Рабочая программа предмета «Пир природы и человека» во 2 классе
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Ладыгина Светлана Павловна

Рабочая программа предмета «Пир природы и человека» во 2 классе

реализующего
адаптированную основную общеобразовательную программу образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_prirody.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа предмета «Пир природы и человека» во 2 классе

реализующего
адаптированную основную общеобразовательную программу образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1)

Класс 2

Учитель Ладыгина С.П.

Количество часов по учебному плану

Всего  68 часов, в неделю 2 часа

Планирование составлено на основе:

  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
  •  Н.Б. Матвеева и др. «Мир природы и человека» Методические рекомендации 1-4 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций реализующих адаптированные основные программы – М.: Просвещение, 2016.
  • Н.Б. Матвеева и др. «Мир природы и человека. 2 класс» Учебник в 2 частях для общеобразовательных организаций реализующих адаптированные основные программы – М.: Просвещение, 2018.
  • Н.Б. Матвеева и др. «Мир природы и человека. 2 класс»Рабочая тетрадь.

Программа учебного курса «Мир природы и человека» соответствует  Федеральному государственному образовательному стандарту образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

             Планируемые результаты освоения учебного предмета
по итогам обучения в 1
4 классах
       
Для учащихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы
все обучение носило практический характер. Поэтому, помимо предметных
результатов освоения программы в курсе «Мир природы и человека»,
реализуется программа формирования базовых учебных действий, которая
представлена основными составляющими: познавательными,
регулятивными, коммуникативными, личностными умениями и навыками
(для детей с интеллектуальными нарушениями эти действия носят характер
жизненных компетенций). В курсе «Мир природы и человека» представлены
многообразные задания, иллюстративный и текстовый материал на развитие
следующих жизненных компетенций
:
адекватность представлений о собственных возможностях и
ограничениях, насущно необходимом жизнеобеспечении;
способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам
медицинского сопровождения и создания специальных условий для
пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным
рисунком);
осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-
пространственной организации;
осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
     Таким образом, в каждой теме курса представлены задания на развитие
той или иной жизненной компетенции. Так, в теме «Объекты живой и
неживой природы» отрабатываются навыки нахождения ориентировочных
компонентов по дороге в школу, домой. При изучении темы «Человек»
отрабатываются навыки коммуникативных компетенций, овладения
принятыми ритуалами взаимодействия и т. д. Задания на развитие
жизненных компетенций отмечены специальным значком и представлены в
различных формах: наблюдения, практические задания, дидактические и
подвижные игры, художественная литература.
Для решения задачи социальной адаптации важнейшим является
развитие коммуникативной функции речи, формирование культуры и
стиля речи с тем, чтобы развивать у обучающихся с интеллектуальными
нарушениями умение общаться и использовать полученные знания в
различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понятьумением вступать в контакт и работать в группах;
умением использовать принятые ритуалы социального
взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями
;
умением обращаться за помощью и принимать помощь;
умением слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в
разных видах деятельности и быту;
умением сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, доброжелательно к ним относиться, сопереживать им,
конструктивно взаимодействовать с людьми;
умением договариваться и изменять свое поведение в соответствии с
объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях
взаимодействия с окружающими.
       Программа «Мир природы и человека» наряду с общими задачами
обучения имеет собственные учебные задачи. Для этой категории
обучающихся было бы неправомерно устанавливать традиционные
требования к усвоению знаний, умений и навыков. В программе не должны
быть сформулированы основные требования к знаниям и умениям
обучающихся в обязательной форме типа: «Обучающиеся должны знать»,
«Обучающиеся должны уметь». Более приемлема формулировка
«Обучающиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями
».

                 

  Предметными результатами изучения

 курса «Мир природы и человека» является формирование следующих умений:
Во 2 классе:
правильно называть изученные объекты и явления;
различать 34 комнатных растения, их части, осуществлять уход за
комнатными растениями;
различать наиболее распространенные овощи и фрукты, объяснять,
где они растут, как используются человеком;
различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки,
образ жизни;
выполнять элементарные гигиенические правила;
различать признаки времен года, объяснять причину сезонных
изменений в природе.

Содержание учебного курса «Мир природы и человека»
      Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и
явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать
причинно
-следственные связи между природными явлениями и жизнью
человека.
    Содержание программы одного периода обучения от другого
отличается увеличением объема предъявляемого учебного материала, его
усложнением и расширением, сложностью видов работ по той или иной теме.
      Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные
изменения», «Неживая природа», «Живая природа» (в том числе «Человек» и
«Безопасное поведение»).
Раздел «Безопасное поведение» отдельным блоком не выделяется,
отдельные темы по этому разделу расположены в разделах «Сезонные
изменения», «Неживая природа», «Живая природа». В 4 классе раздел
«Безопасное поведение» введен в другие разделы, а также выделен
отдельным блоком.

2 класс
    Сезонные изменения в природе. Сезонные изменения в неживой природе.

   Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время. Названия времен года, знакомство с названиями месяцев.
   Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро,
день, вечер, ночь.

 Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень.
   Растения и животные в разное время года

  Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время
года: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов: одуванчик, ландыш. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов. Животные в
разное время года: лиса, белка, еж. Рыбы зимой.
 
Труд человека в разное время года
 Работа в саду, огороде.
Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов.
Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев.
   
Неживая природа
 
Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха,
текучесть. Первичные представления о температуре, о термометре как
приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная.
   Значение воды для жизни растений, животных, человека.
   Вода в природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото.
 
Живая природа
  Растения
 
Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3–4
растения).
Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для
жизни растений воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые,
засухоустойчивые: традесканция и кактус.
Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уход
за комнатными растениями. Огород. Овощи (3
5 названий), их признаки.
Особенности произрастания. Овощи в питании человека.

Сад. Фрукты (35 названий). Названия и признаки. Особенности
произрастания. Фрукты в питании человека.
Растения садов и огородов данной местности.
Уход за растениями сада и огорода.
               
Животные
    Сравнение домашних и диких животных. Кошка рысь. Собака волк.
Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места
обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух,
пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.
Отношение человека к животным.
Рыбы (2
3 названия рыб, распространенных в данной местности).
Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.
Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий.
               Человек. Безопасное поведение

        Гигиена тела человека, закаливание.
Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод,
желудок, кишечник (элементарные представления).
Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.
Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых
отравлений.

Тематическое планирование

2 класс (34 ч)
Второй год обучения продолжает работу, начатую в первом классе. Основными задачами, которые необходимо решить в этот период, будут следующие:
развитие представлений о взаимосвязи живой и неживой природы;
закрепление представлений о Солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении в жизни живой
природы, смене времен года;
изучение воды и ее свойств, формирование представлений о роли и участии воды в жизни живой природы;
воспитание в детях интереса и бережного отношения к природе.
Следует напомнить о том, что порядок изучения тем, а также время, отведенное для изучения каждой из них, могут быть изменены учителем с учетом возможностей конкретного класса, уровнем подготовленности обучающихся.

№ п.п

Наименование раздела, темы.

Количество часов

Сезонные изменения в природе (25ч)

25

1

Влияние солнца на смену времен года

1

2

Сутки.

1

3

Долгота дня зимой и летом

1

4

Занятия семьи в течение суток.

1

5

Телефоны экстренных служб. Звонок по телефону.

1

6

Осень

1

7

Растения осенью.

1

8

Животные осенью.

1

9

Занятия людей осенью

1

10

Правила поведения на улице

1

11

Зима.

1

12

Растения  зимой.

1

13

Животные зимой.

1

14

Занятия людей зимой

1

15

Весна

1

16

Растения  весной.

1

17

Животные весной.

1

18

Занятия людей весной

1

19

Лето

1

20

Растения  летом

1

21

Животные летом.

1

22-24

Занятия людей летом

3

25

Профилактика укусов насекомых.

1

Неживая природа (9 ч.)

9

26

Вода

1

27

Вода

1

28

Вода горячая и холодная

1

29

Температура воды

1

30

Вода в природе.

1

31

Вода в природе

1

32

Значение воды

1

33

Значение воды.

1

34

 Правила обращения с горячей водой( в кране, чайнике)

1

Живая природа (34 ч)
Растения (15 ч)

34

15

35

Части растений

1

36

Части растений.

1

37

Жизнь растений

1

38

Растения влаголюбивые и засухоустойчивые        

1

39

Светолюбивые и тенелюбивые растения

1

40

Комнатные растения

1

41

Уход за комнатными растениями

1

42

Овощи

1

43

Огород

1

44

Овощи в питании человека

1

45

Сад

1

46

Фрукты

1

47

Фрукты в питании человека

1

48

Уход за растениями сада и огорода

1

49

Правила безопасного использования садового инструмента

1

Животные (11 ч)

11

50

Дикие и домашние животные

1

51

Дикие и домашние животные

1

52

Кошка и рысь

1

53

Кошка и рысь

1

54

Породы кошек

1

55

Собака и волк

1

56

Собака и волк

1

57

Породы собак

1

58

Правила поведения при контакте с домашними животными

1

59

Рыбы

1

60

Рыбы

1

Человек (8 ч)

8

61

Тело человека

1

62

Тело человека

1

63

Органы пищеварения

1

64

Питание человека

1

65

Питание человека.

1

66

Питание человека..

1

67

Правила питании

1

68

Профилактика отравлений

1


2 класс (34 ч)5
Второй год обучения продолжает работу, начатую в первом классе. Основными задачами, которые необходимо
решить в этот период, будут следующие:
развитие представлений о взаимосвязи живой и неживой природы;
закрепление представлений о Солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении в жизни живой
природы, смене времен года;
изучение воды и ее свойств, формирование представлений о роли и участии воды в жизни живой природы;
воспитание в детях интереса и бережного отношения к природе.
Следует напомнить о том, что порядок изучения тем, а также время, отведенное для изучения каждой из них,
могут быть изменены учителем с учетом возможностей конкретного класса, уровнем подготовленности обучающихся.
5 В недельном учебном плане Примерных АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на предмет «Мир природы и человека» во 2–4 классах выделено по 1 часу в неделю.
Содержание курса Тематическое
планирование
Кол
-во
часов
Характеристика деятельности обучающегося
Сезонные изменения в природе (12 ч)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека». 1 класс ФГОС ОВЗ.

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека». 1 класс ФГОС ОВЗ....

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс ( коррекционная школа).

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс ( коррекционная школа) для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс.

Рабочая программа  по предмету "Мир природы и человека" 4 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 1 класс.

Рабочая программа  по предмету "Мир природы и человека" 1 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....

Рабочая программа общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, по предмету "Мир природы и человека" (2 класс)

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена на основании ФГОС  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014г. ...

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...

Рабочая программа по мир природы и человека 2 класс

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» разработана на основе требований к результатам освоения Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования о...