Урок: окружающий мир Тема: Старинная русская трапеза 3кл УМК "НШ21век"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок- экскурс в прошлое нашей страны, в традиции русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 26.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Бабенко Ирина Николаевна
Класс: 3
Урок: окружающий мир
Тема: Старинная русская трапеза
Цель:
- знакомство учащихся со старинными русскими блюдами, историей возникновения этих блюд; с традиционной и обрядовой культурой русского народа, учить работать в группах
- развивать любознательность, навыки исследовательской работы, мышление, речь; интерес к прошлому своей страны.
- воспитание уважения и интереса к культуре и истории своего народа.
Оборудование:
кроссворд, компьютер, проектор, слайдовая презентация, посуда, скатерть, лавка, стол, пироги, рисунок печи…
Личностные:
- Познавательный интерес в процессе выполнения различных работ.
- Сотрудничество со сверстниками.
- Рефлексивная самооценка, то есть анализ своих действий.
Метапредметные:
- Готовность слушать собеседника и вести диалог.
- Уметь работать в группе.
- Определить цель и способы её достижения.
- Сравнивать, анализировать, обобщать, пользуясь известными понятиями.
Предметные:
- Уметь работать с источниками информации.
1.Орг момент. Как вы догадались, сегодня мы продолжим путешествие к нашим предкам – славянам. Мы уже не первый урок изучаем быт, обычаи и традиции нашего народа в древности. Какую же составляющую русской культуры мы будем изучать сегодня?
2.Актуализация опорных знаний. Формулирование темы урока.
Чтобы сформулировать тему нашего урока сегодня, нам придётся разгадать кроссворд. Тогда по вертикали в выделенных клетках у нас получится тема нашего урока.
По горизонтали:
- Мужская одежда, моду на которую ввел Петр 1. (КАФТАН)
- Амулет, который по славянским поверьям мог защитить хозяина от болезней и смерти.(ОБЕРЕГ)
- Одежда, название которой происходит от слова «рубить»(РУБАХА)
- Самая дешевая обувь славян(ЛАПТИ)
- Обязательный атрибут любого православного человека, может быть как нательным, так и престольным (КРЕСТ)
- Как у славян назывался дом? (ИЗБА)
- Обязательный головной убор замужней женщины (ПЛАТОК)
К | А | Ф | Т | А | Н | |
О | Б | Е | Р | Е | Г | |
Р | У | Б | А | Х | А | |
Л | А | П | Т | И | ||
К | Р | Е | С | Т | ||
И | З | Б | А | |||
П | Л | А | Т | О | К |
3. Изучение нового материала.
1) Формулирование гипотезы и цели.
Да, сегодня мы будем изучать русскую трапезу.
На доске вывешиваю табличку: ТЕМА: ТРАПЕЗА
Что такое трапеза? Правильно. Трапеза с греческого языка – кушанье.
На этом уроке мы будем рассматривать понятие «трапеза».
Без чего не обходилась ни одна трапеза в семье? (Без хлеба. Без молитвы.)
Хлеб – это главная пища людей.
– Хлеб – батюшка – так важно называли хлеб.
Вот тут возникает вопрос: неужели трапеза – это просто еда? Чтобы убедиться в этом или убедиться в обратном, вы дома исследовали этот вопрос.
ГИПОТЕЗА нашего исследования – трапеза не только прием пищи, но и важная часть русской культуры.
Наша ЦЕЛЬ на этом уроке – подтвердить или опровергнуть эту гипотезу.
Для этого мы разбились на 2 группы. Каждая группа на прошлом уроке получила своё домашнее задание. Осталось защитить его перед классом.
2) Исследование. Сообщения детей.
Первая группа что исследовала???? праздничные традиции, связанные с едой.
Защита сопровождается ПОКАЗом СЛАЙДов
1. Сообщения детей:
- Праздничная трапеза (Люба)
- Обрядовая трапеза (Полина)
- Семейная трапеза (Влад)
2.ИГРА «Блюдо к празднику»
(Учитель называет праздник, а дети 1 гр. поднимают таблички с названием блюд)
4.Физпауза «Поварята»
Вторая группа какое проводила исследование? оформление русского обеденного стола.
Свой ответ постройте по плану☹(даю план. Дети читают вопрос и дают ответ)
- Чем накрывали стол?(накрывает ученик скатертью стол)
- На чем сидели за столом?(приставляем лавку)
- С чего начиналась трапеза?(зачитываем)
- Какой посудой и какими приборами пользовались за столом?(показ. фильм)
5.Закрепление изученного.
Мы с вами узнали и услышали много нового и интересного. Нам необходимо выполнить ещё одно задание, отражающее связь культуры и трапезы. Это пословицы.
Задание- собрать пословицы.(пояснение пословиц)
.
6.Итог урока.
Итак, наше исследование закончено.
Как вы думаете, подтвердилась ли наша гипотеза?(Ответы детей)
Да, трапеза не только прием пищи, но и важная часть русской культуры.
Осталось только напомнить, что почти все кушанья славяне готовили в печи. Печь – это тоже часть русской культуры.
7.Рефлексия
И если вам урок понравился, и вы считаете, что плодотворно поработали, то возьмите ваши горшочки и поставьте в устье печи, туда, где и должна стоять еда. А если вам кажется, что вы могли работать лучше, и вашему интеллектуальному блюду ещё нужны дополнительные ингредиенты, то поставьте ваш горшочек рядом с печью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "За землю русскую."
Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "За землю русскую." 4 класс....
Проект на тему: «Старинные русские меры длины», 4 класс.
Задачи:Обучающие: расширять кругозор учащихся; пополнять знания учащихся по теме «Меры длины»; активизировать деятельность учащихся за счёт разнообразности видов деятельности.Развивающие: р...
Тест по теме «Старинные русские меры».
Тест по теме «Старинные русские меры» создан для работы в программе «Response» с использованием интерактивной доски «Workspece»....
Конспект + презентация урока изобразительного искусства по теме: «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)» 4 класс.
Тема четверти: «Искусство русского народа»Тема урока: «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)».Цели деятельности учителя: знакомство с красотой русског...
Технологическая карта по окружающему миру.Тема "Старинные Весенние праздники " УМК "Перспектива" (2 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Дата: 05.05.2022Школа: МАОУ «Академический лицей №95»Класс: 2-3 Студент: Колдаева Ирина МатвеевнаГруппа: 42Учитель: Удачина И.В.Метод...
Квест-урок «Финансовая грамотность на уроке окружающего мира тема: «Семейный бюджет» Тема: «Семейный бюджет»
Тема: Семейный бюджеттип урока: Урок изучения новых знаний.Учащиеся, опираясь на наблюдения из личного опыта и знания, полученные ранее, знакомятся с финансовыми понятиями и учатся сравнивать, кл...
Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "За землю русскую."
Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "За землю русскую." 4 класс....