Конспект урока:" Вода и её свойства."
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Киушкина Евгения Васильевна

Конспект урока:" Вода и её свойства." 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Вода и её свойства.

Предмет: Окружающий мир, УМК «Школа России» Плешаков

Тип урока: урок – исследование объекта и понятия, открытие новых знаний.

Основной метод обучения: исследование – целенаправленное наблюдение за объектом (водой)

Цели урока:

Образовательные:

- создать условия для формирования понятия «свойства воды»

- создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

- создать условия для формирования у детей представления о том, что чистая вода необходима для жизни, через исследование её свойств;

-дать представления о применении воды в жизни человека

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения дополнительного материала, создание проблемой ситуаций;

- развивать мышление, воображение, восприятие, речь.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к окружающему миру;

- воспитывать желание учиться и делать открытия;

-воспитывать умение слушать других.

В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.

Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение);

- извлечение необходимой информации из увиденного;

- осознание и самостоятельное построение речевого высказывания;

- выдвижение предположений и их обоснование;

- самостоятельное выдвижение способов решения проблемы.

Коммуникативные УУД:

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- умение работать в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

- использование последовательных действий, контроль выполненной работы;

- осознание уровня и качества усвоенного.

Ожидаемые предметные результаты

Учащиеся научатся:

определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды,

- знать значение воды для живого, свойства воды, необходимость бережного использования воды;

- уметь анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый объект - воду, называя ее существенные признаки;

- экспериментировать, выполнять простые опыты по определению свойств воды.

Оборудование:  конспект, презентация, проектор, компьютерная программа, интерактивная доска, глобус; раздаточный материал: инструкционные карты,  кружки-частицы; оборудование для опытов: «листы исследований», стаканы с водой, ложки, полоски белой бумаги, соль, сахар, различные ёмкости, капельки для эмоционального отклика.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Сегодня у нас на уроке присутствуют гости мои коллеги. Поприветствуйте их. Улыбнитесь. Настройтесь на работу. Тихо сядьте на свое место.

- Уважаемые коллеги, друзья. Мы рады видеть вас у нас в гостях, надеемся, что вам понравится и вы не пожалеете о потраченном времени.

2. Чтобы узнать тему урока, я предлагаю отгадать загадку:

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы дождик лился с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без …

Вы догадались верно. Будем говорить о воде.

Тема нашего урока: Вода. Знакомая – незнакомка. (Слайд 1)

Как бы вы объяснили название темы?

Что вы знаете о воде?

Почему же воду так назвали?

Над этим вопросом вы думали на уроке русского языка и многие из вас сочинили очень похожие сказки. Сложилась коллективная версия, с которой мы сейчас ознакомимся.

Ученик зачитывает сказку: «Почему воду так назвали?»

Мы придумали так:

Давным-давно, в незапамятные времена, особый вид обезьян медленно превращался в человека. Отличался человек от обезьяны тем, что начал говорить. Пришло время каждому предмету, растению, животному, то есть всему вокруг, давать своё имя. И вот однажды два первобытных человека отправились на охоту. Они забрели далеко от знакомых мест. День был жаркий, людей мучила жажда. Наконец, охотники набрели на ручей. Один попробовал жидкость из ручья и сказал: «Во!» (Что означало «отлично».) Другой попробовал и согласился:

«Да-а-а!» Так и стали они жидкость в ручье называть словом «вода».

Что хотели бы узнать о воде?

Выслушиваются ответы детей.

3. Проблемная ситуация.

В одной из русских народных сказок, героине дают задание  «принести воды в решете». Как вы думаете, она справилась или нет?

4. Сегодня на уроке вам предстоит стать исследователями воды, провести опыты, узнать о свойствах воды и получить ответы на некоторые свои вопросы.

Изучать свойства вы будете в своих лабораториях.

5. Ассоциативный ряд.

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы произносите слово»вода»?

Подумайте и назовите их. (Ручей, море, река, озеро, снег, град, иней, родник).

Один поэт сказал:

Безбрежная ширь океана (слайд 3)

И тихая заводь пруда.(слайд 4)

Струя водопада и брызги фонтана ( слайд 5 и 6)

И все это – только Вода!

6. Презентация

В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о ней.

 ( слайд 7)    Посмотрим на глобус. Если быстро вращать глобус, то он покажется одноцветным – голубым. А все потому, что этой краски на нем больше, чем зеленой, коричневой, белой. Голубым цветом изображены океаны, моря, реки, озера нашей планеты.

Вода занимает 3/4 площади нашей планеты. И наверное правильнее было назвать планета Вода.

Вода краса всей природы. Эту красоту мы видим повсюду и в тихой заводи рек. Реки придают особую красоту местности, по которой они протекают.

 (слайд 8)    Ни в одной стране мира нет такого количества рек, как у нас.

- Какие реки вы можете назвать?

Кто может их показать? (работа с картой)

Назовите реки нашей Республики.

Кто хочет рассказать от них?

   ( слайд 9)   Красоту воды мы видим в глубине озер. Озера называют голубыми глазами Земли.

  (слайд 10)    Гордостью нашей огромной страны является Байкал.

Что вы знаете об этом озере?

  (слайд 11)    Красоту воды мы видим в морях.

Назовите и покажите известные вам моря. ( работа с картой)

 (слайд 12)    Океаны, покрывающие почти всю нашу планету, всю нашу Землю, на которой миллионы лет зародилась жизнь – это вода.

 ( слайд 13) Покажите океаны и расскажите о них.

Знаете ли вы, где еще на Земле встречается вода?

Отгадайте загадки:

Пушистая вата плывет куда–то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе.(Облака). (слайд 14)

Нахмурится, насупится.

В слезы ударится

Ничего не останется.(Тучи).

Вода по воде плавает (лед, айсберг). ( слайд15)

Скатерть бела весь мир одела (снег). ( слайд 16)

Что за звездочки резные

на пальто и на платке

Все сквозные, вырезные

А возьмешь – вода в руке.(Снежинки).( слайд17)

Утром падаю всегда

не дождинка не звезда –

И сверкаю в лопухах

на опушке и в лугах.(Роса).(слайд 18)

Шумит он в поле и в саду

А в дом не попадет

Но никуда я не пойду

Покуда он идет.(Дождь).(слайд 19)

Что видно, когда ничего не видно? (Туман).(слайд 20)

Не колючий, светло–синий

По кустам развешен ….( Слайд 21 и 22)

В кружево просто одеты

Деревья, кусты, провода

И кажется сказкою это,

А в сущности только Вода.

7. О воде много сложено пословиц.(слайд 23)

Какие вы можете назвать?

Прочтите пословицы, подобранные мной:

-Была бы водица, а зелень народиться.

-Умный человек, как родник.

-Хлеб, да вода богатырская еда.

- Как бы вы объяснили последнюю пословицу?

8.Работа воды (слайд 24)

Вода нужна не только человеку, но и животным, и растениям. Вода не только «поит», она еще и кормит – по морям и океанам плывут тысячи рыболовецких судов. Вода «добывает» электрический ток, вода моет всех людей, города, машины. А еще вода – самая удобная дорога. По ней плывут суда, везут грузы, пассажиров. Без воды не приготовить пищи, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину. ни конфеты, ни лекарства. Вот она какая – вода!

Но все это стало доступно человеку только после того, как он изучил свойства воды.

Одно из свойств вы хорошо знаете. Послушайте стихотворение Н. Рыжова. В нем раскрывается это свойство.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

и в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

не наесться, не напиться!

смею вам я доложить

без нее нам не прожить!

( слайд 25)  О каких состояниях воды говорится в стихотворении?

Как же воду принести в решете?

Какое свойство воды использовала героиня сказки?

9. Физминутка.

Очень всем нужна вода

Делай раз и делай два

Звери из ручья попили

Влево вправо поклонились

вместе на носочки встали

Тучку лапками достали

Дождик вдруг полил с утра

За работу нам пора.

10. Какие же еще есть удивительные свойства воды? (слайд 26)

Имеет ли вода цвет? Запах?

Прозрачна ли она? Есть ли вкус?

Имеет ли она форму?

Почему реки текут?

Почему суп соленый, а чай сладкий?

На эти вопросы вы ответите в своих лабораториях.

    В каждой лаборатории своё задание. Но прежде чем приступить к работе повтори правила техники безопасности. Находясь в лаборатории, будьте осторожны с оборудованием. Посуду берите осторожно, иначе можно разбить стекло и пораниться. После проведенного исследования подготовьте вывод

Обсудите в своих лабораториях результаты исследований и сделайте выводы.

Откройте тетради на печатной основе страница 21, зад. 21.

Все ответы будем фиксировать в таблице.

В вертикальной графе указаны состояния воды.

В каком состоянии у нас вода? Выбираем жидкое.

Имеет ли вода цвет и запах (гр 1).

Отвечает лаборатория 1. Ваши выводы

Имеет ли вода вкус и прозрачна ли она? (гр 2).

Отвечает лаборатория 2. Ваши выводы.

Имеет ли вода форму? (гр 3).

Ответы лаборатории 3. Выводы.

Что означает свойство Текучесть? (гр 4).

Отвечает лаборатория 4. Выводы.

Под таблицей напишите растворимость (гр 5).

Ваши выводы.

11. Закрепление. (слайд 27)

Из предложенных свойств, выберите только те, которыми вода обладает:

Вода имеет запах;

Вода голубого цвета;

Вода растворяет некоторые вещества;

Вода обладает способностью течь;

У воды нет вкуса;

Вода имеет форму.

12. Домашнее задание.

Подобрать пословицы, загадки, стихи о воде.

Учебник стр. прочитать об удивительном свойстве воды. Стр. 98-99.

Провести опыт: Налить в бутылку воды и вынести ее на мороз.

13. Итог урока.

Что вы дома можете рассказать о воде и ее свойствах?

14. Оценивание.

15. В заключении хочу напомнить.

Человек, запомни навсегда

Символ жизни на земле Вода!

Экономь её и береги

Мы ведь на планете

Не одни!

Спасибо за помощь на уроке.(слайд 28)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Вода. Свойства воды.

Предметный урок, основаный на исследовательской деятельности учащихся....

Конспект урока Вода и её свойства

Урок по окружающему миру 3 класс УМК Перспектива. Предусмотрена работа  с современными компьютерными технологиями...

Конспект урока «Вода в природе. Круговорот воды в природе».

Конспект разработан в сооответствии с требованиями ФГОС...

Конспект урока «ВОДА ВАЖНА, ВОДА НУЖНА!!!»

Цели: познакомить учащихся  с негативными последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе; воспитывать экологическое мировоззр...

Конспект урока "Вода и её свойства"

Тема: Вода и её свойства.Цель: 1. Познакомить со значением воды в жизни человека,           животных, её свойствами....

Конспект урока "Вода и её свойства"

Конспект урока по окружающему миру в 3 классеТема: «Вода и ее свойства»Задачи:1.     Познакомить с водой, как веществом2.     Провести опыты для опр...

Тема урока: Вода. Практическая работа «Исследование свойств воды».

Практическая работа на уроке окружающего мира в 3 классе по УМК "Перспектива"...