Разработка урока по предмету окружающий мир на тему : "Виды транспорта"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Галина Алексеевна Кострыкина

Разработка урока с презентацией

по предмету окружающий мир на тему : "Виды транспорта" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vidy_transporta.docx33.85 КБ

Предварительный просмотр:

   

Урок по предмету окружающий мир

 Тема урока:               Виды транспорта.

Тип урока: Урок изучения нового материала на деятельностной основе.

Цель урока: познакомить с разными видами транспорта, их назначением и способами  использования человеком.

Задачи урока:

1.Обучающие:
Расширить знания детей об использовании человеком разных видов транспорта.
Совершенствовать умение детей работать самостоятельно, в парах и коллективно.
2.Развивающие:
Активизация познавательного интереса детей, развитие наблюдательности, внимания, логического мышления, умение анализировать и синтезировать предметы, умение рассуждать и делать аналитические выводы.
Развитие экологического мышления.

3 Воспитывающие:
Воспитывать интерес к изобретательству.
Воспитание взаимного уважения и сотрудничества в детском коллективе.

Современные образовательные технологии : развивающее обучение, личностно-ориентированный подход, использование информационно-коммуникативных технологий.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-посковый, методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля, проблемно-поисковые методы.

 Принципы обучения:

1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка (логическое мышление, внимание, память);
 2. Принцип действенного подхода к обучению;
 3. Принцип обоснованного ответа;
(каждый учащийся доказывал свое мнение в процессе выполнения  

  индивидуальных и групповых заданий).
 4. Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник, тетрадь, ИКТ, игрушечные машины.

Ход урока:

1.Орг. Момент.

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы – хорошо учимся!

Всё у нас получиться!

Проверка домашнего задания.

- Что такое экономика?

-Какие отрасли экономики вы знаете?

(сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля)

- Каким отраслям экономики пришлось потрудиться, чтобы мы с вами жили в тёплых домах? ( строительство, транспорт)

- Что необходимо для того, чтобы построить дом? Расскажите при помощи опорных слов  ( коллективная работа составление макета дома)

- Что является основным помощником в строительстве?

      3.  Сообщение темы урока.

Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперёд.

А за ним комарики

На воздушном шарике.

А за ними раки

На хромой собаке.

Волки на кобыле,

Львы в автомобиле.

Зайчики в трамвайчике,

Жаба на метле.

- На чем и на ком ехали звери?

-На ком было жалко ехать? (на собаке) Почему? (она была хромая). Все это средства передвижения. А теперь послушайте серьезную загадку:

Есть и водный, и воздушный,

Тот, что движется по суше,

Грузы возит и людей.

Что это? Скажи поскорей!

О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Тема нашего сегодняшнего урока «Виды транспорта» (слайд 2)

4.Актуализация опорных знаний. Работа по теме урока.

- Кто знает, что называют транспортом?

Слово «Транспорт» пришло в русский язык из Греции. В переводе с греческого оно обозначает «перемещать». Позже слово «транспорт» стало означать «доставка чего-либо».

- Зачем нам нужен транспорт? (для передвижения и перевозки грузов).

1 блок

- Как вы думаете, а  с чего началась история транспортных средств? Думаю людям стало трудно ходить на большие расстояния и носить тяжелые грузы и человек придумал….КОЛЕСО  (слайд_3,4__)

Кто и когда изобрел колесо, но жизнь людей значительно изменилась.

Появились такие виды транспорта как: ТЕЛЕГА, - Как вы думаете, где использовалась Телега? (В селе). А на чем передвигались зимой? (в санях). А кто возил  их? (лошади)

- Почему лошадь называют первым в селе работником?
Дети: На селе на лошади пахали землю, перевозили грузы, ездили на ней.
Учитель: Послушайте Стихотворение, посвященное лошади!
автор Наталья Клубничная

(слайд___5____)

Для облегчения труда,
Чтоб не казалась тяжкой ноша,
Решили люди, что тогда
Можно впрягать в телегу лошадь.

И с незапамятных веков,
Стуча копытом по дороге,
С подковами и без подков
Бегают резвые их ноги.

Нелёгкий лошадиный труд
Для сельской жизни много значит,
И носит каждый свой хомут,
От жеребца до старой клячи.

Они берут любой барьер,
Резвятся мирно в чистом поле,
И с места перейти в карьер
Способны лошади на воле.  

- А в городе конечно это были более элегантные средства передвижения: КАРЕТА, ДИЛИЖАНС, КАРЕТА, КОЛКА- прототип первого трамвая. (слайд_6,7__)

- Но скорость человеку казалась маленькой и так в середине 18 века появились первые паровозы. В 1834 году отец и сын Черепановы построили паровоз в России. (слайд_8__).

- со временем  колесные виды транспорта совершенствовались и появились: ПОЕЗДА, АВТОБУСЫ, ТРОЛЛЕБУСЫ,  (слайд ___9__)

(слайд__11-__)ВЕЛОСИПЕД (появился более 300 лет назад) сначала он был деревянный, но затем превратился в нашего с вами современника.). А когда к такому старинному велосипеду изобретатели прикрепили топливный мотор – появился первый прототип мопеда и в последствии мотоцикла. (слайд__12__)

АВТОМОБИЛИ появились впервые в середине 19 века и со временем в ходе преобразований появились легковые и грузовые автомобили. (слайд__13__)

- Как вы считаете, что нужно для работы современного транспорта? (бензин)

- где может передвигаться весь перечисленный транспорт? (по земле)

-Делаем 1 ВЫВОД: Транспорт бывает наземный (слайд_14___)

- Для чего нужен человеку наземный транспорт? (перевозить грузы, людей, военныемашины, исследовательские)

Делаем 2 ВЫВОД: Транспорт бывает грузовой, пассажирский, специальный, личный, общественный. (слайд_15____)

* РАБОТА В ТЕТРАДИ

Физминутка(слайд__16__)

- Со временем транспорта на земле стало великое множество. И чтобы как – то разгрузить наземные транспортные потоки человек решил отпуститься под землю. – Так появился какой вид транспорта? (подземный)  (слайд__17__)

-Что мы относим к подземному транспорту? (метро)

- А где встречается метро? ( в больших городах)

- Какова его основная функция? (перевозить людей)

Делаем 3 ВЫВОД: Транспорт бывает подземный, общественный  

2 блок

- Но человеку было мало путешествий на земле. Его  манило безграничное небо. (слайд__18__)

Так существует Греческая легенда о Дедале и его сыне Икаре, которые волей судьбы были вынуждены жить на острове, и убежать оттуда никак не представлялось возможным. Тогда умный Дедал придумал такую хитрость. Он из птичьих перьев, скрепленных воском, сделал огромные крылья. Вместе  с сыном поднялись они на вершину горы и оттуда, при помощи этих крыльев, полетели через море. Полет походил прекрасно, но Дедал предупредил сунна, чтобы он не поднимался высоко к солнцу. Так как оно может растопить воск. Сын - Икар не послушался отца, на столько его увлек полет поднялся высоко –высоко , воск растаял, перья разлепились и он упал в море и погиб.

Так появились первые воздухоплаватели.

- Следующим изобретением человека стал ВОЗДУШНЫЙ ШАР (слайд_19___)          А изобрели его более 200 лет назад в 1783 году во Франции братья Монгольфье. Они сшили огромный купол и наполнили его пеплам воздухом. Так они смогли подняться в небо. Это было великим изобретением.

- В наше время тоже люди летают на воздушных шарах, но больше для забавы.

- На смену воздушному шару пришел ДИРИЖАБЛЬ. (слайд__20__) Он выглядел как громаднейший вытянутый воздушный шар, но к нему крепился двигатель и летел он не только с потоками ветра как шар ,но и против него, выбирая запланированный маршрут.

- Но и это человеку стало мало, ему нужна была скорость не только на земле, но и в воздухе. И вот тогда сталь появляться первые планеры (без мотора) и самолеты. Но сколько крушений и неудач ожидало человека, прежде чем появился настоящий самолет (слайд_21-__)

Вместе с самолетами стали появляться вертолеты (слайд_22__)для того, чтобы тоже выполнять определенную функцию.

  • Как вы думаете для каких целей человек изобрел самолет и вертолет (перевозить людей, грузы, военный) (пассажирский, медицинский, милицейский, военный)

Делаем 4 ВЫВОД : Появился воздушный транспорт(слайд_23__)

- Для чего человеку нужен воздушный транспорт?

Делаем 5 ВЫВОД : Воздушный транспорт бывает пассажирский, грузовой, специальный. (слайд__24__)

* РАБОТА В ТЕТРАДИ

ФИЗМИНУТКА

Мы летим подобно птице,

нам на месте не сидится.

С высоты на землю глянем

И за парты тихо сядем.

3 блок

- Но не только небо манит в свои бескрайние просторы. Противоположная стихия ВОДА. С давних времен люди использовали деревья для передвижения по воде так появился ПЛОТ (слайд__25__)

Затем народы, жившие по берегам рек, выдалбливали в середине дерева углубление, заостряли его концы, чтобы было меньшим сопротивление воды получался

ЧЕЛН( слайд_26__)

- Приделав парус для быстроходности стали появляться ПАРУСНЫЕ СУДА  (слайд__27__) ГАЛЕРЫ, БРИГАНТИНЫ,КАРАВЕЛЛЫ, ФРЕГАТЫ. Но парусное судно очень плохо переживали сильные морские штормы. (слайд__28__)

- И почти более 200 лет назад, поставив на корабль паровую машину, появились ПАРОХОДЫ. (слайд_29__) Далее были более совершенные модели: ТЕПЛОХОДЫ, КАТЕРА, даже РАКЕТЫ на подводных крыльях.

- Есть корабли, которые ходят в морях покрытых огромной толщей льда – это ЛЕДОКОЛЫ. ( слайд___30__)

 На современных ледоколах ставят атомные двигатели и их называют АТОМОХОДАМИ ( слайд_31____)

- Ребята, а ответьте мне на вопрос из каких слов получились слова ПАРОХОД,ЛЕДОКОЛ, АТОМОХОД? (слайд__32__) далее на уроках русского языка мы познакомимся с названием этих слов.

- А еще человек изобрел ПОДВОДНУЮ ЛОДКУ, чтобы изучать морские глубины. Современные подводные лодки используют как в мирных так и в военных целях. ( слайд___33__)

Делаем 6 ВЫВОД : Появился водный транспорт(слайд__34__)

- Какое назначение было у водного транспорта?

Делаем 7 ВЫВОД : Водный транспорт пассажирский, грузовой, специальный. (слайд__35__)

* РАБОТА В ТЕТРАДИ

5 Первичное закрепление(слайд__36__)

- Какие виды транспорта мы с вами сегодня узнали?

                                                              ТРАНСПОРТ

                     Наземный         подземный         воздушный       водный

- По способам использования его человеком каким бывает транспорт?

                                                      ТРАНСПОРТ

   Пассажирский                              грузовой                      специальный      

- По принадлежности человеку?

                                                       ТРАНСПОРТ

                       Личный                                                    Общественный

6. Практическая работа   ( выполнение аппликации из заранее заготовленных деталей)

7 Закрепление

- Послушайте загадки и скажите где может передвигаться этот транспорт?

Что за чудо – желтый дом!
Ребятишек много в нём.
Носи обувь из резины.

И питается бензином. (Автобус)

Ходит город – великан
На работу в океан.
(Корабль)

Что за птица:
Песен не поёт,
Гнезда не вьёт,
Людей и груз везёт.
(Самолёт)

Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землёй.
(Метро)

Домашнее задание.

С.      116-119

Самооценка работы на уроке.

Самоанализ

урока окружающего мира

Урок проводился по предмету – Окружающий мир.

Тема урока :  Виды транспорта

Тема урока:               Виды транспорта.

Тип урока: Урок изучения нового материала на деятельной основе.

Цель урока: познакомить с разными видами транспорта, их назначением и способами  использования человеком.

Задачи урока:

1.Обучающие:
Выяснить, почему человека называют изобретателем.
Расширить знания детей об использовании человеком разных видов транспорта.
Совершенствовать умение детей работать самостоятельно, в парах и коллективно.
2.Развивающие:
Активизация познавательного интереса детей, развитие наблюдательности, внимания, логического мышления, умение анализировать и синтезировать предметы, умение рассуждать и делать аналитические выводы.
Развитие экологического мышления.

3 Воспитывающие:
Воспитывать интерес к изобретательству.
Воспитание взаимного уважения и сотрудничества в детском коллективе.

Современные образовательные технологии : развивающее обучение, личностно-ориентированный подход, использование информационно-коммуникативных технологий.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-посковый, методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля, проблемно-поисковые методы.

 Принципы:

1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка (логическое мышление, внимание, память);
 2. Принцип действенного подхода к обучению;
 3. Принцип обоснованного ответа;
(каждый учащийся доказывал свое мнение в процессе выполнения  

  индивидуальных и групповых заданий).
 4. Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Средства обучения: учебник, тетрадь, ИКТ, игрушечные машины.

Класс, в котором проводился урок насчитывает 10 человек. Неуспевающих нет. Хорошистов- 5 человек, отличников –нет. Успеваемость по классу составляет 100%, качество знаний – 50%.  Для  повышения качества знаний  с хорошистами и слабыми учащимися разработаны специальные  программы, которые  активно используются в процессе обучения. Ведется  системный мониторинг положительных достижений в учебе.

            В начале урока к детям был применен элемент психологического тренинга его цель -  получить эмоционально-положительный заряд на урок. Средством развития познавательной активности учащихся при изучении предмета использовалась мультимедийная презентация, как  активная наглядность, дающая возможность выстроить объяснение и закрепление материала на уроке логично, научно, последовательно.

При таком подходе к изложению учебного материала включаются три  вида памяти учеников : Зрительная, слуховая, моторная.

          Мультимедийную технологию можно рассматривать как объяснительно – иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения научного материала и обеспечения его успешного восприятия , усиливающегося при подключении зрительной памяти. А как известно в младшем школьном возрасте развита более наглядно – образная память.

         Изучение и закрепление нового материала проводилось с применением репродуктивного и частично –поискового методов обучения ( рассказ учителя , практическая работа.) наглядного, дидактического, художественного, научного материала.

           Содержание урока полностью соответствовало заявленной теме.

Актуализация опорных знаний проводилась на личном опыте учащихся, в качестве проблемной постановки вопросов.

Материал подавался блоками с последующим первичным закреплением. (работа в тетради на печатной основе).

Не использование учебника в данном случае считаю обоснованным, так как весь изучаемый материал выводился на экране.

        Общее закрепление  темы проводилось путем практической , групповой деятельности..

Научные исследования свидетельствуют о том, что большинство людей запоминают 5% услышанного и 20% увиденного . Одновременное использование ауди- и видеоинформации повышает запоминаемость до 30 -50% Следовательно материал изучаемый на уроке, считаю, был усвоен хорошо  в достаточно полной мере.

   На уроке оптимально сочеталась индивидуальная , фронтальная и  групповая формы работы .Таким образом , на уроке достигнуты варианты индивидуального , личностно – ориентированного  обучения с использованием  визуальных и слуховых образов.

  Принципы здоровьесберегающих технологий реализовались в дозированности  наглядного материала ( просмотр слайда 2-3 мин., физминутка, контроль посадки при письме) проводимых физкультминутках.

Цель урока достигнута. Задачи в уроке реализованы полностью.

  На уроке поддерживалась доброжелательная атмосфера, принцип психологической комфортности реализовался в возможности учеников высказывать личное мнение, иметь право на ошибку, иметь право на исправление ошибок.

Дети были активны, инициативны, всем хотелось получить поощрение, быть успешными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по предмету "Окружающий мир" тема: Многообразие птиц" по программе "Гармония" 1 класс

Тема урока: Многообразие птиц. Цели урока: Познакомить учащихся с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки.Задачи урока: - обеспечить развитие у школьников умения ...

Разработка урока по предмету Окружающий мир по теме: "Пищеварение"

Разработка урока по предмету окружающий мир в 4 классе "Пищеварение"  и электронная презентация помогут интересно представить детям строение пищеварительной системы человека и закрепить полученны...

Методическая разработка урока по предмету окружающий мир на тему: «Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце».

Цели и задачи  урока:1)    Образовательные: Познакомить с понятиями «астрономия», «астрономы», «вселенная».Познакомить с расположением планет в Солнечной системе.Познакомить со зве...

Методическая разработка урока по предмету "Окружающий мир" в 1 классе по теме " Я здоровье своё берегу"

Урок с использованием игровых технологий. Разработка доработана, внесены изменения в 2018-19 учебном году...

Конспект урока по предмету "Окружающий мир" по теме: "Птицы"(программа II вида, II отделение II вариант)

Материал предназначен для педагогов - дефектологов, работающих с детьми с нарушением слуха....

Разработка урока по предмету "Окружающий мир" по теме "В царстве грибов"

В разработке представлена технологическая карта урока, приложения и презентация...

Урок окружающего мира по теме: Виды транспорта

Урок по технологии Смешанное обучение по модели Ротация станций...