«Условия развития творческих способностей на уроках окружающего мира»
статья по окружающему миру (3 класс) на тему

Еремина Людмила Роландовна

Способность - это определённая совокупность знаний, Это возможность, предпосылка деятельности, успешности её выполнения; способность - есть свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_otchet_na_mo.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №93»

Творческий отчет на МО

по самообразованию

«Условия развития творческих способностей на уроках окружающего мира»

Подготовила учитель нач. классов

                                                                                                                         Еремина Л. Р.

Новокузнецк, 2012

Психологическая характеристика творческих способностей

 

Способности - одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развёрнутые определения.

Б.М.Теплов выделил три признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами:

1)   способности - это индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого

2)   только те особенности, которые имеют отношения к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;

3)      способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения

Способности - это такое своеобразие психических особенностей человека, которые позволяют ему с той или иной степенью успешности овладевать деятельностью и совершенствоваться в ней. Они - продукт общественно - исторической практики человека, результат взаимодействия его биологических и психических особенностей. Это возможность, а тот или иной уровень мастерства в конкретном деле - это деятельность .

Способность - это определённая совокупность знаний, Это возможность, предпосылка деятельности, успешности её выполнения; способность - есть свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции .

От природы никаких способностей нет, это как говорят учёные, только «прижизненные формирования».

Задатки - это реальные особенности мозга, которые, развиваясь, превращаются в способности, а могут и не превратиться. Это врождённые генетические детерминированные особенности центральной нервной системы или отдельных анализаторов, являются предпосылками развития способностей.

Неспособные дети есть, и их очень много, это те, у которых задатки так и не стали способностями. От природы нет никаких способностей, есть только задатки, те анатомо-физиологические предпосылки, которые могут превратиться (а могут и не превратиться) в способности.

Задатки есть у всех. Во-первых, задатки у всех разные. Во-вторых, их нужно развивать, превращать в способности в определённое время. Если это время упустить, потом очень трудно, а иногда практически невозможно развить способности.

Оказывается, природа щедро наделила каждого здорового ребёнка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности

Со способностями тесно связаны склонности, рассматриваемые, как «...избирательская направленность индивида, определяющая деятельность, побуждающая его заниматься», в основе этой направленности лежит устойчивая потребность.

Конечно, дети различаются по своим анатомо-физиологическим задаткам, то есть по природным возможностям, однако, как показывают специальные психогенетические исследования, наследственность лишь частично определяет способности ребёнка. Во всех случаях самую большую роль играет воспитание. Невозможно по желанию воспитателя сделать ребёнка способным, какие бы совершенные педагогические приёмы при этом не применялись. Во всех случаях, когда происходит развитие способностей ребёнка, оно в значительной мере становится возможным лишь благодаря самовоспитанию

Исследователи показали, что именно стремление к познанию, или, иначе говоря, познавательная потребность, в наибольшей мере ответственна за уровень развития умственных способностей. Именно благодаря высоко развитой потребности в познании у детей развиваются способности, причём тем в большей мере, чем больше эта потребность выражена.

Способности, к великому сожалению, от природы не даются, их надо развивать; познавательная потребность, наоборот, даётся прямо от природы (хотя её тоже надо развивать), и именно от неё в самой значительной мере зависит развитие способностей. Соответственно и творческая познавательная деятельность учащихся есть самостоятельный поиск и создания или конструирование какого-то нового продукта.

Творчество - это способ преодоления изначальной дезадаптации.

Люди совершают каждый день массу дел. Но при всём их внешнем разнообразии, все дела можно разделить на две группы, если подойти к ним с одной меркой - старая это задача или новая. Диапазон творческих задач широк по сложности, но суть их одна: при их решении происходит акт творчества. Вот здесь и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и т.д. - всё то, что в совокупности и составляет творческие способности. Творческие способности позволяют создавать новое, никогда ранее не существовавшее. Они проявляются в любой деятельности человека.

Есть люди, совмещающие энциклопедичность знаний и нестандартность мышления. Этим типом одарённости в научной психологии соответствуют и разные обозначения: первый - способность к обучению - описывается как интеллект, то творческие способности определяются как креативность,

Креативность - (от лат. сгеайо - созидание) - общая способность к творчеству, характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности, рассматривается как относительно независимый фактор одаренности

Пути и условия развития творческих способностей в процессе обучения

Можно выделить следующие пути развития творческих способностей в процессе обучения:

1) задания, направленные на развитие творческих способностей;

2) положительная атмосфера в классе, дающая возможность для развития творческих способностей. Из этого мы можем выявить следующие условия:

1)  раннее начало; предоставления свободы выбора; среда, окружающая ребёнка.

2)  различные методы (диалогические формы обучения, организация дискуссий, проблемный диалог, проблемные ситуации, постановка вопроса и т.д.).

3)  творческий потенциал самого учителя, его тактичность

Условия развития творческих способностей:

Первое условие успешного развития творческих способностей - раннее начало.

Второе условие - насколько возможно, заранее окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность.

Третье, чрезвычайно важное условие вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

Четвёртое - ребёнку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и т.д.

Пятое - предоставляя ребёнку свободу не только не исключает, а наоборот предполагает не навязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых. Но нельзя делать за ребёнка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься .

Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.

Развитие детского творчества в первую очередь зависит от чуткого, тактичного, всепонимающего учителя, его творческого потенциала. Поэтому перед учителем любой ступени и любого предмета стоят следующие задачи:

-  замечать любые творческие проявления учеников;

-  создавать условия для развития творческих способностей на уроках; «нестеснённое слово» ребёнка, открытый диалог на уроках, свободная мысль - являются непременными условиями детского творчества

Обращение к диалогическим формам обучения, организации дискуссий, проблемного диалога, позволяет не только сохранить творческую активность учащихся, но и значительно повысить интерес к учению.

Одним из условий развития творческих возможностей школьников является постановка вопросов.

Способность человека к постановке новых вопросов и проблем занимает центральное место в творчестве. Первоначально вопросы ребёнка возникают в общении и для общения, и лишь затем они приобретают познавательную направленность.

Кризис, в ходе которого резко возрастают индивидуальные различия между детьми, выделяются две крайние группы школьников - активные, творческие и пассивные, не творческие. У первых наблюдается рост избирательности вопросов, изменяется их структура - они приобретают гипотетический характер, исследовательский, и подлинно творческий характер, у других - активность в постановке вопросов резко снижена, а сами вопросы носят шаблонный, нетворческий характер

С первых дней первоклассников надо приучать при единой для всех теме, выполнять задания в своём неповторимом варианте, развивая тем самым самостоятельность, активность, инициативу, то есть качества, сопутствующие творчеству и обуславливающие развитие творческих способностей. Одним способов воспитания самостоятельного, нестандартного, то есть творческого мышления является метод проблемного обучения.

Проблемная ситуация - это ситуация, в которой есть выбор из двух или более возможностей. Проблемная ситуация создаётся тогда, когда содержание ситуации, с которой столкнулся человек, не совпадает с уже имеющимся опытом. Это несоответствие «включает» эмоции и чувства и служит толчком к началу мышления.

На первых порах возникают проблемы и трудности, обуславливаемые тем, что не каждый семилетний ребёнок открыт к творчеству, например: из-за недоразвития внимания и воображения. Чтобы скорректировать эти недостатки и активизировать работу всех детей (даже самых слабых), нужно вводить в уроки такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому. Таких форм существуют множество, но одной из самых благодатных была и остаётся игра. Психология определяет игру, как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. В ней ребёнок активизируется как личность, через игру познаёт мир.

В младшем школьном возрасте роль ведущей деятельности переходит к учению. Этот переход не должен быть резким, поэтому игровые приёмы можно с успехом применять на всём протяжении обучения в начальной школе. Другое дело - игра должна соответствовать возрасту детей, способствовать умственному и духовному развитию, то есть должна быть творческой .

Большую роль по развитию творческих способностей играют сочинения. Сочинять, создавать сочинения,- значит приводить свои знания в порядок. Именно сочинения - высшая форма проявления творческих способностей.

Для того чтобы у учащихся развить сильную познавательную деятельность в учебном процессе, нужно соблюдать определённые психологические условия

1). Необходимо создание на уроках бодрой, эмоциональной атмосферы, позволяющей учащимся осознавать пользу от выполнения работы.

2). Необходимо детей учить учиться, то есть развивать их познавательные силы и способности. На уроках надо учить детей думать, рассуждать, спорить и доказывать .

Проявление и развитие творческой активности школьников во многом зависит от окружения, в котором ребёнок находится в школе. Творчески активные учащиеся склонны задавать вопросы, высказывать мнения, не соглашаться с учителем и как результат они психологически отвергаются в классе.

Главная роль в создании благоприятного климата в классе принадлежит учителю. Если учитель будет против проявления творческой активности ученика, то творческое начало ребёнка может быть подавлено. Поддержка и развитие творческой активности у учащихся может осуществляется различными путями. Учитель поддерживает и улучшает самооценку и самоуважение каждого ребёнка в проявлении творчества. Показывает, что оригинальность является важной чертой творчества. Ошибки ребёнка рассматривать, как накапливаемый опыт, а не повод для наказания.

Важным моментом является умение выслушать других, сопоставить различные точки зрения - всё это позволяет учащимся развивать свою творческую активность.

Также одним из условий создания творческой активности является формирование творческих межличностных отношений между учителем и классом, учителем и учеником .

Ни в коем случае не считая развитие способностей и талантов самоцелью, взрослым следует уделять внимания этим вопросам постоянно. Не нужно забывать, что с каждого человека спросится, умножил он свои таланты или «зарыл в землю». Каждый взрослый отвечает за себя сам, но каждому ребёнку должны помочь взрослые, и в первую очередь родители.

 Развивать творчество учащихся сможет только творчески сформированная личность учителя. Зоны совместного творчества учителя и учащихся безграничны - изменение и преобразование окружающих условий, создание художественных ценностей, познавательная деятельность ученика и обучающая деятельность учителя. Последняя зона особая, так как занимает большую часть времени и тех и других. В ней диапазон творчества также велик - от решения задач по применению знаний на практике до самостоятельного добывания и конструирования знаний; от индивидуального творчества к коллективному и наоборот.

Общие способы стимулирования творческой активности:

1. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребёнка способствует свободному проявлению многоаспектного мышления;

2.  Обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;

3.  Поощрение высказывания оригинальных идей;

4.  Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа применительно к самым разнообразным областям;

5.  Использование личного примера творческого подхода к решению проблем;

6.  Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Учение без творчества - это мучение. Без поиска, испытаний и допустимого риска мучается и ученик и учитель, а их совместный труд в конечном итоге превращается в тяжёлую обузу.

Чтобы правильно решать задачи развития творчества в процессе обучения, надо помнить: с какой бы степенью самостоятельности не осуществлялась познавательная деятельность ученика, какой бы характер она не носила, она всегда будет производной, зависимой от деятельности учителя, то есть ведомой, а деятельность учителя ведущей .

Проникнув в одну из великих тайн природы - тайну возникновения и развития творческих способностей, люди научатся выращивать ... таланты.

Деятельность, которой занимаются дети на уроках окружающего мира, способствует развитию учебно-познавательных умений: школьники ставят и решают проблемные задачи, применяют логические операции. Младший школьник оптимистичен, любознателен, эмоционален, любит играть и фантазировать. В непринужденной обстановке учащиеся учатся рассказывать, беседовать, описывать, рассуждать, вести диалог, составлять описательный рассказы, рассказ-загадку, рассказ-этюд

А всё это, как мы знаем, ведёт к развитию творческих способностей.

В программе есть творческие задания предлагаются детям на уроках окружающего мира:

 Творческое рассказывание.

Урок окружающего мира является эффективным средством развития речи детей, её логики, последовательности, образности, выразительности.

Отличие творческого рассказывания от простого воспроизведения текста учебника:

а). Творческий рассказ включает передачу собственного индивидуального мнения школьника по поводу конкретного события или объекта окружающего мира;

б). Содержание творческого рассказа выходит за рамки изучаемого в классе материала, ученик использует в рассказе знания, приобретённые им в самостоятельной деятельности;

в). Тема творческого рассказа часто «скрывает» проблему, требует от рассказчика размышления, сочинения, высказывания предположения, творческого раздумья.

  Данное упражнение даёт возможность для развития творческих способностей учащихся. Так как одним из условий развития творческих способностей является умение ученика самостоятельно думать, размышлять, сочинять и делать выводы.

Многие учителя убеждены в том, что для обучения необходимо не воображение, а восприятие, память, мышление, речь. Поэтому основным методом обучения в современной школе является образец, а работа учащихся в основном строится на подражании, исполнении инструкции учителя.

Уроки окружающего мира предоставляют большие возможности для выполнения самых разнообразных творческих заданий. Они могут быть связаны с продуктивной деятельностью (рисование, аппликация, конструирование).

В теме «Музыка 19в», детям предлагалось  составить коллективное панно «Щелкунчик» (дети работают в группах, рисуют главных героев из сказки и помещают их на одну основу). В теме «Здоровье» следующее задание: создание плакатов «Если хочешь быть здоров». Так же коллективно (или по группам) составить рисунок - схему и так далее. В теме «От обряда - к театру» предлагается каждой группе представить обрядовую игру.

Очень часто встречаются такие задания, как продолжить историю, составить рассказ, объяснить высказывания.

 Рассказ - этюд - одна из разновидностей творческого рассказа о каком-либо предмете или явлении окружающего мира. Это своеобразная словесная зарисовка, образная характеристика предмета. Главная отличительная характеристика этого вида рассказывания - краткость, образность, выделение наиболее яркого признака описываемого явления.

Творческие задания с использованием музыки и живописи.

Своеобразие и ценность таких заданий состоит в том, что они строятся на сочетании двух наиболее эмоциональных видах деятельности: слушании музыки и рассматривании репродукций картин. Поэтому результатом этой деятельности является сформированность умения эстетически воспринимать явления природы и общественной жизни, отражённые в произведениях искусства.

 Учебные ролевые игры - ещё одна разновидность творческих заданий.

Для развития воображения, которое так необходимо для эффективного обучения, особенно важна игровая деятельность. Одним из главных элементов такой игровой деятельности является наличие креативности, то есть творческого начала.

 Проблемное обучение-  одно из условий развития творческих способностей.

1.         Основной методический элемент проблемного обучения - создание проблемной ситуации, при которой ученик встречает препятствия и не может простым путём (например, только с помощью памяти) преодолеть его.

2.         Основной метод создания проблемной ситуации – высказывание предположения (гипотезы). Для этого в учебнике 3-4 класса введена специальная рубрика, которая так и называется «Выскажи предположение».

Примеры некоторых заданий, встретившихся в данной рубрике учебника.

Например: Тема «Что такое воздух», предлагается задание: объяснить, что означает выражение «подышать свежим воздухом?».

3. Учебная ситуация должна содержать «конфликт», то есть, возможность порассуждать, поспорить, какое-то мнение отвергнуть, а какое-то признать истинным.

Конечно, что бы подвести учащихся к проблемному обучению, необходимо с помощью системы специальных вопросов активизировать у учащихся имеющиеся знания.

Содержание также имеет возможности для развития творческих способностей. Здесь имеются такие задания:

В рубрике «Это задание ты выполнишь дома»:

Например, Тема «Вода»: составить рассказ о том, почему нужно охранять водоёмы, беречь воду.

Рабочие тетради, прилагаемые к учебнику «Окружающий мир» также содержат творческие задания.

Например, домашнее задание: написать сочинение на тему «Почему люди воюют?» и другие.

Таким образом, проанализировав программу Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир» и учебные пособия, прилагающиеся к работе на данном уроке, можно сказать,что:

- содержание данных учебных пособий несут в себе хорошие возможности для организации творческой деятельности на уроке;

-        задания соответствуют методам реализации творческой деятельности младших школьников (использованы методы: диалогического общения, постановке вопросов, проблемной ситуации, игры и другие).

Данная система даёт возможность педагогу развивать творческие способности школьников на уроке через содержание учебников.

Тест определения творческой активности в 4 классе.

1.Желание выполнять творческие задания:

а). С большим желанием;

б). Не проявляет особого желания;

в). Отказывается выполнять.

2. Включение в творческую деятельность:

а). Всегда включается;

б). Редко принимает участие;

в). Никогда.

3. Творческий подход к выполнению творческих заданий:

а). Высокий уровень (проявляет самостоятельность, оригинальность);

б). Средний уровень (выполняя задания ученику требуется небольшая помощь учителя),

в). Низкий уровень (работа строится под руководством учителя).

4. Уровень проявления креативности в выполняемых заданиях:

а). Высокий уровень (работа отличается оригинальностью, нестандартным подходом)

б). Средний уровень (в задании прослеживается участие воображения ребенка);

в). Низкий уровень (задание выполнено на репродуктивном уровне)

Итоги тестирования

Ф.И.

Показатели проявления творческих способностей

итог

1

2

3

4

а

б

в

а

б

в

а

б

в

а

б

в

1

Григорьева Анна

+

+

+

+

СУ

2

Дьяков Лев

+

+

+

+

ВУ

3

Евсеева Алина

+

+

+

+

СУ

4

Ильященко Мария

+

+

+

+

НУ

5

ИзместьевАлександр

+

+

+

+

НУ

6

Карье Кристина

+

+

+

+

СУ

7

Калинин Вячеслав

+

+

+

+

СУ

8

Корпачева Яна

+

+

+

+

+

СУ

9

Комарова Ксения

+

+

+

+

СУ

10

Куликов Данил

+

+

+

+

ВУ

11

Кычкин Владислав

+

+

+

+

СУ

12

Лавров Иван

+

+

+

+

СУ

13

Ли Алиса

+

+

+

+

ВУ

14

Луканина Дарья

+

+

+

+

НУ

15

Напазакова Диана

+

+

+

+

ВУ

16

Пушкарева Ирина

+

+

+

+

ВУ

17

Разгулина Ульяна

+

+

+

+

НУ

18

Сафронов Егор

+

+

+

+

СУ

19

Творогов Владислав

+

+

+

+

СУ

20

Упыренко Анна

+

+

+

+

СУ

21

Ухин Семен

+

+

+

+

ВУ

22

Хохлова Елизавета

+

+

+

+

СУ

23

Цурканов Владислав

+

+

+

+

СУ

24

Шевень Степан

+

+

+

+

СУ

можно отметить, что у 45 % детей прослеживается большое желание к выполнению любых творческих заданий. 29,1 % ребят не проявляют особого желания к выполнению подобных заданий. И 25 % учеников класса иногда отказываются вообще выполнять задания, имеющие творческий характер.

показатели: часто ли включаются учащиеся в творческую деятельность?  65 %учеников всегда с большим желанием включаются в любую творческую деятельность. Эти дети принимают участие в творческих играх, в проигрывании ситуаций и т.д. 29 % ребят иногда включаются в данную деятельность, а иногда у них не возникает подобного желания. И всего 4 % всегда отказываются от участия в творческой коллективной работе.

Такой показатель, как творческий подход к выполняемым заданиям. 33% школьников всегда проявляли самостоятельность, неординарность, творчество при выполнении различных заданий. Средний уровень проявления креативности прослеживался у 45% учащихся. Низкий уровень у 36% ребят.

Анализ продуктов творческой деятельности детей: рисунки, поделки, позволил нам выявить степень креативности детей. 24 % учащихся имеют высокий уровень креативности; у 45 % детей наблюдается средний уровень; 25 % - выполняют творческие задания на низком уровне.

В итоге всего 25 % учащихся имеют высокий уровень проявления творческих способностей, 58% имеют средний уровень и 16 % - низкий уровень.

Для более точного определения уровня развитости творческих способностей у детей, был проведен ряд тестов и анкет.

«Анкета изобретателя».

В анкетировании участвовало 24 человека.

Состояла из 10 вопросов, на которые ребенок должен был ответить: «да» или «нет». Каждый положительный ответ оценивался в 1 балл, отрицательный – 0 баллов. Суммарный результат в некоторой степени характеризовал способность ребенка к творчеству.

Вопросы:

1.         Часто ли тебе в голову приходят новые идеи?

2.         Тебе нравится монотонная работа?

3.         Любишь ли ты решать головоломки и загадки?

4.         Настойчив ли ты в достижении цели?

5.         Ты любишь заниматься чем-то одним?

6.         Тебе приходят в голову необычные идеи?

7.         Можешь ли ты себя называть изобретателем?

8.         Нравится ли тебе узнавать новое?

9.         Ты любишь заранее рассматривать новый учебник?

10.      Часто ли ты можешь реешь новую задачу, с которой не справилось большинство твоих одноклассников?

Если результат анкеты равен 8-10 баллам, то уровень развития творческих способностей высокий, 5-7 баллов – средний уровень, 0-4 балла – низкий уровень.

Затем я проанализировала ответы детей. 32 % учащихся имеют высокий уровень развития творческих способностей, 68% - средний уровень и 0% - низкий уровень.

На первый вопрос: «Часто ли тебе в голову приходят новые идеи?», 84% ответили, что часто; 16% - не часто.

На вопрос «Нравится ли тебе монотонная работа?», 28% детей ответили, что нравится; 72% - не нравится.

96% учащимся нравится решать различные головоломки, 4% не любят.

На следующий вопрос 68 % ответили, что им приходят в голову необычные идеи; 32% ответили, что у них не возникают необычные идеи.

Результаты следующего вопроса показали, что 44 % детей любят заниматься чем-то одним, и 56 % утверждают, что им это не нравится.

Отвечая на следующий вопрос, 86% детей утверждали, что им приходят в голову необычные идеи, 14 – наоборот.

На седьмой вопрос 72% детей ответили, что могут назвать себя изобретателем, 28% что нет.

На вопрос «Нравится ли тебе узнавать что-то новое», 96% учащихся ответили «да», 4% - «нет».

80% ребят утверждали, что они всегда заранее просматривают учебник, и всего 20% - нет.

На последний вопрос: «Часто ли ты можешь решить новую задачу, с которой не справилось большинство твоих одноклассников?», 78% дали положительный ответ, 28% - отрицательный.

Анкета состояла из 5 вопросов, на каждый из которых есть 4 варианта ответа. Ее цель – выявление степени отношения детей к творческой деятельности.

Вопросы анкеты:

1.         После уроков ты остался в группе продленного дня, ты предпочтешь:

а). Начнешь рисовать;

б). Свой ответ;

в). Почитаешь книгу;

г). Сразу же приступишь к выполнению дом. задания;

2. На уроке математики – контрольная работа. Предлагается решить задачу. Ты:

а). Будешь искать множество способов решения этой задачи;

б). Решишь двумя способами;

в). Решишь ее тем способом, кот. предлагал на прошлом уроке учитель;

г). Спишешь у соседа.

3. На уроке русского языка тебе больше всего нравится проверка знаний вида:

а). Сочинение;

б). Изложение;

в). Выполнение упражнений;

г). Диктант

4. Ваш класс изготавливает стен газету к празднику 8 марта. Ты предложишь:

а). Сочинить стихотворение, рассказ;

б). Свой вариант ответа;

в). Найти материал по данной теме;

г). Не примешь участие.

5. На уроке окружающего мира ты любишь:

а). Сочинять истории, рассказы, разыгрывать сценки по теме;

б). Свой вариант ответа;

в). Пересказывать тексты учебника;

г). Узнавать новое, интересное о природе.

Каждый ответ, соответствующий варианту а – оценивается в 10 баллов;

Вариант б – в 8 баллов;

Ответ в – оценивался в 6 баллов;

Вариант г – в 4 балла.

В анкетировании приняло участие 24 человека.

Анализ ответов детей.

1.         На этот вопрос 40% учащихся ответили «порисую», 32% детей предложили свой ответ, например, «поиграю», 28% предпочли бы почитать книгу, и 0% захотели бы сразу же преступить к выполнению домашнего задания.

2.         Во втором вопросе ответ «найду множество способов решения» выбрали 32 % ребят, «решу двумя способами» выбрали 28% учащихся, «решу тем способом, который предлагал на прошлом уроке учитель» ответили 36% детей и последний вариант «спишу у друга» не выбрал никто.

3.         На этот вопрос 12 % детей ответили, что больше нравится сочинение, 20% выбрали изложение, 52 % учащихся нравится выполнять различные упражнения, 8 % выбрали вид проверки знаний – диктант.

4.         На данный вопрос дети ответили следующим образом: 60% уч-ся «сочинили бы стихотворение, рассказ», 24% предложили свой ответ типа «нарисую рисунок», 8% помогли бы найти материал, 8% вообще не приняли бы участия.

5.         На уроке окружающего мира 20% детей предпочитают сочинять истории, рассказы, разыгрывать сценки, 48% предпочитают выполнять задания в рабочих тетрадях или какой – либо другой вид деятельности, 20% учащимся нравится пересказывать тексты учебника, 12% ребят любят узнавать новое, интересное о природе.

Высокую степень отношения к творческой деятельности показывает результат от 45 до 50 баллов; среднюю степень – от 35 до 45; низкую – от 25 до 35 баллов; очень низкую степень – от 20 до 25.

Следовательно, высокой степенью (ВС) отношения к творческой деятельности обладают 5 человек. Среднюю степень (СС) имеют 15 человек, низкую – 5 человек, очень низкой степенью не обладает никто.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта по теме"Взаимодействие с ИКТ в режиме интерактивного обучения как одно из условий развития творческих способностей учащихся 1 ступени"

Цель: развитие творческих способностей младших школьников в процессе взаимодействия с ИКТ в режиме интерактивного    обучения  Задачи:  выявить теоретические подходы в...

Статья "Развитие творческих способностей на уроках окружающего мира".

Статья на тему "Развитие творческих способностей на уроках окружающего мира по программе А.А. Плешакова "Школа России"....

"Социальное партнёрство с родителями, как условие развития творческих способностей обучающихся"

Данный материал направлен на работу с родителями, где отражаются этапы работы с родителями, которые позволяют влиять на качество знаний обучающихся, на изменение отношений между детьми и родителями, т...

"Социальное партнёрство с родителями, как условие развития творческих способностей обучающихся"

Данный материал направлен на работу с родителями, где отражаются этапы работы с родителями, которые позволяют влиять на качество знаний обучающихся, на изменение отношений между детьми и родителями, т...

Развитие творческих способностей на уроках окружающего мира

Развитие творческих способностей на уроках окружающего мира.  С внедрением     ФГОС тема доклада актуальна.Современное образование предъявляет новые требования к развитию личности челов...

Развитие творческой активности на уроках окружающего мира через внедрение ИКТ

Развитие творческой активности на уроках окружающего мира через внедрение ИКТ. ...

Условия развития творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения.

Одна из первостепенных задач образовательной организации это развитие творческих способностей обучающихся. Её реализацию большинство преподавателей достигают никак не за счёт дополнительной нагрузки н...