Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса основного общего образования на 2016-2017 учебный год
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Приходько Наталья Степановна

"Изобразитеьное искусство" для 5 класса под редакцией Б.М, Неменского

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_fgos_5_klass.doc205.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Светловская СОШ Завьяловского района» Алтайского края

«РАССМОТРЕНО»                                « РАССМОТРЕНО»                                     «УТВЕРЖДЕНО»

на методическом совете                       на педагогическом совете                  Директор МКОУ  «Светловская СОШ»

Протокол № 7                                    Протокол № 7                                                                    /О.Б.Титова

от «13»         мая 2016 г.                                 от «14» мая  2016г                            Приказ № 55     от « 22» мая  2016г

.

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса основного общего образования

на 2016-2017 учебный год

Составитель: Приходько Н.С.

с.Светлое, 2016

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, программой курса для 5 класса  под редакцией  Б.М. Неменского  (М.:«Просвещение», 2014), Основной общеобразовательной программой основного общего образования МКОУ «Светловская СОШ Завьяловского района», Учебным планом МКОУ «Светловская СОШ Завьяловского района» Алтайского края, Положением о рабочей программе МКОУ «Светловская СОШ Завьяловского района» Алтайского края

Место учебного курса в учебном плане

Федеральный базисный учебный план отводит в 5 классе на предметную область «Изобразительное искусство» 35 часов (1 час в неделю)

Общие цели образования с учётом специфики учебного курса.

  Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Задачи:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
  • освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
  • развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
  • формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
  • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
  • овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Общая характеристика учебного курса.

  Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.

 Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

   Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни.        

Основные формы учебной деятельности:

  • практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами,
  • зрительское восприятие произведений искусства,
  •  эстетическое наблюдение окружающего мира,
  • индивидуальное практическое творчество,
  •  коллективная творческая деятельность,

 диалогичность и сотворчество.

Учебный план

Класс

Объем учебного времени

Раздел

Количество учебного времени

5

35ч

Древние корни народного искусства

8

Связь времен в народном искусстве

8

Декор- человек, общество, время.

12

Декоративное искусство в современном мире

7

Содержание учебного курса

«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

Раздел 1. Древние корни народного искусства (8 час.)

    Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом.        

Тема 1. Древние образы в народном искусстве.

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Связь образа матери-земли с символами плодородия. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею обожествления солнца, неба и земли нашими предками.

Тема 2. Убранство русской избы.

Дом – мир,  обжитой человеком, образ освоенного пространства. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище.

Тема 3. Внутренний мир русской избы.

Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика  (потолок — небо,   пол — земля,   подпол — подземный мир, окна — очи, свет).

Тема 4. Конструкция и декор предметов народного быта (2 часа).

Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.

Тема 5. Русская народная вышивка.

Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенец, подзоров, женских рубах и др. Связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой. Символика цвета в вышивке.

Тема 6. Народный праздничный костюм.

Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.

Тема 7. Народные праздничные обряды.

Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Раздел 2.  Связь времен в народном искусстве (8 час.)

   Формы бытования народных традиций в современной. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки. Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Включение детей  в поисковые группы по изучению  традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели).

Тема 1. Древние образы в современных народных игрушках.

Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.

Тема 2. Искусство Гжели.

Краткие сведения из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.

Тема 3. Городецкая роспись.

Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора.

Тема 4. Хохлома.

Краткие сведения из  истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи.

Тема  5. Жостово. Роспись по металлу.

Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов.  

Тема 6. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

Дерево и береста – основные материалы в крестьянском быту. Щепная птица счастья – птица света. Изделия из бересты: короба, хлебницы, набирухи для ягод, туеса – творения искусных мастеров. Резное узорочье берестяных изделий.

Тема 7. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (2 часа).

Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры». «Промыслы как искусство художественного сувенира». «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту».

Раздел 3.  Декор- человек, общество, время. (12час)

    Проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен. Акцентирование внимание на социальной функции этого искусства, представление его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних греков, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе. Ознакомление с гербами и эмблемами Белгородской области происходит при определении символического характера языка герба как отличительного знака, его составных частей, символического значения изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики.

Тема 1. Зачем людям украшения. (2 часа)

Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить - значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина

Тема 2. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. (3 час)

Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративно-прикладного искусства. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, ладьи вечности и др.

Тема 3. Одежда «говорит » о человеке (3 часа)

Декоративно-прикладное искусство Древней Греции. Древнего Рима и Древнего Китая. Декоративно-прикладное искусство Западной Европы ХVII  века (эпоха барокко)

Тема 4. О чем рассказывают нам гербы и эмблемы (3 часа)

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Первые гербы в Западной Европе в Средние века. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб – знак достоинства и символ чести. Основные части классического герба. Формы щитов, геральдические и негеральдические фигуры, взятые из жизни и мифологии, их символическое значение. Преемственность цветового и символического значения элементов гербов 17 века и современности.

Тема 5. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.(1 час)

Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно- прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.

Раздел 4.  Декоративное искусство в современном мире (7 часов)

Знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., определение образного строя произведений, восприятие их с точки зрения единства формы, способствует выявлению средств, используемых художником в процессе воплощения замысла.

Тема 1. Современное выставочное искусство (1 час)

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).

Современное понимание красоты профессиональными художниками мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.

Тема 2. Ты сам- мастер (6 часов)

Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.

Технология работы, постепенное, поэтапное выполнение задуманного витража. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки.

Тематический поурочный план

Номер

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Информационные ресурсы

Предметные

Метапредметные

Личностные

Древние корни народного искусства (8 час.)

1

Древние образы в народном искусстве.

1

Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения. Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.

 Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни,  отмечать их лаконично выразительную красоту.

Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть многообразие варьирования трактовок.

Создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов.

Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе практической творческой работы.

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества. Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: материлы к учебнику.

2

Убранство русской избы.

1

Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.

Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.

Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы через конструктивную, декоративную и изобразительную деятельность.

Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных регионов России.

Создавать эскизы декоративного убранства избы.

Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.

Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: материлы к учебнику.

3

Внутренний мир русской избы.

1

Сравнивать и называть конструктивные, декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.

Осознать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьер крестьянских жилищ. Находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

4 - 5

Конструкция, декор предметов народного быта.

2

Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Рассуждать о связи произведений крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.

Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: материлы к учебнику.

6

Русская народная вышивка.

1

Анализировать и понимать особенности образного языка  народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (птицы, коня, всадника, матери-земли, древа жизни) дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные по вышивке сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

7

Народный праздничный костюм.

1

Понимать и анализировать образный строй народного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением  предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов на примере Белгородской области. Осознать значение традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народов. Создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении черты национального своеобразия.

Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: тренажёр

8

Народные праздничные обряды (обобщение темы)

1

Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества. Участвовать в художественной жизни класса, школы. Создать атмосферу живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в народных действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экспертов, народных мастеров. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства. Отмечать в них единство конструктивное, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции.

Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: контроль знаний

Связь времен в народном искусстве (8 час.)

9

Древние образы в современных народных игрушках

1

Освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов).

Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств( декоративно-прикладных).

Приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ).

 Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства. Формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов, в том числе и старооскольскую глиняную игрушку.

Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием  выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции.

Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.

Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: материлы к учебнику.

10

Искусство Гжели.

1

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.

Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели.

Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приемы гжельского

кистевого мазка - «мазка с тенями».

Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.

Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: дополнительные материалы

11

Городецкая роспись.

1

Эмоционально воспринимать, выражать свое

отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла.

 Определять и выявлять  характерные особенности произведений городецкого промысла. Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.

Создавать композицию росписи в традиции Городца.

12

Хохлома.

1

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.

Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.

Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: дополнительные материалы, тренажёр

13

Жостово. Роспись по металлу.

1

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.

Осваивать основные приемы жостовского письма.

Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.

14

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

1

Выражать свое личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера.

Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари.

Различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику.

Осваивать основные приемы росписи.

Создавать композицию росписи или ее фрагмент в традиции мезенской росписи.

15-16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы).

2

Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов.

Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов.

Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала.

Участвовать в презентации выставочных работ.

Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве».

Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: контроль знаний

Декор – человек, общество, время. (12ч)

17-18

Зачем людям украшения.

2

Приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ.

Осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности.

 Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).

Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства.

Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: материлы к учебнику.

19-21

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

3

Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства древнего Египта, давать им эстетическую оценку.

Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора.

Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта.

Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта.

Овладевать навыками декоративного обобщения в процесс е выполнения практической творческой работы.

Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: материлы к учебнику.

22-24

Одежда «говорит» о человеке.

3

Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов Древней Греции, Древнего Рима и Китая и у людей разных сословий.

Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.

Участвовать 

в индивидуальной и коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы.

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.

Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: материлы к учебнику, дополнительные материалы

25-27

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы

3

Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города и городов области.

Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании герба.

Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.

Создавать декоративную композицию герба, в соответствии с традициями цветового и символического изображения гербов

Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: материлы к учебнику, тренажёры

28

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

1

Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением экспозиций музея, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала.

Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству и систематизировать его по социально-стилевым признакам.

Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.

Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского).

Использовать в речи новые художественные термины.

Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: контроль знаний

Декоративное искусство в современном мире. (7 ч)

29

Современное выставочное искусство.

1

Приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ. Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства. Формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

Осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

 

Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.

Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства.

Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.

Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством.

Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: материалы к уроку

30-35

 Ты сам - мастер

6

Разрабатывать, создавать эскизы коллективных  панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств

Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному».

Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: практикум (мастер-классы)

        

Планируемые образовательные результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса.

      В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

      Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

      Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

        Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться

  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века).
  •  различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);
  • - выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.
  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
  • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
  • создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
  • владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
  • владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).

Владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.  

Описание  материально-технического обеспечения образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

Примечания

Учебно-методическое обеспечение

1.

2.

3.

Рабочая программа. Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под ред. В. М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций - М.: Просвещение, 2014г

Учебник. Горяева. Н. А., Островская. О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. В. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2014г.

Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 5 класс (DVD) /авт.-сост. О.А. Коблова, И.Б. Полякова-М.: Просвещение, 2014

1

6

5

  Печатные пособия

1

2

3

4

5

-Репродукции картин  художников.

-Портреты русских художников

-Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

-Схемы по правилам рисования предметов, растений, птиц, человека

-Таблицы по декоративно-прикладному искусству, альбом с народными промыслами, русскому костюму 

Комплект портретов ( альбом по искусству)

Таблицы, схемы представлены в демонстрационном виде и на электронном носителе

Экранно-звуковые пособия

1

-Аудиозаписи по музыке 5,6,7 класс, литературные произведения

DVD-фильмы: художественные музеи- Эрмитаж, творчество отдельных художников - Леонардо Да Винчи; Казимир Малевич «Преображение»; и тд.

Компакт диски по разделам для каждого класса

Технические средства обучения

  1

  2

- Компьютер, мультимедийный  проектор

-Экран навесной

Размер 1,50-1,50

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

1

-Презентации на СD или DVD-дисках: по видам изобразительных искусств; по жанрам изобразительных искусств; по памятникам архитектуры России и мира; по стилям и направлениям в искусстве; по народным промыслам; по декоративно-прикладному искусству; по творчеству художников

Компакт диски по разделам для каждого класса

 

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1

2

3

4

5

6

7

8

9

-Краски акварельные

-краски гуашевые

-бумага цветная

-восковые мелки, пастель, сангина, уголь

-кисти беличьи

-емкости для воды

-пластилин

-клей

-ножницы

Натуральные объекты

1

- Ракушки, коралл, шишки, орехи и тд.

        Демонстрационные пособия

1

2

-Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

-Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

7.9 натуральный фонд

1

2

3

4

5

6

7

8

-Муляжи фруктов (комплект)  для рисования

-Муляжи овощей

-Гипсовые геометрические тела (конус, шар, цилиндр, призма)

-Изделия декоративно-прикладного искусства

-Капитель

-Керамические изделия (вазы, кринки и др.)

-Предметы быта (кофейники, бидоны, самовар и др.)

-Предметы для натурной постановки (кувшины, гипсовые и керамические вазы и др.).

       

        

        Лист корректировки рабочей программы

Дата урока по плану

Дата проведения по факту

Содержание корректировки (тема урока)

Обоснование проведения корректировки

Реквизиты документа

 (дата и № приказа)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5 класса основного общего образования на 2016-2017 учебный год

"Изобразитеьное искусство" для 5 класса под редакцией Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской...

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 6 класса основного общего образования на 2016-2017 учебный год

"Изобразитеьное искусство" для 6 класса под редакцией Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской...

Рабочая программа воспитания и социализации обучающихся начального и основного общего образования на 2016-2017 год (план работы на 2016 - 2017г. )

Целью воспитательной работы класса  в 2016 – 2017  учебном году является совершенствование воспитательной деятельности, способствующей формированию и развитию нравственной, физически з...