Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5 класса основного общего образования на 2016-2017 учебный год
рабочая программа по музыке на тему

Приходько Наталья Степановна

"Изобразитеьное искусство" для 5 класса под редакцией Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_fgos_5_klass.doc213 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МКОУ «Светловская СОШ Завьяловского района» Алтайского края

«РАССМОТРЕНО»                                « РАССМОТРЕНО»                                     «УТВЕРЖДЕНО»

на методическом совете                       на педагогическом совете                  Директор МКОУ  «Светловская СОШ»

Протокол № 7                                    Протокол № 7                                                                    /О.Б.Титова

от «13»         мая 2016 г.                                 от «14» мая  2016г                            Приказ № 55     от « 22» мая  2016г

        

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5 класса основного общего образования

на 2016 - 2017 учебный год

                                                                                                                 Составитель: Приходько Н.С.

с.Светлое 2016


1. Пояснительная записка

Рабочая программа  «Музыка » для 5 класса составлена   на основе

Федерального государственного образовательного основного общего образования

Примерной  основной образовательной программы (2010 г.),

программы «Музыка» для 5 класса под редакцией Г.П. Сергеевой, Е. Д. Критской (2014г)

Основной общеобразовательной программой основного общего образования МКОУ «Светловская СОШ Завьяловского района»,

Учебным планом МКОУ «Светловская СОШ Завьяловского района» Алтайского края,

Положением о рабочей программе МКОУ «Светловская СОШ Завьяловского района» Алтайского края

Место учебного предмета « Музыка» в учебном плане

Преподавание предмета «Музыка  » представляет распределение учебных часов в соответствии с содержанием предметной области «Искусство » ФГОС НОО. Преподавание рассчитано на изучение учебного предмета «Музыка  » в 5  классе в объеме  35 часов (1 час в неделю).

Общая характеристика учебного предмета «Музыка»

  Рабочая программа по музыке для 5 класса предполагает определённую специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействие музыки с предметами: «Изобразительное искусство», «Литература», «Основы религиозной культуры и светской этики».

 Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи:

 - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся..

       

3.  Содержание  предмета

Планирование и структура учебного содержания соответствуют содержанию и структуре УМК «Музыка » для  5 класса Г.П. Сергеевой, Е. Д. Критской. Программа предполагает расширение художественного кругозора учащихся, тем самым углубляя восприятие, познание музыки. Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура.

Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: : «Вокальная музыка», «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества»

                                      Учебный план «Музыка» 5  класс.

Класс

Объем учебного времени

Раздел/Тема/Главы программы

Количество учебного времени

5

35ч

Тема первого полугодия « Музыка и литература»

17 ч

Тема второго полугодия «Музыка и изобразительное искусство»

18 ч

                                                                                       Музыка и литература (17 часов)

 Что роднит музыку с литературой. Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей... Песня русская в березах, песня русская в хлебах... Звучащие картины. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно...

Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора... Что за прелесть эти сказки...

Жанры инструментальной и вокальной музыки. Мелодией одной звучат печаль и радость... Песнь моя летит с мольбою...

Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества.

Раскрываются следующие содержательные линии: Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств.

Обобщение материала I четверти.

Всю жизнь мою несу родину в душе... «Перезвоны». Звучащие картины. Скажи, откуда ты приходишь, красота?

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Слово о мастере. Гармонии задумчивый поэт. Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь... Был он весь окутан тайной — черный гость...

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Оперная мозаика. Опера-былина «Садко». Звучащие картины. Поклон вам, гости именитые, гости заморские!

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Балетная мозаика. Балет-сказка «Щелкунчик».

Музыка в театре, кино, на телевидении.

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

Мир композитора.

Раскрываются следующие содержательные линии: Симфония-действо. Кантата. Средства музыкальной выразительности. Хор. Симфонический оркестр. Певческие голоса. Струнные инструменты; челеста; флейта. Колокольность. Жанры фортепианной музыки. Серенада для струнного оркестра. Реквием. Приемы развития в музыке. Контраст интонаций.

Опера. Либретто. Увертюра. Ария, речитатив, хор, ансамбль. Инструментальные темы. Музыкальный и литературный портреты. Выдающиеся исполнители (дирижеры, певцы).

Балет. Либретто. Образ танца. Симфоническое развитие.

Музыкальный фильм. Литературный сценарий. Мюзикл. Музыкальные и литературные жанры.

Обобщение материала II четверти.

Музыка и изобразительное искусство (18 ч)

Что роднит музыку с изобразительным искусством.

Небесное и земное в звуках и красках. Три вечные струны: молитва, песнь, любовь... Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье... В минуты музыки печальной... Есть сила благодатная в созвучье слов живых...

Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский. За отчий дом, за русский край... Ледовое побоище. После побоища.

Музыкальная живопись и живописная музыка. Ты раскрой мне, природа, объятья... Мои помыслы — краски, мои краски — напевы... И это все — весенних дней приметы! Фореллен-квинтет. Дыхание русской песенности.

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Весть святого торжества. Древний храм златой вершиной блещет ярко...

Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Звуки скрипки так дивно звучали... Неукротимым духом своим он побеждал зло.

Волшебная палочка дирижера. Дирижеры мира.

Образы борьбы и победы в искусстве. О, душа моя, ныне — Бетховен с тобой! Земли решается судьба. Оркестр Бетховена играет... Раскрываются следующие содержательные действие музыки с изобразительным искусством. Песенность. Знаменный распев. Песнопение. Пение a capella. Солист. Орган.

Исторические события, картины природы, характеры, портреты людей в различных видах искусства.

Кантата. Триптих. Трехчастная форма. Контраст. Повтор. Смешанный хор: сопрано, альты, тенора, басы. Выразительность и изобразительность. Песня-плач. Протяжная песня. Певческие голоса (меццо-сопрано).

Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Музыкальная живопись и живописная музыка. Мелодия. Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок.

Квинтет. Прелюдия. Сюита. Фреска, орнамент. Тембры инструментов (арфа), оркестр.

Концертная симфония. Инструментальный концерт. Скрипка соло. Каприс. Интерпретация.

Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Группы инструментов симфонического оркестра. Выдающиеся дирижеры.

Симфония. Главные темы. Финал. Эскиз. Этюд. Набросок. Зарисовка.

Обобщение материала III четверти.

Застывшая музыка. Содружество муз в храме.

Полифония в музыке и живописи. В музыке Баха слышатся мелодии космоса...

Музыка на мольберте. Композитор-художник. Я полечу в далекие миры, край вечный красоты... Звучащие картины. Вселенная представляется мне большой симфонией...

Импрессионизм в музыке и живописи. Музыка ближе всего к природе... Звуки и запахи реют в вечернем воздухе.

О подвигах, о доблести, о славе. О тех, кто уже не придет никогда, — помните! Звучащие картины.

В каждой мимолетности вижу я миры... Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете... Музыкальная живопись Мусоргского.

Мир композитора.

С веком наравне.

Раскрываются следующие содержательные линии: Органная музыка. Хор a capella Католический собор. Православный храм. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга. Композиция. Форма. Музыкальная живопись. Живописная музыка. Цветовая гамма. Звуковая палитра. Триптих. Соната. Импрессионизм. Прелюдия. Сюита. Интерпретация. Джазовые ритмы. Язык искусства. Жанры музыкального и изобразительного искусства.

Обобщение материала IV четверти.


Тематический поурочный план

Тема  уроков

Кол-во

часов

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Информационные ресурсы

Предметные

Метапредметные

Личностные

«Музыка и литература» -17 ч

1

Что роднит музыку с литературой

Первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа.

Расширение представлений о Родине, родном крае, патриотизме.

Логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе.

Учебник. Фонохрестоматия

2

Вокальная  музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…  

Представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества. Расширение представлений о Родине.

Умение слушать и вступать в диалог. Использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества

Учебник. Фонохрестоматия

3

Вокальная  музыка. Песня русская в березах, песня русская в хлебах

Представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества. Расширение представлений о Родине.

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. Пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

 Раскрытие связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека

Учебник. Фонохрестоматия

4

Вокальная  музыка. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно

Представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.

Прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Учебник. Фонохрестоматия

5

Фольклор  в  музыке  русских  композиторов. . «Стучит, гремит Кикимора…»  

Представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества. Расширение представлений о Родине.

Применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека.

http://viki.rdf.ru/.

6

Фольклор  в  музыке  русских  композиторов. «Что за прелесть эти сказки»

Представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества

Пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества

Презентация

 Рабочая тетрадь

7

Жанры  инструментальной  и  вокальной  музыки.«Мелодией одной звучат печаль и радость…», «Песнь моя летит с мольбою»

Ознакомление с основами музыкальной культуры, развитие художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения.

Формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

http://viki.rdf.ru/.

8

Вторая  жизнь  песни. Живительный родник творчества

Ознакомление с основами музыкальной культуры, развитие художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач. Обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

Формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности.

Учебник. Фонохрестоматия

9

Обобщение материала первой четверти

Представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества

Действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий. Пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Учебник. Фонохрестоматия Рабочая тетрадь

10

Всю жизнь свою несу Родину в душе. «Скажи, откуда ты приходишь, красота?»

Ознакомление с основами музыкальной культуры, развитие художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах.

Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок.

Учебник. Фонохрестоматия

11

Писатели  и  поэты  о  музыке  и   музыкантах. «Гармонии задумчивый поэт»

Формировать представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.

Участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему. Пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека.

http://viki.rdf.ru/. Рабочая тетрадь

12

Писатели  и  поэты  о  музыке  и   музыкантах. «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь»

Формировать представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.

Участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему. Обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества

http://viki.rdf.ru/.

13

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера

Формировать представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.

Использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

Учебник. Фонохрестоматия Рабочая тетрадь

14

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

 Формировать представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.  Более подробное ознакомление с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; познакомить с именами лучших отечественных танцоров и хореографов (Г. Уланова, М. Плисецкая, Е. Максимова, В. Васильев)

Совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи. Пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

http://music.edu.ru/.

15

Музыка в театре, кино и на телевидении

Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении.

Приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности. Обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок.

http://viki.rdf.ru/.

16

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл

Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл.

Участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему. Использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

http://music.edu.ru/.

17

Мир композитора.

Представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества

Мобилизация сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему. Обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок.

http://music.edu.ru/.

II  полугодие: Музыка и изобразительное искусство -18ч

18

Что  роднит  музыку  с изобразительным   искусством

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические).

Участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему.

Пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Учебник. Фонохрестоматия

Репродукции картин

19

Небесное   и  земное  в  звуках  и  красках.

Формировать представление о отечественной и зарубежной духовной музыке в синтезе с храмовым искусством. Раскрыть отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства; развить интонационно-слуховой опыт на основе метода интонационно-стилевого анализа, действие которого проявляется в намеренном соединении произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей.

Совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи. Использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

Учебник. Фонохрестоматия

Репродукции картин

20

Звать через  прошлое  к  настоящему. Александр Невский

Формировать представление о богатстве музыкальных образов (героические, эпические) и особенности их  драматургического развития (контраст). Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Мобилизация сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему. Обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок.

Учебник. Фонохрестоматия

Репродукции картин

21

Музыкальная живопись и живописная музыка

Умение находить общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого.

Участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему.

Раскрытие связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека

http://music.edu.ru/.

22

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

Первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.  Народные истоки русской профессиональной музыки.

Совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи.

Учебник. Фонохрестоматия

23

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

Первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.  Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

Раскрытие связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека

Учебник. Фонохрестоматия

Репродукции картин

24

Волшебная  палочка  дирижера.

Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра.

Участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему. Совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи.

Формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

http://viki.rdf.ru/.

25

Образы борьбы и победы в искусстве.

Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии. Творческий процесс сочинения музыки композитором, особенности её симфонического развития

. Мобилизация сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему. Пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Учебник. Фонохрестоматия

Репродукции картин

26

Обобщение материала третьей четверти.

Воспитывать основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Повторение изученного материала

Участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему. Совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи.

Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок.

http://music.edu.ru/. Рабочая тетрадь

27

Застывшая  музыка.

Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства; уметь соотнести музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств по стилю.

Обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

Формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

Учебник. Фонохрестоматия

28

Полифония  в  музыке  и  живописи.

Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).

Общность языка художественных произведений в музыке и живописи.

Раскрытие связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека

Учебник. Фонохрестоматия

Репродукции картин

29

Музыка   на  мольберте.

Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса

Совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи. Использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

Учебник. Фонохрестоматия

Репродукции картин

30

Импрессионизм в музыке и живописи.

Расширить представления о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере творчества литовского композитора К.Дебюсси.

Обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

Раскрытие связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека

Учебник. Фонохрестоматия

Репродукции картин

31

О  подвигах,  о  доблести  и  славе...  

Способствовать развитию исторической памяти подростков на основе освоения различных видов искусств, раскрывающих тему защиты Родины; продолжить знакомство с жанром Реквиема.

Мобилизация сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Раскрытие связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека

http://music.edu.ru/.

Рабочая тетрадь

32

В  каждой  мимолетности  вижу я миры…

Знакомство с образным миром произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского; расширить и углубить понимание своеобразия их творчества.

Сопоставление музыкальных и художественных образов. Совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

http://music.edu.ru/.

33

Мир композитора.

Обобщение представлений о стилевом сходстве и различии произведений русских и зарубежных композиторов

Участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему. Сопоставление музыкальных и художественных образов. Обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Фонохрестоматия

34

С веком наравне.

http://viki.rdf.ru/.

Рабочая тетрадь

35

Обобщающий урок. Защита исследовательского проекта.

Итого : 35 часов

Результаты освоения учебного предмета «Музыка »  учащимися 5класса

В процессе освоения содержания программы учебного предмета «Музыка» учащимися 5 класса достигаются  а) личностные  б) метапредметные  в)  предметные результаты

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
  • формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;
  • формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

-логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;

-применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;

-обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

-понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;

-осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;

использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

-пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

-научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

-удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.

-прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

-мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

-ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;

-действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.

Коммуникативные:

-понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

-слушать собеседника и вести диалог;

-участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему;

-излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

-понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

-использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

-опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;

-приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

-совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;

-создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

Предметные результаты:

-первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;

-основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

-представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.

Планируемые результаты

Обучающийся получит возможность научиться:

— наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусаю, выражать свое отношение к искусству;

— понимать специфику музыки и выявлять родство художественных  образов разных искусств, различать их особенности;

— выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования;;

— раскрывать образное содержание музыкальных произведений  разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;

— понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;

— осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральна спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;

— разбираться в событиях художественной жизни отечественной  и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией. называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры  мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

— определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;

— применять информационно-коммуникативные технологии для  расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.

Учебно-методическое  и материально-технического обеспечение учебного предмета

 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Программа программы «Музыка» для 5 класса под редакцией Г.П. Сергеевой, Е. Д. Критской (2014г)

Учебник Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.Музыка: 5 кл. учеб. для общеобразоват. учреждений.  М.:Просвещение, 2010.

 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Специфическое сопровождение (оборудование)
Компьютер

  • Мультимедийный проектор
  • Экран

 Информационно-коммуникативные средства:

Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 5 класс. М.: Просвещение, 2014.

Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.

Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.

Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.

        

  1. Лист корректировки рабочей программы

Дата урока по плану

Дата проведения по факту

Содержание корректировки (тема урока)

Обоснование проведения корректировки

Реквизиты документа

 (дата и № приказа)