Классный час в начальной школе "Экологическая путешествие"
методическая разработка по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Смышляева Елена Владиславовна

Классный час по экологии в начальной школе 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час в начальной школе

"Экологическая путешествие"

                                                         подготовила: Смышляева Е.В.

Современное значение понятия экология имеет более широкое значение, чем в первые десятилетия развития этой науки. В настоящее время чаще всего под экологическими вопросами ошибочно понимаются, прежде всего, вопросы охраны окружающей среды.

  1. Вступление. Что такое экология.

Учитель.  Мы с вами отправляемся в путешествие на поезде по стране Экология. Давайте узнаем, что такое экология.

Экология — наука о местообитании, проживании. Она изучает взаимоотношения растений, животных и человека. В последнее время экология занимается сохранением растений, животных, то есть сохранением жизни на Земле. Она учит нас бережно относиться к окружающему миру.

Посмотрите на доску. В этих красивых вагончиках мы с вами будем путешествовать » (Слайд)

По мнению Эрнста Геккеля  экология - это наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы.

Дорогие друзья, сегодня мы с вами отправимся в путешествие.

В пути вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу, а не винить за неудачи и ошибки.

Действуйте дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача. Как вы думаете, сможем ли мы преодолеть такой большой путь? Посмотрите на карту, вот какие станции встретятся нам на пути. Сможем ли мы исследовать новые просторы и вспомнить то, что уже знаем о природе нашей огромной страны?

Я думаю, что у вас всё получится, а я буду идти с вами рядом по этому нелёгкому пути. Итак, начнём.

Надо разделиться на две команды. Подготовьте название команды (эмблему, девиз).

представление команд

- Всё ли готово? Можем ли отправляться в путешествие?  (Нет.) Почему? (Вагоны есть, но нет тепловоза, который тянет
вагоны.)        

- Какие вы наблюдательные! К какой стороне мы должны прицепить паровоз, если нумерация идёт с первого вагона?

— Где поезд делает остановки? (На станциях.)   

— Прочитайте, по какому маршруту мы будем ехать, на каких станциях будем останавливаться и о чём говорят нам названия этих станций? (Природная — о природе. Солнечная — о солнце, Воздушная

— о воздухе, Родниковая — о воде, Сказочная — о сказках, Закаляйся — о закаливании, Бережливая - о бережливости.)

— А как он подает сигнал? (Дети показывают, как подаётся сигнал, произносят «Ту-ту, ту-у-у!».)

— Поехали!

П. Станция «Природная». (Слайд  )

Учитель. Мы прибыли на станцию «Природная».

— Что такое природа? (Природа - это всё то, что нас окружает, но не сделано руками человека.)

Проведём игру «Природа - не природа».

 Я называю слова, а вы говорите, природа это или нет: ромашка, телевизор, трава, ветер, школа, стол, река, рыба, самолет, ящерица, море, кирпич и т. д.

— Какая бывает природа? (Живая и неживая.)  

—Что такое живая природа? (Это то, что растёт, дышит и
производит себе подобных.)        

— Что такое неживая природа? (Неживая природа не растёт, не дышит, не производит себе подобных.)

- А сейчас вы будете отвечать на мои вопросы. Команды готовы? Начинаем!

1. Как называют животный мир? (фауна)

2. А растительный мир? (флора)

3. Коллекция засушенных растений – это … (гербарий)

4. Кто был серый, а стал белый? (заяц)

5. Самая быстроногая птица? (страус)

6. Какое хвойное дерево сбрасывает листву на зиму? (лиственница)

7. Какая птица выводит птенцов в лютый мороз? (клест)

8. Чем питаются журавли и цапли? (лягушками)

9. Сколько ног у жука? (шесть)

10. Что ест зимой еж? (он в спячке)

11. Какая птица быстрее всех летает? (стриж)

12. Какой ядовитый гриб служит лекарством для животных? (мухомор)

Слайд

— Посмотрите на плакат «Живая и неживая природа». Назовите картинки неживой природы. (Солнце, небо, облака, вода, камень, ветер.)

- Назовите картинки живой природы. (Птица, сосна, бабочка, цветок, собака, голубь.)

Слайд

- Игра «Найди лишнее слово».

1. Глухарь, рябчик, перепёлка.

2. Камбала, карась, щука.

3. Сирень, жасмин, рябина.

4. Дыня, арбуз, кабачки.

5. Рожь, овсюг, просо.

6. Корень, букет, листья.

7. Трава, земля, воздух.

8. Дрозд, воробей, соловей.

9. Бегемот, морж, тюлень.

10. Венера, Земля, луна.

11. Креветка, чайка, медуза.

12. Кузнечик, шмель, полевка.

Хорошо справились с заданием на этой остановке, едем дальше.

  1. Станция «Солнечная». Слайд

Учитель: Поезд подходит к станции. Читаем её название. (Солнечная.)

Ребята, а что такое солнце? (Солнце - это ближайшая к Земле звезда.)

А как вы думаете, солнце больше или меньше Земли по размеру? (Солнце во много раз больше Земли.)

- Какую форму имеет солнце? (Форму шара.)

- Сможем ли мы жить без солнца? Послушайте сказку К. Чуковского «Краденое солнце». (Читает, просмотр презентации)

Почему все звери заплакали, заревели? (Без солнца мы жить не сможем, потому что оно даёт нам свет, тепло.)

А если представить, что у солнышка есть лицо, то какое оно будет?(ответы)   Задание: Выполните рисунок  "Солнышко"

Учащиеся  выполняют задание под музыку "Солнышко смеётся,                                   ярко светит детям!"                                                                                    

 Слайд  

Учитель: А теперь вместе с песенкой «Пусть всегда будет солнце» мы едем дальше.

Слайд

V. Станция «Воздушная».

Учитель. Оболочка вокруг Земли, состоящая из смеси газов, водяных паров и пыли, называется атмосферойПо сравнению с величиной Земли она очень тонка. Представим себе, что наша планета - это глобус, и если на этот глобус натянуть воздушный шарик, то атмосфера - это тонкие стеночки резинового шарика. И если чуть ущипнуть шарик, то он прорвётся. Вот так же легко мы и губим атмосферу. Вы, наверное, слышали про озоновые дыры?

Значение атмосферы, такой тонкой и хрупкой, очень велико. Оно состоит в следующем: обеспечивает нас воздухом, необходимым для жизнедеятельности растений, животных и людей; защищает Землю и всё живое на ней от избытка солнечной радиации; регулирует температуру и распределяет влажность по поверхности Земли.

Загрязняя атмосферу дымом, гарью и ядовитыми отходами промышленных предприятий, мы рискуем погубить этот тончайший слой, защищающий и поддерживающий жизнь на Земле.

— Каким газом мы дышим? (Кислородом.)

Посмотрите на схему «Воздух».

— Откуда мы получаем кислород? (Кислородом нас снабжают растения.) Не надо рвать цветы, надо беречь леса от вырубки и пожаров, а если вырубили, то надо восстанавливать лес. Надо озеленять города, где много транспортных средств и работают фабрики и заводы.  

слайд

На этой станции мы проведём  игру  «Дополни ряд слов»:

             1. Бегония, герань, хлорофитум, …

          2. Можжевельник, кедр, сосна, …

3. Гнездо, нора, берлога, …

               4. Макака, шимпанзе, орангутанг, …

   5. Рожь, пшеница, просо, …

6. Тигр, лев, леопард, …

    7. Ворона, сорока, галка, …

       8. Позёмка, метель, пурга, …

слайд

IV. Станция «Родниковая».

Учитель: Ребята, закройте глаза и сидите тихо. Подумайте, на какую станцию мы с вами приехали - звук природы - журчание воды-(Родниковая.)

Посмотрите на модель Земли - глобус. Какого цвета на нём больше? (Голубого.) Голубым цветом на глобусе изображена вода.

Много у нас воды? (Много.) Раз воды много, можно её не беречь? (Нет, воду надо беречь всегда.)

Да, воды-то много. Но не всю воду могут употреблять человек, животные, растения для своей жизни. Для живых существ пригодна только пресная вода, а остальная вода, в океанах, морях, солёная. Пресной же воды очень мало, всего                 3 процента от общего водного пространства.

слайд

Посмотрите на схему. Видите, какая это маленькая часть. Ею нужно дорожить, пресную воду необходимо экономно расходовать.

Вода — очень интересное вещество. Она одна-единственная бывает в трёх состояниях: твёрдом, жидком, газообразном.

Пары воды - это газообразное её состояние. При какой температуре вода кипит и превращается в пар? (При ста градусах.)

При какой температуре вода начинает замерзать? (При ноле градусов.)

При какой температуре лёд начинает таять? (При плюс одном градусе.)

Кто же губит воду? (Человек.)

 слайд №

Необходимый источник жизни - воду — загрязняет и губит человек. Каждый день в реки, озера и моря устремляются потоки сточных вод, мутных и ядовитых. То и дело мы узнаем о новых, губящих морскую живность нефтяных катастрофах и не менее ужасных последствиях кислотных дождей. Промышленные предприятия буквально прячут «концы в воду», ежедневно сбрасывая туда тонны ядовитых веществ. Страшно, что один из самых драгоценных ресурсов планеты — вода - может быть отравлен окончательно.

А ведь как приятно в жаркий день утолить жажду глотком холодной родниковой воды!  Помните: воду надо беречь. Понравилось вам на этой станции?                                                                                                                                                Следуем дальше с песней «Весёлый ветер».

Поехали дальше. А пока едем, отгадайте загадки

Загадки

  1. Золотое яблочко по небу катается,

С утра улыбается, а улыбки-лучи

Очень горячи. (Солнце.)

  1. Кто всю ночь по крыше бьет

Да постукивает,

И бормочет, и поет, убаюкивает? (Дождь.)

  1. Без рук, без ног по полю рыщет

Поет да свищет, деревья ломает,

К земле приклоняет. (Ветер.) 

Ребята, я знаю, что вы все очень любите ягоды. С удовольствием их едите и в сыром виде и в виде варенья, желе, компотов, мармелада.

слайд

Задание: перечислите ягоды, которые вы видите на плакате (земляника, малина, ежевика, клубника, брусника, морошка, черника, голубика, костяника, клюква, княженика, крыжовник, смородина, ирга, черноплодная рябина и т.д.)

Давайте вспомним ядовитые ягоды. (ответы) Запомните их, они опасны!

слайд

VI. Станция «Сказочная».

Учитель: Послушайте сказку «Кто важнее и нужнее?».

Встретились как-то в чистом поле три товарища: Солнце, Воздух и Вода. Заспорили, кто из них важнее и нужнее. Ясно Солнышко сказало:

— Я самое главное и нужное людям. Я им свет даю и теплом согреваю. Свежий Воздух возразил:

— Нет, я самый главный. Если меня не будет, то люди и животные задохнутся.

Холодная Вода заклокотала:

— Позвольте не согласиться, я самая главная, потому что без меня человек и животные погибнут от жажды, а растения засохнут от жары.

Долго они спорили, чуть не подрались. Но тут прилетел Быстрый Ветер и помирил их:

— Зря вы спор завели. Жить вам придётся всем вместе и дружно, потому что людям, животным и растениям одинаково нужны и свет, и тепло, и воздух, и вода, так как всё взаимосвязано.

С тех пор так и живут в мире и дружбе Солнце, Воздух и Вода.

— Ребята, кто главные герои сказки? (Солнце, Воздух, Вода и Ветер.)

— Кто завёл спор? (Солнце, Воздух и Вода.)

— О чем он заспорили? (Кто из них важнее и нужнее.)

— Кто разрешил их спор? (Ветер.)

— Что он им сказал? (Ветер сказал, что все они главные.)

— Почему же они все главные? (Потому что они все необходимы живым существам.)

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер, тише, тише, тише.

Деревцо все ниже, ниже.

   слайд

VII. Станции  «Закаляйся».

Существует 3 вида закаливания:

• пребывание па солнце - это воздушные и солнечные ванны, умеренный здоровый загар;

• пребывание на воздухе - прогулки на свежем воздухе в любое время года и погоду;

• водные процедуры - обтирание мокрым полотенцем, держание стоп ног в тазу с водой различной температуры - от теплой до холодной, обливание водой, душ, купание, моржевание.

При закаливании нужно обязательно соблюдать принципы закаливания: систематичность, постепенность, разнообразие.

 

   слайд

VIII. Станция «Бережливая».

Учитель:  Наше путешествие подходит к концу. Посмотрите из окон вагонов. Что вы видите? (Дети, воображая, рассказывают, что они видят за окном.)

- Последняя станция «Бережливая». О чём она нам напоминает? (Мы должны беречь и охранять природу.)

Всё ли в порядке на нашей Земле? Кто виноват в этих нарушениях? К сожалению, сами люди. Не все и не всегда берегут Землю. И разных нарушений очень много. Посмотрите на картинки. Как человек губит природу?

Слайд

Экологи придумали прекрасный праздник - День Земли. Люди всех стран отмечают его каждый год, 22 апреля. В этот день люди вспоминают, что они живут в одном, общем для всех доме. И каждый думает: «Как я прожил этот год? Сделал ли я что-то хорошее для Земли? Не сделал ли я чего-нибудь плохого?» Давайте и мы об этом подумаем и расскажем.

- Предлагаю изготовить эмблему нашего путешествия - это будет итогом нашей работы сегодня.

Учитель. Получите шаблоны для аппликации : Земля, человек, крона дуба, бабочки, Солнце.

   Слайд

 Давайте выполним аппликацию "Эмблема «Берегите природу!».

Что у нас главное? (Земля.)

Кто является хозяином Земли? (Человек.)

Что должен охранять и беречь человек? (Природу.)

        выполнение  аппликации  под музыку

Учитель: Вот такая эмблема у нас получилась. Закончилось  и наше  экологическое путешествие. Не забывайте об  экологических проблемах, которые мы сегодня обсудили, будьте внимательными, любознательными и бережливыми людими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 1 классе "Путешествие в Страну здоровья»

Классный час учит  детей бережно относиться к своему здоровью....

Конспект классного часа в 1 классе: "Путешествие в страну Знаний".

Конспект классного часа в 1 классе: "Путешествие в страну Знаний".Цель:настроить детей на радость от общения друг с другом в стенах школьного класса, на радость от совместной деятельности.)...

Классный час. 1 класс. Тема : «Путешествие в страну Знаний.»

Цели и задачи :Активизировать  познавательную  деятельностьВоспитывать  толерантность, уважительное  отношение друг к другу, умение общаться в коллективе....

Классный час для учащихся начальных классов "Путешествие по лесной тропе"

Классный час для учащихся начальных классов "Путешествие по лесной тропе"Занятие посвященное Году экологии.Цели и задачи:• формирование представлений и элементарных знаний об эколо...

Конспект классного часа для начальной школы «Путешествие в страну Здоровья»

Цели: формирование навыков здорового образа жизни; расширение кругозора учащихся.Оборудование: воздушные шарики, внутри которых записки «Советы воды», кусок мыла, музыка, картинки жив...

Презентация к классному часу для начальных классов "Новый год шагает по планете" Презентация в виде игры-путешествия поможет узнать, как встречают Новый год в разных странах мира.

Цель:Познакомить с основными традициями встречи Нового года в разных странах мира.Задачи:1.Познакомить с основными атрибутами и символами Нового года .2.Воспитывать уважение и любовь к нацио...

Конспект классного часа для начальной школы «Путешествие в страну Здоровья»

Конспект для внеклассного мероприятия для 1 класса...