Главные вкладки

    Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса основного общего образования на 2016-2017 учебный год
    рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

    Приходько Наталья Степановна

    "Изобразитеьное искусство" для 5 класса под редакцией Б.М, Неменского

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon izo_fgos_5_klass.doc205.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКОУ «Светловская СОШ Завьяловского района» Алтайского края

    «РАССМОТРЕНО»                                « РАССМОТРЕНО»                                     «УТВЕРЖДЕНО»

    на методическом совете                       на педагогическом совете                  Директор МКОУ  «Светловская СОШ»

    Протокол № 7                                    Протокол № 7                                                                    /О.Б.Титова

    от «13»         мая 2016 г.                                 от «14» мая  2016г                            Приказ № 55     от « 22» мая  2016г

    .

    Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса основного общего образования

    на 2016-2017 учебный год

    Составитель: Приходько Н.С.

    с.Светлое, 2016

    Пояснительная записка

    Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, программой курса для 5 класса  под редакцией  Б.М. Неменского  (М.:«Просвещение», 2014), Основной общеобразовательной программой основного общего образования МКОУ «Светловская СОШ Завьяловского района», Учебным планом МКОУ «Светловская СОШ Завьяловского района» Алтайского края, Положением о рабочей программе МКОУ «Светловская СОШ Завьяловского района» Алтайского края

    Место учебного курса в учебном плане

    Федеральный базисный учебный план отводит в 5 классе на предметную область «Изобразительное искусство» 35 часов (1 час в неделю)

    Общие цели образования с учётом специфики учебного курса.

      Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

    Задачи:

    • формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
    • освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
    • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
    • развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
    • формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
    • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
    • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
    • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
    • овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

    Общая характеристика учебного курса.

      Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.

     Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

    Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

       Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни.        

    Основные формы учебной деятельности:

    • практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами,
    • зрительское восприятие произведений искусства,
    •  эстетическое наблюдение окружающего мира,
    • индивидуальное практическое творчество,
    •  коллективная творческая деятельность,

     диалогичность и сотворчество.

    Учебный план

    Класс

    Объем учебного времени

    Раздел

    Количество учебного времени

    5

    35ч

    Древние корни народного искусства

    8

    Связь времен в народном искусстве

    8

    Декор- человек, общество, время.

    12

    Декоративное искусство в современном мире

    7

    Содержание учебного курса

    «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

    Раздел 1. Древние корни народного искусства (8 час.)

        Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом.        

    Тема 1. Древние образы в народном искусстве.

    Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Связь образа матери-земли с символами плодородия. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею обожествления солнца, неба и земли нашими предками.

    Тема 2. Убранство русской избы.

    Дом – мир,  обжитой человеком, образ освоенного пространства. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище.

    Тема 3. Внутренний мир русской избы.

    Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика  (потолок — небо,   пол — земля,   подпол — подземный мир, окна — очи, свет).

    Тема 4. Конструкция и декор предметов народного быта (2 часа).

    Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.

    Тема 5. Русская народная вышивка.

    Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенец, подзоров, женских рубах и др. Связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой. Символика цвета в вышивке.

    Тема 6. Народный праздничный костюм.

    Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.

    Тема 7. Народные праздничные обряды.

    Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

    Раздел 2.  Связь времен в народном искусстве (8 час.)

       Формы бытования народных традиций в современной. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки. Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Включение детей  в поисковые группы по изучению  традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели).

    Тема 1. Древние образы в современных народных игрушках.

    Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.

    Тема 2. Искусство Гжели.

    Краткие сведения из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.

    Тема 3. Городецкая роспись.

    Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора.

    Тема 4. Хохлома.

    Краткие сведения из  истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи.

    Тема  5. Жостово. Роспись по металлу.

    Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов.  

    Тема 6. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

    Дерево и береста – основные материалы в крестьянском быту. Щепная птица счастья – птица света. Изделия из бересты: короба, хлебницы, набирухи для ягод, туеса – творения искусных мастеров. Резное узорочье берестяных изделий.

    Тема 7. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (2 часа).

    Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры». «Промыслы как искусство художественного сувенира». «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту».

    Раздел 3.  Декор- человек, общество, время. (12час)

        Проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен. Акцентирование внимание на социальной функции этого искусства, представление его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних греков, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе. Ознакомление с гербами и эмблемами Белгородской области происходит при определении символического характера языка герба как отличительного знака, его составных частей, символического значения изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики.

    Тема 1. Зачем людям украшения. (2 часа)

    Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить - значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина

    Тема 2. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. (3 час)

    Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративно-прикладного искусства. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, ладьи вечности и др.

    Тема 3. Одежда «говорит » о человеке (3 часа)

    Декоративно-прикладное искусство Древней Греции. Древнего Рима и Древнего Китая. Декоративно-прикладное искусство Западной Европы ХVII  века (эпоха барокко)

    Тема 4. О чем рассказывают нам гербы и эмблемы (3 часа)

    Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Первые гербы в Западной Европе в Средние века. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб – знак достоинства и символ чести. Основные части классического герба. Формы щитов, геральдические и негеральдические фигуры, взятые из жизни и мифологии, их символическое значение. Преемственность цветового и символического значения элементов гербов 17 века и современности.

    Тема 5. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.(1 час)

    Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно- прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.

    Раздел 4.  Декоративное искусство в современном мире (7 часов)

    Знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., определение образного строя произведений, восприятие их с точки зрения единства формы, способствует выявлению средств, используемых художником в процессе воплощения замысла.

    Тема 1. Современное выставочное искусство (1 час)

    Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).

    Современное понимание красоты профессиональными художниками мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.

    Тема 2. Ты сам- мастер (6 часов)

    Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.

    Технология работы, постепенное, поэтапное выполнение задуманного витража. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки.

    Тематический поурочный план

    Номер

    урока

    Тема урока

    Кол-во

    часов

    Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

    Информационные ресурсы

    Предметные

    Метапредметные

    Личностные

    Древние корни народного искусства (8 час.)

    1

    Древние образы в народном искусстве.

    1

    Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения. Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.

     Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни,  отмечать их лаконично выразительную красоту.

    Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть многообразие варьирования трактовок.

    Создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов.

    Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе практической творческой работы.

    Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества. Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

    Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: материлы к учебнику.

    2

    Убранство русской избы.

    1

    Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.

    Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.

    Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы через конструктивную, декоративную и изобразительную деятельность.

    Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных регионов России.

    Создавать эскизы декоративного убранства избы.

    Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.

    Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: материлы к учебнику.

    3

    Внутренний мир русской избы.

    1

    Сравнивать и называть конструктивные, декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.

    Осознать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьер крестьянских жилищ. Находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

    4 - 5

    Конструкция, декор предметов народного быта.

    2

    Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Рассуждать о связи произведений крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.

    Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: материлы к учебнику.

    6

    Русская народная вышивка.

    1

    Анализировать и понимать особенности образного языка  народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (птицы, коня, всадника, матери-земли, древа жизни) дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные по вышивке сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

    7

    Народный праздничный костюм.

    1

    Понимать и анализировать образный строй народного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением  предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов на примере Белгородской области. Осознать значение традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народов. Создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении черты национального своеобразия.

    Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: тренажёр

    8

    Народные праздничные обряды (обобщение темы)

    1

    Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества. Участвовать в художественной жизни класса, школы. Создать атмосферу живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в народных действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экспертов, народных мастеров. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства. Отмечать в них единство конструктивное, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции.

    Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: контроль знаний

    Связь времен в народном искусстве (8 час.)

    9

    Древние образы в современных народных игрушках

    1

    Освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов).

    Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств( декоративно-прикладных).

    Приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ).

     Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства. Формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

    Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов, в том числе и старооскольскую глиняную игрушку.

    Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием  выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

    Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции.

    Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

    Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.

    Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

    Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

    Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: материлы к учебнику.

    10

    Искусство Гжели.

    1

    Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.

    Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели.

    Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приемы гжельского

    кистевого мазка - «мазка с тенями».

    Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.

    Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: дополнительные материалы

    11

    Городецкая роспись.

    1

    Эмоционально воспринимать, выражать свое

    отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла.

     Определять и выявлять  характерные особенности произведений городецкого промысла. Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.

    Создавать композицию росписи в традиции Городца.

    12

    Хохлома.

    1

    Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.

    Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.

    Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: дополнительные материалы, тренажёр

    13

    Жостово. Роспись по металлу.

    1

    Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.

    Осваивать основные приемы жостовского письма.

    Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.

    14

    Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

    1

    Выражать свое личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера.

    Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари.

    Различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику.

    Осваивать основные приемы росписи.

    Создавать композицию росписи или ее фрагмент в традиции мезенской росписи.

    15-16

    Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы).

    2

    Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов.

    Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов.

    Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала.

    Участвовать в презентации выставочных работ.

    Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве».

    Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: контроль знаний

    Декор – человек, общество, время. (12ч)

    17-18

    Зачем людям украшения.

    2

    Приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ.

    Осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности.

     Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

    Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).

    Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства.

    Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.

    Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

    Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

    Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

    Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

    Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: материлы к учебнику.

    19-21

    Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

    3

    Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства древнего Египта, давать им эстетическую оценку.

    Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора.

    Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта.

    Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта.

    Овладевать навыками декоративного обобщения в процесс е выполнения практической творческой работы.

    Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: материлы к учебнику.

    22-24

    Одежда «говорит» о человеке.

    3

    Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов Древней Греции, Древнего Рима и Китая и у людей разных сословий.

    Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.

    Участвовать 

    в индивидуальной и коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы.

    Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.

    Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: материлы к учебнику, дополнительные материалы

    25-27

    О чём рассказывают нам гербы и эмблемы

    3

    Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города и городов области.

    Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании герба.

    Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.

    Создавать декоративную композицию герба, в соответствии с традициями цветового и символического изображения гербов

    Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: материлы к учебнику, тренажёры

    28

    Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

    1

    Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением экспозиций музея, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала.

    Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству и систематизировать его по социально-стилевым признакам.

    Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.

    Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского).

    Использовать в речи новые художественные термины.

    Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: контроль знаний

    Декоративное искусство в современном мире. (7 ч)

    29

    Современное выставочное искусство.

    1

    Приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ. Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства. Формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

    Осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

    развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

     

    Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.

    Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства.

    Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.

    Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством.

    Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.

    Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества.

    Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

    Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

    Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

    Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: материалы к уроку

    30-35

     Ты сам - мастер

    6

    Разрабатывать, создавать эскизы коллективных  панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

    Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

    Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств

    Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному».

    Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: практикум (мастер-классы)

            

    Планируемые образовательные результаты

    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса.

          В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

          Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

    • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
    • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
    • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
    • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
    • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
    • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
    • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
    • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

          Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

    • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
    • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
    • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
    • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
    • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
    • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

            Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

    • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
    • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
    • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
    • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
    • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
    • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
    • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
    • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
    • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

    Обучающийся получит возможность научиться

    • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века).
    •  различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);
    • - выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.
    • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
    • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
    • создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
    • владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
    • владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).

    Владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.  

    Описание  материально-технического обеспечения образовательного процесса

    Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

    Кол-во

    Примечания

    Учебно-методическое обеспечение

    1.

    2.

    3.

    Рабочая программа. Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под ред. В. М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций - М.: Просвещение, 2014г

    Учебник. Горяева. Н. А., Островская. О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. В. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2014г.

    Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 5 класс (DVD) /авт.-сост. О.А. Коблова, И.Б. Полякова-М.: Просвещение, 2014

    1

    6

    5

      Печатные пособия

    1

    2

    3

    4

    5

    -Репродукции картин  художников.

    -Портреты русских художников

    -Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

    -Схемы по правилам рисования предметов, растений, птиц, человека

    -Таблицы по декоративно-прикладному искусству, альбом с народными промыслами, русскому костюму 

    Комплект портретов ( альбом по искусству)

    Таблицы, схемы представлены в демонстрационном виде и на электронном носителе

    Экранно-звуковые пособия

    1

    -Аудиозаписи по музыке 5,6,7 класс, литературные произведения

    DVD-фильмы: художественные музеи- Эрмитаж, творчество отдельных художников - Леонардо Да Винчи; Казимир Малевич «Преображение»; и тд.

    Компакт диски по разделам для каждого класса

    Технические средства обучения

      1

      2

    - Компьютер, мультимедийный  проектор

    -Экран навесной

    Размер 1,50-1,50

    Цифровые и электронные образовательные ресурсы

    1

    -Презентации на СD или DVD-дисках: по видам изобразительных искусств; по жанрам изобразительных искусств; по памятникам архитектуры России и мира; по стилям и направлениям в искусстве; по народным промыслам; по декоративно-прикладному искусству; по творчеству художников

    Компакт диски по разделам для каждого класса

     

    Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    -Краски акварельные

    -краски гуашевые

    -бумага цветная

    -восковые мелки, пастель, сангина, уголь

    -кисти беличьи

    -емкости для воды

    -пластилин

    -клей

    -ножницы

    Натуральные объекты

    1

    - Ракушки, коралл, шишки, орехи и тд.

            Демонстрационные пособия

    1

    2

    -Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

    -Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

    7.9 натуральный фонд

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    -Муляжи фруктов (комплект)  для рисования

    -Муляжи овощей

    -Гипсовые геометрические тела (конус, шар, цилиндр, призма)

    -Изделия декоративно-прикладного искусства

    -Капитель

    -Керамические изделия (вазы, кринки и др.)

    -Предметы быта (кофейники, бидоны, самовар и др.)

    -Предметы для натурной постановки (кувшины, гипсовые и керамические вазы и др.).

           

            

            Лист корректировки рабочей программы

    Дата урока по плану

    Дата проведения по факту

    Содержание корректировки (тема урока)

    Обоснование проведения корректировки

    Реквизиты документа

     (дата и № приказа)



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5 класса основного общего образования на 2016-2017 учебный год

    "Изобразитеьное искусство" для 5 класса под редакцией Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской...

    Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 6 класса основного общего образования на 2016-2017 учебный год

    "Изобразитеьное искусство" для 6 класса под редакцией Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской...

    Рабочая программа воспитания и социализации обучающихся начального и основного общего образования на 2016-2017 год (план работы на 2016 - 2017г. )

    Целью воспитательной работы класса  в 2016 – 2017  учебном году является совершенствование воспитательной деятельности, способствующей формированию и развитию нравственной, физически з...