Анализ учебника по окружающему миру
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Анализ учебника по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_uchebnika.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Общая  характеристика учебника.

Данный учебник «Окружающий мир» предназначен для учащихся 4 класса. Автором донной программы является А. А. Плешаков, так же он является автором анализируемого учебника. Общий объём учебника – 222 страниц. Учебник в твердом переплете, имеет обложку, выполненную в бело-зеленных тонах. На первой странице учебника имеются условные обозначения, необходимые для дальнейшей работы с упражнениями. В содержании учебника содержаться рисунки.

  1. Характеристика текстов учебника.

В учебнике имеются различные виды текстов: печатный, курсив, жирный, подчеркнутый, петит.

Теоретико-познавательные тексты содержаться в материалах параграфов, а инструментально-практические в текстах практических работ, расположенных после содержания параграфа.

Текст параграфа «Мир глазами астронома» не перегружен материалом, доступным языком рассказывается детям кто такой астроном, географ, эколог. Практическая работа «Нарисуй, как ты представляешь себе Арктику». Текст практической работы доступен для понимания, развивает у учащихся творческие навыки. Практическая работа «Поиграйте с друзьями: постройте живую модель Солнечной системы! Пусть каждый назовет именем одной из планеты, а кто-то будет Солнцем. Изготовьте таблички с названиями и возьмите их в руки. Встаньте во круг Солнца так, чтобы правильно передавать последовательность планет.

А теперь – в путь вокруг солнышка! Постарайтесь двигаться так, чтобы не нарушалось расположение планет. Тот, кто «собьется» с орбиты, выходит из игры. Выигрывает тот, кто дольше всех останется на орбите». Текст практической работы доступен для понимания, задания такого характера влияет на сплоченность класса, развивает быстроту запоминания и выучивания планет Солнечной системы.

В качестве дополнительных текстов в учебнике используются тексты, раскрывающие познаваемость мира, формирующие чувство патриотизма и гордости, показывает связь теории с практикой. В учебнике есть дополнительные тексты: интересные факты, странички для любознательных. Методическая роль предлагаемых в учебнике текстов: формирование мотивации, интереса к предмету, накопление и формирование функциональной предметной грамотности, умение ориентироваться во внешней среде, наглядности, эмоциональности восприятия материала.

В учебнике имеются пояснительные тексты. Методическая роль пояснительных текстов учебника заключается в поверхностном толкование предметов, явлений, свойств.

  1. Характеристика внетекстовых компонентов учебника.

Учебник имеет достаточное количество иллюстраций, но хотелось бы больше. Рисунки помогают усвоению теоритического материала, структурируют его, помогают выделить главное и лучше запомнить важное.

Организация усвоения знаний в учебнике Окружающий мир 4 класса            А. А. Плешакова осуществляется с помощью вопросов, упражнений и задач, помещенных после параграфа. Задания помещенные после параграфа как правило носят репродуктивный характер, так как нацелена на то, чтобы обучающийся смог воспроизвести наиболее важные теоритические знания из материала параграфа. Последние вопросы предполагают преломление, переосмысление знаний и перенос их на новый объект.

В основном тексте в рамках, жирным курсивом всегда выделяются определения основных понятий. Главные положения параграфа выделены жирным курсивом. Это помогает ученикам быстро их найти, легко ориентироваться в тексте.

Иллюстрации часто используются для организации самостоятельно – познавательной деятельности учащихся. Например при изучение темы «Разнообразие полезных ископаемых» встречаются иллюстрации разнообразных разновидностей полезных ископаемых, так же встречаются иллюстрации, показывающие добычу тех или иных, полезных ископаемых. Таблицы и схем практически не встречаются на страницах учебника.

В конце каждого параграфа встречаются задания для домашней работы и ставятся примерные задачи на последующий урок.

В учебнике реализована система обобщений формируемых знаний: каждая тема завершается перечнем итоговых вопросов, что способствует систематизации и обобщению знаний, являются средствами закрепления умений и навыков, контроля за качеством их сформированности.

В учебнике развит аппарат ориентировки – это различные виды текста, рамки, маркировки текста, разделение на абзацы. Все это помогает работе зрительной памяти и быстрого ориентирования по тексту.

  1. Характеристика логичности изложения материала в учебнике.

Данный учебник достаточен для организации полноценного учебно-воспитательного процесса.

Положительными качествами анализируемого учебника являются системность и доступность изложения, упражнения, вопросы, позволяют не только закрепить новые знания, но и применить их, перенося на новый объект.

В учебнике большое количество текста, следовало бы добавить по больше иллюстраций.  

Учебник хороший, вполне годится для осуществления стандартов второго поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ мероприятий недели "Окружающего мира"

В начальных классах была проведена неделя "Окружающего мира". в данном материале содержится анализ проведенных мероприятий....

Анализ открытого урока окружающего мира

Анализ открытого урока окружающего мира по теме "Форма Земли" учителя высшей школы квалификационной категории Самаркиной Е.М....

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: «РАСТЕНИЯ ЛЕСА. КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: «РАСТЕНИЯ ЛЕСА. КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?»...

Анализ ВПР по окружающему миру

Анализ ВПР по окружающему миру, проводимой в 4 классе...

Анализ ВПР по окружающему миру 4 класс 2018г

Анализ ВПР по окружающему миру в 4-б классе МКОУ «Мыскаменская школа-интернат»Дата проведения 26 апреля 2018 г....

Анализ ВПР по окружающему миру 4 класс 2018г

Анализ ВПР по окружающему миру в 4-б классе МКОУ «Мыскаменская школа-интернат»ВПР по окружающему миру позволяет оценить уровень общеобразовательной подготовки в соответствии с требова...

Анализ ВПР по окружающему миру 2016

Анализ ВПР по окружающему миру 2016г. Выступление на районном семинаре учителей начальных классов....