Занятие по экологии для обучающихся 1-4 классов. «Станция «Экологическая».
классный час по окружающему миру по теме

Сидельникова Екатерина Вячеславовна

 

Занятие "Станция "Экологическая" может быть проведено в рамках классных часов, дополнительных внеурочных занятий. Занимательный материал может использоваться при проведении Недели экологии. Цель данного экологического занятия - познакомить детей с задачами экологии и ее значением, формировать представления детей о единстве природы и человека и знания об отрицательном влиянии человека на природу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_ekologii.docx9.76 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по экологии для обучающихся 1-4 классов.

 «Станция «Экологическая».

Цель: познакомить детей с задачами экологии и ее значением;

        способствовать воспитанию чувства бережного отношения к природе;

          формировать представления детей о единстве природы и человека и  

          знания об отрицательном влиянии человека на природу.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель. Все мы – и дети, и взрослые – дети одного большого царства Природы. Как сохранить природу? Как жить с нею в согласии? А может, лучше научиться понимать ее и бережно относиться к ней с самого детства? Именно это будет объектом нашего с вами разговора на станции «Экологическая». Начнем нашу встречу с разминки.

  1. Тема урока.

Учитель. Отгадайте загадки.

Какие явления природы связаны с воздухом?

Пыль с дороги захватил, а потом, набравшись сил, завертелся, закрутился и столбом до неба взвился.

Дети. Ветер.

Учитель. Что за чудо-красота: расписные ворота показались на пути, в них ни въехать, ни войти.

Дети. Радуга.

Учитель. Я – вода, да по воде же плаваю.

Дети. Лёд.

Учитель. Пушистая вата плывет куда-то: чем вата ниже, тем дождик ближе.

Дети. Облако.

Учитель. Решите задачу.

Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для одного человека. В нашем городе из-за поступления выхлопных газов в атмосферу выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько должно быть деревьев вокруг нашей школы, если в ней учится… человек?

Ответы детей.

  1. В гостях у Незнайки.

Учитель. А теперь следующий этап работы. Называется он                

«В гостях у Незнайки».

Мама попросила Незнайку помыть посуду. Воодушевленный оказанным доверием, Незнайка оказался на кухне. И здесь его глаза разбежались. На мойке в разноцветных упаковках стояли средства, позволяющие хорошо помыть посуду: сода, мыло и стиральный порошок. Что же из них взять Незнайке для мытья посуды? Помогите, дети.

Учитель выслушивает ответы детей: сода, мыло, порошок и тд. Затем просит детей доказать ответы. Спор разрешается с помощью опытов.

На столе учителя три пробирки, растворы соды, порошка, мыла, уксусной (или минеральной) кислоты, перманганата калия, индикатор.

Описание.

СОДА.

Раствор без цвета и запаха. Для природы это хорошо. Добавляем кислоту к порции раствора. Наблюдаем вскипание: уходит углекислый газ, раствор по-прежнему без цвета и запаха. Углекислый газ потом используют зеленые растения. (Возможно, дети заговорят и о парниковом эффекте). Опускаем индикатор. Раствор щелочной. Следовательно, остаток раствора после мытья посуды желательно слить в кислую почву.

МЫЛО.

В пробирку добавляем раствор пермаганата калия. Это окислитель. В природе есто окислитель. Что произойдет? Раствор при стоянии или нагревании обесцвечивается. Поэтому в природе мыло подвержено разложению. Природе не наносится большой вред. При проведении эксперимента дети могут отметить наличие осадка грязно-коричневого цвета. Можно пояснить, что это из-за получившегося оксида марганца. Но в природе он найдет применение. Во-первых, он поглощает вредные примеси в атмосфере: хлор и оксид серы, а также многие вредные соли. Во-вторых, в почве под действием кислорода он переходит в соединение, способное усваиваться растениями (микроудобрение). Марганец ускоряет протекание в растениях окислительно-восстановительных реакций, переводит нитраты в нитриты. Признак марганцевого голодания — пятна на листьях, жилки которых остаются зелеными.

ПОРОШОК.

Обесцвечивание не происходит. Природе наносится большой вред.

В процессе беседы может возникнуть ситуация с экологически чистыми порошками.

Проведя опыты, учитель делает вывод.

Учитель. Теперь, дети, и Незнайка знает, как поступить при мытье посуды. Пожелаем ему удачи.

Если мы будем поступать так, как поступил Незнайка в решении предыдущей проблемы, то природа нам ответит благодарностью.

На доске рисунок ландыша.

Учитель. Что за растение вы видите?

Дети. Ландыш.

  1. Игра.

Учитель. Поиграем в игру. Первый ряд будет «Потребители». Второй

«Юные хранители природы». Третий - «Эксперты». Первые две команды дают ответ на вопрос: хорошо или плохо нарвать большой букет ландышей?

Для создания поисковой ситуации запись на доске нужно сделать не в

прямой последовательности, а так, чтобы дети вначале поискали ту запись, в которой находятся ключевые слова, относящиеся к их «профессиональной деятельности». Можно запись дать и в деформированном виде.

        На доске:

цветы, …, заянут, …  …, богатство

подарить …, букеты, беречь

пахнут вред, … в лесу, …

…, стоят, исчезнут правила

уют …, пустой, … поведения

не нанести, …,

природа

        Возможные варианты ответов:

        «Потребители». Нарвать букет хорошо. Цветы красивые. Их можно подарить кому-нибудь. Они хорошо пахнут. Когда дома стоят цветы, становится уютно.

        «Юные хранители природы». Нарвать букет ландышей — это плохо. Цветы быстро завянут. И их выбросят. Если будешь рвать большие букеты, нанесешь вред природе. Они быстро исчезнут. Лес станет некрасивым, пустым!

        «Эксперты». Леса — богатство нашего края! Их нужно беречь! Находясь в лесу, нужно не забывать правила поведения в нем, чтобы не нанести вред природе.

        Учитель. Ребята, а знаете почему мы сегодня заговорили о ландыше? Послушайте.

        Люди рвут их, не задумываясь. А ведь чтобы ландыш зацвел, с того дня, как семечко упадет в землю, должно пройти 10 лет. Мальчики и девочки, поступившие в первый класс, успевают за это время окончить школу. Подумайте об этом.

        Если мы хотим сохранить красоту зеленых растений, то и животные нам отплатят красотой. Ведь все в природе взаимосвязано.

Попробуйте отгадать голоса птиц. Звучит фонограмма. Можно детям предложить высказаться по поводу услышанного, прочитав стихотворение и т. д. Например, стихотворение С. Я. Маршака «Совята».

          Совята.

Взгляни на маленьких совят -

Малютки рядышком сидят.

Когда не спят-

Они едят.

Когда едят-

Они не спят.

  1. Итог занятия.

        Учитель. Понравилось ли занятие? Что нового узнали? Постарайтесь

пребывая на природе, пользоваться правилом: прежде чем что-то сделать, подумай, не навредишь ли ты природе. А может без этого ты сможешь обойтись?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Юные экологи» для обучающихся 1-4 класса как средство формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности.

Актуальность разработанной программы продиктована  отсутствием в теории и практи­ке экологического образования в начальной школе единой, рас­считанной на весь период обучения, программы дополните...

Банк данных занятости во внеурочное время обучающихся 3 -4 класса

Банк данных занятости во внеурочное время обучающихся 3 Б класса 2016-2017 учебный год...

Общая карта занятости во внеурочной деятельности обучающихся 3 а класса

Общая карта занятости во внеурочной деятельности...

Конспект фронтального занятия логопеда с группой обучающихся 3-го класса (дисграфия , обусловленная общим недоразвитием речи Ш уровня) Тема занятия: «Суффиксы прилагательных».

Конспект фронтального занятия логопеда с группой обучающихся 3-го класса (дисграфия , обусловленная общим недоразвитием речи Ш уровня). Тема занятия: «Суффиксы прилагательных». Рабочая тет...

Занятия по экологии "Мой край родной" 2 класс

В основе экологического занятия по проекту "Мой край родной" лежит системно-деятельностный подход. Формы и методы занятия формируют у обучающихся универсальные учебные действия через практич...

Экологическая квест-игра по станциям "Юные экологи" для обучающихся 1-4 классов

Цель: создание условий для формирования у детей основ ответственного отношения к окружающему миру и представлений об отрицательных последствиях деятельности человека.Задачи:- формировать систему знани...

Программа учебного курса «Азбука экологии» для обучающихся 1-3 классов

Программа учебного курса  в 1-3 классах по ФГОС “Азбука экологии ” формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живы...