Рабочая программа курса "Учимся исследовать" для обучающихся 1-4 классов
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Программа курса «Учимся исследовать» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, на основе программы «Исследовательская деятельность младших школьников» авторов Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. Цель курса: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_uchimsya_issledovat.docx | 37.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Горнозаводска
Рабочая программа курса «Учимся исследовать» для обучающихся 1-4 классов
Мауль Людмила Иосифовна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ №3» г. Горнозаводска
2017 г.
Пояснительная записка
Программа курса «Учимся исследовать» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, на основе программы «Исследовательская деятельность младших школьников» авторов Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребёнка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьёй, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Цель курса:
трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи курса:
- Развивать познавательные потребности и способности младших школьников.
- Обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
- Формировать и развивать у детей младшего школьного возраста умения и навыки исследовательского поиска как ведущем способе учебной деятельности.
Место курса в учебном плане
Данная программа адресована учащимся начальной школы МАОУ «СОШ № 3» г. Горнозаводска, рассчитана на четыре года. Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Исследовательская деятельность младших школьников» Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк.
В ней представлено практические материалы (программа, разработки занятий, исследовательские работы учащихся), примерное количество часов на изучение тем курса.
Рабочая программа рассчитана на 7 часов в 1 классе, 8 часов во 2-4 классах. Продолжительность занятия в 1 классе 30-35 минут, во 2-4 классах – 40 минут.
Изменения, внесённые в авторскую программу «Исследовательская деятельность младших школьников» Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк, есть. Увеличено количество часов в календарно-тематическом планировании на изучение отдельных тем.
Основные методы и технологии курса
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
Метапредметным результатом изучения курса в 1-4 классах является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Содержание курса
1 класс
Занятие 1. Что такое исследование?
Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:
- Как и где человек проводит исследования в быту?
- Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?
- Что такое научные исследования?
- Где и как используют люди результаты научных исследований?
- Что такое научное открытие?
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т.п.).
Занятие 2. Как задавать вопросы?
Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировки вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические задания по тренировке умений задавать вопросы.
Занятие 3. Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование.
Методика проведения коллективных игр – исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любую или разработать собственную.
Занятие 4. Учимся выделять главное и второстепенное.
Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа – выявление логической структуры текста. Практические задания – типа «что сначала, что потом».
Занятие 5. Как делать схемы?
Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т.п. практические задания по созданию схем объектов. Практические задания – пиктограммы.
Занятие 6-7. Презентация исследовательских работ (коллективная деятельность или индивидуальная работа).
Дети выступают с краткими докладами, сообщениями, презентациями по итогам собственных исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственное мнение.
2 класс
Занятие 1. Научные исследования и наша жизнь.
Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки области исследований им известны. Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни.
Занятие 2. Методы исследования.
Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические занятия – тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.).
Занятие 3. Эксперимент познания в действии.
Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать.
Занятие 4. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи.
Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.
Занятие 5. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.
Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Практические задания на анализ и синтез. Практические задания – как делать обобщения.
Занятие 6. Основные логические операции. Учимся выделять главное и второстепенное.
Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа – выявление логической структуры текста. Практические задания – типа «что сначала, что потом».
Занятие 7-8. Презентация исследовательских работ (групповая деятельность).
Дети выступают с краткими докладами, сообщениями, презентациями по итогам собственных исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственное мнение.
3 класс
Занятие 1. Наблюдение и экспериментирование.
Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать.
Занятие 2-3. Наблюдение и наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования.
Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.). практические задания по развитию наблюдательности.
Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в нашей группе (классе). Практическое занятие «Проведение экспериментов».
Занятие 4. Правильное мышление и логика.
Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Определение понятий.
Занятие 5-6. Как подготовится к защите.
Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.
Занятие 7-8. Презентация исследовательских работ (индивидуальная работа).
Дети выступают с краткими докладами, сообщениями, презентациями по итогам собственных исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственное мнение. Подготовка к публичному выступлению.
4 класс
Занятие 1. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.
Практическое задание «Какими специальными исследовательскими умениями должен обладать настоящий исследователь».
Занятие 2-3. Культура мышления.
Практические задания «Как давать определения понятиям».
Анализ и синтез. Практические задания «Как правильно высказывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифицировать». Практические задания по структурированию текстов.
Занятие 4. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.
Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь видеть проблемы»?». Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют. Коллективная беседа – проектирование и исследование. Цели и задачи исследования.
Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в научном поиске». Практические задания на выявление уровня развития логического мышления. Практические задания на ассоциативное мышление. Практические задания на создание аналогий.
Занятие 5-6. Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов.
Коллективная беседа «Предложения результаты наблюдений и экспериментов».
Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения на основе наблюдений»
Занятие 7-8. Презентация исследовательских работ (индивидуальная работа).
Дети выступают с краткими докладами, сообщениями, презентациями по итогам собственных исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственное мнение. Подготовка к публичному выступлению.
Учебно-методическое обеспечение
- Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся/ авт.-сост. Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. – Волгоград: Учитель, 2012. – 138 с.
Календарно-тематическое планирование курса «Учимся исследовать». 1 класс
№ п/п | Содержание (тема занятия) | Форма проведения | Кол-во часов | Сроки проведения | Примечание | |
план | факт | |||||
1 | Что такое исследование? | Беседа | 1 | |||
2 | Как задавать вопросы? | Тренинг | 1 | |||
3 | Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование. | Тренинг | 1 | |||
4 | Учимся выделять главное и второстепенное. | Практикум | 1 | |||
5 | Как делать схемы? | Практикум | 1 | |||
6 | Презентация исследовательских работ (коллективная деятельность или индивидуальная работа). | Мини-конференция | 2 | |||
7 часов |
Календарно-тематическое планирование курса «Учимся исследовать». 2 класс
№ п/п | Содержание (тема занятия) | Форма проведения | Кол-во часов | Сроки проведения | Примечание | |
план | факт | |||||
1 | Научные исследования и наша жизнь. | Беседа | 1 | |||
2 | Методы исследования. | Беседа | 1 | |||
3 | Эксперимент познания в действии. | Беседа | 1 | |||
4 | Основные логические операции. Учимся оценивать идеи. | Практикум | 1 | |||
5 | Основные логические операции. Учимся выделять главное и второстепенное. | Практикум | 1 | |||
6 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. | Практикум | 1 | |||
7 | Презентация исследовательских работ (групповая деятельность или индивидуальная работа). | Мини-конференция | 2 | |||
8 часов |
Календарно-тематическое планирование курса «Учимся исследовать». 3 класс
№ п/п | Содержание (тема занятия) | Форма проведения | Кол-во часов | Сроки проведения | Примечание | |
план | факт | |||||
1 | Наблюдение и экспериментирование. | Беседа | 1 | |||
2 | Наблюдение и наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования. | Беседа | 2 | |||
3 | Правильное мышление и логика. | Тренинг | 1 | |||
4 | Как подготовится к защите. | Практикум | 2 | |||
5 | Презентация исследовательских работ (индивидуальная работа). | Мини-конференция | 2 | |||
8 часов |
Календарно-тематическое планирование курса «Учимся исследовать». 4 класс
№ п/п | Содержание (тема занятия) | Форма проведения | Кол-во часов | Сроки проведения | Примечание | |
план | факт | |||||
1 | Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске. | Практикум | 1 | |||
2 | Культура мышления. | Беседа | 2 | |||
3 | Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. | Тренинг | 1 | |||
4 | Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов. | Практикум | 2 | |||
5 | Презентация исследовательских работ (индивидуальная работа). | Мини-конференция | 2 | |||
8 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся 3-4- классов, имеющих нарушения письменной речи
Календарно-тематическое планирование логопедического оспровождения учащихся 3-4- классов...
Рабочая программа по чтению для ученицы 2 класса, обучающейся по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с УО.
Рабочая программа по чтению для ученицы 2 класса, обучающейся по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с УО....
Рабочая программа по математике для ученика 4 класса, обучающего по адаптированной образовательной программе НОО для детей с УО
РРабочая программа по математике для ученика 4 класса, обучающего по адаптированной образовательной программе НОО для детей с УО...
Рабочая программа по математике для учащихся 3 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР
Рабочая программа по математике для учащихся 3 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР...
Рабочая программа по математике для учеников 4 класса , обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР.
Рабочая программа по математике для учеников 4 класса , обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР....
Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушени...
Рабочая программа для индивидуального обучения для 3 класса по общеобразовательной адаптированной программе для обучающихся с ОВЗ (с расстройством аутистического спектра с умственной отсталостью умеренной) по предмету «Письмо»
Рабочая программа для индивидуального обучения для обучающихся с ОВЗ по предмету Письмо 3 класс...