Урок: окружающий мир Тема: Старинная русская трапеза 3кл УМК "НШ21век"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Урок- экскурс в прошлое нашей страны, в традиции русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Бабенко Ирина Николаевна

Класс: 3

Урок: окружающий мир

Тема: Старинная русская трапеза

Цель:

  • знакомство учащихся со старинными русскими блюдами, историей возникновения этих блюд;  с традиционной и обрядовой культурой русского народа, учить работать в группах
  • развивать любознательность, навыки исследовательской работы, мышление, речь; интерес к прошлому своей страны.
  • воспитание уважения и интереса к культуре и истории своего народа.

Оборудование:

 кроссворд, компьютер, проектор, слайдовая презентация, посуда, скатерть, лавка, стол, пироги, рисунок печи…

Личностные:

  • Познавательный интерес в процессе выполнения различных работ.
  • Сотрудничество со сверстниками.
  • Рефлексивная самооценка, то есть анализ своих действий.

Метапредметные:

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог.
  • Уметь работать в группе.
  • Определить цель и способы её достижения.
  • Сравнивать, анализировать, обобщать, пользуясь известными понятиями.

Предметные:

  • Уметь работать с источниками информации.

1.Орг момент. Как вы догадались, сегодня мы продолжим  путешествие к нашим предкам – славянам. Мы уже не первый урок изучаем быт, обычаи и традиции нашего народа в древности. Какую же составляющую русской культуры мы будем изучать сегодня?

2.Актуализация опорных знаний. Формулирование темы урока.

Чтобы сформулировать тему нашего урока сегодня, нам придётся  разгадать кроссворд. Тогда по вертикали в выделенных клетках у нас получится тема нашего урока.

По горизонтали:

  1. Мужская одежда, моду на которую ввел Петр 1. (КАФТАН)
  2. Амулет, который по славянским поверьям мог защитить хозяина от болезней и смерти.(ОБЕРЕГ)
  3. Одежда, название которой происходит от слова «рубить»(РУБАХА)
  4. Самая дешевая обувь славян(ЛАПТИ)
  5. Обязательный атрибут любого православного человека, может быть как нательным, так и  престольным (КРЕСТ)
  6. Как у славян назывался дом? (ИЗБА)
  7. Обязательный головной убор замужней женщины (ПЛАТОК)

К

А

Ф

Т

А

Н

О

Б

Е

Р

Е

Г

Р

У

Б

А

Х

А

Л

А

П

Т

И

К

Р

Е

С

Т

И

З

Б

А

П

Л

А

Т

О

К

3. Изучение нового материала.

 

1) Формулирование гипотезы и цели.

Да, сегодня мы будем изучать русскую трапезу.

На доске вывешиваю табличку: ТЕМА: ТРАПЕЗА

 Что такое трапеза? Правильно. Трапеза с греческого языка – кушанье.

На этом уроке мы будем рассматривать понятие «трапеза».

       Без чего не обходилась ни одна трапеза в семье? (Без хлеба. Без молитвы.)

       Хлеб – это главная пища людей.

– Хлеб – батюшка – так важно называли хлеб.

Вот тут возникает вопрос: неужели трапеза – это просто еда? Чтобы убедиться в этом или убедиться в обратном, вы дома  исследовали этот вопрос.

ГИПОТЕЗА нашего исследования – трапеза не только прием пищи, но и важная часть русской культуры.

Наша ЦЕЛЬ на этом уроке – подтвердить или опровергнуть эту гипотезу.

Для этого мы разбились на 2 группы. Каждая группа на прошлом уроке получила своё домашнее задание. Осталось защитить его перед классом.

2) Исследование. Сообщения детей.

Первая группа что исследовала???? праздничные традиции, связанные с едой.

Защита сопровождается ПОКАЗом СЛАЙДов

1. Сообщения детей:

  • Праздничная трапеза (Люба)
  • Обрядовая трапеза (Полина)
  • Семейная трапеза (Влад)

2.ИГРА «Блюдо к празднику»

 (Учитель называет праздник, а дети 1 гр. поднимают таблички с названием блюд)

4.Физпауза «Поварята»

Вторая группа какое проводила исследование? оформление русского обеденного стола. 

Свой ответ постройте по плану(даю план. Дети читают вопрос и дают ответ)

  1. Чем накрывали стол?(накрывает ученик скатертью стол)
  2. На чем сидели за столом?(приставляем лавку)
  3. С чего начиналась трапеза?(зачитываем)
  4. Какой посудой и какими приборами пользовались за столом?(показ. фильм)

5.Закрепление изученного.

Мы с вами узнали и услышали много нового и интересного.  Нам необходимо  выполнить ещё одно задание, отражающее связь культуры и трапезы. Это пословицы.

Задание- собрать пословицы.(пояснение пословиц)

.

6.Итог урока.

Итак, наше исследование закончено.

 Как вы думаете, подтвердилась ли наша гипотеза?(Ответы детей)

 Да, трапеза не только прием пищи, но и важная часть русской культуры.

Осталось только напомнить, что почти все кушанья славяне готовили в печи. Печь – это тоже часть русской культуры.

7.Рефлексия

И если вам урок понравился,  и вы считаете, что плодотворно поработали, то возьмите ваши горшочки и поставьте в устье печи, туда, где и должна стоять еда. А если вам кажется, что вы могли работать лучше, и вашему интеллектуальному блюду ещё нужны дополнительные ингредиенты, то поставьте ваш горшочек рядом с печью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "За землю русскую."

Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "За землю русскую." 4 класс....

Проект на тему: «Старинные русские меры длины», 4 класс.

Задачи:Обучающие: расширять кругозор учащихся; пополнять знания учащихся  по теме «Меры длины»; активизировать деятельность учащихся за счёт разнообразности видов деятельности.Развивающие: р...

Тест по теме «Старинные русские меры».

Тест по теме «Старинные русские меры» создан для работы в программе «Response» с использованием интерактивной доски «Workspece»....

Конспект + презентация урока изобразительного искусства по теме: «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)» 4 класс.

Тема четверти: «Искусство русского народа»Тема урока: «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)».Цели деятельности учителя: знакомство с красотой русског...

Технологическая карта по окружающему миру.Тема "Старинные Весенние праздники " УМК "Перспектива" (2 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Дата: 05.05.2022Школа: МАОУ «Академический лицей №95»Класс: 2-3 Студент: Колдаева Ирина МатвеевнаГруппа: 42Учитель: Удачина И.В.Метод...

Квест-урок «Финансовая грамотность на уроке окружающего мира тема: «Семейный бюджет» Тема: «Семейный бюджет»

Тема: Семейный бюджеттип урока: Урок изучения новых знаний.Учащиеся, опираясь на наблюдения из личного опыта и знания, полученные ранее, знакомятся с финансовыми понятиями и учатся сравнивать, кл...

Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "За землю русскую."

Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "За землю русскую." 4 класс....