Программа учебного курса «Азбука экологии» для обучающихся 1-3 классов
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)

Программа учебного курса  в 1-3 классах по ФГОС “Азбука экологии ” формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (растениями, зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и взаимодействии с природными объектами. Она способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uk_azbuka_ekologii_1-3_klass.docx40.9 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌Муниципальное казенное учреждение "Управление образованием
 Междуреченского городского округа"‌‌

Администрация Междуреченского городского округа‌

МБОУ «ООШ № 15» Междуреченского ГО

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ ООШ № 15

________________________

Ю.Д.Скорописенко

Приказ № 72 от «29» 08   2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Азбука экологии»

для обучающихся 1-3 классов

 

г. Междуреченск 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа дополнительного образования в 1-3 классах по ФГОС “Азбука экологии ” формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (растениями, зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и взаимодействии с природными объектами. Она способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Цель: формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящихся рядом, формирование экологической культуры.

   Задачи:

 - углубленное знание детей об окружающем мире, формирование целостного представления о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры;

- классифицировать природные тела на живые и неживые;

- выделять связи живого организма со средой обитания;

- устанавливать причины загрязнения воды и предсказывать последствия этого загрязнения;

- осознавать значение воды для человека;

- сравнивать морской водоём с пресным;

- выделять связи птиц с жизнью человека;

- соотносить описание и внешний вид птицы с её названием;

- изготавливать простейшие кормушки;

- соотносить внешний вид птицы с названием;

- объяснять значение хищников в лесу;

- объяснять отрицательное влияние человека в лесу;

- пояснять значение растений в жизни человека;

- находить связь условий жизни растений с его внешним видом;

- различать “съедобные” и “несъедобные” грибы;

- осознать роль “родного” в жизни человека;

- знать свои права и обязанности.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Занятия проводятся 1 раз в неделю в 1 классе (33 часа), во 2 классе (34  часа), 3 классе (34 часа) и в 4 классе (34 часа) Всего 135 часов. Занятия проходят в учебных кабинетах, в музеях, ГДК «Романтик», на цветниках, улице, в лесу, в саду, на различных объектах города.  Реализации программы разнообразны: теоретические, практические занятия, экскурсии, различные акции, неделя естествознания.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1 класс

«Я и природа»

Сосновый бор. Экологическая тропа, осенняя экскурсия. Как вести себя на природе. Игра. Природа в творчестве художников. Творческая мастерская «Осенняя гостиная».

Форма организации: экскурсия,творческая мастерская, игра.

Виды деятельности: игровая, познавательная, социальная.

«Братья наши меньшие»

Домашние животные. Чем мы кормим домашних животных. Как ухаживать за своим питомцем. Мастер-класс конструирование домиков  «Дом животных».

Форма организации: мастер-класс.

Виды деятельности: игровая, познавательная.

«Пернатые друзья»

Местные виды птиц. Столовая для птиц. Викторина: синицы полезные или вредные птицы?

Форма организации: викторина.

Виды деятельности: игровая, познавательная.

«Путешествие в мир леса»

Взаимосвязь растений и животных. Следы на снегу.Игра.  Лес и наше здоровье. Игра.  Дары леса. Природа – источник творческого вдохновения. Экскурсия в лес.

Форма организации: экскурсия, игра.

Виды деятельности: игровая, познавательная.

«Экологическая тропа»

Игра «Редкие и исчезающие виды растений и животных Кемеровской области». Родники нашей местности.

Форма организации: игра

Виды деятельности: игровая, познавательная.

«Зимний сад на окне»

Комнатные  растения. Мастер-класс влияние света на рост и развитие комнатных растений.

Форма организации: мастер-класс

Виды деятельности: игровая, познавательная.

«В мастерской художницы зимы»

Конкурс рисунков «красавица зима».

Форма организации: конкурс рисунков

Виды деятельности: игровая, познавательная.

«Загадки животного мира»

Любопытные факты о живой природе. Сбор информации о клестах. Викторина: Зимовье зверей.

Форма организации: викторина.

Виды деятельности: игровая, познавательная.

«Секреты неживой природы»

Смена дня и ночи. Смена времени года. Игра. Экскурсия в весенний лес.

Форма организации: игра, экскурсия.

Виды деятельности: игровая, познавательная.

«Наш досуг»

Викторина. Проект. Экскурсии. Итоговое занятие.

Форма организации: экскурсия, викторина, проект.

Виды деятельности: игровая, познавательная, социальная.

2 класс

«В гостях у природы»

Путешествие в лесную школу. Ель – кормилица. Почемучкины книжки. Поделки из природных материалов. Игровое занятие.

Форма организации: мастер-класс, игра.

Виды деятельности: игровая, познавательная.

«Пернатые – наши друзья»

Самый быстрый и грозный охотник леса. Горлица – лесной голубок. Филин – самый крупный из наших сов. Кукушка – хитрая птица. Лесной доктор – большой пестрый дятел. Клесту не страшен холод. Викторина « 99 разновидностей птиц». КВН – птицы наши друзья. Акция «Береги птиц».

Форма организации: викторина, игра, квн, акция.

Виды деятельности: игровая, познавательная, социальная.

«О грибах и не только»

Съедобные и несъедобные грибы. Растут ли грибы на грядке? Викторина: «Грибная угадайка». Грибы и человек.

Форма организации: викторина, игра.

Виды деятельности: игровая, познавательная.

«Жизнь на водоемах»

Рыбы и рыбий язык. Аквариумные рыбки. Конкурс рисунков. Неуклюжий рак. Поделки «Рыбки в аквариуме». Дом рыбок.

Форма организации: изготовление поделок, конкурс рисунков.

Виды деятельности: игровая, познавательная.

«Удивительный мир насекомых»

Бабочки Кемеровской области. Муравьи и пчелы. Составление кроссворда. Природа и фантазия – практическое занятие.

Форма организации: составление кроссворда, практическое занятие.

Виды деятельности: игровая, познавательная.

«Хочу все знать»

Как и почему гремит гром. Снег, лед, вода. Эксперимент. Экскурсия на реку.

Форма организации: эксперимент, экскурсия.

Виды деятельности: игровая, познавательная.

«Мы юные садоводы»

Почва. Составление букетов. Все цвета радуги. Работа с цветниками в школе. Итоговое занятие. Викторина.

Форма организации: составление букета, викторина.

Виды деятельности: игровая, познавательная.

3 класс

«Я - юный исследователь и следопыт»

Исследуем, проверяем, ищем и находим. Игра. Экскурсия в осенний сад. Осень.

Форма организации: экскурсия, игра.

Виды деятельности: игровая, познавательная.

«Лес - верный друг человека»

Наша планета. В лесу говорят, в бору, говорят. Шишки еловые и сосновые. Творим чудеса своими руками.

Форма организации:изготовлениеподелок из шишек.

Виды деятельности: игровая, познавательная.

«Страницы биографии деревьев»

Сколько лет дереву? Игра.  По стопам отцов.

Форма организации: игра.

Виды деятельности: игровая, познавательная.

«Лесные пожары»

Самое страшное – это пожар. Просмотр документального фильма.

Форма организации: просмотр фильма.

Виды деятельности: познавательная.

«Наш край - край лесов и лесных богатств»

Лес, а лес … Музей в поселке Камешек.  Славный путь леса. Знаем ли мы свой лес. Игра.

Форма организации: игра, посещение музея.

Виды деятельности: игровая, познавательная, социальная

«Достучаться до каждого сердца»

Чудо природы- черный камень. Что нас окружает. Разгадывание кроссворда. Красная книга. Родник – дай воды. Составление памятки.  Если хочешь жить долго – посади дерево.

Форма организации: разгадывание кроссворда, составление памятки.

Виды деятельности: игровая, познавательная.

«Тихий уголок детства»

Вот моя деревня. Конкурс рисунков.  Наше экологическое богатство. Жители Камешка. Фотоконкурс.  День птиц. Сочинение – приволье.

Форма организации: конкурс рисунков, фотоконкурс.

Виды деятельности: игровая, познавательная, социальная.

«Зелёная аптека матери – природы»

В гостях у природы. Викторина.

Форма организации: викторина.

Виды деятельности: игровая, познавательная.

«Земля - наш общий дом»

Земля. Экономика. Муравейники. Игра. Останови мгновенье фотоконкурс.

Форма организации: игра, фотоконкурс.

Виды деятельности: игровая, познавательная, социальная.

«Человек изменяет Землю. Экологические катастрофы»

Экскурсия в горы. Мы – против загрязнения.

Форма организации: экскурсия.

Виды деятельности: игровая, познавательная, социальная.

«В здоровом теле - здоровый дух»

Хлеб – всему голова. Мини поход. Солнце, воздух и вода. Итоговое  занятие. Фотовыставка.

Форма организации: поход, фотовыставка.

Виды деятельности: игровая, познавательная, социальная.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты:

– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
– развитие морально-этического сознания.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.

Познавательные:

– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.

Коммуникативные:

– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через творческие задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 КЛАСС

Наименование раздела

Всего

Практика

Экологическая тропа

5

1

Домашние животные

4

1

Птицы

5

2

Лес

6

1

Комнатные растения

2

Времена года

11

1

Итого по разделу

33

6

2 КЛАСС

Наименование раздела

Всего

Практика

Лесная школа

14

3

Грибы

4

1

Рыбы

5

Насекомые

3

1

Явления природы

8

Итого по разделу

34

5

3 КЛАСС

Наименование раздела

Всего

Практика

Исследуем проверяем, ищем находки

10

1

Загадки леса

8

1

В гостях у природы

16

3

Итого по разделу

34

5

1 класс.

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Сосновый бор.

1

2

Экологическая тропа, осенняя экскурсия.

1

3

Как вести себя на природе. Игра.

1

4

Природа в творчестве художников.

1

5

Творческая мастерская «Осенняя гостиная».

1

6

Домашние животные.

1

7

Чем мы кормим домашних животных.

1

8

Как ухаживать за своим питомцем.

1

9

Мастер-класс конструирование домиков «Дом животных».

1

10

Местные виды птиц.

1

11

Столовая для птиц.

1

12

Викторина: «Синицы полезные или вредные птицы?»

1

13

Взаимосвязь растений и животных.

1

14

Следы на снегу. Игра.

1

15

Лес и наше здоровье.

1

16

Дары леса.

1

17

Природа – источник творческого вдохновения.

1

18

Экскурсия в лес.

1

19

Редкие и исчезающие виды растений и животных кемеровской области.

1

20

Родники нашей местности.

1

21

Комнатные растения.

1

22

Влияние света на рост и развитие комнатных растений.

1

23

Конкурс рисунков «красавица зима».

1

24

Любопытные факты о живой природе.

1

25

Сбор информации о клестах.

1

26

Зимовье зверей.

1

27

Смена дня и ночи.

1

28

Смена времени года. Игра.

1

29

Экскурсия в весенний лес.

1

30-32

Викторина. Написание проекта.

1

33

Экскурсия. Итоговое занятие

3

Итого:

33

2 класс

№ п\п

Тема занятия

Количество часов

1

Путешествие в лесную школу.

1

2

Ель – кормилица.

1

3

Почемучкины книжки.

1

4

Мастер-класс поделки из природных материалов.

1

5

Игровое занятие.

1

6

Самый быстрый и грозный охотник леса.

1

7

Горлица – лесной голубок.

1

8

Филин – самый крупный из наших сов.

1

9

Кукушка – хитрая птица.

1

10

Лесной доктор – большой пестрый дятел.

1

11

Клесту не страшен холод.

1

12

Викторина « 99 разновидностей птиц».

1

13

КВН – птицы наши друзья.

1

14

Акция «Берегите птиц».

1

15

Съедобные и несъедобные грибы.

1

16

Растут ли грибы на грядке?

1

17

Викторина: «Грибная угадайка».

1

18

Грибы и человек.

1

19

Рыбы и рыбий язык.

1

20

Аквариумные рыбки. Конкурс рисунков.

1

21

Неуклюжий рак.

1

22

Поделки «Рыбки в аквариуме».

1

23

Дом рыбок.

1

24

Бабочки Кемеровской области.

1

25

Муравьи и пчелы. Составление кроссворда.

1

26

Природа и фантазия – практическое занятие.

1

27

Как и почему гремит гром.

1

28

Снег, лед, вода. Эксперимент

1

29

Экскурсия на реку.

1

30

Почва.

1

31

Составление букетов.

1

32

Все цвета радуги.

1

33

Работа с цветниками в школе.

1

34

Итоговое занятие. Викторина.

2

Итого:

34

3 класс

№ п\п

Тема занятия

Количество часов

1

Исследуем, проверяем, ищем и находим. Игра.

1

2

Экскурсия в осенний сад.

1

3

Осень.

1

4

Наша планета.

1

5

В лесу говорят, в бору, говорят.

1

6

Шишки еловые и сосновые.

1

7

Творим чудеса своими руками (поделки из шишек)

1

8

Сколько лет дереву? Игра.

1

9

По стопам отцов.

1

10

Самое страшное – это пожар. Просмотр документального фильма.

1

11

Лес, а лес …

1

12

Музей в поселке Камешек.

1

13

Славный путь леса.

1

14

Знаем ли мы свой лес. Игра.

1

15

Чудо природы – черный камень.

1

16

Что нас окружает.Разгадывание кроссворда.

1

17

Красная книга.

1

18

Родник – дай воды.Составление памятки.

1

19

Если хочешь жить долго, посади дерево.

1

20

Вот моя деревня.Конкурс рисунков.

1

21

Наше экологическое богатство.

1

22

Жители Камешка.Фотоконкурс.

1

23

День птиц.

1

24

Сочинение – приволье.

1

25

В гостях у природы. Викторина.

1

26

Земля.

1

27

Экономика.

1

28

Муравейники. Игра.

1

29

Останови мгновенье – фотоконкурс.

1

30

Экскурсия в горы.

1

31

Мы – против загрязнения.

1

32

Хлеб – всему голова.

1

33

Мини поход. Солнце, воздух и вода.

1

34

Итоговое занятие. Фотовыставка.

1

Итого:

34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Для педагога:

  1. Академия педагогических наук СССР. Что такое? Кто такой? Москва. Изд. “Педагогика”. 1975..
  2. Министерство экологии и природных ресурсов РТ АН. Красная книга РТК.: “Идел-пресс”, 2 Культура здоровой жизни. Спецвыпуск. 2003 г.
  3. Ридерз Дайджест. Только факты. (Справочник для всей семьи).
  4. Рыжова Н.А. “Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники). М. 2006.

Для учащихся:

  1. Архипова Н.С. “О грибах и не только”. К.:ООО “Фолиантъ”, 2008.
  2. Бианки В.В. “Терентий – тетерев”, “Рассказы и сказки”.
  3. Большой географический Атлас школьника. М.: “АСТ-ПРЕСС”, 2005.
  4. Гавеман. А. В. Лес. Москва. Детгиз. 1959.
  5. Детские развивающие и познавательные журналы.
  6. Ибрагимова Ф.З. Красота природы. Книга для дополнительного чтения для нач. классов общеобразовательной школы. – К.: Магариф, 2002.
  7. Ильясова Д.А., Яковенко Т.В. “Удивительный мир бабочек” К.: “Фолиантъ”, 2008.
  8. Толстой.Л.Н. “Рассказы о животных” М.: Детская литература, 1984.
  9. Лях В. И. Физкультура - мой друг. . “Идель-Пресс”. 2006.
  10. Мамин-Сибиряк Д.Н. “Серая Шейка” М.: Детская литература, 1982.
  11. Минакова Е.А. “Экология для малышей”. К.: “Фолиантъ”, 2008.
  12. Пришвин М.М. “Разговор деревьев”.
  13. Паустовский К.Г. “Повесть о лесах” М.: Детская литература, 1982.
  14. Рахимов И., Аринина А. “Птицы наших лесов” К.: “Фолиантъ”, 2008
  15. Светлова Инна. Атлас Земли. Москва. “Эксмо”. 2007.
  16. Хасанов Г.Х. “Времена года” (повести и рассказы) К.: Тат. книжное издательство, 1991.
  17. «Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова,
    Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по экологии для обучающихся 1-4 классов. «Станция «Экологическая».

Занятие "Станция "Экологическая" может быть проведено в рамках классных часов, дополнительных внеурочных занятий. Занимательный материал может использоваться при проведении Недели экологии. Цель...

Рабочая программа кружка «Юные экологи» для обучающихся 1-4 класса как средство формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности.

Актуальность разработанной программы продиктована  отсутствием в теории и практи­ке экологического образования в начальной школе единой, рас­считанной на весь период обучения, программы дополните...

Рабочая программа курса «Азбука первоклассника» ( внеурочная деятельность ) для 1 класса

  Курс «Азбука первоклассника» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе для реализации  федерального государственного образовательного станда...

Рабочая программа по курсу «русский язык» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая программа составлена к учебнику:  «Русский язык», учебник для 1-4 класса В.Г.Горецкий, В.П.Канакиной,  – М: Просвещение, 2011г рекомендованных (допущенных) Министерством образования ...

Рабочая программа курса "Учимся исследовать" для обучающихся 1-4 классов

Программа курса «Учимся исследовать» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, на основе программы «Исследовательская деятел...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 1-х классов "Динамическая пауза"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 1-х классов "Динамическая пауза" построена таким образом, что обучающиеся реализуют потребность в двигательной активности при ...

Экологическая квест-игра по станциям "Юные экологи" для обучающихся 1-4 классов

Цель: создание условий для формирования у детей основ ответственного отношения к окружающему миру и представлений об отрицательных последствиях деятельности человека.Задачи:- формировать систему знани...