Части растений. Урок-проект в 1 классе
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

На уроке учащиеся знакомятся с новым термином «органы растений» (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена), выясняют значимость каждой части растения, выполняют практическую работу в группах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок – проект по окружающему миру в 1 классе

(УМК «Школа России»)

Тема: Части растений

Учитель: Кирдяшкина Раиса Ивановна

Задачи урока: 

 

  • Выяснить признаки, общие для всех растений, черты сходства и отличия травянистых растений, кустарников и деревьев;
  • познакомить с новым термином «органы растений» (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена), выяснить значимость каждой части растения, выполнять практическую работу в группах;
  • развивать мыслительную деятельность детей, умение сравнивать и соотносить различные группы предметов; расширять кругозор и словарный запас;
  • способствовать формированию учебного сотрудничества и партнёрства,  развивать навыки общения;
  • прививать бережное отношение к окружающей природе, любовь к природе;
  • воспитывать интерес к предмету “Окружающий мир”.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД: 

• Формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний;

• Формировать готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;

• Формировать бережное отношение к природе.

Регулятивные УУД: 

• развивать умение принимать и сохранять задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

• в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи. Познавательные УУД: 

• осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, в тетради, из собственных наблюдений;

 • использовать готовые модели для изучения строения природных объектов. Коммуникативные УУД: 

• учиться вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

 • строить речевое высказывание в устной форме.

1.Орг. момент  Слайд 1.

- Ребята, сегодня на нашем уроке много гостей, давайте поприветствуем их.

- Настроимся на продуктивную работу. Улыбнитесь друг другу и мне.

2.Актуализация знаний. Мотивация к деятельности

- Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного, покажем, что знаем и умеем. Работать будем в группах. Всю важную информацию, полученную на уроке, мы занесём в этот буклет. На завершающем этапе с помощью буклета подведём итог всего урока. Все готовы? Тема нашего урока закрыта.  Отгадайте одно из слов названия темы: Слайд 2.

–Рассмотрите рисунки. Какой рисунок «лишний»? (Лишнее – дерево)

– Объясните почему. (Бабочка, утка и рыба относятся к миру животных, а дерево – к миру растений)

-  Так, чему же мы посвятим сегодняшний наш урок? Слайд 3. (Растениям)

Какие группы растений вы знаете? (Деревья, кустарники, травы)

3. Постановка учебной проблемы. Работа в группах. Самопроверка

- У вас на столах есть карточки с разными растениями, попробуйте распределить  их по группам и наклеить в буклет. Работу выполнять быстро, аккуратно, с соблюдением правил Т/Б.

- Проверьте свою работу с работой на доске. Какая группа справилась с заданием без ошибок?

4. «Открытие» нового знания.

- Что есть общего у трав, деревьев, кустарников? А чтобы вам легче было догадаться послушайте сценку в исполнении ребят.

КОРЕНЬ. – Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Слайд  4.  Да что растение – я и людей, и животных кормлю. Да ещё и лечу иногда. В общем, уважаемые, я самый важный среди вас!

Учитель: Догадались, кто это? (Корень) (Надеть шапочку с изображением корня на ученика)

 СТЕБЕЛЬ. – Позвольте! А кто держит листья? цветы? плоды? Слайд  5.  Кто поставляет питательные вещества от корня к другим частям растения и, наоборот, от листьев к корню?

Учитель: Попробуйте назвать и эту часть растений.  (Стебель) (Надеть шапочку с изображением стебля на ученика)


ЛИСТЬЯ.  - Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за наш счёт! Это мы готовим растению питательные вещества, умело используя солнечную энергию! Слайд 6.  Это мы подсказываем людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Да и дышится рядом с нами легко.

Учитель: А это кто?  (Листья) (Надеть шапочку с изображением листьев на ученика)

ЦВЕТОК – Друзья! Не надо так кричать. Бесспорно самый важный – это Я! Слайд 7.  Потому что я образую плоды и семена, чтобы растение могло размножаться. А кроме того я самый красивый из Вас… А какой чудесный аромат исходит от меня…

Учитель: Вы догадались, кто это?  (Цветок) (Надеть шапочку с изображением цветка на ученика)

ПЛОД – Интересно… Да если бы не я, все растения перевелись бы, не смогли размножаться. Слайд 8.  Кроме этого, без меня животные и люди умерли бы от голода, потому что я один из главных источников питания.

Учитель: Назовите и эту часть растения  (Плод с семенами) (Надеть шапочку с изображением плода на ученика)

- Так, что же есть общего у трав, деревьев, кустарников?

- Сформулируйте тему нашего урока. Слайд 9.   (Растения и их части)

- А теперь постарайтесь поставить цель нашего урока. (Учиться различать части растений и выяснить, какая часть самая главная)

Физкультминутка Слайд 10. 

5. Первичное закрепление материала

 1) Практическая работа.  Слайд 11. 

(В конверте  разрезанное на части растение)

– Рассмотрите отдельные части растения.  Сложите их в такой последовательности, чтобы получилось целое растение. Приклейте в буклет. Соедините стрелками часть растения с соответствующим названием. Проверьте

– Каждая часть растения выполняет свою функцию. Послушайте важную информацию.

Слайд 12.  Корень - всему основа. Его почти никогда не видно, он находится в земле. Это он удерживает растение в почве, дает ему питательные вещества и влагу.  Корень сражается за жизнь растения. Чаще легче сломать стебель, чем выдернуть растение с корнем. Легче спилить дерево, чем выкорчевать его. Каждым своим ответвлением корень старается удержаться в земле и спасти растение.

Слайд 13.  Стебель придает растению форму. Он несет на себе листья  и цветки. Он никогда не устает переносить соки от корня к листьям и цветкам. Стебли бывают разные. У одних растений они стоят прямо,  у других  — стелются по земле, а у третьих — находятся под землей. У молодых растений стебель тонкий и гибкий. Но со временем он утолщается  и твердеет.

Слайд 14.  Листья есть у каждого растения. У всех растений они разные. Листья помогают корням заботиться о растении. Каждый лист — это маленькая кухня, где готовится пища для самого листа и для растения. Из чего же состоит пища? Из воды, которую поглощает корень, и углекислого газа, который листок получает из воздуха. А еще листья наполняют воздух, которым мы дышим, кислородом.

Слайд 15.  Цветок — украшение растений. Цветок нужен растениям. У цветка такие красивые лепестки и свой особенный аромат. Это нужно для того, чтобы привлечь насекомых. Они слетаются на сладкий нектар и переносят пыльцу — опыляют растение. Вскоре на месте опыленного цветка образуется плод с семенами.

Слайд 16.  Плод — это то, что люди больше всего ценят в растениях. Все любят лакомиться сочными и спелыми яблоками и грушами, персиками и сливами.

Учитель: Плоды образуются на месте цветков. Внутри их всегда есть семена. Возьмите  плод шиповника и рассмотрите внутри него семена.

Физкультминутка Слайд 17-20

2) Работа по учебнику (с.21)

- Маша рисовала растения, а Миша соединял линиями похожие части травянистых растений. Всё ли он сделал правильно? (Нет, Миша допустил ошибку – он соединил плод гороха с цветком огурца)

3) Работа по Тетради (с.16, № 15)

4) Игра «Да – нет» (закрепление знаний о том, что из семян вырастают новые такие же растения).

Учитель задаёт вопросы, а ученики при ответе “да” поднимают руки вверх и делают хлопок над головой. При ответе “нет” разводят руки ладошками вверх, как бы говоря: “А вот и нет!”.

– Верно ли, что плоды образуются на листьях? (нет)

– Внутри плодов находится семена? (да)

– Плоды находятся внутри семян? (нет)

– Из семян укропа вырастает травянистое растение? (да)

– Яблоко – это плод? (да)

– Из семян картофеля вырастает клубника? (нет)

– У помидора есть внутри семена? (да)

– Если их посадить в землю, то вырастут новые помидоры? (да).

6. Закладывание длительного эксперимента Слайд 21.

- Ребята, а хотите понаблюдать за превращением семени в растение? Заложим длительный эксперимент – посадим во влажную землю семена гороха. Ваша задача – внимательно следить за происходящим, не забывая при этом поливать растение.

7. Рефлексия. Итог. Самооценивание    

- Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?

- Какая часть важнее всего?

Вывод: все части растения важны. Все они необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Это единый организм.

- Как вы считаете, достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?

- Кто сможет подвести итог урока по буклету?

- А сейчас я прошу вас оценить свою работу на уроке. Приготовьте фишки. Слайд 22.   Кому было интересно и всё понятно, поднимите фишку зелёного цвета.  Кому было интересно, но встретились трудности – жёлтую фишку. Кому было трудно и неинтересно – красную фишку.

- Спасибо за урок. Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – проект в 1 классе по окружающему миру

Урок-проект по окружающему миру в 1 классе по теме  "Овощи и фрукты - самые витаминны продуты"...

Разработка урока проекта в 3 классе "Новогоднее украшение"

Разработка урока(проекта) по  «английскому языку» по теме «ЕЛОЧНОЕ УКРАШЕНИЕ»  3 класс...

Открытый урок - проект в 1 классе "Дорога к звездам"

Урок-проект посвящен 50-летию полета Ю.Гагарина в космос. Дети на уроке обобщают полученные знания, выполняют творческие задания, учатся взаимодействовать в группе....

Урок-проект для 1 класса. Сказка "Рукавичка"

Дети знакомятся с русской народной сказкой «Рукавичка», учатся читать сказку по ролям, анализировать, сравнивать и воспроизводить текст по опорным словам и картинному плану, узнают о культуре русского...

Урок-проект во 2 классе; А.Плешаков «Окружающий мир», УМК «Школа России»

Материалы урока на тему: «Какие бывают растения»Цели и задачи:·              Включить детей в процесс самопознания и самосове...

Конспект урока-проекта для 2 класса по теме:"Английская азбука"

Учащиеся выучили все буквы английского алфавита, научились писать некоторые слова. Урок -закрепление - это урок-проект. Учащимся будет интересно творчески работать в группах, они с гордостью представя...

Конспект итогового урока-проекта в 4 классе по ОРКСЭ

Изучение курса ОРКСЭ завершается большим общим школьно-семейным праздником. Люди  даже при разных взглядах могут найти основы для открытого диалога и объединения. Так, например, в нашей шко...