Рабочая программа по живому миру для 4 класса коррекционной школы
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Безуглова Вероника Ивановна

Программа содержти КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_zhivomu_miru.docx47.79 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по миру природы и человека

4 класса

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы

под редакцией И.М. Бгажноковой. М., «Просвещение», 2011 г.

программа ориентирована на учебники для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:

З. Н. Смирнова, Г. М. Гусева «Мир природы и человека» 4 класс, Москва, «Просвещение», 2018 г.

Составитель: Безуглова Вороника Ивановна

ГКОУ «Волжская школа № 1»

Г. Волжский Волгоградской области

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по миру природы и человека для 4 класса составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой. М., «Просвещение», 2011 г.

Предлагаемая программа ориентирована на учебники для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: З. Н. Смирнова, Г. М. Гусева «Мир природы и человека» 4 класс, Москва, «Просвещение», 2018 г.

Срок освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени:66 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 2 часа в неделю.

Уровень: II

      Курс «Мир природы и человека» в специальном образовательном учреждении 8 вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.

      Цель обучения: углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.

      Курс «Мир природы и человека» решает следующие коррекционно - образовательные и воспитательные задачи:

  • уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных ее элементах;
  • на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира и условиях внешней среды;
  • закрепить представления о Солнце как источнике света и тепла на Земле, уяснить роль Солнца как причины, обуславливающей смену времен года, его значение в жизни живой природы;
  • уточнить доступные учащимся сведения о воздухе и формирование представлений о роли и участии воздуха (кислорода) в жизни растений, животных и человека;
  • вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений;
  • формирует знания учащихся о природе своего края;
  • формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит учащихся бережному отношению к природе.

       Специфика интеллектуального недоразвития учащихся специальной школы не даёт возможности закладывать в программу сведения о сложных явлениях в неорганическом и органическом мире.

       С одной стороны, содержание дисциплины «Живой мир» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и даёт учителю возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы. С другой стороны, курс элементарного природоведения в младших классах специальной школы должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов, как «Естествознание» и «География», создать преемственную систему знаний между названными предметами.

      Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями. Четвёртый год обучения завершает работу по программе «Мир природы и человека». Основными задачами этого года обучения являются пропедевтика обучения предметам естествоведческого цикла, а также обобщение и систематизация полученных ранее знаний.

      Внимание учителя по-прежнему направлено на развитие учащихся с интеллектуальными нарушениями в процессе усвоения знаний о природе, на формирование элементов образного и аналитического мышления, развитие кругозора, обогащение словаря учащихся, воспитание любви к природе, интереса к окружающему миру, бережного отношения к живому.

      Необходимо обратить внимание на сознательное усвоение знаний, для чего максимально активизировать учащихся во время учебных занятий, побуждать их к поиску ответов на вопросы, решение задач, поставленных учителем. Актуализировать ранее полученные знания и с их помощью рассуждать, доказывать свою точку зрения. Учить сравнивать явления природы, устанавливать причинно-следственные связи и отношения. В процессе обучения необходимо использовать игровые ситуации, занимательные вопросы и задания. Работа по названной программе очень важна для обучения учащихся, имеющих нарушения интеллектуального развития, так как усвоение систематических знаний о природе способствует общему развитию детей, формирует образное и аналитическое мышление, способствует расширению кругозора, обогащает словарный запас, воспитывает в детях интерес и бережное отношение к живому. Основным методом обучения является беседа. Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствует развитию речи и мышления учащихся.

      Программа «Мир природы и человека» не строится по принципу планирования на четверть, в ней представлены блоки тем, последовательность изучения которых может варьироваться учителем самостоятельно.

      Ведущими методами обучения являются беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описаний объектов природы или природных явлений, а также работа на опытном участке и разнообразная природоохранная деятельность учащихся под руководством учителя.

      Знания по программе «Мир природы и человека» необходимо реализовывать на уроках развития устной речи, математики, чтения, рисования, ручного труда, а также найти им применение во внеурочное время.

Особенности организации учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Методы.

а) общепедагогические методы:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические – упражнения

б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения:

- задания по степени нарастающей трудности;

- специальные коррекционные упражнения;

- задания с опорой на несколько анализаторов;

- включение в уроки современных реалий;

- развёрнутая словесная оценка;

- призы, поощрения.

Инновационные технологии обучения:

1.Игровые технологии.

2.Элементы разноуровневого и дифференцированного обучения.

3. Элементы технологии коллективного способа обучения.

4. Здоровьесберегающие технологии

5. Элементы проблемного обучения.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на каждом уроке.

Содержание учебного курса «Мир природы и человека» 4 класс

В программу включены следующие разделы:

Сезонные изменения (10 ч)

       Формирование понятий о различных временах года. Исходя из причины - деятельности Солнца, определять следствия - признаки времён года. Обобщение и закрепление представлений о жизни растений, животных в разные времена года. Закрепление представлений о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе.

       Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времён года. Чередование времён года, закрепление знаний о названиях месяцев.

       Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.

       Растения и животные в разное время года. Сад, огород, поле, лес в разное время года

Дикие и домашние животные в разное время года.

      Труд людей города и села в разное время года.

      Завершается формирование понятий о сезонных изменениях в природе зимой, весной, летом, осенью. Фиксируется представление о Солнце как источнике света и тепла на планете, в связи с деятельностью Солнца устанавливаются все признаки того или иного времени года. Картина дополняется сопровождающими времена года природными явлениями. Расширяется круг знакомых растений и животных, учитель может дополнить его изучением характерных для данной местности представителей флоры и фауны. Устанавливается взаимосвязь природных изменений и изменений в жизни растений, животных, деятельности человека.

Неживая природа (4ч)

    Знакомство учащихся со свойствами почвы, её составом, значением для жизни животных и человека. Формирование элементарных представлений о свойствах элементов почвы: песка, глины, камней, перегноя. Формирование первичных представлений о формах поверхности земли.

Почва. Состав почвы: песок, глина, камни. Простейшие свойства почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д. Формы поверхности 3емли: равнины, низменности, холмы, горы.

      Для изучения почвы необходимо использовать наглядный материал (песок, глину и т. д.). Дети должны видеть, осязать. Если возможно, желательно провести простейшие опыты: показать, как вода проникает через песок, глину, и сравнить результаты наблюдений, посмотреть, как сыплется песок, ощутить вязкость глины.

      Исходя из свойств элементов почвы, можно предположить, как растения будут расти в той или иной почве. Способы обработки земли возможно закрепить во время работы на пришкольном участке. Даже городские школы имеют хотя бы маленький участок, где можно создать экспериментальную грядку. Важно, чтобы учащиеся проделали работу сами. Формы поверхности земли также можно смоделировать на участке или в песочнице.

Живая природа (18 ч)

Растения (7ч)

      Закрепление представлений о жизни растений. Расширить представления о растениях, выделяя такие группы растений, как культурные и дикорастущие, лекарственные. Показать роль человека в создании культурных растений, их значение в жизни человека. Познакомить учащихся со строением, жизнью, выращиванием и значением для человека растений поля.

     Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2-3 наиболее распространённых). Уход за цветами в саду.       Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля. Рожь, пшеница, овёс и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метёлка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.

    Организуя сравнение растений сада, леса, огорода, по мере возможности обратить внимание на их сходство и различия, показать роль человека в окультуривании растений, выведении новых полезных сортов растений. При изучении особенностей ухода за цветами, растениями поля актуализировать знания, полученные при изучении почвы и способов её обработки, закрепляя таким образом полученные ранее знания. В ходе изучения растений поля сконцентрировать внимание на значении этих растений для человека, а также на связи жизни этих растений с сезонными изменениями в природе.

Животные (7ч)

      Показать роль и значение домашних животных в жизни человека. Познакомить с работой человека по созданию новых, полезных для него пород животных. Познакомить учащихся с новой группой: водоплавающие птицы (дикие и домашние), с особенностями их строения, приспособлением к среде обитания.

      Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних, животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы - друзья сада; охрана птиц.

     Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.

     Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем.

     Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.

     Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчёл. Пасека. Насекомые-вредители.

При изучении домашних животных отметить работу человека по созданию новых пород животных, показать, как человек использует свои знания о природе, особенностях животных в организации ухода и разведения того или иного животного. Сравнение диких и домашних птиц позволит учителю показать взаимосвязь дикой природы и деятельности человека. При изучении насекомых учителю необходимо обратить внимание на те виды, которые наиболее распространены в их местности и знакомы детям. На примере пчёл показать, как знания человека о природе, о жизни данных насекомых помогают ему использовать их для своей пользы.

Человек (4ч)

      Формирование элементарных представлений о значении мозга человека, о правильной организации своей жизни. Показать взаимосвязь человека и окружающей природы. Рассказать о необходимости бережного отношения к природе как среде обитания человека, её охране.

      Профилактика травматизма головного мозга.

      Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.

      Состояние природы и её влияние на здоровье человека. 3абота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих, животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.

      При изучении мозга человека невозможно показать учащимся особенности его строения и работы, поэтому внимание следует направить на практические меры: предупреждение травм и организацию правильного распорядка дня с целью предупреждения перегрузок и усталости. Следует прямо связать состояние природы и здоровье человека. Показать важность этого направления деятельности людей. Обратить внимание на то, что сами дети могут сделать для сохранения чистоты природы.

Повторение (1ч)

Учащиеся должны усвоить следующие представления:

  • о земле, её составе, свойствах, значении для жизни растений;
  • о растениях поля, сада, их строении, использовании человеком;
  • о домашних животных и птицах их повадках, образе жизни, роли человека в жизни домашних животных;
  • о насекомых, их роли в жизни природы;
  • о взаимодействии человека и природы, значении состояния природы для жизнедеятельности человека;
  • о взаимосвязях сезонных изменений в неживой и живой природе.

Учебно-тематический план

Наименование раздела

Количество часов

1

Сезонные изменения в природе.

10

2

Неживая природа.

4

3

Живая природа. Растения.

7

4

Живая природа. Животные.

7

5

Живая природа. Человек.

4

6

Повторение.

1

Всего:

33

Основные требования к умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

1 уровень:

  • правильно называть изученные объекты и явления;
  • различать растения сада, огорода, леса, поля, знать их названия; различать культурные и дикорастущие растения;
  • правильно ухаживать за растениями сада, различать плоды и семена растений, используемых в быту;
  • различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, образ жизни, определять их значение в жизни человека;
  • соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями, происходящими в живой природе;
  • определять время года, описывать его основные признаки, признаки месяцев, составляющих его; особенности жизни растений, животных, человека

2 уровень

  • правильно называть изученные объекты и явления;
  • сравнивать и различать растения сада, огорода, леса,
  • поля, рассказывать об их использовании человеком;
  • различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, определять их значение в жизни человека;
  • бережно относиться к природе и к людям;
  • различать времена года, названия месяцев и их основные признаки, особенности жизни растений, животных
  • и человека в разное время года.

Критерии оценивания.

      При оценке итоговых результатов освоения программы по миру природы и человека должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.

     В четвертом классе используются три вида оценивания - текущее, тематическое и итоговое.

     Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках живого мира. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.

Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в устной форме. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

     Тематическое оценивание по миру природы и человека проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.

     Основанием для выставления итогового оценивания знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих и практических работ.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

      Знания и умения, учащихся по живому миру оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса.

  • «Оценка 5» - ставится ученику, если он дает правильный, логически законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.
  • «Оценка 4» - ставится, если ответ ученика в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике.
  • «Оценка 3» - ставится, если ученик излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике.

Оценку «удовлетворительно» можно поставить. Если дети верно выполняют от 35% до 50% заданий

Оценку «хорошо» - от 50% до 65%.

Оценку «очень хорошо» - свыше 65%

В любом случае, организуя итоговую (контрольную) проверку знаний ученика, следует исходить из достигнутого им минимального уровня и из возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность.

Литература

  1.  Н.Б. Матвеева, М.А. Попова, Т.О. Куртова «Мир природы и человека», учебник 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2018 г.
  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида 0-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой, 3-е издание, исправленное, М: «Просвещение», 2011г.- 240с.
  3. Н. Б Матвеева, М. А Попова «Методические рекомендации. Живой мир» 1-4 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
  4. С.А. Кузнецов «Мир вокруг нас», М., АСТ, 1999 г.

Календарно-тематическое планирование уроков мира природы 4 «а» класса

учебник: Н.Б. Матвеева, М.А. Попова, Т.О. Куртова «Мир природы и человека», Москва, «Просвещение», 2018 г.

 п/п

Дата

Кол-во часов

Тема урока

Основные виды

учебной

деятельности

Планируемые предметные результаты

Инновационные педагогические технологии.

по

плану

факт

I ЧЕТВЕРТЬ (8 16 часов)

Сезонные изменения в природе (10ч.    20 часов)

1.

1

Сезонные изменения в природе. Осень.

Различать признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы.

Знать признаки осени. Уметь сравнивать наблюдаемые объекты.

Элементы проблемного обучения. Элементы разно

уровневого и дифференцированного обучения.

2.

1

Наблюдения за высотой солнца над горизонтом осенью. Направление солнечных лучей. Количество тепла и света. Экскурсия.

Наблюдать и делать записи в тетрадях.

Уметь обобщать и систематизировать увиденное на экскурсии; соотносить результат с целью наблюдения.

Элементы компьютерной технологии.

Игровые технологии.

3.

1

Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года.

Активно участвовать в беседе, дополнять ответы товарища.

Знать о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, кол-во тепла), на смену времён года. Уметь правильно называть изученные объекты и явления.

Элементы разно

уровневого и дифференцированного обучения.

4.

1

Изменение продолжительности дня и ночи. Восход и заход солнца.

Активно участвовать в беседе, дополнять ответы товарища.

Знать изменения продолжительности дня и ночи, о восходе и заходе солнца. Уметь правильно называть изученные объекты и явления.

Игровые технологии. Элементы проблемного обучения.

5.

1

Состояние неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь.

Правильно называть изученные объекты и явления.

Внимательно слушать учителя и товарища. Читать правильно и осознанно с соблюдением интонации.

Знать о явлениях в неживой природе: облачность, туман, изморозь, моросящий дождь.

Элементы компьютерной технологии.

Элементы проблемного обучения.

6.

1

Наблюдение за погодой. Устное описание погоды.

Наблюдать и делать записи в тетрадях.

Уметь наблюдать за погодой. Описывать по схеме-плану погоду.

Элементы проблемного обучения.

7.

1

Календарь. Знакомство с календарём. Элементы погоды.

Пользоваться календарем. Читать показатели времени по часам.

Знать названия времён года, знать о чередовании времён года. Знать названия месяцев. Уметь различать времена года, названия месяцев и их основные признаки.

Игровые технологии.

8.

1

Наблюдения за растениями сада, леса осенью. Экскурсия.

Наблюдать и делать записи в тетрадях.

Уметь наблюдать объекты окружающего мира: находить изменения. Уметь сравнивать наблюдаемые объекты.

Элементы проблемного обучения.

9.

1

Наблюдения за растениями сада, леса осенью. (Яблоня, вишня, липа, орешник.)

Правильно называть наблюдаемые объекты. Внимательно слушать учителя и товарища. Читать правильно и осознанно с соблюдением интонации.

Уметь наблюдать объекты окружающего мира: находить изменения. Уметь сравнивать наблюдаемые объекты.

Элементы разноуровневого и дифференцированного обучения.

10.

1

Увядание цветов и трав. Цветочные клумбы. Экскурсия.

Наблюдать и делать записи в тетрадях.

Уметь наблюдать объекты окружающего мира: находить изменения. Уметь сравнивать наблюдаемые объекты.

Элементы компьютерной технологии. Элементы технологии коллективного способа обучения.

11.

1

Домашние животные. Подготовка к зимнему периоду.

Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни домашних животных осенью.

Знать об образе жизни домашних животных осенью; о роли человека в жизни домашних животных.

Элементы разноуровневого и дифференцированного обучения.

12.

1

Домашние животные. Подготовка к зимнему периоду.

Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни домашних животных осенью.

Знать об образе жизни домашних животных осенью; о роли человека в жизни домашних животных.

Элементы компьютерной технологии.

13.

1

Дикие животные. Подготовка к зимнему периоду.

Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни диких животных осенью.

Знать об образе жизни домашних животных осенью; о роли человека в жизни диких животных.

Элементы проблемного обучения. Игровые технологии.

14.

1

Дикие животные. Подготовка к зимнему периоду.

Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни диких животных осенью.

Знать об образе жизни домашних животных осенью; о роли человека в жизни диких животных.

Игровые технологии.

15.

1

Осенние работы в саду, огороде.

Описывать сезонные работы в саду, в огороде, в осеннее время года.

Знать о сезонных работах в саду, в огороде, в поле. Уметь описывать сезонные работы в саду, в огороде, в осеннее время года.

Элементы компьютерной технологии.

16.

1

Труд людей осенью.

Грамотно и логически строить свой рассказ, опираясь на таблицу - опору.

Знать о различных видах труда людей в осенний период. Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни человека осенью.

Игровые технологии. Элементы технологии коллективного способа обучения.

II ЧЕТВЕРТЬ (8   16 часов)

17.

1

Осенние работы людей на селе и городе.

Просмотр сюжетных картинок по серии: труд людей на селе. Беседа

Знать виды осенних работ человека в сельских условиях

Игровые технологии. Элементы технологии коллективного способа обучения.

18.

1

Осенние работы людей в городе

Просмотр сюжетных картинок по серии: труд людей в городе. Беседа

Знать виды осенних работ человека в городских условиях

Элементы компьютерной технологии.

19.

1

Чередование времен года.

Правильно соотносить сезонные изменение в неживой природе со сменой времен года

Знать и правильно называть времена года

Элементы разноуровневого и дифференцированного обучения.

20.

1

Закрепление знаний о названиях месяцев.

Закрепление очередности чередования месяцев в году

Знать и правильно называть календарные месяцы

Элементы проблемного обучения.

Неживая природа (4   8 часов)

21.

1

Почва. Состав почвы: песок, глина, камни.

Экскурсия

Правильно называть составляющие компоненты почвы. Практическое исследование участка земли

Знать состав почвы.

Элементы проблемного обучения.

22.

1

Почва. Состав почвы: песок, глина, камни.

Правильно называть составляющие компоненты почвы

Знать состав почвы

Игровые технологии.

23.

1

Простейшие составы почвы, их значение для растений.

Запись и зарисовка в тетрадях составляющие компоненты почвы

Уметь использовать полученные знания в формулировке о значимости почвы для растений

Игровые технологии. Элементы технологии коллективного способа обучения.

24.

1

Простейшие составы почвы, их значение для растений.

Запись и зарисовка в тетрадях составляющие компоненты почвы

Уметь использовать полученные знания в формулировке о значимости почвы для растений

Элементы проблемного обучения.

25.

1

Способы обработки почвы: рыхление, полив и т.д.

Составление коротких рассказов с использованием сюжетных картинок

Знать, как правильно ухаживать за почвой

Элементы технологии коллективного способа обучения.

26.

1

Формы поверхности Земли: равнины, низменности.

Просматривание серии фотографий с изображением форм поверхности Земли из космоса и на земле. Зарисовки в тетрадях всех форм поверхности Земли

Умение называть и различать формы поверхности Земли

Элементы компьютерной технологии.

Элементы проблемного обучения.

Игровые технологии.

27.

1

Формы поверхности Земли: низменности

28.

1

Формы поверхности Земли: холмы, горы.

Живая природа (18 36 часов)

I. Живая природа. Растения. (7   14 часов)

29.

1

Деревья сада, леса в зимнее время года.

Экскурсия

Наблюдение за деревьями сада и леса

Знать название садовых и лесных деревьев и уметь их различать

Элементы разноуровневого и дифференцированного обучения.

30.

1

Растения. Части растений (корень, стебель, ствол, ветки, почки, листья, цветки).

Обозначь части растений. Сравнивать строение дерева и кустарника.

Знать строение растений. Уметь называть и определять части растений.

Элементы компьютерной технологии.

III ЧЕТВЕРТЬ (21 час)

31.

1

Сравнение и распознавание растений по их признакам (деревья, кустарники, травы).

Сравнивать и различать, классифицировать: деревья, кустарники, травы. Устанавливать причинно-следственные связи.

Знать названия наиболее распространенных деревьев, кустарников и трав. Уметь распознавать растения по их признакам.

Элементы проблемного обучения.

32.

1

Растения культурные и дикорастущие (по 2-3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду.

Классифицировать растения по внешним признакам

Уметь приводить примеры культурных и дикорастущих растений

Элементы компьютерной технологии.

33.

1

Уход за цветами в саду.

Записи в дневниках наблюдений

Знать, как правильно ухаживать за цветами в саду

Элементы компьютерной технологии. Элементы технологии коллективного способа обучения.

34.

1

Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана

Зарисовки лекарственных растений

Уметь различать лекарственные растения. Знать их применение.

Элементы проблемного обучения.

35.

1

Редкие растения и их охрана

Знакомство с красной книгой

Уметь находить редкие растения среди других растений. Бережное отношение к природе

Элементы разноуровневого и дифференцированного обучения.

36.

1

Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др.

Просмотр предметных картинок с изображением полевых растений

Классификация зерновых растений по их внешним признакам

Элементы проблемного обучения.

37.

1

Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.

Зарисовки в тетради частей растения

Называть части растения. Знать применение полевых растений человеком

Игровые технологии. Элементы технологии коллективного способа обучения.

38.

1

Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.

Составление коротких рассказов о жизни полевых растений

Усвоить представление о взаимосвязях сезонных изменений в живой природе

Элементы проблемного обучения.

39.

1

Растения сада. Фруктовые деревья (внешний вид, плоды). Ягодные кустарники (внешний вид, плоды).

Сравнивать и различать растения сада: фруктовые деревья.

Знать о растениях сада: фруктовых деревьев, об использовании их человеком. Уметь сравнивать и различать фруктовые деревья.

Элементы разноуровневого и дифференцированного обучения.

40.

1

Растения сада. Ягодные кустарники (внешний вид, плоды).

Сравнивать и различать растения сада: ягодные кустарники.

Знать о растениях сада: ягодных кустарниках, об использовании их человеком. Уметь сравнивать и различать ягодные кустарники.

Игровые технологии. Элементы проблемного обучения.

41.

1

Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные. Кустарники.

Выделять общее и различие. Слушать рассказ и выделять главное. Сравнивать и различать хвойные и лиственные деревья.

Знать названия наиболее распространенных хвойных и лиственных деревьев. Уметь определять и описывать вечнозеленые растения, различать хвойные и лиственные деревья.

Элементы компьютерной технологии.

Элементы проблемного обучения.

42.

1

Лес. Растения леса. Кустарники.

Сравнивать и различать кустарники.

Знать названия наиболее распространенных кустарников.

Элементы проблемного обучения.

II. Живая природа. Животные. (7  14 часов)

43.

1

Домашнее животное: свинья (внешний вид, питание, детеныши, уход за домашним животным).

Грамотно и логически правильно излагать свои мысли, строить свой рассказ, опираясь на таблицу-опору.

Знать основные части тела, питание. Знать о пользе, приносимой людям, о роли человека в жизни домашних животных. Уметь отличать свинью от других домашних животных; описывать повадки и образ жизни.

Элементы компьютерной технологии.

44.

1

Домашнее животное: корова (внешний вид, питание, детеныши, уход за домашним животным).

Грамотно и логически правильно излагать свои мысли, строить свой рассказ, опираясь на таблицу-опору.

Знать основные части тела, питание. Знать о пользе, приносимой людям, о роли человека в жизни домашних животных. Уметь отличать корову от других домашних животных; описывать повадки и образ жизни.

Элементы проблемного обучения. Игровые технологии.

45.

1

Домашние животные: лошади и овца

Грамотно и логически правильно излагать свои мысли, строить свой рассказ, опираясь на таблицу-опору.

Знать основные части тела, питание. Знать о пользе, приносимой людям, о роли человека в жизни домашних животных. Уметь отличать лошади, овцы от других домашних животных; описывать повадки и образ жизни.

Элементы компьютерной технологии.

46.

1

Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Экскурсия

Наблюдение за домашними животными и беседа.

Знать способы разведения и уход за домашними животными

Элементы разно уровневого и дифференцированного обучения.

47.

1

Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.

Описывать по плану и картинке домашних птиц, объединять их по общему признаку, находить лишнее и обосновывать высказанное суждение. Распознавать и называть птиц по внешнему виду.

Знать особенности существования домашних птиц, их питание, повадки, образ жизни.

Элементы компьютерной технологии. Игровые технологии.

48.

1

Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.

Описывать по плану и картинке птиц, объединять их по общему признаку, находить лишнее и обосновывать высказанное суждение. Распознавать и называть птиц по внешнему виду.

Различать виды домашних птиц, описывать их повадки, образ жизни. Уметь ухаживать за ними

Элементы проблемного обучения.

49.

1

Дикие птицы: утка, гусь, лебедь.

Описывать по плану и картинке диких птиц, объединять их по общему признаку, находить лишнее и обосновывать высказанное суждение. Распознавать и называть птиц по внешнему виду.

Знать особенности существования диких птиц, их питание, повадки, образ жизни.

Элементы компьютерной технологии.

50.

1

Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем.

Описывать по плану и картинке птиц, объединять их по общему признаку, находить лишнее и обосновывать высказанное суждение. Распознавать и называть птиц по внешнему виду.

Различать виды диких птиц, описывать их повадки, образ жизни. Уметь сравнивать и отличать их от домашних птиц

Игровые технологии.

51.

1

Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц.

Экскурсия

Различать птиц, описывать их повадки, образ жизни, определять их значение в жизни человека

Элементы проблемного обучения.

52.

1

Птицы – друзья сада; охрана птиц.

Отражение результатов экскурсии в рисунках детей

Бережное отношение к птицам

Элементы технологии коллективного способа обучения.

53.

1

Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.

Иметь представление о внешнем виде насекомых используя картинный материал и набор слайдов

Знать особенности насекомых: внешний вид, где живут. Уметь различать вредных и полезных насекомых. Формировать знания учащихся об изменениях в жизни насекомых.

Элементы проблемного обучения. Игровые технологии.

54.

1

Полезные насекомые. Насекомые-вредители.

55.

1

Разведение и использование человеком пчел. Пасека.

56.

1

Насекомые-вредители.

III. Живая природа. Человек (4   8 часов)

57.

1

Голова и мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга.

Описывать по плану строение головного мозга

Иметь элементарные представления о строении головного мозга

Элементы компьютерной технологии.

58.

1

Профилактика травматизма головного мозга.

Беседа по профилактике травматизма

Оказание первой медицинской помощи при травмах головного мозга

Элементы технологии коллективного способа обучения.

59.

1

Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.

Соблюдение режима дня из серии сюжетных картинок

Соблюдение режимных моментов по предупреждению перегрузок

Элементы проблемного обучения.

60.

1

Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.

Игровые технологии.

61.

1

Состояние природы и ее влияние на здоровье человека.

Экскурсия

Строить монологическое высказывание по схеме об окружающей среде и о здоровье человека.

Знать о взаимодействии человека и природы, о значении здоровья для жизни человека. Уметь охранять и беречь природу, принимать активное участие в охране природы.

Элементы проблемного обучения.

62.

1

Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле.

Беседа по экологии

Усвоить представление о взаимодействии человека и природы, значении состояния природы для жизнедеятельности человека

Элементы технологии коллективного способа обучения.

63.

1

Охрана редких растений и исчезающих животных.

Работа с Красной книгой

Иметь представления о редких растениях и исчезающих животных

Элементы компьютерной технологии.

64.

1

Зоопарк. Заповедник. Лесничество

Использовать серию предметных картинок

Иметь представления о зоопарке, заповеднике, лесничестве.

Игровые технологии.

Повторение (1часа)

65.

1

Растения поля, сада (цветковых растений), их строение, использование человеком

Обобщать и систематизировать знания о растениях поля, сада

Знать цветковые растения поля и сада

Элементы компьютерной технологии.

Игровые технологии.

66.

1

Взаимосвязь сезонных изменений в неживой и живой природе.

Экскурсия.

Обобщать и систематизировать

знания о взаимосвязи сезонных изменений в неживой и живой природе

Знать о взаимосвязи сезонных изменений в неживой и живой природе

Элементы компьютерной технологии.

67.

1

Домашние животные и птицы, их повадки, образ жизни, роль человека в жизни домашних животных. Насекомые.

Обобщать и систематизировать

знания о домашних животных, птицах и насекомых

Знать о домашних животных, птицах и насекомых

Элементы технологии коллективного способа обучения. Игровые технологии.

68.

1

Взаимодействие человека и природы, значение состояния природы в жизнедеятельности человека

Обобщать и систематизировать

знания о взаимодействии человека и природы

Знать о взаимодействии человека и природы

Элементы проблемного обучения. Элементы компьютерной технологии.