Урок окружающего мира в 1 классе тема «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Хандрыкина Мария Владимировна

Данный урок предназначен для учащихся 1 класса. Проводится с целью формировать навыки безопасного поведения в автомобиле и поезде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс, предмет: 1 «А», окружающий мир

Тип: Открытие нового знания

Тема: «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности»

Цели деятельности учителя: формировать навыки безопасного поведения в автомобиле и поезде.

Тип урока: решение частных задач.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся обобщать сведения о транспорте, обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте; рассказывать о правилах безопасного поведения в автобусе, троллейбусе, трамвае; участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности в транспорте и действия в опасной ситуации; получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности; использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о соблюдении правил безопасности на различных видах транспорта;  логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная, в парах.

Материалы для учащихся: учебник, пенал, картинки машин

Материалы для учителя: учебник, презентация, технологическая карта, видео, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Методы обучения, КРР

1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Психологически настраивают детей на урок. 

-Здравствуйте, ребята!

Приветствую учителя.

Личностные: Мотивация к деятельности

Метод ведения разговора

2.  АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ 

-Ребята, отгадайте загадку:

Братцы в гости снарядились, 
Друг за друга уцепились, 
И помчались в путь далек, 
Лишь оставили дымок.

(Поезд)

Двери, окна, но не дом.
Есть сиденья даже в нём.
Фары светят, как глаза,

Есть четыре колеса.
Из-под них клубится пыль.
Это что…
 (Автомобиль)!

-

1. Беседа.

Учитель. Ребята,  вы ездили на разных видах транспорта. А знаете ли вы правила безопасности, которые необходимо соблюдать в автомобиле, поезде, на железной дороге?

Учитель. А как должны ездить ученики в автомобили согласно правилам?

Ученики. Ученики до 12 лет должны ездить в специальных креслах.

Учитель. Можно ли прислоняться к дверям в электричке или поездах метро?

Ученики. Нет, двери открываются автоматически и можно упасть.

2. Работа по материалам учебника (с. 68–69).

Учитель. Где можно переходить железнодорожное полотно?

Ученики. Необходимо пользоваться специальным пешеходным переходом.

-Замечательно. А что они могут перевозить?

-А какие есть автомобили?

-Какие функции у этих автомобилей?

-А какие ещё есть виды транспорта?

-Любой ли человек может стать водителем транспортного средства?

-Что для этого нужно?

-Любой ли человек может стать пассажиром?

-Что нужно для того, чтобы быть грамотным пассажиром?

-Есть ли специальные правила, которые нужно выполнять пассажирам?

-Кто из вас их знает?

Слушают учителя.

-Поезд

-Автомобиль

Нельзя бегать, мешать водителю, громко кричать

Ученики до 12 лет должны ездить в специальных креслах.

-Нет

Ответы детей.

-Учиться, знать правила безопасности

-Да

Ответы детей.

Познавательные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные:

постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные: 

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить

Регулятивные:

Развивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии

Познавательные:

Строить рассуждения в форме связи простых суждений

Коммуникативные:

Использовать речь для регуляции своего действия;

Формирование готовности восприятия учебного материала

Повторение

Устный опрос

Беседа

Устный опрос

3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Целеполагание 

3.2. Открытие нового знания. 

3.3.Первичное закрепление 

-Послушайте предложение:

-Муравей принёс огнетушитель и ремень безопасности. Что объединяет эти два предмета?

-Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

-Какую мы поставим цель?

-Откройте учебник на стр. 68 и прочитайте тему урока.

-Скажите, а нужно ли нам знать правила безопасности?

-Тогда я вам предлагаю отправится в страну безопасности! Мы с вами отправимся на двух транспортах. 1 ряд и те, кто сидит за…на машине. Вы будете издавать звук ЖИИИ и руки вытянете вперед, как за рулем. 2 ряд и те, кто сидит за…на поезде. Вы будете стукать себя по коленкам и издавать звук Ту-ту.

-Все готовы? Отправляемся.

-Вот мы и на месте.

-А как вы думаете, кто первый добрался?

-Первыми у нас добрались друзья на поезде.

-Как вы считаете какие вам необходимы правила до того, как вы сядете в поезд?

-Как вести себя возле железной дороги?

-Как можно переходить железнодорожные пути?

-А когда мы сядем в поезд, какие теперь нам нужно знать правила?

-Действительно, все что вы назвали верно. Но не стоит забывать, что нужно ездить в сопровождении взрослых, не мусорить, не кричать, уступать место пожилым людям и девушкам. В автобусах дальнего следования обязательно есть ремни, которыми вы должны пристегнуться

(Видео)

-Всё ли мы знали о правилах на железной дороге? Или что-то вы узнали новое.

-Пока мы смотрели фильм, прибыли наши последние друзья автомобилисты.

-Кто из вас ездил на машине?

-Скажите, а кто сидел на переднем сидении?

-А можно ли сидеть детям впереди?

-А где должны сидеть дети?

-А какие ещё правила в машине вы знаете?

-Ни в коем случае нельзя закрывать глаза водителю, вставать на ноги, разбрасываться едой.

-Замечательно! Мы разобрали с вами правила безопасности в машине и поезде.

-Откройте в учебнике страницу 68 и давайте прочитаем, что нам скажут авторы учебника. Какие правила они предлагают.

-Согласны ли вы? Говорили мы об этом?

Читаем дальше.

-Новая эта информация? Запомните её и обязательно соблюдайте.

-Это средства безопасности

-О средствах безопасности.

-Узнать правила поведения в поезде и автомобиле

Читают учебник.

-Да

Слушают учителя и выполняют движения.

-Поезд

Слушают учителя.

Ответы детей.

-Не подходить к краю, не играть на рельсах.

-Можно пройти по мосту.

-Сесть на то место, которое купили билет.

Слушают учителя.

Смотрят видео.

Ответы детей.

Слушают учителя.

Ответы детей.

-Нельзя.

-Сзади в специальном кресле

Ответы детей.

Слушают учителя.

Работают в учебнике.

-Да

-Да

Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование.

Личностные:

Учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Регулятивные:

целеполагание

Регулятивные:

Саморегуляция

Познавательные:

структурирование знаний

Коммуникативные:

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений;

доказательство

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Коммуникативные: умение слушать собеседника

Личностные:

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

Познавательные:

структурирование знаний

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Личностные:

Учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Регулятивные:

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Познавательные:

-восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию

-Овладеть навыками смыслового чтения текстов

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Личностные:

Формирование социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Постановка проблемы или создание проблемной ситуации

Работа с книгой

Рассказ

Объяснение

Беседа

Формирование готовности восприятия учебного материала

Демонстрация

Беседа

Рассказ, объяснение

Работа с книгой

Беседа

Физминутка

3.4. Самостоятельная работа 

3.5. Повторение и включение в систему знаний

-Я предлагаю закрепить наши знания. Откройте свою рабочую тетрадь на стр.47 и выполните задание №1. Прочитайте, что нужно сделать? Понятно, ли вам как выполнять? Приступайте.

-Что у вас получилось? Проверьте.

-Что вы узнали нового?

-Скажите, пригодятся ли вам полученные знания в жизни?

-Будете ли вы выполнять эти правила безопасности?

-А как вы думаете знают ли ваши друзья такие серьезные и нужные правила?

-Сейчас я хочу раздать вам памятки, что вы познакомили своих друзей и не забывали их сами.

Выполняют работу в тетради.

Ответы детей. Проверяют по образцу.

Ответы детей.

-Да

-Да

Ответы детей

Смотрят памятки.

Регулятивные:

-Саморегуляция

-Овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные:

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

Практическая работа

Проверка по эталону

Беседа

4.РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-У вас на столах лежат машины. Оцените себя на уроке. Поднимите зеленую карточку, если вам было все понятно, и вы были счастливы. Поднимите розовую, если вам было все понятно, но вы не были активны.

-Я вижу, что большинство остались довольны. Я согласна с вами. Мне было очень приятно с вами работать. Можете убрать своё рабочее место. Спасибо за урок!

Слушают учителя и оценивают свою работу на уроке.

Прощаются с учителем.

Личностные: Оценивание своей деятельности         

Самооценка

САМОАНАЛИЗ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, ПРОВЕДЕННОГО В

1 «В» КЛАССЕ.

Тема урока: «Почему в автомобиле и поезде необходимо соблюдать правила безопасности?»

Программа: А. А. Плешаков Окружающий мир. Учебник. «Школа России» 1 класс 2 часть.

Уровень успеваемости учеников средний. Дети проявляют активность и интерес к учебе. В данном классе много активных детей.

Данный урок является 1 по теме «Почему в автомобиле и поезде необходимо соблюдать правила безопасности?». В уроке дети закрепят умения и зная по разделу «Почему и зачем?».

В соответствии с темой была сформулирована цель: узнать правила безопасности в автомобиле и поезде.

Перед уроком были поставлены задачи, которые были направлены на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Задачи, направленные на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов решались на этапах: мотивация к учебной деятельности, актуализация опорного знания, организация познавательной деятельности,
 целеполагания, открытия нового знания, первичного закрепление, самостоятельной работы, повторения и включения в систему знаний, рефлексия учебной деятельности.

Дети проявляли себя активно, плодотворно работали и участвовали в обсуждении материала.

Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:

  1. Формирование социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, формировалась на этапе первичное закрепление с помощью метода беседы.
  2. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, формировалась на этапе открытие нового знания и повторение и включение в систему знаний, с помощью метода формирование готовности восприятия учебного материала и беседы.
  3. Учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, формировалась на этапе, организация познавательно деятельности и открытие нового знания, с помощью методов: постановка проблемы или создание проблемной ситуации  и работа с книгой.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные:

  • Овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления формировалась на этапе самостоятельной работы, с помощью метода практической работы.
  • Развивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии формировалась на этапе актуализации знаний, с помощью метода беседы.
  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане формировалась на этапе открытие нового знания, используя методы рассказа и беседы.

Познавательные: 

  • Овладеть навыками смыслового чтения текстов формировалась на этапе первичного закрепления, с помощью метода работы с книгой.
  • Строить рассуждения в форме связи простых суждений формировалась на этапе актуализации знаний, с помощью метода устный опрос.

Коммуникативные:

  • Использовать речь для регуляции своего действия формировалась на этапе актуализации знаний, с помощью метода устный опрос.
  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи формировалась на этапе открытие нового знания, с помощью метода рассказ.

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. Повторить правила дорожного движения и соблюдать их.
  2. Повторить виды транспорта

Задачи урока решены, и цель достигнута, о чем свидетельствует демонстрация полученных знаний учащихся.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс, предмет: 1 «В», окружающий мир

Тип: Открытие нового знания

Тема: «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности»

Цель: Познакомить учащихся с правилами безопасности в автомобиле и поезде.

Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:

  1. Формирование социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
  2. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни
  3. Формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
  2. Развитие начальные форм познавательной и личностной рефлексии
  3. Овладение навыками смыслового чтения текстов

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. Повторить правила дорожного движения и соблюдать их.
  2. Повторить виды транспорта

Оснащение урока:

Материалы для учащихся: учебник, пенал, картинки машин

Материалы для учителя: учебник, презентация, технологическая карта, видео, раздаточный материал.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс, предмет: 1 «В», окружающий мир

Тип: Открытие нового знания

Тема: «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности»

Цель: Познакомить учащихся с правилами безопасности в автомобиле и поезде.

Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:

  1. Формирование социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
  2. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни
  3. Формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
  2. Развитие начальные форм познавательной и личностной рефлексии
  3. Овладение навыками смыслового чтения текстов

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. Повторить правила дорожного движения и соблюдать их.
  2. Повторить виды транспорта

Оснащение урока:

Материалы для учащихся: учебник, пенал, картинки машин

Материалы для учителя: учебник, презентация, технологическая карта, видео, раздаточный материал.