли не имеют корня, стебля, листьев, размножаются путём деления или спорами. Мхи имеют корень, стебель, лист, размножаются спорами. Хвойные растения имеют корень, стебель, видоизменённый лист - хвою, не цветут.

IV. Подведение итогов. Рефлексия

А, теперь поработав, как настоящие ботаники, обладая научными знаниями об отличительных признаках растений, сможем ли мы разрешить наш спор?

[Слайд 13]

Дети возвращаются к высказываниям о растениях и определяют ложные утверждения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мир растений. Учитель начальных классов МОУ «СОШ №62» Севастьянова В.Т.

Слайд 2

План урока Определение темы урока Постановка целей урока Работа в группах (изучение свойств групп растений) Закрепление новых знаний Подведение итогов

Слайд 3

Царство растений На какие группы можно разделить растения? травы кустарники деревья 1 2 3 4 5 6

Слайд 4

Разнообразие растений. мхи водоросли папоротники цветковые хвойные

Слайд 5

Цветет папоротник огненным цветком, распускаться в глухую ночь накануне дня Ивана Купала(7 июля) под удары грома и раскаты молний. Папоротник

Слайд 6

Как прекрасен в период цветения мох- кукушкин лён. На тонких стебельках склонили свои головки нежные цветы. Мох

Слайд 7

Водоросли В морях Южного полушария встречается самая крупная в мире водоросль- грушеносный макроцистис, что означает «крупноклеточный». Он обладает грушевидными плодами, которые, конечно же ,несъедобны.

Слайд 8

Хвойные Лиственница- хвойное растение. Весной её веточки покрываются ярко- зелеными хвоинками. А между ними появляются не цветы, а розоватые шишечки.

Слайд 9

Цветковые Из леса мы вышли к заболоченному водоему. Из воды на нас глядели желтые глазки- цветочки кувшинок. Как красивы эти водные травы!

Слайд 10

Заполни таблицу СТЕБЛИ ЛИСТЬЯ ЦВЕТЫ КОРНИ ПЛОДЫ И СЕМЕНА цветковые водоросли мхи папоротники хвойные

Слайд 11

Растения нецветковые цветковые - водоросли - цветущие травы - мхи - кустарники - папоротники - деревья - хвойные растения

Слайд 12

СТЕБЛИ ЛИСТЬЯ ЦВЕТЫ КОРНИ ПЛОДЫ И СЕМЕНА цветковые + + + + + водоросли + + + мхи + + папоротники + + хвойные + + хвоинки + + шишки

Слайд 13

Цветет папоротник огненным цветком, распускаться в глухую ночь накануне дня Ивана Купала(7 июля) под удары грома и раскаты молний . Как прекрасен в период цветения мох- кукушкин лён. На тонких стебельках склонили свои головки нежные цветы. В морях Южного полушария встречается самая крупная в мире водоросль- грушеносный макроцистис, что означает «крупноклеточный». Он обладает грушевидными плодами, которые, конечно же ,несъедобны. Лиственница- хвойное растение. Весной её веточки покрываются ярко- зелеными хвоинками. А между ними появляются не цветы, а розоватые шишечки. Из леса мы вышли к заболоченному водоему. Из воды на нас глядели желтые глазки- цветочки кувшинок. Как красивы эти водные травы!

Слайд 14

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира во 2 классе" Культурные и дикорастущие растения. Для чего человек выращивает культурные растения?"

Урок по УМК "Перспективная начальная школа" по теме:"Культурные и дикорастущие растения. Для чего человек выращивает культурные растения?"...

Урок окружающего мира " Деревья, растения, травы. Части растений"

Урок окружающего мира  1 классТемаДеревья, растения, травы. Части растений.Цель: формировать правильное научное понятие «растение»; уточнить понятия «дерево», «кустарник», «травянистое растение»,...

«Разнообразие растений.Дыхание и питание растений»

Тема: Разнообразие растений. Питание и дыхание растений.Цели урока: познакомить детей с новой классификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений; связь солнца, растений, людей.Вос...

Тема: Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения

Методическая разработка урока по  окружающему миру. Тема урока: Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения. Нетрадиционная форма6 Урок в зимнем саду. Тип урока: комбинированный....

План - конспект урока Разработка урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"

План - конспект урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) по теме "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"...

План конспект урока по теме "Размножение и развитие растений". Пр.р. «Рассмотрение плодов и семян растений», «Развитие растения из семени».3 класс

Представлен план конспект урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие растений". Пр.р. «Рассмотрение плодов и семян растений», «Развитие растения из семени» 3 класс...

Конспект урока «Растения – производители. Органы цветкового растения. Многообразие растений». 3 класс

Конспект  урока по  предмету «Окружающий мир». На тему: «Растения – производители. Органы цветкового растения. Многообразие растений.» Проведенного в 3 классе....