Урок открытия нового знания по теме " Экосистема озера" 3 класс ОС "Школа 2100"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Данная технологическая  карта урока соответствует требованиям ФГОС НОО. На уроке применяются различные технологии, групповая работа, индивидуальная работа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_okr.miru_3_klass.doc369 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Экосистема озера.                                                  Дьякова С.А, учитель МОУ «СОШ «№2 г. Ртищево Саратовской области»

Тип урока: урок открытия  новых знаний

Цель:  создать условия для осмысления и осознания обучающимися информации об  экосистеме озера.

Задачи:

Образовательные:

-познакомить обучающихся с животными и растениями озёр, их «профессиями» в экосистеме;уметь объяснять значение круговорота веществ в природе; называть, из чего состоит экосистема.

Развивающие:

-развивать познавательный интерес и умение использовать в работе ранее полученные знания; развивать поисково-информационных умения: работать с конспектом урока;

-развивать интеллектуальные и общеучебные умения; способствовать развитию коммуникативности;

-развивать умения самостоятельно оценивать результат своих действий и действий одноклассников, контролировать себя, товарищей.  

Воспитательные:

-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе;

– уметь объяснять значение круговорота веществ в природе;

– приводить примеры живых организмов разных «профессий»;

называть, из чего состоит экосистема.

Планируемые результаты:

Личностные:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные:

-понимать и сохранять учебную задачу;

-осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные:

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Оборудование: картинки озёра, озёрных растений, животных – обитателей озера, жетоны, сухой корм для аквариумных рыб – дафнии или циклопы, карточки- задания группам, кластер, сигнальные светофоры, таблица рефлексии, презентация.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

1.Самоопределение к учебной деятельности.

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

 - Начался урок, он ребятам будет впрок. Улыбнитесь друг другу. Всем плодотворного урока.

-  С какой важнейшей частью экосистемы вы познакомились на прошлом уроке?/почвой/

Блиц-турнир. / Руки поднимаем, отвечаем, за правильный ответ жетон получаем/

- Что такое почва?/поверхностный плодородный слой земли/

- В результате чего возникает почва? /в результате разрушения горных пород под воздействием влаги, воздуха, тепла, холода и деятельности живых организмов/

- Как называется верхний слой почвы, имеющий тёмный цвет?  /перегной/ или ? /гумус/

- Какая «профессия» у мухомора, дождевого червя, клешей и ногохвосток, бактерий? /разрушители/

- Можно ли считать почву живой частью экосистемы?/почва состоит из неживой природы ( разрушенные горные породы, вода, остатки мёртвых организмов ) и живой природы (разрушители), поэтому назвать почву живой нельзя/.

-Как называютя самые плодородные и богатые перегноем почвы?

/чернозёмы/

- Почему нужно беречь почву? / Почва- основа плодородия /

-Какие лозунги к плакату о бережном отношении почвы вы придумали? /зачитывают/   Сигнальными светофорами оцените свою работу  по пройденной теме.

– Ребята, отгадав загадку, вы узнаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке.

В глубокой котловине  лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зелёная. ( Открывается  картинка озера)

/ Мы будем говорить об озере /.

Давайте вспомним:

− Что такое озеро? (Это скопление воды в природном углублении на суше.)

− Какие бывают озера? (Пресные и соленые, проточные и бессточные.)

Открыли учебник на с.46.

-Итак, заполняем кластер.

- Какова тема урока?

/Тема урока: «Экосистема озера»/.

-Определяем основной вопрос урока.  Прочитаем и обсудим проблемную ситуацию.

- О чём говорят ребята? Каков основной вопрос урока?/ Почему озеро зарастает и превращается в болото?/

– А как вы думаете, можно ли считать озеро экосистемой? (Нужно узнать, есть ли в озере все части экосистемы.)

- На какие вопросы по теме вы хотите найти ответы?

/- Как образуется озеро?

- Кто являются производителями в озере?

 -Кто относится к потребителям озера?

- Кто относится к разрушителям озера?

- Какой круговорот веществ в озере?/

- Что мы сейчас с вами составили и сделали? ( Мы составили план и сланировали нашу деятельность).

- Что нужно сделать для реализации нашего плана? /Найти информацию по теме/.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

5. Реализация проекта

6.Обобщение затруднений во внешней речи.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8.Включение в систему знаний и повторение.

Работа с учебником, с.46.

- Почему же озеро зарастает и превращается в болото? (Предположения детей.)

Самостоятельно прочитайте учебник на стр.46.

− Из чего образуется ил на дне озера?

− Почему разрушители не справляются со своей работой?/ они перерабатывают отходы озёрной экосистемы и соседних с ней экосистем суши/

(Круговорот веществ не полностью замкнут )

Изменятся ли условия в экосистеме, если круговорот замкнут не полностью?

− Что может произойти с озером? (Превратиться в болото.) Сделайте вывод.

- Зачитаем правило. Ваши  ответы совпали.

Физминутка для глаз  /тренажёр на слайде компьютера /

1.Работа в группах. Работа в учебнике.

 – Работать будем в группах. Каждая группа получит задание и проведёт исследование предложенных вопросов.

Задания для групп:

Группа 1.

Прочитайте  текст на с.48, расскажи  классу о потребителях озера, пользуясь планом из вопросов.

К озёрным потребителям относятся  …./ мелкие рачки и озерные рыбы /

1. Как называются мелкие рачки из сухого корма для рыб? /  Мелкие рачки из сухого корма – это дафния и циклоп /

2. В качестве чего их используют?/ Их используют в качестве корма для рыб/

3. Чем питаются мелкие рачки? / Они питаются мелкими водорослями /

4. Что делают дафния и рачки в поисках мелких водорослей? /Рачки пропускают через себя воду «фильтруют» её. /

5. Каково размера рачки?  / Рачков можно увидеть только в лупу/

6.  Сколько литров воды «обрабатывает» один рачок? /Один рачок обрабатывает до литра воды/

7. К озёрным рыбам относится:

Полосатые бока и клёт на червяка  (…..).

7. Хищна, прожорлива, длина, но поворотлива  (……)./ К озерным рыбам относятся окунь и щука/

8. Какие ещё рыбы живут в озере? / В озере ещё живут такие рыбы как ротан, уклейка, плотва, карась, ерш. /

Оценивание работы группы. Самооценка.

-Ребята, оцените работу 1 группы.

-Как вы думаете, они справились с заданием.

-Получился у них рассказ? Вам было интересно?

Группа 2.

Прочитайте  текст на с.47, рассмотрите  рисунки, расскажите  классу о производителях  озера, пользуясь планом из вопросов.

К озёрным производителям относятся … /растения озера /

1.Какова экосистема озера?  /Экосистема озера «двухэтажная».

2.Что составляет верхний этаж озера? / Верхний этаж озера составляют мелкие организмы, плавающие в толще воды/

3.Как называют мелкие организмы, плавающие в толще воды? /Их называют планктоном /.

4.Что относится к планктону?  /К планктону относсятся мелкие одноклеточные растения (водоросли) и животные. /.

5. Что растёт на дне озера? / На дне озера растёт элодея/ 

6.Что растёт вблизи берегов озера?  /Вблизи берегов озера  видны кувшинка, рогоз и камыш/

7. Где распоожены листья и стебли у рогоза, камыша и кувшинки? /Листья, стебли у них  расположены над водой /.              

8.Прибрежное растение, которое часто неверно называют камышом./ Растение, которое частно неверно называют камышом - это рогоз/. 

Оценивание работы группы. Самооценка.

- Послушайте сообщение о камыше . /Рассказ учащегося/

- Какую новую информацию вы узнали о камыше?

Оценивание работы учащегося.

Группа3.

Прочитайте   последний абзац  на с.48 и  текст на с. 49, рассмотрите  рисунки, расскажи  классу о производителях  озера, пользуясь планом из вопросов.

1.Кто относится к  озёрным разрушителям? /К озёрным разрушителям относятся  многочисленные микробы, речной рак, прудовик, мотыль/.

2.Где живут разрушители? / Разрушители живут на дне водоемов/.

3.Кого называют небольшими красными червяками? / Небольшими красными червяками называют мотыля /

4.Что представляет из себя мотыль? / Это личинки комаров./

5.Чем питаются разрушители? /Разрушители  питаются остатками умерших огранизмов/ .

6.Как связаны организмы в экосистеме озера? /Организмы экосистемы связаны круговоротом веществ. Зелёные стрелки обозначают, кто кого ест, или передачу органических веществ по цепи питания. Коричневая стрелка обозначает превращение органических веществ в минеральные /.

7.Как вы считаете, что обозначает чёрная стрелка?

/На схеме изображена чёрная стрелка. Она идёт от мёртвых организмов, наверно, они оседают на дне./

8.Справляются ли со своей работой разрушители? / Разрушители не справляются со своей работой, и мёртвые организмы накапливаются на дне /.

Оценивание работы группы. Самооценка.

Физкультминутка «Рыбки резвые».

2. Составьте цепи питания, используя текст и рисунки на с. 48. (Водоросли – дафнии – плотва – щука.) / 3 человека у доски /

- Оценивание свою работу.

– Если круговорот незамкнутый, как это повлияет на условия в экосистеме? И что произойдёт с экосистемой? (Наверно, условия изменятся, и экосистема может разрушиться.)

– Давайте проверим наше предположение по учебнику на с. 46, вывод. 

– Как мы ответим на вопрос урока? (Озеро можно считать экосистемой, так как есть все группы организмов и круговорот веществ.)

- Красотой озёр восхищались поэты, писатели, художники.

- Кто из вас побывал  на озере? Как оно называлось?

- Какие озера есть в Саратовской области? Это будет задание к  следующему уроку.

3. Работа в рабочей тетради.

Задание №2, с.23.

Самопроверка  по слайду в презентации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

9.Рефлексия  учебной деятельности.

Вернёмся к кластеру. Над какой темой вы работали?

- Можно ли считать озеро экосистемой? /Да, озеро можно считать экосистемой, так как есть все группы организмов и круговорот веществ, он не полностью замкнут/

На все вопросы нашли ответ?  /Да /

Оцените свою работу: Зеленый цвет – я все понял и готов рассказать другим.

Жёлтый – материал темы понял не до конца.Красный – ничего не понял по теме.

 Коментирование отметок за урок.

10. Домашнее задание.

Н. - чтение текста темы с.46- 49; отвечать на вопросы;

П. – р.т. №4, с.24;  подготовить сообщение об одном обитателе  болота – по желанию.

* - узнать, какие озёра есть в Саратовской области.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок открытия нового знания по математике во 2 классе по теме: "Уравнение"

Очень важно детям самим открывать новые знания по всем предметам! И это им очень нравится!...

Урок открытия нового знания по окружающему миру 4 класс "Зона степей " . "

Сформировать представление учащихся о зоне степей;развивать познавательный интерес;умение использовать в работе  ранее полученные   знания;правильно   выражать свои мысли,срав...

Урок «открытия» нового знания по литературному чтению 2 класс Тема урока: Хоть немодной прослыть рискую, к милосердию всех зову! (Н. Булгаков «Анна, не грусти»)

Тема урока: Хоть немодной прослыть рискую, к милосердию всех зову! (Н. Булгаков «Анна, не грусти»)Цели урока для учителя:Образовательная:Познакомить учащихся с творчеством Н. Булгакова, через со...

Конспект урока открытия новых знаний по математике во 2 классе Тема урока: Знакомство с умножением.

Цели:- Познакомить с понятием умножение, раскрыть смысл действия умножения. - Познакомить со знаком и записью действия умножения. - Развивать умение решать текстовые задачи. - Развивать...

Урок открытия новых знаний по теме «Точка зрения. А.Кушнер «Что я узнал!»»

План-конспект урока по литературному чтению "Точка зрения. А.КУшнер "Что я узнал!"...

урок открытия нового знания по теме "Квадратный сантиметр" 3 класс ПНШ

Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: познакомить с новой единицей измерения  площади фигуры – квадратным сантиметром. Универсальные учебные действия учащихся:познавательные УУД ...