Домашние опасности, Что общего у разных растений
план-конспект по окружающему миру на тему

Конспекты открытых уроков по литературному чтению, окружающему миру в начальных классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

                                                  средняя общеобразовательная школа №23

                                                         

Домашние опасности. Правила безопасного поведения в быту.

Открытый урок по окружающему миру УМК «Школа Росси». 2 класс

                                                                                     

                                                                           учитель начальных классов

                                                                           первой категории

                                                                          Ушакова Вера Александровна

                                                                                  2016 г.

Предмет, класс, автор учебника

Окружающий мир, 2 класс, А. А. Плешаков  «Окружающий мир»,  Москва «Просвещение», 2012г.

Тема урока

«Домашние опасности. Правила безопасного поведения в быту.»

 Цель

Познакомить с опасностями, которые могут подстерегать дома. Изучить  правила безопасного поведения в быту.

Тип урока

Открытие нового знания

Задачи урока

Образовательные (предметные):

- уметь распознавать опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;

- уметь объяснять потенциальную опасность бытовых предметов;

- правильно действовать в опасных ситуациях и избегать их;

- знать правила безопасного поведения в быту, ответственно относиться к своему здоровью.

Развивающие (метапредметные):

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя материал учебника, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

- создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

- учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий.

Регулятивные:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

- фиксировать в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

- контролировать и корректировать свое поведение по отношению к одноклассникам в ходе совместной деятельности.

Воспитательные (личностные):

- формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

- способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.

- следовать в поведении моральным и этическим требованиям.

- способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.

- работать над осознанием ответственности за общее дело.

- понимать и следовать в деятельности нормам эстетики.

- развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.

- работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

- следовать установке  на здоровый образ жизни и её реализации в реальном поведении.

Методы обучения

Частично-поисковый

Формы организации познавательной деятельности

  Фронтальная, , работа в парах , работа в  группе, самостоятельная работа

Средства обучения

основные: Окружающий мир, 2 класс, А. А. Плешаков  «Окружающий мир»,  Москва «Просвещение», 2012г.

 тетрадь на печатной основе А.А. Плешаков «Окружающий мир» 2 класс;

дополнительные: интерактивная доска; презентация;  тетрадь;

                                    электронная физкультминутка

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Содержание урока

Универсальные действия

1.Организацион-ный момент. Рефлексия эмоционального состояния.

Цель:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для осознанного нахождения учащихся в пространстве учебной деятельности на уроке;

- обеспечение мотивации и организации внимания

Организует эмоциональный настрой на урок

(слайд 2 )

Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, пожелайте удачи. Скажите про себя «У меня все получится!»

Садитесь.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

2. Проверка домашнего задания.

Цель:

- проверить знания безопасного поведения, полученные на предыдущих уроках

Отвечают на вопросы учителя.

Послушайте стихотворение

Город, в котором с тобой мы живём

Можно по праву сравнить с букварём

Азбукой улиц, проспектов, дорог

Город даёт нам всё время урок.

- Как можно назвать иначе дорожную азбуку? (ПДД)

- Вспомните правила дорожного движения.

(слайд 3)

- Как называют такие светофоры? (транспортные)

- Что означают сигналы светофора? (движение запрещено, внимание, движение разрешено)

(слайд 4)

- Как называют такие светофоры? (пешеходные)

- Что означают сигналы светофора? (стойте, идите)

- Знаете ли вы дорожные знаки?

(слайды 5 - 6)

(слайд 7)

- Какие правила дорожного движения нарушили дети?     (играли у проезжей части, побежали за мячом в неположенном месте)

(слайд 8)

- Назовите номера тех пешеходов, которые нарушают правила дорожного движения. (1, 2, 4, 7)

Вывод: на улице нас подстерегают опасности.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

3. Актуализация знаний, определение темы, целей рока

Цель:

-сформулировать тему и цели урока

Совместно с учителем формулируют цель урока.

Создает проблемную ситуацию.

- Где еще может быть опасно? (работа в парах) – напишите слово ДОМ,. Посоветуйтесь друг с другом и запишите слова, которые связаны с вашими ощущениями при воспоминании о доме (тепло, уют, добро, родители, семья, любовь, радость, доверие….)                                           - Можно ли находясь дома чувствовать себя в полной безопасности?                            - Определите тему урока. (Домашние опасности)                         ( слайд 9)

- Что узнаем и чему научимся? (Определим, как правильно действовать в чрезвычайных ситуациях, и как их избежать)

Учебник стр. 18

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Цель: 

на основе наблюдений вывести правила безопасного поведения в быту, обобщение опыта учащихся, систематизация знаний, классификация опасных предметов

Работа в группах.              Решают проблему, обсуждая в совместной деятельности, сравнивают, анализируют, осуществляют поиск необходимой информации.

-Осуществляют самоконтроль и самооценку своей работы. Договариваются о том, кто отвечает.

Вывод:  Опасность. Электрические приборы могут ударить током или стать причиной пожара.

Вывод:  Опасность. Можно порезаться, уколоться.

Вывод:  Опасность. Отравление, аллергия.

 Организую ситуацию решения учебной задачи, используя систему вопросов, позволяющих сформулировать правила безопасности

Требую развернутых ответов.

Значительную часть своей жизни мы проводим дома. Чувствуя себя в полной безопасности мы часто пренебрегаем самыми элементарными правилами предосторожности. Рассмотрите иллюстрацию. Учебник стр. 18.  Эти предметы есть в доме у каждого из нас. Они могут быть нам полезны, необходимы и, в то же время, очень опасны. Работая в группах мы расскажем о предметах, сформулируем правила пользования ими. Придумайте и нарисуйте условные запрещающие знаки для предметов своей группы.

 1 группа – электроприборы      2 группа – колющие и режущие предметы                    3 группа – инструменты              4 группа - лекарства    

Проверка (знаки прикрепляют на доску) (слайд 10)  Электроприборы (1 группа)

(слайд 11)                              Опасность. Электрические приборы могут ударить током или стать причиной пожара.           Правило 1. Уходя из дома и даже из комнаты, обязательно выключай телевизор, магнитофон, утюг и другие электроприборы.                        Правило 2. Не дотрагивайся до неисправных электроприборов. Не чини и не разбирай их сам.

Правило 3. Ни в коем случае не подходи к оголенным проводам и не дотрагивайся до них.

Правило 4. Помни электричество не терпит соседства с водой.

Правило 5. Нельзя трогать крутящиеся детали домашней техники.

(слайд 12)                                Колющие и режущие предметы, инструменты        (2 – 3 группы)

(слайд 13)

Опасность. Можно порезаться, уколоться.

Правило 1. Старайтесь работать в присутствии взрослых или посоветуйтесь с ними перед работой.

Правило 2. Никогда не пользуйтесь незнакомыми инструментами.

Правило 3. Работайте только острым, хорошо заточенным инструментом.

Правило 4. Режьте всегда в направлении от себя.

Правило 5.  Не бросайте острые предметы без присмотра.

 (слайд 14)                           Лекарства (4 группа)     

(слайд 15)    

Опасность. Отравление, аллергия.

Правило 1. Не бери в руки незнакомые таблетки, порошки.

Правило 2. Без разрешения взрослых не принимай лекарства.

Правило 3. Витамины могут быть опасны.

При отравлении нужно вызвать скорую помощь по телефону 03.

                              

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов. (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь сравнивать, анализировать,  обобщать.(Познавательные УУД)

                     

5. Релаксация

Цель:                         Снять усталость

. Выполнение физминутки для глаз

. 

.

(слайд  16)

Установка на здоровый образ жизни и её реализация в жизни.(Личностные УУД)

6. Продолжение работы по теме Самостоятель-ная  работа. Работа по учебнику.

Цель:

Формулировка правил обращения с опасными предметами в быту.

Читают текст                       (учебник стр. 19 – 20)

Прочитайте текст на стр 19 -20 и расскажите, какие еще опасности могут подстерегать нас дома.

(слайд 17)

Никогда не вставай на табурет, стул, не проверив, устойчив ли он.

 Никогда  не садитесь на подоконник, на перила на балконе, не высовывайтесь из открытого окна.

Никогда не вставай на табурет, стул, лестницу на балконе. Это опасно!

(слайд 18 - 19)

Во-первых, скопившись на кухне, газ может взорваться. Во-вторых, им можно отравиться. Поэтому, почувствовав запах газа, соблюдай следующие правила.

Правило 1. Срочно скажи об этом взрослым.

Правило 2. Надо сразу же открыть окна и проветрить квартиру.

Правило 3. Проверь, закрыты ли краны на плите.

Правило 4. Немедленно позвони по телефону 04.

Правило 5. Ни в коем случае не включай свет и не зажигай спички.

Правило 6. Не бери спички без спроса.

(слайд 20 – 21)

Опасность. Они ядовиты и взрывоопасны.

Должны храниться отдельно, например, в кладовке, в недоступных местах для детей.

На этикетках бутылок должна быть надпись «Опасно»

(слайд 22)

Опасность. Отравление.

Не собирайте и не ешьте растения, грибы и ягоды, которые вам неизвестны.

Не употребляйте продукты (особенно мясные и молочные), если срок их годности истек или от них идет неприятный запах и они, как вам кажется, подозрительны.

Не пользуйтесь грязной посудой.

Мойте руки перед едой всегда, где бы вы ни были.

(слайд 23) Рассмотри знаки и определи, к каким правилам они относятся.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов, умение использовать полученную информацию.

(Познавательные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, проявление самостоятельности в учебной деятельности

(Личностные УУД).

7. Закрепление изученного. Работа в тетрадях.

Задание 1, 2 стр.12.

Проверка: №1 взаимопроверка

№2 на интерактивной доске

Изображение 052

Самостоятельная работа в тетрадях стр. 12 № 1, № 2

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.

 (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД)

8.Итог, оценки и рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

-зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности; дать оценку работы класса и отдельных учеников.

9. Домашнее

задание

Отвечают на вопросы учителя.

 По вопросам  рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Соотносят цель и результаты.

Организует фиксирование содержания.

Организует рефлексию.

Организует оценку учебной деятельности.

(Слайд 24)

Проверьте себя.

В жилом помещении опасными могут быть…..

К оголенным проводам ….

Принимай лекарства только …

На балконе …

Уходя из дома надо…

Ребята, запомните правила безопасного поведения в быту. Дорожите своей жизнью, берегите себя и своих близких.

В начале урока вы писали слова, связанные с вашими ощущениями при воспоминании о доме. Что теперь можно еще подписать?

Назовите тему нашего урока.

Какие задачи перед собой ставили?

Достигнуты  ли  цели урока?

Что узнали для себя нового, ценного?

-Молодцы.

(Слайд 25)

Оцените свою работу на уроке. (рисуют смайлики)

Домашнее задание (слайд 26)

  1. Учебник стр. 18 – 21 читать, ответить на вопросы.
  2. Тетрадь с. 13 – 14, одно задание на выбор.
  3. Составить список опасных предметов дома.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

                                       



Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 1 классе

Тема: Что общего у разных растений?

УМК:  А.А. Плешаков. Окружающий мир. Учебник (в двух частях).

             А.А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь (в двух частях).

Цели: научить детей различать части растений; находить, показывать и называть эти части; закреплять знания детей о хвойных и лиственных деревьях; воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи предметные:

- закреплять полученные ранее знания об окружающем мире;

- выяснить, из каких частей состоит растение, что образуется на месте цветка, когда он    

  отцветет;

- упражнять в приемах находить, показывать и называть все части растений;

- познакомить с частями растений.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- способствовать духовно-нравственному развитию детей посредством формирования  особого отношения к имеющимся ценностям;

- повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности за счет результатов творческой работы (вырезать и собрать растение из частей – работа в тетради);

- развивать моторику руки, аналитическое мышление, образное воображение.

Регулятивные УУД:

- развивать умение принимать и сохранять задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Познавательные УУД:

- расширить кругозор учащихся;

- умение строить речевые высказывания;

- формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решение проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

- способствовать формированию собственного мнения и умений правильно задавать вопросы.

Оборудование и материалы:

Для учителя:

- образцы растений (раздаточный материал): пастушья сумка, настурция, дикая редька, лютик;

- картины: куст смородины, яблоня, помидор, горох, пастушья сумка;

- таблица «Части растений»;

- плоды растений, растения, листья которых человек использует в пищу: капуста, укроп, петрушка, салат.

Для учеников:

- учебник, рабочая тетрадь, конверты с карточками из приложения «Части растений».

Ход урока

Этапы урока

Предметные знания

Формирование УУД

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

III. Самоопределение к деятельности.

IV. Работа над новой темой.

Работа в группах.

Слайд № 2

Слайд № 3

Слайд № 4

Физпауза для глаз.

Слайды № 5 – 12

V. Физминутка.

Слайд № 13

VI. Продолжение работы по теме урока.

Слайд № 14

VII. Актуализация знаний.

VIII. Закрепление.

IX. Итог урока.

Слайд № 15

Рефлексия

Слайд № 16

- Проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке?

Все ли правильно сидят

И внимательно глядят?

- О чем говорили на прошлом уроке?

- Где используются полезные ископаемые?

- Расскажите, что интересного вы узнали из других источников информации о полезных ископаемых.

- Мудрая Черепаха придумала загадку. Попробуйте отгадать.

Дышит, растет,

А ходить не может. (растение)

- Какие растения вы знаете? (названия трав, кустарников, деревьев)

Муравьишка приготовил хитрый вопрос.

Есть ли что-то общее между растениями?

На стр. 22 прочитайте тему урока.

Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

1. Мы совершим увлекательное путешествие в удивительный. Разнообразный мир растений.

(Электронное приложение к учебнику. Что общего у разных растений.)

2. Работа по таблице.

Покажите части растений.

3. Практическая работа.

Рассмотрите растения.

Прочитайте название.

Найдите корень, листья.

Покажите друг другу.

4. Какая часть растений самая важная?

Корень – подземная часть растений.

Корни бывают разные.

Что это за деревья?

Какие части растений вы видите?

У деревьев стебель – это ствол.

Стебли бывают разные.

Листья тоже разные – у ели хвоя.

Физпауза для глаз.

5. Игра «Откуда листик?»

Посмотрите на поделки из листьев.

Попробуйте по листьям узнать дерево.

Как вы думаете, цветы, плоды и семена одинаковые?

Цветы, плоды и семена тоже разные.

Ветер дует нам в лицо. Закачалось деревцо.

Ветерок все тише. Деревцо все выше.

Ветер тихо клен качает,

Влево, вправо наклоняет.

Раз – наклон,  два – наклон.

Зашумел листвою клен.

6. Работа по учебнику.

- Ребята, давайте проверим, правильно ли мы выдели части растений.  Найдите рисунок растения в учебнике, как оно называется? Назовите части растения.

- Назовите самую важную часть растения.

- Как называется часть растения, идущая от корня?

- Какие еще части растений вы можете выделить?

- Рассмотрите плод. Что находится внутри плода?

7. Я принесла морковь, свеклу, картофель.

Как вы думаете, какая это часть растений?

-Внутри любого плода будут  семена?

Учитель разрезает овощи.

- Все эти части растений находятся в земле. Как же их можно назвать?

- Это корни или корнеплоды? Именно их мы употребляем в пищу.

Найдите все части растений на другом рисунке в учебнике.

- Что вы скажите про эти растения?

 В тетради нарисуйте растение, которое вы рассмотрели.

8. Знакомство с разнообразием растений.

- Сегодня на урок я принесла вам целую корзину сюрпризов. Попробуйте отгадать, что в корзине.

- Само с кулачок, красный бочок.

Потрогаешь – гладко,

А откусишь – сладко. (яблоко)

Показать яблоко.

- Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что же это?  (арбуз)  

Показать дольку арбуза.

- На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков … (горох)

Показать стручок гороха.

- Голова на ножке,

В голове горошки.  (мак)

Показать головку мака.

Учитель показывает семена яблока, арбуза, гороха, мака.

Посмотрите, что еще есть в корзинке, назовите растения.

 

Учитель показывает укроп, петрушку, салат, капусту.

- Какая это часть растений? Докажите.

 - Укажите стрелкой, какую часть каждого растения использует человек в пищу.

корень

стебель

листья

плод

семена

капуста

морковь

яблоня

петрушка

свекла

салат

малина

подсолнух

- Что общего у разных растений?

- Назовите части растений.

Оцените свою работу.

Кремень, гранит, известняк.

Как вы думаете, растения все одинаковые?

(разные, не похожи друг на друга)

Для чего растениям нужен корень?

Плоды появляются на месте цветка.

- Если разрежем морковь, свеклу, картофель, увидим семена?

- Можно ли утверждать, что это плод с семенами?

- Какую пользу приносят нам эти овощи?

Какие части растений человек использует в пищу?

- Какие знания пригодились вам на уроке?

- Чему вы научились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир.1 класс.презентация"Что общего у разных растений?"

Окружающий мир.1 класс.презентация "Что общего у разных растений?"( к учебнику А.А.Плешакова)...

Конспект урока "Что общего у разных растений."

1 КЛАСС «Мир вокруг нас» А. П. Плешаков   Тема урока:Что общего у разных растений. Дидактическая цель:Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации и привести их знан...

Разработка урока по окружающему миру по новым ФГОС-ам в 1 классе по теме:"Что общего у разных растений"

На уроке дети учатся не только находить, но и различать и показывать различные части растений.Закреплять знания о хвойных и лиственных деревьях....

Что общего у разных растений?

К учебнику А.А.Плешакова...

Урок по окружающему миру 1 класс Тема: «Что общего у разных растений?»

Цель урока: научить детей различать части растений.Задачи урока: познакомить учащихся с общими частями  растений, их функциями. Расширить представление об окружающем мире; развивать поз...

Что общего у разных растений. Части растений.

Технологическая карта урока окружающего мира с презентацией....