"РУССКАЯ БЕРЁЗКА" (экологический праздник для обучающихся 1-5 классов)
классный час по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Смышляева Елена Владиславовна

экологический праздник  для обучающихся 1-5 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

"РУССКАЯ  БЕРЁЗКА"

(экологический праздник с показом презентации                                                      для обучающихся 1-5 классов)

                                                                 составитель: Смышляева Е.В.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, экран, музыкальный центр, лист ватмана формата А-4, краски, кисти, берёзовые листочки, вырезанные из цветной бумаги, 2 конверта со строками из стихотворения " Берёза"                         С. Есенина

                                      ХОД  ПРАЗДНИКА:

Ведущий: 
Русь моя! Люблю твои берёзы!
С первых лет я с ними жил и рос,
Потому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз.
(нескольким желающим предлагается нарисовать на листе ватмана ветку берёзы, но без листьев)
Ведущий:
С чего начинается Родина?
Наверное, с белых берёз,
С их царства сквозного молочного
И с пухлых ребяческих грёз.
Ученик 1:
Берёза - любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её на Руси всегда сравнивали с нежной и красивой девушкой, ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники.
Ученик 2: 
Берёза - один из главных образов народного творчества. В народных песнях, сказках, преданиях это символ весны и родины. Любимое дерево наделялось самыми ласкательными эпитетами. 
- давайте сами предложим эпитеты для описания берёзы ( стройная, кудрявая, тонкая, белая, душистая, весёлая, девушка в зелёной косынке).
Берёза - всегда положительная героиня: то хранительница кладов, то заколдованная красавица, то мудрая крестьянская дочь, побеждающая в поединке со злыми силами.
Ученик 3:
Нет числа поговоркам, пословицам, загадкам связанным с берёзой.
тесно связаны с берёзой и народные приметы:
- из берёзы течёт много сока - к дождливому лету.
- Коли берёза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое и наоборот.
- Когда берёза станет распускаться - сей овёс. Если лист берёзы чисто опадает - год будет лёгким.
- Зазеленеет, покроется клейкими листочками берёза - время людям в огородах картофель сажать.
Ученик 1: А знаете ли вы, что означает слово " БЕРЁЗА"? ( светлый, белый - пришло из индоевропейского языка)
Ученик 2: А кому известно, для чего берёзе чёрные чёрточки, имеющие научное название " ЧЕЧЕВИЧКИ"?( через эти отдушины берёза дышит. Зимой они закупориваются, так как дерево спит)
Ученик 3: А сейчас проверим, помните ли вы с детства знакомое всем стихотворение Сергея Александровича Есенина " Берёза".
          (обучающиеся составляют стихотворение из разрозненных строк)

Ведущий: Русскую берёзу запечатлели на своих картинах художники Пластов и Левитан, Куинджи и Саврасов. Писатель В. Гаршин, глядя на картину А. Саврасова " Грачи прилетели", сказал: " Я назвал эту картину " Чувство Родины". И это так. Глядя на картину чувствуешь соединение со своим Отечеством. И весенняя звонкая капель, и дымка, и тонкие берёзки - всё такое знакомое, и такое родное. И эта картина рождает чувство любви к родине, чувство гордости за неё.

Ученик 1:
Россия, сторонка весёлая, 
дорогой бежит просёлочной,
Тонкой берёзкой качается,
В светлых дождях купается.
Россия, моя грустинка!
По окнам стучат слезинки,
Кричат журавли, печалясь,
С Россией своей прощаясь.
Россия моя, моя мама, 
С тобой я горда и упряма.
Твоею живу я силой, 
Отчизна моя, Россия!

Ведущий: Тихо стоят берёзы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войн! Лучших свидетелей не найти. Последний привет умирающие солдаты посылали ей, как символу Родины. В России издавна существует обычай: на могиле погибшего воина сажать берёзу, чтобы его жизнь продолжалась в зелёном дереве.
                               (звучит куплет из песни " Русские берёзы" )
Ученик 2: 
За селом, вдали, на перекрёстке
Полевых едва заметных троп
Я узнал солдатские берёзки,
У которых рыл себе окоп.
И невольно вспомнил, как стонали
Ветки их от взрывов и огня...
Возле тех берёзок подобрали
Чуть живым товарищи меня.
С той поры с любовью о берёзах
Говорили часто мне бойцы:
" Ты бы злую смерть не пересилил,
Ты бы тяжких ран не перенёс,
Если б мы тебя не напоили
Светлыми слезинками берёз..."

Ведущий: О каких светлых слезинках идёт речь? (берёзовый сок).Давайте послушаем ещё сообщения ребят о берёзке.
Ученик 1: Берёзовый сок - древесный эликсир.. Он полезен и приятен на вкус, освежает и лечит от недугов. Почки, листья, берёзовая кора содержат эфирные масла и кислоты, спирты, нафталин, красящие вещества.
Ученик 2: Из берёзовых почек и листьев готовят краски, медицинские препараты; из древесины - мази, активированный уголь;                                           Ученик 3: листьями берёзы можно красить яйца на Пасху.                                        Ученик 4: Ароматен и полезен настой берёзового гриба - чаги. Это берёзовый бальзам.
Ученик 5: Берёзу используют также как строительный материал: изготавливают мебель, лыжи, фанеру; из бересты - корзины, коробки, сумки. Ученик 6: Посуда из бересты бережёт продукты от порчи. В такой посуде даже вода зимой не замерзает.
Ученик 7: Дерево берёзы воспринималось предками как существо живое, могущественное, способное исполнять желания.

Ведущая: давайте украсим нашу берёзовую веточку, нарисованную на ватмане, листочками с пожеланиями.
( на берёзовых листочках из цветной бумаги дети записывают свои желания и прикрепляют их к нарисованной берёзовой ветви)
Ведущий: Очень много хорошего сказали мы о берёзе.

Ученик 1: 
В Весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору берёзы-
И капли сока, точно слёзы,
Текли прозрачною струёй.
Пастух кору надрезал у берёзы, 
Склоняясь, тянет сладковатый сок.
За каплей капля падает в песок
Берёзы кровь прозрачная, как слёзы!

Ведущий: Ах, как больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево. Оно живое!!! Берегите его!!!

Ученик 2: Где бы ни росла берёза - всюду она приносит людям радость и свет. Берёза - символ России, нашей родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская.
Ученик 3: Вспоминая берёзу невольно вспоминается и ситцевый платок, и русская печь, и курочка Ряба, и русская побелённая хата , и каравай хлеба.                                  Ведущий: А сейчас у нас динамическая пауза для всех участников.

учащиеся исполняют хороводный танец с движениями под песню                          "Во поле берёзка стояла"


Ведущий: В конце мероприятия я проведу небольшую викторину:

- Какая берёза самая маленькая? ( карликовая)
- Какую берёзу называют царским деревом? (карельская - имеет золотисто-жёлтую древесину)
- Все ли берёзы с белой корой? (нет. Есть берёзы с корой серого, чёрного и даже фиолетового цвета)
- Сколько видов берёз растёт на земном шаре? ( более 100)
- Что означает плач берёзы весной? ( лето будет дождливым)
- Что такое чага? ( берёзовый гриб)
_ что такое берёзовая каша? ( берёзовыми розгами пороли провинившихся или получивших плохие отметки. О пострадавшем говорили, что он отведал " берёзовой каши")
- Когда берёза цветёт и когда плодоносит? ( цветёт в апреле, плодоносит в июле-августе, с неё осыпаются мелкие орешки с 2 крылышками)
- Распространённые виды берёз? ( бородавчатая и пушистая)
- Как называют сплошные рощи из берёз? ( березняки)
- Когда отмечается праздник берёзы? (В день летнего солнцестояния, когда самая короткая ночь в году)

Ведущий: Какие известные грибы мы можем найти в берёзовой роще? Правильно, подберёзовики. Для всех участников и гостей нашего познавательного развлечения музыкальный сюрприз!

девочки в сарафанах - берёзках  исполняют танец   под песню  гр."Любе" "От чего так в России берёзы шумят?"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по экологии для обучающихся 1-4 классов. «Станция «Экологическая».

Занятие "Станция "Экологическая" может быть проведено в рамках классных часов, дополнительных внеурочных занятий. Занимательный материал может использоваться при проведении Недели экологии. Цель...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Обыкновенное чудо" по экологическому воспитанию обучающихся 4 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Обыкновенное чудо" направлена на привлечение внимания обучающихся к проблемам экологии родного края, формирование чувства ответственности за окружающий мир, ...

Экологический КВН для обучающихся 1-2 классов

продолжение работы по расширению представлений обучающихся об окружающей среде;обобщение полученных знаний;развитие познавательной активности учащихся, умения работать в группе, высказывать свое мнени...

Сценарий интеллектуально-познавательного мероприятия « Виртуальное путешествие в « Лесной вернисаж » (экологическая сказка) (для обучающихся 2-3 классов)

Тема  мероприятия :  Виртуальное путешествие в « Лесной вернисаж»Цель мероприятия:  создать условие  для формирования уважения и любви к природе  и окружающему мир...

Экологическая квест-игра по станциям "Юные экологи" для обучающихся 1-4 классов

Цель: создание условий для формирования у детей основ ответственного отношения к окружающему миру и представлений об отрицательных последствиях деятельности человека.Задачи:- формировать систему знани...

План-программа и отчет по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в рамках методического объединения учителей начального общего образования в 2020 году

Представлены программа и отчёт по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии  в 2020 году...

План-программа и отчет по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в рамках методического объединения учителей начального общего образования в 2021 году

Представлены программа и отчёт по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии  в 2021 году...