Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» 1-4 классы
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Башмурова Александра Борисовна

Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ СШ №10 г. Павлово и программы «Окружающий мир. 1-4 классы.» Виноградова Н. Ф.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_okruzhayushchiy_1-4_nov.docx56.89 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №1 к ООП НОО

МБОУ СШ №10 г. Павлово

приказ  №255 от 01.09.2017

Рабочая программа учебного предмета

«Окружающий мир»

1-4 классы


Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ СШ №10 г. Павлово и программы «Окружающий мир. 1-4 классы.» Виноградова Н. Ф.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т.е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные цели представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли

России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • интеллектуальные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение,классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

К концу первого класса обучащиеся научатся:

  • Воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
  • Различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улице;
  • Ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
  • Различать особенности деятельности людей, в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
  • Различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
  • Определять последовательность времен года (начиная с любого); находить ошибки в предъявленной последовательности; характеризовать кратко сезонные изменения;
  • Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
  • Описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
  • Сравнивать домашних и диких животных.

К концу первого класса обучащиеся могут научиться:

  • Анализировать дорогу от дома до школы, в житейских  ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
  • Различать основные нравственно-этические понятия;
  • Рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
  • Участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.

К концу второго класса  обучащиеся научатся:

 - составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи.

 - называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;

- оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;

- различать прошлое, настоящее и будущее; год, век, соотносить событие с его датой;

- характеризовать кратко Солнечную систему, называть отличия Земли от других планет;

- называть царства природы;

- описывать признаки животного и растения как живого существа;

- моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;

- различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

- устанавливать основные признаки разных сообществ;

сравнивать сообщества;

- сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.

К концу второго класса обучащиеся могут научиться:

-  «читать» информацию, представленную в виде схемы;

- воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании изученные сведения из истории Москвы;

- ориентироваться в понятиях: «Солнечная система», «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения», «плодовые культуры»;

- проводить несложные опыты и наблюдения;

- приводить примеры растений и животных из Красной книги России.

К концу третьего класса обучащиеся научатся:

- характеризовать условия жизни на Земле;

- устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

- описывать свойства воды (воздуха);

- различать растения разных видов, описывать их;

- объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;

- объяснять отличия грибов от растений;

- характеризовать животное как организм;

-устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;

- составлять описательный рассказ о животном;

- приводить примеры цепи питания;

- характеризовать некоторые важнейшие события в истории Российского государства;

- сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и т.п. разных эпох;

- называть даты рождения Древней Руси; венчания на царство первого русского царя;  отмены крепостного права, свержения последнего русского царя;

- работать с географической и исторической картами, контурной картой.

 К концу третьего класса обучащиеся могут научиться:

 - ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;

- анализировать модели, изображающие Землю. Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

- приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды и воздуха;

- приводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;

- рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;

- ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны;

- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

К концу четвертого класса обучащиеся научатся:

 -  выявлять признаки живого организма, характерные для человека;

- моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;

- устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребенка;

- оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры проявления доброты, честности, смелости и др.;

- анализировать модели, изображающие Землю; в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической картах объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;

- описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;

- составлять рассказ - описание о странах – соседях России;

-  различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;

-  соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;

-  называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох, рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;

- различать символы царской власти, символы современной России;

- описывать основные события культурной жизни России, называть их даты;

-  называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.

 

  К концу четвертого класса обучащиеся могут научиться:

- применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;

- различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;

- раскрывать причины отдельных событий в жизни страны.

  1. Содержание

Содержание учебного предмета

1 класс (68 ч.)

Введение. Этот удивительный мир (1ч)

Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.

Мы — школьники (2 ч)

Ты — первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.

Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.

Твоё здоровье (6 ч)

Забота о своём здоровье и хорошем настроении. Гигиена ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.

Солнце, воздух, вода — факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом. Режим дня.

Я и другие люди (3 ч)

Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.

Труд людей (6 ч)

Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.

ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.

Родная природа (31 ч)

Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).

Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4-5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4-5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3-4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.

Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.

ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).

Семья (2 ч)

Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.

Наша страна — Россия. Родной край (15 ч)

Название города , в котором мы живём. Главная улица, площадь. Памятные места нашего города. Труд людей родного города, профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, швея, экскурсовод и др.). Уважение к труду людей.

Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.

Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.

ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования общественным транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.

Экскурсии

Сезонные экскурсии «Времена года»: в теплицу,  в хозяйство по выращиванию цветов и т. п.. Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (с учётом местных особенностей).

Практические работы

Уход за комнатными растениями и животными уголка природы, работа с аквариумом.

Содержание учебного материала.

2 класс (68ч.)

Введение. Что окружает человека(1ч)

 Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.);живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

Универсальные учебные действия

«Читать» информацию, представленную в виде схемы. Сравнивать внешность разных людей, выделять черты сходства и различия.

Кто ты такой (14 ч)

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.

Твое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Наши помощники – органы чувств.

Значение режима дня, гигиены, закаливания. Определение времени по часам.

Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желания изменить себя.

ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дороге. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях. Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.

Универсальные учебные действия

Описывать кратко особенности разных органов чувств. Сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией. Анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника. Различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты.

Характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания. Реализовать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях.

Кто живет рядом с тобой(6 ч)

Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное древо, имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота старших и младших членов семьи.

Правила поведения. Значение их выполнения для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым и больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению – правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья- одноклассники.

Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражение лица, мимику, жесты. Ссоры, их предупреждение.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.

Универсальные учебные действия

Составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи. Характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и малышами. Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.

Россия – твоя Родина (13 ч)

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. История рассказывает о прошлом.

Москва – столица Российской Федерации, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении процветании Москвы. Санкт- Петербург – северная столица России. Достопримечательности С.-Петербурга.  «Золотое кольцо «России. Достопримечательности древних городов. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Наши предки. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в 5 -19 веках. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта  славян. Русская трапеза. Образование городов.

Родной край – частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.

Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб- главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возникло в последние годы.

Мы- граждане России. Как возникло и что обозначает слово «гражданин». Флаг и герб России. Конституция – главный закон России. Права детей России. Россия – многонациональная страна. Жизнь разных народов России на примере 2-3 народов.

Универсальные учебные действия

Ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина».

Воспроизводить в небольшом рассказе – повествовании события, связанные с историей Москвы. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их. Ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка. Знать флаг и герб России.

Мы – жители Земли (9 ч).

Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля – планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.

Царства природы. Бактерии. Грибы. Животное и растение – живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие животных и растений.

Универсальные учебные действия

Характеризовать кратко Солнечную систему; выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы. Называть царства природы. Описывать признаки животного и растения как живого существа.

Природные сообщества (23 ч)

Среда обитания. Природные сообщества. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные, дубрава. Березняк, осинник и др. леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие, насекомые, пресмыкающиеся, птицы – обитатели леса, их жизнь в разные времена года. Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.

Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов. Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов. Река как водный поток.

Типичные представители растительного и животного мира реки.

Использование водоемов и рек человеком. Правила поведения на водоемах и реках. Охрана водоемов и рек.

Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга. Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.

Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. животные поля.

Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.

Универсальные учебные действия

Различать этажи леса: называть особенности каждого этажа. Узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья, леса.

Различать понятия: сообщества, деревья, кустарники, травы, лекарственные и ядовитые растения.

Составлять небольшое описание на тему «Лес- сообщество». Моделировать на примере цепи питания жизнь леса. Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу.

Отличать водоем как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности. Различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды. Проводить несложные опыты по определению состояния воды. Отличать водоем от реки как водного потока.

Описывать представителей растительного и животного мира луга, поля, сада. Приводить примеры лекарственных растений луга. Узнавать в процессе наблюдения опасные для человека растения. Отличать поле, луг, сад как сообщество от других сообществ. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представленную виде схемы. Описывать сезонный труд в саду, огороде. Различать плодовые и ягодные культуры.

Природа и человек (2ч)

Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.

Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.

Путешествие в прошлое. Как человек одомашнил животных.

Универсальные учебные действия

Составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека. Приводить примеры произведений живописи, посвященных природе. Приводить примеры растений и животных, занесенных в Красную книгу России.

Экскурсии.

В лес, поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда. Экскурсии в исторический, художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта.

Практические работы.

Составление режима для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного древа. Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами.

Содержание учебного материала.

3 класс (68ч.)

Земля – наш общий дом (7 ч.)

  Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.

Солнечная система.Солнце – звезда. Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

  Условия жизни на Земле. Солнце - источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух – смесь газов. Охрана воздуха.

Универсальные учебные действия.

Ориентироваться в понятии «историческое время». Различать понятия «век», «столетие», «эпоха». Характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее. Характеризовать условия жизни на Земле (вода, воздух, тепло, свет). Устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха. Описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды (воздуха). Называть источники воды, характеризовать различные водоемы. Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей.

Человек изучает Землю (4 ч.)

  Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты – методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус – модель Земли. План. Карта. Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Знакомство с компасом.

Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Универсальные учебные действия.

Анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте. Ориентироваться в плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей. Объяснять назначение масштаба и условных обозначений. Определять направление расположения объекта по компасу, находить стороны горизонта.

Царства природы (26 ч.)

Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

  Животные – царство природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные.

  Животные – живые тела. Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.

  Как человек одомашнил животных.

  Растения – царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые; их общая характеристика.

  Растения – живые тела. Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян. Охрана растений.

Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравления ими.

Универсальные учебные действия.

  Объяснять отличие грибов от растений.   Различать грибы съедобные и ядовитые.

Характеризовать роль животных в природе. Приводить примеры одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать животное как организм. Устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного. Приводить примеры цепи питания. Составлять описательный рассказ о животных разных классов. Составлять рассказ – рассуждение на тему: «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных. Ориентироваться в понятии «одомашнивание животных», перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.

  Характеризовать значение растений для жизни. Различать растения разных видов, описывать их. Объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения. Проводить несложные опыты по размножению растений. Приводить примеры причин исчезновения растений.

  Наша Родина: от Руси до России (11 ч.)

  Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель княжества, страны, государства.

Расширение кругозора школьников. Символы царской власти.

Универсальные учебные действия.

Воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи. Узнавать символы царской власти. Знать имя президента современной России. Называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя, отмены крепостного права, свержения последнего русского царя. Называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.

Как люди жили в старину (12 ч.)

  Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство – основные качества славянина.

  Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий.

  Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.  

Универсальные учебные действия.

Составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?» Описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян. Воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события. Объединять события, относящиеся к одной исторической эпохе; рассказывать об основных исторических событиях, происходящих в это время.

Как трудились в старину (7 ч.)

Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб – главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

  Ремесла. Возникновение ремесел на Руси, в России. Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Строительство. Первые славянские поселения, древние города.

  Торговля. Возникновение денег.

  Развитие техники в России. Освоение космоса.

Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

Уроки – обобщения.

Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).

Экскурсии.

  В природные сообщества, на водный объект с целью изучения использования воды человеком, охраны воды от загрязнения. В краеведческий музей, на предприятие, в учреждение быта и культуры.

Опыты.

  Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.

Практические работы.

Работа с картой. Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

Универсальные учебные действия.

 Ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их. Рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника.

Приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России.

 Называть древние города, описывать их достопримечательности.

Ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист».

Содержание учебного материала.

4 класс (68ч.)

Человек- живое существо (организм) (16ч.)

  Человек- живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий. Роль нервной системы в организме.

  Опорно-двигательная система: скелет и мышцы. Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.

  Пищеварительная система. Ее органы. Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.

  Дыхательная система. Ее органы. Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания.

  Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце – главный орган кровеносной системы. Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.

  Органы выделения. Их роль в организме. Главный орган выделения – почки. Кожа и ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.

  Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.

  Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.

Универсальные учебные действия

 Характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов. Объяснять особую роль нервной системы в организме.

  Твое здоровье (12ч.)

  Человек и его здоровье. Знание своего организма – условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим работы школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.

  Вредные привычки.

  ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными.

Универсальные учебные действия

  Раскрывать принципы здорового образа жизни.  Объяснять вред курения, наркотиков, алкоголя. Различать ядовитые грибы и растения. Конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания.

  Практические работы.

  Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях.

  Человек – часть природы (2ч.)

Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.

Универсальные учебные действия

  Характеризовать человека как часть природы: выделять общее и отличное от организма животного. Устанавливать последовательность этапов развития человека. Характеризовать условия роста и развития ребенка.

  Человек среди людей (5ч.)

  Доброта, справедливость, забота о больных и стариках – качества культурного человека. Правила культурного общения.

  ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.

Универсальные учебные действия

 Различать положительные и отрицательные качества человека, приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости и др. Характеризовать правила безопасности при общении с чужими людьми.

  Родная страна: от края до края (10ч.)

 Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыни, влажные субтропики.

  Почвы России. Почва – среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.

  Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина.

 Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. Кремлевские города. Улицы, история и происхождение названий.

  Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания.

Универсальные учебные действия

 Описывать картины природных зон, узнавать на рисунках особенности разных природных зон.

  Моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв.

  Находить на карте равнины и горы России. Выделять особенности кремлевских городов, узнавать по рисункам.

  Обобщать информацию о странах – соседях России, полученную из разных источников. Описывать особенности природы, культуры, труда и быта людей стран – соседей России.

Человек – творец культурных ценностей (12ч.)

Что такое культура. Ценности культуры. О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре 1, во второй половине 18 века. Первые университеты в России. М.В.Ломоносов.

  Искусство в России в разные времена. Памятники архитектуры Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.

  Искусство России 18 века. Памятники архитектуры. Творения В.И.Баженова. Изобразительное искусство 18 века. Возникновение публичных театров.

  Искусство России 19 века. «Золотой век» русской культуры. А.С.Пушкин – «солнце русской поэзии». Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников.

  Искусство России 20  века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода. Произведения художников России. Детские писатели и поэты.

Универсальные учебные действия

Ориентироваться в понятии «культура», «наполнять» его характеристику конкретными примерами.  Составлять рассказы – повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства. Называть основные события в культурной жизни России и их даты.  Называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.  Обобщать информацию, полученную в разных информационных средах.

  Человек – защитник своего Отечества (5ч.)

  Борьба славян с половцами. А.Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Борьба русских людей с Золотой ордой за независимость Родины. Куликовская битва. Д. Донской.

  Отечественная война 1812 года. М.И.Кутузов.

  Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.

  Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» В. Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в 17 веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу Родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.

  Человек – защитник своего Отечества (5ч.)

  Составлять рассказ – повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть их даты.

  Гражданин и государство (3ч.)

 Россия – наша Родина. Русский язык – государственный язык России. Права и обязанности граждан. Символы государства.

Универсальные учебные действия

  Характеризовать права и обязанности гражданина России. Обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах.

Требования к уровню подготовки учащихся.

  Экскурсии.

  В краеведческий, художественный музей, музей художника, писателя или композитора.

  Практические работы.

Работа с исторической картой.

  1. Тематическое планирование

1 класс

Название раздела

Количество часов на изучение

Введение. Этот удивительный мир

1 ч.

Мы — школьники

2 ч.

Родная природа

31 ч.

Семья

2 ч.

Труд людей

6 ч.

Наша страна — Россия.

Родной край

15 ч.

Твоё здоровье

6 ч.

Я и другие люди

3 ч.

Тематическое планирование 2 класс

Название раздела (темы)

Количество часов на изучение

Введение. Что окружает человека

1 ч.

Кто ты такой?

14 ч.

Кто живет рядом с тобой?

6 ч.

Россия – твоя Родина

13 ч.

Мы – жители Земли.

9 ч.

Природные сообщества

23 ч.

Природа и человек.

2 ч.

Тематическое планирование 3 класс

Название раздела

Количество часов на изучение

Земля — наш общий дом

7 ч.

Человек изучает Землю

4 ч.

Царства природы. Бактерии.

Грибы.

Растения.

Животные

26 ч.

Наша Родина: от Руси до России

11 ч.

Как люди жили в старину

12 ч.

Как трудились в старину

7 ч.

Тематическое планирование 4 класс

Название раздела

Количество часов на изучение

Человек — живое существо (организм)

16 ч.

Твоё здоровье

12 ч.

Человек — часть природы

2 ч.

Человек среди людей

5 ч.

Родная страна:  от края до края

10 ч.

Человек — творец культурных ценностей

12 ч.

Человек — защитник своего Отечества

5 ч.

Гражданин и государство

3 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 4 класса начального общего образования на 2015/2016 учебный год

Рабочая учебная программа составлена на основе авторской                                       ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для обучающихся 1 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной рабочей п...

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" с 1-4 классы

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир! с 1-4 кл....

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий социальный мир" для 4 класса вариант 2

Данная программа подойдёт педагогам, работающим с детьми с ОВЗ (2 вариант)...

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для обучающихся 4 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной рабочей п...