Урок открытия нового знания по теме «Слова противоположные по значению (антонимы)» (2 класс «Школа России»)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Игнатьева Ольга Павловна

Урок спланирован в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_antonomy_.docx158.65 КБ

Предварительный просмотр:

Урок открытия нового знания по теме «Слова противоположные по значению (антонимы)» (2 класс «Школа России»)

Автор: Игнатьева Ольга Павловна, учитель начальных классов ГБОУ  СОШ № 78 г. Санкт-Петербурга.

Цели: познакомить учащихся с термином антонимы; развивать речь , пополнять словарный запас учащихся.

Задачи:

Предметные:

- Систематизировать имеющиеся у детей знания по теме, познакомить с новым понятием; учиться находить в тексте антонимы, подбирать антонимы к словам; употреблять их в речи;  включить новое знание в систему знаний; обогащать и  развивать  речь учащихся; развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные:

Личностные УУД:

- формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности; формировать представление о значении русского языка в жизни человека.

Регулятивные УУД:

- совершенствовать умение учащихся работать в соответствии с поставленной целью; формировать умение оценивать совместно с учителем  или одноклассниками результат своих действий; овладевать умениями выполнять учебные действия в устной  речи.

Познавательные УУД:

- формировать умение  аргументированно отвечать; делать выводы; анализировать; сравнивать; доказывать своё мнение.

Коммуникативные УУД:

- Совершенствовать умение учащихся работать в парах;  выражать свою точку зрения; адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная работа.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный.

Материально-техническое обеспечение урока:

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- электронные материалы : презентация в программе PowerPoint;

- разрезные карточки

Ход урока:

1.Орг.момент  Слайд №2

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно    

2.Актуализация знаний

1) Словарная работа

- «Поиграем в словарик». Я называю лексическое значение словарного слова, а вы пишите его в тетрадях.

 - Коробка для школьных принадлежностей ( пенал)

 - Дерево с белой корой ( берёза)

 - Столица нашей родины ( Москва)

 - Страна, в которой мы живём ( Россия)

 - Место, где мы родились и живём (родина)- синоним? (отечество, отчизна)

 - Это плод яблони. ( яблоко) Подберите однокоренное слово к слову яблоко (яблочный)

 - Инструмент для копания земли (лопата)

Поставить ударение  и подчёркнуть непроверяемую безударную гласную.

3. Самоопределение к деятельности

Послушайте стихотворение:

Нынче пасмурный день был,

Глеб зонт взял, а Лев забыл.

Дождь пролился неплохой.

Лев весь мокрый, Глеб  сухой!

- Чем интересны слова мокрый и сухой? (слова имеют противоположное значение)

- Предположите, о чем пойдет речь сегодня на уроке? ( о словах с противоположным значением)

4.Работа по теме урока

1)Знакомство с новым термином

- Откройте учебник с.54 упр.71. Прочитайте текст.

- Почему муравей загрустил?

- Что сравнивал муравей по величине? (себя и море)

-Чем интересны слова большой и маленький? (слова имеют противоположное значение)

-Давайте узнаем , как называются слова с противоположным значением

-Какая рубрика нам в этом поможет? (сведения о языке)

-Прочитайте самостоятельно.

-Так,  как же называются такие слова? –антонимы –слайд №3

https://docs.google.com/viewer?url=http%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2F2014%2F06%2F18%2Fotkrytyy_urok_russkogo_yazyka_shiryaevoy_a.a._slova-antonimy.pptx&docid=1bd7e988b9bfcc04420794bb3e588db9&a=bi&pagenumber=3&w=523

- Ребята, хотите узнать, откуда произошло слово антоним.

- Какая рубрика нам в этом поможет? (страничка для любознательных)- с.55

- Слово АНТОНИМ  произошло от древнегреческих слов  анти – «против» и  онима – «имя»  и в переводе значит против имени.

2)Словарь антонимов

-Существует словарь антонимов русского языка. Слайд №3


https://docs.google.com/viewer?url=http%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2F2014%2F06%2F18%2Fotkrytyy_urok_russkogo_yazyka_shiryaevoy_a.a._slova-antonimy.pptx&docid=1bd7e988b9bfcc04420794bb3e588db9&a=bi&pagenumber=33&w=523

В нашем учебнике тоже дан небольшой словарь антонимов на с.142. Давайте познакомимся с ним.

3) Первичное закрепление

  • «Доскажи словечко»

Я – антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Называюсь ……..(тишина)

Я -антоним к слову «лето»,

В шубу снежную одета.

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я …..(зима)

Я- антоним к слову «зной»

Я в реке, в тени густой,

И в бутылке лимонада,

А зовут меня……(прохлада)

  • Найди пару -  Слайд № 5-6

- Найдите пару и запишите в тетрадь. Самопроверка по образцу.

высоко

поздно

холод

низкая

зима

стоять 

высокая

тепло

рано

лето

бежать 

низко

  • Работа в парах - Слайд №7

https://docs.google.com/viewer?url=http%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2F2014%2F06%2F18%2Fotkrytyy_urok_russkogo_yazyka_shiryaevoy_a.a._slova-antonimy.pptx&docid=1bd7e988b9bfcc04420794bb3e588db9&a=bi&pagenumber=12&w=523

- У вас на столах лежат разрезные карточки двух цветов. Возьмите их и положите перед собой. Задание: Образуйте пары слов- антонимов

- Какие пары у вас получились?

- Запишите в тетрадь любые три пары слов.

5. Физминутка -  Слайд №8

https://docs.google.com/viewer?url=http%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2F2014%2F06%2F18%2Fotkrytyy_urok_russkogo_yazyka_shiryaevoy_a.a._slova-antonimy.pptx&docid=1bd7e988b9bfcc04420794bb3e588db9&a=bi&pagenumber=14&w=523

А сейчас все дружно встали,

Отдохнём, как на привале.

Вправо, влево повернись,

Наклонись и поклонись!

Руки вверх, руки вбок

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы вы, ребятишки!

Встали, сели, встали, сели

И друг друга не задели!

6. Самостоятельная работа.

Цель: проверка усвоения нового материала.

Задание продолжи пословицу: Слайд №9

  1. Ученье свет, а неученье …
  2. Добро помни, а зло …
  3. Новых друзей наживай, а  ….. не теряй.

7. Включение нового знания в систему знаний

1)- Сейчас проверим ваши знания и сыграем в игру « ДА- НЕТ». Я буду читать вам утверждения, если вы с ним согласны  ставите плюс, если нет -  минус. Записывать будем в строчку, запятые ставить не нужно.

1 Антонимами, называются слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные  по значению  (+)

2 Антонимами, называют слова близкие по значению и отвечающее на один и тот же вопрос  (-)

3.Синонимами называют слова, отвечающие на один и тот же вопрос и близкие по значению  (+)

4. Смех- Слезы- это слова антонимы (+)

5. Антоним к слову ЗЛОСТЬ- ДОБРЫЙ  (-)

6. Антоним к слову до свидания  - здравствуйте (+)

- Взаимопроверка по образцу (Слайд №10)

https://docs.google.com/viewer?url=http%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2F2014%2F06%2F18%2Fotkrytyy_urok_russkogo_yazyka_shiryaevoy_a.a._slova-antonimy.pptx&docid=1bd7e988b9bfcc04420794bb3e588db9&a=bi&pagenumber=36&w=523

 - Исправьте неверные знаки. Если у вас все правильно поставьте на полях 5.

Встаньте те, у кого все правильно.

 2) Выборочный диктант

- Послушайте стихотворения, попробуйте найти в них антонимы и записать в тетрадь

  1.  Грустный клоун громко плачет,

А весёлый клоун скачет,

Хочет подвиг совершить-

Хочет рёву насмешить.

  1. Разворчался старый дед:

«Доживёшь вот до ста лет!»

Внук ответил: «Никогда!

Буду молодой всегда!»

  1. Вышел в поле храбрый рыцарь,

Может он с любым сразиться,

А трусливого зайчонка

Напугает и девчонка.

  1. Вася птичкам сыплет крошки.

Жору все боятся кошки-

Он гоняет их метлой.

Вася - добрый, Жора –злой.

  1. Любопытный карапуз

изучал продуктов вкус,

но из всех запомнил только

Сладкий торт и перец горький.

Взаимопроверка- сверка с образцом.( Слайд № 11)

Подведение итогов урока и рефлексия (Слайд № 12)

  • Я узнал …
  • Теперь я могу сам …
  • Я легко справился …
  • Мне было трудно …
  • Мне было интересно …

-Достигли ли мы поставленной цели?

--Дайте самооценку своей учебной деятельности.

Д/З – Слайд № 13

с.55, упр. №72, упр. №74-подготовить письмо по памяти


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме «Слова противоположные по значению (антонимы)»

Презентация к уроку русского языка по теме «Слова противоположные по значению (антонимы)» (2 класс «Школа России»)...

Конспект урока русского языка. Тема: "Слова противоположные по значению. Антонимы" 2 класс (УМК Перспектива)

Конспект урока русского языка Тема: СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ (АНТОНИМЫ) Цели деятельности учителя: познакомить детей с антонимами; обогатить их словарный запас; формировать умения распознава...

Урок открытия нового знания по теме " Экосистема озера" 3 класс ОС "Школа 2100"

Данная технологическая  карта урока соответствует требованиям ФГОС НОО. На уроке применяются различные технологии, групповая работа, индивидуальная работа....

Конспект урока русского языка. Тема: "Слова противоположные по значению. Антонимы" 2 класс (УМК Перспектива)

Конспект урока русского языкаТема: СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ (АНТОНИМЫ)Цели деятельности учителя: познакомить детей с антонимами; обогатить их словарный запас; формировать умения распозн...

Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме: "Слова, противоположные по значению. Антонимы." УМК "Перспектива"

Тема урока: Слова, противоположные по значению. Антонимы.Тип урока: открытие нового знания.Форма урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.Цели: - сформировать представление об антонимах, их ...

Презентация к уроку по русскому языку во 2 классе по теме: "Слова, противоположные по значению. Антонимы"

Прозвенел звонок –Начинается урок.Порядок на столе.Порядок в голове.-К уроку мы готовы все!...