Урок окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Семёнова Ирина Дмитриевна

Тема урока: "Россия в 17 веке. Смутное время"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

Тема: Россия в 17 веке. Смутное время

Цели:

1.Познакомить  учащихся  с  героическими  страницами  истории  Отечества  в  начале  17 века.

2.Сформировать  представления  учащихся  о  патриотизме,  воспитывать  любовь  к  Родине.

3.Показать  учащимся,  что  сделали  для  России  К. Минин  и  Д. Пожарский

4.Развивать  устную  речь, умение  работать  с  исторической  картой.

Формирование  личностных  УУД.

1.Формировать  мотивационную  основу  учебной  деятельности, внутреннюю  позицию  ребенка  на  уровне  положительного  отношения  к  школе,  к  Родине.

2.Формировать  учебно – воспитательный  интерес  к  новому  учебному  материалу  и  способность  к  самооценке  на  основе  критерия  успешности  учебной  деятельности.

Предметные  задачи:

1.Развивать  устную  речь,  творческие  способности,  самостоятельные  навыки.

2.Учить  применять  полученные  знания  на  практике.

3.Прививать  любовь  к  Родине,  доброжелательное  отношение  к  товарищам.

Формирование  регулятивных  универсальных  УУД.        

1.Развивать  общеинтеллектуальные  умения ( анализа,  сравнения,  обобщения).

2.Учить  работать  с  алгоритмом  действия  при  изучении  нового  материала,  строить  речевые  высказывания  в  устной  форме.

Организация деятельности по применению новых знаний. Разрешение проблемной ситуации.

 Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция.

 Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 Познавательные УУД: общеучебные –логические (анализ, классификация, подведение под понятие, вывод.)

Этапы урока

1. Актуализация знаний

-Ребята, нам с вами сегодня

Путь нелегкий предстоит

Река времени бежит…

Мы промчимся чрез века

Через многие года

И окажемся мы с вами…

Далеко за много лет…

В том истории секрет.

А помогать нам сегодня будут герои Добрыня, Илюша, Алёша .

Мотивация

2. Выход на тему.  Работа с копилками.  Соотнесите, в каком веке произошли события, отмеченные на карточках.   Что вы видите? (Что 17 век -  события отсутствуют)

«Куда дальше ведет «река» времени»? (в 17 век)

что хотите узнать об этом веке?( высказывают свое мнение, предположение)

Стрелка указывает, что нас ждёт дальше.

Что вы видите? (Памятник)

- Где находится этот памятник? (На Красной площади.)

Что написано на его подножии? ( Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия.)

- Всем обыкновенным людям ставят памятники? (Нет.)

- Какое вы заметили противоречие? (Минин и Пожарский – самые обыкновенные люди, каких было много.  Но их до сих пор помнят и даже поставили памятник.)

- Какой возникает вопрос?

ПРОБЛЕМА УРОКА.

Дети могут предположить, что Минину и Пожарскому удалось спасти Россию от какой-то страшной опасности.

Новый материал:

3.Работа в зоне актуального развития

Начало 17 века  русский народ назвал  смутным временем. Что такое смутные времена?  Где мы об этом можем узнать? ( Если нет сильного правителя, тогда другие страны стремятся вторгнуться в дела этой страны.) Так и случилось в России. Польские и шведские короли вторглись со своими войсками в Россию, вскоре заняли Москву. Страна  оказалась в опасности.

Давайте составим схему, как вы думаете, по какой причине наступило смутное время.

4. Составление  схемы

« Причины смутного времени»

                                     опустел  престол

                                           голод

                             

                               предательство  бояр

 иноземные  захватчики  ( Москва – поляки,  Новгород – шведы)

Но  русские  люди  не  могли  и  не  хотели  мириться  с  гибелью  своего  государства. Что  надо  было  сделать,  чтобы  победить  врага? (Объединиться).

 

Посмотрите ещё раз на памятник Минину и Пожарскому

Какие  вопросы  у  вас  возникли?( алгоритмы  прикреплять  на  доску)

1. Кто  такие  Минин  и  Пожарский?

2. Что  сделали  Минин  и  Пожарский  для  России?

3. За  какие  подвиги  воздвигли  им  памятник?

4.За  что  благодарят  их  потомки?

И мы сейчас с вами объединимся в группы

В 1 группе будут работать дети, у которых на карточках написаны слова Минин, Пожарский.

Во 2й группе – слово «народное ополчение»

В 3й группе  - слово  «освободители земли русской»

В 4й группе – слово «победа»

Организуется групповая работа по выявлению значимости деятельности К.Минина и Д.Пожарского.

В ходе работы дети знакомятся с текстом и делают Свой ЛИСТ  ИСТОРИИ

В итоге получается книга. Каждая группа показывает итог работы.

Подвиг страны складывается из подвига народа и отдельных героев. Подвиг не был забыт, память  о нём жива до  сих пор.

Закрепление

- Какого числа была освобождена Москва от поляков? ( 4ноября) 

С этой датой связан государственный праздник России.

- Кто знает, о каком празднике идет речь? (день народного единства) почему этот праздник так называется? 

- Где можно об этом узнать? -

Итог урока. В начале урока у нас вами прозвучал вопрос: Что вы хотите узнать 17 веке? Какой ответ вы можете дать? Как вы думаете, из-за чего в стране могут наступить «смутные времена»?

Рефлексия по карточкам.

Учитель Семёнова И.Д.

                           


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие по истории России Учитель начальных классов Семёнова И.Д. Г. Калининград

Слайд 2

X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX

Слайд 3

X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX

Слайд 4

Почему это время назвали «смутным»?

Слайд 5

ИНОЗЕМНЫЕ ЗАХВАТЧИКИ НАСТУПИЛ ГОЛОД Причины «смутного времени » ОПУСТЕЛ ПРЕСТОЛ ПРЕДАТЕЛЬСТВО БОЯР

Слайд 7

РАБОТА В ГРУППАХ

Слайд 8

Новые понятия Народное ополчение – это войско, создаваемое в помощь регулярной армии на добровольных началах.

Слайд 9

4 ноября – день народного единства

Слайд 10

X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...