Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Макарова Марина Анатольевна

Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благородной страны и планеты Земля. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Планирование по окружающему миру49.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №7

имени маршала авиации А. Н. Ефимова

РАССМОТРЕНА

Методическим Объединением «Начальная школа» МБОУ лицея №7

Протокол  №1  от  28.08.2018 г.

ПРИНЯТА

Педагогическим Советом МБОУ лицея №7

Протокол № 1 от 29.08.2018 г.

УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора МБОУ лицея №7

№ 228 от   29.08 .2018 г.

__________________   /В. А. Жириков/

Рабочая программа

по предмету «Окружающий мир»

4  класс

на 2018 – 2019 учебный год

                                        (учебник «Окружающий мир.

Автор- А.А.Плешаков)

   Составитель:

М.А.Макарова

учитель первой

 квалификационной  категории

г. Миллерово

2018 г.             

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благородной страны и планеты Земля. Перечень ценностных ориентиров при изучении предмета «Окружающий мир»:

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно-нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Результаты освоения предмета в соответствии с требованиями ФГОС

и авторской программой

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение результатов начального образования, а именно:

 Личностных

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметных   

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметных  

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

В результате изучения предмета учащиеся должны знать:

- человек — часть природы и общества;

-что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;

-основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;

-основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии);

-группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);

-группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);

 съедобные и несъедобные грибы;

-взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);

-взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);

-строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;

-правила гигиены; основы здорового образа жизни;

-правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;

-потребности людей; товары и услуги;

-роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;

-некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).

Обучающиеся должны уметь:

-распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

-проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;

-объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

-выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

-выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;

-владеть элементарными приемами чтения карты;

-приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

     В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:

- наблюдать объекты окружающего мира;

- работать с учебником, энциклопедиями;

- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;

- рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии;

- уметь работать в паре, группе, индивидуально;

- уметь оценить себя, товарища;

- формировать коммуникативные умения;

- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;

- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.

Формирование ИКТ- компетентности учащихся.

Учатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Учатся создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их.

Учатся  готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.

 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Перечень и название раздела и тем курса с указанием необходимого       количества часов для их изучения

п/п

Наименование

раздела, темы

Кол-во

часо

(всего)

1

Земля и человечество.

10

2

Природа России.

11

3

Родной край – часть большой страны.

12

4

Страницы всемирной истории.

6

5

Страницы истории России.

20

6

Современная Россия.

7

ИТОГО:

66

Краткое содержание учебных тем

Земля и человечество (10 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

Природа России (11 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности  природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край — часть большой страны (12 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы всемирной истории (6 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время;  достижения науки и техники, объединившие весь мир; пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории России (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII —XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII —XV вв.

Наше Отечество в XVI —XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI —XVII в

Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.

Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура  России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия (7ч )

Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.  

Направления проектной деятельности

Направления проектной деятельности

Тема проекта

Дата

план

Дата

факт

1

Предметный

«Природные сообщества родного края»

10.01

2

Предметный, социальный

«Страницы истории России»

18.04

3

Предметный

«Такие разные народы России»»

23.05

ИТОГО:

3


Учебно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 4 классе

(68 часов, 2 урока в неделю)

Наименование разделов

Всего часов

В том числе на

уроки

контрольная

работа

проверочная

работа

1

Земля и человечество.

10

9

1

2

Природа России.

11

10

1

3

Родной край – часть большой страны.

12

11

1

4

Страницы всемирной истории.

6

5

1

5

Страницы истории России.

20

19

1

6

Современная Россия

11

10

1

Итого:

68

62

2

4

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема  раздела, урока

     

Характеристика деятельности учащихся

(УУД:личностные, регулятивные, познавательные,коммуникативные)

Дата

план

факт

I четверть – 16 часов

Земля и человечество (10 ч)

1

Мир глазами астронома.

Оценивать жизненные ситуации

П: определять причины явлений, событий. Р: Принимать и сохранять учебную задачу. К: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

5.09

2

Планеты Солнечной системы.

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к род ной стране, выражающееся в интересе к её  природе.П: выявление существенных признаков объектов. Р: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. К: делать выводы на основе обобщённых знаний.

06.09

3

Звёздное небо – великая книга Природы.

Осознание себя членом общества и  государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе.П:извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. К: высказывать свою точку зрения, пытаться её обосновать.

12.09

4

Мир глазами географа.

Оценивать жизненные ситуации П: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать фак ты и явления; определять причины явлений, событий. Р: Планировать свои действия в соответствии с поставленной за дачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане. К: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

13.09

5

Мир глазами историка.

Осознание себя членом общества и государства , чувство гордости и любви к родной стране.Р:Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане

П:Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. К: Задавать вопросы, высказывать свою точку зрения , пытаться её обосновать.

19.09

6

Когда и где?

Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях.

Р: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане. П: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. К: высказывать свою точку зрения, пытаться её обосновать.

20.09

7

Мир глазами эколога.

Осознание  и принятие базовых общечеловеческих ценностей.

Р:Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. П: Формировать собственное мнение и позицию. К:  активное использование речевых средств и средств ин формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

26.09

8

Сокровища Земли под охраной человечества.

Установка на безопасный здоровый образ жизни. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

П: Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. К: Использовать речь для регуляции своего действия. Р: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации.

27.09

9

Международная Красная книга.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Р: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане. П: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. К: Адекватно использовать речевые средства.

03.10

10

Проверочная работа по разделу «Земля и человечество»

Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях.

Р: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализацией.П: Перерабатывать полученную информацию:сравнивать и группировать факты и явления;  определять причины явлений, событий.

К: высказывать свою точку зрения, пытаться её обосновать.

04.10

Природа России (11 ч)

        11

Равнины и горы России.

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе.

Р: Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. К:Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. К: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.        

10.10

12

Моря, озёра и реки России.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

Р:Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном мате риале в сотрудничестве с учителем. П:Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. К: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.        

11.10

13

Природные зоны России.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Р: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. П:  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения. К: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

17.10

14

Зона Арктических пустынь.

Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к род ной стране, выражающееся в интересе к её  природе, её  культуре, народам и желание участвовать в ее делах и событиях.

Р: Осознание  и принятие базовых обще человеческих ценностей. П: Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. К:Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний.

18.10

15

Тундра.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.

П:Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) К:Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Р: Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний.

24.10

16

Леса России.

Осознание  и принятие базовых общечеловеческих ценностей.

Р: Преобразовывать практическую зада чу в познавательную. П: Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. К: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.        

25.10

II четверть – 16 часов

17

Лес и человек.

Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе.

Р: Различать способ и результат действия. П: Делать выводы на основе обобщения знаний. К: Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

07.11

18

Зона степей.

Осознание  и принятие базовых общечеловеческих ценностей.

Р: Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П: Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. К: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

08.11

19

Пустыни.

Осознание себя членом общества и государства,  чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  при роде, её  куль туре, народам и желание участвовать в ее делах и событиях.

Р: Преобразовывать практическую зада чу в познавательную. П: Добывать но вые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. К: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

14.11

20

У Черного моря.

Формирование уважительного отношения к иному мнению.

П: Добывать новые знания: извлекать информацию. Р: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов. К: готовность слушать собеседника и вести диалог.

15.11

21

Обобщающий урок-игра «Природа России»

Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе.

21.11

Родной край – часть большой страны (12 ч)

22

Наш край. Поверхность нашего края.

Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе, её  куль туре, народам и желание участвовать в ее делах и событиях.Р: Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П:Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. К: Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного.

22.11

23

Водные богатства нашего края.

Осознание  и принятие базовых общечеловеческих ценностей.

Р: Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. П: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. К: Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного

28.11

24

Наши подземные богатства.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Р: овладение начальными сведения ми о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности.  П:  освоение способов решения проблем творческого и по искового характера. К: излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

29.11

25

Земля – кормилица.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.Р: Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. П: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. К: Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

05.12

26

Жизнь леса.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду.Р: овладение базовыми предметны ми и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. П: Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. К: Адекватно использовать речевые средства.

06.12

27

Жизнь луга.

Развитие  навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.                

П: способность осознавать и оценивать свои мысли и действия. К: использование различных способов поиска, обработки и интерпретации информации. Р: формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.        

12.12

28

Жизнь в пресных водах.

Формирование уважительного отношения к иному мнению.

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К: контроль, коррекция действий партнера. Р: определение промежуточных целей с учетом конечного результата.

13.12

29

Экскурсия к водоёму.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.П: выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий. К: владение формами речи в соответствии с нормами языка. Р: сличение способа действия и его результата.

19.12

30

Проверим себя и оценим свои достижения за I полугодие по разделу: «Родной край - часть большой страны»

Развитие самостоятельности и личной ответственности.

П: поиск и выделение необходимой информации. К: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками. Р: само- и взаимооценка деятельности.        

20.12

31

Растениеводство в нашем крае.

Иметь представление о многообразии животного и растительного мира и позволяют воспитывать бережное к нему отношение.

П: соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание. К: строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Р: использовать речь для регуляции своего действия.

26.12

III четверть – 22 часа

32

Животноводство в нашем крае.

Иметь представление о многообразии животного и растительного мира и позволяют воспитывать бережное к нему отношение.

П: осознанное и произвольное по строение речевого высказывания в устной и письменной форме. Р: формирование умения планировать, контролировать и К:Развитие  навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.                

09.01

33

Презентация проектов.

 Проект « Природные сообщества родного края»

Развитие  навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

П: самостоятельное определение познавательной цели. К: использование речевых форм для решения коммуникативных и познавательных задач. Р: использование различных способов по и интерпретации информации.

10.01

Страницы всемирной истории (6 ч)

34

Начало истории человечества.

Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях.П: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. К: Развитие  навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Р: Формирование уважительного отношения к иному мнению.

16.01

35

Мир древности: далекий и близкий.

Оценивать жизненные ситуации.П: самостоятельное определение и формулирование цели, умение владеть диалогической речью. К: строить речевое высказывание в устной и  письменной речи. Р: приходить к общему решению в совместной деятельности.

17.01

36

Средние века: время рыцарей и замков.

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор.П: самостоятельное определение и формулирование цели. К: строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умение владеть диалогической речью. Р: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

23.01

37

Новое время: встреча Европы и Америки.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.П: классификация объектов по выделенным признакам. К: умение с  достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Р: оценивание качества и уровня усвоения знаний.

24.01

38

Новейшее время: история продолжается сегодня.

Проявлять уважение к чужому мнению, в том числе мнению сверстников.

П: самостоятельное определение и формулирование цели. К: строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умение владеть диалогической речью. Р: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

30.01

39

Проверочная работа  по разделу: «Страницы  

всемирной  истории»

Формирование уважительного отношения к иному мнению.

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К: контроль, коррекция действий партнера. Р: определение промежуточных целей с учетом конечного результата.

31.01

Страницы истории России (20 ч)

40

Жизнь древних славян.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

П: соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание. К: строить речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной задачей. Р: использовать речь для регуляции своего действия.

06.02

41

Во времена Древней Руси.

Осознание себя членом общества и государства,  чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях.

П: построение логической цепи рас суждений. Р: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. К:владение формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

07.02

42

Страна городов.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

П:самостоятельное создание алгоритмов деятельности для решения проблем творческого  и поискового характера. К: инициативное сотрудничество с учителем и классом. Р:составление плана и последовательности действий.

13.02

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

Принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

П: выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий. К: владение форма ми речи в соответствии с нормами языка. Р: сличение способа действия и его результата.

14.02

44

Трудные времена на Русской земле.        

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

П: смысловое чтение, рефлексия способов и условий действия. К: владение формами речи в соответствии с норма ми языка. Р: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия.

20.02

45

Русь расправляет крылья.

        

Проявлять уважение к чужому мнению, в том числе мнению сверстников.

П: подведение под понятие, анализ, сравнение, синтез. К: построение и применение  высказываний  для решения поставленной  задачи. Р: взаимооценка деятельности.

21.02

46

Куликовская битва.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

Р: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты; определять причины, событий. К: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи. П: Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.                

27.02

47

Иван Третий.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

П: моделирование. К: построение речевых высказываний в соответствии с поставленной задачей. Р: самооценка деятельности.

28.02

48

Мастера печатных дел.

Формирование установки к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Р: Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. П: Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.  К: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

06.03

49

Патриоты России.

Осознание своей гражданской идентичности, чувства патриотизма, уважение к культурному наследию  России.П: выдвижение гипотез и их обоснование. К: признавать возможность существования раз личных точек зрения и права каждого иметь свою. Р: умение работать в материальной и ин формационной среде.

07.03

50

Петр Великий.

Развитие самостоятельности, самооценки.

Р: Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале        П: Перерабатывать полученную ин формацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий. К: Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного.

13.03

51

Михаил Васильевич Ломоносов.

Развитие этических чувств, понимания и сопереживания чувствам других людей.

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К: контроль, коррекция действий партнера. Р:определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

14.03

52

Екатерина Великая.

Принятие и освоение социальной роли учащегося.П: поиск и выделение необходимой информации. К:умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. Р: постановка учеб ной задачи.

20.03

53

Отечественная война 1812 года.

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.П: выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий. К: сотрудничество с классом. Р: сличение способа действия и его результата с данным эталоном.

21.03

IV четверть – 15 часов

54

Страницы истории XIX века.

Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности, гордости за свою Родину, народ и историю.П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. К: владение монологической и диалоги ческой речью.

Р: составление плана и последовательности действий.

03.04

55

Россия вступает в XX век.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

П: самоопределение к деятельности. К: построение логической цепи рассуждений. Р: постановка учебной задачи.

04.04

56

Страницы истории 1920-1930-х годов.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

П: структурирование знаний. К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. Р: оценивание качества и уровня усвоения материала.

10.04

57

Великая Отечественная война и Великая Победа.

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.: Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. П: Строить сообщения в устной и письменной форме К:Делать выводы на основе обобщённых знаний.  

11.04

58

Страна, открывшая путь в космос.

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. К: владение формами речи  в соответствии с нормами языка. Р: постановка учебной задачи.

17.04

59

Проверочная работа  по разделу: «Страницы  

 истории России»

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Р: Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. П: Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в слова рях и энциклопедиях. К: Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций.

18.04

Современная Россия (7 ч)

60

Основной закон России и права человека. Мы - граждане России.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах. Р: Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

П: Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники ин формации. К: Оформлять свои мыс ли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций.

24.04

61

Славные символы России. Такие разные праздники.

Формирование ценностей многонационального российского общества

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.  Р: активное использование знаково-символических средств представления информации. К: использование  речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

25.04

62

Путешествие  по Дальнему Востоку и Сибири.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей. Р: оценивание качества и уровня усвоения материала.

08.05

63

Путешествие  по Волге  и Уралу.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. К: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с поставленной задачей. Р: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

15.05

64

Контрольная работа  за

II полугодие по разделу: «Современная Россия»

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.П: осознанное и произвольное пост роение речевого высказывания в устной и письменной форме. Р: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия. К: контроль и оценка действий  партнера.

16.05

65

Золотое кольцо России.

Осознание своей этнической и национальной принадлежности.

П: самостоятельное определение познавательной цели. К: использование речевых форм для решения коммуникативных и познавательных задач. Р: использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

22.05

66

Презентация проектов.

Проект «Такие разные народы России»

. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

П: самоопределение к деятельности. К: построение логической цепи рассуждений. Р: постановка учебной задачи.

23.05


                           

СОГЛАСОВАНА

Протоколом  

Методического Объединения

«Начальная школа»

 МБОУ лицея №7

  от  28.08.2018 г.   № 1

Руководитель _______/М.В.Зайцева/                

                                                                                       

СОГЛАСОВАНА

с заместителем директора  

по  учебной работе

 29.08.2018 г.  

 ___________/Н.А. Чернышева/        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...