Соль - друг или враг?
проект по окружающему миру (4 класс) на тему

Работа была написана с ученицей 4 класса на научно-практическую конференцию. Она содержит все разделы научно-исследовательской работы: введение, теоретическую и практическую части, выводы по практической части, заключение, список использованной литературы и приложения. В приложениях подробно описаны все опыты и эксперименты. Данный материал может быть использован учителем на уроках окружающего мира при изучении темы "Полезные ископаемые", а также для расширения кругозора учащихся о знакомом веществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sol_-_drug_ili_vrag.docx85.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Евдокимовская средняя общеобразовательная школа»

%20%20~1

Исследовательская работа

Соль - друг или враг?

                                                                            Выполнила:

Абраменко Алина,

                                                                                                    ученица 4 класса            

                                                                                      Руководитель:

Андреева Ольга Сергеевна,

учитель начальных классов

Тулун, 2018

Оглавление

Введение………………………………………………………………………… …..3 - 4

І. Теоретическая часть.

1.1. Немного истории……………………………………………………………….5 - 6

1.2. Состав соли и здоровье человека……………………………………………...7

1.3. Виды соли и их применение…………………………………………………...8

1.4. Соль - друг………………………………………………………………………9 - 10

1.5. Соль - враг………………………………………………………………………11

ІІ. Практическая часть.

2.1. Соль и здоровье человека……………………………………………………..12 - 13

2.2. Влияние соли на свойства воды………………………………………………14

2.3. Влияние соли на изделия из кожи…………………………………………….15

2.4. Соль и металлические предметы……………………………………………..16

2.5. Соль и растения………………………………………………………………..17

Выводы по практической части…………………………………………………...18

Заключение…………………………………………………………………………19

Список использованной литературы……………………………………………..20

Приложения.

Приложение 1. Опыты с шерстяной ниткой……………………………………..21 – 22

Приложение 2. Изучение влияния соли на свойства воды……………………..23

Приложение 3. Влияние соли на изделия из кожи……………………………...24

Приложение 4. Соль и металлические предметы………………………………25

Приложение 5. Соль и растения…………………………………………………26 - 28

Приложение 6. Использование соли в кулинарии……………………………...29

Приложение 7. Использование соли в быту……………………………………30 - 31

Введение.

Природа – это всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир.

Человек - одно из звеньев в системе природы, поэтому ему близка как живая, так и неживая природа. В составе неживой природы выделяют полезные ископаемые - это часть неживой природы, которую человек добывает из недр земли и использует для своих благ. Некоторые полезные ископаемые мы видим только в коллекциях на уроках окружающего мира, а с некоторыми встречаемся довольно часто. К таким полезным ископаемым можно отнести, например, каменный уголь, известняк и поваренную соль.

О пользе или вреде соли ведутся нескончаемые споры. Я слышала такое выражение: «Соль – это белая смерть» «Тайный убийца». Так ли это на самом деле? И если да, то зачем тогда мы держим её у себя дома и употребляем в пищу? Меня очень заинтересовали эти вопросы, и я решила разобраться в этой теме. Так была выбрана тема моего исследования: «Соль – друг или враг?». Актуальность данного исследования заключается в том, чтобы ответить на волнующий многих вопрос – что же представляет собой соль, друг она или враг?

Проблемой исследования является вопрос: соль приносит пользу или вред организму человека и окружающим предметам?

Это определило цель моей работы: изучить свойства соли, выяснить, когда соль бывает другом, а когда – врагом для человека и различных предметов.

Задачи:

  • изучить литературу по теоретическим вопросам темы исследования;
  • выполнить ряд экспериментов, направленных на изучение влияния соли на окружающие предметы;
  • проанализировать полученные результаты, сформулировать выводы;
  • обобщить все результаты, подвести итог проделанной работы.

Объект исследования: соль.

Предмет исследования: влияние соли на организм человека и окружающие предметы.

Гипотеза: предположим, что соль в определённом количестве приносит человеку пользу, а в больших дозах оказывает отрицательное влияние на организм человека, растения и предметы, сделанные из определённого материала.

Методы исследования:

  • изучение научной литературы;
  • эксперимент;
  • наблюдение;
  • обобщение, анализ, выводы.

І. Теоретическая часть.

1.1. Немного истории.

Происхождение слова «соль», по мнению некоторых современных учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца — Солонь. Когда-то соль была дорогим товаром. Соль подавали на стол в дорогих солонках, её берегли, экономили, хвастались ею: наличие соли на столе было признаком достатка и благополучия.

Поваренная соль – это единственное минеральное вещество, которое употребляет человек в чистом виде.

Соль – необходимый компонент человеческой пищи. Если обратиться к истории, то можно убедиться, насколько важным было это вещество для человека. На протяжении долгих столетий соль была ценным товаром. Из-за соли устраивали войны, образовывались и разрушались государства. В Древнем Риме караваны с солью медленно брели по главной дороге – «Соляному пути». Караваны сопровождали отряды воинов, чтобы соль, драгоценное сокровище, не стала добычей разбойников. В древности соль ценилась на вес золота. Торговцев соли облагали большим налогом. Это положило начало войнам, и даже стало причиной основания городов, например, Мюнхена в 1158 году. Нехватка соли вызывала и народные волнения (соляные бунты). Такой бунт произошел в 1648 году в Москве.

Соль служила источником пополнения казны. В некоторых странах соль выполняла даже роль денежной единицы. Венецианский путешественник Марко Поло, посетивший Китай в 1286 году, описал использовавшиеся там монеты из кристалликов соли. В Эфиопии стандартные куски соли были в ходу в качестве денежной единицы. Римским воинам нередко жалованье выплачивали солью. Ученые считают, что именно с этим связано происхождение итальянского слова «сольди» (мелкая монета).

Когда-то в Голландии существовала мучительная казнь. Люди получали только хлеб и воду, а соли были полностью лишены. Через некоторое время они умирали.

У многих народов существовал обычай «солить» новорождённых, оберегая их от злых духов.

С солью связано множество суеверий и примет. Одна из самых известных: просыпать соль – дурная примета. Много – много лет назад водилась соль не в каждом доме. Выставляли её на стол только для самых дорогих гостей. Если же гость ее случайно или, хуже того, специально просыпал — это считалось неуважением к хозяевам. Вот отсюда и пошла примета: если рассыпать соль, то это приведет к ссоре.

Народ всегда уделял соли особое внимание. Во многих русских народных пословицах говорится: «Соль всему голова, без соли и жито - трава», «Соли нет и слова нет», «Без соли стол кривой».  Много народных загадок о соли сложено.

Таким образом, история соли неразрывно связана с историей многих народов. С ней связано множество исторических моментов, пословиц и примет. Соль – постоянная спутница жизни человека.

1.2. Состав соли и здоровье человека.

Как известно, популярная приправа - соединение натрия и хлора, хлорид натрия.

  • Натрий отвечает за правильную передачу нервных импульсов, участвует в обеспечении сокращений мышц. Нехватка микроэлемента проявляется слабостью, сонливостью;
  • Хлор входит в состав желудочного сока, крови и желчи. Если хлора недостаточно, начинаются сбои в работе системы пищеварения.

Некоторые убеждены, что определенное количество соли каждый день выводится через выделительную систему, через пот и мочу. В этом ее польза и потому расход нужно регулярно восполнять.

Другие считают, что через выделительную систему организм избавляется от ненужного. И когда через пот выделяется чересчур много хлорида натрия, это говорит об его излишках.

На самом деле ее избыток будет выведен, за исключением того небольшого количества, который удержится внутри клетки для обеспечения правильного здорового функционирования. Определенный компромисс нетрудно найти, полностью отказавшись от намеренного "соления" пищи. Лучше, если она начнет поступать с различными здоровыми продуктами, то есть наиболее полезным и естественным способом. Чтобы постоянно иметь в организме достаточное количество соли, мы должны съедать 10-12 г соли ежедневно. За год человек потребляет 4,5 кг соли. А за 70 лет жизни 200-300 кг.

Почему соль называют «белой смертью»? Мрачное и несправедливое определение «белая смерть» для соли никак не годится. Да, злоупотребление солью запросто может загубить сердечно - сосудистую систему, выделительную систему и преждевременно свести человека в могилу. Просто следует соблюдать в потреблении соли золотую середину и тогда соль пойдет исключительно во благо и полностью оправдывает словосочетание «соль жизни».

1.3. Виды соли и их применение.

Существуют различные виды соли. Помимо обычной соли человек использует в пищу йодированную соль – эта соль содержит элемент йод. Она служит профилактическим средством для заболевания щитовидной железы. Употребление йодированной соли рекомендовано людям, страдающим нарушениями в работе нервной системы, а также пожилым людям. Полезна и морская соль. В ее состав входит большое количество минеральных веществ. Чем больше соли в воде, тем больше полезного в воздухе. Морской воздух повышает защитные силы организма. Ванны с морской солью улучшают самочувствие, настроение. Соль используется и в косметических целях, для ухода за кожей (солевые ванночки, примочки).

Хронический недостаток соли в организме может привести:

  • к головокружениям и обморокам;
  • нарушениям сердечной деятельности;
  • резкому сокращению выделения пищеварительных соков;
  • снижению аппетита;
  • уменьшению количества воды в крови и организме.

Ежедневная добавка 3-4 г соли в пищу снимает эти болезненные явления. Однако чрезмерное потребление соли вредно для здоровья:

  • нарушается деятельность сердца, почек;
  • возникают отёки ног;
  • повышается кровяное давление.

1.4. Соль - друг.

Соль приносит пользу при наружном применении:

  • соляные ванночки приносят пользу тем, что помогают справиться с отеком ног;
  • соляной компресс под глазами (1ч.л. на литр воды) полезен от мешков под глазами;
  • укреплению ногтей помогут соляные ванночки, содержащие 2 ст. ложки соли с капелькой йода.
  • ингаляции соляного раствора приносят облегчение при боли в горле и при респираторных заболеваниях.
  • полоскание горла и ротовой полости раствором соли и соды не только помогает при воспалениях миндалин, но и делает дыхание свежим.
  • при укусах насекомых: смочите место укуса и посыпьте солью.

Кроме приготовления пищи и лечения некоторых недугов, соль может пригодиться и в хозяйстве.

  • В первую очередь - это отличное чистящее средство. Смесь соли и скипидара избавит ванну и раковину от желтых пятен, смесь соли и уксуса вернет прежний блеск меди и жести, смесь лимонного сока и соли очищает пятна ржавчины. Крепкий соляной раствор, слитый в раковину, предотвращает накопление жира на стенках водопроводных труб на кухне и избавляет от неприятного запаха.
  • Чтобы утюг легче скользил по выстиранному белью, добавьте немного соли к стиральному порошку.
  • Немного соли, добавленной в молоко, позволит дольше сохранить его свежим.
  • Щепотка соли облегчит взбивание яичных белков или сливок.
  • Для предотвращения появления плесени на сыре, заверните его в салфетку, смоченную в соляном растворе.

Есть такая методика, как спелеотерапия, представляющая собой лечение в соляных пещерах. Это лечение полезно при заболеваниях дыхательных органов. В соляных пещерах царит особенный микроклимат, укрепляющий иммунную систему, выводящий из дыхательных путей зловредные вирусы и бактерии, очищающий легкие и бронхи. Медики считают, что пребывание в таких пещерах активизирует природный механизм самоизлечения.
Хотя, чтобы почувствовать благотворное воздействие, нет необходимости ехать в шахту. Можно приобрести специальную соляную лампу и периодически ее включать. Она может воссоздавать микроклимат соляных пещер прямо в квартире [2, 4].

Таким образом, становится совершенно очевидным тот факт, что соль – не только приправа к пищи. При правильном применении соль становится лекарем, отличным помощником в хозяйстве. Я узнала о правильном использовании соли в кулинарии (Приложение 6), а также в быту (Приложение 7).

1.5. Соль – враг.

Вред соли проявляется только в случае ее переизбытка. Она закупоривает протоки и жидкость не может покинуть организм. В результате образуются отеки, а излишки хлорида натрия начинают накапливаться.

Натрий повышает давление, что наносит вред здоровью при гипертонической болезни. В случае развития заболевания может случиться инсульт.

Избыточное  поступление соли вызывает различные заболевания почек, печени, сердца.

Регулярное подсаливание пищи притупляет чувствительность вкусовых рецепторов, отчего натуральная еда начинает казаться чересчур пресной. Если некоторое время посидеть на бессолевой диете, чувствительность рецепторов восстанавливается, возвращается способность ощущать естественный вкус пищи. Привычку подсаливать салаты можно заменить добавлением пряностей, лимона [4].

Следовательно, соль может стать врагом только в том случае, если человек нарушит дозировку её употребления.


ІІ. Практическая часть.

2.1.Соль  и здоровье человека.

Для того чтобы оценить влияние соли на организм человека, я побеседовала с врачом, который работает в нашем ФАПе. Результаты беседы записала в таблицу.

Соль - друг

Соль - враг

1.Соль нужна для образования соляной кислоты – важнейшей составляющей части желудочного сока. А без желудочного сока невозможен процесс пищеварения.

1. Соль задерживает воду в организме человека, поэтому нельзя злоупотреблять солью при повышенном давлении, болезнях органов пищеварения, сердца, сосудов, почек. Надо быть осторожным с солью и тем, кто склонен к полноте.

2.Соль нужна для работы нервной системы человека, для работы мышц. Дефицит соли проявляется общей слабостью, понижением давления, судорогами.

3. Соль прекращает развитие бактерий, поэтому она является антисептиком.

Мы узнали, что избыток соли неблагоприятно влияет на работу сердечно-сосудистой системы, особенно на сосуды мозга. Для того чтобы убедиться в этом, я провела следующий эксперимент:

6 февраля

Взяла 3 стакана. В первый налила воду и опустила шерстяную нитку. Во втором стакане сделала слабый раствор соли, опустила в него нитку. В третьем стакане сделала насыщенный раствор соли, опустила нитку. Представила, что нитка – это сосуд человека.

8 февраля

1 стакан – нитка стала мокрой.

2 стакан – нитка стала мокрой и немного твердой.

3 стакан – нитка стала твердой, белой, покрылась солью, даже стенки стакана стали немного белыми.

15 февраля

1 стакан – без изменений.

2 стакан – нитка стала достаточно твердой, слегка покрылась белым налетом.

3 стакан – слой соли на нитке очень сильно увеличился, почти весь стакан покрылся слоем соли. Слой соли заметен даже снаружи стакана и в области ручки.

Во всех стаканах сильно понизился уровень воды (Приложение 1).

Вывод: Получился наглядный пример отрицательного воздействия большого количества соли на сосуды человека. Опыт показывает, что излишки соли, употреблённые человеком с пищей, оседают на стенках кровеносных сосудов.

2.2. Влияние соли на свойства воды.

Я провела такой опыт: положила сырое яйцо в стакан с чистой водой – яйцо опустилось на дно стакана. Достала яйцо из стакана и растворила в воде несколько ложек соли. Опустила яйцо в стакан с соленой водой – яйцо осталось плавать на поверхности воды (Приложение 2). Почему же так происходит? Узнала у учителя, что соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мертвом море вода настолько соленая, что человек без всяких усилий может лежать на ее поверхности, не боясь утонуть.

Таким образом, можно сделать вывод, что соль действительно изменяет свойства воды, повышая её плотность.

2.3.  Влияние соли на изделия из кожи.

С целью изучения влияния соли на изделия из кожи (обувь, верхняя одежда, сумки, ремни, чехлы) я провела следующий опыт: взяла кусочек кожи и замочила его на день в крепкий соляной раствор. На следующий день я вынула кожаный кусочек и положила сушиться. Через день я заметила, что на поверхности кожи выступили белые соляные следы, а сама кожа начала затвердевать. Ещё через два дня соляные следы проступили почти по всей поверхности кожаного кусочка более толстым слоем, а кожаный кусочек стал очень твёрдым. Выступившая на поверхности кожи соль образовала кристаллы (Приложение 3).

Вывод: опыт показывает, что соль отрицательно влияет на изделия из кожи. Поскольку дороги часто посыпают солью, за кожаными изделиями нужен тщательный уход. Обувь нужно хорошо мыть, удаляя всю соль, а затем просушивать.

2.4. Соль и металлические предметы.

Я слышала и об отрицательном влиянии соли на металлические предметы. Чтобы проверить, так ли это на самом деле, я провела эксперимент, для которого мне потребовалось 3 стакана и 3 металлические шпильки.

19 февраля

Взяла 3 стакана. В первый налила воду и опустила металлическую шпильку. Во втором стакане сделала слабый раствор соли, опустила в него шпильку. В третьем стакане сделала насыщенный раствор соли, опустила шпильку.

26 февраля.

1 стакан – шпилька стала мокрой

2 стакан – шпилька мокрая, в одном месте на поверхности шпилька началась небольшая коррозия металла и образование ржавчины

3 стакан – на поверхности шпильки и стенках стакана проступили кристаллы соли, на шпильке началось разъедание металла, вода стала ржавой и мутной

28 февраля

1 стакан – вода чистая, только уровень её понизился вследствие испарения, шпилька целая, без каких-либо повреждений

2 стакан – вода стала слегка ржавой, коррозия металла продолжается

3 стакан – вода сильно ржавая, сверху мутная плёнка на воде, кристаллы соли покрыли почти всю шпильку и стенки стакана, ржавчина со шпильки перешло на дно стакана (Приложение 4).

Вывод: раствор соли действительно негативно воздействует на металлические предметы, приводит к разрушению металла и его коррозии.

2.5. Соль и растения.

Я слышала, что растения погибают, если их поливать не чистой водой, а солёной. Я решила проверить это. Для эксперимента я взяла 2 цветка. Один я поливала чистой водой, а для полива второго приготовила соляной раствор.

5 марта

1 цветок – имеет здоровый вид

2 цветок – имеет здоровый вид

12 марта

1 цветок – имеет здоровый вид

2 цветок – начали желтеть и вянуть листья. Цветок стал выглядеть заболевшим.

19 марта

1 цветок – имеет ярко-зелёный, сочный цвет, даже немного подрос

2 цветок – листья отгнили от корня, засохли и стали коричневыми. Земля в цветочном горшочке стала блестеть, сквозь неё видны кристаллы соли. Нижняя часть горшочка с наружной стороны покрылась тонким слоем высохшей соли. Цветок погиб. Теперь в эту землю нельзя садить никакое растение. Оно тоже погибнет (Приложение 5).

Вывод: соляной раствор губительно влияет на растения. Если цветок несколько раз полить солёной, а не чистой водой, он погибнет. Новое растение нельзя сажать в эту же землю, поскольку соль осела в земле, и новое растение тоже погибнет.

Выводы по практической части.

Мы пришли к следующим выводам: соль - жизненно важное вещество. Она способна помочь при десятках заболеваний и является далеко не «белой смертью», как считают некоторые. Исключение из рациона соли не только бессмысленно, но и вредно. Соль имеет большое значение в жизнедеятельности человека. Она заслуживает истинного восхищения, почитания и преклонения! Следовательно, является другом. Но в случае передозировки соль вредна и оказывает неблагоприятное действие на здоровье человека, соответственно, превращается из друга во врага. Придерживайтесь принципа разумности в употреблении соли, и тогда соль для вас останется только другом.

Для металлических и кожаных изделий соль является врагом. При контакте с солью эти изделия разрушаются, ржавеют, теряют привлекательный вид. Чтобы этого избежать, необходимо правильно ухаживать за такими изделиями либо избегать их контакта с солью.

Соль убивает и растения. Если его поливать не чистой пресной, а солёной водой, растение погибнет. В засолённой почве не будет расти никакое растение. Чтобы вырастить новое растение, необходимо тщательно промыть горшочек из-под цветка, засыпать новую свежую землю.

Заключение.

Данная исследовательская работа позволила нам оценить положительную и отрицательную роль соли в жизни человека и окружающих предметов.

Во-первых,  благодаря проведённым экспериментам, мы узнали, что соль – жизненно необходимое вещество человека. Однако при чрезмерном её употреблении может вызвать проблемы со здоровьем. Значит, наша гипотеза о том, что соль приносит человеку пользу только при определённом её употреблении, подтвердилась. Нашла своё подтверждение и мысль о том, что соль оказывает отрицательное воздействие на металлические и кожаные изделия.

Во-вторых, в результате работы над темой исследования я прочитала много познавательной литературы, узнала от мамы и бабушки очень много полезных советов, связанных с солью, которые пригодятся мне в будущей жизни.

В-третьих, я теперь знаю точный ответ на волнующий многих вопрос: что же представляет собой соль, друг она или враг?

Материалы моей работы могут быть интересны учащимся не только начальных, но и старших классов, оказать помощь учителям при проведении уроков и внеклассных мероприятий.

Список использованной литературы:

1. Большая детская энциклопедия. Химия. Издательский дом «Проф-Пресс». Ростов-на-Дону, 2017.

2. И.И. Дубровин. Всё об обычной соли: Рецепты, целительные свойства, косметика и уход за кожей, а также многое другое. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.

3.  И.П. Неумывакин. Соль. Мифы и реальность. М.: ЭКСМО, 2010.

4. К. Ушаков. Вся правда о поваренной соли. Яд или полезное лекарство? М.: РОСМЭН, 2014.

5. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. /Глав. ред. В. А. Володин. — М.: АСТ Астрель, 2000. — 640 с: ил.

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-9302/

http://www.greenmama.ru/nid/2373862

http://hnb.com.ua/articles/s-zdorovie-vred_soli-459

http://www.poskart.ru/solt.html

http://www.shepotka.ru/history/saying

http://www.vsluhblog.ru/2010/11/soly.html

http://www.medicinform.net

http://ru.wikipedia.org

Приложение 6

Использование соли в кулинарии.

      Мама мне рассказала о правильной закладке соли в блюда. Я узнала, что мясной бульон следует солить за 10 минут до готовности, а вот рыбный – как только закипит вода. А если неопытный кулинар слегка пересолил бульон, то можно исправить ситуацию, добавив картофелину или горстку риса – они заберут на себя лишнюю соль.

     От бабушек я узнала и другие полезные кулинарные советы:

  • Пироги не пригорят на железном листе, если дно духовки посыпать солью.
  • Добавьте в воду, где варится картофель в кожуре, чайную ложку соли, и кожура не лопнет. Если при варке в соленой воде яйцо лопнет, то оно не вытечет.
  • Щепотка соли предохраняет молоко от скисания.
  • Если картофель солить в конце жарки, то он будет иметь хрустящую корочку.
  • Мы заметили, что часто в рецептах приготовления блюд указывают вес необходимого количества соли. Но ведь не всегда бывают под рукой весы. Гораздо быстрее нужное количество соли отмеряют ложками. Мы решили узнать, сколько граммов соли содержится в столовой ложке, чайной ложке. Для этого принесли из кабинета физики весы и стали взвешивать соль в столовой и чайной ложках. Вот что получилось: в чайной ложке – 9,8 г (почти 10 г), а в столовой – 28,5 г (почти 30 г) [2].

Приложение 7

Использование соли в быту.

 Выяснила, что соль полезна и в быту. Вот какие рецепты я  узнала:

  • Стеклянная посуда лучше блестит, когда ее после мытья ополаскивают соленой водой.
  • Замерзшие оконные стекла можно легко очистить крепким раствором соли.
  • Чтобы живые цветы сохранить дольше, необходимо в вазу с водой насыпать немного соли.
  • Чтобы махровые полотенца оставались мягкими, следует после стирки ополоснуть их в соленой воде и не гладить.
  • Перед тем, как зажечь свечи, обмакните их в соленую воду – свечи будут меньше оплывать, будут гореть дольше и ровнее.

       Мы решили проверить этот совет. Взяли две одинаковые свечи, одну из них окунули в раствор соли. Одновременно подожгли. Свечи горели и оплывали одинаково ровно. Прошло 20 мин. Остатки свечей оказались одинакового размера.

      Вывод: раствор соли, в данном совете, не повлиял на длительность и качество горения. Считаем, что этот совет неэффективен.

  • Запах краски, который держится после ремонта, быстрее исчезнет, если в нескольких местах поставить тарелки с солью.
  • Пожелтевшие занавески перед стиркой надо подержать в соленой воде.
  • Мешочки, в которых хранятся сухофрукты или крупа, прокипятите в течении 15-20 минут в насыщенном растворе соли, а потом высушите их, не отжимая. Вредители в них не заведутся.
  • Тупой нож легче наточить, если смочить лезвие в соленой воде.
  • Масло в жаркую погоду не тает, если масленку обернуть салфеткой, смоченной в соленой воде [2].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Соль-друг, соль - враг"

Данная работа направлена на изучение свойст соли....

Внеурочная деятельность. Тема: Соль – наш верный друг

Внеклассное занятие для учащихся начальной школы.Тема: Соль – наш верный друг.Цель : Познакомить детей с видами соли, её добычей и роли для живых организмов....

Классный час по теме "Толернтность" : "Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими."

1.Просмотр отрывка “Сцена птичьего двора” из м/ф “Гадкий утёнок” (2010г.). 2. Беседа. - Как отнеслись жители птичьего двора к утёнку?- Как они его назвали?   (Ответы детей) Га...

Проектно – исследовательская работа «Соль: наш друг или враг?»

   Данная проектно - исследовательская работа позволит оценить положительную и отрицательную роль соли в жизни человека. Материалы   проекта - исследования востребованы и мо...

Проектно – исследовательская работа «Соль: наш друг или враг?» Презентация.

—Проектно – исследовательская работа "Соль - наш друг или враг?" разделена на 2 части : теоретическую и практическую.—Ученики класса  образуют группы: историки, медики, кулинары, домохозяйки, лит...

Солоҡсолоҡ шөғөлө, дәрес

Башҡорттарҙың традицион хужалығы һәм шөғөлдәренең береһе  солоҡсолоҡ менән танышыу....

Исследовательская работа "Соль - друг или враг?"

Цель исследовательской работы: узнать исторические сведения о соли, выяснить какое значение имеет соль, полезна или вредна она для людей. Ознакомить одноклассников с результатами своего исследования....