Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
рабочая программа (русский язык, 2 класс) по теме
Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
учебного предмета
« Русский язык»
2 класс
на 2012-2013 учебный год
учителя Жучковой Надежды Владимировны
УМК «Школа России»
В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение и включает три основных раздела: «Текст», «Предложение», «Слово».
Система обучения русскому языку предполагает взаимосвязь и реализацию следующих направлений курса:
1. Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь)
2. Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.
3. Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся.
4. Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства к слову и русскому языку в целом.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Одной из форм организации наблюдений ученика над языковым материалом является диалог ученика и автора, диалог ученика и учителя. Важно сделать ученика участником наблюдений над языком, заинтересовать новой темой.
Существенное значение придаётся развитию связной речи учащихся в её устной и письменной форме.
Основные задачи образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Практические задачи:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Цели обучения:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Во 2 классе закладываются основы для формирования грамматических понятий: синтаксических (предложение, основа предложения, члены предложения, главные члены предложения, подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения); словообразовательных (родственные или однокоренные слова, корень слова); морфологических (части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог).
Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать; активизируется и обогащается лексический запас словами различных частей речи и их формами, формируются умения воспроизводить значения слов, правильно выбирать и употреблять слова в общении, совершенствуются навыки правописания гласных и согласных в корне, однокоренных слов и форм слова, написание заглавной буквы в именах собственных, раздельного написания предлогов со словами и частицы НЕ с глаголами.
Уточняются и углубляются представления о нашей речи, о лексическом значении слов, представление о тексте и его признаках. Уточняются умения определять тему, главную мысль, подбирать заголовок. Формируется общее представление о типах текста.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Место предмета в базисном учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год.
Количество часов в неделю – 3.
Тематическое планирование
№ | Темы курса | Кол-во часов по примерной программе 170 часов | Кол-во часов в рабочей программе 102 часа | |
1 | Наша речь | 3 ч | 2 ч | Количество часов уменьшено за счет отбора и уплотнения учебного материала, увеличения доли самостоятельной работы, использования средств информатизации и средств дистанционного обучения. |
2 | Текст | 4 ч | 2 ч | |
3 | Предложение | 12 ч | 8 ч | |
4 | Слова, Слова, слава | 18 ч | 11 ч | |
5 | Звуки и буквы | 59 ч | 37 ч | |
6 | Части речи | 58 ч | 37ч | |
7 | Повторение | 16ч | 6 ч |
Планируемые результаты
Личностные результаты
- представление о своей этнической принадлежности;
- развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;
- представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
- осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
- осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
- представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;
- положительное отношение к языковой деятельности;
- заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
- этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;
- развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
- представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
- принимать и сохранять цель и учебную задачу;
- высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
- планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
- проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные УУД
- осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
- пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
- осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
- составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
- составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
- анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
- ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
- обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
- задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
- признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и аргументировать его;
- работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
- понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
- воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа, и языкам, на которых говорят другие народы;
- понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;
- первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
- начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;
- овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);
- применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);
- первоначальные умения проверять написанное;
- овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;
- формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).
Предметные результаты освоения
основных содержательных линий программы
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
- строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
- (самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
- пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
- различать устную и письменную речь;
- различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;
- отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
- анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
- понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
- читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
- составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.
Обучающийся получит возможность научиться:
- анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
- соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
- озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
- распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
- замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
- составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
- находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
- составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;
- составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);
- письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;
- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;
- определять качественную характеристику звука: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
- характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
- понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуком обозначении);
- анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
- определять функции букв е, ё, ю, я в слове;
- определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];
- определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;
- определять ударный и безударные слоги в слове;
- правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;
- использовать знание алфавита при работе со словарями;
- определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком — показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;
- находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;
- применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие–глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);
- пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
• осознавать слово как единство звучания и значения;
- выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
- различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);
- иметь представление о синонимах и антонимах;
- распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
- подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;
- наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;
- наблюдать над словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
- на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
- замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;
- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
- осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;
- владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;
- распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;
- определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
- различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
- подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.
Морфология
Обучающийся научится:
- различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;
- находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
- находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам кто? и что?, собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;
- находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;
- находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;
- находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;
- подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;
- выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;
- различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);
- выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;
- использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
- пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.
Синтаксис
Обучающийся научится:
- различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;
- определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
- сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;
- находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;
- различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);
- устанавливать связи слов между словами в предложении;
- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
- восстанавливать деформированные предложения;
- составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
- опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;
- находить предложения с обращениями.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
— применять изученные правила правописания:
- раздельное написание слов в предложении;
- написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);
- отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;
- разделительный мягкий знак (ь);
- знаки препинания конца предложения (. ? !);
- раздельное написание предлогов с именами существительными;
- раздельное написание частицы не с глаголами;
— применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
— безошибочно списывать текст с доски и учебника объёмом 40—50 слов;
— писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами объёмом 30—40 слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;
- определять разновидности орфограмм и соотносить их изученными с правилами;
- разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;
- обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;
- применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
- пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.
Календарно - тематическое планирование по русскому языку
к учебнику В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого
2 класс УМК «Школа России»
№ п/п | Тема урока | Страницы учебника. Домашнее задание. | Содержание урока | Характеристика деятельности учащихся |
Наша речь – 2 часа. | ||||
1. | Виды речи. | 3 – 9 упр. 2(с. 6) вспомнить и записать слова приветствия | Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Роль русского языка как национального языка, как государственного языка. Виды речевой деятельности. Речь устная и письменная. Требования к речи. | Рассуждать о значении речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении. Анализировать речь людей. Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать ее. Различать устную и письменную речь. |
2. | Диалог и монолог. | 10 – 14 упр. 11 (с. 14) | Речь диалогическая и монологическая. Слова с непроверяемым написанием: здравствуй, прощай. | Отличать диалогическую речь от монологической. Использовать в речи диалог и монолог. Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет ее вежливости. Наблюдать над этимологией слов диалог и монолог. Составлять по рисунку диалог и монолог. Оценивать результаты выполненного задания. |
Текст – 2 часа. | ||||
3. | Текст. Тема и главная мысль текста. | 15 – 19 упр. 14 (с. 18) | Признаки текста: целостность, связность, законченность. Тема и главная мысль текста. Заглавие. | Отличать текст от других записей по его признакам. Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту. |
4. | Части текста. | 20 выучить правило с. 20, задание на карточке | Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Воспроизведение прочитанного текста. Слова с непроверяемым написанием: сентябрь. | Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче. Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной задачей. |
Предложение – 8 часов. | ||||
Предложение – 3 часа. | ||||
5. | Предложение. | 24 – 25 упр. 23 (с. 25) задание 3 | Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении. Знаки препинания конца предложения. | Писать под диктовку учителя. Проверять написанный текст. Применять правила правописания. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Составлять предложения из слов. |
6. | Предложение. Как из слов составить предложение? | 26 – 27 упр. 28 (с. 27) ответить на вопросы письменно | Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии). Логическое ударение в предложении. | Соблюдать в устной речи логическое ударение и интонацию конца предложения. Составлять ответы на вопросы. Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак в конце предложения. Писать слова в предложении раздельно. |
7. | Вводная контрольная работа. |
| Писать под диктовку учителя. Проверять написанный текст. Применять правила правописания. | |
Члены предложения – 5 часов. Слова с непроверяемым написанием: родина, скоро, быстро, ветер, рисунок, яблоко, яблоня. | ||||
8. | Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. | 27 – 31 упр. 32 (с. 30) выучить правило | Главные члены предложения (основа). Второстепенные члены предложения (без деления на виды). | Находить главные члены предложения. Обозначать графически грамматическую основу. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. |
9. | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | 32 – 34 упр. 36 (с. 33) выучить правило | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах предложения. Обсуждать алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого. |
10. | Распространенное и нераспространенное предложение. Связь слов в предложении. | 35 – 38 упр. 42, 46 (с. 36, 39) | Распространенное и нераспространенное предложение. Связь слов в предложении. | Различать распространенное и нераспространенное предложение. Составлять распространенные и нераспространенные предложения. Распространять нераспространенные предложения. Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Составлять предложения из деформированных слов. |
11. | Развитие речи. Обучающее сочинение по картине. | переписать сочинение и оформить его | Составления рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень». Формирование чувства прекрасного в процессе анализа репродукции картины. | рассматривать репродукцию картины И. С. Остроухова «Золотая осень». Составлять рассказ по репродукции картины, используя данное начало и опорные слова. |
12. | Проверочная работа (диктант). | задание на карточке | Писать под диктовку учителя. Проверять написанный текст. Применять правила правописания. Оценивать результаты выполненного задания. | |
Слова, слова, слова – 11 часов. | ||||
Слово и его значение – 2 часа. | ||||
13. | Слово и его лексическое значение. | 41 – 46 упр. 52, 57 (с. 44, 46) | Номинативная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения. Слово как общее название многих однородных предметов. | Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам. |
14. | Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. | 47 – 51 упр. 61, 65 (с. 49, 51) | Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Слова с непроверяемым написанием: лопата (лопатка). | Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Работать со страничкой для любознательных. Наблюдение над этимологией слова лопата. |
Синонимы и антонимы – 3 часа. Слова с непроверяемым написанием: берёза (берёзка), ягода (ягодка), осина (осинка), дорога (дорожка), до свидания. | ||||
15. | Синонимы и антонимы. | 52 – 54 упр. 70 (с. 54) | Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов. Работа со словарями синонимов и антонимов. | Распознавать среди данных пар слов синонимы и антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Знакомиться с этимологией слов синоним и антоним. Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. |
16. | Синонимы и антонимы. | 54 – 57 упр. 74 (с. 56) карточка | Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов. Работа со словарями синонимов и антонимов. | Распознавать среди данных пар слов синонимы и антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. Находить нужную информацию о слове в этих словарях. Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определенными жизненными ситуациями. Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств. |
17. | Контрольный диктант. | работа над ошибками | Писать под диктовку учителя. Проверять написанный текст. Применять правила правописания. | |
Однокоренные слова – 2 часа. Слова с непроверяемым написанием: сахар (сахарный). | ||||
18. | Родственные слова. | 58 – 60 упр. 79, 83 (с. 59, 60) | Родственные слова. Корень слова (первое представление). Различие родственных слов и синонимов, родственных слов с омонимичными корнями. | Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Группировать однокоренные слова с различными корнями. |
19. | Корень слова. Однокоренные слова. | 61 – 64 упр. 88, 92 (с. 62, 64) | Выделение корня в однокоренных словах. Работа со словарем однокоренных слов учебника. Единообразное написание корня в однокоренных словах. Формирование умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, обобщение. | Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах. Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень. Работать со словарем однокоренных слов учебника. Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня. |
Слог. Ударение. Перенос слов. – 4 часа. Слова с непроверяемым написанием: извини, капуста, жёлтый, посуда. | ||||
20. | Слог. | 65 – 67 упр. 98 (с. 67) | Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. | Делить слова на слоги. Определять количество в слове слогов. Классифицировать слова по количеству в них слогов. |
21. | Ударение. Ударный слог. | 67 – 70 упр. 104 (с. 69) карточка | Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении. Словообразующая функция ударения. Разноместность и подвижность русского ударения. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка. Работа с орфоэпическим словарем. | Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги. Наблюдать за разноместностью и подвижностью русского ударения. Составлять простейшие слогоударные модели слов. Находить слова по заданной модели. Работать с орфоэпическим словарем. Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов. |
22. | Перенос слов по слогам. | 71 – 73 упр. 111 (с. 72) карточка | Правила переноса части слова с одной строки на другую. Формирование чувства ответственности за братьев наших меньших, попавших в беду, готовность прийти им на помощь (на основе содержания текстов учебника). | Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую. Переносить слова по слогам. Определять способы переноса. |
23. | Проверочная работа по теме «Слог. Ударение. Перенос слов». Развитие речи. | записать рассказ по серии картинок | Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя». Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. |
Звуки и буквы – 37 часов. | ||||
24. | Звуки и буквы – 1 час. | 77 – 80 упр. 120 (с. 80) | Различие звуков и букв. Звуки и их обозначение буквами на письме. Условные звуковые обозначения слов. Замена звуков буквой и наоборот. | Различать звуки и буквы. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слова. Наблюдать модели слов, анализировать их. |
Русский алфавит, или Азбука – 2 часа. Слова с непроверяемым написанием: октябрь, алфавит, ноябрь. | ||||
25. | Русский алфавит. Различие звуков и букв. | 81 – 87 упр. 123 (с. 82) повторить алфавит | Значение алфавита. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Употребление заглавной буквы. Использование алфавита при работе со словарями. | Объяснять, где могут пригодиться знания алфавита. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названиях, по характеристики звука, который они обозначают. Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной. Располагать заданные слова в алфавитном порядке. |
26. | Проверочная работа. | записать слова в алфавитном порядке | Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя». | |
Гласные звуки – 1 час. | ||||
27. | Гласные звуки. Развитие речи. | 89 – 91 упр. 139 (с. 91) | Признаки гласного звука. Смыслоразличительная и слогообразующая роль гласных звуков. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Сведения об источниках пополнения словарного запаса русского языка. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту. | Находить в слове гласные звуки, объяснять их особенности. различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Соотносить количество звуков и букв в словах. Объяснять причины разного количества звуков и букв в словах. Определять качественную характеристику гласного звука. Работать с текстом. Определять тему и главную мысль текста. Составлять и записывать ответы на вопросы к тексту с опорой на текст и рисунок. |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне – 9 часов. Слова с непроверяемым написанием: одежда, снегирь, лягушка, земляника, малина, молоток. | ||||
28. | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 93 – 95 упр. 145 (с. 95) | Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. | Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложные словах букву безударного гласного звука, написание которого надо проверять. |
29. | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Проверяемые и проверочные слова. | 96 – 97 упр. 147, 149 (с. 97) | Особенности проверяемых и проверочных слов (для правила обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова). | Различать проверочные и проверяемые слова. Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов. Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне. |
30. | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Способы проверки написания букв. | 97 – 100 упр. 154 (с. 100) | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным). | Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определять пути ее решения, решать ее в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания. |
31. | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 100 – 103 упр. 158, 161 (с. 101, 103) | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным). | Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определять пути ее решения, решать ее в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания. |
32. | Представление об орфограмме. | 103 – 105 упр. 165 (с. 105) | Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. | Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов. |
33. | Формирование умений написания слов с безударным гласным звуком в корне. | 105 – 110 упр. 174 (с. 110) | Проверка написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным). | Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания. |
34. | Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука. | 108 – 110 Записать слова по теме «Животные» | Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока, воробей, корова и др.). | Работать с орфографическим словарем учебника: находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слова по орфографическому словарю. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. |
35. | Контрольный диктант. | Работа над ошибками |
| Писать под диктовку учителя. Проверять написанный текст. Применять правила правописания. |
36. | Развитие речи. | Переписать текст с учетом исправлений | Наблюдение над использованием в речи фразеологизмов как выразительных средств языка. Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования. Составление рассказа по репродукции картины. | Объяснять, когда в речи употребляют образные выражения (фразеологизмы). Составлять текст из предложений. Составлять рассказ по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство». Оценивать свои достижения при выполнении заданий. |
37. | Согласные звуки – 1 час. | 112 – 113 упр. 181 (с. 113) | Признаки согласного звука. Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове. Формирование на основе содержания текстов учебника чувства уважения к старшим по возрасту и готовности оказать им посильную помощь. | Находить в слове согласные звуки. Правильно произносить согласные звуки. Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. |
38. | Согласный звук [j’] и буква «и краткое» - 1 час . | 114 – 116 упр. 185, 187 (с. 115, 116) | Произношение и написание буквы й в словах. Слова с непроверяемым написанием: урожай (урожайный). | Различать согласный звук [j’] и гласны звук [и]. Различать способы обозначения согласного звука [j’] буквами. Использовать правило при переносе слов с буквой «и краткое». |
39. | Слова с удвоенными согласными – 1 час. Проект «И в шутку и всерьез». | 117 – 118 выписать из орфографического словаря слова с удвоенными согласными | Произношение и написание слов с удвоенными согласными. Создание нового информационного объекта – занимательных заданий по русскому языку. Слова с непроверяемым написанием: суббота (субботний). | Наблюдать над произношением и написанием слов с удвоенными согласными. Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными. Находить информацию в учебнике, сборнике дидактических материалов, рабочей тетради и создавать свои занимательные задания. |
40. | Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения – 1 час. | 120 – 123 упр. 197, 201 (с. 122, 123) | Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я. Формирование бережного отношения к материальным ценностям, к тому, что создано трудом человека, на основе содержания текстов учебника. | Определять и правильно произносить мягкие и твердые согласные звуки. Различать твердые и мягкие согласные звуки. Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Планировать учебные действия при письме по памяти. |
Мягкий знак – 2 часа. Слова с непроверяемым написанием: декабрь, мебель, коньки. | ||||
41. | Правописание мягкого знака в конце и в середине слова. | 124 – 127 упр. 206, 207 (с. 126) | Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными. | Соотносить количество звуков и букв в словах. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв. Подбирать примеры слов с мягким знаком. Переносить слова с мягким знаком. Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце и в середине слова перед другими согласными. |
42. | Правописание мягкого знака в конце и в середине слова. Проверочная работа. | упр. 209 (с. 128) | Определять орфограмму и правильное написание слов. Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками – 5 часов. Слова с непроверяемым написанием: тарелка, товарищ, щавель, метель. | ||||
43. | Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. | 4 – 7 упр. 5, 10 (с. 5, 7) | Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт. | Различать непарные мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт. Применять правило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч. |
44. | Развитие речи. Обучающее изложение. | Подготовить диктант с буквосочетаниями. | Определение темы текста. Пересказ содержания текста с опорой на вопросы плана. | Пересказывать содержание текста. Определять тему и главную мысль текста. оценивать уместность использования слов в тексте. |
45. | Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 10 – 13 упр. 15, 20 (с. 11, 13) | Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. | Различать непарные твердые и мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями. Применять правило при написании слов с буквосочетаниями. |
46. | Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 14 упр. 21 (с. 14) | Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. | Находить в словах буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Применять правило при написании слов с буквосочетаниями. |
47. | Проект «Рифма». | 8 – 9 | Формирование мотивации к исследовательской и творческой деятельности. | Находить в тексте рифмующиеся строки, подбирать рифмующиеся слова, сочинять стихи на заданные рифмы, составлять словарик собственных рифм. |
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным – 10 часов. Слова с непроверяемым написанием: народ, завод, вдруг, сапог. | ||||
48. | Проверочный диктант. | Работа над ошибками. | Писать под диктовку учителя. Проверять написанный текст. Применять правила правописания. Оценивать свои достижения. | |
49. | Звонкие и глухие согласные звуки. | 16 – 17 карточка | Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами. | Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук и оценивать правильность данной характеристики. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными. |
50. | Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. | 17 – 18 упр. 28 (с. 18) | Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в конце перед согласным и его обозначение буквой на письме. | Определять на слух парный по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным. Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным. |
51. | Проверка парных согласных в корне слова. Распознавание проверяемых и проверочных слов. | 18 – 20 упр. 31 (с. 20) | Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным. | Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочные и проверяемые слова. |
52. | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | 20 – 24 упр. 39 (с. 24) | Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне: изменение формы слова, выбор однокоренного слова. | Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов. |
53. | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | 24 – 27 упр. 45 (с. 27) | Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу при написании слов, определять пути ее решения, решать ее в соответствии с изученным правилом. | Использовать правило при написании слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Объяснять правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания. |
54. | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | 26 – 27 упр. 46 (с. 27) | Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу при написании слов, определять пути ее решения, решать ее в соответствии с изученным правилом. | Объяснять правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. |
55. | Обобщение знаний об изученных правилах письма. Проверка знаний. | упр. 49 (с. 28) | Правописание гласных и согласных в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласного звука в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным. Фонетический разбор слова. | Сопоставлять приемы проверки написания гласных и согласных в корне слова. Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами. Проводить звукобуквенный разбор слова по заданному образцу. |
56. | Проверочный диктант. | Работа над ошибками. | Писать под диктовку учителя. Проверять написанный текст. Применять правила правописания. | |
57. | Развитие речи. Изложение повествовательного текста по вопросам плана. | Подобрать 10 слов с пропущенной парной согласной буквой. | Письменное изложение текста по вопросам. | Излагать письменно текст по вопросам. |
Разделительный мягкий знак – 3 часа. Слова с непроверяемым написанием: обезьяна (обезьянка). | ||||
58. | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 31 – 33
упр. 55 (с. 33) | Использование на письме разделительного мягкого знака. Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком. | Наблюдать над произношением слов с разделительным ь. Соотносить количество звуков и букв. Подбирать примеры слов с разделительным ь. Различать слова с мягким знаком – показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. |
59. | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 33 – 35 упр. 60, 61 (с. 35) | Соотношение звукового и буквенного состава в словах. Правило написания разделительного мягкого знака в словах. | использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком. Объяснять написание разделительного ь в словах. |
60. | Обобщение изученного материала. Проверочная работа. | 36 – 38 упр. 65 (с. 37) | Формирование навыков правописания слов с разделительным мягким знаком. Перенос слов с разделительным мягким знаком. | Определять место орфограммы «Разделительный мягкий знак». Писать слова с разделительным мягким знаком. Переносить слова с мягким знаком. Оценивать свои достижения. |
Части речи – 42 часа. Части речи – 2 часа. Слова с непроверяемым написанием: месяц. | ||||
61. | Части речи. | 39 – 43 упр. 71 (с. 42) | Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Формирование умений работать с графической информацией. | Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение. Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой. |
62. | Части речи. | Подобрать слова разных частей речи. | Формирование умений распознавать самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. | Распознавать самостоятельные части речи. Использовать специальную терминологию при их определении. |
Имя существительное – 13 часов. Имя существительное как часть речи – 1 час. Слова с непроверяемым написанием: январь, февраль. | ||||
63. | Что такое имя существительное? | 44 – 46 упр. 78 (с. 46) | Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления. | Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу. Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов – имен существительных. Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп. |
Одушевленные и неодушевленные имена существительные – 2 часа. Слова с непроверяемым написанием: картинка. | ||||
64. | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | 47 – 49 упр. 82 (с. 49) | Формирование представлений о профессиях и людях труда. | Различать одушевленные и неодушевленные имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных. Классифицировать имена существительные одушевленные и неодушевленные по значению и объединять их в тематические группы. |
65. | Контрольное списывание. | Дидактический материал. | Списывать текст без нарушения правил каллиграфического письма, без грамматических ошибок. Видеть орфограммы в слове. Проверять написанный текст. | |
Собственные и нарицательные имена существительные – 4 часа. Слова с непроверяемым написанием: отец, фамилия, город, улица, Россия. | ||||
66. | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных. | 51 – 55 упр. 91, 95 (с. 53, 55) | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет. | Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных. Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы. Писать с заглавной буквы имена собственные. |
67. | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в написании кличек животных. | 56 – 59 упр. 98 (с. 57) Написать текст на тему «Моя любимая книга». | Заглавная буква в написании кличек животных. | Писать с заглавной буквы имена собственные. |
68. | Контрольный диктант. | Работа над ошибками. | Писать под диктовку учителя. Проверять написанный текст. Применять правила правописания. | |
69. | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в географических названиях. | 60 упр. 103 (с. 60) | Заглавная буква в географических названиях. Развитие познавательного интереса к происхождению и истории названия своего города. | Писать с заглавной буквы имена собственные. Находить информацию о происхождении названия своего города. |
Число имен существительных – 2 часа. Слова с непроверяемым написанием: топор. | ||||
70. | Единственное и множественное число имен существительных. | 61 – 62 упр. 106 (с. 62) | Изменение имен существительных по числам. | Определять число имен существительных. Изменять имена существительные по числам. |
71. | Единственное и множественное число имен существительных. | 63 – 65 упр. 112, 114 (с. 64, 65) | Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе. Синтаксическая функция имени существительного в предложении. | Правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа. Работать с орфоэпическим словарем. Определять, каким членом предложения являются имена существительные в предложении. |
Обобщение знаний об имени существительном – 3 часа. | ||||
72. | Обобщение знаний об имени существительном. | Разобрать имена существительные как часть речи. | Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного как части речи. | Определять грамматические признаки имен существительных: одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное; число, роль в предложении. |
73. | Проверочная работа по теме «Имя существительное». | Дидактический материал. | Развитие логических действий анализа, сравнения, классификации, дифференциации, доказательства при определении признаков имени существительного. | Обосновывать правильность определения грамматических признаков имени существительного. Классифицировать имена существительные по определенному грамматическому признаку. Выбирать из ряда имен существительных имя существительное с определенным признаком. |
74. | Развитие речи. Обучающее изложение. | Дидактический материал. | Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам. | Работать с повествовательным текстом: определять его тему и главную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста, составлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст. Проверять написанный текст. |
Глагол – 8 часов. Глагол как часть речи и употребление его в речи – 2 часа. | ||||
75. | Глагол как часть речи. | 68 – 69 упр. 119 (с. 69) | Глагол как часть речи и употребление его в речи. | Распознавать глагол среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Классифицировать глаголы по вопросам. распознавать глаголы, употребленные в прямом и переносном значении. |
76. | Употребление глаголов в речи. | 70 – 73 упр. 123, 126 (с. 71, 73) | Употребление глаголов в речи. Синтаксическая функция глагола в предложении. Формирование представлений об обязанностях по дому, которые могут выполнять мальчики и девочки на основе рисунков в учебнике. | Определять, каким членом предложения является глагол в предложении. Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания. |
Число глагола – 2 часа. Слова с непроверяемым написанием: обед (обедать), магазин. | ||||
77. | Единственное и множественное число глаголов. | 74 – 75
упр. 130 (с. 75) | Изменение глагола по числам. Формирование навыка правильного употребления глаголов в речи. | Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определенного числа, употреблять глаголы в определенном числе. |
78. | Единственное и множественное число глаголов. | 76 – 77 упр. 134 (с. 77) | Изменение глагола по числам. Формирование навыка правильного употребления глаголов в речи. | Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работать с орфоэпическим словарем. |
79. | Правописание частицы не с глаголом – 1 час. | 78 – 79 упр. 138 (с. 79) | Правописание частицы не с глаголом. | Раздельно писать частицу не с глаголом. |
80. | Обобщение закрепление знаний по теме «Глагол» – 1 час. | 80 – 81 упр. 143 (с. 81) | Глагол как часть речи и употребление его в речи. Синтаксическая функция глагола в предложении. Изменение глагола по числам. | Определять грамматические признаки глагола: число, роль в предложении. Обосновывать правильность определения признаков глагола. |
81. | Текст-повествование и роль в нем глаголов – 1 час. | 82 – 83 | Понятие о тексте-повествовании. Роль глаголов в тексте-повествовании. Составление текста-повествования на предложенную тему. | Распознавать текст-повествование. Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте. Составлять текст-повествование на предложенную тему, находить нужную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывать текст. |
82. | Проверочная работа по теме «Глагол» - 1 час. | Дидактический материал. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. | |
Имя прилагательное – 7 часов. Имя прилагательное как часть речи – 3 часа. | ||||
83. | Имя прилагательное как часть речи. | 86 – 87 упр. 150 (с. 87) | Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. | Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу. Работать со страничкой для любознательных. Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному. Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп. |
84. | Связь имение прилагательного с именем существительным. | 88 – 90 упр. 154 (с. 90) | Связь имени прилагательного с именем существительным. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. | Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры имен прилагательных. Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. |
85. | Прилагательные близкие и противоположные по значению. | 90 – 91 упр. 157 (с. 91) | Прилагательные близкие и противоположные по значению. Сравнение как одно из выразительных средств языка. | Анализировать высказывания русских писателей о русском языке. Подбирать имена прилагательные - сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным. Формировать чувство уважения к русскому языку. |
Единственное и множественное число имен прилагательных – 4 часа. | ||||
86. | Единственное и множественное число имен прилагательных. | 92 – 94 упр. 162 (с. 94) | Изменение имен прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь. | Определять число имен прилагательных, распределять имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам. Соблюдать литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь. |
87. | Обобщение знаний об имени прилагательном. | Дидактический материал. | Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Изменение имен прилагательных по числам. Слова с непроверяемым написанием: облако (облачко), метро. | Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число, роль в предложении. |
88. | Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». | Дидактический материал. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. | |
89. | Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. | 95 – 96 упр. 166 (с. 96) | Понятие о тексте-описании. Роль имен прилагательных в тексте-описании. Развитие речи. Составление текста-описания на основе личных наблюдений. | Распознавать текст-описание. Наблюдать над ролью имен прилагательных в тексте-описании. Составлять текст-описание на основе личных наблюдений. Составлять текст-описание натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». |
Местоимение – 3 часа. Слова с непроверяемым написанием: платок. | ||||
90. | Местоимение как часть речи. | 100 – 101 упр. 172 (с. 101) | Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи. | Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов в предложении. Различать местоимения и имена существительные. |
91. | Местоимение как часть речи. | 102 – 103 упр. 176 (с. 103) | Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи. | Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов в предложении. Различать местоимения и имена существительные. |
92. | Развитие речи. Текст-рассуждение. | 105 – 106 упр. 182 (с. 106) | Структура текста-рассуждения. Редактирование текста с повторяющимися именами существительными. Составление текста из предложений с нарушенной последовательностью повествования. Формирование экологических представлений. | Распознавать текст-рассуждение. Работать с текстом: определять тип текста. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями. Составлять из предложений текст, подбирать к нему заголовок, записывать составленный текст. |
Предлоги – 4 часа. Слова с непроверяемым написанием: апрель, шёл. | ||||
93. | Общее понятие о предлоге. | 108 – 109
упр. 186 (с. 109) | Роль предлогов в речи. Ознакомление с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов. | Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Правильно употреблять предлоги в речи. |
94. | Раздельное написание предлогов со словами. | 110 – 112 упр. 190 (с. 111) | Правописание предлогов с именами существительными. | Раздельно писать предлоги со словами. |
95. | Развитие речи. Восстановление предложений. | 112(у. 192) упр. 188 (с. 110) | Редактирование текста: восстановление деформированного повествовательного текста. | Редактировать текст: восстанавливать деформированный повествовательный текст. |
96. | Проверочная работа по теме «Предлог». | Дидактический материал. | Оценивать свои достижения. | |
Повторение – 6 часов. | ||||
97. | Контрольный диктант. | Работа над ошибками | Писать под диктовку учителя. Проверять написанный текст. Применять правила правописания. | |
98. | Повторение по теме «Текст», «Предложение». | 116 – 120 упр. 195, 202 (с. 117, 120) | Текст, тема текста, виды текста. Предложение как единица речи. Главные и второстепенные члены предложения. Знаки препинания конца предложения. | Определять виды текста. Отличать предложение от группы слов. Находить границы предложения. Записывать предложение грамматически правильно. Различать предложения по цели высказывания и интонации. Находить главные и второстепенные члены предложения. |
99. | Повторение по теме «Слово и его значение». | 120 – 121 упр. 205 (с. 121) | Повторение изученного материала по теме. | Распознавать однокоренные слова по двум признакам. Подбирать антонимы и синонимы. Подбирать группы однокоренных слов. |
100. | Контрольное списывание. | Дидактический материал. | Списывать текст без нарушения правил каллиграфического письма, без грамматических ошибок. Видеть орфограммы в слове. Проверять написанный текст. | |
101. | Повторение по теме «Части речи». | 122 – 126
упр. 209 (с. 122) | Имена существительные, прилагательные, глаголы как часть речи. | Распознавать части речи. Характеризовать как часть речи существительные, прилагательные, глаголы. Осознавать их роль в речи. |
102. | Повторение по теме «Правила правописания». | 126 – 129 | Проверяемые и непроверяемые орфограммы. | Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки. Применять правила правописания. Подбирать примеры с определенной орфограммой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Русский язык. 2 класс" к УМК "Школа России" (В. П. Канакина, В. Г. Горецкий) для индивидуального надомного обучения.
Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" 2 класс к УМК "Школа России" предназначена для детей обучающихся на дому по медицинским показаниям. Программа разработана на основе Федерального госу...
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Математика»2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды ВладимировныУМК «Школа России»
Календарно - тематическое планирование учебного предмета «Математика» 2 класс на 2012 - 2013 учебный год...
Рабочая программа учебного предмета «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России»
Рабочая программа учебного предмета «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 2 класс на 2012 - 2013 учебный год...
Рабочая программа по предмету «Русский язык» в 3 классе на 2013-2014 учебный год УМК «Гармония»
Рабочая программа по предмету «Русский язык» в 3 классена 2013-2014 учебный годУМК «Гармония»...
Рабочая программа по предмету «Русский язык» в 3 классе на 2013-2014 учебный год УМК «Гармония»
Рабочая программа по предмету «Русский язык» в 3 классена 2013-2014 учебный годУМК «Гармония»...
Рабочая программа по предмету «Русский язык», 1 класс, УМК "Перспективная начальная школа", 2018 – 2019 учебный год
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку, соответствующей Федеральному государственному об...
Рабочая программа по предмету «Русский язык», 2 класс, УМК "Перспективная начальная школа"2019 – 2020 учебный год
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку, соответствующей Федеральному государственному об...