Рабочая программа для индивидуального обучения для 3 класса по общеобразовательной адаптированной программе для обучающихся с ОВЗ (с расстройством аутистического спектра с умственной отсталостью умеренной) по предмету «Письмо»
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Ирина Борисовна Долгополова

Рабочая программа для индивидуального обучения   для обучающихся с ОВЗ по предмету Письмо 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_ovz_pismo_3_kl.docx35.81 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  программа для индивидуального обучения   для  3 класса 

по общеобразовательной адаптированной  программе для обучающихся с ОВЗ

 (с расстройством  аутистического спектра  с умственной отсталостью умеренной)

по предмету «Письмо»

Структура рабочей программы

1. Пояснительная записка к рабочей программе:

  • Обоснование актуальности и основная идея курса;
  • Нормативные документы, лежащие в основе курса;
  • Цель и задачи курса;
  • Содержание основного минимума знаний, умений, навыков учащегося.

2. Содержание курса.

3. Календарно-тематическое планирование.

  1. Пояснительная записка к рабочей программе.

Обоснование актуальности

Рабочая  программа для индивидуального обучения по общеобразовательной адаптированной  программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья   учащегося 3 класса  (с расстройством  аутистического спектра  с умственной отсталостью умеренной) по предмету «Письмо» составлена в соответствии с основной адаптированной общеобразовательной программой   следующих  нормативно -  правовых документов:

1. Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  1. Учебного плана образовательного учреждения.
  2. Концепции  специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009;
  3. Концепции  Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ;
  4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
  5. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

Рабочая программа  по «Письму» для индивидуального обучения ученика  3 класса  составлена на основе «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011 г. «Графика и письмо» и  рассчитана на 52 часа,  2 часа в неделю.

Цель обучения:

-  воспитание и развитие стремления обучающегося устанавливать коммуникативные контакты с окружающими, расширять круг общения и совершенствовать средства общения. Максимальное включение обучающихся в образовательный процесс, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой).

Задачи обучения:

- организовать речевую среду;

- пробудить речевую активность учащихся, их интерес к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как объекту взаимодействия);

- сформировать у учащихся предметные и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности;

- научить учащихся понимать соотносящие и указательные жесты;

- развивать коммуникативные функции речи.

В процессе работы по предмету «Письмо» рекомендуется последовательное использование следующих упражнений:

- практические упражнения;

- упражнения с картинками;

- упражнения с пиктограммами (символами);

- «письменные» упражнениями  (рисование на песке ладонью, пальцем, палочкой; на грифельной, магнитной и ковролиновые  доски, упражнения в альбомах – тетрадях);

- упражнения с помощью внутренних и внешних трафаретов;

- занятия с пластилином или тестом.

  Рабочая программа  структурирована в виде тематических блоков:

  • упражнения для развития тонкой моторики рук;
  • «рисуночное письмо»;
  • жестово-образные игры;
  • «письменные упражнения».

  1. Содержание основного минимума знаний, умений, навыков по курсу  «Письмо»

Первое полугодие

Упражнения для развития тонкой моторики рук. Упражнения на развитие произвольных движений рук, ног, готовы, глаз, языка, пальцев и кистей рук по образцу и по словесной инструкции (отдельные, попеременные и последовательные движения). Тренировочные упражнения на согласование движения и дыхания (на вдохе и выдохе). Упражнения на развитие двигательной подражательности. (Интеграция с логопедическими занятиями).

Игровые упражнения на совершенствование навыков практического взаимодействия учащегося с предметами, игрушками. Игровые упражнения на развитие умения учащегося узнавать предметы тактильно и на основе зрительного восприятия: «Найди такой же предмет», «Посади на клумбе вот такие цветы», «Составь узор» и др.

Упражнения на развитие общей и ручной моторики, на формирование праксиса позы (кинестетический фактор) (по образцу и словесной инструкции учителя).

Упражнения на совершенствование общей и ручной моторики, развитие динамической организации движений (кинетической фактор) при последовательном их выполнении. (Интеграция с логопедическими занятиями).

Упражнения для кистей рук по образцу и словесной инструкции учителя: сжимание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием межанализаторного взаимодействия в работе зрительного, слухового и тактильного анализаторов.

Игры с пальчиками.  (См.: Соколова Ю. Игры с пальчиками. — М.: Эксмо, 2002).

«Рисуночное письмо». Практические упражнения с трафаретами: обводка и штриховка простыми, цветными карандашами, шариковыми ручками.

Тренировочные упражнения: рисование красками, фломастерами, карандашами, мелом без задания («что получилось») и по заданию предметов округлой формы, предметов, состоящих из частей одинаковой формы, но разных по величине (в совместной деятельности с учителем и по подражанию его действиям).

Знакомство учащихся с приемами рисования восковыми мелками. Закрашивание краской листа бумаги (широкой кистью, тампонами из поролона, губкой), на котором предварительно выполнены рисунки восковым мелком или свечой (картинки с сюрпризом:«Матрешка», «Неваляшка», «Снеговик» и др.). Выбор изображенной игрушки из ряда других.

Рисование красками, используя приемы примакивания (трава, заборчик, листочки) и касания кончиком кисти («В доме зажглись огни», «Горошки на платье», «Набухли почки», «Распустились листочки», «Салют»), составление узоров из точек и мазков на полоске.

Жестово-образные игры. Совместные с учащимися игры с сюжетными игрушками, игры-имитации (передача в движении образов кукол, животных, птиц, выполняющих различные гигиенические процедуры и действия по уходу за собой).

Игры, имитирующие отдельные действия человека, животных, птиц и демонстрирующие основные эмоции человека, выполняющего те или иные действия.

Игры, имитирующие образы хорошо знакомых сказочных персонажей.

Бессловесные игры-импровизации с одним персонажем по текстам стихов и потешек. (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир».)

Игры на сохранение равновесия, управление своим шагом, сохранение движения и покоя с музыкальным сопровождением и без него: «Я несу тяжелое ведро, я несу легкое ведро», «Перейди речку по камешкам», «Дождь», Замерзли — согрелись», «Поездка на поезде» и т. п. (Интеграция с уроками по предмету «Музыка и движение».)

Двигательные игры-импровизации: «Бабочки на полянке», «В гостях у ежика», «Ветер, ветер», «Дождик», «Дождь идет», «Мы — чистюли», «Мы не скажем, а покажем», «Пальцы и ладонь», «Я грущу и улыбаюсь» и др.

Двигательные игры с мячами, на различных сенсорных ковриках и дорожках с передачей направления и динамики движения: на детской сенсорной дорожке («Гуси», «Мы проснулись», «Слушай и делай», «Цапля» и др.); в сухом бассейне («Брось шарики», «Кто дальше бросит шарик», «Найди мишку в море шариков», «Погреем ножки», «Поймай бабочку», «Поплаваем — поползаем», «Посчитаем шарики», «Сильные ножки», «Спрячем ручки» и др.);с ковриком «Топ-топ» («Догони колесико», «Найди свой домик», «По кочкам», «Строим башню» и др.); на коврике со следочками («Гуси», «Кошечки», «На носочках — на коленках», «Необычная прогулка» и др.); со шнуром «Перейди дорогу» («Друг за другом», «Нам весело шагать», «Идем по тропинке, дружно держась за веревочку» и др.);с игровым набором «Набрось кольцо» («Брось колечко», «Добеги до стойки и надень колечко», «Раз колечко, два колечко» и др.); с мячами(«Катим мячи вперед», «Кто быстрей», «Толкни ногами» и др.).

Ритмические упражнения. Содержание раздела аналогично содержанию, рекомендуемому для освоения во втором полугодии второго класса. Расширяется лишь набор игр и упражнений.

«Письмо» точек пальцем на манке или песке, фломастерами, маркерами на листе бумаги под ритмичные удары музыкальных инструментов или хлопки учителя.

«Письменные упражнения». «Письмо» точек: пальцем на манке или песке, насыпанным на поднос, в миску и т. п.; фломастерами, маркерами на листе бумаги.

Знакомство с извилистой линией.

«Письмо» линий (прямых и извилистых): пальцем на манке или песке, насыпанным в различные емкости; фломастерами, маркерами на листе бумаги.

Второе полугодие

Упражнения для развития тонкой моторики рук. Тренировочные упражнения на согласование движений и дыхания (на вдохе и выдохе). Упражнения на развитие двигательной подражательности и выполнение движений по образцу учителя и самостоятельно.

Игровые упражнения на развитие умения учащегося узнавать предметы тактильно и на основе зрительного восприятия: «Найди такой же предмет», «Подбери кукле такую же одежду и одень ее на прогулку», «Посади на клумбе вот такие цветы», «Составь узор», «У моей дочки красные туфельки. Подбери такие же перчатки, сумку, шляпку и бусы» и др.

Упражнения на развитие общей и ручной моторики на формирование праксиса позы (кинестетический фактор) (по образцу и словесной инструкции учителя).

Упражнения на совершенствование общей и ручной моторики, развитие динамической организации движений (кинетической фактор) при последовательном их выполнении. Тренировочные упражнения на переключение учащегося с одного действия на другое по образцу и словесной инструкции учителя.

Статические и динамические упражнения на развитие артикуляционной моторики и мимических движений учащегося, выполняемых по образцу и словесной инструкции учителя (на материале стихов, потешек и сказок, например, «Сказка о веселом язычке»). (Интеграция с логопедическими занятиями.)

Упражнения для кистей рук по образцу и словесной инструкции учителя: сжимание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием межанализаторного взаимодействия в работе зрительного, слухового и тактильного анализаторов.

Формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса: тренировочные упражнения со строительным материалом, блоками Дьенеша, палочками, с природным материалом и бытовыми предметами-орудиями (мелкими, средними и крупными прищепками, с пинцетами, палочками для суши) и т. п.: «Выбери на ощупь предметы, похожие на шар», «Потрогай и скажи, что это», «Расскажем сказку» и др.

Игры с пальчиками. ( См.: Соколова Ю. Игры с пальчиками).

«Рисуночное письмо». Упражнения с трафаретами (вводится обводка по внешним трафаретам): обводка и штриховка простыми, цветными карандашами, шариковыми ручками.

Совместно с учащимся составление узоров из готовых элементов с чередованием по схеме АБАБ, ААББААББ, ЛАБААБ в квадрате, в круге, на полоске (бусы у тети, бусы на елке, веночек из васильков и одуванчиков, тарелка с упором, салфетка с узором).

Составление узора в полоске и в круге по подражанию действиям учителя и по образцу (лес — большие и маленькие елочки; улица — высокие и низкие дома; елочная гирлянда — шары разного цвета; сосульки на ветке разной формы и др.).

Тренировочные упражнения: рисование красками, фломастерами, карандашами, мелом без задания («что получилось») и по заданию предметов округлой и квадратной формы, состоящих из частей одинаковой формы, но разных по величине (в совместной деятельности с учителем и по подражанию его действиям).

Уточнение приемов рисования учащимися восковыми мелками картинок с сюрпризом: «Грибы», «Дерево», «Кошка», «Плавают уточки» и др. Выбор картинок, на которых иаображены соответствующие рисунки объектов.

Рисование предметов угловатой формы совместно с учителем и по подражанию его действиям («Окна в доме», Праздничная гирлянда из флажков квадратной и треугольной формы», «Цветные кубики в коробке»), а также предметов, в которых сочетаются круглая и прямоугольная формы(тележка, автобус): «Нарисуем большой и маленький апельсин» (краской, фломастером), «Нарисуем большой и маленький флажок» (карандашом, фломастером), «Наши ладошки», «Подбери по образцу», «Придумаем узор», «Скатаем большой и маленький ком», «Чего здесь не хватает?» и др.

Жестово-образные игры. Игры-импровизации, в которых учащиеся вместе с учителем выполняют действия в соответствии с содержанием коротких сказок, рассказов и стихов, отражающих тематику здоровья и здорового образа жизни, безопасного поведения, вежливого отношения людей друг к другу и т. п.

Игры с мячами, сенсорными ковриками и дорожками с передачей направления и динамики движения (см. второй класс, второе полугодие).

Импровизированные игры с движениями, в которых учащимся необходимо следовать речевой инструкции (аудиальное «чтение» движений).

Ритмические упражнения. Игра учащихся на различных детских и самодельных музыкальных инструментах (барабан, металлофон, треугольник, маракасы, шумовые ударные инструменты), в ходе, которой они движениями (мимическими и пантомимическими), подпеванием и пристукиванием ногой передают ритмическую картину звучания музыкального инструмента.

Ритмичные удары, выполняемые учащимися, с использованием самодельных музыкальных инструментов: ложки, трещотки, баночки с разными сыпучими материалами (крупой, песком), колокольчики и др. в одной тональности с учителем.

Музыкально-ритмические игры: «Ветерок-ветер», «Зайка скачет, чешет ушко» (умывается), «Кошка умывается, гуляет, царапается», «Мишки бегают», «Мишки и мышки», «Мишки ходят», «Мышки», «Петушок веселится», «Петушок ходит, клюет, машет крыльями», «Птичка летает», «Снежинки танцуют», а также хороводные игры, основанные на пестушках и закличках.

Совместное с учителем участие в дидактических музыкальных играх: «Громко и тихо», «Догадайся, кто поет», «Звуки шумовые и музыкальные», «Колобок», «Подбери инструмент к картинке» и др.

«Письмо» точек пальцем на манке или песке, фломастерами, маркерами на листе бумаги под ритмичные удары музыкальных инструментов или хлопки учителя.

«Письмо» горизонтальных и вертикальных линий пальцем на манке или песке, фломастерами, маркерами на листе бумаги, на грифельной доске мелом в определенном временном параметре — ритмичные удары (хлопки, удары по барабану, удары деревянным (музыкальным) молоточком по столу и т. п.

        «Письменные упражнения». «Письмо» точек — различные техники (см. второй класс, второе полугодие).

Знакомство с «письмом» вертикальных линий (прямых н извилистых) с использованием различных техник.

«Письмо» на листе бумаги сначала горизонтальных (прямых и извилистых) линий, затем вертикальных (создание на листе бумаги клеток, ячеек).

«Письмо» горизонтальных линий по точкам, нанесенным учителем на лист бумаги.

«Письмо» линий по пунктирам на грифельной доске мелом.

Требование к уровню подготовки обучающегося.

Обучающейся должен уметь:

  •  устанавливать коммуникативный контакт с окружающими;
  •  воспринимать и понимать выразительные движения, естественные жесты, мимику и эмоциональное состояние  человека;
  •  воспринимать и понимать символические средства: пиктограммы, карточки;
  •  понимать соотносящие и указательные жесты;
  • контролировать и регулировать свои движения и действия в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями;
  •  обследовать предмет и выделять его формы;
  •  соотносить реальные объекты с его графическим изображением и в последующем его словесным обозначением;
  •  показывать  изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном порядке);
  •  правильно пользоваться изобразительными средствами и приспособлениями: карандашами, красками,  фломастерами, мелками, губкой для доски, подставкой для кисточки  и т.д.;
  •  закрашивать изображение предмета с определённым контуром;
  •  располагать рисунок на листе бумаги, правильно ориентируясь в пространстве листа бумаги (вверх, вниз, посередине);
  •  проводить прямые, прерывистые, волнистые, закруглённые линии в разном расположении (вертикально, горизонтально)  различными изобразительными средствами;
  •  пользоваться внутренними и внешними трафаретами;
  •  составление  узора из магнитиков  с помощью учителя.

Обучающейся должен знать:

  •  правила сидения за столом во время письма;
  •  название, назначение  и приёмы использования изобразительных средств;
  •  название и содержание различных упражнений.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 (Письмо)

для индивидуального обучения по адаптированной общеобразовательной программе

для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья  

п/п

Дата

Количество часов, отводимых на изучение темы

Тема урока

8 ч

Упражнения для развития тонкой моторики рук

1

1

Тренировочные  упражнения для кистей рук сопряжённо с педагогом с совершенствованием межанализаторного взаимодействия слухового и тактильного: сжимание, разжимание, встряхивание, помахивание.

2

1

Артикуляционная гимнастика по подражанию («Крокодил» - широко открыть рот, «Весёлый Петрушка» - растянуть губы в улыбку, «Поцелуй Петрушку» - вытянуть губы трубочкой, «Дразнилка» - высунуть язык вперёд).

3-4

2

Игровые упражнения на совершенствование навыков взаимодействия учащегося с предметами, игрушками: игры с пирамидками, кубиками.

5-6

2

Упражнения на развитие двигательной подражательности: «Поймай бабочку», «Догони колёсико», «По ровненькой дорожке», «Поезд»

7-8

2

Игровые упражнения на развитие умения учащегося узнавать предметы тактильно и на основе зрительного восприятия: «Найди такой же предмет», «Посади на клумбе вот такие цветы», «Составь узор»…

10 ч

«Рисуночное письмо»

9-10

2

Тренировочные упражнения: рисование красками, фломастером, карандашами, мелом без задания («что получилось»)

11-12

2

Рисование  совместно с учащимся  красками   и губкой прямых линий: «Дорожка для машин», «Лучи солнца», «Тучи и капли дождя»

13-15

3

Практические упражнения с трафаретами: обводка  простыми карандашами по внутреннему контуру и штриховка. «Фрукты», «Осенние листочки»

16

1

Рисование округлых форм (фломастером) «Цветные клубочки»

17

1

Рисование с дорисовкой с опорой на образец «Воздушные шары» (карандашами)

18

1

Рисование восковыми мелками  волнистые линии:  «Плыви, плыви кораблик»  (дорисовка)

11 ч

Упражнения по развитию тонкой моторики

19-20

2

Игры с пальчиками: «Коза рогатая», «Киска, киска, брысь!», «Кружочки», «Замочек»….

21-23

3

Упражнения с природным материалом и предметами: «Наполняем банку желудями», «Сортируем шишки – еловые и сосновые по корзинкам», «Поиски киндер – сюрпризов в песочном ящике, «Складываем в пенал фломастеры», «Чашка и ложка на блюдце», «Выжимание губки».

24-25

2

Формирование кинестетических основ движения пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса: игры с пирамидками, кубиками, матрёшками, конструктором «Лего».

26-27

2

Артикуляционная гимнастика по подражанию («Крокодил» - широко открыть рот, «Весёлый Петрушка» - растянуть губы в улыбку, «Поцелуй Петрушку» - вытянуть губы трубочкой, «Дразнилка» - высунуть язык вперёд).

28-29

2

Упражнения на развитие двигательной подражательности: «Поймай бабочку», «Догони колёсико», «По ровненькой дорожке», «Поезд»

10ч

«Рисуночное письмо»

30-31

2

Практические упражнения с трафаретами: обводка и штриховка цветными карандашами. «Овощи», «Форма»

32-33

2

Рисование совместно с учащимся  красками  и губкой:  «Ёлочка», «Новогодние шары»

34-36

3

Рисование палочкой на магнитной доске прямых и округлых форм: «Дорожки», «Клубочки», «Пуговки»

37-39

3

Рисование мелками на доске  «Травка», «Солнышко», «Забор»

5 ч

Жестово – образные игры

40-41

2

Игры – импровизации, в которых учащийся  выполняет действия в соответствии с содержанием сказок, стихов: «Разные дорожки», «Волшебный круг»…

42-44

3

Игры с мячом, сенсорными ковриками и дорожками  с передачей направления и динамики движения: «Прогулка с фонариком», «Перейди речку по камешкам», «Я несу ведро»

4 ч

Ритмические упражнения

45-46

2

Музыкально – ритмические игры: «Ветерок, ветерок», «Кошка умывается, гуляет, царапается», «Петушок ходит, клюёт, машет крыльями», «Птичка летает»

47-48

2

Ритмичные удары с использованием самодельных музыкальных инструментов:  шумовые баночки в одной тональности с учителем

3 ч

«Рисуночное письмо»

49-51

2

Составление узора на магнитной доске из готовых элементов  с чередованием «Веночек из цветов», «Бусы для куклы»

52

1

Рисование восковыми мелками картинок с сюрпризом: «Салют», «Шары»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром, проведённого в 3 классе для обучающихся, имеющих нарушение слуха и имеющих умственную отсталость. Тема: Фрукты.

Цель: создать условия для расширения представлений о понятии «Фрукты»Коррекционно-образовательные задачи:Уточнить и расширить словарь по теме (фрукты, яблоко, груша, слива, собирать, убирать, сладкий,...

Конспект урока по математике, проведённого в 3 классе для обучающихся, имеющих нарушения слуха и имеющих умственную отсталость.

Тема: Решение простых задач на нахождение остатка.Цель: формирование умения  решать простые задачи  на нахождение остаткаЗадачи:...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 8 класса Индивидуальное обучение

Обучать ребенка с трудностями развития намного сложнее, чем нормально развивающегося. Однако именно педагогика решает проблему его социальной адаптации.Л.С. Выготский говорил о том, что неправоме...

Методическая разработка.Рабочая программа по учебному предмету «Математика» учащегося 3 класса, находящегося на индивидуальном обучении, по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования (ЗПР)

Настоящая рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ №159...

Рабочая адаптированная коррекционно-психологическая программа по внеурочной деятельности «Психомоторика и развитие деятельности» для обучающихся с НОДА и тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями в развитии

     Рабочая программа является частью адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ. Программа составлена в соответствии...