РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для обучающихся 1 класса
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌Министерство образования Московской области‌‌

‌Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск‌

МОУ СОШ №3

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО

ШМО учителей начальных классов

________________________

О.В. Рогова

Протокол № 1 от «30» 08   2023 г.

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________________

Е.А. Хисамутдинова

Протокол № 1 от «30» 08   2023 г.

 

УТВЕРЖДЕНО

Директор МОУ СОШ № 3

________________________

Е.Б. Стаханова

Приказ № 149-ОД от «30» 08   2023 г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 109283)

учебного предмета «Окружающий мир»

для обучающихся 1 класса

на 2023-2024 учебный год

 

 

 

 

Составитель: Зуйкова Надежда Сергеевна

учитель начальных классов

 

 

 

Г.о. Подольск‌ 2023 г.‌

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование.

Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

 

Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования.

Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.

Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

 

Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании программы по окружающему миру;
  • формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
  • развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу;
  • проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации;
  • освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений
    в социуме;
  • обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения;
  • становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.

Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе следующих ведущих идей:

  • раскрытие роли человека в природе и обществе;
  • освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», составляет 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов, 2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:

Гражданско-патриотического воспитания:

  • становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; 
  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; 
  • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
  • проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; 
  • первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.

Духовно-нравственного воспитания:

  • проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; 
  • принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; 
  • применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетического воспитания:

  • понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; 
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); 
  • приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудового воспитания:

  • осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологического воспитания:

  • осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

  • осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития;
  • проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные учебные действия:

1) Базовые логические действия:

  • понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; 
  • на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве); 
  • сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; 
  • объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; 
  • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; 
  • находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; 
  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.

2) Базовые исследовательские действия:

  • проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
  • проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; 
  • определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; 
  • формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; 
  • моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.); 
  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); 
  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).

3) Работа с информацией:

  • использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; 
  • находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; 
  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки; 
  • находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; 
  • читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); 
  • соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя); 
  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
  • фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; 
  • признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; 
  • соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; 
  • использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; 
  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); 
  • конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; 
  • находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; 
  • готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.

Регулятивные универсальные учебные действия:

1) Самоорганизация:

  • планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; 
  • выстраивать последовательность выбранных действий и операций.

2) Самоконтроль и самооценка:

  • осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; 
  • находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
  • корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); 
  • предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
  • объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; 
  • оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.

Совместная деятельность:

  • понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру); 
  • коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; 
  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; 
  • выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого; 
  • ответственно выполнять свою часть работы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1 КЛАСС

К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

  • называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе; 
  • воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны; 
  • приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий; 
  • различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); 
  • описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных; сезонные явления в разные времена года; деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); выделять их наиболее существенные признаки; 
  • применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными; 
  • проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности), измерения (в том числе вести счёт времени, измерять температуру воздуха) и опыты под руководством учителя; 
  • использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе; 
  • оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к природе; правила поведения в быту, в общественных местах; 
  • соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во время наблюдений и опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами; 
  • соблюдать правила использования электронных средств, оснащённых экраном;
  • соблюдать правила здорового питания и личной гигиены; 
  • соблюдать правила безопасного поведения пешехода; 
  • соблюдать правила безопасного поведения в природе; 
  • с помощью взрослых (учителя, родители) пользоваться электронным дневником и электронными ресурсами школы.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1 КЛАСС

Человек и общество

Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.

Совместная деятельность с одноклассниками – учёба, игры, отдых. Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила безопасной работы на учебном месте.

Режим труда и отдыха.

Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес.

Россия – наша Родина. Москва – столица России. Символы России (герб, флаг, гимн). Народы России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края.

Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме.

Человек и природа

Природа – среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и живая природа. Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды) по термометру.

Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе.

Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода.

Мир животных Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах.

Правила безопасной жизнедеятельности

Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. Правила использования электронных средств, оснащенных экраном. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами.

Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы).

Безопасность в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

Изучение окружающего мира в 1 классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.

Базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:

  • сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать зависимость изменений в живой природе от состояния неживой природы; 
  • приводить примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые, рыбы, птицы), называть главную особенность представителей одной группы (в пределах изученного); 
  • приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их, устанавливать различия во внешнем виде.

Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений:

  • понимать, что информация может быть представлена в разной форме – текста, иллюстраций, видео, таблицы; 
  • соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием.

Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:

  • в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы, дополнять ответы участников; уважительно от носиться к разным мнениям; 
  • воспроизводить названия своего населенного пункта, название страны, её столицы; воспроизводить наизусть слова гимна России; 
  • соотносить предметы декоративно-прикладного искусства с принадлежностью народу РФ, описывать предмет по предложенному плану; 
  • описывать по предложенному плану время года, передавать в рассказе своё отношение к природным явлениям; 
  • сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они различаются.

Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:

  • сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами здорового образа жизни (выполнение режима, двигательная активность, закаливание, безопасность использования бытовых электроприборов); 
  • оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах другими детьми, выполнять самооценку; 
  • анализировать предложенные ситуации: устанавливать нарушения режима дня, организации учебной работы; нарушения правил дорожного движения, правил пользования электро- и газовыми приборами.

Совместная деятельность способствует формированию умений:

  • соблюдать правила общения в совместной деятельности: договариваться, справедливо распределять работу, определять нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя устранять возникающие конфликты.

 

Универсальных учебных действий способствуют формированию умений:

  • устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека; 
  • конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания; 
  • моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма поверхности); 
  • соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне; 
  • классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне; 
  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов.

Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений:

  • использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных образовательных и информационных ресурсов;
  • использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и информационно-коммуникационную сеть Интернет (в условиях контролируемого выхода); 
  • делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе дополнительной информации, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.
  • различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контроль

ные работы

Практичес

кие работы

Раздел 1. Человек и общество

 

1.1

Школа. Школьная жизнь.

3

0

0

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

1.2

Семья. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье.

2

0

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

1.3

Россия - наша Родина.

11

0

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

Итого по разделу

16

0

2

 

Раздел 2. Человек и природа

 

2.1

Природа - среда обитания человека. Взаимосвязи между человеком и природой.

 13

0

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

2.2

Растительный мир. Растения ближайшего окружения.

 9

0

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

2.3

Мир животных. Разные группы животных.

 15

0

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

Итого по разделу

37

0

3

 

Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности

 

3.1

Режим дня школьника.

 3

0

0

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

3.2

Безопасность в быту, безопасность пешехода, безопасность в сети Интернет

 4

0

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

Итого по разделу

7

0

1

 

Резервное время

6

 

 

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 

66

 

0

 

6

 

 

 

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

 

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

всего

Контроль ные   

работы

Практи

ческие            работы

1.

Мы – школьники. Адрес школы. Знакомство со школьными помещениями

1

0

0

01.09.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

2.

Классный коллектив. Мои друзья – одноклассники. Правила совместной деятельности

1

0

0

05.09.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

3.

Учебный класс. Рабочее место школьника. Режим учебного труда, отдыха

1

0

0

09.09.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

4.

Семейные поколения. Моя семья в прошлом и настоящем

1

0

0

16.09.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

5.

Семья – коллектив. Права и обязанности членов семьи

1

0

0

19.09.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

6.

Наша страна – Россия, Российская Федерация

1

0

0

23.09.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

7.

Наша Родина: от края и до края. Символы России

1

0

0

30.09.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

8.

Столица России - Москва. Достопримечательности Москвы

1

0

1

03.10.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

9.

Народы России. Народов дружная семья

1

0

0

07.10.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

10.

Родной край – малая Родина. Первоначальные сведения о родном крае: название

1

0

0

10.10.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

11.

Путешествие по родному краю

1

0

0

14.10.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

12

Культурные объекты родного края

1

0

0

22.10.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

13

Труд людей родного края

1

0

0

08.11.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

14

Декоративное творчество народов, которое воплотилось в одежде, предметах быта, игрушках

1

0

0

10.11.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

15

Отражение в предметах декоративного искусства природных условий жизни и традиций народов РФ

1

0

0

21.11.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

16

Мы идём в театр

1

0

1

14.11.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

17

Резервный урок. Семейные традиции. Труд и отдых в семье

1

0

0

18.11.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

18

Резервный урок. Культура народов России. Фольклор народов России

1

0

0

22.11.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

19

Резервный урок. Культура народов России. Декоративное искусство народов России

1

0

0

25.11.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

20

Что такое окружающий мир. Что природа даёт человеку?

1

0

0

26.11.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

21

Значение природы в жизни людей: природа кормит, лечит

1

0

0

02.12.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

22

Природа и человек. Природные материалы и изделия из них. Наше творчество

1

0

0

03.12.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

23

Явления и объекты неживой природы

1

0

1

05.12.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

24

Объекты живой природы. Сравнение объектов неживой и живой природы: выделение различий

1

0

0

09.12.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

25

Наблюдаем за погодой. Анализ результатов наблюдений

1

0

0

12.12.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

26

Что такое термометр. Измерение температуры воздуха и воды как способы определения состояния погоды

1

0

1

16.12.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

27

Практические занятия: измерение температуры воздуха и воды в разных условиях (в комнате, на улице)

1

0

0

19.12.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

28

Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира осенью

1

0

0

21.12.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

29

Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира зимой

1

0

0

23.12.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

30

Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира весной

1

0

0

26.12.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

31

Труд и быт людей в разные времена года

1

0

0

29.12.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

32

Прогулки на природе. Правила поведения

1

0

0

13.01.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

33

Что мы знаем о растениях?

1

0

0

20.01.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

34

Особенности лиственных растений: узнавание, краткое описание. Лиственные растения нашего края

1

0

0

23.01.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

35

Особенности хвойных растений: узнавание, краткое описание. Хвойные растения нашего края

1

0

0

06.02.2024

 

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

36

Дикорастущие и культурные растения вокруг нас. Сходство и различия дикорастущих и культурных растений

1

0

0

10.02.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

37

Как растение живет?

1

0

0

13.02.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

38

Части растения. Название, краткая характеристика значения для жизни растения

1

0

0

20.02.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

39

Растения нашего уголка природы: узнавание, называние, краткое описание

1

0

0

03.03.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

40

Комнатные растения. Растения в твоем доме: краткое описание

1

0

0

06.03.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

41

Как мы ухаживаем за растениями уголка природы (практическая работа)

1

0

1

17.02.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

42

Многообразие мира животных. Какие животные живут в нашем регионе?

1

0

0

21.02.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

43

Каких зверей мы знаем? Мир животных: звери (узнавание, называние, сравнение, краткое описание)

1

0

0

22.02.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

44

Какие звери живут в морях и океанах? Звери морские: узнавание, называние, краткое описание

1

0

0

24.03.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

45

Мир животных: чем похожи все звери: главная особенность этой группы животных. Забота зверей о своих детенышах

1

0

0

02.03.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

46

Мир животных: насекомые (узнавание, называние). Главная особенность этой группы животных

1

0

0

07.03.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

47

Насекомые: сравнение, краткое описание внешнего вида

1

0

0

10.03.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

48

Мир животных: птицы (узнавание, называние) Главная особенность этой группы животных

1

0

0

13.03.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

49

Где обитают птицы, чем они питаются. Птицы: сравнение места обитания, способа питания

1

0

 

16.03.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

50

Мир животных: рыбы пресных и соленых водоемов (сравнение, краткое описание)

1

0

0

20.03.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

51

Мир животных: земноводные (узнавание, называние, краткое описание). Главная особенность этой группы животных

1

0

0

23.03.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

52

Земноводные: как они размножаются. Развитие лягушки от икры до икры: анализ схемы

1

0

0

03.04.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

53

Мир животных: пресмыкающиеся (узнавание, называние, краткое описание). Главная особенность этой группы животных

1

0

0

07.04.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

54

Поговорим о пресмыкающихся, которые живут в жарких странах. Пресмыкающиеся жарких стран (узнавание, называние, краткое описание)

1

0

0

10.04.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

55

Домашние и дикие животные. Различия в условиях жизни

1

0

0

13.04.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

56

Кто заботится о домашних животных Профессии людей, которые заботятся о животных

1

0

0

17.04.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

57

Резервный урок. Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира лета

1

0

1

20.04.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

58

Резервный урок. Где живут насекомые? Насекомые: место обитания, питание

1

0

0

24.04.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

59

Режим дня первоклассника. Правильное сочетание труда и отдыха в режиме первоклассника

1

0

0

27.04.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

60

Правила здорового питания. Состав пищи, обеспечивающий рост и развитие ребенка 6-7 лет. Правила поведения за столом

1

0

0

02.05.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

61

Предметы личной гигиены. Закаливание организма солнцем, воздухом, водой. Условия и правила закаливания

1

0

0

05.05.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

62

Бытовые электрические и газовые приборы: правила безопасного использования. Поведение в экстремальных ситуациях. Номера телефонов экстренных служб

1

0

0

12.05.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

63

Ты – пешеход!

1

0

0

19.05.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

64

Знаки дорожного движения

1

0

0

26.05.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

65

Знакомься: электронные ресурсы школы

1

0

0

29.05.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

66

Резервный урок. Правила использования электронных устройств

1

0

0

31.05.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e

Всего

66

0

6

 

 

 


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Окружающий мир (в 2 частях), 1 класс /Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство   «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Методические рекомендации. Плешаков А.А, Ионова М.А. "Просвещение" Москва 2018год

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Сайт «Начальная школа» с онлайн-поддержкой http://1-4.prosv.ru,

Сайт интернет-проекта «Копилка уроков» http://nsportal.ru сайт для учителей» 1-4 класс


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Мультимедийный проектор,

 учебный плакат «Живая и неживая природа»,

 

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,                          ДЕМОНСТРАЦИЙ

Термометр,

гербарий "Лиственные и хвойные деревья",

гербарий "Кустарники"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_okruzhayushchiy_mir.docx46.6 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Московской области‌‌

Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск‌

МОУ СОШ №3

РАССМОТРЕНО

ШМО учителей начальных классов

________________________

О.В. Рогова

Протокол № 1 от «30» 08   2023 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________________

Е.А. Хисамутдинова

Протокол № 1 от «30» 08   2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МОУ СОШ № 3

________________________

Е.Б. Стаханова

Приказ № 149-ОД от «30» 08   2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 109283)

учебного предмета «Окружающий мир»

для обучающихся 1 класса

на 2023-2024 учебный год

Составитель: Зуйкова Надежда Сергеевна

учитель начальных классов

Г.о. Подольск‌ 2023 г.‌

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование.

Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования.

Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.

Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании программы по окружающему миру;
  • формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
  • развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу;
  • проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации;
  • освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений
    в социуме;
  • обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения;
  • становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.

Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе следующих ведущих идей:

  • раскрытие роли человека в природе и обществе;
  • освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», составляет 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов, 2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:

Гражданско-патриотического воспитания:

  • становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; 
  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; 
  • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
  • проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; 
  • первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.

Духовно-нравственного воспитания:

  • проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; 
  • принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; 
  • применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетического воспитания:

  • понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; 
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); 
  • приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудового воспитания:

  • осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологического воспитания:

  • осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

  • осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития;
  • проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные учебные действия:

1) Базовые логические действия:

  • понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; 
  • на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве); 
  • сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; 
  • объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; 
  • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; 
  • находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; 
  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.

2) Базовые исследовательские действия:

  • проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
  • проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; 
  • определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; 
  • формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; 
  • моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.); 
  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); 
  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).

3) Работа с информацией:

  • использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; 
  • находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; 
  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки; 
  • находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; 
  • читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); 
  • соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя); 
  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
  • фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; 
  • признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; 
  • соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; 
  • использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; 
  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); 
  • конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; 
  • находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; 
  • готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.

Регулятивные универсальные учебные действия:

1) Самоорганизация:

  • планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; 
  • выстраивать последовательность выбранных действий и операций.

2) Самоконтроль и самооценка:

  • осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; 
  • находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
  • корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); 
  • предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
  • объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; 
  • оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.

Совместная деятельность:

  • понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру); 
  • коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; 
  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; 
  • выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого; 
  • ответственно выполнять свою часть работы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1 КЛАСС

К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

  • называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе; 
  • воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны; 
  • приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий; 
  • различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); 
  • описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных; сезонные явления в разные времена года; деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); выделять их наиболее существенные признаки; 
  • применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными; 
  • проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности), измерения (в том числе вести счёт времени, измерять температуру воздуха) и опыты под руководством учителя; 
  • использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе; 
  • оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к природе; правила поведения в быту, в общественных местах; 
  • соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во время наблюдений и опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами; 
  • соблюдать правила использования электронных средств, оснащённых экраном;
  • соблюдать правила здорового питания и личной гигиены; 
  • соблюдать правила безопасного поведения пешехода; 
  • соблюдать правила безопасного поведения в природе; 
  • с помощью взрослых (учителя, родители) пользоваться электронным дневником и электронными ресурсами школы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1 КЛАСС

Человек и общество

Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.

Совместная деятельность с одноклассниками – учёба, игры, отдых. Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила безопасной работы на учебном месте.

Режим труда и отдыха.

Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес.

Россия – наша Родина. Москва – столица России. Символы России (герб, флаг, гимн). Народы России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края.

Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме.

Человек и природа

Природа – среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и живая природа. Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды) по термометру.

Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе.

Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода.

Мир животных Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах.

Правила безопасной жизнедеятельности

Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. Правила использования электронных средств, оснащенных экраном. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами.

Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы).

Безопасность в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

Изучение окружающего мира в 1 классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.

Базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:

  • сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать зависимость изменений в живой природе от состояния неживой природы; 
  • приводить примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые, рыбы, птицы), называть главную особенность представителей одной группы (в пределах изученного); 
  • приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их, устанавливать различия во внешнем виде.

Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений:

  • понимать, что информация может быть представлена в разной форме – текста, иллюстраций, видео, таблицы; 
  • соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием.

Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:

  • в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы, дополнять ответы участников; уважительно от носиться к разным мнениям; 
  • воспроизводить названия своего населенного пункта, название страны, её столицы; воспроизводить наизусть слова гимна России; 
  • соотносить предметы декоративно-прикладного искусства с принадлежностью народу РФ, описывать предмет по предложенному плану; 
  • описывать по предложенному плану время года, передавать в рассказе своё отношение к природным явлениям; 
  • сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они различаются.

Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:

  • сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами здорового образа жизни (выполнение режима, двигательная активность, закаливание, безопасность использования бытовых электроприборов); 
  • оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах другими детьми, выполнять самооценку; 
  • анализировать предложенные ситуации: устанавливать нарушения режима дня, организации учебной работы; нарушения правил дорожного движения, правил пользования электро- и газовыми приборами.

Совместная деятельность способствует формированию умений:

  • соблюдать правила общения в совместной деятельности: договариваться, справедливо распределять работу, определять нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя устранять возникающие конфликты.

Универсальных учебных действий способствуют формированию умений:

  • устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека; 
  • конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания; 
  • моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма поверхности); 
  • соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне; 
  • классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне; 
  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов.

Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений:

  • использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных образовательных и информационных ресурсов;
  • использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и информационно-коммуникационную сеть Интернет (в условиях контролируемого выхода); 
  • делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе дополнительной информации, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.
  • различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контроль

ные работы

Практичес

кие работы

Раздел 1. Человек и общество

1.1

Школа. Школьная жизнь.

3

0

0

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

1.2

Семья. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье.

2

0

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

1.3

Россия - наша Родина.

11

0

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

Итого по разделу

16

0

2

Раздел 2. Человек и природа

2.1

Природа - среда обитания человека. Взаимосвязи между человеком и природой.

 13

0

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

2.2

Растительный мир. Растения ближайшего окружения.

 9

0

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

2.3

Мир животных. Разные группы животных.

 15

0

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

Итого по разделу

37

0

3

Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности

3.1

Режим дня школьника.

 3

0

0

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

3.2

Безопасность в быту, безопасность пешехода, безопасность в сети Интернет

 4

0

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

Итого по разделу

7

0

1

Резервное время

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

66

0

6

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

всего

Контроль ные    

работы

Практи

ческие            работы

1.

Мы – школьники. Адрес школы. Знакомство со школьными помещениями

1

0

0

01.09.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

2.

Классный коллектив. Мои друзья – одноклассники. Правила совместной деятельности

1

0

0

05.09.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

3.

Учебный класс. Рабочее место школьника. Режим учебного труда, отдыха

1

0

0

09.09.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

4.

Семейные поколения. Моя семья в прошлом и настоящем

1

0

0

16.09.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

5.

Семья – коллектив. Права и обязанности членов семьи

1

0

0

19.09.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

6.

Наша страна – Россия, Российская Федерация

1

0

0

23.09.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

7.

Наша Родина: от края и до края. Символы России

1

0

0

30.09.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

8.

Столица России - Москва. Достопримечательности Москвы

1

0

1

03.10.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

9.

Народы России. Народов дружная семья

1

0

0

07.10.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

10.

Родной край – малая Родина. Первоначальные сведения о родном крае: название

1

0

0

10.10.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

11.

Путешествие по родному краю

1

0

0

14.10.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

12

Культурные объекты родного края

1

0

0

22.10.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

13

Труд людей родного края

1

0

0

08.11.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

14

Декоративное творчество народов, которое воплотилось в одежде, предметах быта, игрушках

1

0

0

10.11.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

15

Отражение в предметах декоративного искусства природных условий жизни и традиций народов РФ

1

0

0

21.11.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

16

Мы идём в театр

1

0

1

14.11.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

17

Резервный урок. Семейные традиции. Труд и отдых в семье

1

0

0

18.11.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

18

Резервный урок. Культура народов России. Фольклор народов России

1

0

0

22.11.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

19

Резервный урок. Культура народов России. Декоративное искусство народов России

1

0

0

25.11.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

20

Что такое окружающий мир. Что природа даёт человеку?

1

0

0

26.11.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

21

Значение природы в жизни людей: природа кормит, лечит

1

0

0

02.12.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

22

Природа и человек. Природные материалы и изделия из них. Наше творчество

1

0

0

03.12.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

23

Явления и объекты неживой природы

1

0

1

05.12.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

24

Объекты живой природы. Сравнение объектов неживой и живой природы: выделение различий

1

0

0

09.12.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

25

Наблюдаем за погодой. Анализ результатов наблюдений

1

0

0

12.12.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

26

Что такое термометр. Измерение температуры воздуха и воды как способы определения состояния погоды

1

0

1

16.12.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

27

Практические занятия: измерение температуры воздуха и воды в разных условиях (в комнате, на улице)

1

0

0

19.12.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

28

Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира осенью

1

0

0

21.12.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

29

Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира зимой

1

0

0

23.12.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

30

Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира весной

1

0

0

26.12.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

31

Труд и быт людей в разные времена года

1

0

0

29.12.2023

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

32

Прогулки на природе. Правила поведения

1

0

0

13.01.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

33

Что мы знаем о растениях?

1

0

0

20.01.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

34

Особенности лиственных растений: узнавание, краткое описание. Лиственные растения нашего края

1

0

0

23.01.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

35

Особенности хвойных растений: узнавание, краткое описание. Хвойные растения нашего края

1

0

0

06.02.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

36

Дикорастущие и культурные растения вокруг нас. Сходство и различия дикорастущих и культурных растений

1

0

0

10.02.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

37

Как растение живет?

1

0

0

13.02.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

38

Части растения. Название, краткая характеристика значения для жизни растения

1

0

0

20.02.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

39

Растения нашего уголка природы: узнавание, называние, краткое описание

1

0

0

03.03.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

40

Комнатные растения. Растения в твоем доме: краткое описание

1

0

0

06.03.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

41

Как мы ухаживаем за растениями уголка природы (практическая работа)

1

0

1

17.02.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

42

Многообразие мира животных. Какие животные живут в нашем регионе?

1

0

0

21.02.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

43

Каких зверей мы знаем? Мир животных: звери (узнавание, называние, сравнение, краткое описание)

1

0

0

22.02.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

44

Какие звери живут в морях и океанах? Звери морские: узнавание, называние, краткое описание

1

0

0

24.03.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

45

Мир животных: чем похожи все звери: главная особенность этой группы животных. Забота зверей о своих детенышах

1

0

0

02.03.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

46

Мир животных: насекомые (узнавание, называние). Главная особенность этой группы животных

1

0

0

07.03.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

47

Насекомые: сравнение, краткое описание внешнего вида

1

0

0

10.03.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

48

Мир животных: птицы (узнавание, называние) Главная особенность этой группы животных

1

0

0

13.03.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

49

Где обитают птицы, чем они питаются. Птицы: сравнение места обитания, способа питания

1

0

16.03.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

50

Мир животных: рыбы пресных и соленых водоемов (сравнение, краткое описание)

1

0

0

20.03.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

51

Мир животных: земноводные (узнавание, называние, краткое описание). Главная особенность этой группы животных

1

0

0

23.03.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

52

Земноводные: как они размножаются. Развитие лягушки от икры до икры: анализ схемы

1

0

0

03.04.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

53

Мир животных: пресмыкающиеся (узнавание, называние, краткое описание). Главная особенность этой группы животных

1

0

0

07.04.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

54

Поговорим о пресмыкающихся, которые живут в жарких странах. Пресмыкающиеся жарких стран (узнавание, называние, краткое описание)

1

0

0

10.04.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

55

Домашние и дикие животные. Различия в условиях жизни

1

0

0

13.04.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

56

Кто заботится о домашних животных Профессии людей, которые заботятся о животных

1

0

0

17.04.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

57

Резервный урок. Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира лета

1

0

1

20.04.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

58

Резервный урок. Где живут насекомые? Насекомые: место обитания, питание

1

0

0

24.04.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

59

Режим дня первоклассника. Правильное сочетание труда и отдыха в режиме первоклассника

1

0

0

27.04.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

60

Правила здорового питания. Состав пищи, обеспечивающий рост и развитие ребенка 6-7 лет. Правила поведения за столом

1

0

0

02.05.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

61

Предметы личной гигиены. Закаливание организма солнцем, воздухом, водой. Условия и правила закаливания

1

0

0

05.05.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

62

Бытовые электрические и газовые приборы: правила безопасного использования. Поведение в экстремальных ситуациях. Номера телефонов экстренных служб

1

0

0

12.05.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

63

Ты – пешеход!

1

0

0

19.05.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

64

Знаки дорожного движения

1

0

0

26.05.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

65

Знакомься: электронные ресурсы школы

1

0

0

29.05.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

66

Резервный урок. Правила использования электронных устройств

1

0

0

31.05.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e 

Всего

66

0

6

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Окружающий мир (в 2 частях), 1 класс /Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство   «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Методические рекомендации. Плешаков А.А, Ионова М.А. "Просвещение" Москва 2018год

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Сайт «Начальная школа» с онлайн-поддержкой http://1-4.prosv.ru,

Сайт интернет-проекта «Копилка уроков» http://nsportal.ru сайт для учителей» 1-4 класс

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Мультимедийный проектор,

 учебный плакат «Живая и неживая природа»,

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,                          ДЕМОНСТРАЦИЙ

Термометр,

гербарий "Лиственные и хвойные деревья",

гербарий "Кустарники"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа предмета «Окружающий мир » для 2 класса

Рабочая программа  предмета «Окружающий мир » для 2 класса  составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения  и программы УМК «Начальная шко...

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской программы О. Т. Поглазовой, М. В. Мироновой «Окружающий мир» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»для обучающихся 2 класса (образовательная система "Гармония")

Рабочая  программа по предмету  окружающий мир  составлена  основе следующих нормативно-правовых документов Федерального  государственного образовательного стандарта начальног...

Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта

Рабочая  программа  предмета  «Окружающий  мир»  для  1  класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандар...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для обучающихся 1 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной рабочей п...

Рабочая программа предмета Окружающий мир, 1-4 классы

В рабочей программе представлены планируемые результаты, содержание и календарно-тематическое планирование....