Методическая разработка по предмету "Окружающий мир"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Методическая разработка по предмету "Окружающий мир", тема "«Образы животных в народном творчестве». Технология проведения урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_bulohova_m.l._2017.docx55.66 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

  1. Предмет: Окружающий мир. 2. Класс 3 «А». 3. Учитель начальных классов Булохова Марина Леонидовна, ГБОУ гимназия №405.

4.    Тема урока «Образы животных в народном творчестве».

5.    Цель учителя:

создание условий для:

- обобщения и систематизации представлений обучающихся об отражении мира животных как части мира природы в различных видах народного творчества;

- формирования внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; развития широкой мотивационной основы, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы учебной деятельности; формирования личностного смысла учения; мотивации к творческому труду, работе на результат; развития учебно-познавательного интереса к учебному материалу и способам решения новой задачи; уважительного отношение к иному мнению; развития самостоятельности и личной ответственности; принятия ценности природного мира; формирования целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур; развития эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; формирования навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- овладения способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; определять наиболее эффективные способы достижения результата; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям поставленной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата; понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности; овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии;

- формирования умений осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети интернет; осуществлять сбор, обработку, анализ, организацию, передачу и интерпретацию информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями; готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме; навыков смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; обобщать, на основе выделения сущностной связи; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; устанавливать аналогии; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; владеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности; владеть базовыми и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; владеть рядом общих приёмов решения задач; активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач; владеть общими способами решения проблем творческого и поискового характера; осуществлять анализ, устанавливать причинно-следственные связи;

- развития умений слушать собеседника; активно и адекватно использовать коммуникативные, речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ; строить понятные для партнёра высказывания; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою точку зрения и оценку событий; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и права каждого иметь свою; ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; использовать речь для регуляции своего действия;

определять общие цели и пути их достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

6.    Цель обучающихся: научиться представлять тему «Образы животных в народном творчестве», используя известные скороговорки, сказки, игры.

7.    Опорные понятия: содружество, гармония  всех живых существ. Новые понятия: ---

8.    Технологии: ТДМ, проектная, ИКТ.  9.  Формы урока: урок обобщения-систематизации.

10.  Методы: проблемный, частично-поисковый. 11.  Формы контроля: опрос, представление проекта, самоконтроль, взаимоконтроль.

12. Предметные планируемые результаты:

знать: скороговорки,  поговорки, считалочки, сказки, игры по теме.

уметь:  выразительно читать произведения устного народного творчества;  представлять проект,   обсуждать проект  в паре, в группе; определять свою позицию и отношение к видам народного творчества.

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Формирование планируемых результатов

Метапредметные

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1. Организационный момент.

Включение в урок: активизация внимания, организация мотивационного диалога.

Организация рабочего места, подготовка к представлению проектов, участие в обсуждении.

Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Активно и адекватно использовать коммуникативные, речевые средства для решения различных коммуникативных задач, формулировать собственное мнение и позицию.

Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

развитие широкой мотивационной основы, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; принятие ценности природного мира.

2. Актуализация знаний.

Организация повторения необходимых знаний, способов действий, стимулирование мыслительных операций. Организация целеполагания, планирования урока.

Ответы на вопросы. Постановка цели, формулирование темы урока, обсуждение предложенного учителем плана.

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и товарищей; принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Проводить сравнение по заданным критериям, анализ; владеть базовыми понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами, владеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов.

Определять общие цели и пути их достижения; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Развитие учебно-познавательного интереса, самостоятельности и личной ответственности.

3.  Закрепление  и применение пройденного материала.

Организация представления проектов.

Представление проектов по группам.

Принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

осуществлять сбор, обработку, анализ, организацию, передачу и интерпретацию информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями; готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

обобщать, на основе выделения сущностной связи;

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

устанавливать аналогии;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

владеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности;

владеть базовыми и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

владеть рядом общих приёмов решения задач;

активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач;

владеть общими способами решения проблем творческого и поискового характера.

Готовность слушать собеседника;

активно и адекватно использовать коммуникативные, речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ;

строить понятные для партнёра высказывания;

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и права каждого иметь свою; ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

использовать речь для регуляции своего действия;

определять общие цели и пути их достижения;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Личностный смысл учения;

мотивация к творческому труду, работе на результат; учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи; 11уважительное отношение к иному мнению; принятие ценности природного мира, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур; эстетические потребности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

4. Контроль и самоконтроль, коррекция

Организация обсуждения представленных проектов. Оценка результата.

Участие в обсуждении: взаимоконтроль по результатам.  

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя.

Осуществлять анализ, устанавливать причинно-следственные связи.

Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Развитие самостоятельности и личной ответственности.

5. Обобщение и систематизация, включение в систему знаний

Организация обсуждения: сравнение отражений темы в различных видах народного творчества.

Участие в обсуждении: ответы на вопросы, примеры, выводы.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Обобщать на основе выделения сущностной связи, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Развитие учебно-познавательного интереса.

6. Подведение итогов.

Организация  обсуждения урока с точки зрения достижения поставленной цели, выполнения плана урока.

Участие в обсуждении: соотнесение цели и результата, анализ, выводы.

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям поставленной задачи.

Осуществлять анализ в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

Излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий,  договариваться и приходить к общему решению.

Развитие мотивации к работе на результат.

7. Рефлексия.

Организация индивидуальной рефлексии на основе оценки результатов обучающихся.

Самооценка, самоанализ индивидуальных достижений, постановка задач.

Овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии, понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности.

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, адекватно оценивать собственное поведение.

Формирование личностного смысла учения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик

Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь  в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...