Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" с 1-4 классы
рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир! с 1-4 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya.docx84.96 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету русский язык составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного 6 октября 2009 года №373, приказаГлавУО Курганской области от 11.06.2008 № 1052 «Об утверждении новой редакции регионального базисного учебного плана для общебразовательных учреждений Курганской области, реализующих общеобразовательные программы общего образования» №1297 от 01.07.2009 года, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы по окружающему миру и на основе УМК по окружающему миру, разработанным А.А.Плешаковым.

Изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нѐм человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребѐнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населѐнному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, еѐ природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребѐнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нѐм;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даѐт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даѐт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своѐ место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гар-монии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своѐ личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В

рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаѐт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребѐнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными на-уками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своѐ место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования

  • младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей

— умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нѐм заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Общая характеристика предмета

Отбор содержания предмета «Окружающий мир» осуществлѐн на основе следующих ведущих идей:

  1. идея многообразия мира;
  2. идея целостности мира;
  3. идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе ин-теграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действитель-ности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; еѐ реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком.

  • частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса. Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

  • основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «откры-тие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-об-разовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребѐнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое

значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

  • соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нѐм, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за еѐ стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность гражданственности  осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность целостности и многообразия окружающего мира - использование приобретенных знаний и умений для обогащения жизненного опыта и пропаганды знаний об охране природы.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства еѐ красоты, гармонии, совершенства.

Ценность человечества. Осознание ребѐнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Ценность добра  направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины  это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи какпервой и самой значимой для развития ребѐнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).

Планируемые результаты освоения программы

Освоение предмета «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального об-разования, а именно:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

  1. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при-роды, народов, культур и религий;
  2. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  1. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  1. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич-ностного смысла учения;

  1. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  1. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  1. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере-живания чувствам других людей;

  1. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  1. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  1. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  1. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  1. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  1. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  1. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  1. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком-муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

  1. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  1. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  1. определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  1. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

  1. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  1. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

  1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

  1. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, еѐ современной жизни;

  1. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  1. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас-сификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  1. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Учебно– тематический план

1 класс

Наименование разделов и тем

Всего

В том числе на:

часов

экскурсии

практические

работы

1

Введение

1

2

2

Что и кто?

20

4

6

3

Как, откуда и куда?

12

3

4

Где и когда?

11

5

Почему и зачем?

21

1

6

Заключение

1

Итого

66

6

10

2 КЛАСС

Название темы

Количество часов

1

«Где мы живѐм?»

4

2

«Природа»

20

3

«Жизнь города и села»

10

4

«Здоровье и безопасность»

9

5

«Общение»

7

6

«Путешествия»

18

всего

68

3 КЛАСС

Название темы

Количество часов

1

«Как устроен мир»

6

2

«Эта удивительная природа»

18

3

«Мы и наше здоровье»

9

4

«Наша безопасность»

7

5

«Чему учит экономика»

12

6

«Путешествия по городам и странам»

16

всего

68

4 КЛАСС

Название темы

Количество часов

1

«Земля и человечество»

9

2

«Природа России»

10

3

«Родной край-часть большой страны»

15

4

«Страницы Всемирной истории»

5

5

«Страницы истории России»

20

6

«Современная Россия»

9

всего

68

Содержание учебного предмета

  1. класс

Введение 1час

Задавайте вопросы. Знакомство с учебником и его персонажами, с рабочей тетрадью. Мир вокруг нас, его многообразие.

Учимся задавать вопросы об окружающем мире.

Наша школа. Дорога от дома до школы. Различные школьные помещения. Работники школы. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Территория школы и ближайшие окрестности, наиболее удобная и безопасная дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения на дорогах (пешеходный переход, сигналы светофора, внимание дети).

Экскурсии:

1.Знакомство со школой.

Практическая работа:

  1. Разбор наиболее безопасных маршрутов в школу и домой.

Что и кто? 20часов

Наша Родина – Россия. Столица – Москва. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России. Моя малая родина – Курган. Что мы знаем о народах России? Народы России. Национальные праздники народов России. Основные религии. Москва – столица России. Достопримечательности Москвы.

Дневное  и  ночное  небо.  Солнце,  его  форма.  Облака,  их  состав,  красота  и  причудливость  облаков.  Луна  и  звѐзды.

Созвездие Большая медведица.  Камни, их разнообразие (по форме, размерам, цвету) и красота. Гранит, кремень, известняк.

Распознавание камней.

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Представление о соцветиях. Знакомство с разнообразием семян.

Наиболее известные комнатные растения (кактус, хлорофитум, пеларгония, бегония и др.). Распознавание комнатных растений в классе.

Растения цветника (астра, цинния, настурция). Наиболее распространѐнные растения цветника. Распознавание растений цветника.

Лиственные и хвойные деревья. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев.

Сосна  и  ель,  их  различия  по  внешнему  виду,  хвоинкам,  шишкам.        Животные,  их  разнообразие,  внешнее  строение.

Существенные признаки групп животных.

Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода (бытовая техника, посуда, мебель, и др.) Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению.

Компьютер, его назначение и составные части. Правила безопасного обращения с ним.

Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения. Важнейшие дорожные знаки («пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «движение запрещено», «дети», «зебра»), сигналы светофора, правила перехода улицы.

Земля, еѐ форма. Глобус – модель земли. Движение Земли в пространстве.

Экскурсии:

  1. Дневное небо; солнце и его форма;

2.Знакомство с растениями класса, цветника, клумбы;

  1. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям.

Подготовка к выполнению проекта «Моя малая Родина»: знакомство с материалами, учебниками, распределение заданий,

обсуждение способов и сроков работы. Защита проекта.

Практические работы:

  1. Распознавание камней.
  2. Распознавание комнатных растений с помощью атласа-определителя.
  3. Распознавание растений цветника с помощью атласа-определителя.

  1. Распознавание листьев различных деревьев, сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам).

  1. Изучение строения птичьих перьев.
  2. Изучение строения шерсти животных.

Как, откуда и куда? 12 часов

Значение        воды        в        доме.        Путь        воды        в        наш        дом.        Канализация        и        очистные        сооружения.        Опасность        использования

загрязнѐнной питьевой воды. Охрана воды.

Разнообразие бытовых электроприборов. Роль электричества в быту. Происхождение электричества, как оно попадает в дом. Правила безопасного обращения с электроприборами.

Работа почты. Разнообразие почтовых отправлений: письмо, открытка, бандероль, посылка. Путь письма от отправителя

  • адресату. Значение почтовой связи. Современные средства коммуникации.

Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде.

Свойства снега и льда. Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты еѐ от загрязнений. Исследование снеговой воды.

Знакомство с признаками живого организма и условиями, необходимыми для их жизни. Правила ухода за комнатными растениями (полив, рыхление), домашними животными: кошкой, собакой (кормление, выгул).

Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.

Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Проект «Моя семья». Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника,

распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Презентация проекта «Моя семья».

Практические работы:

  1. Опыты, показывающие загрязнение воды и еѐ очистки.
  2. Рассматривание морской соли и приготовление «морской» воды.
  3. Изучение свойств снега и льда.

  1. Основные приѐмы ухода за комнатными растениями.
  2. Уход за животными живого уголка.
  3. Изготовление кормушек из бумажного пакета.
  4. Исследование снеговой воды.

Где и когда? 11часов

Условия интересной и успешной учѐбы. Коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с

учителем. Обращение к учителю.

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года. Название месяцев. Времена года и их особенности (на основе наблюдений).

Холодные районы Земли. Животный мир холодных районов.

Жаркие районы Земли. Животный мир жарких районов. Зимующие и перелѐтные птицы. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму.

Одежда людей в прошлом и теперь. История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и еѐ назначения.

История появления велосипеда. Устройство велосипеда. Правила дорожного движения и безопасности при езде на вело-сипеде.

Выбор профессии. Ответственность человека за состояние окружающего мира.

Проект «Мой класс и моя школа». Подготовка к выполнению проекта «Мой класс и моя школа»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы Презентация проекта.

Почему и зачем? 21часа

Солнце — ближайшая к Земле звезда.        Форма и размеры звѐзд. Созвездие Льва.        Луна — спутник Земли, еѐ

особенности.  Причины возникновения дождя и ветра.

Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши. Причины возникновения радуги.

Взаимоотношения человека и его домашних питомцев. Особенности ухода за кошкой и собакой.

Разнообразие цветов и бабочек.        Правила поведения на лугу. Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость

соблюдения тишины в лесу. Правила поведения в природе.

Значение сна в жизни человека.        Овощи и фрукты, их значение в питании человека.        Важнейшие правила гигиены,

необходимость их соблюдения.

Средства связи и средства массовой информации. Интернет.

Автомобили — наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Устройство автомобиля. Автомобиль в прошлом и теперь. Поезда  наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Корабли (суда) — водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения. Устройства судна. Спасательные средства на корабле. Самолѐты — воздушный транспорт. Виды самолѐтов в зависимости от их назначения. Устройство самолѐта. Самолѐты в

прошлом и теперь. Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге. Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Освоение человеком космоса. Искусственные спутники Земли, космические научные станции.

Первоначальное представление об экологии.        22 апреля – День Земли.

Заключение 1час

Проект «Мои домашние питомцы». Подготовка к выполнению проекта. Презентация проекта Практические работы:

  1. Освоение приѐмов чистки зубов.
  1. класс

Где мы живѐм? 4 часа

Наша Родина – Россия. Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна» Государственная символика: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России. Правила поведения при прослушивании гимна. Конституция  Основной закон Российской федерации Права ребенка. Россия  многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта. Город и село. Родной край – частица России. Родной город: название, основные достопримечательности: музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Подготовка к проекту «Родной город». Природные объекты и предметы, созданные человеком. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Проект «Родной город».

Природа 20 часов

Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Явления природы. Погода, еѐ составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер).Наблюдение за погодой. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь.

Звѐзды. Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь. Зодиакальные созвездия. Горные породы и минералы. Воздух. Значение воздуха для растений, животных, человека. Охрана воздуха. Вода. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Охрана воды.

Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники, травы. Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Связи в природе. Зависимость жизни человека от природы. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Комнатные растения, их роль в жизни человека. Животные живого уголка. Кошки и собаки в доме человека. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев.

Красная книга России, еѐ значение. Отдельные представители растений  и животных Красной книги.  Посильное участие в

охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Правила поведения в природе.

Проверочная работа по итогам I полугодия

Практические работы:

1.Знакомство с устройством термометра. Измерение температуры воздуха, воды, тела человека.

  1. Исследование состава гранита. Рассматривание образцов полевого шпата, кварца и слюды.
  1. Уход за комнатными растениями.

  1. Приѐмы содержания животных живого уголка. Экскурсии:

  1. Наблюдения за осенними изменениями в неживой и живой природе. Проекты:

  1. Красная книга или возьмѐм под защиту.

Жизнь города и села 10 часов

Экономика, еѐ составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт. Природные богатства и труд людей - основа экономики. Представление о технологии строительства дома. Строительные машины и материалы. Общественный транспорт. Транспорт города и села. Транспорт. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Учреждения культуры и образования. Их роль в жизни человека и общества. Профессии людей.

Зимние явления в неживой и живой природе.

Экскурсии:

  1. Наблюдения над зимними явлениями в неживой природе. Проекты:

  1. Профессии.

Здоровье и безопасность 9 часов

Общее представление о строении тела человека. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня. Личная гигиена. Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения на дорогах. Опасные места в квартире, доме. Правила противопожарной безопасности. Номера телефонов экстренной помощи. Правила поведения в лесу, на водоѐме в разное время года. Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.

Практическая работа:

  1. Освоение правил безопасности пешехода.

Общение 7 часов

Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных, - долг каждого человека. Родословная. Составление схемы родословного древа. Классный, школьный коллектив. Совместная учѐба, игры, отдых.

Взаимоотношения        человека        с        другими        людьми.        Друзья,        взаимоотношения        между        ними;        ценность        дружбы,        согласия,

взаимной        помощи.        Правила        взаимоотношений        со        взрослыми,        сверстниками.        Культура        поведения        в        школе        и        других

общественных местах.

Проекты:

  1. Родословная

Путешествия 18 часов

Общее представление о форме и размерах Земли. Ориентирование на местности. Компас. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд) использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика). Весенние явления в неживой и живой природе.

Географическая карта. Россия на карте, государственная граница. Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой. Герб Москвы. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Строительство Кремля. Достопримечательности Кремля. Красная площадь. Достопримечательности Красной площади.

Города России.  Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру  I – Медный всадник, разводные

мосты через Неву и др.). Памятник Петру I – Медный всадник.

Города Золотого кольца России.

Материки и океаны, их название, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района.

Летние явления в неживой и живой природе.

Проверочная работа по итогам года.

Экскурсии:

  1. Наблюдения над весенними явлениями природы. Практические работы:

  1. Знакомство с устройством компаса и правилами работы с ним. Проекты:

  1. Города России.
  2. Страны мира.

Содержание

  1. класс

Как устроен мир 6 часов

Царства живой природы Ценность природы для людей. Человек  – часть природы. Зависимость жизни человека от

природы.  Этическое  и  эстетическое  значение  природы  в  жизни  человека.  Внутренний  мир  человека.  Человек  -  член

общества, носитель и созидатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества        и каждого

его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов.

Семья, народ, государство как части общества. Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей

средой, ее роль. Положительное и отрицательное влияние деятельности        человека  на природу. Личная ответственность

каждого человека за сохранность природы.

Проекты

1. Богатства, отданные людям.

Эта удивительная природа 18 часов

Вещество-это  то,  из  чего  состоят  все  природные  объекты  и  предметы.  Твердые,  жидкие,  газообразные  вещества.

Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, крахмал, кислоты.

Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Охрана воздуха.

Вода. Значение воды для живых организмов. Состояния воды, еѐ распространение в природе. Круговорот воды в природе. Значение воды для хозяйственной жизни человека. Охрана воды.

Почва, еѐ состав. Значение почвы для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их многообразие. Роль растений в природе и жизни людей. Бережное отношение человека к растениям. Размножение и развитие растений. Охрана растительного мира. Отдельные представители Красной книги. Правила поведения в природе.

Животные,        их        разнообразие.        Особенности        питания        разных        животных        (хищные,        растительноядные,        всеядные).

Размножение        и  развитие  животных.  Охрана  животного  мира.  Отдельные  представители  животных  из  Красной  книги.

Правила поведения в природе.

Грибы, их разнообразие в природе и жизни людей. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Круговорот веществ.

Экскурсия

Разнообразие природы родного края.

Практические работы:

  1. Определение наличия крахмала в некоторых продуктах.
  1. Определение свойств воды.
  2. Состав почвы

  1. Определение способов распространения плодов. Проекты:

  1. Разнообразие природы родного края.

Мы и наше здоровье 9 часов

Системы органов (нервная, пищеварительная, кровеносная).        Органы чувств. Их роль в жизнедеятельности человека.

Кожа. Гигиена кожных покровов. Первая помощь при лѐгких травмах.

Опорно-двигательная        система,        ее        роль        в        жизнедеятельности        организма.        Пищеварительная        система,        ее        роль        в

жизнедеятельности организма.        Дыхательная и кровеносная системы, их роль в жизнедеятельности организма. Закаливание

как условие сохранения и        укрепления здоровья. Инфекционные болезни и аллергия. Ценность здоровья и здорового образа

жизни.

Проекты:

1. Школа кулинаров.

Проверочная работа по итогам I полугодия

Практические работы:

  1. Измерение роста и массы тела человека.
  2. Свойства кожи.

3.Содержание питательных веществ в продуктах.

4.Измерение частоты пульса.

Наша безопасность 7 часов

Правила        противопожарной        безопасности,        основные        правила        обращения        с        газом,        электричеством,        водой.        Правила

безопасного поведения на дрогах. Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях.

Правила безопасного поведения в природе. Экологическая безопасность.

Практическая работа:

  1. Устройство и использование бытового фильтра. Проект:

1.Кто нас защищает.

Чему учит экономика 12 часов

Потребности людей. Товары и услуги. Природные богатства и труд людей – основа экономики.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека. Растениеводство. Животноводство. Содержание и разведение домашних сельскохозяйственных животных. Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи.

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества.

Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики. Природные богатства и труд людей

– основа экономики. Значение труда в жизни человека. Особенности труда людей родного края, их профессии. Растениеводство и животноводство.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Взаимосвязь экономики и экологии Практические работы:

1. Изучение свойств полезных ископаемых.

2. Название и краткая характеристика на основе наблюдений.

3. Рассматривание и сравнение монет России. Проект:

1. Экономика родного края.

Путешествие по городам и странам 16 часов

Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца: Сергиев – Посад, Переславль – Залесский,

Ростов,  их  достопримечательности.  Города  Золотого  кольца  России:  Ярославль,  Кострома,  их  достопримечательности.

Города Золотого кольца России: Иваново, Суздаль, Владимир и их достопримечательности.

Государства, граничащие с Россией, их столицы. На севере Европы. Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия), местоположение на карте, их столицы, государственное устройство. государственные языки, флаги и достопримечательности. Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), местоположение на карте ,их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности. Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, местоположение на карте, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди. Знакомство с Францией, еѐ местоположение на карте, столица, государственные символы, достопримечательности,

знаменитые люди. Знакомство с Великобританией, еѐ местоположение на карте, столица, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди. На юге Европы. Греция и Италия, их географическое положение, столица, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города. Отдельные памятники архитектуры и искусства. Являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы).

Проверочная работа по итогам второго полугодия.

Экскурсии

1.В музей истории города Кургана.

  1. Достопримечательности и памятные места Кургана. Проект:
  1. Музей путешествий.

Содержание

  1. класс

Земля и человечество 9 часов

Звѐзды и планеты. Солнце  ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времѐн года. Правила наблюдения звѐздного неба.

Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус и географическая карта.

История Отечества. Исторические источники. Счет лет в истории.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Экологические проблемы и способы их решения. Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации.

Стартовая диагностическая работа.

Практические работы:

1.Моделирование движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.

  1. Знакомство с картой звѐздного неба.
  2. Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте.
  3. Знакомство с историческими картами.

Проекты (на выбор)

«Путешествуем без опасности!»; «Всемирное наследие в России», «Красная книга России», «Заповедники и национальные парки России», «Всемирное наследие за рубежом», «Международная Красная книга», Национальные парки мира», «Как защищают природу».

Природа России 10 часов

Равнины и горы России.        Моря, озѐра и реки России. Природные зоны России: общее представление. Зона арктических

пустынь. Тундра.        Зона лесов. Экологические проблемы        и охрана природы в лесных зонах.        Зона степей. Зона пустынь.

Субтропическая  зона.  Природные  условия,  растительный  и  животный  мир,        особенности  труда  и  быта  людей,  охрана

природы.

Практические работы:

  1. Поиск и показ на физической карте равнин и гор России.
  2. Поиск и показ на физической карте морей, озѐр и рек России.

  1. Поиск и показ на карте природных зон России.

  1. Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике.

  1. Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре.

  1. Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов.

  1. Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей.

  1. Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь.

  1. Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков.

Родной край – часть родной страны 15 часов

Родной край-частица России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водные богатства родного края (название, краткая характеристика на основе наблюдений). Полезные ископаемые родного края. Почва, еѐ состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Лес, луг, водоѐм – единство живой и неживой природы. Круговорот веществ. Влияние человека.

Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Животные родного края, названия,

краткая характеристика на основе наблюдений.

Проверочная работа по итогам I полугодия.

Экскурсии «Природа родного края».

Практическая работа:

  1. Знакомство с картой родного края.

  1. Определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого.

  1. Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание.
  2. Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание.
  3. Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и их распознавание.
  4. Определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии, различать зѐрна зерновых культур

Проекты (на выбор):

«Экологическая обстановка в нашем крае (городе)», «Красная книга нашего края», «Охрана природы в нашем крае», «Мой атлас-определитель (по книге «От земли до неба»), «Мои «Зелѐные страницы» (по книге «Зелѐные страницы»), «Чему меня научили уроки экологической этики (по книге «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики)».

Страницы Всемирной истории 5 часов

Картины быта, труда людей в начале истории человечества. Картины быта, духовно-нравственные и культурные традиции в эпоху Древнего мира. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции в Средние века. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции в период Нового времени. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции в период Новейшего времени.

Страницы истории России 20 час

История Отечества. Жизнь древних славян. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны во времена Древней Руси. Устройство древнерусского города. Древний Киев и Древний Новгород.Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Распространение грамотности в Древней Руси. Феодальная раздробленность Руси в середине ХII века. Нашествие Батыя. Монгольское иго. Александр Невский. Возрождение северо-восточных земель Руси в конце ХIII- начале ХIV века. Куликовская битва. Падение монгольского ига. Иван Третий. Начало книгопечатания в России. Первопечатник Иван Фѐдоров. Патриоты России. Народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия

Пожарского. Пѐтр I – первый российский император. Основание Петербурга. Михаил Васильевич Ломоносов. Основание Московского университета. Екатерина Великая – продолжательница реформ Петра I. Отечественная война 1812 года. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в ХIХ веке. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в начале ХХ века. Страницы истории 1920-1930-х годов. Образование СССР. Великая Отечественная война 1941-1945г.г. Начало освоения космоса. Развитие СССР до 1980-х годов. Распад СССР. Экскурсия в краеведческий музей г. Кургана.

Современная Россия 9 часов

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребѐнка. Государственное устройство Российской Федерации: Президент - глава государства, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика России. .Праздники жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Путешествие по России: Дальний Восток, Сибирь. История, важнейшие достопримечательности, особенности традиционной культуры.

Путешествие по России: Урал, север европейской части России. История, важнейшие достопримечательности, особенности

традиционной        культуры.        Путешествие        по        России:        Волга,        юг        России.        История,        важнейшие        достопримечательности,

особенности традиционной культуры.

Обзорная экскурсия по селу.

Итоговая проверочная работа.

Презентация проектов:

«Путешествие по городам мира», «Имя на глобусе», «Когда и как появились профессии железнодорожника, лѐтчика, фотографа и т.д.», «Открытие берестяных грамот», «Правители Древней Руси», «История открытия пролива между Евразией

  • Америкой», «В дворянской усадьбе», «В крестьянской избе», «день горожанина: начало ХХ века», «Новые имена советской эпохи», «Чему и как учились в начальной школе наши мамы, папы, бабушки и дедушки», «Календарь праздников моей семьи», «Наш край в годы Великой Отечественной войны», «Великая Отечественная война в воспоминаниях ветеранов», «Инженерно-технические сооружения родного края».

Требования к уровню подготовки обучающихся

  • концу первого класса Обучающийся научится:

— различать природу и культуру;

— различать живую и неживую природу;

— отличать человека от других живых существ и понимать его особое место в окружающем мире;

— различать некоторые внешние признаки в облике людей разного возраста;

— соотносить внешние признаки в облике человека и особенности его внутреннего мира, характера, настроения;

— называть и выделять три составные части окружающего мира, которыми являются природа, культура и люди;

— распознавать и называть комнатные растения;

— ухаживать за комнатными растениями на основе практической деятельности;

— различать деревья, кустарники, травянистые растения;

— устанавливать связь живой и неживой природы, природы, культуры и деятельности человека;

— называть наиболее распространѐнные растения своей местности;

— различать культурные и дикорастущие растения;

— различать лиственные и хвойные деревья;

— называть некоторые растения ботанического сада, животных зоопарка;

— называть фрукты, овощи, ягоды;

— отличать животных от растений;

— распознавать наиболее распространѐнные виды аквариумных рыбок;

— перечислять группы животных и их существенные признаки;

— различать домашних и диких животных;

— приводить примеры растений и животных из Красной книги России и Красной книги своего региона;

— называть, сравнивать и следовать правилам поведения в старинных заповедных местах и современных заповедниках;

— приводить примеры развивающих игр, в том числе игр народов своего края;

— ухаживать за домашними животными — собаками, кошками;

— называть бытовые приборы и опасности, связанные с ними;

— правильно обращаться с огнѐм, водой и электроприборами в доме;

— определять значение слов «земляки», «горожане», «односельчане»;

— правильно называть родной город, село; иметь первичные представления о его историческом прошлом;

— определять ближайшие родственные связи в семье;

— работать с семейным архивом как с одной из основных ценностей семьи;

— находить пословицы о семье, отце, матери, в том числе в творчестве народов своего края;

— перечислять известные профессии и соотносить их с необходимыми для каждой из них качествами и способностями человека;

— определять особую значимость в культурной преемственности профессии учителя как наставника в жизни;

— понимать особую значимость в развитии человека таких просветительских учреждений, как библиотеки и музеи; определять значение книги и музейного предмета для расширения знаний об окружающем мире;

— узнавать государственную символику Российской Федерации, иметь первичное представление о соотношении символических образов флага, герба, гимна с ценностями, традиционными для культуры России;

— определять достопримечательности Москвы и своего региона;

— определять некоторые особенности традиционной культуры народов своего края;

— находить место России на земном шаре.

Ученик получит возможность научиться:

  • Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

  • Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, еѐ современной жизни.

  • Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

  • Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

  • Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

  • концу 2 класса

Обучающийся научится:

— называть, находить и показывать субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети;

— называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе;

— определять стороны горизонта;

— находить на глобусе океаны и материки;

— перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения, определять количество дней в неделе, называть дни недели, выстраивать их последовательность;

— перечислять времена года в правильной последовательности;

— измерять температуру;

— кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике;

— находить признаки явлений природы в разные времена года и называть особенности жизни людей в эти времена года, которые отразились в старинных названиях месяцев;

— называть осенние, зимние, весенние и летние погодные и природные явления в неживой природе;

— узнавать вечнозелѐные хвойные растения средней полосы России;

— перечислять цветы, которые видели в цветниках города (села) или в собственном саду осенью, весной;

— отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;

— определять, чем отличаются насекомые от паукообразных;

— различать перелѐтных и зимующих птиц;

— приводить примеры невидимых нитей в осеннем, зимнем, весеннем лесу;

— соблюдать правила здорового образа жизни в осенний, зимний, весенний и летний периоды;

— перечислять правила охраны природы в разные времена

года;

— определять даты зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря);

— находить на звѐздном небе зимой ковши Большой и Малой Медведицы и Полярную звезду;

— называть несколько лекарственных растений и определять, какие их части используют для лечения;

— характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов своего края;

— называть дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления (таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы);

— находить созвездия Кассиопеи и Льва на звѐздном небе.

Ученик получит возможность научиться:

  • Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

  • Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, еѐ современной жизни.
  • Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

  • Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

  • Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

  • концу 3 класса

Обучающийся научится:

— характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование);

— определять тип справочной и научно-познавательной литературы;

— работать с планом местности и его видами, с масштабом;

— ориентироваться относительно сторон света;

— показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и части света по силуэтам;

— перечислять отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой;

— перечислять правила ответственного туризма;

— перечислять правила пользования личным и общественным транспортом;

— определять номера телефонов для вызова «скорой помощи», полиции, пожарной части;

— приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества;

— характеризовать строение Солнечной системы и названия планет;

— характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере;

— показывать на карте водные объекты;

— характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе;

— характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека;

— характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы, находить в атласе-определителе животных, живущих в почве;

— приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные и цветковые растения;

— перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия, необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп, роль животных в жизни человека;

— различать группы животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных;

— характеризовать природные сообщества на примере леса;

— характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого;

— характеризовать водоѐм как единство живой и неживой природы, как природное сообщество, природное сообщество водорослей, береговых растений, червей, моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей;

— определять взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах;

— перечислять правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми;

— определять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов, красного угла в старинном доме

(с учѐтом разных культурных традиций);

— перечислять традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях;

— определять терминологию родства в применении к членам своей семьи;

— определять значение своего имени;

— характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов;

— характеризовать основные правила гигиены;

— характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире;

— оказывать себе и другим людям первую помощь;

— перечислять народные правила и традиции здорового образа жизни, народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье;

— определять потребности развития своего внутреннего мира и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности;

— толковать смысл эмблемы Всемирного наследия;

— узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлѐвского дворца;

— определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России;

— определять местоположение Египта, Греции, Иерусалима, Китая на одном из материков, показывать на карте названные город и страны, так же как и их столицы;

— характеризовать природные особенности и культурные достопримечательности перечисленных зарубежных городов и стран, узнавать их на фотографиях;

— составлять список Всемирных духовных сокровищ как общечеловеческих ценностей, свободно разделяемых людьми разных национальностей и конфессий.

Ученик получит возможность научиться:

  • Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

  • Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, еѐ современной жизни.

  • Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

  • Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

  • Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире

  • концу 4 класса

Обучающийся научится:

— узнавать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн);

— находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион, его главный город;

— называть факторы, объединяющие граждан России в единый российский народ (общее историческое прошлое, общероссийская культура, государственный русский язык, общий труд на благо Отечества);

— приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России еѐ Конституцией, а также конкретные примеры прав и обязанностей граждан (в пределах нескольких статей Главы 2);

— приводить конкретные примеры прав ребѐнка;

— называть элементы государственного устройства России как независимой демократической республики и высшую силу власти в ней — многонациональный народ;

— называть имя действующего Президента РФ и его полномочия как главы государственной власти;

— перечислять особенности субъектов РФ: принадлежность к одной из групп (республики, автономные области, области, автономные округа, края, города федерального назначения); наличие регионального герба, гимна, флага; самобытное природное и культурное наследие; выдающиеся граждане;

— показывать на карте границы России, еѐ крайние точки, местоположение географических объектов, заданных в учебниках;

— показывать на карте и называть государства, сопредельные России;

— характеризовать растительный и животный мир основных природных зон России, а также особенности хозяйственно-бытовой жизни людей на этих территориях;

— знать об экологических проблемах России и предложениях экологов по охране природы;

— приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края;

— соотносить исторические события с датами, даты с веком, в котором данное событие произошло;

— располагать дату изучаемого события на схеме «Река времени»;

— отличать подлинные исторические события от вымысла в народных преданиях и легендах;

— показывать на карте Восточно-Европейской равнины места обитания разных племѐн (славянских и финно-угорских), называть их в соответствии с летописными сведениями;

— определять по карте местоположение древнейших русских городов;

— называть дату (век) Крещения Руси;

— характеризовать важнейшие деяния некоторых русских князей из династии Рюриковичей, их значение в развитии древнерусской государственности (княгини Ольги, князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Дмитрия Донского и Александра Невского, Ивана III, Ивана Грозного как первого царя Московской Руси);

— называть города, положившие начало Золотому кольцу, и показывать их на карте;

— называть дату (век) Куликовской битвы;

— называть важнейшие деяния соотечественников в допетровский период российской истории (книгопечатание, исследование земель и строительство новых городов на востоке России, преодоление последствий Смутного времени);

— показывать на карте поволжские города — ключевые точки формирования народного ополчения под руководством князя Дмитрия Пожарского и гражданина Кузьмы Минина;

— перечислять основные преобразования в жизни страны во времена первых царей династии Романовых и в эпоху Петра I;

— приводить примеры деятельности великих соотечественников в послепетровское время (М. В. Ломоносов, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков);

— называть важнейшие события и героев Отечественной вой ны 1812 г. (Бородинская битва, пожар Москвы; всенародное сопротивление захватчикам);

— называть памятники и памятные места Москвы и России, связанные с событиями и героями Отечественной войны 1812 г. (по выбору, в том числе в своѐм крае);

— характеризовать развитие промышленности в XIX в.(в том числе и в своѐм крае);

— характеризовать в общих чертах развитие театрального, музыкального, изобразительного искусства и литературы России в XIX в.; называть имена выдающихся отечественных музыкантов, художников, писателей; перечислять названия важнейших российских театров и художественных (галерей) музеев, рассказывать о них (по выбору);

— называть основные исторические события начала XX в., в том числе на примерах памяти об этих событиях в своѐм крае (Первая мировая война, Октябрьский переворот 1917 г., Гражданская война);

— характеризовать жизнь и созидательную деятельность соотечественников в СССР до Великой Отечественной войны, в том числе в своѐм крае;

— называть основные этапы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. (начало войны, блокада Ленинграда, Сталинградская битва, Курская битва, окончание войны, День Победы);

— характеризовать основные особенности труда людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.;

— называть реликвии Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. (в том числе своей семьи) как живые свидетельства человеческих судеб и истории народа;

— характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в послевоенные годы восстановления разрушенного войной народного хозяйства;

— характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в 50—70-е гг. XX в. (наука, промышленность, исследования космоса, искусство и спорт);

— характеризовать особенности жизни страны в 90-е гг.XX в. и первое десятилетие XXI в.;

— называть яркие явления в современной культурной жизни России, их значение для нашей страны и для других стран мира;

— приводить положительные примеры развития творческих способностей и лучших человеческих качеств своих современников, проявивших себя в самых разных видах деятельности, в том числе в своѐм крае (городе, селе).

Ученик получит возможность научиться:

  • Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

  • Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, еѐ современной жизни.

  • Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

  • Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
  • Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы,

высказывать

обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в

природе,

устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические

работы и даетполные ответы на все поставленные вопросы.

Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускаетотдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты учениклегко исправляет сам при указании на них учителем.

Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки,

не умеет

использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами иявлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.

Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Книгопечатная продукция

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы . 1-4 классы.–М: Просвещение, 2011.

Учебники

  1. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник . 1 класс. В 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение , 2011.
  2. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник . 1 класс. В 2 ч. Ч.2. – М.: Просвещение , 2011.
  3. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник . 2 класс. В 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение , 2012.
  4. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник . 2 класс. В 2 ч. Ч.2. – М.: Просвещение , 2012.
  1. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник . 3 класс. В 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение , 2013.
  2. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник . 3 класс. В 2 ч. Ч.2. – М.: Просвещение , 2013.
  3. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник . 4 класс. В 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение , 2014.
  4. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник . 4 класс. В 2 ч. Ч.2. – М.: Просвещение , 2014.

Рабочие тетради

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2011.

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2 – М.: Просвещение, 2011.
  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2012.
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В2 ч. Ч. 2 – М.: Просвещение, 2012.
  4. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2013.
  5. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В2 ч. Ч. 2 – М.: Просвещение, 2013.

  1. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Рабочаятетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2014.

  1. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Рабочаятетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2 – М.: Просвещение, 2014.

Тесты

Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З. Д. Окружающий мир:Тесты: 1 класс. – М.: Просвещение, 2010.

Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З. Д. Окружающий мир:Тесты: 2 класс. – М.: Просвещение, 2010.

Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З. Д. Окружающий мир:Тесты: 3 класс. – М.: Просвещение, 2010.

Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З. Д. Окружающий мир:Тесты: 4 класс. – М.: Просвещение, 2010.

Методические пособия

Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Окружающиймир: Поурочные разработки: 1 класс.

Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Окружающиймир: Поурочные разработки: 2 кл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г...

Рабочая программа учебного предмета «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России»

Рабочая   программа    учебного   предмета   «ЛИТЕРАТУРНОЕ   ЧТЕНИЕ»   2   класс   на   2012 - 2013  учебный  год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5 класса основного общего образования на 2016-2017 учебный год

"Изобразитеьное искусство" для 5 класса под редакцией Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской...

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 6 класса основного общего образования на 2016-2017 учебный год

"Изобразитеьное искусство" для 6 класса под редакцией Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской...